Научная тема: «ОБРАЗЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ В.»
Специальность: 24.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В теоретическом осмыслении концепта «культурное пространство» за последние годы произошла смена акцентов. От его трактовки как вместилища культурных процессов, философы, культурологи, лингвисты, географы приходят к пониманию данного феномена как своеобразного конструкта, как пространства, осмысленного культурой. С этой точки зрения российское культурное пространство второй половины XIX - начала ХХ в. можно рассматривать как итог осмыслений, во многом предзаданных его особыми территориальными параметрами: масштабом, дискретностью, региональной вариативностью.    
  2. Пореформенный период развития русской культуры был не только периодом зарождения массовой культуры, но и временем ее первоначальной территориальной экспансии. Распространение  отдельных феноменов массовой культуры в российских регионах носило неравномерный характер, но не подчинялось линейной логике. Степень распространенности зависела не только от  уровня развития массового производства и массового спроса на местах, но от коммуникативного потенциала региона:  местоположения, развития путей сообщения, средств связи, средств массовой информации и т.д. Массовая культура в условиях российского пространства могла  выступать своеобразным предметом регионального импорта, что особенно наглядно проявлено в области туризма. Внешний спрос служил мобилизации внутренних ресурсов, ускорял развитие производства, становление необходимой инфраструктуры, издание сопровождающих текстов. Туризм в этих обстоятельствах становился новой, эффективной формой освоения регионального пространства. 
  3. Тексты массовой культуры являются репрезентативными источниками изучения территориальных рефлексий и проявлений региональной идентичности разного уровня. Являясь отражением массовых, широко распространенных взглядов, мнений, оценок, они способны значительно восполнить источниковую лакуну, имеющую место при исследовании данной проблематики в исторической ретроспективе, когда невозможно использование социологических методов.
  4. В России второй половины XIX - начала ХХ в. сформировалась региональная идентичность макроуровня в тех регионах страны, которые физически и ментально были освоены позже исторического ядра Европейской России. Границы этих  регионов не совпадали с границами административно-территориальных единиц и потому могут называться «вернакулярными» (обыденными), то есть сформированными в общественном сознании его жителей. Маркером данной идентичности выступал региональный путеводитель.
  5. Путеводитель представляет собой полифункциональный феномен массовой культуры. Кроме всеми признаваемой справочной функции, он:
    • формирует новые стереотипы поведения;
    • регулирует процесс потребления культурных ценностей в новых социокультурных условиях;
    • транслирует профессиональные научные знания на уровень обыденных представлений;
    • выполняет рекламно-имиджевые функции.
  6. Путеводитель с первых лет своего существования участвовал в «перемещении» памятников истории и искусства в пространство массовой культуры, превращал их в своеобразный конструкт, продукт престижного потребления, то есть в туристские достопримечательности.
  7. Путеводители могут рассматриваться как тексты, целенаправленно предоставляющие эмпирическую информацию о регионе, но вместе с тем как тексты, в которых репрезентированы социокультурные особенности региона. Если материалы прямой презентации территории имеют чрезвычайно ограниченное применение (более всего в краеведческих исследованиях), то  рассмотрение функций путеводителя как репрезентанта региональной культуры представляет интерес для регионоведения, культурологии, антропологии, гуманитарной географии, филологии.
  8. Существование путеводителя является индикатором «власти над пространством». Данные тексты не вырабатывали новые знания о территории, а демонстрировали степень ее изученности, выступали способом ее «инвентаризации».  
  9. В текстах российских бедекеров второй половины XIX - начала ХХв. отражена смена парадигмы «пространственно-временного освоения и представления мира» (Е. Иванов). На смену господствовавшим ранее пространственным координатам пришли координаты временные. Изученное и подчиненное пространство воспринималось вторичным, в то время как резко возросла значимость и ценность времени. Путешествие из способа постижения пространства превратилось во времяпрепровождение.
  10. Распространение массовой культуры в провинции сопровождалось процессом десакрализации ее пространства. Элементы традиционной культуры, сакральные ориентиры социального бытия в значительно большей степени сохранялись в российской провинции, нежели в столице. Проникновение новых форм культуры ускорило медленно протекающий в российском пространстве процесс секуляризации, который был начат в петровскую эпоху. Массовая культура профанизировала сакральные ценности, вписав их в свою систему функционирования и презентации. 
  11. Тексты зарождавшейся массовой культуры фиксировали и сохраняли исторически сложившиеся представления о регионах, региональные мифы и стереотипы.
  12. Регулируя процесс функционирования памятников истории и искусства в новом социокультурном контексте,  массовая культура вместе с этим  активизировала их возможности выступать в качестве носителей исторической памяти, в том числе региональной исторической памяти.
  13. Путеводитель - активный участник «политики памяти». Отражая на своих страницах не только территориальные рефлексии, но и идеологические установки эпохи, он может выступать и формой сохранения коллективной памяти, и формой ее трансформации, и «инструментом забвения».
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Руцинская И.И. Самопрезентация российских регионов в пространстве массовой культуры. М.: Издательство МГУ, 2011. 14 п.л.

2.Историко-культурные достопримечательности как «места памяти» в России второй половины XIX – начала ХХ в.: региональный масштаб // Руцинская И.И., Смирнова Л.В., Султанова Н.Д. [и др.] Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество, и культура. Монография. Кн.4. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. 1 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах:

1.Руцинская И.И. Региональный путеводитель в России: формирование жанра (на примере путеводителей по Поволжью)//Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 2. М.: Издательство Московского университета, 2008. 0,6 п.л.

2.Руцинская И.И. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 3. М.: Издательство Московского университета, 2008. 0,3 п.л.

3.Руцинская И.И. Путеводитель как историческая форма презентации регионов // Россия и Запад: диалог культур. Сборник статей XII Международной конференции. Выпуск 14.Часть 1. М.:Центр по изучению взаимодействия культур, 2008. 0,5 п.л.

4.Руцинская И.И. Великий Новгород среди исторических городов России //Региональные записки. Выпуск 5. М., 2008. 2,5 п.л.

5.Руцинская И.И. Презентация многонациональных регионов в российских путеводителях второй половины XIX - начала ХХв.// «Язык и культура» Научное издание. Выпуск 12. – Т. IV. Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2009. 0,5 п.л.

6.Руцинская И.И. Мемориализация пространства провинциальных городов России во второй половине XIX – начале ХХ в.// Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы III Международной конференции. 24-25 октября 2008г. М.: Типография МГУ, 2009. 0,6 п.л.

7.Руцинская И.И. Автор путеводителя: между просвещением и массовой культурой//Россия и Запад: диалог культур. Сборник статей XIII Международной конференции. Выпуск 15.Часть 1. М.:Центр по изучению взаимодействия культур, 2010. 0,7 п.л.

8.Руцинская И.И. Путеводитель как форма самопрезентации провинциального города // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе. Материалы Международной научной конференции (Челябинск, 24-26 марта 2010г.) Челябинск: Энциклопедия, 2010. 0,4 п.л.

9.Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 2. М.: Издательство Московского университета, 2011. 0,6 п.л.

10.Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Визуальные задачи восприятия // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 1. М.: Издательство Московского университета, 2011. 0,5 п.л.

11.Руцинская И.И. Эволюция восприятия городских монументов в российской провинции второй половины XIX – начала ХХ в. // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. №8. Шифр Информрегистра: 0421000093378. Режим доступа:http://www.teoria-practica.ru/index.php/2011-2/210-filosofia/458-2011-07-01-09-26-09.

12.Руцинская И.И. От путешественника к туристу: трансформации социокультурных практик // Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы III Международной конференции. 24-25 октября 2008г. М.: Типография МГУ, 2011. 0,5 п.л.

13.Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент забвения // В мире научных открытий. Выпуск 11.3. Красноярск: 2011. 0,4 п.л.

14. Руцинская И.И. Популяризация региональных музеев в текстах массовой культуры (вторая половина XIX – начало XX в.)// Актуальные проблемы науки в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции.27 сентября 2011 г. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 0,25 п.л.

15.Руцинская И.И. Путеводитель как вид справочного издания: специфика жанра и формы «взаимодействия» с читателем //Язык и культура. Научное издание. Выпуск 12. – Т. IV. Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2011. 0,5 п.л.

16.Руцинская И.И. Этнические стереотипы в русской провинции второй половины XIX – начала ХХ в. // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 1. М.: Издательство Московского университета, 2012. (в печати) 0,4 п.л.