Познавательная самостоятельность детей младшего школьного возраста как качество личности, которое проявляется у школьников в потребности и способности приобретать знания из различных источников информации, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать и творчески реализовывать их в учебно-познавательной деятельности в результате волевых усилий. Она эффективно развивается в процессе обучения при ведущей роли учителя как организатора самостоятельной поисковой деятельности младших школьников, основанной на активном, творческом подходе к поставленной учебной задаче.
2. Особая роль трудового воспитания, во многом предопределяющая успехи в становлении познавательной самостоятельности младших школьников, поскольку лежащая в его основе предметно-практическая деятельность обладает значительным ресурсом в аспекте развития познавательной самостоятельности детей. Система деятельности учителя начальных классов по развитию познавательной самостоятельности школьников в процессе трудового воспитания имеет комплексный характер, определяется возрастными особенностями детей, которые влияют на специфику познавательных задач, содержания, форм и методов развития познавательной самостоятельности и строится на основе включения младших школьников в различные виды деятельности: учебную деятельность, внеучебную деятельность, работу с семьей (родителями).
3. Концептуальная модель профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудового воспитания является научно-теоретической структурированной основой профессиональной подготовки студентов, построенного на целевом, теоретико-методологическом, организационно-содержательном и оценочно-результативном блоках, включающей цель, задачи, методологические подходы (аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, системный), принципы (субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создания познавательной среды), функции, компоненты (мотивационно-ценностный, эмоциональный-рефлексивный, когнитивный, креативный, деятельностный), образовательное пространство, факторы, пакет диагностических методических разработок, результаты и критерии эффективности данного процесса, способствующие систематизации и обобщению знаний и умений, развитию профессионально важных качеств и свойств личности учителя начальных классов, определяющих успешность профессиональной деятельности по развитию познавательной самостоятельности младших школьников в трудовом воспитании.
4. Педагог начальной школы, подготовленный к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в трудовом воспитании, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: стабильной мотивацией к проявлению познавательной активности, к самосовершенствованию и самореализации в профессиональной деятельности; к преодолению затруднений в собственной познавательной деятельности; к сохранению ценностей профессионального самовыражения; устойчивыми знаниями о сущности познавательной самостоятельности, ее структурных характеристиках; пониманием целей познавательной деятельности в педагогике начального образования; ознакомленностью с возможностями развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе трудового воспитания; способностью к критическому анализу собственной познавательной деятельности; высоким уровнем призвания формировать познавательные умения в трудовом воспитательном процессе и выстраивать программы развития познавательной самостоятельности в соответствии с особенностями каждого ребенка; способностью к решению сложных проблем средствами познавательной деятельности; стремлением к личностного и профессионального росту.
5. Пакет диагностических методических разработок, построенный на основе актуализации потенциальных возможностей обучения студентов профессии, в том числе готовности развивать формируемые качества у младших школьников на основе дидактических форм, методов и средств обучения, способных моделировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности учителя, используя возможности трудового воспитания, за счет увеличения внеаудиторных форм работы, обогащения нормативных психолого-педагогических курсов соответствующим материалом, включения ряда спецкурсов, а также вооружения студентов опытом самостоятельной педагогической деятельности в условиях педагогической практики.
6. Условия повышения результативности профессиональной подготовки будущего учителя к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудового воспитания: а) в процессе трудового воспитания она рассматривается в качестве одной из педагогически значимой составляющей учебно-воспитательного процесса; б) актуализированы потенциальные возможности профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в образовательном пространстве вуза; в) разработана и реализована концептуальная модель профессиональной подготовки будущего педагога к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в трудовом воспитании; г) разработан операционально-процессуальный базовый компонент профессиональной подготовки будущих педагогов к развитию познавательной самостоятельности младших школьников с помощью дидактических форм, методов и средств обучения, способных моделировать предметное и социальное содержание профессиональной деятельности учителя; д) разработан пакет диагностических методических разработок, обеспечивающий контроль за управлением исследуемого процесса с целью его обоснования, прогнозирования и корректировки.
7. Профессиональная готовность будущих учителей к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудового воспитания представляет собой интегративное, целостное личностно-функциональное образование, приобретаемое в результате профессиональной подготовки в вузе, выражающее степень овладения будущими педагогами содержательными, процессуальными и организационными средствами развития познавательной самостоятельности младших школьников, профессиональными качествами личности, а также способностью применять практические знания в трудовом воспитании детей, исходя из содержания и особенностей познавательной деятельности младших школьников, и включает мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-рефлексивный, деятельностный и креативный компоненты.
1.Григорьева, Л. Г. Теория и практика трудового воспитания младших школьников в современной общеобразовательной школе (монография) [Текст] / Л. Г. Григорьева. – М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. – 162 с.
2.Григорьева, Л. Г. Формирование личности будущего учителя в усло¬виях регионально-национального образовательного пространства (монография) [Текст] / С. Г. Григорьева, Г. Н. Григорьев, Л. Г. Григорьева, Н. Г. Гаврилова, Т. А. Кордон, Л. В. Майкова, В. И. Павлов, И. В. Павлов, Н. Ю. Сергеева, Е. Г. Хрисанова / науч. ред. Г. Н. Григорьев, В. И. Павлов. – Чебоксары: «Новое время», 2011. – С. 464 с (доля авторского участия 5%).
3.Григорьева, Л. Г. Становление профессиональной готовности учителя к развитию у младших школьников познавательной самостоятельности в трудовом воспитании (монография) [Текст] / Л. Г. Григорьева. – М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2011. – 160 с.
Публикации в рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК
4.Григорьева, Л. Г. Из опыта создания педагогических условий совершенствования подготовки будущих учителей к инновационной деятельности [Текст] / Л. Г. Григорьева, С. Г. Григорьева // Личность. Культура. Общество. – 2010. – Вып. 2 (55–56). – Т.12. – С. 385–390 (доля авторского участия 20%).
5.Григорьева, Л. Г. Профессиональная готовность учителя к инновационной деятельности [Текст] / Л. Г. Григорьева, С. Г. Григорьева // Личность. Культура. Общество. – 2010. – Вып. № 1 (53-54) Том 12. − С. 324−334.
6.Григорьева, Л. Г. Воспитание младших школьников на трудовых традициях чувашского народа [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2010. – №3(67). – Т. 2. – С. 68–73.
7.Григорьева, Л. Г. Развитие творческой самостоятельности младших школьников в процессе обучения в малых группах [Текст] / Л. Г. Григорьева // Педагогическое образование и наука. − № 12. – 2010. – С. 77–80.
8.Григорьева, Л. Г. Формирование творческой самостоятельности младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.– 2011. – №1(69). – Ч. 1. – С. 25–28.
9.Григорьева, Л. Г. Воспитание творческой активности у младших школьников в трудовом воспитании [Текст] / Л. Г. Григорьева // Среднее профессиональное образование.  2011. – № 3. – С. 20-23.
10.Григорьева, Л. Г. Развитие творческих способностей младшего школьника в процессе трудового воспитания [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика и психология.  2011. – № 1 (4). – С. 45–48.
11.Григорьева, Л. Г. Общее и регионально особенное в трудовом воспитании младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – 2011. – №1(69). – Ч. 2. – С. 38–42.
12.Григорьева, Л. Г. Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии) [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика и психология.  2011. – № 3 (6). – С. 87–90.
13.Григорьева, Л. Г. Формирование готовности педагогов к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудового воспитания [Текст] / Л. Г. Григорьева // Российский научный журнал.  2011г.  № 6(25). – С.125–128.
14.Григорьева, Л. Г. Особенности трудового воспитания младших школьников и развитии их творческой самостоятельности [Текст] / Л. Г. Григорьева // Личность. Общество. Культура. – 2011. – Вып. 4. – № №67-68 – Т. 8. − С. 308–313.
15.Григорьева, Л. Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева.– 2011. – №3(71). – Ч. 2. – С. 72–76.
16.Григорьева Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудового воспитания // Перспективы науки. – 2011. – № 10(25) 2011. – С.364–367.
17.Григорьева Л.Г. Модель подготовки педагогов к развитию познавательной самостоятельности младших школьников в процессе трудового воспитания [Текст] / Л. Г. Григорьева // Социально-гуманитарные знания  2011г.  № 6. – С.282-286.
Статьи в научных вестниках, сборниках и журналах
18.Григорьева, Л. Г. Методы педагогической коррекции в личностном развитии младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Школа-лицей как образовательно-воспитательная система: технология деятельности педколлектива: сб. науч. тр. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1996. – С. 88–90.
19.Григорьева, Л. Г. Проблемы личностного подхода в начальной школе [Текст] / Л. Г. Григорьева // Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания в системе «школа-вуз»: процесс и результаты: сб. науч. тр. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 1997. – С. 68–70.
20. Григорьева, Л. Г. О трудовом воспитании младших школьников в воспитательном пространстве школы [Текст] / Л. Г. Григорьева // Проблемы управления воспитательными пространствами: сб. науч. тр. – Москва; Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2001. – С. 296–298.
21.Григорьева, Л. Г. Формирование мировоззрения младших школьников в процессе трудовой деятельности [Текст] / Л. Г. Григорьева // Трудовое воспитание подрастающих поколений в структуре воспитательного пространства региона: сб. науч. тр. – Москва; Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2001. – С. 70–71.
22.Григорьева, Л. Г. Взаимодействие родителей и учителя начальных классов в процессе трудового воспитания младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Педагогический процесс в поликультурной школе: сб. науч. тр. – Москва; Чебоксары: НАНИ ЧР, 2002. – С. 311–313.
23.Григорьева, Л. Г. К вопросу о содержании трудового воспитания [Текст] / Л. Г. Григорьева // Современные проблемы воспитания и образования: сб. науч. тр. Вып.3. – Москва: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. – С. 134–135.
24.Григорьева, Л. Г. Своеобразие трудового воспитания младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Проблемы совершенствования педагогического процесса в образовательных учреждениях: сб. науч. тр. – Москва; Чебоксары: НАНИ ЧР, 2002. – С. 236–238.
25.Григорьева, Л. Г. Роль семьи в трудовом воспитании младшего школьника [Текст] / Л. Г. Григорьева // Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи: сб. науч. тр. – Москва; Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2004. – С. 281–284.
26.Григорьева, Л. Г. Семейные отношения в трудовом воспитании младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: сб. науч. тр. Вып. 4. – Москва: Редакционное издательство «Центр» МГОПУ им. А. М. Шолохова, 2004. – С. 98–102.
27.Григорьева, Л. Г. Трудовое воспитание учащихся младших классов [Текст] / Л. Г. Григорьева // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: (сб. науч. ст.). – Москва: АПСН, 2004. – С. 296–306.
28.Григорьева, Л. Г. Основы и особенности инновационной деятельности учителя начальных классов [Текст] / Л. Г. Григорьева // Педагогический процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. тр. – Москва: МПА, 2005. – С. 160–167.
29.Григорьева, Л. Г. Взаимосвязь трудового воспитания младших школьников с различными аспектами воспитательного процесса [Текст] / Л. Г. Григорьева // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования: сб. науч. тр. – Москва: МПА, 2005. – С. 123–128.
30.Григорьева, Л. Г. О трудовом воспитании младших школьников в современной общеобразовательной школе [Текст] / Л. Г. Григорьева // Проблемы формирования личности в системе непрерывного образования: сб. науч. ст. – Москва; Чебоксары: МПА, 2005. – С. 245–249.
31.Григорьева, Л. Г. Организация содружества школы с семьей и другими воспитательными институтами микрорайона как одно из условий трудового воспитания младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: сб. науч. тр. Вып. 6: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: АПСН, МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005. – С. 67–71.
32.Григорьева, Л. Г. К вопросу организации трудового воспитания младших школьников в современных условиях [Текст] / Л. Г. Григорьева // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: сб. науч. тр. Вып. 6: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: АПСН, МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005. – С. 79–83.
33.Григорьева, Л. Г. Система деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева // Совершенствование системы подготовки педагогических кадров: теория и практика: сб. науч. тр. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – С. 173–179.
34.Григорьева, Л. Г. Проектная форма обучения младших школьников при освоении образовательной области «Технология» [Текст] / Л. Г. Григорьева // Педагогический процесс: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. – М.; Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С. 225–228.
35.Григорьева, Л. Г. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в современной начальной школе [Текст] / Л. Г. Григорьева // Организация педагогического процесса в условиях регионально-национального образования: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – С. 142–146.
36.Григорьева, Л. Г. О групповой форме организации учебной работы учащимися младших классов [Текст] / Л. Г. Григорьева // Педагогический процесс и проблемы его организации: сб. науч. ст. Вып. 1. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 227–232.
37.Григорьева, Л. Г. Методы и приемы развития рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии [Текст] / Л. Г. Григорьева // Формирование личности будущего специалиста в современных образовательных учреждениях: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – С. 77–82.
38.Григорьева, Л. Г. К вопросу воспитания в мультикультурном обществе [Текст] / Л. Г. Григорьева // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях: сб. науч. ст.: в 2 ч. Ч. 2. – М.: МГГУ им М. А. Шолохова, 2009. – С. 96–100.
39.Григорьева, Л. Г. Диалектика общего и регионально особенного в трудовом воспитании учащихся [Текст] / Л. Г. Григорьева // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях: сб. науч. ст. Вып. 3. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – С. 22–32.
40.Григорьева, Л. Г. Трудовые традиции чувашского народа в трудовом воспитании младших школьников Текст] / Л. Г. Григорьева, С. Г. Григорьева // Роль учителя в системе формирования духовности российского общества: сб. науч-метод. ст. – Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 61–65.
41.Григорьева, Л. Г. Управление знаниями [Текст] / Л. Г. Григорьева, Т. С. Максимова // Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 113–118.
42.Григорьева, Л. Г. Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии) [Текст] / Л. Г. Григорьева // Вестник МГГУ им М. А. Шолохова: Педагогика и психология. – М., 2010. – № 1. – С. 33–41.
43.Григорьева, Л. Г. Трудовая социализация младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева, С. Г. Григорьева // Инновационные образовательные технологии в художественно-эстетическом и трудовом воспитании: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 38–42.
44.Григорьева, Л. Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе. Автореферат [Текст] / Л. Г. Григорьева // Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2004. – 23 с.
45.Григорьева, Л. Г. Современные подходы к определению познавательной самостоятельности [Текст] / Л. Г. Григорьева // Научный потенциал. – Чебоксары, 2011. – № 3. – С. 82–87.
Учебно-методические пособия, методические рекомендации
46.Григорьева, Л. Г. Педагогическая практика студентов исторического факультета [Текст] / Л. Г. Григорьева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – 87 с.
47.Григорьева, Л. Г. Педагогика (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 032600.00 (050401) История с дополнительной специальностью) [Текст] / Л. Г. Григорьева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 183 с.
48.Григорьева, Л. Г. Основы специальной педагогики (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 032600.00 (050401) История с дополнительной специальностью) [Текст] / Л. Г. Григорьева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 42 с.
49.Григорьева, Л. Г. Психология и педагогика: раздел «Педагогика» (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 280104 Пожарная безопасность) [Текст] / Л. Г. Григорьева, М. В. Емельянова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 44 с. (доля авторского участия 50%).
50.Григорьева, Л. Г. Психология и педагогика : раздел «Педагогика» (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 350700 Реклама, 350400 Связи с общественностью) [Текст] / Л. Г. Григорьева, М. В. Емельянова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 31 с. (доля авторского участия 50%).
51.Григорьева, Л. Г. Психология и педагогика: раздел «Педагогика» (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 062100 Управление персоналом, 061000 Государственное и муниципальное управление) [Текст] / Л. Г. Григорьева, М. В. Емельянова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 40 с. (доля авторского участия 50%).
52.Григорьева, Л. Г. Инструктивно-методический сбор студентов ЧГПУ имени И. Я. Яковлева [Текст] / Л. Г. Григорьева, Т. В. Осокина, Е. Г. Шаронова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 90 с. (доля авторского участия 80%).
53.Григорьева, Л. Г. Инструктивно-методический сбор студентов 3 курса [Текст] / Л. Г. Григорьева, Т. В. Осокина, Е. Г. Шаронова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 70 с. (доля авторского участия 40%)
54.Григорьева, Л. Г. Педагогика (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 50401 История с дополнительной специальностью) [Текст] / Л. Г. Григорьева, М. В. Емельянова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 176 с. (доля авторского участия 50%)
55.Григорьева, Л. Г. Психология и педагогика: раздел «Педагогика» (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 280104 Пожарная безопасность) [Текст] / Л. Г. Григорьева, М. В. Емельянова, З. В. Егорова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 34 с. (доля авторского участия 40%)
56. Григорьева, Л. Г. Трудовое воспитание младших школьников. Спецкурс (программы высших учебных заведений) [Текст] / Л. Г. Григорьева. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. – 14 с.
57.Григорьева, Л. Г. Педагогика: Трудовое воспитание младших школьников [Текст] / Л. Г. Григорьева, М. В. Емельянова. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. – 127 с.
58. Григорьева, Л. Г. Экономика образования (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 050602 Изобразительное искусство) [Текст] / Л. Г. Григорьева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 55 с.
59. Григорьева, Л. Г. Инструктивно-методический сбор студентов ЧГПУ им. И. Я Яковлева [Текст] / Л. Г. Григорьева, Т. В. Осокина, Е. Г. Шаронова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 75 с. (доля авторского участия 30%).
60. Григорьева, Л. Г. Психология и педагогика (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 080505 Управление персоналом) [Текст] / Л. Г. Григорьева, Н. В. Горшенина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 47 с. (доля авторского участия 70%).
61. Григорьева, Л. Г. Психология и педагогика (учебно-методический комплекс по дисциплине специальности 080504 Государственное и муниципальное управление) [Текст] / Л. Г. Григорьева, Д. О. Волошина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 48 с. (доля авторского участия 70%).