Научная тема: «ТОЧКА ЗРЕНИЯ И РИТМ КОМПОЗИЦИИ НАРРАТИВНОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. ДЖОЙСА И В. ВУЛФ)»
Специальность: 10.02.19
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Точка зрения образует сложное единство когнитивного и коммуникативного способов концептуализации «мира истории», что делает ее оптимальной, многоплановой и наиболее самостоятельной единицей текста и одновременно - текстовой формой репрезентации концептов;
  2. Точка зрения представляет собой сегмент линейной категории текстовой сетки, актуализирующий одновременно пространственный, темпоральный, нарративно-речевой и модальный уровни текста; 
  3. В когнитивном плане ритм точек зрения - это закономерность, обеспечивающая процессы накопления читателем «опыта проживания» событий через «чужие» субъективные миры и восприятия общей динамической схемы их репрезентаций; оба этих процесса обеспечивают реконструкцию глобальной ментальной репрезентации мира истории;
  4. В коммуникативном плане точка зрения является главным и обязательным условием дискурса, стандартного или нарративного, а композиционный ритм точек зрения делает нарративный дискурс максимально эффективным; 
  5. В плане прагматики эффективность нарративного дискурса обусловлена еще предтекстовым знанием автора о том, какой путь пройдут персонажи в мире истории, и оптимальным способом кодирования этого знания в композиции, задающей основные координаты для его адекватной реконструкции читателем.
  6. Логика реконструкции мира модернистской истории определяется специфическим ритмом «схемы событий»: чередованиями фабульных событий (сегментов плана истории), которые заданы пунктирно, и значительных ментальных событий (сегментов плана дискурса), занимающих основное пространство текста; 
  7. В текстах Дж. Джойса и В. Вулф концептуальные смыслы ключевых слов определяются коммуникативными аспектами их представлений преимущественно через субъективные точки зрения персонажей;
  8. Главным значением глобальной репрезентации мира историй Джойса и Вулф является эпистемология ментального пути персонажа, завершающаяся переоценкой личностных ценностей. 
Список опубликованных работ
Монография:

1.Точка зрения и композиционный ритм нарратива (на материале англоязычных модернистских текстов) − М.: Изд-во МГОУ 2009. − 304 с.

Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК:

2.Представление концепта «Тело человека» в композиционно-нарративной структуре модернистского текста // Вестник СПбУ. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. – Вып. 4 (Ч. II) − 2007. − С. 68-77.

3.Пространственная точка зрения и структура повествовательного текста: лингво-когнитивный аспект // Филологические науки. − № 1. − 2008. − С. 35-45.

4.Точка зрения и композиционно-нарративная структура модернистского текста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – № 2 (26). – ВГПУ. Изд-во «Перемена». – С. 94-97.

5.Временная структура и композиция модернистского текста // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – № 2(58). – Тамбов, 2008. – С. 255-261.

6.Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (сборник Дж. Джойса «Дублинцы») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – № 11 (75). – Серия «Общественные и гуманитарные науки». – С.-Пб., 2008. – С. 23-37.

7.Синтаксис нарратива потока сознания и его преобразования при переводе // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика» – № 2. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 123-129.

8.Когнитивная логика нарратива // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Литературоведение. Фольклористика». – № 9/08. – М., 2008. – С. 38-50.

Научные статьи:

9.Симметрия стихотворного текста. Анализ стихотворения Дж. Г. Байрона «Twilight» // Весы: Альманах гуманитарных кафедр БГПИ. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1997. − № 6. – С. 30-38.

10.Ритм и симметрия художественного текста // Ритм и стиль: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. В. Татару. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1999. – Вып. 1. – С. 5-22.

11.Text Perspective in Shakespeare’s Sonnets // On Page and Stage: Shakespeare in Polish and World Culture. – Krakow, 2000. – P. 103-113.

12.О текстовой перспективе // Ритм и стиль: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.В. Татару. – Вып. 2. – Балашов: Изд-во БфСГУ, 2000. – С. 38-43.

13.Ладовая структура текста и композиция (анализ рассказа Дж. Джойса «Встреча») // Ритм и стиль: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.В. Татару. – Вып. 3. – Балашов: Изд-во БфСГУ, 2001– С. 47-56.

14.Длина и структура предложения в литературе «потока сознания» // Ритм и стиль: Сборник научных трудов / Под ред. Л.В. Татару. – Саратов: Изд-во СГУ, 2004. – Вып. 4. – С. 28-41.

15.О соотношении понятий «языковая картина мира» и «текст» // Концептосфера – дискурс – картина мира: международ. сборник науч. трудов по лингвокультурологии / Отв. ред. Е. Е. Стефанский. – Самара: Самар. гуманит. академия, 2006. – С. 9-13.

16.Точка зрения и концептуальная структура пространства художественного текста // Текст и языковая личность: Сборник науч. трудов / Под ред. Л.В. Татару. – Балашов: Николаев, 2006. – С. 10-19.

Доклады и тезисы докладов

17.Композиционный ритм текста как лингвистическая проблема // Прагматика. Семантика. Грамматика: Мат-лы конференции науч. сотрудников и аспирантов. – Москва: РАН. Институт языкознания, 1993. – С. 128-130.

18.Симметрия композиции художественного текста // Исследования по художественному тексту: Мат. 3-х Саратовских чтений по художественному тексту / Под ред. Б. Л. Борухова и К. Ф. Седова. – Часть 1. – Саратов: Изд-во СГПИ, 1994. – С. 90-92.

19.Художественные принципы раннего Джойса // VII Пуришевские чтения. Науч. конференция молодых ученых-литературоведов. Москва, 30-31 марта. – М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. – С. 56.

20.Ладовая структура текста и композиция // Актуальные проблемы психологии, этнопсихолингвистики и фоносемантики. Мат. всероссийской конференции. Пенза, 8-11 декабря 1999. – М.; Пенза: Институт языкознания РАН; ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1999. – С. 187-189.

21.Понятие текстовой перспективы // Актуальные проблемы языкознания и методики обучения иностранным языкам: Материалы международной научной конференции – Воронеж: Воронежский гос. пед. университет, 2000. – С. 200-201.

22.Модернистское и постмодернистское сознание как культурный контекст XXI века // Россия и современный мир: проблемы политического развития. Мат-лы II Междунар. межвуз. научной конференции / В 2х ч. – Ч.2. – М.: Институт бизнеса и политики, 2006. – С. 223-231.

23.Возможности использования инновационных технологий для развития нарративных стратегий студентов / Л. В. Татару, П.Л. Гипсон // Инновации в высшем социально-гуманитарном и экономическом образовании в контексте Болонского процесса. Сб. статей общероссийской научно-практ. конференции 10-11 октября 2006 г. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. социально-экономического ун-та, 2006. – С. 76-80.

24.Композиция и точка зрения в нарратологическом и лингвистическом модусах рассмотрения // Человек и язык в поликультурном мире. Доклады и тезисы докладов на междунар. науч. конференции 19-21 октября 2006 года. – В 2х т. – Т. 1. – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 31-33.

25.Englishness как воплощение модернистской картины мира в прозе В. Вулф // Коммуникативные и социокультурные проблемы романо-германского языкознания: материалы межвуз. науч. конференции 29 ноября 2006 г. – Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2007. – С. 159-165.

26.Представление национального и модернистски-универсального пространства в тексте (роман Дж. Джойса «Улисс») // Язык. Культура. Коммуникация. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Ульяновск, 2007. – С. 184-187.

27.Композиционно-нарративная структура модернистского текста // Англистика XXI века: Сборник материалов III Всероссийской научной конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – С. 218-224.

28.Концептуальная структура текста и композиция (гештальтно-фреймовые структуры романа Дж. Джойса «Улисс») // Язык и межкультурная коммуникация: материалы IV Межвузовской научно-практической конференции. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2007. – С. 294-296.

29.Текст и дискурс как основа межличностной и межкультурной коммуникации / Л. В. Татару, П. Л. Гипсон // Текст. Дискурс. Жанр: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с международным участием. Балашов, 20-21 сент. 2007 г. – Балашов: Николаев, 2007. – С. 7-13.

30.Нарративная структура текста как форма обучения языку и культуре на базе дистанционного образования // Информационно-образовательные ресурсы обучения языку и культуре: традиции и новации: Международная научно-практ. конференция: Тезисы докладов / Центр РКИ РГГУ. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 97-99.

31.Ритм темпоральности нарративного текста (анализ рассказа Дж. Джойса «Прискорбный случай») // Личность – Язык – Культура: мат-лы II Всероссийской научно-практической конференции 27-28 ноября 2008 г. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2009. – С. 224-231.