- В теоретическом осмыслении концепта «культурное пространство» за последние годы произошла смена акцентов. От его трактовки как вместилища культурных процессов, философы, культурологи, лингвисты, географы приходят к пониманию данного феномена как своеобразного конструкта, как пространства, осмысленного культурой. С этой точки зрения российское культурное пространство второй половины XIX - начала ХХ в. можно рассматривать как итог осмыслений, во многом предзаданных его особыми территориальными параметрами: масштабом, дискретностью, региональной вариативностью.
- Пореформенный период развития русской культуры был не только периодом зарождения массовой культуры, но и временем ее первоначальной территориальной экспансии. Распространение отдельных феноменов массовой культуры в российских регионах носило неравномерный характер, но не подчинялось линейной логике. Степень распространенности зависела не только от уровня развития массового производства и массового спроса на местах, но от коммуникативного потенциала региона: местоположения, развития путей сообщения, средств связи, средств массовой информации и т.д. Массовая культура в условиях российского пространства могла выступать своеобразным предметом регионального импорта, что особенно наглядно проявлено в области туризма. Внешний спрос служил мобилизации внутренних ресурсов, ускорял развитие производства, становление необходимой инфраструктуры, издание сопровождающих текстов. Туризм в этих обстоятельствах становился новой, эффективной формой освоения регионального пространства.
- Тексты массовой культуры являются репрезентативными источниками изучения территориальных рефлексий и проявлений региональной идентичности разного уровня. Являясь отражением массовых, широко распространенных взглядов, мнений, оценок, они способны значительно восполнить источниковую лакуну, имеющую место при исследовании данной проблематики в исторической ретроспективе, когда невозможно использование социологических методов.
- В России второй половины XIX - начала ХХ в. сформировалась региональная идентичность макроуровня в тех регионах страны, которые физически и ментально были освоены позже исторического ядра Европейской России. Границы этих регионов не совпадали с границами административно-территориальных единиц и потому могут называться «вернакулярными» (обыденными), то есть сформированными в общественном сознании его жителей. Маркером данной идентичности выступал региональный путеводитель.
- Путеводитель представляет собой полифункциональный феномен массовой культуры. Кроме всеми признаваемой справочной функции, он:
- формирует новые стереотипы поведения;
- регулирует процесс потребления культурных ценностей в новых социокультурных условиях;
- транслирует профессиональные научные знания на уровень обыденных представлений;
- выполняет рекламно-имиджевые функции.
- Путеводитель с первых лет своего существования участвовал в «перемещении» памятников истории и искусства в пространство массовой культуры, превращал их в своеобразный конструкт, продукт престижного потребления, то есть в туристские достопримечательности.
- Путеводители могут рассматриваться как тексты, целенаправленно предоставляющие эмпирическую информацию о регионе, но вместе с тем как тексты, в которых репрезентированы социокультурные особенности региона. Если материалы прямой презентации территории имеют чрезвычайно ограниченное применение (более всего в краеведческих исследованиях), то рассмотрение функций путеводителя как репрезентанта региональной культуры представляет интерес для регионоведения, культурологии, антропологии, гуманитарной географии, филологии.
- Существование путеводителя является индикатором «власти над пространством». Данные тексты не вырабатывали новые знания о территории, а демонстрировали степень ее изученности, выступали способом ее «инвентаризации».
- В текстах российских бедекеров второй половины XIX - начала ХХв. отражена смена парадигмы «пространственно-временного освоения и представления мира» (Е. Иванов). На смену господствовавшим ранее пространственным координатам пришли координаты временные. Изученное и подчиненное пространство воспринималось вторичным, в то время как резко возросла значимость и ценность времени. Путешествие из способа постижения пространства превратилось во времяпрепровождение.
- Распространение массовой культуры в провинции сопровождалось процессом десакрализации ее пространства. Элементы традиционной культуры, сакральные ориентиры социального бытия в значительно большей степени сохранялись в российской провинции, нежели в столице. Проникновение новых форм культуры ускорило медленно протекающий в российском пространстве процесс секуляризации, который был начат в петровскую эпоху. Массовая культура профанизировала сакральные ценности, вписав их в свою систему функционирования и презентации.
- Тексты зарождавшейся массовой культуры фиксировали и сохраняли исторически сложившиеся представления о регионах, региональные мифы и стереотипы.
- Регулируя процесс функционирования памятников истории и искусства в новом социокультурном контексте, массовая культура вместе с этим активизировала их возможности выступать в качестве носителей исторической памяти, в том числе региональной исторической памяти.
- Путеводитель - активный участник «политики памяти». Отражая на своих страницах не только территориальные рефлексии, но и идеологические установки эпохи, он может выступать и формой сохранения коллективной памяти, и формой ее трансформации, и «инструментом забвения».
1.Руцинская И.И. Самопрезентация российских регионов в пространстве массовой культуры. М.: Издательство МГУ, 2011. 14 п.л.
2.Историко-культурные достопримечательности как «места памяти» в России второй половины XIX – начала ХХ в.: региональный масштаб // Руцинская И.И., Смирнова Л.В., Султанова Н.Д. [и др.] Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество, и культура. Монография. Кн.4. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. 1 п.л.
Статьи в сборниках научных трудов и журналах:
1.Руцинская И.И. Региональный путеводитель в России: формирование жанра (на примере путеводителей по Поволжью)//Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 2. М.: Издательство Московского университета, 2008. 0,6 п.л.
2.Руцинская И.И. Регионоведение и краеведение: масштабы различий и формы взаимодействий // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 3. М.: Издательство Московского университета, 2008. 0,3 п.л.
3.Руцинская И.И. Путеводитель как историческая форма презентации регионов // Россия и Запад: диалог культур. Сборник статей XII Международной конференции. Выпуск 14.Часть 1. М.:Центр по изучению взаимодействия культур, 2008. 0,5 п.л.
4.Руцинская И.И. Великий Новгород среди исторических городов России //Региональные записки. Выпуск 5. М., 2008. 2,5 п.л.
5.Руцинская И.И. Презентация многонациональных регионов в российских путеводителях второй половины XIX - начала ХХв.// «Язык и культура» Научное издание. Выпуск 12. – Т. IV. Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2009. 0,5 п.л.
6.Руцинская И.И. Мемориализация пространства провинциальных городов России во второй половине XIX – начале ХХ в.// Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы III Международной конференции. 24-25 октября 2008г. М.: Типография МГУ, 2009. 0,6 п.л.
7.Руцинская И.И. Автор путеводителя: между просвещением и массовой культурой//Россия и Запад: диалог культур. Сборник статей XIII Международной конференции. Выпуск 15.Часть 1. М.:Центр по изучению взаимодействия культур, 2010. 0,7 п.л.
8.Руцинская И.И. Путеводитель как форма самопрезентации провинциального города // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе. Материалы Международной научной конференции (Челябинск, 24-26 марта 2010г.) Челябинск: Энциклопедия, 2010. 0,4 п.л.
9.Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 2. М.: Издательство Московского университета, 2011. 0,6 п.л.
10.Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Визуальные задачи восприятия // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 1. М.: Издательство Московского университета, 2011. 0,5 п.л.
11.Руцинская И.И. Эволюция восприятия городских монументов в российской провинции второй половины XIX – начала ХХ в. // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. №8. Шифр Информрегистра: 0421000093 378. Режим доступа:http://www.teoria-practica.ru/index.php/2011-2/210-filosofia/458-2011-07-01-09-26-09.
12.Руцинская И.И. От путешественника к туристу: трансформации социокультурных практик // Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы III Международной конференции. 24-25 октября 2008г. М.: Типография МГУ, 2011. 0,5 п.л.
13.Руцинская И.И. Путеводитель как инструмент забвения // В мире научных открытий. Выпуск 11.3. Красноярск: 2011. 0,4 п.л.
14. Руцинская И.И. Популяризация региональных музеев в текстах массовой культуры (вторая половина XIX – начало XX в.)// Актуальные проблемы науки в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции.27 сентября 2011 г. Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 0,25 п.л.
15.Руцинская И.И. Путеводитель как вид справочного издания: специфика жанра и формы «взаимодействия» с читателем //Язык и культура. Научное издание. Выпуск 12. – Т. IV. Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2011. 0,5 п.л.
16.Руцинская И.И. Этнические стереотипы в русской провинции второй половины XIX – начала ХХ в. // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Выпуск 1. М.: Издательство Московского университета, 2012. (в печати) 0,4 п.л.