Научная тема: «ИНТЕГРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРУКТУР МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Анализ и характеристика основных этапов развития машиностроения, обоснование многокритериальной типологизации его отраслей, систематизация ключевых проблем и раскрытие его перспектив в качестве ведущего сектора экономики России и других стран СНГ, который определяет  спрос на инновации, перспективы региональной экономической интеграции и конкурентоспособность стран СНГ в современной глобальной экономике.
  2. Анализ развития специализации машиностроительных отраслей в составе ОПК показал, что они могут стать локомотивом развития экономики на инновационной основе при условии объединения разработки, производства и обслуживания военной  и высокотехнологичной гражданской продукции в интегрированных хозяйственных структурах. Обзор литературы позволил обобщить рациональный зарубежный опыт и уточнить российские проблемы конверсии, специализации, кооперирования и трансферта технологий между оборонным и гражданским производством в составе ОПК.
  3. Макромаркетинговые перспективы агротехнического машиностроения на базе перехода от отраслевой специализации к диверсификации по товарным рынкам (группам потребителей), а от вертикальной интеграции - преимущественно к сетевым структурам.
  4. В диссертации развита концепция соотношения инновационного и реиндустриального развития машиностроительного комплекса  на базе интеграции научно-технических и производственных хозяйственных структур. Автор исходит из того, что реиндустриализация и возрождение машиностроения, создающего спрос на инновации, необходимы для формирования инновационной экономики в большинстве регионов России.
  5. Анализ структуры прямых иностранных инвестици в российскую промышленность показал её нерациональность и необходимость ограничения нецелевых кредитов и портфельных инвестиций, стимулирования вложений, связанных с передачей передовых технологий и развитие российского инновационного потенциала, особенно в инвестиционных, высокотехнологичных и экспортных отраслях машиностроения. Исходя из коалиционной концепции модернизации российской экономики,  выявлены пути развития государственно-частного инвестиционного партнёрства, сети технологических инжиниринговых центров, усиления роли госкорпораций в обновлении машиностроения. Уточнены определения указанных категорий. Обоснованы предложения о стимулирующем налогообложении инновационных проектов, упорядочении трансфертного ценообразования, развитии инвестиционных инструментов фондового рынка, увеличении и рациональном использовании амортизации.
  6. Исследование методологических основ формирования интегрированных хозяйственных структур позволило разработать концепцию новой, сетевой модели фирмы как института постиндустриальной экономики. Анализ основных этапов и тенденций развития теории фирмы в неоклассической, эволюционной и институциональной концепции показал, что фирма традиционно трактовалась как микроэкономический рыночный субъект, товаропроизводитель, преобразующий производственные ресурсы в готовую продукцию с целью максимизации прибыли. Современная фирма становится мезоэкономическим субъектом, который планомерно координирует деятельность участников межотраслевой технологической цепи, используя не только имущественные, но и организационно-плановые отношения, базирующиеся на общности стратегии, бренда, нематериальных активов и логистики. В соответствии с концепцией фирмы как пучка контрактов и договорённостей, коалиции интересов рассмотрены пути совершенствования Гражданского кодекса РФ и корпоративного управления, изменения в типе специализации и характере кооперирования машиностроительных фирм.
  7. На основе анализа большого числа публикаций, зарубежного и отечественного опыта выявлены основные черты современной машиностроительной фирмы как инновационно-образовательной организации. К ним относятся создание специальных служб управления инновационными проектами, развитием человеческого капитала и организационной культуры фирмы, интеллектуальной собственностью, знаниями и информационной системой. Это связано с изменением сущности и форм конкуренции, созданием некоммерческих саморегулируемых ассоциаций, корпоративных университетов. Это требует пересмотра сложившихся представлений о природе отношений собственности, индивидуалистической парадигмы рыночных отношений, их соотношения с государственным регулированием и планомерностью развития.
  8. Системная консолидация машиностроения и её организационно-экономические формы. Важнейшей причиной неконкурентоспособности российского машиностроения является его низкая консолидация, рассредоточение технологических цепочек между множеством независимых собственников, каждый из которых стремится создать замкнутый цикл, чтобы снизить риск срыва поставок. Автономные концерны и вертикально-интегрированные компании, особенно входящие в состав конгломератов, не имеющих чёткой специализации, не могут использовать преимущества глобализации, информатизации и кластеризации. Наиболее эффективной формой консолидации машиностроения стали сетевые альянсы, кооперирование участников которых базируется на контрактных, а не иерархических отношениях.
  9. Диверсификация производства в машиностроении на основе аутсорсинга. Диверсификация производства в машиностроении включает диверсификацию продукции, рынков и управления. В работе предложено определение этих видов диверсификации и исследованы тенденции их развития в мировом и отечественном машиностроении. Особую роль при этом играет аутсорсинг - выделение из состава фирм вспомогательных и обслуживающих подразделений и специализация предприятий на их ключевой компетенции. В работе уточнено определение аутсорсинга, классификация его видов, основные эффекты и ограничения развития аутсорсинга и субконтрактинга. На основе анализа российской и зарубежной литературы выделены методологические проблемы эволюции аутсорсинга как нового этапа диверсификации машиностроения, специализации и кооперирования производства.
  10. Логистические основы реструктуризации машиностроения. Логистическая база реструктуризации машиностроения имеет, как показал обзор литературы и обобщение мирового опыта, особое значение для эволюции машиностроительных фирм и организации интегрированной цепи поставок. В этой связи исследованы основные задачи, функции и тенденции развития логистики, в т.ч. закупочной, производственной и сбытовой, их связь с развитием концепции маркетинга и ролью государства в регулировании материальных и информационных потоков.
  11. Стратегическое управление в интегрированных сетевых компаниях. Стратегическое управление в интегрированных сетевых компаниях имеет ряд весьма существенных особенностей. Анализ этих проблем подтверждает неэффективность создания гигантских конгломератов, состоящих из технологически несвязанных предприятий различных секторов экономики и находящихся в единоличной собственности. При этом обосновывается невозможность создания стандартной, унифицированной структуры управления технологическими цепями. Наиболее рационально развитие стратегических альянсов и консорциумов.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Петров А.Б. Интегрированные хозяйственные структуры и развитие машиностроения. – СПб.: Изд.-во НПК «РОСТ», 2009. – 13,75 п.л.

2.Петров А.Б. Консолидация и диверсификация машиностроения в условиях инновационного развития. – СПб: Изд.-во СПбГУ, 2009. – 9,5 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

3.Петров А.Б. Управление знаниями как база формирования инновационно-образовательных организаций // Проблемы современной экономики. 2011. № 3 (39). – С.312-315.

4.Петров А.Б. О роли и перспективах развития логистических фирм в машиностроении // Экономика и управление. 2011. № 8 (70). – С.21-23.

5.Петров А.Б. Посткризисные проблемы развития российского машиностроения // Проблемы современной экономики/ - 2011. - № 2 (38). С.272-275.

6.Петров А.Б. Развитие мезоэкономического менеджмента в машиностроении // Вестник Инжэкона. 2011. Вып. 5 (48). – С.26-31.

7.Петров А.Б. Логистика в интегрированных технологических цепях// Экономика и управление. 2011. № 6 (68). - С.131-136.

8.Петров А.Б. Роль малых и средних фирм в реструктуризации машиностроения // Экономика и управление. 2011. № 4 (66). - С.23-25.

9.Чернова Е.Г., Петров А.Б. Эффективная консолидация как современная форма концентрации производства // Вестник Санкт-Петербургского Университета, Серия 5. Экономика. 2009. Вып. 4. - C.144-152.

10. Петров А.Б. Макромаркетинговые перспективы агротехнического машиностроения // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(31). - С.243-248.

11. Петров А.Б. О стратегии догоняющего развития в автомобильной промышленности // Вестник Инжэкона. 2009. № 6 (33). - С.385-388.

12. Петров А.Б. Развитие контрактных отношений кооперирования в консолидированной структуре машиностроения // Проблемы современной экономики. 2008. № 3 (27). - С.85-89.

13. Петров А.Б. Развитие специализации машиностроения в составе оборонно-промышленного комплекса // Вестник Инжэкона. Серия Экономика. 2008. № 7 (26). - С.103-109.

Другие публикации:

14.Петров А.Б. В разных вариациях// Эксперт Северо-Запад. 2011. № 22 (518). - С.30-32.

15.Петров А.Б. Направления развития стратегического управления в интегрированных сетевых компаниях»// Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития». 2011. № 3 (в печати).

16.Петров А.Б. Организационно-экономические формы консолидации производства// Научная перспектива. 2011. № 2. - С.5-9.

17.Петров А.Б. Интегрированная сетевая фирма как институт постиндустриальной экономики// Научная перспектива. 2011. № 2. - С.10-16.

18.Петров А.Б. Система менеджмента в интегрированных сетевых компаниях// Научный обозреватель. 2011. № 2. - С.9-11.

19.Петров А.Б. Транснациональные корпорации и их роль в глобальной экономике// Научный обозреватель. 2011. № 2. - С.4-8

20.Петров А.Б. Методологические принципы реструктуризации машиностроения // Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня основания Экономического факультета СПбГУ.- СПб.: ЭФ СПбГУ, 2010. – С.236-237.

21.Петров А.Б. Логистика и ее роль в реструктуризации машиностроения// Современные аспекты экономики. 2010. № 11 (159). - С.81-86.

22.Петров А.Б. Новые тенденции развития специализации производства// Cовременные аспекты экономики. 2010. № 11 (159). - С.71-80.

23.Петров А.Б. Диверсификация производства и ее формы// Cовременные аспекты экономики. 2010. № 10 (158). - С.135-143.

24.Петров А.Б. Аутсорсинг как стратегия эффективной организации производства и управления// Cовременные аспекты экономики. 2010. № 10 (158). - С.125-134.

25.Петров А.Б. Развитие партнерских контрактных отношений в сети// Современные аспекты экономики. 2010. № 7 (155). - С.83-87.

26.Петров А.Б. Особенности менеджмента в интегрированных сетевых компаниях// Современные аспекты экономики. 2010. № 7 (155). -С.76-82.

27.Петров А.Б. О критерии эффективности антикризисной стратегии фирм // Материалы международной научной конференции «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления». – СПб.: ЭФ СПбГУ, 2009. – С.178-179.

28.Петров А.Б. Корпорация как форма организации и интеграции технологических цепей. - СПб: ЭФ СПбГУ, Мир фирмы, сборник научных статей, 2009, выпуск 2. С.43-46.

29.Бляхман Л.С., Петров А.Б. Фирма как мезоэкономическая структура.// Материалы круглого стола журналов «Вестник СПб университета. Серия «Экономика» и «Проблемы современной экономики» «Хозяйственные объединения в инновационной экономике». – СПб. ОЦЭиМ. 2009. – С.5-7.