2. Педагогическая концепция социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома включает в себя следующие составляющие:
- цель - теоретическое обоснование педагогической практики формирования совокупных социально-индивидуальных характеристик ребёнка, способствующих достижению его устойчивости к неконструктивным воздействиям социальной среды и выступающих предпосылками позитивного развития на последующих возрастных этапах;
- принципы концепции - гуманизм, целостность, воспитание в деятельности, индивидуализация, социальное закаливание, последовательность, адекватность, вариативность, обеспечивающие подходы к отбору содержания программы и построению педагогической технологии социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей;
- ведущая научная идея концепции - рассмотрение социализации-индивидуализации как процесса, механизма и результата развития ребёнка, где социализация-индивидуализация как процесс есть поэтапное движение от изолированных и самостоятельных, противостоящих и противоречивых процессов освоения ребёнком моральных норм, ценностей и развития Я к их взаимосвязям, социализация-индивидуализация как механизм есть образование взаимосвязей между социализацией и индивидуализацией, а социализация-индивидуализация как результат есть совокупность социально-индивидуальных характеристик, позволяющих ребёнку понимать, осознавать и реализовать себя как субъекта, действующего «для социума» и «для себя»;
- основной подход к реализации на практике ведущей идеи концепции - поэтапное достижение целостности социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста путём обогащения и конкретизации → коррекции → сближения → сцепления социализации и индивидуализации, конечным результатом которых является освоение ребёнком взаимосвязей между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности;
3. Структурно-содержательная характеристика социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детском дома представлена совокупностью когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов. Связующим элементом, источником, катализатором и результатом взаимосвязей между отдельными компонентами социализации и индивидуализации выступают переживания ребёнка.
Такое понимание сущности социализации-индивидуализации позволяет определить содержание образовательного процесса в условиях детского дома и структурировать его.
4. Специфика социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома характеризуется:
- несоответствием уровней социализации и индивидуализации;
- наличием отдельных неустойчивых связей между компонентами и уровнями социализации и индивидуализации, особенности которых зависят от предшествующего социального опыта ребёнка;
- нарушениями в компонентах социализации и индивидуализации, которые искажают развитие ребёнка;
- дисбалансом различных социальных переживаний и переживаний самости ребёнка, влияющих на эмоциональную окрашенность социализации-индивидуализации.
5. Модель педагогического обеспечения социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома построена с учётом структурно-содержательной характеристики и специфики социализации-индивидуализации данной категории детей, где на диагностическом этапе соотносятся конечные результаты и цель педагогической деятельности, на содержательном - определяется объём осваиваемого ребёнком содержания, на технологическом - описывается механизм образования связей между социализацией и индивидуализацией, задаются ориентиры для определения стратегии и тактики деятельности педагога детского дома.
6. Программа социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома включает в себя:
- структурированное содержание (дифференцированный, дополнительно-дифференцированный и обобщённый разделы), которое соответствует логике реализации поэтапного процесса обогащения и конкретизации → коррекции → сближения → сцепления содержания социализации и индивидуализации;
- методический «шлейф», состоящий из описания различных форм непосредственной образовательной деятельности, диагностического материала, текстов художественных произведений, коррекционных мероприятий, методов и приёмов педагогической деятельности (упражнений, игр, чтения художественной литературы, бесед, образцов поведения, ситуативных задач, диалогов и др.).
7. Педагогическая технология социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома вариативна. Возможны следующие стратегии и тактики деятельности педагога:
- стратегии, учитывающие способы образования взаимосвязей: аналитико-синтетическая (способствует освоению ребёнком целостной объединяющей основы между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности), многокомпонентная (направлена на освоение ребёнком взаимосвязей между компонентами социализации и индивидуализации с помощью различных видов связей), опосредованная (обеспечивает освоение ребёнком взаимосвязей между компонентами социализации и компонентами индивидуализации с помощью включения промежуточного звена в виде фразы, понятия, переживания и др.);
- стратегии, учитывающие направленность образования взаимосвязей: социально-индивидуализирующая (обеспечивает освоение ребёнком взаимосвязей в направлении от социальных функций к своей индивидуальной значимости); индивидуально-социализирующая (предполагает освоение и понимание ребёнком взаимосвязей в направлении от индивидуальных особенностей, возможностей к их социальному предназначению). Применение данных стратегий учитывает специфику и уровень развития каждого ребёнка и делает результат педагогической деятельности достижимым;
- вариативная тактика педагогической деятельности определяется сочетанием групповых, подгрупповых, индивидуальных форм непосредственной образовательной деятельности; разнообразием видов детской деятельности (игровой, продуктивной, речевой) социализирующей, индивидуализирующей и рефлектирующей направленности; различными формами и ситуациями общения и взаимодействия ребёнка со взрослым, сверстником, ребёнком старшего, младшего возраста, сочетанием совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей; сочетанием методов социализации, методов индивидуализации, методов социализации-индивидуализации, методов стимулирования взаимоотношений и поведения детей.
8. Одним из основных условий обеспечения целостности социализации-индивидуализации выступает организация педагогического пространства в детском доме, структура которого представлена социальным, предметным, организационно-технологическим компонентами. Пространство социализации-индивидуализации в условиях детского дома выстраивается на принципах: расширения и обогащения социального и предметного компонентов (расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми, предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов деятельности); увеличения в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка (личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка); гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка (сочетание разных позиций педагога («контролёра» и «наблюдателя», «информатора» и «советчика»), коллективной и индивидуальной деятельности, творческих и стандартных заданий и т.д.).
1.Пронина, А.Н. Исследование взаимосвязей между структурными компонентами социализации и индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Мир психологии. №1, 2010 (январь-март), 2010. – М.-Воронеж. – С.45-51.
2.Пронина, А.Н. Проектирование пространства социализации-индивидуализации личности в условиях депривации [Текст] / А.Н. Пронина // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). №8, 2010. – Новосибирск. – С. 106-114.
3.Пронина, А.Н. Преодоление, познание, гармония. Авторская программа социализации- индивидуализации старших дошкольников, воспитывающихся в детском доме [Текст] /А.Н. Пронина // Дошкольное воспитание. № 10, 2010. – М. – С. 77-89
4.Пронина, А.Н. Исследование взаимосвязей между переживаниями и процессами социализации и индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста [Текст]/А.Н. Пронина//Психология образования в поликультурном пространстве Т.1 (№1), Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С. 81-88.
5.Пронина, А.Н. Концептуальные основы формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома (депривации) [Текст] / А.Н. Пронина // Психология образования в поликультурном пространстве. – Т.2 (№2), Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.19-30.
6.Пронина, А.Н. Характеристика переживаний детей-сирот в целостном процессе социализации-индивидуализации [Текст] / А.Н. Пронина // Сибирский психологический журнал № 38. – Томск, 2010. – С.54-60.
7.Пронина, А.Н. Научные аспекты изучения переживаний человека в структуре социализации-индивидуализации [Текст] / А.Н. Пронина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Серия «Социальные науки» № 2 (18). – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010. – С.117-121.
8.Пронина, А.Н. Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Серия «Социальные науки» №4 (20). – Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. – С.176-183.
9.Пронина, А.Н. Методологическое обоснование целостности процесса социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Психология образования в поликультурном пространстве. – Т.1 (№13). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. – С.26-34.
10.Пронина, А.Н. Психолого-педагогические проблемы социализации-индивидуализации депривированной личности [Текст] / А.Н. Пронина // Мир образования – образование в мире №1 (41). 2011. – С. 143-150.
11.Пронина, А.Н. Социализация-индивидуализация как механизм формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома [Текст] / А.Н. Пронина // Знание. Понимание. Умение. 2011. №4. – С.219-224.
12.Пронина, А.Н. Научные подходы к проблеме обеспечения целостности социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.Н. Пронина // Вестник МГОУ серия «Педагогика». 2012. № 1. – М.: Изд-во МГОУ. – С.158-167.
Монографии:
1.Пронина, А.Н. Социализация-индивидуализация старших дошкольников в образовательном процессе детского дома (педагогическая концепция и технология) [Текст]: монография / Е.Н. Герасимова, А.Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им И.А. Бунина, 2010. – 156 с.
2.Пронина, А.Н. Теоретические основы и опытно-экспериментальное исследование целостности социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома [Текст]: монография / А.Н. Пронина. – Елец: ЕГУ им И.А. Бунина, 2011. – 250 с.
Публикации в журналах, сборниках, материалов международных, региональных и всероссийских конференций:
1.Пронина, А.Н. Влияние педагогических воздействий на процесс социализации-индивидуализации детей-сирот [Текст] / А.Н. Пронина // Материалы 5 международной научно-практической конференции «Наука и инновации – 2007». – Т.5. Педагогические науки. Философия. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2007. – С.95-98
2.Пронина, А.Н. Статистический отчёт о состоянии проблемы сиротства в Липецкой области [Текст] / А.Н. Пронина // Актуальные проблемы современного дошкольного образования: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – С.24-26.
3.Пронина, А.Н. Роль межличностных отношений и статусного положения детей- сирот в процессе социализации-индивидуализации [Текст] / А.Н. Пронина // Научно- исследовательская деятельность в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции 31 октября 2007 г. – Тверь, 2007. – С.88-97.
4.Пронина, А.Н. Современные подходы к изучению структуры процесса социализации [Текст] / А.Н. Пронина // Социализация личности в меняющемся мире: философские, психологические, педагогические проблемы: материалы Всероссийской научной конференции 23-24 ноября 2006 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – С.30-36.
5.Пронина, А.Н. Актуальность проблемы социализации-индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Актуальные проблемы современного дошкольного образования: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007 – С.3-9.
6.Пронина, А.Н. Роль речи в едином процессе социализации-индивидуализации личности детей дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Развитие речи и обучение родному языку детей дошкольного возраста: теория, методика, региональная практика: материалы международной научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – С.20-25.
7.Пронина, А.Н. Философские предпосылки исследования проблемы социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография. – Воронеж: ВГУ, 2007. – С.17-34.
8.Пронина, А.Н. Специфика общения детей-сирот со взрослыми и его значение в процессе социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 18 марта 2008 г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2008. – 208 с. – С. 168-169.
9.Пронина, А.Н. Социально- педагогический аспект исследования проблемы социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография; под общей редакцией проф. Кирикова О.И. – Кн. 17. – Воронеж, 2008. – С.68-78.
10.Пронина, А.Н. О некоторых аспектах исследования особенностей социализации-индивидуализации личности ребёнка в условиях депривации [Текст] / А.Н. Пронина // Школа, государство и общество: сборник Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – С. 153-155.
11.Пронина, А.Н. Проблемы социализации-индивидуализации личности в философии [Текст] / А.Н. Пронина // Человек в современных социально-философских концепциях: Всероссийская научно-практическая конференция. – Елабуга: ЕГПУ, 2008. – С.44-48
12.Пронина, А.Н. К вопросу о роли активности в процессе социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Материалы 4 международной научно-практической конференции «Научные дни – 2008». – Т. 11. Психология и социология. История. Философия. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2008. – С.18-22
13.Пронина, А.Н. Теоретические основы социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Актуальные вопросы гуманитарной науки: сборник материалов областной научной конференции, посвящённой Году учителя. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.129-135.
14.Пронина, А.Н. Роль семьи в процессе социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Роль семьи в процессе социализации личности: материалы региональной научной конференции. 29-30 мая 2008 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С.78-84.
15.Пронина, А.Н. Детский дом вступает в эксперимент [Текст] / А.Н. Пронина // Практический журнал «Воспитатель ДОУ». № 10 (16), 2008 г. – М.: Изд-во «ТЦ Сфера». – С.9-12.
16.Пронина, А.Н. Трактовка индивидуальности в современной науке / А.Н. Пронина // Личность: становление и развитие: электронное издание. www1.elsu.ru
17.Пронина, А.Н. Рекомендации для воспитателей детских домов Липецкой области по социализации-индивидуализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.Н. Пронина // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография; под общей ред. проф. Кирикова О.И. Книга 19. Воронеж, 2008 – С. 314-324
18.Пронина, А.Н. Самооценка и её значение в процессе социализации-индивидуализации детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Научный потенциал мира – 2008». – Т. 4. Педагогические науки, 2008. - С.9 - 120, 18 п.л.
19.Пронина, А.Н. Влияние децентрации на процесс социализации-индивидуализации детей-сирот (по результатам обследования детей из детских домов Липецкой области) [Текст] / А.Н. Пронина // Научно-исследовательская деятельность в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 31 октября 2008 г. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2008. – С.104-111.
20.Пронина, А.Н. Специфика развития самосознания в процессе социализации-индивидуализации у детей-сирот раннего возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической конференции (г. Липецк 19-20 мая 2008 г.): в 3 ч. – Липецк: ЛГПУ, 2008. – С.54-61.
21.Пронина, А.Н. Особенности сформированности социально-нравственных знаний и представлений у детей, воспитывающихся в детских домах Липецкой области [Текст] / А.Н. Пронина // Научно-исследовательская деятельность в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции 31 октября 2008 г. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2008. – С.99-104.
22.Пронина, А.Н. К вопросу о роли социальной среды в процессе социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Социализация личности в меняющемся мире: материалы региональной научной конференции – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – С.3-11.
23.Пронина, А.Н. Психолого-педагогические аспекты исследования проблемы становления человека как субъекта [Текст] / А.Н. Пронина // Психологические проблемы субъекта в современном мире: материалы Всероссийской научной Интернет-конференции (8 декабря 2008 г.); под общей ред. Н.Н. Волосковой, Н. И. Глушковой. – Ставрополь, 2008. – С.151-154
24.Пронина, А.Н. Исследования проблемы переживаний ребёнка в психологической науке [Текст] /А.Н. Пронина // Материалы IV международной конференции «Бъдещето проблемите на световната наука». – Т. 15 «Психология и социология». – София: София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2008. – С.58-60.
25.Пронина, А.Н. Подготовка студентов педагогического колледжа к адаптации детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы 10 международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов (9 апреля 2009 г.). – Т. 4. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. – С. 46-50.
26.Пронина, А.Н. Личность и индивидуальность: характеристики, структура [Текст] / А.Н. Пронина // Личность-среда-управление: материалы региональных научно-практических чтений, посвящены педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009. – Ч 2; под ред. Боровской Е.В., Волковой Л.В., Мануйлова Ю.С., Орлова Е.В., Сулимы И.И.; отв. ред. проф. Мануйлов Ю.С. – Нижний Новгород, 2010. – С.87-89.
27.Пронина, А.Н. Об особенностях процесса социализации-индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста с нарушениями в развитии [Текст] / А.Н. Пронина // Научно-исследовательская деятельность в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции 29 мая 2009 г. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2009. – С. 96-105.
28.Пронина, А.Н. Изучение категории целостности в рамках исследования процесса социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы международной научно-практической конференции. (15-16 мая 2009; Липецк). – В 3 ч. – Липецк: ЛГТУ, 2009. – Ч.2. – С.43-47
29.Пронина, А.Н. Изучение взаимосвязей в структуре социализации-индивидуализации личности дошкольников [Текст] / А.Н. Пронина // Эффективные - 2009: материалы V международной научно-практической конференции. – Т. 10. Педагогика. – С.25-30.
30.Пронина, А.Н. Профессионально-педагогическая подготовка будущего специалиста к социализации-индивидуализации личности детей-сирот [Текст]/ А.Н. Пронина // Социализация молодёжи в меняющемся мире: материалы региональной научной конференции 21-22 мая 2009 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С.156-161.
31.Пронина, А.Н. Подготовка будущих специалистов психолого-педагогических специальностей к процессу социализации-индивидуализации личности детей-сирот [Текст] / А.Н. Пронина // Подготовка кадров для дошкольного и начального образования: опыт и перспективы: материалы Международного научного семинара 4-6 ноября 2009 года. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.37-44.
32.Пронина, А.Н. Педагогическое обеспечение взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации личности дошкольника [Текст] / А.Н. Пронина // Актуальные проблемы модернизации российского образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2009 г. – Тверь, 2009. – С.143-150.
33.Пронина, А.Н. Психологические особенности готовности к школе у детей, оставшихся без попечительства родителей [Текст] / А.Н. Пронина // Подготовка детей к школе в условиях вариативного дошкольного образования: актуальные проблемы и тенденции: материалы всероссийской научно-практической конференции 19-20 ноября 2009 г. – Орёл, 2009. – С.140-144.
34.Пронина, А.Н. Роль семьи в процессе социализации-индивидуализации личности ребёнка [Текст] / А.Н. Пронина // Роль семьи в социализации личности: материалы региональной научной конференции 29-30 мая 2008 г. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 78-84.
35.Пронина, А.Н. Коррекция самооценки у детей-сирот 4-5 лет, воспитывающихся в детском доме [Текст] / А.Н. Пронина // Актуальные проблемы модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2010 г. – Тверь: НОУ Институт «Верхневолжье», 2010. – С.191-199.
36.Пронина, А.Н. Опытно-экспериментальное исследование взаимосвязей социализации-индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста в условиях детского дома [Текст] / А.Н. Пронина // Ребёнок дошкольного возраста в современном мире: сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию ЕГУ им. И.А. Бунина и 30-летию факультета педагогики и психологии (дошкольной) (25 сентября 2009г.). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С. 179-185.
37.Пронина, А.Н. Переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности [Текст] / А.Н. Пронина // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы VIII международной научно-практической конференции. (21-22 мая 2010 г. – Липецк: ЛГПУ, 2010. – Ч.1. – С.96-102.
38.Пронина, А.Н. Исследование взаимосвязей знаний о себе и других людях в структуре социализации-индивидуализации личности детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Пронина // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: материалы международной научно-практической конференции. (20-21 мая 2011 г.; Липецк): В 3-х ч. – Липецк: ЛГПУ, 2011. – Ч.1. – С. 85-87
39.Пронина, А.Н. Исследование индивидуальности личности с позиции современной науки [Текст] / А.Н. Пронина // Современное дошкольное образование: традиции и перспективы: материалы научно-практической конференции. – Вып.7. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. – С.81-85
40.Пронина, А.Н. Структура содержания процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.Н. Пронина // Современные образовательные технологии: материалы VII Всероссийской конференции 31 октября 2011. – Тверь: НОУ Институт «Верхневолжье», 2011. – С.169-177.
41.Пронина, А.Н. Педагогические условия обеспечения целостности процесса социализации-индивидуализации детей-сирот // Социосфера. – 2011. – № 4. – С.49-52