Научная тема: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ (ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ)»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • сформулированы закономерности общественного развития, связанные с корпоратизацией экономики, когнитивизацией и сетевизацией общества, ростом взаимозависимости общественного и корпоративного развития и вытекающей из этого необходимости социализации крупного предпринимательства, выражающейся в согласовании целей и интересов общества и крупного бизнеса для обеспечения эффективности устойчивого развития;
  • исследован феномен современной корпорации, показана роль крупных корпораций в экономике РФ и рост влияния на общественное развитие, уточнены характеристики корпоративных структур и их классификация;
  • развит терминологический аппарат в части уточнения понятий и экономических категорий. Уточнены понятия «корпорации», «интеллектуальных ресурсов», «интеллектуального потенциала», «эффективности устойчивого развития корпорации», «Эффективности предпринимательской деятельности корпорации», а также категории «интеллектуальный капитал», «организационный капитал», «коммуникативный капитал» и их составляющие;
  • уточнено понятие устойчивого развития в отношении корпорации, дана трактовка системной устойчивости корпорации.  Показана взаимосвязь устойчивости корпорации и эффективности ее предпринимательской деятельности. Обосновано, что в условиях экономики знаний системная устойчивость достигается, в основном, за счет формирования интеллектуального потенциала корпорации (когнитивной устойчивости), а интеллектуальный капитал корпорации следует рассматривать как синтетическую характеристику эффективности предпринимательской деятельности;
  • выявлены основные подходы к трактовке сущности фирмы, предложен оригинальный подход к определению сущности корпорации в условиях экономики знаний с позиций когнитивного подхода. Показано, что исследование сущности современной корпорации требует синтеза отдельных методологических подходов, что возможно в рамках применения синергетической парадигмы;
  • определены два подхода к формированию конкурентных преимуществ корпораций, определяющих эффективность предпринимательской деятельности, -  традиционный подход, основанный на ресурсах и когнитивный подход, основанный на компетенциях. Показано, что компании, придерживающиеся традиционного подхода, менее эффективны (конкурентоспособность ниже средней), чем компании, придерживающиеся когнитивного подхода, что обосновывает взаимосвязь интеллектуального капитала корпорации и эффективности предпринимательской деятельности;
  • разработаны концептуальные положения и принципы превентивного управления внешней и внутренней устойчивостью корпоративных структур для роста эффективности предпринимательской деятельности. Показано, что внутреннюю устойчивость корпорации обеспечивает ее внутренняя институциональная среда, а именно: институты знаний, культуры организации деятельности и корпоративной культуры как инструменты управления организационным капиталом, а внешнюю устойчивость - институт контрактов и соглашений со стейкхолдерами как инструмент управления коммуникативным капиталом корпорации;
  • разработана система управления интеллектуальным потенциалом корпорации, в рамках которой предложены стратегии и комплексный подход к оценке эффективности предпринимательской деятельности корпорации в условиях экономики знаний, основанный на сочетании традиционного подхода, когнитивного подхода и парадигмы устойчивого развития;
  • сформулированы методологические принципы разработки системы показателей для диагностики эффективности устойчивого развития предпринимательской деятельности корпорации на основе оценки интеллектуального потенциала, предложена и апробирована система показателей для диагностики интеллектуального потенциала;
  • предложен механизм реализации принципа открытости корпоративной отчетности в части состояния ее интеллектуального потенциала за счет добровольного участия российских корпораций в глобальной инициативе по отчетности, что будет способствовать росту эффективности предпринимательской деятельности корпораций.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Саакова Л.В. Эффективность устойчивого развития корпоративных структур в экономике знаний: формирование интеллектуального потенциала: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 10,6 п.л.

2.Саакова Л.В., Баранов М.Н., Шматко А.Д. Развитие и государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере: Монография. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. – 8,2 п.л. (в том числе автора – 2,7 п.л.)

3.Саакова Л.В. Устойчивое развитие корпоративных структур: теория и практика: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 7,2 п.л.

4.Саакова Л.В., Карпушина Л.Ю. Эффективное предпринимательство в сфере жилищного строительства: маркетинговое обеспечение: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.- 8,2 п.л. (в том числе автора – 4,1 п.л.)

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК РФ

5. Саакова Л.В. К вопросу об устойчивом развитии крупных корпоративных структур // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2012. –№1. – 0,9 п.л.

6. Саакова Л.В., Ахтямов М.К., Кузнецова Н.А. Обоснование критерия эффективности использования интеллектуальных ресурсов // Креативная экономика. – 2011. - №3. – 0,6 п.л. (в том числе автора – 0,2 п.л.)

7. Саакова Л.В., Ахтямов М.К., Кузнецова Н.А. Интеллектуализация предпринимательства как объективная закономерность развития экономики знаний // Экономика предпринимательства. – 2011. - №3. - 0,6 п.л. (в том числе автора – 0,2 п.л.)

8. Саакова Л.В., Гавришин К.В. Управление корпоративной репутацией на основе парадигмы устойчивого развития // Проблемы современной экономики. – 2011. - №2. – 0,8 п.л. (в том числе автора – 0,4 п.л.).

9. СааковаЛ.В. Проблемы роста крупных корпораций: необходимость социальной ориентации // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2011. - №3. – 0,6 п.л.

10. Саакова Л.В., Красильникова Ю.О. Становление клиентоориентированного предпринимательства // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук)/ - 2011. - №4. - 0,6 п.л (в том числе автора – 0,3 п.л.)

11. Саакова Л.В. Сравнительный анализ теории фирмы и сущность современной корпорации // Проблемы современной экономики. – 2010. - №4. – 0,8 п.л.

Научные статьи

12. Саакова Л.В. Исследование уровня развития интеллектуального капитала в российских корпорациях // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: материалы II Международной научно-практической конференции, 16-17 декабря 2011г., Санкт-Петербург.- СПб.: Изд-во ЛГУ им. Пушкина, 2011. – 0,4 п.л.

13.Саакова Л.В. Стратегии роста корпораций // Современные аспекты экономики. - №6(166). – 2011. – 0,5 п.л.

14. Саакова Л.В. Дилемма эффективности деятельности корпораций в условиях экономики знаний // Современные аспекты экономики. - №6(166). – 2011. – 0,5 п.л.

15. Саакова Л.В., Баранов М.Н. Элементы стратегии развития технопарка // Стратегии модернизации экономики, государственного управления, социальной сферы: региональный аспект: сборник докладов международной научно-практической конференции (10 ноября 2011г., Екатеринбург). – Екатеринбург: РЭУ им. Плеханова, Уральский филиал, 2011. – 0,5 п.л. (в том числе автора – 0,25 п.л.).

16. Саакова Л.В., Баранов М.В. Тенденции и проблемы развития инновационного предпринимательства // Инновационные процессы в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества: материалы международной научно-практической конференции 25-26 мая 2011 года. – Пенза – Семипалатинск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011.- 0,6 п.л. (в том числе автора – 0,3 п.л.).

17. Саакова Л.В. Корпоратизация экономики России // Инновации в логистике и маркетинге: тезисы профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов факультета Коммерции и маркетинга. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 0,4 п.л.

18. Саакова Л.В. Проблемы роста крупных корпораций: необходимость социальной ориентации // Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации (Москва, 14-15 мая 2011г.): Общественные науки. - №3. – 2011. – 0,4 п.л.

19. Саакова Л.В. Феномен корпорации и ее роль в экономике // Народное хозяйство. - №2. – 2011. - 0,8 п.л.

20. Саакова Л.В. Эффективность деятельности предприятия в условиях экономики знаний // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: Сборник статей III Международной научно-практической конференции, (Курск, 30 мая 2011 г.). – Орел: АПЛИТ, 2011. – 0,4 п.л.

21. Саакова Л.В., Никифорова Г.Ю. Проблемы экономической оценки бренда // Актуальные вопросы экономических наук. Сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции, 24 августа 2011г.: в 2-х частях. Часть 1. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 0,5 п.л. (в том числе автора – 0,25 п.л.)

22. Саакова Л.В. Принципы обеспечения устойчивости предпринимательских структур как самообучающихся систем // Актуальные вопросы экономических наук. Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции, 24 августа 2011г.: в 2-х частях. Часть 2. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 0,5 п.л.

23. Саакова Л.В. Маркетинговые стратегии крупных предпринимательских структур на рынке жилой недвижимости // Проблемы современной экономики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (27 сентября 2011г.): в 2-х частях. Часть 2. – Новосибирск, 2011. – 0,5 п.л.

24. Саакова Л.В., Карпушина Л.Ю. Критерий институциональной устойчивости корпоративных структур // Проблемы современной экономики: сборник докладов IV Международной научно-практической конференции (27 сентября 2011г.): в 2-х частях. Часть 2. – Новосибирск, 2011. – 0,5 п.л. (в том числе автора – 0,25 п.л.)

25. Саакова Л.В., Пыхтеев В.Г. Инновационные кластеры как форма организации эффективного взаимодействия корпораций и малого предпринимательства // Маркетинг и инновационное предпринимательство : сборник статей / Под науч. ред. академика МАНВШ Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 1.п.л. (в том числе автора 0,5 п.л.)

26. Саакова Л.В. Трансформация рыночного пространства и формирование корпоративных рынков // Маркетинг и инновационное предпринимательство: сборник статей. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 0,5 п.л.

27. Саакова Л.В., Гавришин К.В. Репутация как ключевой фактор устойчивости корпорации // Маркетинг и инновационное предпринимательство : сборник статей / Под науч. ред. академика МАНВШ Г.Л.Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 0,6 п.л. (в том числе автора – 0,3 п.л.).

28. Саакова Л.В. Управление интеллектуальным капиталом корпорации в целях устойчивого развития // Современные аспекты экономики. – №3. - 2009. – 0,6 п.л.

29. Саакова Л.В. Взаимосвязь устойчивого развития и организации корпоративных структур: рост значимости организационного капитала: Препринт. – СПб.: Изд-во «Политехника», 2008. – 1 п.л.

30. Саакова Л.В. Концептуальные положения по управлению интеллектуальным потенциалом корпорации в целях достижения устойчивого развития: Препринт.- СПб.: Изд-во «Политехника», 2007.- 0,8 п.л.