- В условиях усиления глобализации мировой экономики теории мировой торговли и теоретические взгляды, связанные с изменениями факторов движения товаров и услуг на мировом рынке, не отражают современные тенденции к усилению информационной насыщенности товарного производства и возрастанию роли информации и информационных услуг, что определяет необходимость концептуальных изменений в исследованиях развития мирового рынка. Эти обстоятельства позволили провести группировку теорий мировой торговли и дополнить ее классификацией теорий международного информационного обмена, определив влияние последних на мировую торговлю с позиции использования информации и ИР как источников дохода стран во внешнеэкономической деятельности.
- Концептуальная схема исследования позволяет определить в качестве критериев эволюции мирового рынка информационных услуг с учетом влияния глобализации изменение следующих причин: рост спроса на финансовую, экономическую и правовую информацию как со стороны различных предпринимательских структур, государства, так и домашних хозяйств; развитие информационных технологий и глобальных информационных сетей; диверсификация информационных услуг; рост объемов информации, снижающий эффективность информационных услуг и повышающий издержки компаний; слияния и поглощения компаний с целью концентрация капитала в информационной индустрии промышленно развитых стран для противостояния экспансии фирм ряда развивающихся стран и стран с переходной экономикой на мировом рынке информационных услуг; влияние глобализации, финансового и экономического кризиса. Эти причины привели в начале второго десятилетия XXI в. к структурным изменениям на мировом рынке информационных услуг.
- Современный этап развития мирового рынка информационных услуг предопределил необходимость изменения системы регулирования информационного обмена на национальном, региональном и глобальном уровнях с целью модернизации международных правил информационной деятельности и роли международных экономических организаций (ВТО, МСЭ и др.) и государств в направлении согласования политики либерализации мирового и национальных рынков информационных услуг. Такой подход предполагает учет интересов экономических агентов, который может быть достигнут на основе применения матричных моделей для решения проблем по дерегулированию и приватизации государственных информационных ресурсов, что предопределяет смягчение последствий экономического и информационного кризисов на внутренний рынок информационных услуг.
- Анализ методов оценки результатов мировой экономики в условиях постиндустриального этапа развития показал, что традиционные оценочные показатели ее развития не позволяют определить специфику влияния глобализации на мировой рынок информационных услуг. Более того, проведенный анализ основных индексов (Индекс готовности к электронному правительству (E-GRI), Индекс развития ИКТ (IDI), Индекс сетевой готовности (NRI)), используемых для международных сопоставлений уровней информационного развития стран, показал их ограниченный характер для оценок результативности процесса информатизации на различные сферы экономики и общества. Данный ракурс исследования способствовал разработке инструментального аппарата для исследования развития процесса информатизации стран и введению в научный оборот новых показателей (Индекс информационного прогресса страны ИИПn, Глобальный индекс информационного прогресса (ИИПглоб)), которые позволили более точно в количественном и качественном плане выявить результаты рынка информационных услуг, оценить его проблемы и обосновать пути их преодоления.
- Проведенное исследование свидетельствует, что в теории конкуренции и антимонопольной практике государств имеется немало показателей, оценивающих уровень рыночной монополизации и концентрации. Эти показатели необходимы для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга, проникновения компаний на рынок, последующего захвата большей доли на нем или его монополизации. Как способ оценки рыночной конъюнктуры эти показатели указывают на наличие крупных и мелких фирм и определяют их оперативную товарную и услуговую политику. Однако, до настоящего времени оставалась неисследованной взаимосвязь потенциала и ресурсного уровня рынка с экономикой и обществом. В этом аспекте была разработана методология оценки потенциала и ресурсного уровня рынка информационных услуг, позволившая теоретически определить его воздействие на эффективность экономики и оценить возможности и перспективы модернизации российской информационной индустрии и расширения рынка информационных услуг страны и его влияние на структуру ВВП.
- Исследование процесса формирования и развития рынка информационных услуг России способствовало определению основных причин отставания страны в информационной сфере от промышленно развитых стран: снижение роли государства в поддержке новых рыночных структур; недооценка роли информационных ресурсов для повышения конкурентоспособности российских компаний как на внутреннем, так и мировом рынках; сырьевая направленность российского экспорта; ориентация внутреннего рынка информационных услуг на узкий сегмент; инерция в ликвидации монополии государства на информационные ресурсы при их приватизации. Эти знания способствовали обоснованию целесообразности изменения границ рынка информационных услуг РФ в рамках модели единого информационного пространства страны, что позволяет с учетом развития глобальных информационных сетей, роста спроса на различные информационные услуги со стороны экономических агентов на мировом рынке более широко позиционировать его в структуре единого мирового информационного пространства.
1.Лазарев А.Н. Новые направления развития международного и национального информационного предпринимательства: монография [текст]/А.Н. Лазарев // – М.: Изд- во МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009. – 131 с. (8,25 п. л.).
2.Лазарев А.Н. Правовые аспекты развития международного и национального информационного бизнеса в постиндустриальной экономике: монография [текст] /А.Н. Лазарев // – М.: Изд-во МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009. – 139 с. (8,75 п. л.).
3.Лазарев А.Н. Современный мировой информационный рынок: теоретические и практические проблемы развития: монография [текст]/А.Н. Лазарев // – М.: Изд-во МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009. – 197 с. (12, 5 п. л.).
4.Лазарев А.Н. Мировой рынок информационных услуг в условиях глобализации: тенденции и направления развития: монография [текст] /А.Н. Лазарев // – Germany, Saarbrьcken, LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG., 2011. – 371 с. (23,4 п.л.).
Статьи в научных изданиях и журналах, определенных ВАК
5.Лазарев А.Н. Проблемы развития консалтинговых услуг и информационного менеджмента [текст] /А.Н. Лазарев // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. – 2004. – №1. – С.41– 44. (0,4 п. л.).
6.Лазарев А.Н. Международные стандарты в информационном бизнесе [текст] /А.Н. Лазарев // Стандарты и качество. – 2007. – №10. – С. 38-41. (0, 5 п. л.).
7.Лазарев А.Н. Современный мировой информационный рынок: проблемы развития [текст] /А.Н. Лазарев // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова.–2008. – №1(19). – С. 21-30. (0, 8 п.л.).
8.Лазарев А.Н. Современное состояние и некоторые проблемы развития мирового информационного рынка [текст]/А.Н. Лазарев// Вестник РГТЭУ. – 2008. – №3 (24). – С.69-77. (0,8 п.л.).
9.Лазарев А.Н. Методы и модели страновых сопоставлений и проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации [текст]/А.Н. Лазарев // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. – 2009. – №1 (25). – С. 41 - 50. (0, 7 п. л.).
10.Лазарев А.Н. Новые задачи информацион ных технологий и инноваций для решения проблем мировой экономики [текст]/А.Н. Лазарев // Открытое образовани е. – 2009. – №2 (73). – С. 66-72. (0,7 п. л.).
11.Лазарев А.Н. Информационный аспект в развитии экономического образования в глобальной мировой экономике [текст]/А.Н. Лазарев //Открытое образование. –2009.– № 4 (75). – С. 73-80. (0,8 п. л.).
12.Лазарев А.Н. Некоторые аспекты управления экономическими интересами государства в глобальной экономике [текст]/А.Н. Лазарев // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – №11. – С. 12 -18. (0,72 п.л.).
13.Лазарев А.Н. Международные индексы для оценки развития информационного общества: новые показатели [текст]/А.Н. Лазарев //Открытое образование. – 2011. – №4 (87). – С. 75-84 (1,0 п. л.).