Научная тема: «КАНАДА В ПРОЦЕССАХ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ НАФТА)»
Специальность: 08.00.14
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Канадо-американское соглашение о свободной торговле, вступившее в силу в 1989 г., и сменившее его в 1994 г. трехстороннее соглашение НАФТА (с участием Мексики) являются основополагающими документами, которые официально оформили далеко зашедшие процессы реальной интеграции, развивавшейся между Канадой и США на протяжении многих десятилетий. Их заключение и реализация придали экономической интеграции в Северной Америке необратимый характер. При этом для Канады, львиная доля внешней торговли и притока иностранных инвестиций которой приходится на США, первое соглашение имело более важное значение, чем второе.

2. Несмотря на название - соглашения о свободной торговле, и НАФТА, и его предшественник ФТА представляют собой более широкие договоренности, поскольку включают некоторые элементы, свойственные более высоким стадиям интеграции. В их числе: установление на территории США, Канады и Мексики недискриминационного («национального») режима для инвестиций из других стран- членов НАФТА, и такого же недискриминационного режима в отношении участия североамериканских компаний в системе государственных закупок на федеральном уровне; либерализация торговли некоторыми видами услуг (телекоммуникационными, финансовыми); введение частичной мобильности рабочей силы; защита прав интеллектуальной собственности; ограничение применения ряда мер нетарифной защиты - санитарных и фитосанитарных норм; а также включение в качестве дополнения к НАФТА двух соглашений, регулирующих вопросы трудовых отношений и экологии.

Для Канады ФТА и НАФТА имели также важное внутриэконо-мическое значение, поскольку являлись центральным звеном неолиберального поворота, осуществленного правительством Б. Малруни во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов по следам аналогичных мероприятий администрации Р. Рейгана в США и правительства М. Тэтчер в Великобритании. Их целью было ограничить масштабы и характер вмешательства государства в экономику и, напротив, увеличить свободу рук ТНК при проведении очередного этапа структурной перестройки народного хозяйства с целью повышения конкурентоспособности североамериканских товаров.

В международном плане ФТА и НАФТА означали начало эры «открытого регионализма». С тех пор по шаблону НАФТА в мире было заключено большое количество двусторонних и групповых соглашений и договоренностей.

3. В Северной Америке действует особая модель интеграции, которая по многим параметрам отличается от более известной в мире и считающейся классической европейской модели. Ее главными особенностями можно считать: высокий уровень достигнутой (фактической) интеграции на основе крупномасштабного перелива капитала по каналам ТНК, сильно асимметричный характер отношений между США, Канадой и Мексикой и отсутствие развитой политической надстройки. Ее можно концептуализировать в виде известной формулы «хаб-энд-споук(с)» («втулка - спицы», или гелиоцентричной модели), при которой роль центральной втулки («хаба») выполняет страна-гегемон (США), а их отношения с Канадой и Мексикой представлены в виде отходящих от нее спиц колеса («споукс»). Именно такая асимметричная модель в простейшей форме двусторонних и/или групповых соглашений о свободной торговле получает все большее распространение в мире. Именно она становится основной организационной формой растущего числа торгово-экономических объединений.

4. Несмотря на то, что развитие интеграционистики в Канаде происходило с большим опозданием, канадские ученые сформулировали по меньшей мере три значимые теории, получившие международное признание: «экспортных продуктов» (У. Макинтош и Г. Ин-нис), «оптимальных валютных зон» (Р. Манделл) и один из вариантов Новой теории торговли (Дж. Брандер). Они ввели в научный оборот ряд терминов и понятий, ставших общеупотребительными: эффекты «создания - отклонения» торговых потоков при создании таможенных союзов (Дж. Вайнер), индекс внутриотраслевой торговли Ллойда - Грубеля, модель организации региональной торговли по принципу «хаб-энд-споук(с)» (Р. и П. Уоннакотты), «страховочные» торговые соглашения (Дж. Уэйлли), «интегративная» торговля (Г. Ходжсон), «аргумент судьи Баукер» и др.

5. Развитие североамериканской экономической интеграции в исследуемый в диссертации период подразделяется на два этапа: до и после 2001 г. Рубежом между ними служат трагические события 11 сентября 2001 г., после которых США решительно встали на путь укрепления своих протяженных границ на севере и юге и защиты безопасности национальной территории в ущерб прежде приоритетной задаче поддержания высоких темпов экономического роста. В силу этого между ними отмечаются важные качественные различия: если в 1990-е годы экономическая интеграция развивалась, в основном, по восходящей, а многие ее статистически отслеживаемые показатели достигли наивысших значений на рубеже ХХ и ХХI веков, то в первое десятилетие нынешнего века поступательный ход интеграционных процессов затормаживается, а по ряду направлений обращается вспять.

6. Основные итоги развития экономической интеграции на относительно благополучном первом этапе (1989-2001 гг.) могут быть сведены к следующему: ликвидация всех (за исключением некоторых четко прописанных в соглашении изъятий) таможенных пошлин в торговле Канады с США к 1 января 1998 г. и с Мексикой по ускоренному графику - к 1 января 2003 г.; установление «национального» режима в отношении зарубежных инвестиций, поступающих из стран - членов НАФТА; введение облегченного порядка получения рабочих виз (так называемые «нафтовские» визы) для бизнесменов, сотрудников ТНК и некоторых категорий высококвалифицированных специалистов; реорганизация бизнеса американских ТНК путем трансформации их канадских филиалов и дочерних компаний из «простых копий» материнских компаний в специализированные предприятия оптимального размера, часто действующие на основе глобальных мандатов и ставшие неотъемлемыми звеньями глобальных и континентальных производственных цепочек; общее усиление внешнеторговой ориентации канадского бизнеса, включая повышение импортной квоты в составе национального экспорта, возрастание роли внутриотраслевой торговли, усиление вертикальной специализации и улучшение товарной структуры канадского экспорта; консолидация североамериканской транспортной и энергетической инфраструктуры, а также инфраструктуры связи; рост внешнеэкономической самостоятельности канадских провинций на базе осознания ими своих специфических интересов в этой области, часто не совпадающих с общефедеральными; появление вдоль канадо-американской границы ряда трансграничных экономических районов в составе соседних канадских провинций и американских штатов.

Исследование показало, что в Северной Америке, как и в Евросоюзе и в других регионах мира, разные сферы и отрасли экономики демонстрируют разную степень интеграционной готовности и интегрируются по-разному. В Канаде первыми таможенно разоружились такие отрасли, как сельскохозяйственное машиностроение, военное производство и автомобилестроение. К числу высокоинтегрирован-ных отраслей впоследствии добавились электротехническая (включая производство компьютеров и периферии), авиакосмическая, сталеплавильная, производство мяса и мясопродуктов. Из новых производств можно отметить электронную торговлю и телекоммуникационные услуги, из перспективных - нанотехнологии, экологически чистую энергетику. При этом прослеживается такая закономерность: первыми кандидатами на оформление режима свободной торговли (так называемая «секторальная» интеграция) были те отрасли североамериканской экономики, в которых или отмечались повышенные уровни перекрестного владения собственностью на основе перелива огромных объемов прямого иностранного капитала, или это были новые производства, еще «незарегулированные» государством, в которых сравнительно легко осуществлять согласование национальных регулирующих норм и унификацию стандартов.

Главным долговременным последствием ФТА и НАФТА стало создание особого североамериканского режима в области торговли и инвестиций. Двумя его несущими опорами являются сам текст соглашения НАФТА и реальная административная практика, связанная с его реализацией. Текст соглашения, как свидетельствуют юристы, отличается высокой степенью детализации и наличием обязывающих формулировок, в силу чего его часто сравнивают с контрактом и включают в состав категории «твердого» права. Административная практика - это решения нафтовских трибуналов по разрешению торговых споров между участниками и результаты деятельности многочисленных нафтовских комиссий и рабочих групп. Взятые вместе, они образуют новый нормативный порядок.

7. Начало второго этапа, который продолжается до сих пор, датируется 11 сентября 2001. Произошедшие в этот день события и последовавшая на них реакция со стороны США стали для канадо-американской интеграции сильнейшим внешним «шоком», который радикально изменил обстановку и по существу поставил достигнутый в 1990-е годы прогресс под угрозу. Проявлением новых реалий стало усиление мер безопасности на границе, включая обязательное использование паспортов для граждан (ранее для лиц, пересекающих границу на автомобиле, было достаточно водительских прав или свидетельства о рождении), ужесточение таможенного досмотра, введение дополнительных сборов при пересечении границы (так называемый «налог на безопасность»), повышение требований к срокам и форме представления товаросопроводительной документации и т.д. Результатом этих и ряда других неблагоприятных изменений стало заметное сокращение числа заграничных поездок граждан, спад внешней торговли, опосредствующей, в том числе, глубоко развившееся в Северной Америке разделение производственного процесса внутри отраслей и секторов экономики; установление атмосферы общей неопределенности вокруг иностранных инвестиций. Одновременно под нажимом Вашингтона Канаде пришлось согласиться на усиление взаимодействия с ними в сфере обеспечения безопасности национальной территории, обороны Северной Америки, борьбы с международным терроризмом, обмена разведданными, охраны общей границы, согласования иммиграционной и визовой политики, а также политики в отношении приема беженцев. По существу сформировалась новая связка, или зависимость, между остро интересующими США вопросами обеспечения безопасности и жизненно важными для Канады поддержанием торговли и развитием экономики (security-trade/economy nexus). Эта связка нашла свое выражение в канадо-американской Декларации об «умной» границе 2001 г., Североамериканском партнерстве в области безопасности и процветания (2005-2009 гг.) и в подписанной С. Харпером и Б. Обамой в феврале 2011 г. Декларации о периметре безопасности и экономической конкурентоспособности, за которой должен последовать План действий.

Другим следствием стал крах «трилатерализма», олицетворявшегося НАФТА, и возврат к двусторонней схеме взаимодействия, отдельно с США, отдельно с Мексикой, а также заметная активизация внешнеэкономической деятельности крупных канадских провинций, недовольных тем, как федеральный центр защищает их интересы на ключевом американском направлении. Главной задачей Канады на современном этапе признается «оборонительная» интеграция, заключающаяся в преодолении и минимизации негативных последствий, связанных с «утолщением» канадо-американской границы, и противодействие участившимся рецидивам протекционизма в США. Это, однако, не исключает возможности проявления отдельных элементов «наступательной» интеграции в тех сферах и областях, где для этого создаются условия.

8. С течением времени значение соглашения НАФТА для Канады, так же как для США и Мексики, уменьшается. Это происходит по следующим причинам:

  • 1 января 2008 г. истек официальный 15-летний срок, на который оно было рассчитано, так что формально соглашение считается выполненным;
  • реализация договоренностей по итогам Уругвайского раунда ГАТТ заметно понизила ставки таможенных пошлин по тарифу Режима наиболее благоприятствуемой нации для всех стран-участниц. А с созданием в 1995 г. ВТО укрепился механизм разрешения международных торговых споров, были выработаны определения мер чрезвычайной торговой защиты и заключены некоторые важные соглашения по тем вопросам, пионером рассмотрения которых когда-то выступило соглашение НАФТА. Это постепенно девальвировало те преференции, которые в 1994 г. предоставили друг другу США, Канада и Мексика;
  • с некоторых пор, но особенно после провала в 2005 г. переговоров о Межамериканском соглашении о свободной торговле, США, Канада и Мексика встали на путь заключения сепаратных соглашений о свободной торговле с экономически развитыми и прозападно настроенными странами, что также размывает преимущества, первоначально имевшиеся только у участников НАФТА;
  • после 11 сентября 2001 г. были возведены новые заградительные барьеры на канадо-американской границе с целью укрепления безопасности, которые по своему суммарному угнетающему воздействию на торговлю и канадскую экономику сопоставимы с отмененными ранее ставками таможенных пошлин;
  • в процессе реализации ФТА и НАФТА выявились присущие им недостатки и «провалы», одним из которых является нежелание США подчиняться невыгодным решениям нафтовских трибуналов по отдельным торговым спорам, имеющим для них особо важное значение, что подрывает доверие к НАФТА у Канады и Мексики;
  • происходит некоторое ослабление экономических позиций США в мире при усилении роли Китая, Индии, Бразилии и ряда других стран.

Судьба самого НАФТА остается неопределенной. Достаточно вспомнить, что в ходе американских «праймериз» в 2008 г. большинство кандидатов от Демократической партии, включая Б. Обаму и Х. Клинтон, критиковали соглашение НАФТА и обещали пересмотреть его в случае прихода к власти. Впоследствии администрация Обамы отказалась от этих намерений в связи с наступлением мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., прохладного отношения к этой идее со стороны североамериканского бизнеса и публично выраженного несогласия со стороны Канады и Мексики.

Можно предположить, что дальнейшее государственно-монополистическое управление североамериканской экономической интеграцией будет происходить не путем совершенствования или пересмотра дискредитированного в глазах многих, особенно в США, соглашения НАФТА, поскольку это может потребовать новой ратификации в американском Конгрессе, где сильны протекционистские настроения, а путем движения по параллельным трекам. Причем как формальным, через заключение других (может быть, не столь крупных и противоречивых, как НАФТА) соглашений, так и неформальным, в виде создания разного рода континентальных межведомственных комиссий, рабочих групп и т.п. не только на общефедеральном, но и на региональном и даже муниципальном уровнях.

9. Перспективы экономической интеграции подразделяются на тактические и стратегические. К числу назревших мер относятся: отмена или существенная либерализация прописанных в соглашении НАФТА, но ставших обременительными для североамериканского бизнеса «правил происхождения» товаров; постепенная гармониза ция и/или взаимное признание США и Канадой регулирующих пра вил, норм и стандартов друг друга в разных секторах экономики; ликвидация или смягчение по взаимному согласию ряда других не тарифных барьеров; возможность возведения первоначально вокруг Канады и США периметра безопасности.

Стратегические перспективы, которые пока в практической повестке дня не стоят, но уже длительное время являются объектом научного анализа, сводятся к образованию между Канадой и США таможенного и/или валютного союзов.

10. Продолжающееся развитие канадо-американской интеграции чревато для Канады последствиями, выходящими за рамки двусто ронних или континентальных отношений. Вместе с отмечаемым в последние десятилетия общим ослаблением позиций этой страны в мире североамериканский крен ставит под вопрос ассоциирующийся с Канадой с послевоенного времени статус классической державы «среднего ранга», проводящей глобальную политику. Можно предположить, что во внешней и внешнеэкономической политике этой страны будут все больше проявляться черты регионального североамериканского государства, чьи интересы носят не столько глобальный - для этого у Канады не хватает ни финансовых и дипломатических ресурсов, ни экономической мотивации, ни, тем более, военного потенциала, сколько более узконаправленный характер, ограниченный участием в решении только тех международных проблем, где эта страна действительно обладает запасом знаний, позитивным опытом, авторитетом или где ее деятельность востребована США.

Список опубликованных работ
Монографии и брошюры

1.Алехин Б.И., Комкова Е.Г. Канада в мировой торговле. — М.: Наука, 1986. — 15,4 а.л. (личный вклад — 5,1 а.л.).

2.Комкова Е.Г. Канада и НАФТА. Итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. — М.: ИСКРАН, 2005. — 14,8 а.л.

3.Комкова Е.Г. Канада в процессах североамериканской экономической интеграции: теоретико-методологический аспект. — М.: ИСКРАН, 2011. — 6,0 а.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

4.Барановский К.Ю., Комкова Е.Г. Вокруг американо-канадско-мексикан-ского соглашения о свободной торговле // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 4. — 0,8 а.л. (личный вклад — 0,4 а.л.).

5.Исраелян ЕВ., Комкова Е.Г, Барановский КЮ. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научная конференция // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 4, № 5. — 2,4 а.л. (личный вклад — 0,8 а.л.).

6.Комкова Е.Г. Внешнеторговая политика в середине 90-х годов: тенденции, проблемы, перспективы // США: экономика, политика, идеология. 1996. №10. — 1,1 а.л.

7.Комкова Е.Г. Канада в 2005 г.: глобальные вызовы и возможности. Рецензия // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 2. — 0,8 а.л.

8.Комкова Е.Г. Канада после 11 сентября 2001 г. // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 4. — 1,4 а.л.

9.Комкова Е.Г. Канада на переговорах о ФТАА // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 11. — 1,8 а.л.

10.Комкова Е.Г. Канадский доллар в контексте североамериканской интеграции // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 9. - 1,8 а.л.

11.Комкова Е.Г. Канада — «торговая нация». Рецензия // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 12. — 0,4 а.л.

12.Комкова Е.Г. Канада — США: на пути к таможенному союзу? // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 5. - 1,4 а.л.

13.Комкова Е.Г. Внешняя политика Канады между прошлым и будущим. Рецензия // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 7. — 0,4 а.л.

14.Комкова Е.Г. Канадо-мексиканские отношения и НАФТА // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 9. - 1,5 а.л.

15.Комкова Е.Г. Канадо-американские отношения в поисках новой парадигмы // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 7. - 1,6 а.л.

16.Комкова Е.Г. Белая книга по внешней политике Канады. Рецензия // США ♦Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 8. — 0,7 а.л.

17.Комкова Е.Г. Секреты дипломатического успеха в Вашингтоне: канадские рецепты. Рецензия // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 9. — 0,6 а.л.

18.Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: экономические итоги десятилетия // США ♦Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 12. — 2,0 а.л.

19.Комкова Е.Г. Фактор границы в канадо-американских экономических отношениях // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 8. — 1.5 а.л.

20. Комкова Е.Г. Канадские провинции, американские штаты, трансгранич ные регионы // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 2. — 1.3 а.л.

21. Комкова Е.Г. Меняющаяся международная роль Канады: от глобализма к регионализму // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 8. — 1,2 а.л.

22.Комкова Е.Г. Новый этап канадо-американской интеграции // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 5. - 1,5 а.л.

23.Комкова Е.Г. Внешнеполитический курс Канады при правительстве С. Харпера // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 11. — 1.4 а.л.

24. Комкова Е.Г. Второе десятилетие Североамериканского соглашения о свободной торговле // Американский ежегодник. 2006. — М.: Наука, 2008. — 1.6 а.л.

25.Комкова Е.Г. О новых канадских подходах к изучению североамериканской экономической интеграции // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2009. № 8. - 1,7 а.л.

26.Комкова Е.Г. Развитие теории международной экономической интеграции в Канаде // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 6. — 1.7 а.л.

27.Комкова Е.Г. Администрация Обамы и новая повестка дня в канадо-американских отношениях // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 3. — 1,5 а.л.

28.Комкова Е.Г. Североамериканская модель интеграции // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 10. — 1,7 а.л.

Прочие публикации

29.Комкова Е.Г. Нефтяная политика Канады в 70-е годы // Американский ежегодник. — М.: Наука, 1979. — 0,7 а.л.

30.Комкова Е.Г. Внешнеторговая политика Канады: проблемы регулирования // Современные особенности государственно-монополистического регулирования: Сборник научных трудов. — М.: ИМЭМО, 1983. — 0,6 а.л.

31.Бирюкова Е.А., Комкова Е.Г. Проблемы внешней торговли и внешнеторговой политики Канады // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1983. № 90. — 0,6 а.л. (личный вклад — 0,3 а.л.)

32.Алехин Б.И., Комкова Е.Г. Ловушки «свободной торговли» // Новое время (Москва). 1986. № 27. — 0,2 а.л. (личный вклад — 0,1 а.л.)

33.Комкова Е.Г. Североамериканский общий рынок — начало пути // Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Культура. Из жизни звезд. Выпуск 1993 г. / Гл. ред. О.Н. Быков. — М.: ИМЭМО, 1993. — 0,3 а.л.

34.Комкова Е.Г. Актуальные тенденции и перспективы внешней торговли Канады // Внешняя торговля. 1996. № 7—8. — 0,9 а.л.

35.Комкова Е.Г. Внешнеэкономические аспекты политики Канады на международной арене: Изложение выступления на III международной конференции РАИК // США ♦ Канада: экономика, политика, культура. 1996. № 3. — 0,6 а.л.

36.Комкова Е.Г. Аналитические и «мозговые центры» Канады // Российские исследования о Канаде. Выпуск 1. — М.: РАИК, 1997. — 0,6 а.л.

37.Комкова Е.Г. Как делать бизнес с Канадой // Современная Канада: Справочник. — М.: Наука, 1998. — 1,5 а.л.

38.Комкова Е.Г. Внешнеэкономическая проблематика в документах основных политических партий Канады // Канадский ежегодник. Выпуск 6. — М.: РОИК, 2001. — 0,6 а.л.

39.Комкова Е.Г. Панамериканский саммит в Квебеке // Вестник РАИК. 2001. № 14. — 0,2 а.л.

40.Комкова Е.Г. Summit of the Americas: свободная торговля и демократия // Канадский паспорт. 2001. № 6 (июнь). — 0,4 а.л.

41.Комкова Е.Г, Соколов В.И. Экономический профиль Канады — 0,6 а.л. (личный вклад — 0,3 а.л.); Комкова Е.Г. Внешнеэкономическая стратегия Канады — 1,2 а.л. // Канада: взгляд из России / Отв.ред. В.И. Соколов. — М.: Ан-кил, 2002. — 1,5 а.л.

42.Комкова Е.Г. Канадская классическая политэкономия: Гарольд Иннис и Уильям Арчибальд Макинтош // Канадский ежегодник. Выпуск 7. — М., РОИК, 2002. — 0,8 а.л.

43.Комкова Е.Г. Тезисы выступления на международной конференции в Институте Латинской Америки РАН // Латинская Америка. 2002. № 3. - 0,1 а.л.

44.Дейкин А.И., Комкова Е.Г. Спорные уроки НАФТА // Мировая энергетика. 2004. № 1 (январь). — 0,4 а.л. (личный вклад — 0,2 а.л.).

45.Дейкин А.И., Комкова Е.Г. «НАФТА плюс» — «НАФТА минус»? // Мир перемен. 2005. № 1. — 1,2 а.л. (личный вклад — 0,6 а.л.).

46.Комкова Е.Г. НАФТА и политическая борьба в Канаде // Канадский ежегодник. Выпуск 9. — М.: РОИК, 2005. — 1,9 а.л.

47.Комкова Е.Г. Этапы североамериканской интеграции // Канадский ежегодник. Выпуск 10. — М.: РОИК, 2006. — 1,8 а.л.

48.Сущенко В.В., Комкова Е.Г. Учебно-методические материалы по дисциплине «Экономика региона (США, Канада)» для студентов факультета экономики и управления МосГУ по специальности «мировая экономика» — М.: Московский гуманитарный университет, 2006. — 2,1 а.л. (личный вклад — 1,0 а.л.).

49.Комкова Е.Г. Фактор границы в канадо-американских отношениях; Канадские провинции, американские штаты, трансграничные регионы в начале XXI века // Дружественный рубеж: канадо-американское приграничное сотрудничество / Под ред. А.И. Кубышкина и В.И. Соколова. — Москва, Волгоград: Издательство ВолГУ, 2007. — 2,5 а.л.

50.Комкова Е.Г. Участие Канады в НАФТА: основные итоги и перспективы // Проблемы канадоведения. Выпуск 1. — М., ИСКРАН, 2007. — 0,7 а.л.

51.Комкова Е.Г. Канадская экономическая мысль и Россия: некоторые параллели // Переосмысление Канады: кросс-культурные размышления о канадском обществе. Выпуск 4. — Волгоград: ВолГУ, 2007. — 0,5 а.л.

52.Комкова Е.Г. Внешняя политика консервативного правительства С. Хар-пера в отношении США и Мексики: итоги первого года // Канадский ежегодник. Выпуск 11. — М.: РОИК, 2007. — 0,7 а.л.

53.Комкова Е.Г. Вклад канадских экономистов в мировую науку (на примере разработки теорий международной торговли и региональной экономической интеграции) // Канадский ежегодник. Выпуск 12. — М.: РОИК, 2008. — 1,1 а.л.

54.Комкова Е.Г. Внешнеполитический курс современной Канады // Проблемы канадоведения в российских исследованиях. Выпуск 2. — Саратов: Наука, 2008. — 0,3 а.л.

55.Давыдов А.Ю., Комкова Е.Г. Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА. // Экономика США: учебник / Под ред. В.Б. Супяна. 2-е изд. — М.: Экономист, 2008. — 1,1 а.л. (личный вклад — 0,5 а.л.).

56.Комкова Е.Г. Квебек и «свободная торговля» со странами Северной и Южной Америки // Канадский ежегодник. Выпуск 13. — М.: РОИК, 2009. — 0,9 а.л.

57.Комкова Е.Г. Канада в мире // Интернет и традиционные СМИ в ме-диакультурном пространстве Канады и России: Материалы российско-канадского научно-практического семинара. — Саратов, 2—4 февраля 2010 г. — 0,6 а.л.

58.Комкова Е.Г. Североамериканская экономическая интеграция и канадский федерализм // Канадский ежегодник. Выпуск 14. — М.: РОИК, 2010. — 1,3 а.л.

59.Komkova E.G. Providing Canada´s Leadership for the FTAA Process // Canada and Russia: Transformations. Sixth RACS´ Biennial Conference. — Moscow: ISKRAN, 2001. — 0,1 а.л.

60.Komkova E.G. Beyond Free Trade: Canadian-American Economic Relations in the Post-NAFTA, Post-September 11 World // Canada in the Globalizing World. RACS´ Seventh Biennial Conference. — Moscow: ISKRAN, 2003. — 0,1 а.л.

61.Komkova E.G. Canada´s Changing International Role // Canada: Unity in Diversity. 8th Biennial Conference of the RACS. — St. Petersburg, 2005. — 0,1 а.л.

62.Komkova E.G. Security and Prosperity in a North American Context: From NAFTA to SPP to ...? // Russia and Canada: Different Continents and Common Challenges (Promoting Security and Development). 9th RACS´ Biennial International Conference. — St. Petersburg, September 25-27, 2008. — 0,1 а.л.