- Вера представляет собой интегративную характеристику личности, основанную на ее мировоззренческой позиции и определяющую ее нравственные предпочтения и ценностные ориентации. Суть веры - не в понимании, не в отражении объективного мира, а в творении новых ценностных смыслов, сообщающих нашей жизни ее высшую значимость.
- Различаясь по основанию и будучи связанными в традиционных культурах с определенной и конкретной теологической системой, все религиозные учения одинаковы по сути - они обеспечивают духовную трансформацию личности. Поэтому вера не может не быть религиозной, если религиозность понимать в широком философском смысле как связь человека со значимым для него Идеалом.
- Вера существует как определенная предуготовленность сознания к восприятию тех или иных явлений и как специфическое его состояние. С помощью веры возможна переориентация сознания на основе сменившейся символической системы, на которую оно интенционирует. Вера удерживает сознание в тонусе, в экзистенциальном напряжении, что позволяет рассматривать ее как интенциональную трансценденцию и как универсальный способ социализации и инкультурации человека, актуализации его духовного потенциала, следовательно, как гуманизирующий феномен культуры.
- Вера не может служить источником вражды, ненависти и нетерпимости. В случае таких негативных, антикультурных проявлений мы имеем дело с утратой истинной веры и ее подменой различными формами тоталитарных идеологий, т. е. в различной степени выраженным недоверием (скепсисом). Истинная вера способствует персонификации личности, помогает человеку преодолеть узость и ограниченность сознания, расширить горизонт реальности в стремлении к Целостности, осознать себя формой проявления неделимой Реальности, что, в свою очередь, способствует конструированию структурной целостности реальности субъективной. В этом суть интегрального свойства веры.
- Духовный кризис, с которым столкнулось человечество в конце XX века, связан и с нарушением необходимого баланса между человеческой культурой и цивилизацией. Гуманистическая цивилизация, к которой стремится любое общество, как к своему совершенному состоянию, есть сумма достижений науки и человеческой культуры. Душой культуры является культура души. А культурой души всегда занималась религия, предлагающая человеку Идеал, ради которого, он готов безоговорочно пожертвовать своей жизнью. Духовная культура и технократическая цивилизация должны сосуществовать в неразрывном взаимодействии. Только так человечество может гармонично развиваться, не боясь энтропийных процессов: любой «перекос» чреват опасными, разрушительными для социума проявлениями. Следовательно, гуманистическая ориентация в философии, несовместима с игнорированием проблемы веры, центрирующей личность и неразрывно связанной и с гносеологическими, и с аксиологическими основаниями жизнедеятельности человека. Знание и вера представляют собой совершенно различные модальности человеческого опыта, но в современной ситуации необходимо признание их равносильной значимости для дальнейшего развития человечества.
- Кризис идентичности есть потеря ощущения собственной реальности, утрата веры в себя (кризис индивидуальной идентичности) и доверия к миру (кризис коллективной идентичности). В современных масштабах он вызван к жизни глобализационными процессами, обезличивающими как отдельного человека, так и национальные культуры. Глобализация инициирует, стимулирует и подпитывает протестные тенденции, и, следовательно, актуализирует интенсивный поиск духовных основ для культурной самоидентификации, заставляя функционировать самый глубинный слой человеческой психики - коллективное бессознательное с его архетипическими проявлениями, важнейшим из которых является именно вера в ее религиозно-этнической форме.
- Многообразные духовные традиции мира имеют только два альтернативных основания. Все религии, по сути, могут быть разделены на апокалиптические и апокатастасические, различающиеся спецификой веры и религиозности. Это две фундаментальные цивилизационные парадигмы, связанные с двумя типами рациональности - восточной и западной.
- Экуменическая тенденция к созданию «единой религии мира», о которой заявляют многие аналитики, связывая ее с глобализацией, на наш взгляд, несостоятельна. Акцент сегодня смещается с коллективных верований традиционных религиозных систем в сторону личностной веры, основанной на индивидуальном опыте. Следовательно, есть кризис института церкви, но нет кризиса феноменов религиозности и веры, напротив, наблюдается их некий ренессанс - ресакрализация. Причем основная система ценностей, утверждаемая всеми положительными религиями, не меняется. Рождается не новая религия, а новая вера - иное отношение к миру, т. е. происходит смена мировоззренческих парадигм. Вера не исчезает, а меняет свои формы и характер, обретая в кризисную эпоху экзальтированно-экзотический вид. Таким образом, специфика современности заключается в рождении нового мироощущения как духовного воссоединения: налицо сближение западной и восточной ментальностей как предпосылка для перехода современного человека в процессе его самоактуализации на новый уровень сложности, синтезирующий все ценное, что было накоплено мировыми религиями на предыдущих этапах их исторического развития. Этот процесс может быть назван стремлением к переобъединению и воспринят как протест против институционализированных форм доктринальной, догматической веры. Специфика веры в пространстве современной культуры определяется тем, насколько она способна освободить человека и какова ее эмансипирующая сила.
1.Ивановская О. В. Гуманизирующая роль веры в развитии цивилизации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». №8 (42). – Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2009. (0,5 п. л.).
2.Ивановская О. В. Трансценденция против трансгрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. №1. – Пятигорск: Ин-т региональных проблем Российской государственности на Северном Кавказе, 2010. (1,3 п. л.).
3.Ивановская О. В. Социально-философские проблемы гуманизации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». № 1. – Москва, 2010. (0,5 п. л.).
4.Никонов К. М., Ивановская О. В. К вопросу о гуманизации личности: культурно-исторический, аксиологический и национально-этнический аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 «Философия. Социология и социальные технологии». № 1(11). – Волгоград, 2010. (0,7 п. л.).
5.Ивановская О. В. Феномен веры в структуре социальной реальности: мировоззренческий и футурологический аспекты // Философия социальных коммуникаций. № 2 (11). – Волгоград, 2010. (0,9 п. л.)
6.Ивановская О. В. Вера как экзистенциальное основание целостности личности // Философия социальных коммуникаций». № 2 (15). –Волгоград, 2011. (1,2 п. л.).
7.Ивановская О. В. Кризис и сакрализация идентичности в глобализующемся мире // Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 7 «Философия. Социология и социальные технологии». № 1(13). – Волгоград, 2011. (0,7 п. л.).
8.Ивановская О. В. К вопросу о соотношении веры и знания в социокультурном пространстве современности // Теория и практика общественного развития. № 5. – Краснодар, 2011. [Электронный ресурс]. Шифр Информрегистра: 0421100093 346. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-5-2011/philosophy/ivanovskaya.pdf. (0,4 п. л.).
9.Ивановская О. В. Духовный кризис семьи как один из факторов дестабилизации культуры // Философия социальных коммуникаций. № 3 (16). – Волгоград, 2011. (1 п. л.).
10.Ивановская О. В. Место веры в духовной структуре личности // European Social Science Journal. № 5. – Рига-Москва, 2011. (0,7 п. л.).
11.Ивановская О. В. Религиозный ренессанс и поиск новой идентичности // Обсерватория культуры. № 4. – Москва, 2011. (0,7 п. л.).
12.Ивановская О. В. К вопросу о смысле религиозно-духовных исканий в социокультурном пространстве современности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». № 9 (63). – Волгоград, 2011. (1 п. л.).
13.Ивановская О. В. Вера как феномен сознания // Философия социальных коммуникаций. № 4 (17). – Волгоград, 2011. (1,5 п. л.).
14.Ивановская О. В. Неорелигиозные формы веры в культурном пространстве современности // European Social Science Journal. № 9. – Рига-Москва, 2011. (0,6 п. л.).
15.Ивановская О. В. Нужна ли вера человеку? // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. № 12 – Пятигорск: Ин-т региональных проблем Российской государственности на Северном Кавказе, 2011. (0,4 п. л.).
16.Ивановская О. В. К вопросу о типологии духовных традиций мира // Теория и практика общественного развития. № 8. – Краснодар, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-8-2011/philosophy/ivanovskaya.pdf. (0,3 п. л.).
Монографии:
17.Ивановская О. В. Гуманизирующая роль веры в пространстве культуры. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2011. – 261 с. (16,3 п. л.).
18.Ивановская О. В. Гуманизирующий феномен веры в структуре социальной реальности (Глава IХ) // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Коллективная монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 22. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 470 с. (1 п. л.).
19.Ивановская О. В. К вопросу о перспективах духовного развития современной цивилизации (Глава Х) // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: Коллективная монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Книга 24. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 310 с. (1,1 п. л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
20.Гомулов В. И., Ивановская О. В. Проблема интерпретации понятия «плюрализм» // Сб. материалов методологического семинара: Научная интеллигенция: роль и ответственность в современном мире. – Волгоград: Волгоградская правда, 1990. (0,2 п. л.).
21.Ивановская О. В. К вопросу о методологических принципах курса «История и теория религии и свободомыслия» // Сб. материалов научно-практической конференции: Духовное обновление общества. – Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1992. – Ч. 2. (0,1 п. л.).
22.Ивановская О. В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов // Сб. материалов Российской школы молодых ученых: Научный поиск в педагогике. – Волгоград: Перемена, 1995. (0,3 п. л.).
23.Ивановская О. В. Вера как способ духовного освоения действительности // Международный сб. научных сообщений: Национальное своеобразие культур и литератур. – Измаил: Измаильск. гос. пед. ин-т, 1995. (0,1 п. л.).
24.Ивановская О. В. Вера в системе ценностных ориентаций личности // Сб. материалов Поволжской научной конференции: Цивилизация, культура, человек на рубеже ХХI века. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1995. (0,1 п. л.).
25.Ивановская О. В., Чистоходова Н. А. О духовном мире и смысле жизни человека // Сб. научных статей: История и современные проблемы общества и человека. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена»,1995. (0,4 п. л.).
26.Ивановская О. В. Духовное производство как социально- исторический феномен // Материалы Всероссийской научной конференции: Русская идея: исторический смысл и современное значение. – Хабаровск: Хабаровский гос. пед. ун-т, 1995. – Ч. 1. (0,1 п. л.).
27.Ивановская О. В. Вера в контексте образовательных ценностей. Результаты психолого-педагогических исследований: депонир. статья // Реферативный сборник рукописей по образованию и педагогике. – М.: ИТОП РАО, 1996. – Вып I. – №38-96. (0,5 п. л.).
28.Ивановская О. В. О механизмах актуализации духовного потенциала личности // Сб. материалов учебно-практической конференции: Формирование личности в процессе обучения и воспитания. – Волгоград: ВКПК, 1998. (0,1 п. л.).
29.Ивановская О. В. Роль психосинтеза в духовном становлении социального работника // Сб. материалов международного симпозиума: Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: вопросы теории и практики. – Волгоград: Перемена, 1999. – Вып. 2. (0,2 п. л.).
30.Ивановская О. В. Православная традиция и проблема актуализации духовных ориентиров личности в современной образовательной ситуации // Материалы международного научного конгресса: Искусство, образование, наука в преддверии III тысячелетия. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. (0,2 п. л.).
31.Ивановская О. В. Соотношение общечеловеческих и национальных ценностей как психолого-педагогическая проблема // Материалы II международного научного конгресса: Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия. – Волгоград: Изд-во ВолГУ,2000. – Т.1. (0,3 п. л.).
32.Ивановская О. В. Формирование готовности будущего специалиста к социальной работе в полиэтнической среде // Сб. материалов международного симпозиума: Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: новые учебные планы и программы. – Волгоград: Перемена, 2000. – Вып. 3. (0,3 п. л.).
33.Ивановская О. В. К вопросу об отношении молодежи к феномену веры в условиях мировоззренческого плюрализма // Материалы научно-практической конференции: Государственно–конфессиональные отношения в России: свобода совести и ее реализация. – Волгоград: Гос. Учреждение «Издатель», 2001. (0,3 п. л.).
34.Ивановская О. В., Ефремова В. В. Лингвокультурные характеристики межкультурного общения // Межвузовский сб. научных трудов: Социокультурные исследования. – Волгоград: ВолГТУ: РПК «Политехник», 2001. – Вып. 6. (0,4 п. л.).
35.Ивановская О. В. Философско-культурологические проблемы развития личности в современной образовательной ситуации // Материалы областной научно-практической конференции: Дети дошкольного возраста в пространстве культуры. – Волжский: Парус-Н, 2003. (0,6 п. л.).
36.Ивановская О. В. Религия, вера, культура: компаративистский подход // Сб. научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы современной духовной культуры. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. (0,3 п. л.).
37.Ивановская О. В. Религия, вера, духовность в вопросе соотношения культуры и цивилизации // Материалы III международного научного конгресса: Наука, искусство, образование в III тысячелетии. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – Т. 1. (0,2 п. л.).
38.Ивановская О. В., Скворцова Т. В. К проблеме гуманизации личности как стабилизирующего фактора в гражданском обществе // Материалы III Международной научной конференции: Человек в современных философских концепциях. – Волгоград: ПРИНТ, 2004. – Т.1. (0,3 п. л.).
39.Скворцова Т. В., Ивановская О. В. Концепции свободы в современном мире // Материалы III Международной научной конференции: Человек в современных философских концепциях. – Волгоград: ПРИНТ, 2004. – Т. 1. (0,3 п. л.).
40.Ивановская О. В. Воспитательный потенциал веры в контексте современной культуры // Сб. материалов областной научно-практической конференции: Воспитание личности в пространстве социальных ценностей (Макаренковские педагогические чтения. Вып.3) / под общ. ред. Л. И. Гриценко, Д. В. Полежаева. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. (0,2 п. л.).
41.Ивановская О. В. Восток и Запад как социокультурные субъекты // Сборник научных статей: Философия. Наука. Общество. Вып.11, 12 / ВГПУ; науч. ред. А. П. Горячев. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. (Сер. «Философские беседы»). (0,6 п. л.).
42.Ивановская О. В., Гороховская З. Ю. Футурологические сценарии с позиции отношений Востока и Запада // Сборник научных статей: Философия. Наука. Общество. Вып.11, 12 / ВГПУ; науч. ред. А. П. Горячев. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. (Сер. «Философские беседы»). (0,4 п. л.).
43.Ивановская О. В., Скворцова Т. В. Вера и идеал как основные гуманистические ориентиры в современной образовательной ситуации // Материалы IV Международной научной конференции: Человек в современных философских концепциях. В 4 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – Т. 2. (0,3 п. л.).
44.Скворцова Т. В., Ивановская О. В. Толерантность как аспект социализации молодежи в глобализованном мире // Материалы IV Международной научной конференции: Человек в современных философских концепциях. В 4 т. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – Т. 4. (0,3 п. л.).
45.Ивановская О. В., Скворцова Т. В. Формирование толерантности у студенческой молодежи в условиях глобализации // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции: Толерантность в России: история и современность. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. (0,2 п. л.).
46.Ивановская О. В. Проблема сознания в философии: свойства сознания и его структура // Сборник научных статей: Мировоззрение. Философия. Общество Вып.13 / ВГПУ; науч. ред. А. П. Горячев. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. (Серия «Философские беседы»). (0,6 п. л.).
47.Ивановская О. В. Коллективное бессознательное. Архетип // Сборник научных статей: Мировоззрение. Философия. Общество Вып.13 / ВГПУ; науч. ред. А. П. Горячев. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. (Серия «Философские беседы»). (0,4 п. л.).
48.Ивановская О. В. Вера как интенциональная трансценденция // Развитие личности в образовательных системах: материалы ХХIХ Международных психолого-педагогических чтений (в 3 частях). – Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – Ч. I. (0,4 п. л.).
49.Ивановская О. В. Апология религиозности, или назад — в будущее // Материалы III Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации». – Санкт-Петербург: ЭЙДОС, 2010. (0,1 п. л.).
50.Ивановская О. В. Ценность и идеал: к вопросу об актуальности для современной Российской культуры // Материалы ХIV Международной научно-практической конференции: Система ценностей современного общества/под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. (0,4 п. л.).
51.Ивановская О. В. К вопросу о сущностных основаниях целостности личности // Сб. материалов I Всероссийской научной конференции с международным участием: Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания. 19 ноября 2010 г. – Липецк, Изд-во ЛГТУ, 2011. (0,3 п. л.).
52.Ивановская О. В. О смысловом поле понятий «гуманизм» и «гуманизация» // Сборник материалов Международной научно-практической конференции: Гуманизм: история, современность, перспективы. Биробиджан, 19-20 ноября 2010. – Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. (0,3 п. л.).
53.Ивановская О. В. Вера как монадическая энтелехия // Материалы ХVIII Международной научно-практической конференции: Система ценностей современного общества / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. (0,4 п. л.).
54.Ивановская О. В. Духовно-нравственный и аксиологический аспекты гуманизма и гуманизации // Научно-образовательный журнал «Грани познания»: Электронное периодическое издание ВГПУ. – 2011. № 2(12). Режим доступа: http://grani.vspu.ru/avtor/285 (30 июня 2011). (0,8 п. л.).
55.Ивановская О. В. Этнокультурные аспекты духовности в глобализующемся мире // Материалы международной научно-практической интернет-конференции [Электронный ресурс]: Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе. – Оренбург, ГОУ ОГУ, 2011. – ISBN 978-5-7410-1173-7. Свидетельство о государственной регистрации N23355. URL: http://orenport.ru/conf/ (7-21 июня 2011). (0,4 п. л.).
56.Ивановская О. В. Религиозно-философские основания этнокультурного взаимодействия // Материалы научно-практического семинара: Нижнее Поволжье – территория согласия. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Волгоградском регионе: история и современность/ под ред. И. О. Тюменцева и др. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. (Актуальные проблемы краеведения Волгоградской области). (0,5 п. л.).
57.Ивановская О. В. Индивидуальность и вера: попытка философской рефлексии // Материалы Всероссийской научной конференции: Актуальные проблемы российской философии. В 2 т. – Пермь, 2011. Т.I – (0,5 п. л.).