- многомерное понятие самореализации языковой личности в иноязычной речевой деятельности, нацеленной на достижение высокого уровня овладения иностранным языком и иноязычной культурой, а также выражение ее уникальной самости языковыми средствами через самопознание, самоопределение, самоуправление и ее самосовершенствование в гармонии с собой и поликультурной средой, интеграция которых способствует ориентации личности на ее успешное творческое саморазвитие в учебно-профессиональной деятельности;
- концепция самореализации языковой личности в иноязычной речевой деятельности, в которой нашли отражение идеи: а) комплексного овладения иноязычной речевой деятельностью в профессиональной и межкультурной коммуникации, б) поликультурного и в) духовно-нравственного развития языковой личности, г) ее творческого саморазвития (самопознания, самоопределения, самоуправления и самосовершенствования), дающих ей возможность выразить свою уникальную «самость» языковыми средствами, а также самосовершенствоваться в гармонии с собой и поликультурной средой;
- рассмотрение самореализации языковой личности в иноязычной речевой деятельности сквозь призму ценностно-смысловой сферы, которая наполняет смыслом действия, поступки и жизненную стратегию сложившейся языковой личности и определяет ее место в смысловой модели мира, а также раскрытие смысла как системообразующей основы при проектировании индивидуально-смысловой структуры развития языковой личности в иноязычной речевой деятельности. В рамках этой модели происходят выбор профессионального пути и раскрытие смысла индивидуальной жизни в обстановке диалога культур, то есть межкультурной коммуникации, в которой осуществляется речевая деятельность индивида;
- теоретико-методологические подходы (аксиологический, акмеологический, культурологический, гуманистический, личностно-ориентированный, проблемно-ситуативный, компетентностный, системный, междисциплинарный) и дидактические основы (направленность содержания образования, самообразования и саморазвития на самореализацию языковой личности, применение специально подобранного комплекса стратегий, методов и форм организации учебной деятельности в условиях профессиональной и межкультурной коммуникации) проектирования педагогической системы дополнительной профессиональной подготовки переводчика в вузе в аспекте самореализации его языковой личности, проявляющиеся: 1) в оригинальном рассмотрении самореализации языковой личности в иноязычной речевой деятельности; 2) в осуществлении «осмысленного погружения» обучающихся в максимально приближенную к реальным условиям иноязычную речевую деятельность в профессиональной языковой среде; 3) в придании учебно-профессиональной деятельности проблемно-поискового и задачного характера; 4) в учете в процессе самореализации языковой личности переводчика развития ценностно-смысловой и духовно-нравственной сфер при его профессиональной подготовке; 5) в содействии проникновению национальных культур через речь в «языковое сознание» обучающихся в условиях межкультурной коммуникации; 6) в развитии креативных способностей языковой личности; 7) в структурировании учебного материала, его логико-содержательной основы с учетом личностно-деятельностного, коммуникативно-познавательного, ценностно-ориентированного и лингвокультурологического подходов к профессиональной подготовке переводчика в условиях межкультурной коммуникации;
- педагогическая система дополнительной профессиональной подготовки переводчика в аспекте самореализации его языковой личности в учебно-профессиональной деятельности, включающая в себя модель самореализации языковой личности, а также содержание, формы и методы реализации заложенных в нее идей, направленных на овладение иноязычной речевой деятельностью, поликультурное, духовно-нравственное развитие и творческое саморазвитие студентов вузов. Педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативного), объединенных для реализации единства целей: образования - самообразования, развития - саморазвития, воспитания - самовоспитания языковой личности в учебно-воспитательном процессе; их глубокая интеграция и осуществление в единстве способствуют созданию условий для творческого саморазвития обучающегося в каждом акте учебно-профессиональной деятельности за счет осознания значимости таких процессов, как творческое самосознание, творческое самоопределение, творческое самоуправление, творческая самореализация, творческое самосовершенствование, а также сотворчество всех субъектов учебной деятельности;
- авторские подходы к отбору содержания обучения иностранным языкам в процессе дополнительной профессиональной подготовки переводчика в вузе, заключающиеся в учете принципов: самореализации языковой личности в иноязычной речевой деятельности, многообразия языковых средств выражения, возрастающего общекультурного развития ЯЛ, опережающего развития языковых способностей ЯЛ, непрерывного духовно-нравственного развития языковой личности и творческого саморазвития ЯЛ в иноязычной речевой деятельности;
- доказательство положения о том, что разработанная педагогическая система позволяет повысить уровень самореализации языковой личности в процессе дополнительной профессиональной подготовки переводчика в техническом вузе за счет соответствующей направленности содержания образования, применения комплекса стратегий, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, а также направленности саморазвития и самообразования студентов на эффективное овладение иноязычной речевой деятельностью в сфере профессиональной коммуникации, поликультурное и духовно-нравственное развитие языковой личности и творчество в учении.
1.Пивкин, С.Д. Языковое образование в условиях межкультурной коммуникации / С.Д. Пивкин // Казанский педагогический журнал. – 2008. − № 3. – С. 47-52.
2.Пивкин, С.Д. Психолого-педагогические аспекты развития языкового сознания при овладении иностранными языками / С.Д. Пивкин // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. − № 3. – Ч. 1. – С. 136-140. – ISSN 1998-7072.
3.Пивкин, С.Д. Лингводидактическое представление самореализации языковой личности / С.Д. Пивкин // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 5(15). – С. 25-29.
4.Пивкин, С.Д. Концепция самореализации языковой личности в рамках модели смыслообразования / С.Д. Пивкин // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. − № 1. – С. 293-299. – ISSN 1998-7072.
5.Пивкин, С.Д. Обучение лингвистическим знаниям будущих инженеров технических вузов в условиях профессиональной коммуникации / С.Д. Пивкин, Н.Ш. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. − № 5 – С. 259-263. (авт. – 4 с.). – ISSN 1998-7072.
6.Пивкин С.Д., Проблемно-ситуативный подход к овладению иностранными языками в инженерном вузе / С.Д. Пивкин, Н.Ш. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. − № 16 – С. 303-309. (авт. – 5 с.). – ISSN 1998-7072.
7.Пивкин С.Д., Дополнительная профессиональная подготовка переводчика в техническом вузе в аспекте самореализации его языковой личности / С.Д. Пивкин, Н.Ш. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. − № 22 – С. 337-342. (авт. – 5 с.). – ISSN 1998-7072.
8.Пивкин С.Д., Развитие поликультурной языковой личности в учебно-воспитательном процессе / С.Д. Пивкин // Наука и бизнес: пути развития. – 2011. − № 6 – С. 23-27. – ISSN 2221-5182.
9.Пивкин С.Д., Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности / С.Д. Пивкин // Перспективы науки. – 2011. − № 12 (27) – С. 18-22. – ISSN 2077-6810.
10.Пивкин, С.Д. Самомониторинг студентов электротехнических специальностей / С.Д. Пивкин // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – Казань : Изд-во КГЭУ, 2007. − № 11-12. – С. 123-127.
11.Пивкин, С.Д. Самосознание инженерной деятельности / С.Д. Пивкин // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – Казань : Изд-во КГЭУ, 2008. − № 1. – С. 136-140.
Монографии
12.Пивкин, С.Д. Лингво-психологические особенности подготовки менеджеров на основе проблемно-ситуативного подхода / С.Д. Пивкин. – СПб. : «Инфо-да», 2003. – 95 с. – ISBN 5-94652-021-7.
13. Пивкин, С.Д. Проблемно-ситуативное обучение как способ самореализации будущего специалиста в вузе / С.Д. Пивкин. – СПб. : «Инфо-да», 2004. – 93 с. – ISBN 5-94652-047-4.
14. Пивкин, С.Д. Общение как условие осуществления иноязычной речевой деятельности / С.Д. Пивкин. – Нижнекамск : Изд-во Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КГТУ, 2009. − 76 с.
15. Пивкин, С.Д. Самореализация языковой личности в иноязычной речевой деятельности / С.Д. Пивкин. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2010. – 184 с. – ISBN 978-5-7882-0936-4.
Учебные пособия, методические разработки
16.Пивкин, С.Д. Развитие навыков чтения на занятиях иностранного языка: метод указания / С.Д. Пивкин, Р.Н. Хазиева – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2001. – 36 с. (авт. – 18 с.).
17.Пивкин, С.Д. Английский язык для студентов экономических специальностей: метод. разработка / С.Д. Пивкин, Т.И. Анисимова – Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2002. – 100 с. (авт. – 80 с.).
18.Пивкин, С.Д. Английский язык для студентов экономических специальностей (бухгалтерский учет): методическая разработка / С.Д. Пивкин, Т.И. Воробьева – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2003. – 76 с. (авт. – 70 с.).
19.Пивкин, С.Д. Нормы английского этикета: методические указания / С.Д. Пивкин, Р.Н. Хазиева. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. – 16 с. (авт. – 8 с.).
20.Пивкин, С.Д. Сборник рабочих программ по курсу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» / С.Д. Пивкин, И.А. Сафиуллина – Нижнекамск : Изд-во Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КГТУ, 2009. – 137 с. (авт. – 114 с.).
21.Пивкин, С.Д. Самореализация языковой личности в учебной деятельности: учебно-метод. пособие / С.Д. Пивкин. – Нижнекамск : Изд-во Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КГТУ, 2010. – 66 с.
22.Пивкин, С.Д. Практикум по переводу для инженерных специальностей вузов / С.Д. Пивкин. – Нижнекамск : Изд-во Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КГТУ, 2010. – 136 с.
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов
23. Пивкин, С.Д. Проблема самоопределения обучающихся в инновационном курсе / С.Д. Пивкин // «Профессиональное образование». Приложение «Новые педагогические исследования» – 2006. − № 6. – С. 89-94.
24.Пивкин, С.Д. Психолого-педагогические аспекты обучения многоязычию в условиях межкультурной коммуникации / С.Д. Пивкин // «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2008. − № 9. – С. 34-38.
25.Пивкин, С.Д. Психолого-педагогические аспекты самореализации личности в профессиональной деятельности / С.Д. Пивкин // «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2009. − № 3. – С. 46-52.
26.Пивкин, С.Д. Становление поликультурной языковой личности в образовательном процессе / С.Д. Пивкин // «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2009. − № 12. – С. 41-47.
27.Пивкин, С.Д. Языковая реальность и самореализация языковой личности в условиях многоязычия / С.Д. Пивкин // «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2009. − № 11. – С. 52-58.
28.Пивкин, С.Д. Лингводидактика о тезаурусе языковой личности / С.Д. Пивкин // «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2010. − № 9. – С. 32-36. − ISSN 2077-8562.
29.Пивкин, С.Д. Проблема самореализации языковой личности в иноязычной речевой деятельности / С.Д. Пивкин // «Научные исследования в образовании». Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – 2010. − № 10. – С. 17-23. .− ISSN 2077-8562.
30.Пивкин, С.Д. Бригадный метод обучения как фактор стимуляции коллективного чувства / С.Д. Пивкин. − Проблемы нравственно- правовой культуры: Материалы научн.-практ. конф. – Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 1999. − С. 16 –18.
31. Пивкин, С.Д. Обучение некоторым формам самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку / С.Д. Пивкин. – Актуальные проблемы непрерывного образования в современных условиях: Материалы региональной научно-методической конференции. − Казань : Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 1999. – С. 136-137.
32. Пивкин, С.Д. Возможности дискуссионной группы в преподавании курса «Основы маркетинга на английском языке» / С.Д. Пивкин. − Языковая подготовка студентов вузов и других образовательных заведений: Материалы докл. Междунар. научн.-прак. конф. Набережные Челны : Изд-во КамПИ, 1999. – С. 41-42.
33.Пивкин, С.Д. Педагогический мониторинг инновационного курса подготовки менеджеров в условиях иноязычной речевой деятельности / С.Д. Пивкин // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы VII Междунар. научн.-практ. конф. – Краснодар : Изд-во КубГТУ, 2001. – С. 233-234. − ISBN 5-8333-0055-Х.
34. Пивкин, С.Д. Методическое обеспечение курса подготовки менеджеров по иностранному языку на основе проблемно-ситуативного обучения/ С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала МГЭИ. Выпуск 3. Часть 6. Гуманитарные науки. – Нижнекамск : Изд-во НФ МГЭИ, 2001. – С. 63 –65.
35. Пивкин, С.Д. Занятие по формированию навыков и умений в системе профессиональной подготовки специалиста в техническом вузе / С.Д. Пивкин // Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: Материалы докл. научн.-практ. конф. – Казань : Изд-во ИСПО РАО, 2002. – С. 202-203.
36. Пивкин, С.Д. Развитие навыков и умений на занятиях по иностранному языку / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала МГЭИ. Серия 7. Гуманитарные знания. – Нижнекамск : Изд-во НФ МГЭИ, 2002. – С. 18-23.
37. Пивкин, С.Д. Занятие по формированию умений и навыков как этап подготовки специалиста в техническом вузе / С.Д. Пивкин // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды междунар. науч.-практ. конф.− Санкт-Петербург : Изд-во СПбГТУ, 2002.− С. 316-318
38. Пивкин, С.Д. Контроль учебно-профессиональной деятельности в техническом вузе / С.Д. Пивкин // Материалы Всерос. научн.-метод. конф. “Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов”. – Казань : Учреждение – Редакция “Бутлеровские сообщения”. 2002. − С. 201-202. − ISBN 978-5-93638-009-2.
39. Пивкин, С.Д. Планирование занятия по формированию навыков и умений / С.Д. Пивкин // Инновационные процессы в высшей школе : Материалы VIII научн.-практ. конф. − Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2002. – С. 43-44. − ISBN 5-8333-0091-6.
40. Пивкин, С.Д. Проблема самореализации будущего специалиста в вузе / С.Д. Пивкин // Инновационные процессы в высшей школе : Материалы XI Всерос. научн.-практ. конф. – Краснодар : Изд-во КубГТУ, 2005. – С. 131-132. − ISBN 5-8333-0206-4.
41. Пивкин, С.Д. Самооценка в структуре самоопределения обучающегося на инновационном курсе / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Серия 1: Гуманитарные знания. – Нижнекамск : Изд-во НФ МГЭИ, 2006. − С. 91-98.
42. Пивкин, С.Д. Самореализация будущего специалиста в вузе как педагогическая проблема / С.Д. Пивкин // Теория и практика воспитания в образовательной системе технического вуза: Сборник научно-методических статей. − Нижнекамск : Изд-во Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КГТУ, 2007. – С. 66-68.
43. Пивкин, С.Д. Психологическое осознание будущим инженером иноязычной речевой деятельности / С.Д. Пивкин // Этнодидактика народов России: деятельностно-компетентностный подход к обучению. Матер. V Международной научно-практ. конф. – Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2007. – С. 278-280. − ISBN 5-89820-065-7.
44. Пивкин, С.Д. Дидактические основы курса подготовки менеджеров на основе проблемно-ситуативного обучения / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2007. – С. 303-310. − ISBN 978-5-89347-484-8.
45. Пивкин, С.Д. Развитие языкового сознания: методологический аспект / С.Д. Пивкин // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной сфере. Матер. VI Международной научно-практ. конф. – Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2008. – С. 12-14. − ISBN 978-5-89820-071-8.
46. Пивкин, С.Д. Обучение многоязычию в условиях межкультурной коммуникации / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2008. – С. 269-272.
47. Пивкин, С.Д. Самореализация языковой личности в иноязычной речевой деятельности / С.Д. Пивкин // Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем – к глобальному образовательному пространству. Материалы VII Международной научно-практ. конф. – Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2009. – С. 63-65. − ISBN 978-5-89820-084-8.
48.Пивкин, С.Д. Лингводидактическое представление самореализации языковой личности и ее структура / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2009. – С. 152-155. − ISBN 978-5-89347-580-7.
49. Пивкин, С.Д. Психолого-педагогическая проблема самореализации личности в профессиональной деятельности / С.Д. Пивкин // Инновации и высокие технологии XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижнекамск : Изд-во Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КГТУ, 2009. – С. 91-93.
50. Пивкин, С.Д. К вопросу о тезаурусе языковой личности / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2010. – С. 152-155.
51. Пивкин, С.Д. Поликультурная языковая личность в образовательном пространстве / С.Д. Пивкин // Этнодидактика народов России: проблемы обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде. Материалы VIII Международной научно-практ. конф. – Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2010. – С. 151-152.
52.Пивкин, С.Д. Стратегии и приемы овладения иноязычной речевой деятельностью в сфере профессиональной коммуникации / С.Д. Пивкин // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань : ЗАО «Новое знание», 2011. – С. 71-74.