- Понятие «деловая среда», сформированное в теории классической социальной рациональности как концепция взаимодействия деловых субъектов с внешним окружением, содержит доминирующие экономический и управленческий смыслы. В классической адаптивной модели деловой среды приоритетными являются уровень и способы приспособления организации к внешним обстоятельствам, что определяет состояние деловой среды как замкнутое, обладающее ресурсом прочности и ориентированное на самовоспроизводство, понимаемое как стабильность. Данная трактовка деловой среды имела позитивное значение в индустриальную эпоху, эпоху крупных централизованных бюрократизированных структур и способствовала приоритетности критерия стабильности деловой среды в контексте повышения ее адаптивного потенциала. В рефлексируемом подходе прослеживается разделение между приоритетами поддержания устойчивого режима функционирования деловой среды и интерпретации внешних условий, влияний как требующих повышения замкнутости деловой среды, освоение форм социальности как рационального расчета социальных рисков или способов получения социальных преимуществ.
- Современная эпоха, связанная с переходом к деловым диверсифицированным и гибким структурам, определяет, с одной стороны, необходимость осмысления деловой среды как многомерного социального пространства, состояние которого определяется способностью опережения, формирования адекватных внешних условий на основе конвертации экономических ресурсов в социальный и социально-символический капиталы, и, с другой стороны, вкладывание средств и усилий в развитие человеческого (интеллектуального) потенциала деловой среды. В условиях глобальных и локальных вызовов социальное пространство деловой среды представляет изменчивую систему социальных позиций субъектов деловой среды, связанных с возможностями конвертации капиталов в социально-инвестиционную деятельность с целью освоения новых форм социальности как конституирующего условия ее относительного равновесия.
- Российская исследовательская мысль определяет состояние деловой среды в терминах переходности как результат взаимовлияния процессов передела собственности, наращивания организационных и правовых ресурсов в контексте повышения адаптивного потенциала и необходимости освобождения от состояния непрозрачности, автономности по отношению к социальной жизни. В социальном пространстве российской деловой среды преобладает сегментация, связанная с монополией на экономические ресурсы и стремлением обмена экономического капитала на властный, аффилированность с властными структурами. В инновационном формирующемся сегменте российской деловой среды выявляется тенденция обмена (конвертации) экономического капитала на культурно-символический, самостоятельный поиск социальных форм, обеспечивающих самореализацию субъектов делового пространства и, в более «приближенном» значении, расширение круга социального взаимодействия, при сохранении автономности деловой активности.
- В системе социальных отношений российского общества деловая среда сохраняет характер относительно автономной подсистемы экономической жизни, что воспроизводит условия концентрации капитала (социального и территориального) и ограничивает взаимодействие деловой среды с социумом на уровне функциональных социальных отношений. Развитие деловой среды характеризуется определенной нестабильностью, неравновесностью, что выявляется чрезмерным влиянием внешних факторов (прежде всего, властных), и требует перехода к системе социального представительства, в котором деловая среда включает в качестве необходимого условия совершенствование объединяющих внутренних социальных отношений. На фоне легитимации внешних социальных отношений, повышения потенциала социальной саморегуляции становится важным включение в новые формы социальности для стимулирования и обогащения коллективного опыта как основы социальной субъектности деловой среды.
- Сформировавшийся социальный порядок российского общества содержит необходимые базисные правовые институциональные условия для экспансивного развития деловой среды и проецируется в деловой среде в форме вертикально-интегрированных связей, что объясняется, с одной стороны, лимитированной оценкой горизонтальных социальных отношений как содержащих риски неупорядоченности, а с другой, - неравномерным асимметричным распределением капиталов на уровне столиц - регионов. Российская деловая среда в перспективе содержит возможности соответствия экономического роста целям стабильности социального порядка в условиях соответствующих внутрисистемных изменений и укрепления социально-нормативных основ общественной жизни, что позволяет выявить систему ориентирования деловой среды на принятие универсального поведенческого кодекса как социокультурного основания представительского социального порядка.
- Российское государство выступает институциональным гарантом и основным стратегическим партнером в развитии деловой среды, что, в отличие от состояния автономности, понимаемой как разграничение компетентности субъектов деловой среды и государства на основе консенсуса интересов, требует усиления функционального представительства делового сообщества, как основного внешнего условия развития деловой среды. Выявляется тенденция перехода к симметричным социальным отношениям, что связано с определением границ «разумного» вмешательства государства и встраиванием делового сообщества в механизмы социального (гражданского) контроля. Формирование деловой среды нового типа связано с генерирующим влиянием государства на рост самостоятельной инициативы во внутренних отношениях деловой среды и повышение взаимодействия с государством в целях устойчивого социального развития.
- Социальное партнерство является, по существу, безальтернативной базовой стратегией развития деловой среды, так как включает переход от системы узкогруппового эгоцентричного представительства к социальному участию как существенно повышающему значимость формальных (правовых) гарантий, так и расширяющих возможности конвертации экономического капитала в социальные, культурные и социально-символические формы. Социальное партнерство направлено на устранение диспропорций в развитии деловой среды и жизни общества, снижение рисков монополизма внутри деловой среды, а также повышение конкуренции как условия обеспечения социального роста, несмотря на определенные социальные и экономические издержки в виде поддержки программ всеобщей занятости, обеспечения безопасности как всеобщих благ.
- Социальный капитал в российской деловой среде становится ощутимым фактором ее внутреннего и внешнего развития, так как, с одной стороны, обеспечивается достаточным уровнем консолидированности деловой среды, а с другой, наблюдается переход к диверсифицированности развития, поиску новых форм социального взаимодействия с целью повышения социального доверия общества в качестве основного условия стабильности деловой среды. В этой связи возрастает значение социально-символического (социально-репутационного) капитала в качестве оптимального способа расширения социального пространства российской деловой среды и ее влияния на процессы социальной жизни. Освоение социального доверия и социальной репутации как основных сфер социальной капитализации определяется возрастанием потребности в социальных инновациях и социальной креативности, возрастанием уровня коллективных действий, направленных на установление принципов взаимности с другими социальными группами и слоями и снижением издержек, связанных с схемой принудительного исполнения внутри деловой среды.
- Социальная активность делового сообщества в качестве способа взаимодействия с окружающей внешней средой пока просматривается серийно, нерегулярно, что связано с сохраняющейся адаптивной и часто социально-реактивной позицией субъектов деловой среды. Вместе с тем выявляются стимулы социальной активности, определяемые ее значением как способа социальной регуляции деловой среды и повышением уровня коллективной защищенности на основе баланса приоритетов деловой среды и социума и установления границ взаимной социальной ответственности.
- Социальные и культурные установки представителей делового сообщества характеризуются ростом понимания в пользу формирования общих интегративных социальных ценностей как для отношений внутри деловой среды, так и в качестве внешнего условия, что требует перехода к активной социальной позиции в рамках реализации достижимых обществом задач на уровне разумного совмещения логики обогащения и экономического роста как связующего звена между обществом и деловой средой. Существующие социально-фиксированные, проявляемые на индивидуально-групповом и региональном уровнях установки стимулируют поиск форм конвертации экономических ресурсов в культурный капитал, который, в основном, служит способом повышения коллективного социального самочувствия. Социальный капитал деловой среды модифицируется в культурный в форме социальной репрезентации и влияет на состояние социальной (региональной) среды в качестве инструмента повышения социальной репутации в социально адаптированных слоях общества, создает эффект сохранения неравномерности распределения социальных и культурных капиталов на уровне сохранения слабо консолидированного социума.
- Российская деловая среда сегментирована на уровне монополизации экономических и, соответственно, правовых (властных) ресурсов, что чревато риском нестабильности внутренних социальных отношений. Горизонтальные социальные отношения внутри деловой среды связаны с социальной и экономической конкуренцией как соревнованием на основе равенства возможностей, доступа к правовым и социальным ресурсам. Экономическое неравенство внутри деловой среды, различный «вес» позиций субъектов деловой среды делают необходимым правомерность стабилизации деловой среды на основе легитимации сбалансированной общности интересов ее различных субъектов.
- Идентификация в российской деловой среде осуществляется на основе формирования региональной и профессиональной (деловой) идентичности, что содержит ориентированность на разграничение «своих» и «чужих» интересов. Локализованность социального пространства воспроизводит поливалентность идентификационных образцов, определяя доминирование микроидентичностей. В перспективе социально-идентификационная мозаичность содержит тенденцию к интегрированию в общегражданскую российскую идентичность, что определяется логикой формирования деловой среды как включенного в российский социум социального пространства, связанного с позиционированием на уровне социального и социально-символического капиталов.
1.Прокопенко Т.А. Институциональные ограничения социальной активности в российской деловой среде // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 11. 0,5 п. л.
2.Прокопенко Т.А., Резванов А.А. Экономические стратегии российского малого бизнеса: эмпирический анализ // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп. 1. 0,6 п. л. / 0,3 п. л.
3.Прокопенко Т.А. Культурный капитал в оценке российской деловой среды // Научная мысль Кавказа. 2006. Доп. 1. 0,6 п. л.
4.Прокопенко Т.А., Шалюгина Т.А. Постсоветская реальность как пространство социокультурных практик субъектов имитации // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 11. 0,6 п. л. / 0,3 п. л.
5.Прокопенко Т.А. Деловая среда в контексте социального порядка в российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11. 0,6 п. л. / 0,3 п. л.
6.Прокопенко Т.А., Шалюгина Т.А. Имитация модернизации и развития в постсоветском российском обществе: социально-философский анализ // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11. 0,6 п. л. / 0,3 п. л.
7.Прокопенко Т.А., Шалюгина Т.А. Феномен имитации в советской социальной реальности // Поиск. 2011. № 4. 0,6 п. л. / 0,3 п. л.
8.Прокопенко Т.А. Деловая культура в контексте социальных трансформаций российского общества // Общество и право. 2011. № 5. 0,5 п. л.
9.Прокопенко Т.А. Институционализация российской деловой среды // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. 0,5 п. л.
10. Прокопенко Т.А. Социальный капитал в развитии деловой среды // Вестник Поморского университета. 2011. № 8. 0,5 п. л.
11.Прокопенко Т.А. Деловая среда в системе социальных отношений // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. 0,5 п. л.
12.Прокопенко Т.А., Шалюгина Т.А. Базовые стратегии делового сообщества// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2011. № 4. 0,6 п. л. / 0,3 п. л.
13.Прокопенко Т.А. Деловая культура: социально-философский дискурс // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2012. № 1. 0,5 п.л.
14.Прокопенко Т.А. Социальный капитал в развитии внутренних отношений деловой среды // Власть. 2012. № 2. 0,5 п.л.
Монографии:
15.Прокопенко Т.А. Российская деловая среда: социальное пространство. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. 9 п.л.
В других изданиях:
16.Прокопенко Т.А. Деловая среда и неравновесные социальные состояния. Ростов н/Д: Антей, 2009. 1 п.л.
17.Прокопенко Т.А. Конкуренция и монополизм: альтернативы развития деловой среды. Ростов н/Д: Антей, 2009. 1 п.л.
18.Прокопенко Т.А. Российская деловая среда: идентификационный тренд. Ростов н/Д: Антей, 2010. 1 п.л.
19.Прокопенко Т.А. Социально-символический капитал в деловой среде. Ростов н/Д: Антей, 2010. 1 п.л.