- Выявление проблемного поля осмысления имитации в социально-гуманитарном знании показывает, что явление имитации выступает предметом социологии, социальной и культурной антропологии, социальной психологии и других наук. Широта применения и многообразие экспликации свидетельствует о слабой разработанности понятийно-терминологического аппарата, которая приводит к размыванию понятия «имитация» и лишению его строго определенного онтологического статуса. Выявление и систематизация концептуальных предпосылок осмысления имитации как социального явления исходят из следующих положений: а) явление имитации есть реальная проблема, выражающаяся в многообразии конкретных форм проявления, пронизывающих социальную ткань общества; б) имитация есть понятие, образованное путем логического обобщения и подведения форм и практик продуцирования под соответствующую категорию.
- Особенностью современного российского общественного развития является нарастание имитационных социокультурных практик, конструирование искусственных симулятивных образов массового сознания, возникающих в различных сферах общественного бытия и активно воздействующих как на социальные процессы, так и на массовую психологию. Введение в научный оборот понятия имитации в качестве социально-философской категории заключается в том, что его использование может послужить концептуализации и теоретическому осмыслению искажения социальной определенности, в основе которого - процессы социального действия акторов, связанные с подменой предметно-смысловой реальности путем конструирования символической социальной реальности. Предложен авторский конструкт как инструмент анализа, нацеленный на выявление содержания и практик имитации и способный обрисовать векторы последующего анализа.
- Продуцирование имитационной составляющей в исторической реальности при очевидной социальной неустойчивости, слабости институциональной системы и неразвитости институциональных традиций проявлялось в России, когда перед властными элитами вставала потребность активизации воздействия на массовое общественное сознание. Важной составной частью стратегий имитации становились формирование и привлечение социальной мифологии. Имитационная составляющая в исторической реальности обычно воплощалась в феномене презентации власти, при этом значимый характер обретала символическая составляющая имитации.
- Имитационная составляющая в политике и идеологии императорской России проявляла себя как совокупность социокультурных практик, социальных технологий и коммуникативно-риторических стратегий субъектов социального действия, направленных на символизацию и подмену социальной реальности ее упрощенным подобием посредством насыщения социальности симулятивными образами. Имитационные стратегии и тактики доминирующих субъектов в период империи принимали следующие инварианты: а) самодержавие как «отеческая забота»; б) имитация продвижения по европейскому пути; в) индоктринация; г) символически-церемониальная политика самодержавия; д) презентация власти посредством формирования ее положительного образа. Имитационная составляющая накладывалась на существующие социальные и этические установки, проявляясь в сознательном и целенаправленном воздействии на массовое сознание и массовое поведение.
- В советскую эпоху начинает радикально меняться социальная реальность, на которую накладывались разнообразные стратегии имитации: «постановочный стиль» жизнедеятельности; символическое конструирование, мифологизация и примитивизация, идеологическая индоктринация. Базовыми составляющими имитации выступали: социальное действие как внедрение принципов «видимости» в массовое сознание; отход от рациональности, включающий искажение или даже разрушение фиксированного смысла социальной реальности в коммуникативном общении и социальном восприятии; фактор конструирования символической реальности; прагматичность имитации как деятельностной практики. В новых социальных и политических условиях ресурсами субъектов имитации становятся: «вектор силы», властные и статусные полномочия, «административный ресурс»; манипулятивные социальные технологии; средства идеологической репрессии. В стратегиях имитации все более заметную роль начинали играть литература и искусство. В послесталинскую эпоху в период «оттепели» начинается время имитации реформ и показной либерализации. В «эпоху застоя» стали еще больше нарастать искажения в политической и общественной жизни страны, что неизбежно потребовало от властей усиления имитационных стратегий.
- В современной России постсоветская реальность выступает как пространство социокультурных практик субъектов имитации. Технологии имитации продуцируются в обществе, где происходят процессы массовизации. Выступая пространством социокультурных практик имитации, постсоветская реальность неизбежно включает советское прошлое как ресурс символической идеологической легитимации нынешнего режима. Практики субъектов имитации взаимодействуют с социальной ностальгией - разновидностью социального самочувствия, основанного на социальном сравнении настоящего с прошлым и проявляющегося в качестве процесса символического конструирования образов прошлого. В постсоветской реальности происходит символическая легитимация властных субъектов, когда социальные акторы, используя властные полномочия и технологии влияния, формируют общественное сознание и определяют социальное поведение.
- В условиях социальной неопределенности имитация наиболее явно проявляется через политику, идеологию и культуру и продуцируется в массовом сознании. В обществе имитационная составляющая как комплекс устойчивых и воспроизводящихся свойств проявляется в сознательном и целенаправленном манипулятивном воздействии властвующего субъекта на массовое сознание и массовое поведение. Степень проявления имитационной составляющей обусловлена интересами властвующей элиты, уровнем социальной и политической неопределенности, социокультурной средой. Цели субъектов имитации: а) удержать властные полномочия и привилегии; б) завуалировать свои подлинные намерения; в) скрыть свою некомпетентность; г) навязать массам примитивное понимание реальности. Субъектность становится определяющим показателем имитационных практик, призванных манипулировать общественным и индивидуальным сознанием.
- В условиях социальной неопределенности особое значение приобретают ресурсы субъектов имитации в реализации социальных технологий воздействия. Ресурсы субъектов имитации являются упорядоченными и мобилизованными возможностями субъектов воздействия, направленными на достижение определенных целей. Социально-онтологический статус имитационных технологий в современном социуме обосновывается стремлением социально-доминирующего субъекта к власти в обществе. Отсюда проистекают ресурсы и средства субъектов имитации - «вектор силы», властные и статусные полномочия, «административный ресурс»; символические ресурсы, в том числе символические обряды, ритуалы и церемонии; манипулятивные социальные и информационно-коммуникационные технологии; идеологические ресурсы и политическая риторика.
- Социальная неопределенность и всеобщность социокультурного кризиса находят отражение как в различных сферах и способах жизнедеятельности общества, так и в ходе взаимопревращения социального и культурного в рамках единой системы кризисных феноменов. Нарастание имитационной составляющей во многом обусловлено утратой в жизни общества рациональности и творческого начала и накладывается на общество, где в кризисной ситуации утрачиваются идеалы. Повседневные практики становятся частью прагматизированного социокультурного контекста, ориентированного не на духовные ценности, а на индивидуальные экономические и статусные достижения. Имитационная составляющая как комплекс устойчивых и воспроизводящихся свойств проявляется в целенаправленном манипулятивном воздействии властвующего субъекта на массовое сознание и массовое поведение. Индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и начинает воспринимать мир как «спектакль» или «игровую среду», сознавая ее условность. Результат подобной имитации - симулятивная реальность как следствие совокупного субъективно обусловленного воздействия вербально-визуальных практик, политических риторик и социальных технологий.
- Имитационная составляющая в политической жизни современного российского общества проявляется в том, что демократические институты приобретают декоративный и имитационный характер. Сформировалась система имитации демократии (псевдопарламент, псевдовыборы, псевдосуд, псевдосвободные СМИ, псевдопубличность, политтехнологии). Имитационная составляющая проявляется в имитации конституционного строя. Усиление «вертикали власти» ведет к концентрации полномочий в руках исполнительной власти и главы государства, что усиливает монополизм принятия решений и противоречит конституционному положению, что Россия есть «демократическое» и «правовое» государство. В обществе набирает силу тенденция имитации партийно-политической системы и политической конкуренции. Дефицит публичности политической конкуренции способствует ее вырождению в конкуренцию кланово-бюрократического характера, обеспечивает в широких масштабах имитационное функционирование демократических политических институтов, скрывающее рост тенденций авторитаризма. В политическом сознании утрачено позитивное восприятие государства как выразителя общественного идеала и носителя социального проекта развития.
- В ходе формирования «избыточной имитационности» значимой составляющей в современном российском обществе становятся имитационные векторы, когда вместо реального развития обществу властвующими субъектами предъявляется и вменяется лишь имитация развития, реформ и модернизации. Развитие без изменения - суть стратегий современной власти как субъекта имитации. Вялотекущая модернизация выливается в вялотекущую имитацию модернизации в силу того, что инновационно-демократическая модернизация, предлагаемая властью, несет в себе неустранимые стратегические риски для доминирующих групп сформировавшегося режима. Посредством насыщения социальности иллюзорными образами происходит подмена реальности ее упрощенным подобием. На фоне политической риторики модернизации и реформирования имитируются процессы подлинного развития.
- Продуцируемые субъектами имитации симулятивные образы активно воздействуют как на людей, так и на социальные процессы. Симулятивным образам присущи искусственность, упор на зрительное представление, неподлинность, воспроизводимость, серийность, множественность. В конструировании коммуникативной среды повседневные представления, имиджи, симулякры и ряд других видов «вненаучных знаний», приобретая характер установок, начинают оказывать влияние на формирование повседневной жизни. Симулятивные образы продуцируются в обществе, где широко распространен уход в иллюзорные фантазии, и накладываются на бездуховность общества. Симулятивные образы, в значительной степени искажая реальность и формируя неподлинную действительность, в определенной мере дезорганизуют человека и делают возможным манипулирование его массовым сознанием.
- Воздействие технологий массовой манипуляции на современного человека актуализирует проблематику информационно-психологической репрессивности. Человек современного общества формируется и функционирует в мегаинформационном пространстве, созданном масс-медиа, где происходит распространение образов симулятивной реальности. При этом распространение симулятивных образов имеет такие последствия, как эскапизм (стремление человека уйти от действительности в вымышленный мир иллюзий), консьюмеризм (идея о возможности достижения социального превосходства, счастья через потребление, зависимость от вещей, которые становятся символом причастности к некой общественной группе). В результате важную функцию социальной мобилизации приобретает историческое сознание, а фактор истории в имитационных практиках становится одним из значимых инструментов политики и идеологии.
- В результате реализации имитационных стратегий и распространения симулятивных образов нарастает сложность и противоречивость социальной реальности. Распространение симулятивных образов неизбежно накладывается на «вызов современности», влияющий на практики жизненного существования. В итоге изменившиеся социокультурные условия и обстоятельства порождают новые проблемы. Последствия распространения симулятивных образов в российском обществе как результат практик субъектов имитации, накладываясь в условиях глобализации и «вызова современности» на эффективность социальных технологий манипулирования, приобретают все более негативный характер. В социокультурных установках и ценностях наблюдается приоритет потребительских ориентаций над креативными. Продолжается тенденция деформации и разрушения позитивного образа человека. Происходит рост социального отчуждения как онтологическая ситуация нарушения связей человека с социальным миром.
1.Шалюгина Т.А. Образовательная среда современного вуза // Вестник Адыгейского университета. 2009. № 2. 0.5 п. л.
2.Шалюгина Т.А. Концептуальные основы нового обучения в российских вузах // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. 0.5 п. л.
3.Шалюгина Т.А. Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в российских вузах // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, №4. 2010. 0.5 п. л.
4.Шалюгина Т.А. Глобальная инновационная миссия вузов // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. 0.5 п. л.
5.Шалюгина Т.А. Теоретико-методологические проблемы изучения имитации как социокультурного явления // Общество и право (г. Краснодар), 2011. № 5 (Декабрь). 0.5 п. л.
6.Шалюгина Т.А. Имитация в обществе как предмет социально-философского анализа // Теория и практика общественного развития (г. Краснодар), 2011. № 8 (Декабрь). 0.5 п. л.
7.Шалюгина Т.А. Онтология продуцирования имитационной составляющей в исторической реальности // Вестник Поморского университета. 2011 № 8 (Декабрь). 0.5 п. л.
8.Шалюгина Т.А. Имитационная составляющая в политике и идеологии императорской России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. №5 (Декабрь). 0.5 п. л.
9.Шалюгина Т.А., Магомедов М.Г., Попов А.В. Генезис социального доверия в современном обществе // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп. 1. 0,6 п.л./0,3 п.л.
10.Шалюгина Т.А., Прокопенко Т.А. Имитация модернизации и развития в постсоветском российском обществе: социально-философский анализ // Социально гуманитарные знания. 2010. № 11. 0,6 п.л./0,3 п.л.
11.Шалюгина Т.А., Прокопенко Т.А. Постсоветская реальность как пространство социокультурных практик субъектов имитации // Социально гуманитарные знания. 2011. №11. 0,6 п.л./0,3 п.л.
12.Шалюгина Т.А. Функционирование имитационной составляющей в российском обществе в условиях социальной неопределенности и социокультурного кризиса// Социально гуманитарные знания. 2011. №11. 0.5 п. л.
13.Шалюгина Т.А., Прокопенко Т.А. Феномен имитации в советской социальной реальности // Поиск. 0,6 п.л./0,3 п.л.
14.Шалюгина Т.А., Прокопенко Т.А. Базовые стратегии делового сообщества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2011. № 4. 0,6 п.л./0,3 п.л.
15.Шалюгина Т.А. Образы симулятивной реальности в практиках и технологиях манипулирования массовым сознанием // Власть. 2012. № 1. 0.5 п. л.
Монография
16.Шалюгина Т.А. Имитация в современном российском обществе: сущность, субъекты воздействия, социальное пространство проявления. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 9 п. л.
В других изданиях
17.Шалюгина Т.А. Повышение эффективности образовательного процесса через взаимодействие педагогической и психологической служб // Психолого-педагогическая практика студентов университета: проблемы и перспективы: сб. тезисов докладов региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2001. 0.5 п. л.
18.Шалюгина Т.А. Принципы взаимодействия и интеграции в образовании и воспитании детей с нарушениями зрения // Актуальные проблемы PR на Кубани: сб. тезисов докладов региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2001. 0.5 п. л.
19.Шалюгина Т.А. Особенности формирования общения у детей с нарушениями зрения. // Социально-экономические проблемы переходной экономики: материалы научно-практической конференции Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 2001. 0.5 п. л.
20.Шалюгина Т.А. Интеграция как способ социализации и реабилитации детей с нарушениями зрения // Социально-экономические проблемы переходной экономики: материалы научно-практической конференции Дагестанского госуниверситета. Махачкала, 2001. 0.5 п. л.
21.Шалюгина Т.А. Интеграция как способ социализации и реабилитации детей // Педагогический вестник Кубани. 2001. №2–3. 0.5 п. л.
22.Шалюгина Т.А. О новых тенденциях в профессиональной переподготовке специалистов для сферы образования // Андрогогика: теория и практика: сб. научных трудов под ред. проф. О.Г. Кукосяна. Краснодар, 2001. 0.5 п. л.
23.Шалюгина Т.А. Духовно-нравственное воспитание личности в свете традиций православной морали и права // Проблемы и перспективы развития Конституции Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2003. 0.5 п. л.
24.Шалюгина Т.А. Модель готовности студента университета к гражданской службе и профессиональной деятельности: метод. рекомендации. Краснодар, 2004. 0.5 п. л.
25.Шалюгина Т.А. Профилактика компьютерной зависимости: учебно-методическое пособие. Краснодар, 2004. 0.5 п. л.
26.Шалюгина Т.А. Детерминанты конкурентоспособности образовательных учреждений // Рациональное природопользование как ключевое условие повышения конкурентоспособности региона: управление человеческими и природными ресурсами в контексте устойчивого развития: материалы Междунар. науч.-прак. конф.: в 3 ч. /под науч. ред. Г.Г. Вукович. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. Ч. 3. 0.5 п. л.
27.Шалюгина Т.А. Проблемы системного исследования в психологии // Научный и информационно-методический журнал «Экономика. Право. Печать», Вестник КСЭИ. № 1–3 (38–40). Краснодар, 2009. 0.5 п. л.
28.Шалюгина Т.А. Молочников Н.Р. Современные технологии планирования карьеры // Рациональное природопользование как ключевое условие повышения конкурентоспособности региона: управление человеческими и природными ресурсами в контексте устойчивого развития: материалы Междунар. науч.-прак. конф.: в 3 ч. / под науч. ред. Г.Г. Вукович. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. Ч. 3. 0.5 п. л.
29.Шалюгина Т.А. Системный подход к развитию инновационных педагогических технологий.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического приме¬нения: сб. материалов XV Международной научно-практической кон¬ференции / под общ. ред. С.С.. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 0.5 п. л.
30.Шалюгина Т.А. Теоретико-методологические предпосылки инновационных методов обучения // Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте «2010». Т.9. Педагогика, психология и социология. Одесса: Черноморье, 2010. 0.5 п. л.
31.Шалюгина Т.А. Проблемы реформирования российского образования и пути их решения // Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований «2010». Т. 24. Педагогика, психология и социология. Философия и филология. Одесса: Черноморье, 2010. 0.5 п. л.
32.Шалюгина Т.А. Инновационные технологии обучения в системе высшего образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. / Под. общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 0.5 п. л.
33.Шалюгина Т.А. Формирование инновационного потенциала вузов.// Система ценностей современного общества: сб. материалов XV Международной научно-практической конференции / Под. общ. ред. С.С.Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 0.5 п. л.
34.Шалюгина Т.А. Инновационная трансформация образовательного пространства // Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании «2010». Т. 26. Педагогика, психология и социология. Одесса: Черноморье, 2010. 0.5 п. л.
35.Шалюгина Т.А. Инновационные технологии обучения и воспитания // Казанская наука. 2011. №1. Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2011. 0.5 п. л.
36.Шалюгина Т.А. Проблемное поле осмысления явления имитации в социально-гуманитарном знании. Ростов н/Д: Антей, 2010. 1 п. л.
37.Шалюгина Т.А. Продуцирование симулятивных образов в массовом сознании. Ростов н/Д: Антей, 2010. 1 п. л.
38.Шалюгина Т.А. Последствия распространения симулятивных образов в современном российском обществе. Ростов н/Д: Антей, 2010. 1 п. л.
39.Шалюгина Т.А. Ресурсы субъектов имитации и технологии воздействия. Ростов н/Д: Антей, 2011. 1 п. л.
40.Шалюгина Т.А. Имитация процессов развития и социальной модернизации. Ростов н/Д: Антей, 2011. 1 п. л.