- Профессиональная обучаемость студентов-психологов в структуре их субъектности представляет собой комплексное психическое новообразование, интегрирующее в себе мотивационный, регуляционный, интеллектуальный и рефлексивный компоненты; специфика развития этой интегративной способности определяет степень «присвоения» учебно-профессиональной деятельности и является важным индикатором субъектности студента.
- При отсутствии специальной целенаправленной развивающей работы профессиональная обучаемость в структуре субъектности студентов-психологов на протяжении вузовского обучения не достигает уровня оптимально реализованных потенций возраста, что самым негативным образом сказывается на реализации студентом себя в качестве субъекта учебно-профессиональной деятельности в вузе.
- В целях эффективного изучения и формирования профессиональной обучаемости в структуре субъектности в студенческом возрасте необходимо внедрение специальной интегративной системы обеспечения этих процессов, а именно:
- специального диагностического комплекса изучения развития профессиональной обучаемости в совокупности мотивационного, регуляционного, интеллектуального и рефлексивного компонентов, позволяющего уже на начальных этапах обучения студентов выявить специфику ее развития в сравнении с возможным возрастным эталоном сформированности этой способности;
- научно обоснованной теоретико-прикладной программы (интегративной системы психолого-педагогических условий: полисубъектного взаимодействия, рефлексивного образовательного пространства и др.) формирования профессиональной обучаемости, основные принципы и содержание которой должны быть направлены на становление студентов-психологов как субъектов учебно-профессиональной деятельности с учетом позитивных и негативных особенностей, выявленных с помощью разработанного диагностического комплекса;
- профессиональной подготовки преподавателей вуза, обеспечивающей их психолого-педагогическую, методическую, проектировочную, коммуникативную, рефлексивную компетенции в использовании форм, методов и средств развивающего взаимодействия со студентами.
- Специально разработанный нами диагностический комплекс, базирующийся на критериально ориентированном подходе, обеспечивает выявление индивидуально типических и индивидуальных особенностей профессиональной обучаемости как в составе всех компонентов, так и каждого компонента в отдельности. Вследствие этого диагностический комплекс может выступать в качестве эффективного средства диагностики и мониторинга динамики развития новообразования у каждого студента.
- Оптимальное воспитательно-образовательное пространство формирования у студентов-психологов профессиональной обучаемости, как показало наше исследование, обеспечивается созданием базирующейся на принципах субъектности, целостности, проблематизации, диалогизации, учета психовозрастных и индивидуальных психологических особенностей системы психолого-педагогических условий:
- формирование исследуемой нами сферы психики студентов через ее основные структурные составляющие: мотивационную, интеллектуальную, регулятивную и рефлексивную;
- построение содержательно-организационного аспекта педагогического процесса в соответствии с логикой развития субъектности в учебно-профессиональной деятельности;
- комплексное формирование профессиональной обучаемости у студентов посредством интеграции профессионально-личностных и содержательно-организационных сторон взаимодействия студентов и преподавателей.
- Для успешной реализации процесса формирования профессиональной обучаемости студентов-психологов средствами интегративной системы психолого-педагогических условий необходима профессиональная подготовка преподавателей вуза, направленная на развитие ключевых для вузовского преподавания компетенций и позволяющая через психодидактическое содержание изменить их профессиональную позицию в направлении усиления мотивации на личностное развитие студентов в условиях педагогического взаимодействия с ними.
1. Росина Н.Л. Формирование профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе.- Киров: Старая Вятка, 2011.-219 с. (13,75 п.л.).
2. Росина Н.Л. Профессиональная подготовка психологов в вузе: теория и практика. - Киров: Старая Вятка, 2011.-200 с. (13,15 п.л.).
Статьи в изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ от 20.10.06. №39/88 для публикации основных результатов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук
3. Росина Н.Л. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. - № 7. - С. 109-114, (0,94 п.л.).
4. Росина Н.Л. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных изменений // Высшее образование в России. 2007. - № 6. - С. 46-48, (0,6 п.л.).
5. Росина Н.Л. Теоретические и методологические основы изучения профессиональной обучаемости студентов-психологов в современной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2008. - № 3(1).- С. 134-138, (0,54 п.л.).
6. Росина Н.Л. Специфика развития мотивационного компонента профессиональной обучаемости студентов-психологов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1(1). - С. 118-123, (0,49 п.л.).
7. Росина Н.Л. Особенности профессиональной обучаемости студентов- психологов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.- Киров, 2010. - № 3(1). - С. 160-165, (0,56 п.л.).
8. Росина Н.Л. Особенности самоуправления студентов-психологов на разных этапах обучения // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. – Том 13. - № 2(5). - С. 1168-1171, (0,4 п. л.).
9. Росина Н.Л. Использование учебных ситуаций в целях профессионально-личностного развития студентов //Нижегородское образование. 2011. - № 3. – С. 97-103, (0,5 п.л.).
10. Росина Н.Л. Индивидуализация вузовского обучения: проблемы и возможности // Высшее образование в России. 2011. - № 10. - С. 123-128, (0,45 п.л.).
11. Росина Н.Л. Развитие рефлексивных способностей студентов в начале обучения // Образование и саморазвитие. 2011. - № 5(27) - С. 36-41, (0,47 п.л.).
12. Росина Н.Л. Развитие субъектности студентов в исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник, серия психолого-педагогические науки 2011 – Том II. -№ 4. - С. 93-98, (0,4 п.л.).
13. Росина Н.Л. Проблемы становления студента-психолога как субъекта учебно-профессиональной деятельности в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах.2011. - № 4(47) - С. 67-71, (0,43 п.л.).
14. Росина Н.Л. Организационно-педагогические условия развития профессиональной обучаемости студентов // Человек и образование. 2011. - № 3(28). – С. 99-103, (0,4 п.л.).
Учебные и учебно-методические издания с грифом МО РФ
15. Росина Н.Л. Глава 12: Особенности формирования саморегуляции учебной деятельности младших школьников с проблемами в развитии // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. Учебное пособие. / Под ред. У.В. Ульенковой. - СПб.: «Питер», 2007. - С. 223-251, (1,62 п.л.).
Статьи и тезисы
16. Росина Н.Л. Формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности: проблемы и возможности // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 1998. - № 1. - С. 124-136, (0,5 п.л.).
17. Росина Н.Л. Учебный диалог как средство активизации познавательной деятельности студентов // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 1999. - № 2 - С. 188-194, (0,4 п.л.).
18. Росина Н.Л. О стимуляции способностей к самообучению и саморазвитию у выпускников школ // Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: ВГПУ, 2000. - С. 188-194, (0,2 п.л.).
19. Росина Н.Л. Психологическое сопровождение учебной деятельности студентов в начале обучения // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2000.-№ 6. - С. 279-284, (0,3 п.л.).
20. Росина Н.Л. Развитие способностей к исследовательской деятельности у студентов психологов // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2001. - № 6. - С. 51-59, (0,5 п.л.).
21. Росина Н.Л. Обучение, стимулирующее развитие субъектности // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2001. - № 7. - С. 52-60, (0,4 п.л.).
22. Росина Н.Л. О психологической помощи студентам по преодолению организационных барьеров в работе над собственным исследованием // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2001. - № 8.- С. 84-88, (0,2 п.л.).
23. Росина Н.Л. Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2001. - № 9. - С. 159-165, (0,38 п.л.).
24. Росина Н.Л. Проблемы и перспективы организации самостоятельной работы студентов // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2001. - № 10. - С. 94-98, (0,23 п.л.).
25. Росина Н.Л. Принципы и технологии построения контрольных работ студентов по общей психологии // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2002. - № 11. - С. 115-119, (0,24 п.л.).
26. Росина Н.Л. Направления психологической помощи студентам при изучении курса «Общая психология» //Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2002. - С. 18-23, (0,39 п.л.).
27. Росина Н.Л. Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2002. - № 12. - С. 133-137, (0,31 п.л.).
28. Росина Н.Л. Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обучения // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. - Киров: ВГГУ, 2002. - С. 80-85, (0,33 п.л.).
29. Росина Н.Л. К вопросу о развитии личностной компетентности психолога // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2003. –Том 2. - С. 63-66, (0,22 п.л.).
30. Росина Н.Л. Преподавание как фасилитация: проблемы и возможности // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ – Киров: КФ МГЭИ, 2003. - № 12. - С. 61-66, (0,32 п.л.).
31. Росина Н.Л. Проблемы готовности преподавателя и студентов к учебному диалогу // Становление сознания студента: междисциплинарный диалог. Материалы Российско-Белорусской научно-теоретической конференции. - Киров: ВятГГУ, 2003. - С. 577-580, (0,23 п.л.).
32. Росина Н.Л. Концептуально-организационные подходы к развитию субъектности студентов в учебной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2004. - № 4. - С. 150-154, (0,26 п.л.).
33. Росина Н.Л. Проблемы становления субъектности студентов в учебной деятельности // Научный вестник КФ МГЭИ. - Киров: КФ МГЭИ, 2004. - № 14. - С. 88-94, (0,61 п.л.).
34. Росина Н.Л. Проблемы развития творческого потенциала при подготовке современного специалиста // «Неоклассическое образование в XXI веке» Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Киров: КФ ИБиП, 2004. - С. 45-48. (0,25 п.л.).
35. Росина Н.Л. К вопросу изучения творческой активности студентов // Психология творческого самовыражения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции – Киров: ВГГУ, 2004. - С. 45-48, (0,23 п.л.).
36. Росина Н.Л. К вопросу изучения потенциала творческой активности студентов // Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства. - Пермь, 2005. - С. 98, (0,03 п.л.).
37. Росина Н.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов-психологов // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Киров: КФ МГЭИ, 2005. – Том 2. - С. 147-151, (0,26 п.л.).
38. Росина Н.Л. Организационно-развивающие игры как средство психологической помощи студентам в исследовательской деятельности // Социальная психология XXI столетия / Под ред. В.В. Крылова - Ярославль, 2005. –Том 2. - С. 170-173, (0,2 п.л.).
39. Росина Н.Л. О реализации психологических условий профессионального развития практического психолога в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2006. – Том 2. – С. 83-87, (0,3 п.л.).
40. Росина Н.Л. Специфика сформированности способности к саморазвитию студентов-психологов // Наследие Льва Семеновича Выготского: проблемы и перспективы: материалы межрегиональных психолого-педагогических чтений. - Киров: КНПКиПРО, 2006. – С 85-87, (0,14 п.л.).
41. Росина Н.Л. Об эффективности психологических условий развития профессиональной обучаемости психолога в вузе // Стратегические ориентиры в профессиональной подготовке субъекта проектной деятельности в негосударственном вузе. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. - Казань, 2006. - С. 81-84, (0,21 п.л.).
42. Росина Н.Л. Использование инновационных технологий в контексте формирования профессиональной обучаемости студентов // Современные технологии и активные методы обучения в вузе как условие подготовки специалиста. Материалы IV межрегиональной межвузовской научно-методической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2006. - С. 122-128, (0,45 п.л.).
43. Росина Н.Л. Специфика сформированности профессиональной обучаемости студентов-психологов // «Современные технологии и активные методы обучения в вузе как условия подготовки специалиста. Материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2006. - С. 53-56, (0,15 п.л.).
44. Росина Н.Л. Психологические ориентиры обеспечения качества профессиональной подготовки в вузе // Использование современных технологий в вузовском образовании. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Киров: Вят ГГУ, 2006. - С. 172-174, (0,11 п.л.).
45. Росина Н.Л. К вопросу о психологических механизмах успешности профессионального обучения психолога // Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Волгоград: ВФ МГЭИ, 2006. – С. 37-41, (0,29 п.л.).
46. Росина Н.Л. Особенности развития профессионально важных ценностей студентов-психологов // Творчество в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва - Коряжма: МГЭИ, 2006. – С. 296-299, (0,24 п.л.).
47. Росина Н.Л. Индивидуализация обучения как проблема современного образования // Современные проблемы качественного образования в высшей школе. Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции / Под ред. И.В. Шешунова. - Киров: КГМА, 2007. - С. 39-40, (0,16 п.л.).
48. Росина Н.Л. К вопросу об эффективности профессиональной подготовки психолога // Актуальные проблемы психологии образования. Материалы 4-й региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2007. - С. 80-85, (0,22 п.л.).
49. Росина Н.Л. Изучение и развитие профессиональной обучаемости студентов-психологов в ситуациях учебного взаимодействия // Педагогика и психология детства. Материалы региональной научно практической конференции. - Н Новгород: НГПУ, 2007. - С. 84-88, (0,24 п.л.).
50. Росина Н.Л. Инновационное обучение как механизм формирования профессиональной обучаемости студентов-психологов // Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров, 2007. - С. 286-289, (0,22 п.л.).
51. Росина Н.Л. Ценностные приоритеты студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности // Современные условия формирования общественного сознания российских граждан. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Волгоград: ВФ МГЭИ, 2007. - С. 27-33, (0,28 п.л.).
52. Росина Н.Л. Развитие профессиональной обучаемости студентов-психологов в условиях интеграции содержательных и личностных аспектов взаимодействия // Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования. Сборник статей международной научно-практической конференции / Под ред. М.Н. Заостровцевой, В.З. Юсупова – Котлас: СППУВК, 2007. - С. 251-255, (0,34 п.л.).
53. Росина Н.Л. Проблема индивидуально-дифференцированного подхода в обучении психологов // «Психология XXI столетия». Материалы Международного симпозиума. - Ярославль, 2007. – Том 2. -С. 221-224, (0,18 п.л.).
54. Росина Н.Л. Эмпатия и конгруэнтность преподавателя как основа реализации принципов гуманизации образования // Психология эмпатии: современные подходы к проблеме и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: ВятГГУ, 2007. - С. 69-74, (0,34 п.л.).
55. Росина Н.Л. Фасилитация саморазвития студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности // «Психология саморазвития человека» Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: ВГГУ, 2008. - С. 247-252, (0,23 п.л.).
56. Росина Н.Л. Компоненты профессиональной обучаемости как психологические ориентиры развивающего обучения в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы X межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: КФ МГЭИ, 2009. – Том 2. - С. 95-97, (0,15 п.л.).
57. Росина Н.Л. Интерактивные методы обучения: опыт реализации в подготовке студентов-психологов // Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров, 2009. - С. 397-400, (0,23 п.л.).
58. Росина Н.Л. Развитие аналитических способностей студентов при обучении исследовательской деятельности // Особенности развития профессионального образования в современных условиях. Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Тверь: ТФ МГЭИ, 2010. - С. 214-219, (0,32 п.л.).
59. Росина Н.Л. Система психолого-педагогических условий формирования профессиональной обучаемости как механизм развития субъектности студентов-психологов // Сборник материалов V Межрегиональной научно-методической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2009. - С. 105-110, (0,28 п.л.).
60. Росина Н.Л. Критерии оценки личностно-профессионального роста преподавателя // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы ХI межрегиональной научно-практической конференции. – Киров, 2010. – С. 134-137, (0,18 п.л.).
61. Росина Н.Л. О совершенствовании взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2010. – С 284-288, (0,25 п.л.).
62. Росина Н.Л. К вопросу о создании образовательной среды для студентов-психологов в вузе // Научно-методические проблемы развития социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Тезисы межвузовской научно-методической конференции. - Тверь: ТФ МГЭИ, 2010. - С. 178-182, (0,21 п.л.).
63. Росина Н.Л. Психолого-педагогические аспекты совершенствования профессиональной компетентности преподавателей вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы ХII межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: КФ МГЭИ, 2011.- С. 122-125, (0,23 п.л.).
64. Росина Н.Л. Фасилитация ценностно-смыслового и рефлексивного развития студентов-психологов // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2011.-С. 284-288, (0,4 п.л.).
Учебные и учебно-методические издания
65. Росина Н.Л. Методические рекомендации к выполнению работ по курсу «Общая психология». - Киров: КФ МГЭИ, 1999. – 18 с. (1 п.л.).
66. Росина Н.Л. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Общая психология» - Киров: КФ МГЭИ, 2000. -47 с. (3 п.л.).
67. Росина Н.Л. Общая психология: программа государственного экзамена. - Москва, МГЭИ. - 2001.- 22 с. (1 п.л.).
68. Росина Н.Л. Контрольные задания для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам и зачетам по курсу «Общая психология». - Киров: КФ МГЭИ, 2001. – 62 с. (4 п.л.).
69. Росина Н.Л. Общая психология: учебно-методический комплекс. - Киров: КФ МГЭИ, 2001. – 95 с. (5 п.л.).
70. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2003. -80 с. (5 п.л.).
71. Программа учебной практики студентов социально-психологического факультета. - Киров: КФ МГЭИ, 2003.- 24 с. (1,5 п.л.).
72. Росина Н.Л. Дневник научно исследовательской работы студента. - Киров: КФ МГЭИ, 2008. – 33 с. (2 п.л.).
73. Росина Н.Л. Психология развития профессиональной обучаемости студентов-психологов. Программа спецкурса. - Киров: КФ МГЭИ, 2011. – 32 с. (2 п.л.).