- Признание цели формирования у студентов специальных профессиональных компетенций в области применения метода моделирования как системообразующей цели процесса обучения естественнонаучным дисциплинам означает, что:
- обучение методу моделирования должно представлять собой подсистему многоступенчатой системы непрерывной профессиональной подготовки бакалавров, специалистов и магистров;
- метод моделирования должен служить основой интеграции естественнонаучных знаний в рамках различных учебных дисциплин, т.е. получить систематическое и последовательное отражение в теоретическом материале, в практической и экспериментальной деятельности обучаемых, в научных исследованиях;
- необходимо осуществлять целенаправленный отбор учебного материала для обучения методу моделирования (содержательный аспект) и поэтапную организацию деятельности обучаемых (процессуальный аспект), включающую: изучение нового теоретического материала для ознакомления с методом моделирования; освоение общих подходов к применению метода моделирования; применение метода моделирования к решению модельных задач определенного типа; использование в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного содержания специально разработанных творческих заданий, направленных на формирование умения осмысленно применять метод моделирования.
- Условия уровневого профессионального образования позволяют осуществить преемственность обучения студентов методу моделирования, что отражается в целевых установках (цели обучения методу моделирования в бакалавриате получают свое дальнейшее развитие в магистратуре); в номенклатуре дидактических принципов, определяющих как содержание, так и технологии обучения (ведущими принципами обучения естественнонаучным дисциплинам в бакалавриате должны являться фундаментальность и интеграция, в магистратуре они дополняются принципом единства фундаментальности и профессиональной направленности).
- Содержание обучения как в бакалавриате, так и в магистратуре должно иметь уровневую структуру, содержащую базовые и интегративные дисциплины:
- в бакалавриате - базовая дисциплина - «Физика», интегративная дисциплина - «Концепции современного естествознания»;
- в магистратуре - базовые дисциплины - «Современная физика», «Математические методы в естествознании», методологическая интегративная дисциплина - «Метод моделирования в естествознании», прикладные интегративные дисциплины - «Проблемы астрофизики и космологии», «Физические основы глобальной экологии» и т.д., прикладной лабораторный практикум по естествознанию.
- В основе содержания естественнонаучных дисциплин должны лежать стержневые общенаучные принципы и методы, такие как принцип дополнительности, принцип соответствия, принцип симметрии, метод моделирования, математические методы.
- Эффективность обучения студентов решению задач с применением метода моделирования достигается при использовании обобщенного приема, в соответствии с которым модельные задачи строятся по схеме: содержательная постановка задачи → концептуальная постановка задачи → построение математической модели → выбор методов решения задачи → поиск решения задачи → проверка адекватности модели → анализ результатов моделирования.
- Обучение методу моделирования предполагает постепенное усложнение характера деятельности студентов: от репродуктивной и частично-поисковой в бакалавриате к частично-поисковой и исследовательской в магистратуре. В связи с этим особой формой обучения студентов методу моделирования в магистратуре становятся научно-исследовательская работа и практика. Составной частью научно-исследовательской практики является «Естественнонаучный проект», а ее итогом - магистерская диссертация.
1. Королев, М.Ю. Моделирование как метод научного познания [Текст]/ М.Ю. Королев. - М.:
Карпов Е.В., 2010. - 116 с. (7,25 п.л.).
2. Королев, М.Ю. Теоретические основы методической системы обучения студентов методу моделирования [Текст]/ М.Ю. Королев. - М.: Карпов Е.В., 2011. - 135 с. (8,5 п.л.).
II. Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ
3.Королев, М.Ю. Движение материи в аффинно-метрической теории гравитации [Текст]/ О.В. Бабурова, М.Ю. Королев, Б.Н. Фролов// Известия высших учебных заведений. Физика. - 1994. - № 1. - С. 76-82. (0,7 п.л.) (авт. вклад 0,2 п.л., 28%)
4.Королев, М.Ю. Физика как фундамент естественнонаучного образования в педуниверситетах [Текст]/ Н.И. Журавлева, Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева, И.В. Лаврова// Физическое образование в ВУЗах. - 1997. - Т. 3. - № 4. - С. 132 - 136. (0,3 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 33%)
5.Королев, М.Ю. Роль выпускных квалификационных работ межпредметного характера в системе фундаментальной и профессиональной подготовки студентов педвуниверситетов [Текст]/ Н.И. Журавлева, Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева// Физическое образование в ВУЗах. - 1999. - Т. 5. - № 4. - С. 64 - 67. (0,25 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 40%)
6.Королев, М.Ю. Об учебно-методическом обеспечении дисциплины «Физика» для естественно-математических специальностей педвузов в рамках ГОС ВПО второго поколения [Текст]/ Н.И. Журавлева, Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева// Физическое образование в ВУЗах. - 2002. - Т. 8. - № 1. - С. 28 - 34. (0,4 п.л.) (авт. вклад 0,16 п.л., 40%)
7.Королев, М.Ю. О подготовке учителя к преподаванию в условиях профильного обучения [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева, Н.И. Одинцова, Н.С. Пурышева, И.М. Смирнова// Наука и школа. - 2006. - № 6. - С. 26-29. (0,4 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 25%)
8.Королев, М.Ю. Об интеграционных процессах в образовании [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева, Е.Б. Петрова// Наука и школа. - 2009. - № 5. - С. 3-6. (0,3 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 33%).
9.Королев, М.Ю. Метод моделирования в системе подготовки магистров образования [Текст]/ М.Ю. Королев// Физическое образование в ВУЗах. - 2009. - Т. 15. - № 3. - С. 102
- 109. (0,5 п.л.)
10.Королев, М.Ю. Обучение студентов методу моделирования [Текст]/ М.Ю. Королев// Наука и школа. - 2009. - № 6. - С. 38 - 41. (0,3 п.л.)
11.Королев, М.Ю. Метод моделирования в школьном курсе физики [Текст]/ М.Ю. Королев// Физика в школе. - 2009. - № 8. - С. 27 - 31. (0,3 п.л.)
12.Королев, М.Ю. Метод моделирования в лабораторном практикуме (магистерская программа «Современное естественнонаучное образование») [Текст]/ М.Ю. Королев, Е.Б. Петрова// Физическое образование в ВУЗах. - 2011. - Т. 17. - № 1. - С. 102 - 114. (0,8 п.л.) (авт. вклад 0,4 п.л., 50%)
13.Королев, М.Ю. Концепция и модель методической системы обучения студентов методу моделирования [Текст]/ М.Ю. Королев// Физическое образование в ВУЗах. - 2011. - Т. 17. - № 4. - С. 24-32. (0,6 п.л.)
14.Королев, М.Ю. Квантовомеханические модельные задачи в школьном курсе физики для физико-математического профиля [Текст]/ М.Ю. Королев// Физика в школе. - 2011. -№6. - С. 49-53. (0,3 п.л.)
15. Королев, М.Ю. Общенаучные аспекты метода моделирования [Текст]/ М.Ю. Королев //Школа будущего. – 2011. – № 4. – С. 13-21. (0,6 п.л.)
III. Учебные и учебно-методические пособия и программы дисциплин
16.Королев, М.Ю. Методические рекомендации к семинарским занятиям по физике. Механика [Текст]/ И.А. Денисова, Н.И. Журавлева, М.Ю. Королев. – М.: МПГУ, Прометей, 1996. – 3,5 п.л. (авт. вклад 1,2 п.л., 35%)
17.Королев, М.Ю. Методические рекомендации к семинарским занятиям по физике. Силовые поля [Текст]/ И.А. Денисова, М.Ю. Королев, Л.В. Королева. – М.: МПГУ, Прометей, 1997. – 2,75 п.л. (авт. вклад 1,37 п.л., 50%)
18.Королев, М.Ю. Методические рекомендации к семинарским занятиям по физике. Основы квантовой физики [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева. – М.: МПГУ, Прометей, 1998. – 2,5 п.л. (авт. вклад 1,25 п.л., 50%)
19.Королев, М.Ю. Методические рекомендации к семинарским занятиям по физике. Колебания и волны. Волновая оптика [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева. – М.: МПГУ, Прометей, 1999. – 2,5 п.л. (авт. вклад 1 п.л., 40%)
20.Королев, М.Ю. Методические рекомендации к семинарским занятиям по физике. Термодинамика. Основы статистической физики. Элементы физики твердого тела [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева. – М.: МПГУ, Прометей, 2001. – 4,5 п.л. (авт. вклад 2 п.л., 45%)
21.Королев, М.Ю. Элементы классической механики. Учебное пособие. Выпуск 1 [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев. – М.: МПГУ, Прометей, 2002. – 5,75 п.л. (авт. вклад 4,6 п.л., 80%)
22.Королев, М.Ю. Электричество и магнетизм. Учебное пособие. Выпуск 2 [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев. – М.: МПГУ, Прометей, 2003. – 7,25 п.л. (авт. вклад 6 п.л., 85%)
23.Королев, М.Ю. Волновая оптика. Учебное пособие. Выпуск 3 [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев. – М.:, МПГУ, Прометей, 2003. – 6 п.л. (авт. вклад 4,5 п.л., 75%)
24.Королев, М.Ю. Основы квантовой физики. Учебное пособие. Выпуск 4 [Текст]/ М.Ю. Королев. – М.: МПГУ, Прометей, 2004. – 12 п.л.
25.Королев, М.Ю. Лабораторный практикум по физике. Электричество и магнетизм. Выпуск II [Текст]/ О.В. Бабурова, Н.И. Журавлева, М.Ю. Королев, Л.В. Королева и др. – М.: МПГУ, 2004. – 5,5 п.л. (авт. вклад 0,9 п.л., 16%)
26.Королев, М.Ю. Лабораторный практикум по физике. Волновая оптика. Выпуск III [Текст]/ О.В. Бабурова, Н.И. Журавлева, М.Ю. Королев, Л.В. Королева и др. – М.: МПГУ, 2004. – 3,5 п.л. (авт. вклад 0,6 п.л., 17%)
27.Королев, М.Ю. Лабораторный практикум по физике. Квантовая физика. Выпуск IV [Текст]/ О.В. Бабурова, Н.И. Журавлева, М.Ю. Королев, Л.В. Королева и др. – М.: МПГУ, 2005. – 5,5 п.л. (авт. вклад 1,2 п.л., 22%)
28.Королев, М.Ю. Лабораторный практикум по физике. Механика. Выпуск I [Текст] / Н.И. Журавлева, М.Ю. Королев, Л.В. Королева, Н.И. Одинцова и др. – М.: МПГУ, 2005. – 8,0 п.л. (авт. вклад 1,5 п.л., 19%)
29.Королев, М.Ю. Лабораторный практикум по физике. Физика твердого тела. Статистическая физика. Выпуск V [Текст]/ О.В. Бабурова, Н.И. Журавлева, М.Ю. Королев, Л.В. Королева и др. – М.: МПГУ, 2006. – 6 п.л. (авт. вклад 1 п.л., 16%)
30.Королев, М.Ю. Основы молекулярной физики и термодинамики. Основы физики твердого тела. Учебное пособие. Выпуск 5 [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев. – М.: МПГУ, 2006. – 11 п.л. (авт. вклад 8,25 п.л., 75%)
31.Королев, М.Ю. Сборник задач по физике. Механика. Учебное пособие [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева, Н.И. Одинцова и др. – М.: МПГУ, 2010. – 8 п.л. (авт. вклад 1,6 п.л., 20%)
32.Королев, М.Ю. Программа спецкурса “Математическое моделирование в естествознании” для специальности «Естествознание» [Текст]/ М.Ю. Королев /В сб. Естествознание: Программы и учебно-методические материалы. – М.: Владос, 1999. – С. 77 – 80. (0,25 п.л.).
33.Королев, М.Ю. Программа спецкурса «Физика и экологические проблемы современности» для специальности «Естествознание» [Текст]/ М.Ю. Королев /В сб. Естествознание: Программы и учебно-методические материалы. – М.: Владос, 1999. – С. 23-26. (0,25 п.л.).
34.Королев, М.Ю. Программа курса “Концепции современного естествознания” (для специальности: 030100 - «Информатика», 032100 - «Математика») [Текст]/ М.Ю. Королев, Б.Н. Фролов/В сб. «Программы дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Физика», «Физическая картина мира», «Основы микроэлектроники» для естественно-математических специальностей педвузов». - М.: МПГУ, 2004. - С. 23-39 (1 п.л.) (авт. вклад 0,5 п.л., 50%)
35.Королев, М.Ю. Программа курса “Физика” (для специальности 032300 - химия) [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Е.В. Старцева/ В сб. «Программы дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Физика», «Физическая картина мира», «Основы микроэлектроники» для естественно-математических специальностей педвузов». - М.: МПГУ, 2004. - С. 119-134 (1 п.л.) (авт. вклад 0,5 п.л., 50%)
36.Королев, М.Ю. Программа курса “Физическая картина мира” (для бакалавриата по направлению 540200 - физико-математическое образование) [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева/В сб. «Программы дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Физика», «Физическая картина мира», «Основы микроэлектроники» для естественно-математических специальностей педвузов». - М.: МПГУ, 2004. - С. 51-61. (0,7 п.л.) (авт. вклад 0,5 п.л., 70%)
IV. Статьи в других изданиях
37.Королев, М.Ю. Особенности движения материи в пространствах с неметричностью. [Текст]/М.Ю. Королев// Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М.: Прометей. - 1995. - С. 142-146. (0,3 п.л.)
38.Королев, М.Ю. Математическое моделирование в естествознании. [Текст]/М.Ю. Королев, Л.В. Королева// Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М.: Прометей. - 1997. - С. 201-206. (0,4 п.л.) (авт. вклад 0,3 п.л., 75%)
39.Королев, М.Ю. Курс «Современные проблемы естествознания. Основы экологии» в программе подготовки магистров образования [Текст]/М.Ю. Королев// Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М.: Прометей. - 1998. - С. 177-180. (0,25 п.л.)
40.Королев, М.Ю. О некоторых проблемах интеграции и дифференциации в естественнонаучном образовании [Текст]/М.Ю. Королев// Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей. - 1999. - С. 170-173. (0,25 п.л.)
41.Королев, М.Ю. Математическое моделирование и его реализация на семинарских занятиях по физике [Текст]/ М.Ю. Королев, О.В. Маркина// Научные труды математического факультета МПГУ (Юбилейный сборник) - М.: Прометей. - 2000. - С. 447-452. (0,4 п.л.) (авт. вклад 0,32 п.л., 70%)
42.Королев, М.Ю. Задачи и структура курса «Концепции современного естествознания» на гуманитарных и естественных факультетах педуниверситетов. [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев, Л.В. Королева // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М.: Прометей. - 2000. - С. 196-198. (0,2 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 50%)
43.Королев, М.Ю. Моделирование как способ формирования основ теоретического мышления студентов в процессе преподавания курса физики [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева// Сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки - М.: Прометей. - 2001. - С. 138-140. (0,2 п.л.) (авт. вклад 0,15 п.л., 70%)
44.Королев, М.Ю. Некоторые проблемы построения современного курса физики для химических специальностей педуниверситетов. [Текст]/ Л.Н. Заварыкина, М.Ю. Королев// Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. - М.: Прометей. - 2002. - С. 99-103. (0,32 п.л.) (авт. вклад 0,16 п.л., 50%)
45.Королев, М.Ю. Методика использования математической среды Mathcad в лабораторном практикуме по квантовой физике [Текст]/ Е.В. Демин, М.Ю. Королев// В сб. «Актуальные проблемы математики, физики, информатики и методики их преподавания» (Юбилейный сборник 130 лет) - М.: Прометей. - 2003. - С. 237 - 239. (0,2 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 50%)
46.Королев, М.Ю. Межпредметный факультативный курс «Математическое моделирование в естествознании»: цели, задачи, содержание [Текст]/ М.Ю. Королев, Е.Е. Яковец // Сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки - М.: Прометей. - 2004. - С. 162-164. (0,2 п.л.) (авт. вклад 0,15 п.л., 70%)
47.Королев, М.Ю. О подготовке студентов естественнонаучных специальностей педвузов к работе в профильной школе [Текст]/ М.Ю. Королев // Сб. Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки - М.: Прометей. - 2006. - С. 206-210. (0,3 п.л.)
48.Королев, М.Ю. Роль и место курса физики в системе профессиональной подготовки учителя математики и информатики [Текст]/ Королев М.Ю., Заварыкина Л.Н., Королева Л.В., Одинцова Н.И. // Сб. «Наука в вузах: математика, информатика, физика, образование». - М.: МПГУ. - 2010. - С. 264-268. (0,3 п.л.) (авт. вклад 0,08 п.л., 27%)
49.Королев, М.Ю. Метод математического моделирования в естественных науках [Текст]/ М.Ю. Королев. // Сб. «Наука в вузах: математика, информатика, физика, образование» - М.: МПГУ. - 2010. - С. 302-305. (0,25 п.л.)
V. Материалы конференций
50.Королев, М.Ю. Моделирование процесса обучения физике студентов естественно-математических специальностей педвузов [Текст]/ М.Ю. Королев // Материалы VIII международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-05), кн. 1. - СПб: РГПУ, 2005. - С. 223-226. (0,25 п.л.)
51.Королев, М.Ю. Роль метода моделирования при подготовке магистров образования [Текст]/ М.Ю. Королев // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», часть 2. - М.: «Школа будущего», 2008. - С. 46-47. (0,13 п.л.)
52.Королев, М.Ю. Проекты по естествознанию в профильной школе [Текст]/ М.Ю. Королев, Е.С. Крикунова// Материалы VIII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», часть 3. - М.: МПГУ, 2009. -С. 97-99. (0,2 п.л.) (авт. вклад 0,1 п.л., 50%)
53.Королев, М.Ю. Метод моделирования в системе подготовки магистров образования [Текст]/ М.Ю. Королев // Материалы X международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-09), т.1. - СПб.: РГПУ, 2009. - С. 405-407. (0,2 п.л.)
54.Королев, М.Ю. Некоторые философские аспекты метода моделирования [Текст]/ М.Ю. Королев // Материалы IX Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», ч. 1. - М.: МПГУ, 2010. - С. 91- 94. (0,25 п.л.)
55.Королев, М.Ю. Математическое моделирование в лабораторном практикуме при подготовке магистров по профилю «Естественнонаучное образование» [Текст]/ М.Ю. Королев, Е.Б. Петрова // Материалы XI-й Международной учебно-методической конференции «Современный физический практикум» СФП-2010. - Минск: «Издательский центр БГУ, 2010. - С. 57-58. (0,13 п.л.) (авт. вклад 0,07 п.л., 50%)
56.Королев, М.Ю. Метод моделирования как основа интеграции в науке и образовании [Текст]/ М.Ю. Королев // Материалы X Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», ч. 2. - М.: МПГУ, 2011. - С. 61- 65. (0,3 п.л.)
57.Королев, М.Ю. Нужна ли физика бакалаврам по направлению «Педагогическое образование»? [Текст]/ М.Ю. Королев, Л.В. Королева // Материалы XI международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-11), т. 1. - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2011. - С. 334-336. (0,13 п.л.) (авт. вклад 0,07 п.л., 50%)
58.Королев, М.Ю. Основы концепции методической системы обучения методу моделирования [Текст]/ М.Ю. Королев // Материалы XI международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-11), т. 1. - Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2011. - С. 251-253. (0,2 п.л.)