Научная тема: «СЕМИОТИКА ЯЗЫКА НАУКИ В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методология неопозитивизма неприменима к исследованию языка науки как социокультурно-обусловленного явления, имеющего характер открытой системы. Подобная методология обладает значительным потенциалом в самописании науки как системы знаков, но в части изучения развития науки как формы общественного сознания, имеющий свой язык, другими словами, в прагматике языка науки она практически бессильна. Поэтому целостное исследование языка науки в контексте социокультурных условий его бытия возможно только на основе интеграции диалектической теории отражения, учитывающей многообразные факторы научного поиска, и строгого логического анализа репрезентативного научного дискурса. Такой подход реализуем при использовании семиотики в её трех аспектах как теоретического основания исследования.
  2. Поскольку язык науки характеризуется как способ объективированного выражения научного знания, то семиотический подход к нему очерчивает контуры целостных представлений обо всём научном знании как особой системы знаков. В этом состоит эвристическая ценность семиотического анализа языка науки в структуре научного знания.
  3. Динамическая сущность языка науки проявляется в его эволюционном развитии и функционировании как ядро и функция особого семиотического пространства - научного дискурса. При этом смысл понятия «научный дискурс» отражает содержание и структуру семиотического пространства научного познания.
  4. Язык науки суть семиотическая система, коренная природа которой телеологична. Этот язык стремится к жесткой связи между знаком и значением и четкому определению правил описания и объяснения, но не может его достичь. Особое значение имеет понятие «стремится», так как в нем содержится вероятность взаимодействия рациональных и внерациональных компонентов процесса познания, которое и преобразует «закрытую» рациональность в «открытую». «Жесткая связь между знаком и значением» - всего лишь предел бесконечного совершенствования, который в классической науке принимается за беспрекословный критерий научности вообще.
  5. Метафора играет роль аттрактора в языке науки. Формируясь в условии отсутствия логического «моста» между фактом и теорией, она выполняет роль аттрактора новых смыслов и значений, своего рода потенциала соответствующей методологической программы за счет смещения в высказываниях смысловой оси с субъекта на предикат. Она становится языковым знаком, способным выразить неязыковое содержание посредством целостного, наглядно обоснованного представления. Она является одним из важнейших эвристических этапов в логике научного познания.
  6. Семиотический анализ языка науки сквозь взаимодействие его свойств - ассерторичности, модельности, процедурности, эротетичности, аксиологичности и эвристичности, ‑ является не только механизмом системного анализа языка науки. Он способствует пониманию характера связей структурных элементов научного знания и способствует формированию синергетического образ языка науки. Такой образ позволяет объединять все представления о структуре языка науки (сложноорганизованной системы видов, форм и функций) и сформировать системное знание не только о нем, но и о целостной структуре научного знания. Этот образ имманентно содержит общие условия дискурса, а также психологические и интенциональные особенности субъекта познания.
  7. В росте научного знания ноуменальная направленность языка науки усиливается, а феноменальная ослабляется. В частности, мысленный эксперимент, с одной стороны, способствует внедрению в язык теории фактора феноменальной наглядности благодаря своим лексико-гносеологическим единицам и объективированным формам выражения. С другой, он сам становится ноуменально направленным. Семантические правила организации любого эксперимента, но особенно в его мысленном виде, взаимосвязаны с методологическими особенности соответствующего периода развития конкретной предметной области науки. В целом, семиотический анализ языка науки в росте научного знания позволяет видеть постоянное прирастание смыслов.
  8. Идеалы и нормы языка науки изменяются преимущественно диахронно, со всеми особенностями, присущими трансляции знаний от поколения к поколению, в зависимости от эпох или от смены типов мышления и парадигм. Логика диахронных изменений языка науки, кроме прочего, связанных с дифференциацией и интеграцией знаний, исследуется на основе семиотического анализа, который показывает, как отсутствие обратной связи корректирует передаваемую программу, детерминирует необходимость учета социокультурного контекста деятельности субъекта-интерпретатора.
  9. Концепция преодоления суггестивности языка фундаментальной науки строится на основе праксеологического понимания специфики языка фундаментальной науки. Речь идет о том, что он отличается относительной устойчивостью и точностью смыслов и значений, он «почти» близок к идеалам точности и однозначности, поэтому в научном дискурсе всегда невероятно сложно освободиться от «призрака театра». Изменяющиеся социокультурные условия предполагают формирование новых границ научного знания, которое невозможно без «расшатывания» стабильных, «привычных» смыслов и значений. Новый мыслительный и предметно-практический опыт оперирования с объектом в процессе познания преобразуется посредством ассоциаций в продуктивное, творческое представление, далее формируется метафора, концепт, и после возможно формирование четкого научного понятия. При этом социокультурные условия, интересы, цели и индивидуальность мышления субъекта обнаруживаются как особая языковая среда и контекст деятельности и мышления.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Иванова В.А. Человек в изменяющейся научной картине мира. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2002. – 162 с.

2.Иванова В.А. Логика и семиотика языка науки. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2007. – 267 с.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

3.Иванова В.А. Образовательные аспекты проблемы языка науки в контексте аналитической программы развития познания // Философия образования ; спец. выпуск / гл. ред. Н.В. Наливайко.- №1, 2007. – С.16-19.

4.Иванова В.А. Дифференциация и интеграция знаний в языке науки // Философия образования. – №4 (21), 2007. – С.27-34

5.Иванова В.А. Формирование новых смыслов и значений в языке науки // Философия образования. - №3 (24). – 2008. – С. 24-32.

6.Иванова В.А. Проблема математизации языка современной научной картины мира // Мир философии – мир человека : прил. к журн. «Философские науки» : [сб. ст.] / [редкол.: Солонин Ю.Н. (пред.) и др.]. – М. : Гуманитарий, 2007. – 834 с. (Философские науки / М-во образования и науки Рос. Федерации, Акад. гуманитарных исслед. ; спец. вып.). – С. 709–717.

7.Иванова В.А. Логика и семиотика парадокса в научном познании // Известия ВГПУ. Сер. Социально-экономические науки и искусство. – №3 (37), 2009. – С. 16-21.

8.Иванова В.А. Язык науки в концепции неклассической рациональности // Известия ВГПУ. Сер. Социально-экономические науки и искусство. – №8 (42), 2009. – С. 42-46.

9.Иванова В.А. О логических основаниях семиотического исследования языка науки // Философия образования. – №2 (27), 2009. – С. 113-119.

10.Иванова В.А. Структура и синергетичность языка науки // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Философия, социология, политология, культурология. – Вып. 14, 2009. – С. 43-47.

Публикации в рецензируемых журналах

11.Иванова В.А. Преодоление суггестивности фундаментального языка науки // «Гилея» : сб. научных статей. – Киев: изд-во Национального педагогического университета им. Драгоманова и Украинской Академии Наук, 2008. – Вып. №12. – 324 с. – С.236-242. (Гiлея (науковий вiсник) : Збiрник наукових праць / Гол. Ред. В.М. Вашкевич. – К. : Нацiональний педагогiчний унiверситет iменi М.П. Драгоманова ; Украïнська академiя наук, 2008. – Вып. №12. – 324 с. – С.236 – 242) (список ВАК Украины)

Статьи в других научных журналах и интернет-ресурсах

12.Иванова В.А. Проблема языка науки в позитивизме и конвенциализме // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле. – Вып.8, 2005. – С.207-210.

13.Иванова В.А. К вопросу о сущности языка современной науки // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле. – Вып.9. – 2006. – С.32-36.

14.Иванова В.А. Язык науки в контексте постнеклассической рациональности // Вестник РФО. – Москва, 2007. – №1.

15.Иванова В.А. Логико-семиотические основания научной картины мира // Вестник БГПУ: Сер. Гуманитарные науки. № 10, 2007.

16.Иванова В.А. Логико-семиотический анализ парадокса в научном познании // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле. – Барнаул : ВЗФЭИ, 2008. – Вып.10. – 258 с. – С. 38-43.

17.Иванова В.А. Некоторые тенденции развития научной картины мира (тезисы) (Электрон.) Сайт кафедры философии, истории и права филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле –http://filosof.barnaul.vzfei.ru/public_s/Ivanova/indexin.htm

18.Иванова В.А. К вопросу об онтологии языка науки // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле. – №11, 2009. – С. 36-40.

19.Иванова В.А. Методологические истоки проблемы духовного развития современной личности // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Барнауле. – №12, 2010. – С. 49-52.

Статьи в научных сборниках

20.Иванова В.А. Понимание антропного принципа средствами современной научной картины мира // Проблема человека в философии: Сборник трудов лаборатории «Философия человека и образования» и кафедры философии БГПУ / под. ред. С.А. Ан, В.В. Маркина. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2002. – 112 с. – С. 26 – 30.

21.Иванова В.А. Объективность субъективной реальности // Философия, методология, история знаний: Труды Сибирского института знаниеведения / под ред. Е.В. Ушаковой. – Вып.3, 2003. – С.35-37.

22.Иванова В.А. Мировоззренческие основания научного познания человека // Комплексный подход к изучению человека: сб. трудов лаборатории «Философия образования и кафедры философии БГПУ / под ред. С.А. Ан, В.В. Маркина. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2005. – 236 с. – С.82-99.

23.Иванова В.А. Семиотика космологического объективизма античной философии // Родное и вселенское в судьбе России: сб. научных статей / под ред. С.А. Ан. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 252 с. – С.163-166.

24.Иванова В.А. Философия как метаязык концепций современного естествознания // Проблема современного естественнонаучного и социогуманитарного знания в системе высшего образования : сборник научных статей. – Барнаул, АлтГПА, 2009. – 193 с. – С. 19-24.

25.Иванова В.А. Особенности преподавания философской антропологии в системе высшего профессионального образования // Методика и теория профессионального образования : сборник статей / Под ред. В.А. Ивановой. – Барнаул : АзБука, 2009. – 172 с. – С. 111-118.

Публикации в материалах научных конференций

26.Иванова В.А. Современное научное мировоззрение и идеи русского космизма // Материалы международной научной конференции «Евразийское мировоззрение и потенциал Сибири в XXI веке». – Барнаул: изд-во АГУ, 2001. – С.29 – 33.

27.Иванова В.А. Проблема математизации языка современной науки // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Человек: философская рефлексия» / отв. ред. О.Л. Сытых. – Барнаул: изд-во АГУ, 2006. – Вып.1. – 230 с. – С.74-76.

28.Иванова В.А. Образ человека в категориях общенаучных картин мира // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Человек: философская рефлексия» / отв. ред. О.Л. Сытых. – Барнаул: изд-во АГУ, 2006. – Вып.1. – 230 с. – С.12-16.

29.Иванова В.А. К вопросу об особенностях языка современной науки // Стратегия и тактика устойчивого развития России в условиях социально-ориентированной экономики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. И.К.Мищенко, В.Г. Притупова. Барнаул: изд-во Алт. Ун-та, 2006. – 267 с. – С.222-224

30.Иванова В.А. Проблема математизации языка науки (Электрон.) // Материалы международной конференции «Философия математики: актуальные проблемы» (Опубликована на сайте философского факультета МГУ) http://www.philos.msu.ru/fac/dep/scient/confdpt/2007/philmath.html

31.Иванова В.А. Проблема математизации языка науки // Материалы международной конференции «Философия математики: актуальные проблемы». – М.: изд-во МГУ, 2007. – С.117-119.

32.Иванова В.А. Особенности языка науки в современной духовной культуре // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий: сборник статей // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Алтайского края. – Барнаул: изд-во АГАУ, 2007. – 674 с. – С.192-197.

33.Иванова В.А. Метафоричность языка науки // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития: материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Азбука, 2009. – 324 с. – С. 101 – 105.

34.Иванова В.А. Онтолого-гносеологическое значение метафоры в динамике языка науки // Материалы международной научной конференции «Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири» / отв. ред. В.М. Журавлев. – Бийск: изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – С. 276-180.

35.Иванова В.А. Актуальность исследования онтолого-гносеологических аспектов языка науки // Достижения ученых Сибири – Всемирному философскому конгрессу : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Бийск, 3-7 июля, 2008 г.) / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 255 с. – С. 93-96.

36.Иванова В.А. Семиотика системности языка науки (тезисы) // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. 1. – Новосибирск : Параллель, 2009. – 531 с. – С. 87.

37.Иванова В.А. Значимость семиотического исследования языка науки для развития теоретико-познавательной формы общественного сознания // Материалы Международной научно-практической конференции «Индустриально-иновационное развитие Казахстана: экономические, правовые и социальные аспекты». – Семей (Казахстан), 2009. – С.201-204.

38.Иванова В.А. Метафоричность языка науки // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 24 июня 2009 г. / Под общ ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул : АзБука, 2009. – 324 с. – С. 101-105.

39.Иванова В.А. Актуальность исследования языка науки для современного общества (тезисы) // Инновационный путь развития РФ как важнейшее условие преодоления мирового финансово-экономического кризиса: Материалы Международная научно-практическая конференции 21-22 апреля 2009 г. заседания секций. Том 2. – М.: - ВЗФЭИ, 2009. – 336 с. – С.188.

40.Иванова В.А. О формализме знаний в сознании учащихся // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития : Материалы 3-й международной научно-практической конференции, 24 июня 2011 г. / под общ. ред И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. С. 61-64.