2. В модели культуры этого периода особую роль играет «сакральная» сфера, представленная в «христианском» мире комплексом «религиозных» идей (теизм, теоцентризм, креационизм, провиденциализм и др.).
Задачи «религии»: «отвечает» за «смысл жизни» общества в целом и каждого его члена, т. е. предлагает им «цель» экзистенциального существования и формы и средства ее достижения; тем самым обосновывает необходимость парадигмального, целенаправленного (телеологичного) и искусственного развития «человечества»; цивилизационно и экзистенциально объединяет людей, проживающих на определенной территории, но относящихся к различным этническим, социальным, языковым, половозрастным группам; играет «мироустроительную» роль в истории цивилизации, т. е. разрабатывает программу «строительства» оптимальной социокультурной модели; создает и обосновывает комплекс цивилизационных идей, направленных на структурирование и упорядочивание пространства, но одновременно способных объединить всю ойкумену.
3. Именно «религиозные» идеи в «средневековый» период создают основу для представления об «истории» как «педагогическом» процессе, в рамках которого строится оптимальная социокультурная модель и распространяется во времени, пространстве и сознании всех без исключения людей. Акцент на «воспитании» и «перевоспитании» человечества с целью глубокого внедрения в сознание всех и каждого «истины» как цивилизационной парадигмы давал возможность эффективной трансляции цивилизации.
4. «Религиозные» идеи содержатся в Мегатексте или так называемом «священном» тексте, который играет особую роль на всем протяжении существования цивилизации. В «христианском» мире это Библия, экзистенциальное и цивилизационное значение которой сохраняется и в настоящее время. В Библии и сочинениях, которые ее «толкуют» и «комментируют», развиваются те парадигмальные идеи и представления, которые лежат в основе цивилизационной модели, и разрабатываются необходимые механизмы ее трансляции, обоснования и защиты со стороны «непонимающих» ее внутри общества и «противников» из других «миров». Особое значение в истории цивилизации имеет проблема «теодицеи», поскольку в случаях любых внутренних «кризисов» или информационных атак извне под сомнение ставится именно положение о провиденциализме («промысле Божьем»): действительно ли «Бог» «оставил» этот мир, т. е. работает ли парадигма в резко изменившихся условиях бытия?
5. Христианство играет важную смыслообразующую роль не только на макроуровне, но и в различных конкретных сферах культуры.
Принципиальное значение для развития цивилизации в средние века имеет «литература» как строго структурированный комплекс сакральных и профанных сочинений, задача которого «иллюстрировать» Книгу книг и ее идеи, на профанных примерах демонстрировать действенность и эффективность цивилизационной педагогики.
В любой социокультурной модели, а в европейской («христианско-латинской») особенно, одно из центральных мест занимает право, поскольку именно оно призвано максимально непротиворечиво регулировать броуновское движение эмпирики. Религия структурирует правовое пространство и сводит стремящуюся к хаотичности юридическую практику в единое русло цивилизационной криминологии. В истории Европы решающую методологическую роль играет именно библейская криминология.
История Европы отличается особой динамичностью, на протяжении средневековья континент постоянно сталкивался с разного рода «вызовами», как эндогенного, так и экзогенного характера. Именно христианство, как показывает история средневековых «ренессансов», ликвидирует последствия этих культурных «наводнений» и восстанавливает «завет» между парадигмой и эмпирикой.
В период расцвета цивилизации (рубеж I-II тысячелетий) «христианский мир» столкнулся с двойным вызовом - со стороны стремительно развивающейся городской культуры и мусульманской цивилизации. Именно христианство смогло создать эффективный механизм «ответа» на эти «вызовы» в виде схоластики, итогом развития которой стало спасение латинско-христианского понимания сверхъестественного и Библии как Текста цивилизации.
6. Обратной стороной христианства как «мировой религии» являются разного рода «отклонения» как обязательные для культуры формы верификации парадигмы («истины») и механизма ее трансляции («церковь»). Именно христианство смогло обезопасить цивилизацию от провокационного и разрушительного воздействия со стороны «ересей» как попыток выстроить альтернативный вариант христианства как религии и организации.
Христианство в период начала трансформации традиционного общества в посттрадиционное помогло сохранить цивилизационную парадигму с помощью так называемой «реформации» как механизма «возрождения», структурирования и укрепления изначального комплекса цивилизационных идей.
Интенсивное развитие «науки» в период позднего средневековья и «новой истории» создало, на первый взгляд, возможность альтернативного развития цивилизации - не на сакральной, а на секулярной основе. Тем не менее, именно религия передала науке алгоритм развития цивилизации, базовые цивилизационные идеи, механизмы их трансляции и в настоящее время во многом представляет собой своеобразный и необходимый инструмент верификации научной «истины».
Прямым порождением религиозной культуры является и «атеизм», который в рамках новой истории представлялся «могильщиком» религии, однако сохраняет свое значение и в современных условиях как механизм верификации Библии как все еще действующего текста и «религиозной истины» как набора цивилизационных идей.
7. Любая цивилизация обязательно сканирует и маркирует окружающее ее пространство. Для Европы это особенно важно, поскольку она испытывала со стороны иных «миров» не столько военные, сколько информационные удары. Именно религии в средневековой Европе принадлежит особая роль в предотвращении и отпоре «натиска» с «Востока».
Особое значение в цивилизационной истории Европы имеет ее взаимодействие с исламской цивилизацией, давшей свою трактовку иудейско-христианской традиции и греко-римской «античности». Именно христианство сыграло решающую роль в информационной борьбе с иным «словом».
В первые века II тыс. н. э. на авансцену евразийской истории выходят «бессловесные», т. е. не имеющие письменной и текстовой культуры, кочевники, не «словом», а «силой» захватившие Евразию. Именно христианская Европа создала самый опасный для них «имидж» их культуры («бандиты»), с помощью которого практически вывела их за пределы культурного пространства в принципе. Этот «приговор» сразу же вступил в действие, и кочевники несут свое несправедливое «наказание» до сих пор.
1.Атеизм профессора М. И. Рижского в контексте истории европейского атеистического дискурса // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2007. - Т. 6. - Вып. 1: История. - С. 86–105. (2,5 п. л.).
2.Библия как действующий текст в истории западной цивилизации // Идеи и идеалы. - 2011. - № 3. - Т. 1. - С. 73–87. (1,1 п. л.).
3.Бог и Человек в теодицее Христа // Идеи и идеалы. - 2011. - № 2. - Т. 1. - С. 51–55. (0,5 п. л.).
4.Европейцы XIII века о Монгольской империи и Чингисхане // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 2. - С. 73–76. (0,5 п. л.).
5.История средневековой европейской теологии. Программа курса // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 1: История. - 2005. - С. 126–141. (0,2 п. л.).
6.О модели средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 139–144. (0,6 п. л.).
7.О модели средневековой европейской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 144–148. (0,6 п. л.).
8.О роли атеистического дискурса в истории средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 152–157. (1,4 п. л.).
9.О специфике изучения средневековых культур // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. Вып. 1: История. - 2005. - С. 57–71. (1,7 п. л.).
10.О соотношении «Возрождения», «Реформации» и «Просвещения» в истории Европы // Вестник Томского государственного университета. История. - 2009. - N 2 (6). - С. 139-142. (0,1 п. л.).
11.Один из истоков европейского маньчжуроведения (латинское представление о монголах XIII века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2011. - Т. 10. - Вып. 1. - С.18–33. (1,5 п. л.).
12.Первая мировая война и «закат» Европы // Идеи и идеалы. - 2010. - № 4. - Т. 1. - С. 54–69. (1,3 п. л.).
13.Проблема падения Византии в общем контексте ее развития // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 2.: История. - 2005. - С. 10–26. (1 п. л.).
14.Рец. на кн.: Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. Т. 4. Вып. 1: История. - 2005. - С. 156–158 (0, 3 п. л.); (в соавторстве с Тимофеевой Н. К.)
15.Роль Библии в истории средневековой европейской цивилизации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - С. 148–152. (1,6 п. л.).
16.Схоластика в контексте истории европейской цивилизации // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 4. - Вып. 1: История. - 2005. - С. 43–56. (1 п. л.).
17.Формирование идеи «нового Рима» как конструирование образа христианской античности (на материалах «Остготского возрождения») // Вестник НГУ. Серия: история, филология. НГУ. - Т. 10. - Вып. 10: История, филология. 2011. - С. 5–12. (0,8 п. л.).
Общий объем: 15, 7 п. л.
Монографии:
18.Христианство и средневековая культура. - Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. - 399 с. (46 п. л.).
19.Magister dixit: О Моисее Иосифовиче Рижском и некоторых проблемах библеистики. - Новосибирск: Издательство ООО «Манускрипт», 2011. - 351 с. (21,25 п. л.).
20.Атеизм М. И. Рижского. Из истории европейского атеистического дискурса. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 176 с. (16,4 п. л.).
21.Средневековое христианство и культура. О месте «мировой религии» в истории европейской цивилизации. - Saarbrücken: Lambert Academic Publishing GmbH & Co., 2011. - 512 с. (36,3 п. л.).
Общий объем: 119, 95 п. л.
Публикации в сборниках, журналах и материалах конференций:
20. Беда Достопочтенный об арабах и исламе // VII Арсеньевские чтения. Тезисы докладов региональной научной конференции по проблемам истории, археологии и краеведения. - Уссурийск, 1994. - С. 158-162. (0,7 п. л.).
21.Библия и история // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2011. - С. 5–15. (1,9 п. л.).
22.Библия и представления европейцев вв. об исламе и арабах // Традиции и инновации в истории культуры. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск, 1995. - С. 52-63. (0,75 п. л.).
23.Библия как «книга» // Шестые Макушинские чтения. Тезисы докладов научной конференции 22–23 мая 2003 года. г. Новосибирск. - Новосибирск, 2003. - С. 14–17. (0,2 п. л.).
24.Возрождение как особенность развития культуры (на примере Европы) // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика. Пятые всероссийские историко-педагогические чтения. - Екатеринбург, 2001. - С. 59–63. (0,5 п. л.).
25.«Возрождение» как особенность развития европейской культуры // Теория и история культуры в вузовском образовании. - Новосибирск, 2003. - С. 59–77. (1, 7 п. л.).
26.Дон Гуан и Дон Хуан: взгляд историка на проблему восприятия испанской культуры в России начала XIX века // Мифема «Дон Жуан» в музыкальном искусстве и литературе. - Новосибирск, 2002. - С. 43–93. (1,2 п. л.).
27.Ересь как культурное явление // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 1. Материалы научно-практического семинара. - Кемерово, 2004. - С. 64–82. (1,75 п. л.).
28.Из истории немецкого востоковедения. Карл Август Виттфогель (1896-1988) // Немецкий этнос в Сибири. Альманах гуманитарных исследований. - Новосибирск, 2002. - Вып. 3. - С. 98-113. (1,5 п. л.).
29.Иоанн Дамаскин и восточно-христианская интерпретация мусульманского вероучения // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сб. тез. научн. конф., посв. 35-летию гуманитарного факультета НГУ. - Новосибирск, 1997. - С. 52-55. (0,25 п. л.).
30.Исторические термины и историческая действительность (Империя как феномен европейской истории) // Гуманитарное образование в Сибири. - Новосибирск, 2000. - С. 103–121. (2,4 п. л.).
31.История России как модель становления цивилизации // Россия и общества Востока: динамика социального развития, политические отношения, межкультурная коммуникация. Материалы межвузовского научного семинара (Стерлитамак, 18 февраля 2005 г.). - Уфа, 2005. - С.104–124. (1,45 п. л.).
32.История России как одна из моделей становления цивилизации // Россия как цивилизация. - Новосибирск, 2008. - С. 123–177. (3,5 п. л.).
33.К вопросу о терминах, применяемых и применимых к средневековой истории // Политическая культура в истории Германии и России. - Кемерово, 2009. - С. 190–217.(1, 5 п. л.).
34.Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2005. - С.390–412.(1,5 п. л.).
35.Карл Август Витфогель и «восточный деспотизм» // История через личность. Историческая биография сегодня. Под ред. Л. П. Репиной. - М., 2010. - С. 390–412. (1,5 п. л.).
36.Книга М. И. Рижского «Что такое Библия?» в контексте истории советского религиоведения // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 6-15. (1 п. л.).
37.Мастер и Маргарита // Теория и история культуры в вузовском образовании. Вып. 4. - Новосибирск, 2008. - С. 99–109. (1 п. л.).
38.М. И. Рижский – ученый-библеист // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы конференции. - Новосибирск, 2002. - С. 7–16. 0,9 п. л. (в соавторстве с Т. Г. Мякиным).
39.О восприятии монголов европейцами в XIII веке // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 60-летию НГПУ 30 октября - 1 ноября 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 85-89. (0,4 п. л.).
40.О восприятии Нового света европейцами в XVI - XVII вв. // История мировой культуры и методы ее преподавания. Тезисы докладов международной конференции, посвященной 60-летию НГПУ 30 октября - 1 ноября 1995 г. - Новосибирск, 1995. - С. 89-92. (0,3 п. л.).
41.О некоторых аспектах взаимоотношения науки и религии в истории европейской культуры // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. - С. 56-63. (0,75 п. л.).
42.О некоторых особенностях библейской криминологии // ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция. - 2010. - № 4.1. - С.101–136. (2,4 п. л.).
43.Общеправовые и уголовно-правовые проблемы в просветительской мысли Азербайджана второй половины XIX в. // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Региональной научно-практ. конф. - Новосибирск, 2004. - С. 119–122 (в соавторстве с С. Х. Будаговым) (0,2 п. л.).
44.Представление об истории в Евангелиях // Кирилло-Мефодиевские чтения. Христианские традиции и культура России. Материалы научно-практической конференции (Новосибирск, 24–25 мая 2001 г.). - Новосибирск, 2001. - С. 25–42. (1,3 п. л.).
45.Представление об истории в Евангелиях // Историческое знание и интеллектуальная культура Материалы научн. конф. М., 2001. С. 175–179. (0,25 п. л.).
46.Представление об истории в Новом Завете // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2002. - С. 74–99. (3,8 п. л.).
47.Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - М., 2002-2003. - Вып. 9. С. 258–287. (2 п. л.).
48.Представление об истории в Евангелиях // Диалог со временем. -М., 2002, 2003. - Вып. 10. - С. 112–136 (1,5 п. л.).
49.Представление о насилии в Библии // Политическое насилие в исторической памяти Германии и России. Сборник научных статей. - Кемерово, 2007. - С. 185–197. (0,5 п. л.).
50.Представление о преступлении в Пятикнижии Моисеевом // История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве. Материалы Региональной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - С. 122–125. (0,2 п. л.).
51.Религиозное обоснование идеи крестового похода в хронике «Деяния франков» (Gesta Francorum et aliorum hierosolyminatorum) // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегиональной конференции. - Новосибирск, 2005. - С.45-54 (в соавторстве с В. Л. Портных). (1,2 п. л.).
52.Реновационная педагогика Каролингского Возрождения и педагогические идеи Алкуина // История и социология культуры. - Новосибирск, 2000. - Вып. 1. История и социология образования. - С. 32–81. (2,5 п. л.).
53.Реформация в контексте истории европейской цивилизации // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы Третьей Межрегиональной конференции. - Новосибирск, 2006. - С. 26–32. (1 п. л.).
54.Реформация в контексте истории европейской цивилизации // Медиевистика XXI века: власть, социальные связи, насилие в период перехода от Средневековья к Новому времени. - Вып. IV. - Томск, 2009. - С. 10–52. (2,5 п. л.).
55.Рец. на кн.: Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. // Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Вып. 2. - Кемерово, 2005. - С. 164–171. (0,4 п. л.).
56.Роджер Бэкон о центрально-азиатских и сибирских племенах в 13 в. // Сибирь в истории и культуре зарубежных стран. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции 15-17 октября 1998г. - Иркутск, 1998. - С. 11-15. (0,3 п. л.).
57.«Сакральное» и «секулярное» в «христианской» культуре // История и теория культуры в вузовском образовании. Межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск, 2004. - Вып. 2. - С. 36–59. (2,5 п. л.).
58.Свободомыслие Франсуа Вийона // Атеистические чтения. - Вып. 20. М., 1990. - С. 56–66. (1 п. л.).
59.Solo fidae пророка Аввакума // Теория и история культуры в вузовском образовании. - Вып. 4. - Новосибирск, 2008. - С. 44–62. (2,5 п. л.).
60.Соотношение религии и права в Пятикнижии Моисеевом // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы Второй межрегион. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 14–23. (0,2 п. л.).
61.Средневековые еврейские библиотеки в Западной Европе // Пятые Макушинские чтения. Тезисы докл. научн. конф. 25 – 26 мая 2000 года. г. Томск. - Новосибирск, 2003. - С. 22–25. (0,3 п. л.).
62.Схоластика глазами историка // Межкультурное взаимодействие и его интерпретации. Материалы научной конференции. - М., 2004. - С. 160–166. (0,2 п. л.).
63.Теодицея Христа // История идей и история общества. Материалы II Всероссийской научной конференции. - Нижневартовск, 2004. - С. 24 – 27. (0,1 п. л.).
64.Теодицея, антроподицея и историодицея в «христианской» культуре // История и теория культуры в вузовском образовании. - Вып. 3. - С. 41–66. (2,5 п. л.).
65.Христианство как «встреча» философии и литературы. // Проблемы истории древнего мира и раннего средневековья. - Вып. 1. - Алматы, 2009. - С. 185–203. (1,5 п. л.).
66.Эсхатология и христианская историософия // Эсхатологический сборник. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 85–97. (1 п. л.).
67.Эсхатология как обязательная «предпосылка» цивилизационной историософии // Ученые записки факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. - Вып. 2. - С. 66-70. (0,3 п. л.).
Общий объем: 58, 05 п. л.
Учебные пособия и материалы:
68.Средние века в исторической науке. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 1996. - 26 с. (2,8 п. л.).
69.Средние века в исторической науке. - Новосибирск: Издательство НГУ, 1997. - 45 с. (2,8 п. л.).
70.Латинская литература IV - IX вв. - Новосибирск, 1998. - 164 с. (соавторство - М. Т. Дьячок). (9,6 п. л.).
71.Из истории западноевропейского средневековья: Учебное пособие. - Новосибирск, Издательство НГУ, 2002. - 165 с. (12 п. л.).
72.«Деяния франков и прочих иерусалимцев». Перевод на русский язык и комментарий: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2010. - 251 с. 20,3 п. л. (в соавторстве - Т. Г. Мякин, В. Л. Портных). Личный вклад: С. 7–94, 208–226, 245–251.(10,2 п. л.).
73.Христианство и средневековая культура. - Новосибирск: Издательство НГУ, 2011. - 437 с. (31 п. л.).
Общий объем: 68, 4 п. л.