Научная тема: «СИСТЕМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция педагогического проектирования профессиональной подготовки специалистов МЧС России, направленного на фундаментализацию, широкопрофильность и подготовленность их к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Основные положения и результаты, составляющие эту концепцию:
  • определение количественных и качественных показателей, характерных особенностей, способов освоения любого компонента профессиональной подготовки специалистов МЧС России;
  • синергетический подход к организации групповой работы специалистов МЧС России;
  • выработка внутренней потребности к рефлексии и самооценке развития умений и дальнейшему самоуправлению этим процессом;
  • учёт психолого-педагогических и когнитивных особенностей познавательной деятельности специалистов.

2. Теоретическая модель системного педагогического проектирования профессиональной подготовки специалистов МЧС России включающая в себя:

  • все элементы системы (цель, содержание, субъекты учебного процесса, формы, методы и средства, в том числе контрольный инструментарий обратной связи, а также формирование профессиональной подготовленности как системообразующий фактор) и состоящая из целевого, содержательного, познавательного и управляющего блоков;
  • четырёхуровневую модель формирования подготовленности специалиста МЧС России к профессиональной деятельности в чрезвычайной ситуации;
  • системную психолого-педагогическую диагностику подготовленности специалиста МЧС России к профессиональной деятельности.

3. Педагогические условия реализации системного педагогического проектирования как способа формирования профессиональной подготовленности специалиста к профессионализму, включающие такие этапы, как: актуализация и проблематизация профессиональных средств; мотивация и позиционное самоопределение специалиста; концептуализация; моделирование и выстраивание общей системы ценностей; оптимизация структуры смысловых и организационно-управленческих связей; рефлексивное оформление проекта и новое целеполагание. Педагогическое проектирование выступает способом формирования профессиональной подготовленности специалиста и траекторией его движения к профессионализму. Проектирование деятельностного содержания профессионального развития специалиста соответствует базовой схеме педагогического проектирования.

4. Комплекс учебно-методического обеспечения, предоставляющий возможность реализации разработанной, обоснованной и апробированной педагогической системы профессиональной подготовки как основы широкопрофильности специалистов МЧС России и как подсистемы профессионального образования в вузе ГПС МЧС России.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Марихин С.В. Системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России. Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – (9,6 п.л.).

2.Марихин С.В., Винокурова Н.Г., Грешных А.А. Проектирование педагогических технологий. Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – (5,0/3,0 п.л.).

Научные статьи опубликованные в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, республики Беларусь:

3.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Педагогические аспекты проектирования профессиональной подготовки специалистов МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере № 4 [16] – 2010. (0,3/0,3 п.л.).

4.Марихин С.В. Mенеджмент в теории и практике управления образованием. // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (6) - 2010 г. (0,5 п.л.).

5.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Проектирование компьютерных средств обучения и перспективы применения информационных технологий. // [Электронный ресурс] Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы» № 1 - 2010. (0,2/0,3 п.л.).

6.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Технологии педагогического проектирования профессиональной подготовки специалистов МЧС России. // Проблемы управления рисками в техносфере. № 2 (18) - 2011. (0,2/0,3 п.л.).

7.Марихин С.В., Чванкин В.А. Системное педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов. // Вестник ПГУ (Полоцкого Государственного университета), серия Е (Педагогические науки). № 7. - Новополоцк, 2011. (0,4/0,1 п.л.).

8.Марихин С.В. Проектирование педагогических технологий в системе профессионального образования. // Вестник ПГУ (Полоцкого Государственного университета), серия Е (Педагогические науки). № 15. - Новополоцк, 2011. (0,5 п.л.).

9.Марихин С.В. Проектирование педагогической технологии обучения специалистов МЧС России. // Научно-аналитический журнал Проблемы управления рисками в техносфере № 3 [19] – 2011. (0,5 п.л.).

10.Марихин С.В. Педагогическое проектирование в системе повышения квалификации специалистов МЧС России. // [Электронный ресурс] Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы» № 1 - 2011. (0,5 п.л.).

11.Марихин С.В. Методологические основы проектирования конкурентоспособного профессионального поведения специалиста МЧС России // [Электронный ресурс] Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы» № 4 - 2011. (0,5 п.л.).

12.Марихин С.В. Mенеджмент в социально-культурном сервисе и туризме // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (8) - 2011 г. (0,5 п.л.).

13.Марихин С.В. Современные проблемы проектирования профессиональной подготовки специалистов. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета. Серия «Гуманитарные науки». № 4 (136) - 2011. (0,5 п.л.).

14.Гиоев Г.В., Марихин С.В. Педагогические аспекты проектирования профессиональной подготовки специалистов. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 4 (53) - 2011. (0,1/0,4 п.л.).

15.Марихин С.В., Чванкин В.А. Педагогический менеджмент как феномен управления в профессиональном образовании. // Вестник ПГУ (Полоцкого Государственного университета), серия Е (Педагогические науки). № 16. - Новополоцк, 2011. (0,4/0,1 п.л.).

16.Марихин С.В. Теоретические подходы к организации педагогического проектирования в деятельности преподавателя вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 12. «Педагогика». № 1 2012 г. (0,5 п.л.).

17.Марихин С.В. Педагогическое проектирование индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере, № 1 – 2012. (0,5 п.л.).

Опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, вузовских сборниках

18.Марихин С.В. Совершенствование педагогического обеспечения профессиональной подготовки психологов в вузах МЧС России на основе профессионально-мотивационного подхода // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 1 (2) – 2009. (0,5 п.л.).

19.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Диагностика как основа совершенствования профессиональной подготовки психологов в вузах МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 1 (2) – 2009. (0,3/0,2 п.л.).

20.Марихин С. В. Внутренний мир личности и нормы общения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1, 2009. (0,5 п.л.).

21.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Психологическая нагрузка, психическое напряжение и функциональное состояние операторов систем управления // «Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества» № 3 (4) – 2009. (0,3/0,2 п.л.).

22.Марихин С.В. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности. // Научно-практический междисциплинарный журнал «Мир человека» Том 9, № 1, 2009. (0,5 п.л.)

23.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Развитие рефлексивных способностей у специалистов МЧС России в процессе профессионального обучения. // [Электронный ресурс] Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы» № 4 – 2009. (0,2/0,3 п.л.).

24.Марихин С.В. Педагогическое проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России. // [Электронный ресурс] Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы» № 3 (2009). (0,5 п.л.).

25.Марихин С.В., Соболев Ю.Н. Проектирование педагогического процесса как технология // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 3 (8) – 2010. (0,4/0,1 п.л.).

26.Марихин С.В. Современный подход к проектированию как способу инновационного преобразования педагогической действительности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации 2010 № 1 (1). (0,5 п.л.).

27.Марихин С.В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 1 (6) – 2010. (0,5 п.л.).

28.Марихин С.В. Современные проблемы педагогического проектирования профессиональной подготовки специалистов МЧС России. // [Электронный ресурс] Научный электронный журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы» № 1 – 2010. (0,5 п.л.).

29.Марихин С.В. Педагогическое проектирование в системе повышения квалификации специалистов МЧС России. // Научно-аналитический журнал «Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества» № 2 (7) – 2010. (0,5 п.л.).

30.Марихин С.В. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (3) - 2010 г. (0,5 п.л.).

31.Винокурова Н.Г., Марихин С.В. Целеполагание как вид деятельности педагога-психолога // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества, 2011. № 1 (0,2/0,3 п.л.).

32.Марихин С.В. Стиль проектного мышления – основа сущностного подхода в профессиональной подготовке специалистов МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. № 4 – 2011. (0,5 п.л.).

Тезисы докладов и выступлений

а) на Международных научных и научно-практических конференциях:

33.Марихин С.В. Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях вуза. // Сборник научных работ участников межвузовской научно-практической конференции. – СПб., СПГУТД, Изд. «Политон», 2008. (0,2 п.л.).

34.Марихин С.В. Система эффективного применения информационных технологий в профессиональной подготовке современного специалиста в условиях вуза. // Формирование университетских комплексов – путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений. Том III. Сборник научных трудов. – СПб.; Изд-во СПбГУСЭ, 2008. (0,2 п.л.).

35.Марихин С.В., Титко В.В. Мотивация профессиональной деятельности педагога высшей школы. // Сборник научных работ участников межвузовской научно-практической конференции. – СПб., СПГУТД, Изд. «Политон», 2008. (0,1/0,1 п.л.).

36.Марихин С.В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки специалистов в вузах России. // Университетский комплекс – форма инновационного развития образовательных учреждений. Том III. Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции (19 июня 2009 г.). – СПб.; Изд-во СПбГУСЭ, 2009. (0,2 п.л.).

37.Марихин С.В. Лидерство как социально-психологический феномен. // Межвузовской тематический сборник научных трудов. Вып. III – СПбГУГА, 2009. (0,2 п.л.).

38.Марихин С.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов-первокурсников. // Межвузовской тематический сборник научных трудов. Вып. III – СПбГУГА, 2009. (0,2 п.л.).

39.Марихин С.В. Психологические аспекты педагогического проектирования как профессиональной деятельности преподавателя. // Современное образование в России: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: СПбИУиП, 2009. (0,2 п.л.).

40.Марихин С.В. Некоторые вопросы изучения инновационных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов в вузах России. // Сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г. – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2009. (0,2 п.л.).

41.Марихин С.В. Контроль и диагностика как основа совершенствования профессиональной подготовки психологов в вузе. // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: СПбИУиП, 2009. - ч. 2. (0,2 п.л.).

42.Марихин С.В. Готовность преподавателей к реализации инновационных образовательных программ. // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы научной конференции. - СПб.: СПбГУ, 2010. (0,2 п.л.).

43.Марихин С.В. История применения психодиагностики в высшей школе. / Межвузовской тематический сборник научных трудов. Вып. IV – СПбГУГА, 2010. (0,2 п.л.).

44.Марихин С.В. Теоретические основы проектирования системы профессиональной подготовки современного специалиста // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Международной научно-практической конференции. - СПб.: СПбИУиП, 2010. (0,2 п.л.).

45.Марихин С.В. Проектирование как средство совершенствования профессиональной подготовки специалиста // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 4 Международной научно-практической конференции. - СПб.: СПбИУиП, 2010. (0,2 п.л.).

46.Марихин С.В. Проектирование педагогического пространства. // Современное образование: содержание, технологии, качество XVII Международная научно-методическая конференция. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина). 2011 г. (0,2 п.л.).