Научная тема: «КУЛЬТУРНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В БИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Детский билингвизм в широком понимании - это особая социо- и этнокультурная ситуация общекультурного и речевого развития ребенка дошкольного возраста в условиях коммуникативного, диалогического взаимодействия с субъектами билингвального пространства, контактирования языков и культур. Данная ситуация выступает естественным контекстом культурно-диалогического развития ребенка-билингва, стохастически влияющим на его вхождение в социум, установление коммуникативных отношений, общее речевое развитие. Выражением детского билингвизма становится особым образом организованное речевое поведение, которое в приложении к ребенку-билингву дошкольного возраста понимается как освоенный ребенком опыт поведения в ситуациях билингвальной коммуникации, основанный на готовности и способности выбирать язык общения, использовать стереотипные высказывания, речевые клише, соблюдать речевой этикет на двух языках.
  2. Культурно-диалогическое развитие дошкольника понимается как процесс и результат динамичного изменения ребенка под влиянием социо- и этнокультурной ситуаций билингвизма, связанного с последовательным накоплением ребенком опыта взаимодействия с другими участниками билингвального пространства, развитием у него готовности и способности решать определенные задачи в ситуациях билингвальной коммуникации. Исследование культурно-диалогического развития дошкольника основывается на позиции учета взаимосвязи двух процессов - становления ребенка как субъекта культуры в системе социо- и этнокультурных отношений и развития у дошкольников способности к диалогическому речевому взаимодействию с использованием родного и неродного языков.
  3. Основным психолого-педагогическим механизмом культурно-диалогического развития дошкольника в билингвальном пространстве выступает социо- и этнокультурная идентификация. Смысловые характеристики процессов социо- и этнокультурной идентификации дошкольника в билингвальном пространстве определяются как механизмы направленного отождествления ребенком себя с этнокультурной общностью, принятия ее целей и ценностей, осознания себя членом этой общности, не отрицающим возможности быть субъектом отношений при взаимодействии с представителями других этнических групп - участников билингвальной коммуникации.
  4. Результатом культурно-диалогического развития дошкольника выступает совокупность личностно ориентированных характеристик интеллектуально-психологического характера, определяющих психологическую готовность дошкольника к эмоционально положительному личностному взаимодействию со взрослыми и сверстниками - носителями родного и неродного языков, представителями различных этнокультурных сообществ; и деятельностно-речевого характера, определяющих готовность и способность дошкольника воспринимать информацию на родном и неродном языках и выстраивать собственную речевую деятельность с учетом характера билингвального взаимодействия.
  5. Билингвальное образовательное пространство - это географически, этнически, культурно выраженное пространство межкультурной коммуникации, основанное на взаимодействии различных лингвистических систем и интегрированной общности образовательных учреждений, семьи, других участников билингвального взаимодействия, определяющее необходимость освоения каждым участником достаточных навыков билингвальной коммуникации. Структурно билингвальное образовательное пространство включает организацию институционального взаимодействия ДОУ, семьи, учреждений культуры, дополнительного образования для детей - с одной стороны, а с другой, - взаимодействие субъектов билингвального образовательного пространства - родителей, ближайшего окружения, воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и других представителей социума, прямо или косвенно включенных в сферу межличностного социо- и этнокультурного взаимодействия дошкольника.
  6. Моделирование билингвального образовательного пространства основывается на учете социо- и этнокультурной ситуации билингвального пространства; институциональной структуре взаимодополняющих институциональных субъектов, включающих семью, учреждения дошкольного образования, дополнительного образования для детей, учреждения культуры; целенаправленной организации взаимодействия участников процесса культурно-диалогического развития; организационно-педагогическом обеспечении процесса культурно-диалогического развития дошкольников.
  7. Концепция культурно-диалогического развития дошкольников в билингвальном образовательном пространстве включает подходы, принципы, закономерности, условия; организационно-методическое обеспечение культурно-диалогического развития дошкольника в билингвальном образовательном пространстве обусловлено необходимостью минимизации рисков развития ребенка в билингвальном пространстве посредством целенаправленного управления процессом вхождения, освоения, принятия дошкольником субъектной позиции в условиях этнокультурного взаимодействия в билингвальном пространстве за счет актуализации потенциала содержания дошкольного образования, профессионально-педагогической компетентности педагогов, инновационных проектов и программ, информационно-просветительской работы с родителями и ближайшим окружением дошкольников, находящихся в ситуации билингвизма.
  8. Эффективность организационно-педагогического обеспечения процесса культурно-диалогического развития дошкольников в билингвальном образовательном пространстве как достижение оптимального баланса между уровнем культурно-диалогического развития дошкольника и реализованными условиями организационно-педагогического обеспечения данного процесса выразилась в двух взаимообусловливающих тенденциях: 1) повышении качества организационно-педагогического обеспечения как многокомпонентного средства культурно-диалогического развития дошкольника, которое стало характеризоваться достаточным уровнем представленности этнокультурного компонента в содержании дошкольного образования, готовностью педагогов к культурно-диалогическому развитию дошкольников-билингвов, включенностью родителей и ближайшего окружения дошкольников в процесс их культурно-диалогического развития; 2) в достижении дошкольниками положительной динамики культурно-диалогического развития относительно интеллектуально-психологического и деятельностно-речевого критериев оценки.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Улзытуева А.И. Речевое общение детей в условиях двуязычия: теоретические аспекты: монография. Чита, 2009. 176с. (11 п.л.).

2.Улзытуева А.И. Культурно-диалогическое развитие дошкольников в условиях билингвизма: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 160 с. (10 п.л.)

3.Улзытуева А.И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования: монография / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. М.: ФЛИНТА, 2012. 256 с. (16 п.л./ 5, 9п.л.) (в печати).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК

4.Улзытуева А.И. Педагогические условия обучения детей речевому общению в условиях двуязычия // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 2. С. 69-71 (0,3 п.л.).

5.Улзытуева А.И. Социокультурные аспекты обучения речевому общению детей в условиях двуязычия (бурятско-русского и русско-бурятского) // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2008. №9. С.439-298 (0,5п.л.).

6.Улзытуева А.И. К проблеме идентификации ребенка в условиях билингвизма // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2008. №10. С.279-287 (0,5п.л.).

7.Улзытуева А.И. К проблеме реализации национально-регионального компонента в условиях двуязычия // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 6. С. 23-26 (0,4п.л.).

8.Улзытуева А.И. Механизм становления готовности к речевому общению старших дошкольников в условиях двуязычия // Гуманитарный вектор. Чита ЗабГГПУ, 2010. №1 (21). С.17-23 (0,5п.л.).

9.Улзытуева А.И. Интерференция на словообразовательном и грамматическом уровнях при развитии раннего двуязычия в детском саду // Ученые Записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». Чита ЗабГГПУ, 2010. №6 (35). С. 72-77 (0,4п.л.).

10.Улзытуева А.И. Взаимодействие субъектов педагогического процесса формирования детского двуязычия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2011. №2. С. 186-192 (0,5п.л.).

11.Улзытуева А.И. Фразеологизмы в формировании предпосылок лингвокультурной компетентности у детей-билингвов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Чита ЗабГГПУ, 2011. №2(37). C.126-131 (0,5п.л.).

12.Улзытуева А.И. Компетентностный подход к проблеме формирования детского двуязычия // Гуманитарный вектор. № 1(25). Чита ЗабГГПУ, 2011. С. 10-14 (0,5п.л.).

13.Улзытуева А.И. Гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса формирования детского двуязычия // Наука и школа. М., 2011. № 5 (0,5п.л.).

14.Улзытуева А.И. Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен // Ученые Записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». №6 (41). Чита ЗабГГПУ, 2011 (0,5п.л.).

15.Улзытуева А.И. Культурно-диалогическое развитие детей-билингвов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2011. №12. С. 165-171 (0,5п.л.).

Учебные методические издания

16.Улзытуева А.И. Основы ораторской и дискуссионной речи. Учебно-методические рекомендации. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. 29 с. (1,8 п.л.).

17.Улзытуева А.И. Материалы к вступительным экзаменам по русскому языку и ли-тературе: Методические рекомендации / Л.А. Павлова, А.И. Улзытуева. Чита: Изд-во ЧИИГЭА, 1999. 20 с. (1,25п.л./ 0,9п.л.).

18.Улзытуева А.И. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: Методические материалы / Т.Н. Морозова, Л.А. Павлова, Г.Г. Титова, А.И. Улзытуева. и др. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. С.3-20 (8,3 п.л. / 1,25 п.л.).

19.Улзытуева А.И. Обучение речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвизма. Учебно-методическое пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. 65 с. (4 п.л.).

20.Улзытуева А.И. Игра и общение. Методические материалы / Г.Л. Воронина, А.И. Улзытуева. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. 91с. (5,7 п.л./ 3,2 п.л.).

21.Улзытуева А.И. Программа обучения речевому общению детей старшего дошко¬льного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского и русско-бурятского) / Е.В. Сультимова, А.И. Улзытуева. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. 33с. (2 п.л. / 1,6 п.л.).

22.Улзытуева А.И. Методика обучения речевому общению детей старшего дошко¬льного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского и русско-бурятского). Учебно-методическое пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. 155 с. Гриф УМО (9,7 п.л.).

23.Улзытуева А.И. Психолингвистика. Учебное пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. 76 с. (4,75п.л.).

24. Улзытуева А.И., Деревцова Л.И. Роль специалистов ДОУ в развитии лексики и речевого общения посредством игры. Методическое пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. 80 с. (5 п.л.).

25.Улзытуева А.И. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. 52 с. (3,25 п.л.).

26.Улзытуева А.И. Основы речевой культуры педагога / Э.А. Максименя, Л.А. Павлова, А.И. Улзытуева. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. 104 с. (6,5 п.л./ 3,25).

Публикации в статьях и сборниках тезисов

27.Улзытуева А.И. Формы ознакомления студентов-заочников дошкольного отделе¬ния с проблемой преемст¬венности в развитии речи старших дошко¬льников и младших школьников // Проблемы заочного и вечерне¬го обучения: Тезисы докладов конференции. – Чита, Мини¬стерство высшего и среднего специального образования РСФСР, 1989. С.51-52 (0,1п.л.).

28.Улзытуева А.И. Обучение основным дискуссионным умениям на уроках русского языка как средство формирования знаний и умений учащихся // Дискуссия и аргументация: Те¬зисы докладов. Пятигорск, 1992. С.113-115 (0,2п.л.).

29.Улзытуева А.И. Обучение отдельным дискуссионным умениям на уроках русского языка в начальных классах // К.Д. Ушинский: педагогическое наследие и современность: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Чита: Изд-во ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского, 1994. С.82-85 (0,3п.л.).

30.Улзытуева А.И. Взаимосвязь лингвистической и методической подготовки студентов педагогического факультета // Традиции и инновации в системе образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Чита: Изд-во ЧГПИ им. Н.Г. Чернышевского, 1997. Ч.3. С.81-83 (0,2п.л.).

31.Улзытуева А.И. О формировании основ ораторской и дискуссионной речи // Подготовка специалиста начального образования // Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 1998. С.98-100 (0,2п.л.).

32.Улзытуева А.И. К проблеме подготовки к написанию изложения на вступительных экзаменах // Сборник статей: Совершенствование «Система профессиональной ориентации обучающихся». Чита: ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 1999. С.56-58 (0,2п.л.).

33.Улзытуева А.И. Этнокультурные осно¬вы обучения речевому общению детей стар¬шего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях билингвизма // Национальный язык: регио¬нальные аспекты: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Чита, 2001. С.73-75 (0,2п.л.).

34.Улзытуева А.И. Диалог национальных культур на уро¬ках чтения в начальных классах при изучении сказок // Реализация национально-регионального компонента базисного учебного плана: опыт, проблемы, перспектива: Сборник статей. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2001. С.34-36 (0,2п.л.).

35.Улзытуева А.И. К проблеме социализа¬ции детей старшего дошкольного возраста // Культура и образование: тра¬диции и инновации: Материа¬лы межрегиональной научно-практической кон¬ференции. Ч. 2. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2002. С.118-123 (0,35п.л.).

36.Улзытуева А.И. Фольклор в обучении речевому общению детей-билингвов // Сборник материалов регион. научно-методической конференции преподавателей вузов, колледжей лицеев, гимназий и школ. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2002. С.110-111 (0,1п.л.).

37.Улзытуева А.И. Психолингвистические основы обучения рече¬вому общению детей-билингвов // Развитие образовательных учреждений в восточной Сибири: теория и практика: материалы теоретического семинара, посвященного 70-летию профессора кафедры педагогики, д.п.н. Г.Ц. Молонова (19 декабря, 2002г.). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. С.107-110 (0,3п.л.).

38.Улзытуева А.И. Этнокультурные осно¬вы речевого общения школьников в условиях билингвизма // Культурологический альманах: Сборник статей. М.: Прометей, 2005. С.293-297 (0,35п.л.).

39.Улзытуева А.И. Диалог культур на занятиях по развитию речи в национальном детском саду // Реализация регионального компонента базисного учебного плана: материалы региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, колледжей лицеев, гимназий и школ. Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005. С.40-42 (0,2п.л.).

40.Улзытуева А.И. Взаимосвязанное раз¬витие бурятской и русской речи детей дошкольного возраста // Культура и искусство. Трансграничье, язык и межкультур¬ные коммуникации: Материалы научно практической конфе¬ренции «Трасграничье в изменяющемся мире: Россия, Ки¬тай. Монголия» (18-20 октября 2006г.). Чита: ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2006. С. 132-134 (0,2п.л.).

41.Улзытуева А.И. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в условиях бурятско-русского и русско-бурятского билингвизма (лингвометодический аспект) // Материалы Российской научно-практической конференции «Лингводидактические инновации: опыт перспективы и внедрения» (9-10октября 2007 года): Сборник научно-методических статей. Забайк. гос. пед. гум.-пед. ун-т. Чита, 2007. С.109-114 (0,35 п.л.).

42.Улзытуева А.И. Гендерный подход в обучении речевому общению дошкольников в условиях двуязычия (бурятско-русского) // Сборник материалов конференции «Женщина в политике и обществе»: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2007. С.67-69 (0,2п.л.).

43.Улзытуева А.И. Вопросы преемственности обучения речевому общению детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста в условиях билингвизма // Материалы международной научно-практической конференции «Русский язык в полиэтнической среде». Элиста, 2007. С.162-164 (0,2п.л.).

44.Улзытуева А.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ, работающих в условиях двуязычия // Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (14 ноября 2007 г.). Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. Т.2. С.210-213 (0,3п.л.).

45.Улзытуева А.И. Развитие навыков речевого общения у будущих педагогов дошкольного образования // Инновационные процессы в профессиональном образовании в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование». Всероссийская научно-практическая конференция (Кемерово, 21-22 ноября 2007г.). Материалы в 2 ч. Ч.1. С. 241-242 (0,2п.л.).

46.Улзытуева А.И. Сказка как средство развития коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях двуязычия // Филологическое образование в школе: приоритеты и перспективы. Материалы научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 2008 г.). С. 208-210 (0,2п.л.).

47.Улзытуева А.И. Подготовка специалистов дошкольного образования в ЗабГГПУ им. Н.Г.Чернышевского // Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (24 января 2008г.). Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2008. С.17-20 (0,2п.л.).

48.Улзытуева А.И. Формирование этнокультурной идентификации у дошкольников в условиях билингвизма // Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (24 января 2008г.). Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2008. С.219-223 (0,35п.л.).

49.Улзытуева А.И. Реализация идей этнопедагогики при обучении речевому общению в условиях двуязычия // Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (14-16 мая 2008г.). В 2 ч. Ч.1. Абакан, 2008. С. 173-175 (0,2п.л.).

50.Улзытуева А.И. Регионализация содержания подготовки будущих педагогов дошкольного образования // Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве: II Всероссийская научно-практическая конференция. Новосибирск, 2008. С 250-254 (0,35п.л.).

51.Улзытуева А.И. К вопросу о технологиях обучения дошкольников речевому общению в условиях двуязычия (бурятско-русского) // Использование современных технологий в образовательном процессе: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2008. С.80-82 (0,2п.л.).

52.Улзытуева А.И. Научно-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: тенденции и перспективы // Ступенька в будущее: научно-методический журнал для педагогов дошкольных учреждений. Чита, 2008. С.5-9 (0,35п.л.).

53.Улзытуева А.И. Региональная научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы, перспективы» // Гуманитарный вектор. 2008. №2(14). С. 112-113 (0,1п.л.).

54.Улзытуева А.И. Этнокультурный и этнопедагогический диалог в дошкольном образовании в условиях билингвизма // Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество (Россия – Монголия – Китай): Материалы международной научно-практической конференции (Чита, 17-19 октября 2007). Забайкал. гос. гум-пед. ун-т. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008. С. 208-212 (0,35п.л.).

55.Улзытуева А.И. Этнокультуроведческий подход к обучению речевому общению в условиях двуязычия // Образование и глобализация: материалы III Байкальской международной научной конференции: в 2 ч. (1-4 июля 2009г.). Улан-Удэ, 2009. Ч.2. С. 247-249 (0,2п.л.).

56.Улзытуева А.И. Речевое развитие дошкольников в условиях двуязычия // Культурно-историческое взаимодействие русского языка и языков народов России: Всероссийская научно-практическая конференция (9-12 ноября 2009г.). Элиста, 2009. С. 213-215 (0,2п.л.).

57.Улзытуева А.И. Социопсихологические аспекты речевого общения детей в условиях двуязычия // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции (22-24 апреля 2009г.). СПб., 2009. С. 371-378 (0,45п.л.).

58.Улзытуева А.И. Взаимодействие семьи и детского сада как фактор речевого развития дошкольников в условиях двуязычия // Современные тенденции развития дошкольного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил, 2009. С.281-284 (0,3п.л.).

59.Улзытуева А.И. Интерференция и трансференция при обучении речевому общению в условиях двуязычия // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы международной научной конференции. Чита, 2009. С. 383-386 (0,3п.л.).

60.Улзытуева А.И. Формирование предпосылок этнолингвокультурной компетенции у дошкольников в условиях двуязычия // Этнолингвокультурология и современное образование. Проблемная группа (30-31 января 2009 г.). СПб., 2009. С.198-204 (0,4п.л.).

61.Улзытуева А.И. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по краеведению в дошкольном учреждении // Актуальные вопросы создания современного учебника и учебного книгоиздания в новой информационно-коммуникационной среде. Международная научно-практическая конференция. Алматы, 2010. С.308-310 (0,2п.л.).

62.Улзытуева А.И. Проблемы билингвизма у дошкольников в поликультурном пространстве Забайкальского края // Предучилищното детство и отговорностите на съвременного общество. Бургас, 2010. С.379-383 (0,3п.л.).

63.Улзытуева А.И. Лексические и фонетические основы обучения речевому общению детей в условиях двуязычия // Гуманитарный вектор. №3 (19). Чита, ЗабГГПУ, 2009. С.10-14 (0,35п.л.).

64.Улзытуева А.И. Проблемы реализации культурологического подхода в двуязычном детском саду // Антропологические основы субкультуры детства: нормы, ценности, практика: Материалы VI Международной научно-практической конференции (26-27 ноября, 2009г.). Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. С. 312-315 (0,25п.л.).

65.Улзытуева А.И. Словообразовательные и грамматические основы развития раннего двуязычия в детском саду // Боловсрол судлал: Ежемесячный научно-методический журнал Академии образования Монголии «Боловсрол судлал». 2010/07/65/. С.71-76 (0,4п.л.).

66.Улзытуева А.И. Детское двуязычие в социокультурных условиях Забайкальского края: реалии, вызовы, перспективы // Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции (25-26 ноября 2010г.). Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2010. С.33-40 (0,45п.л.).

67.Улзытуева А.И. Взаимодействие вуза и дошкольных образовательных учреждений как средство повышения эффективности инновационной деятельности (на примере Могойтуйского района) // Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции (25-26 ноября 2010г.). Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2010. С.27-33 (0,4п.л.).

68.Улзытуева А.И. Межэтническое взаимодействие как фактор развития двуязычия // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 ноября 2010г.). Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита: ОАО «Читинская типография», 2011. 360с. (0.3п.л.).

69.Улзытуева А.И. Training of preschool teachers for poly-ethnic kindergartens work // Симпозиум «Образование и межнациональные отношения» (International Symposium on Education and Interethnic Relations – IEIR). Ижевск: Удмуртский Государственный университет, 2011. С. 223-233 (0,9п.л.).

70.Улзытуева А.И. Модель взаимодействия субъектов педагогического процесса формирования детского двуязычия // Материалы Международной научной конференции «Двуязычное образование: теория и практика» (26–28 апреля 2011 г., Хельсинки, Финляндия) / под ред. М.В. Копотева, Е.Ю. Протасовой. Хельсинки: Хельсинский университет; СПб.: Златоуст, 2011. С. 284-285 (0,1п.л.).

71.Улзытуева А.И. Формирование межкультурной компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Intellectual Guide The Conference Papers on Developmental Trends of Teacher Education in the Current Socio-culturak Situation. Ulanbaatar, may 27-28, 2011. С. 22-25 (0,25п.л.).

72.Улзытуева А.И. Проблема усвоения многозначных слов детьми-билингвами // Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 23-26 июня, 2011г.) / науч. ред. С.В. Калмыков. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011. С. 220-222 (0,2п.л.).

73.Улзытуева А.И. Фольклор в образовательном пространстве поликультурного детского сада // Научная конференция с международным участием «Детската градина и семейството –традиции, ценности, инновации» (30.11- 02.12. 2011 г.). Болгария. С. 54-60 (0,35п.л.).

74.Улзытуева А.И. Компетентностный подход в дошкольном образовании // Гуманитарные науки как ресурс развития человеческого потенциала в условиях динамично меняющегося мира: сб. статей по материалам международной научно-практической конференции (2-3 ноября, 2011). Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2011. Ч.1. С. 146-150 (0,4п.л.).