- Теоретико-методологический инструментарий необходимый для изучения такого сложного явления, каким является интернет-журналистика строится на пересечении ряда гуманитарных и естественных наук, в том числе филологии, психологии, информатики, глобалистики. При этом проблематика исследований интернет-журналистики включает проблематику ведущих современных научных школ, выработавших продуктивные концепты и понятия, позволяющие комплексно и системно рассматривать феномен становления интернет-журналистики как процесс соположенный цивилизационному процессу перехода к информационному обществу. Таким образом, инструментарий исследования интернет-журналистики может быть расширительно применен в качестве интегратора научного знания в соответствии с постнеклассической общенаучной парадигмой.
- Гипертекстовая интерактивная журналистика (интернет-журналистика) наследуя все основные свойства других видов журналистики (прессы, радио, телевидения), проявляет ряд качественно новых качеств, важнейшими из которых являются качества интерактивности и гипертекстовости. Причем наблюдается доминирование коммуникативного аспекта деятельности над информационным. Это особенное свойство интернет-журналистики имеет тенденцию к тому, чтобы стать общим свойством для журналистики в целом.
- Развитие интерактивных и гипертекстовых качеств журналистики приводит к ряду структурных изменений в системе СМИ, главным из которых является процесс инкорпорирования журналистики в систему массовых коммуникаций (СМК), накладывающий на профессиональную сферу журналисткой деятельности условия, задаваемые свойствами функционирования и эволюционирования СМК. Кроме того, наблюдается стирание различия между центральными и региональными интернет-СМИ, обусловленное тем, что доступ к публикациям в региональных интернет-изданиях обеспечен из любой точки глобального медиапространства.
- Констатация факта институализации и профессионализации интернет-журналистики, а также наблюдаемое расширение присутствия интернет-журналистики в медиапространстве выдвигает новые требования как к системе подготовки специалистов, так и к системе образования в целом. Для профессионального журналистского образования требуется включение нового содержания заимствованного из других областей знания, в частности из информатики. Одновременно, перед образованием в целом встает задача формирования медиакультуры и информационной культуры личности. Причем обучение собственно интернет-журналистике эффективно осуществлять, используя методы дистанционного интернет-обучения, поскольку в этом случае среда обучения и профессиональная сфера будущей деятельности будут адекватны друг другу.
1.Калмыков А.А. Психологические особенности образовательных трансакций в виртуальной среде. // Школьные технологии. No3, 2000 – M.: Народное образование, 2000. – с. 147– 152
2.Калмыков А.А. Размышления об образовании в кибермирах. // Школьные технологии. No2 2000 – M.: Народное образование, 2000. – с. 203– 207
3.Калмыков А.А., Хачатуров Л.А. Опыт организации виртуальных образовательных сред. // Школьные технологии. No2, 2000 – M.: Народное образование, 2000. – с. 207– 214
4.Калмыков А.А. Экопсихология: переформатирование сознания. // Экология и жизнь No 8(57) 2006 С.35-40
5.Калмыков А.А. Виртуалистика: сознание со-бытия. // Экология и жизнь No 11(60) 2006 С.29-32
6.Калмыков А.А. Онтология коммуникации как социально-антропологическая проблема. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». No 1/07. М., 2007. С.47-61.
7.Калмыков А.А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство. // Человек: иллюстрированный научно-популярный журнал 2007г. No 5 / Российская академия наук. - М. : Наука, 2007 - C.122-129.
8.Калмыков А.А. О виртуалистической природе коммуникации. // Философские науки. No8, 2007: M. «Гуманитарий» 2007, - С.76-88
9.Калмыков А.А. Коммуникатология и виртуалистика: опыт построения социальной онтологии. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». No 1/08. М., 2008. С.36-49.
10.Калмыков А.А. Политический потенциал принципа свободы слова // Вестник РГГУ. Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». № 2/08. М., 2009. С.9-20
Монографии, учебники и учебные пособия
1.Джазоян А.Е., Калмыков А.А., Коханова Л.А. Павлов В.В. СМИ и современные медиатехнологии. Монография. -М.: АСМО-пресс, 2000.
2.Глава в коллективной монографии: Калмыков А.А. Экопсихология, как технология разрешения экологических проблем. // Социально-экологические проблемы регионов России – M. Изд. МНЭПУ, 2001. – с. 77 – 85.
3.Глава в коллективной монографии: Калмыков А.А., Никитин А.Т. Технология дистанционной профессиональной переподготовки в XXI веке. // Социально-экологические проблемы регионов России – M.: Изд. МНЭПУ, 2001. – с. 91– 100
4.Коханова Л.А., Калмыков А.А., Штепа В.И. Информационно-коммуникативная парадигма (на примере научной журналитики). Монография. – Москва. 2008. – 369 с. ISBN 978-5-711-320-3
5.Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. - М.; - Изд. МНЭПУ, 1999, 128 с.
6.Орчаков О.А., Калмыков А.А. Проектирование дистанционных образовательных курсов: Пособие для преподавателей и методистов. // под ред. О.А.Орчакова. – M.: Издательство МНЭПУ, 2002. – 52 с.
7.Овсянников В.И., Калмыков А.А., Орчаков О.А., Либин В.А. Учебно-методический комплекс для системы дистанционного образования / Отв. ред. Ю.Г. Круглое. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова. 2003. - 33 с.
8.Калмыков А.А., Орчаков О.А., Попов В.В. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию: Учебное пособие. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)" — М., 2005 — 180 с. Гриф: Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для факультетов повышения квалификации преподавателей.
9.Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет–журналистика. Гриф: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика». М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -383 с. – (серия «Медиаобразование») Рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика».
10.Коханова Л.А., Калмыков А.А.Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика». – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 536 с. – (Серия «медиаобразование») Гриф: Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика.
11. Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. Научное издание. М.: Издательство ИПК работников ТВ и РВ, 2009. – 84 с.
Статьи:
1.Калмыков А.А. Новая общенаучная парадигма и Мир божий.// Человек Общество Вселенная – М.: ГАВС, 1994, с. 7-45.
2.Калмыков А.А. Структура виртуального события // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике – М.:, 1995, c.79-105
3.Калмыков А.А. Экология виртуального события. // 1-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва, 3-5 декабря, 1996.
4.Калмыков А.А. Психология. Введение в экологическую психологию. Программы курсов лекций. - М: Изд. МНЭПУ, 1997, 19 с.
5.Калмыков А.А. О технологии дистантного экологического образования. // Круглый стол "Информационная поддержка устойчивого развития " - M: Изд. ИНФОРМЭЛЕКТРО, 1998, с.123.
6.Калмыков А.А. Психология виртуальных образовательных пространств. // Консультант директора No5-1998, - М.: ИНФРА-М, 1998 с. 17-22
7.Калмыков А.А. Экологическое образование. Проблемы и перспективы. //Магистр No 6. - М.: Изд. Магистр, 1998, с. 67-75.
8.Калмыков А.А., Щютц К. Экология со-бытия. // Экологическое образование и просвещение населения. Тезисы докладов 4-й Международной конференции по экологическому образованию – М.: Изд. МНЭПУ, 1998. с. 137.
9.Калмыков А.А.Экологическая психология или домостроительство человеческого разума. // Прикладная психология. No 5 - М.: Изд. Магистр, 1998, с 11-19.
10.Калмыков А.А. Права человека и проблема психологической безопасности. // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь (тезисы конференции). - М.; - Изд. МНЭПУ, 1999, с 89-92.
11.Калмыков А.А., Орчаков О.А. Виртуальность в образовании и виртуальное образование. // Консультант директора No 6. - М.: Инфра -М, 1999, с.17-20
12.Калмыков А.А. Информационная модель эйкоса и проблема психологических загрязнений. // Прикладная психология No2 1999 - М.: - Изд. Магистр, 1999 с. 23-33
13.Калмыков А.А. Опыт построения ноокосмологической модели Мира.// XXI век: Будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июля 1999 г.). Т. 1: Онтология, гносеология и методология науки. Ч. 2, - Екатеринбург: Изд. Уральского Университета, 1999, с. 288-289
14.Калмыков А.А., Хачатуров Л.А. Опыт создания виртуальных образовательных сред. // Научно-методический семинар «Информационные системы в наукоемких технологиях образования»: тезисы – доклады, решения и рекомендации: / МГДТДиЮ, МИРЭА –М., 2000. с.41-54.
15.Калмыков А.А. Парадигматика экопсихологии в технологии ДО. // Дистанционное образование 2/2000 – М,. 2000. c.10-12.
16.Калмыков А.А. Психоинформационная модель эйкоса и психологические загрязнения. // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: 2000, - с. 279
17.Калмыков А.А., Хачатуров Л.А. Организация виртуальных образовательных сред. // Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. – М.: МЭСИ, 2000, с.86-101
18.Калмыков А.А. Экологическая психология, как наука о человеке и его доме.// Психология созидания том 7. вып.2 –Казань: Мастер-Лайн, 2000, с. 278-280.
19.Калмыков А.А. Никитин А.Т. Технология дистанционной профессиональной переподготовки в XXI веке. // Социально-экологические проблемы регионов России – M.: Изд. МНЭПУ, 2001. – с. 91– 100
20.Калмыков А.А. Коммуникация как виртуальность. // Ежегодник Российского психологического общества т.9, выпуск 1.- М.: 2002, с.169.
21.Калмыков А.А., Калмыкова А.В. Экологический PR как средство управления виртуальным пространством. // Ежегодник Российского психологического общества т.9, выпуск 1.- М.: 2002, с.170.
22.Калмыков А.А. Экология психоинформационной реальности. // Экологическое образование на пороге «РИО+10». Тезисы докладов 8-й Международной конференции по экологическому образованию – Тверь: Изд. ГУПТО ТОТ, 2002. C. 140-141.
23.Калмыков А.А. Экология психоинформационной реальности. // Экология и здоровье. Экологическая медицина. Управление качеством жизни. Сб. научных трудов международного семинара (6-7 июня 2002 г., МНЭПУ, Москва)/Под ред. И.С.Арефьевой. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.-С.102-103.
24.Овсянников В.И., Калмыков А.А., Орчаков О.А., Либин В.А. Учебно-методический комплекс для системы дистанционного образования / Отв. ред. Ю.Г. Круглое. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова. 2003. - 33 с.
25.Калмыков А.А. Информационное общество. // Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.И. Данилов-Данильян. – М.: Большая Российская энциклопедия: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. -688 с. – С. 180-182.
26.Калмыков А.А. Экологическая чистота коммуникаций. // Экология и здоровье. Экологическая медицина: Сб. научн. Тр. Международного семинара/Под ред. И.С.Арефьевой. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – 304 с. С. 87-89
27.Калмыков А.А. Контроль как средство управления дистанционной учебной деятельностью. // Труды XI Всероссийская научно-методическая конференция Телематика´2004. 7-10 июня. Санкт-Петербург, СПб.: 2004, c.573-575.
28.Калмыков А.А. Симулятивная коммуникация – феномен информационного общества. // Relga No2 [104] 07.02.2005
29.Калмыков А.А. Образовательные технологии и информационный мир в экологическом представлении. // Relga No3 [105] 05.03.2005)
30.Калмыков А.А.Образование Кибермира. // Relga No4 [106] 29.03.2005)
31.Калмыков А.А. Маркировка современности в системе массовых коммуникаций и рынок будущего. // Relga No6 [108] 02.05.2005)
32.Калмыков А.А., Коханова Л.А. Психологические особенности Web как СО-ОБЩЕНИЯ. // Вопросы интернет-образования No28 [http://vio.fio.ru/vio_28/cd_site/Articles/art_1_12.htm]
33.Калмыков А.А., Калмыкова А.В. Вопросы сознания в работах Н.О. Лосского и коммуникативистика. // Relga No8 [110] 03.06.2005
34.Калмыков А.А. Гипертекст журналистики в системе массовых коммуникаций. // Relga No9 [111] 17.06.2005
35.Калмыков А.А. Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих. // Relga No12 [114] 15.08.2005
36.Калмыков А.А. Профессиональные корни журнализма. // Relga No11 [113] 27.07.2005
37.Калмыков А.А. Что такое профессиональный журналист и как его готовить. // Relga No10 [112] 02.07.2005
38.Калмыков А.А. Журнализм в системе массовых коммуникаций.// Агрессивность и толерантность в решении конфликтов: История и современность. Межвузовская научно-практическая конференция: Доклады и тезисы выступлений. 22 апреля 2005 г. - Москва . : Институт "ВСК" 2006 г. С.79-95.
39.Калмыков А.А. Высшее образование с помощью Интернета. Комментарии специалиста. // Образование и карьера No2 2006 г.(20.01.2006.)
40.Калмыков А.А. Основы профессионального образования журналиста (статья первая) // Альманах «Акценты» Выпуск 3-4(54-55) ВГУ 2005 С.29-114
41.Калмыков А.А. Основы профессионального образования журналиста (статья вторая) // Альманах «Акценты» Выпуск 5-6(55-56) ВГУ 2005 С.61-67
42.Калмыков А.А. Окончательная упаковка современности. // Консультант директора No23(275)2006: M. «ИНФРА-М». С.14-18
43.Калмыков А.А. Фирсова Н.С. Журналистика современности в системе массовых коммуникаций // Консультант директора No4(280)2007: M. «ИНФРА-М». С.6-8
44.Калмыков А.А. Экология коммуникативных пространств в гипертексте. // Консультант директора No5(281)2007: M. «ИНФРА-М». С.32-36
45.Калмыков А.А., Симонова О.Н. Театральная метафора public relations. // Консультант директора No11(287)2007: M. «ИНФРА-М». С.2-9
46.Калмыков А.А. Нужна ли веб-ресурсу редакция? // Консультант директора No13(289)2007 С.27-30: M. «ИНФРА-М».
47.Калмыков А.А. Денисова М.А. Методическая экспертиза PR-технологий. // Консультант директора No14(290)2007 С.11-21: M. «ИНФРА-М».
48.Калмыков А.А., Штепа В.А. Демина Е.А. ПР-технология социально-экологической адаптации в химической промышленности. // Консультант директора No16(292)2007 С.28-31: M. «ИНФРА-М».
49.Калмыков А.А., Гиренок Ф.А. Россия: торная дорога в 21 век. // Бюллетень научной программы «особенности российской культуры и менталитета как фактор социально-экономического развития страны» No 1 2007 г /.: M. 2007 C.5-25
50.Калмыков А.А. ПАБЛИК-РИЛЕЙШНЗ как технология управления виртуальной реальностью. // Консультант директора No17(293)2007: M. «Инфра М», С32-33,
51.Калмыков А.А., Гиренок Ф.И., Коханова Л.А. Мобилизующий образ России в сознании граждан. Матрица ключевых посланий.// Консультант директора No18(294)2007: M. «Инфра М», С.26-34
52.Калмыков А.А., Самотаева М.В. Гипертекстуальная природа бренда. // Консультант директора No23(299)2007: M. «Инфра М», С.21-31,
53.Калмыков А.А. Принципы экспертизы в дистанционной образовательной технологии. // Дистанционные образовательные технологии. Проблемы, опыт, перспективы развития: Cб. ст. / Под ред. Ф.Ф.Харисова.- М.:ФИРО, 2008. С. 88-96. Рекомендован к изданию научно-методическим советом инновационного центра ФГУ ФИРО.
54.Калмыков А.А. Интернет-журналистика как предмет научного исследования. // Вестник Электронных и печатных СМИ. Выпуск №5, март 2008 года. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2008.
55.Калмыков А.А. Принципы периодизации развития интернет-СМИ. // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Часть 3. Коммуникативное пространство профессиональной культуры: Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды 8-й Междунар. науч.-практ. конф. Кн. 2. - СПб.: Изд-во Полтихн. ун-та, 2008. - 226 с.
56.Калмыков А.А. Эпистемология политики - когнитивы всех стран, соединяйтесь!//Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции, 23-24 апреля 2009 г. М.: РГГУ, 2009. Ч. 1. 324 с. С. 16-25.