- Система дополнительного профессионального образования педагогов недостаточно учитывает приоритетные задачи подготовки учителя к работе в информационной образовательной среде и продолжает ориентировать его на использование традиционных педагогических технологий в обучении учащихся. Тем самым фактически не изменяется курс на подготовку учителя к использованию средств ИКТ для повышения эффективности традиционного учебного процесса, направленного, как правило, на достижение образовательных результатов во многом уже не востребованных современным обществом. Все это определяет необходимость существенного пересмотра требований к подготовке современного учителя на основе прогноза изменения содержания компонентов его профессиональной деятельности в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ.
- Методика построения учебного процесса в информационной образовательной среде, выражается в том, что учителю необходимо овладеть анализом планируемых образовательных результатов, способами подбора адекватных им видов учебной деятельности учащихся, моделированием учебной деятельности в виде совокупности учебных ситуаций и соответствующих задач, инициирующих данные ситуации. Учителю следует уметь проводить отбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, которые поддерживают и повышают эффективность этих видов деятельности. Учебный процесс в информационной образовательной среде характеризуется наличием совокупности видов учебной деятельности, использование которых определяется построением информационной образовательной среды на основе средств ИКТ. Таким образом, среди совокупности компонентов профессиональной деятельности учителя (гностический, организационный, мотивационный, проектировочный, экспертный, рефлексивный и др.) ключевое значение приобретает именно проектировочный компонент.
- Специфика профессиональной деятельности учителя в условиях работы в информационной образовательной среде определяется, в частности, тем, что сама среда имеет гибкую, изменяющуюся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий, структуру и набор средств обучения. Информационную образовательную среду, потенциально имеющуюся в распоряжении учителя, можно рассматривать как своеобразный конструктор, из элементов которого он должен создавать её варианты (версии), наиболее адекватно удовлетворяющие потребности поставленных учебных задач для каждого фрагмента осваиваемого содержания. Методическое мастерство учителя в этом случае определяется умением формировать различные версии среды в зависимости от особенностей содержания и образовательных задач освоения конкретного учебного материала.
- Эффективная подготовка учителя к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ наиболее целесообразна в условиях непрерывной системы повышения квалификации, а использование сетевого взаимодействия образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации учителей обеспечивает процесс непрерывности, являясь организационной формой подготовки учителя к современным видам профессиональной деятельности.
- Модель подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации учителей и ориентированная на подготовку педагогов к реализации современных видов профессиональной деятельности должна строиться с учётом следующего комплекса условий:
- содержание повышения квалификации педагогов формируется с учётом модульности, вариативности, направленности на достижение новых результатов профессиональной деятельности, оно также должно обеспечивать обучение педагогов работе с педагогическими инструментами информационной образовательной среды, основанной на использовании средств ИКТ;
- целенаправленное использование метода учебного проектирования в коллективно-распределенной деятельности педагогов, а также дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации учителей в условиях сетевого взаимодействия учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих повышение квалификации педагогов;
- сетевое взаимодействие образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации педагогов построено с учётом принципа интеграции, в котором есть головное учреждение повышения квалификации, осуществляющее функции координатора региональной сети, есть участники сетевого объединения (ВУЗы и СУЗы), осуществляющие повышение квалификации педагогов по предметному компоненту, а также территориальным признакам в условиях специфики региона, а также функций системы управления образованием муниципального уровня, которая выявляет спрос на профессиональные потребности учителя на местах, обеспечивает возможность посткурсовой поддержки и участвует в диссеминации педагогического опыта.
1. Чернобай Е.В. Теоретические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде: Монография. Изд-во: М. : «Сервис-Пресс», 2011 – 222 с.
2.Чернобай Е.В. Подготовка учителей к созданию электронных образовательных ресурсов. Монография. Изд-во: ГОУ Педагогическая академия. Москва.- 2009– 104 с.
3.Чернобай Е.В. Григорьева Н.А. Развитие системы дополнительного профессионального педагогического образования в России. Монография. - Изд-во: ГОУ Педагогическая академия. Москва.- 2010 – 204 с. (авт. – 9 п.л.)
4.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Методические рекомендации. М.; Изд-во: Просвещение. – 2011. – 65 с.
5.Чернобай Е.В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной образовательной среде. Методическое пособие. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 112 с.
6.Чернобай Е.В., С.М. Лесин. Концептуальные основы создания и функционирования Виртуальной академии. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. – 12 с. – 0,75 п.л. (авт. – 0,5).
7.Чернобай Е.В. Организация совместной деятельности ГОУ Педагогическая академия и кафедрального базового образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений Московской области: метод. рекомендации/ (в соавторстве). – М.: ГОУ Пед. Акад., 2011. – 24 с. – 1,5 п.л. (авт. – 0,5).
8.Чернобай Е.В. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации: Методические рекомендации для педагогов, использующих ИКТ в профессиональной деятельности – Астрахань: АИПКП, 2007. – 32 с. – 2 п.л.
9.Чернобай Е.В. Подготовка учителей гуманитарных предметов к использованию дистанционных технологий в обучении: Дидактический практикум.– Астрахань: АИПКП, 2007. – 24 с. – 1,5 п.л.
10.Чернобай Е.В. Концепция развития научной деятельности в ГОУ Педагогическая академия. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – 16 с. – 1 п.л.
Публикации в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК
11. Чернобай Е.В. Методика подготовки учителей к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде // Информатика и образование. – 2011 - №2. с. 76 – 80. – 0,3 п.л.
12.Чернобай Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды// Педагогика. – 2009 - №7. с. 78-82.
13.Чернобай Е.В. Содержание подготовки учителя к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде. - Информатика и образование. – 2011 - № 7. С.68-71.
14.Чернобай Е.В. Изменение роли, содержания и характера профессиональной деятельности учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде. - Педагогика. – 2011 - № 8. С.96-100.
15.Чернобай Е.В. Современные подходы к подготовке и повышению квалификации учителя-предметника в области использования средств информационно-коммуникационных технологий// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009 № 5. С. 3-6
16.Чернобай Е.В. Методика подготовки учителя к созданию электронных образовательных ресурсов// Информатика и образование. – 2009 - №11. с.110-111.
17.Чернобай Е.В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010 № 1, С.11-13.
18.Чернобай Е.В. Подготовка учителя к разработке электронных образовательных ресурсов в системе повышения квалификации // Педагогическая информатика. – 2010 - №3. С. 46-52. – 0,4 п.л.
19.Чернобай Е.В. Мультимедийные средства обучения историческим дисциплинам в условиях информатизации образования // Преподавание истории в школе, 2007. – № 7. – С. 43-46. – 0,25 п.л.
20.Чернобай Е.В., Зенкина С.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование, 2008.- № 7. – С. 110-111. – 0,1 п.л. (авторский вклад 50%).
21.Чернобай Е.В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ в условиях совершенствования профессиональной деятельности// Преподавание истории в школе. - 2009 - №9. С. 57-59
22.Чернобай Е.В. Подготовка учителя к созданию авторских электронных образовательных ресурсов// Народное образование – 2010.- №5. – С.75-81.
23.Чернобай Е.В. Содержание уровня готовности учителей к разработке методики использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2010-. - №1 (19), - С. 96-101
24.Чернобай Е.В., Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя// Информатика и образование. – 2010 - №4. с.3-11. (авторский вклад 25%).
25.Чернобай Е.В. Готовность современного учителя к работе в новой информационно-образовательной среде: анализ ситуации и перспективы развития// Мир науки, культуры, образования. – 2010 - № 3(22) С. 220 – 223.
26.Чернобай Е.В. Деятельность учителя истории по проектированию электронных образовательных ресурсов// Преподавание истории в школе. -2010 - №6. С. 55-56.
27.Чернобай Е.В., Баграмян Э.Р. Адаптивность системы повышения квалификации как условие эффективной подготовки современного учителя// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011.- № 3. С.52-55.
28.Чернобай Е.В. Электронные образовательные ресурсы как средство достижения новых образовательных результатов. – Профильная школа. – 2011 -№ 5. С. 16-20.
Публикации в зарубежных изданиях
29.Чернобай Е.В., Баранников А.В. Приоритетные направления развития учреждения дополнительного профессионального педагогического образования: опыт Педагогической академии последипломного образования// Імідж сучасного педагога (Украина). – 2010. - №.9 (108). С. 20-22.
30.Chernobay E.V. Preparing teachers to design educational process in the information the educational environment. Unia europejska a bezpieczenstwo polski. – Redakcja naukowa Marek J. Malinowski Stanislaw Musial. – Gdansk, 2011. - 137-142.
Статьи в других журналах, сборниках научных трудов и материалах международных, общероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях
31.Чернобай Е.В. Современные виды профессиональной деятельности учителя в условиях работы в информационной образовательной среде// Просвещение. Естественные науки, 2011. - №1. С.__
32.Чернобай Е.В. Современные подходы к использованию средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в учебном процессе// Эксперимент и инновации в школе. - 2009 - №4.- С.54-55.
33.Чернобай Е.В. Модель дистанционного учебного курса в системе подготовки учителей гуманитарных предметов к использованию дистанционных технологий обучения // Методист, 2008. - № 2. С.22-23- 0,1 п.л.
34.Чернобай Е.В. Профессионально-личностное развитие педагога// Теория и практика дополнительного образования – 2010. - № 1. С.18-19
35.Чернобай Е.В. Актуальные направления подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов на современном этапе информатизации образования// Управление образованием. – 2010. - №1. – с. 88 -93.
36.Чернобай Е.В. Информатизация образования: современные подходы к реализации процесса// Проблемы современного образования [Электронный ресурс]/ Электронное периодическое издание. Св-во Эл № ФС77-37714. С.90-96.
37.Чернобай Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды// Эксперимент и инновации в школе. - 2009 - №2.- С. 14-17
38.Чернобай Е.В. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного профессионального образования, как способ достижения новых профессиональных результатов// Вестник дополнительного образования. – 2010. – 1(1). С. 32-38.
39.Чернобай Е.В., Баграмян Э.Р. Роль современной системы повышения квалификации педагогов в подготовке педагога нового поколения// Международные научные исследования. – 2011. – №1-2. С.55-57.
40.Чернобай Е.В. Готовность современного учителя проектированию новой информационно-образовательной среде: анализ ситуации и перспективы развития// Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал, 2010, 2 (16). С. 87-92.
41.Чернобай Е.В. Государственные приоритеты в развитии образовательной политики: новые требования к подготовке современного учителя// Управление образованием. – 2010. - №5. – с. 92 -98.
42.Чернобай Е.В., Кузнецов А.А. Перспективные направления развития системы повышения квалификации учителей// Педагогическая академия. – 2010. - №1. – с.23-26.
43.Чернобай Е.В. Подготовка учителя к созданию электронных образовательных ресурсов в условиях последипломного образования// Педагогическая академия. – 2010. - №2. – с.37-39.
44.Чернобай Е.В. Модель дистанционного учебного курса в системе подготовки учителей гуманитарных предметов к использованию инновационных педагогических технологий // Открытое и дистанционное образование, 2008.- № 1 (29).- С. 13-16. – 0,25 п.л.
45.Чернобай Е.В., Будникова Г.А. Способы организации дистанционного повышения квалификации педагогов в Астраханской области// Образование в Астраханской области, 2007.- №1.– С. 101-104. – 0,25 п.л. (авторский вклад 70%).
46.Чернобай Е.В. Дистанционная методическая поддержка педагогов в системе повышения квалификации // Методическая поддержка педагогов информатизации образования: сб. статей. – М., 2007. – С. 65-70. – 0,38 п.л.
47.Чернобай Е.В., Будникова Г.А., Могилатова А.М. Способы организации единого информационного пространства школы // Новые информационные технологии в образовании: матер. всерос. VI научно-практ. конф.– М., 2006. – С. 344-347. –0,25 п.л. (авторский вклад 50%).
48.Чернобай Е.В., Будникова Г.А. Механизм дистанционного повышения квалификации педагогов в Астраханской области // Методология и методика дистанционного сопровождения практико-преобразующей деятельности педагогов в системе дополнительного профессионального педагогического образования: матер. всерос. научно-практ. конф.– М., 2006. – С. 12-15. – 0,25 п.л. (авторский вклад 70%).
49.Чернобай Е.В. Формирование готовности учителей к созданию авторских электронных образовательных ресурсов // Образование в Астраханской области, 2008. – №2 (6).– С. 66-70. – 0,3 п.л.
50.Чернобай Е.В. Учитель нового поколения: требования времени и условия развития// Педагогическая академия. – 2009. - №2. – с.4-8
51.Чернобай Е.В. Модульный подход к обучению в системе повышения квалификации педагогических кадров// Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22-23 октября 2009 г. - М.: Финансы и статистка, 2009. С. 384-388.
52.Чернобай Е.В. Современные подходы к подготовке учителей в системе повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации образования// Инновационное обеспечение образовательной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета в условиях модернизации профессионального образования: Материалы вузовской научно-практической конференции (Нижневартовск, 20 ноября 2009 года) / Отв. ред. В.И.Гребенюков. — Нижневартовск: НГГУ, 2010. — 111 с. - С. 104-109.
53.Чернобай Е.В. Новая образовательная среда и её роль в повышении качества образовательных результатов// Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22-23 октября 2009 г. - М.: Финансы и статистка, 2009. С. 333-337.
54.Чернобай Е.В. Формирование готовности учителей к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды// Методология и методика эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в образовании: Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции 15 сентября -15 декабря 2009 г., Екатеринбург, 2009, с. 128-132.
55.Чернобай Е.В. Информационно-коммуникационная образовательная среда в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников// Современная образовательная среда: материалы региональной научно-методической конференции (г. Астрахань, 17-18 марта 2010 г.). – Астрахань, 2010. С. 16-19.
56.Чернобай Е.В. К вопросу о формировании готовности будущего учителя к использованию средств информационно-коммуникационных технологий// Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010. 427 - 431 с.
57.Чернобай Е.В. Подготовка учителя к использованию электронных образовательных ресурсов для работы в условиях новой образовательной среды// Информационные ресурсы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 15-17 апреля 2010 года) / Отв. ред. Т.Б.Казиахмедов. — Нижневартовск: НГГУ, 2010. — 280 с. - С. 104-109.
58.Чернобай Е.В. Новые подходы к организации и содержанию повышения квалификации как условие успешной подготовки современного учителя/ Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 17.- М.: МАПДО, ИПК госслужбы, 2010. – 172 с. 143-147.
59.Чернобай Е.В. Новая информационная образовательная среда в системе повышения квалификации учителей/ Традиции гуманизации и гуманитаризации математического образования: сборник материалов Международной конференции, посвящённой памяти Г.В. Дорофеева – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – 176 с. С. 152-154.
60.Чернобай Е.В. Виртуальная академия как форма организации непрерывного педагогического образования/ Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28-29 июня 2010 г. Троицк.- 470 с. С. 345-347.
61.Чернобай Е.В. Дистанционное обучение педагогов в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования/ Инновации в дополнительном профессиональном образовании: потенциал образовательных технологий и проектов. Материалы международной конференции. Волгоград Изд-во ВГАПК РО, 2010. С.273-277.
62.Чернобай Е.В. Современное понимание образовательных результатов как фактор инновационного мышления педагога XXI века/ Сборник трудов 8-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» г. Санкт-Петербург, Россия 3-5 июня 2010 г., т.8 – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 652 с. С. 343-346.
63.Чернобай Е.В. Особенности комплексной подготовки учителя к созданию средств информационно-коммуникационных технологий в условиях последипломного образования. Физико-математические и компьютерные науки в образовании: Сборник научных трудов / Отв. ред. Л.Г.Кузнецова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 197 с. – С. 175-160.