- Выявлено восемь основных типов предпринимательской деятельности, которые эволюционным путем сложились в практике хозяйственной деятельности и характерны для современной рыночной экономики: фрагментированный тип; сетевая модель; промышленные округа; система финансового конгломерата; система интегрированного конгломерата; система отсеков; объединенная система; скоординированная система. Обосновано, что для каждой страны в зависимости от сложившихся формальных и не формальных институтов, методов и норм взаимодействия между различными субъектами и объектами управления государственного регулирования, ментальности, традиций и правил поведения в обществе могут складываться разные типы предпринимательской деятельности.
- Дано авторское определение и раскрыто понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях децентрализованной рыночной экономики». Определено, что государственное регулирование предпринимательской деятельности это - динамичный процесс и результат множества взаимодействий между различными субъектами и объектами регулирования, включающие институциональные формы (соединяющие звенья между регулированием социально-экономической жизни и поведением участников), режим накопления (комплекс правил, которые обеспечивают общую согласованность между производством, распределением доходов, изменением уровня спроса и макроэкономическим равновесием), методы регулирования.
- Обоснована концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности, в условиях политики эволюционной модернизации экономики РФ. Доказано, что в рамках теории кризиса понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности» предполагает создание условий для формирования комплекса институтов развития, жизнеспособность которых, определяется как изменяющаяся в конкретный исторический период комбинация компонентов, включая экономические объекты и субъекты целью деятельности, которых является, исходя из запросов потребителей, является обеспечение мобилизации ресурсов для социально-экономического развития общества.
- Определены основные этапы и стратегические направления реализации концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности: стандарты взаимодействия бизнеса и регулирующих органов государственной власти и управления; стандарты привлечения частных инвестиций; стандарты развития человеческого капитала (социальные стандарты). Выявлено, что каждый из трех этапов будет характеризоваться особой спецификой в развитии институтов государства, бизнеса и общества. Обосновано, что на первом этапе основная нагрузка ляжет на федеральные органы власти, которые должны будут инициировать начало перемен. На втором и третьем этапах развитие институтов государства, должно произойти расширение и укрепление полномочий региональных и местных органов власти и управления, что позволит инициировать и в дальнейшем реализовать различные предложения, связанные с предпринимательской деятельностью, в том числе, с использованием механизма государственно-частного партнерства.
- Выявлены факторы, влияющие на уровень предпринимательской и инвестиционной активности в экономике РФ; обеспечение предпринимательской и инвестиционной деятельности квалифицированными кадрами; создание благоприятной для предпринимателей и инвесторов административной среды; формирование на региональном уровне специальной инфраструктуры и финансовых механизмов; создание благоприятных налоговых и тарифных условий для привлечения и поддержки прямых инвестиций; стимулирование спроса на продукцию, которая производится в регионе РФ.
- Сформированы концептуальные основы реформирования налоговой системы в РФ. Раскрыто, что в условиях экономического роста и снижения уровня инфляции перенос налогообложения с косвенных налогов на прямые и имущественные налоги приведет к перераспределению налоговой нагрузки между факторами производства и территориями. Расширение налоговой базы для субъектов РФ, создаст дополнительные возможности для налогового регулирования, которое будет направленно на ускорения темпов экономического роста и проведения структурных и модернизационных преобразований в экономике.
- Обоснованы предложения по формирования предпринимательской среды и инвестиционного климата в субъектах РФ. Доказано, что в настоящее время большинство инвестиционных стратегий компаний развивается в сторону сложной интеграции, которая предполагает разделение производственного процесса на специфические области деятельности или функции и выполнение каждой из них в наиболее подходящем, конкурентном с точки зрения затрат, географическом месте. Реализация целенаправленных действий по созданию на территории РФ федеральных и региональных институтов развития, и по совершенствованию механизмов взаимодействия между различными уровнями исполнительной власти, должно создать условия для формирования на региональном уровне благоприятной финансовой, налоговой и тарифной среды для привлечения и поддержки прямых инвестиций.
- Предложены методические рекомендации по формированию региональных промышленных кластеров. Обоснованно, что работу над стратегиями по созданию и развитию региональных промышленных кластеров для привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ целесообразно проводить на основе разработки и реализации специальных программ пространственного развития территорий с использованием механизмов стратегического планирования и вести в соответствии с пошаговым порядком действий, состоящим из семи основных этапов. Разработка новых и актуализация действующих программ создания региональных промышленных кластеров должна быть направлена на выработку системы целей и альтернатив их достижении, а также формирование тактических мероприятий для достижения поставленных целей.
- Разработаны предложения по формированию новых институтов взаимодействия государства и бизнеса в субъекте РФ. Определено, что в субъектах РФ необходимо создание Экспертных советов по развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности. Порядок их работы формируется на основе Инвестиционной заявки, которая в соответствии с предложенными в работе Едиными стандартами состоит из самой Инвестиционной заявки, Бизнес-плана и Финансовой модели, которая должна предоставлять возможность вариационного управления бизнес-процессами.
1. Рвачев А.Л., Зарипов Н.А. Основы управления предприятия в сфере услуг. - М.: ТЕИС, 2007. - 180 с. - 10,5п.л. (лично автора – 8,0 п.л.).
2. Рвачев А.Л. Государственное регулирование предпринимательской деятельности – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. – 233 с. - 14,0 п.л.
3. Рвачев А.Л. Вопросы теории и практики государственного регулирования предпринимательской деятельности – М.: МАКС Пресс, 2011. – 172 с. – 10,73 п.л.
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:
4. Рвачев А.Л., Бережкова Е.П. Особенности управления сетевыми предприятиями // Креативная экономика. Российское предпринимательство, №6 Вып. 1 (92), июнь 2007. - С.52-56. - 0,3 п.л. (лично автора – 0,2 п.л.)
5. Рвачев А.Л., Бережкова Е.П. Сфера услуг в условиях рыночной экономики // Экономические науки, 2007. - № 5 (30). – С. 254-258. – 0,5 п.л. (лично автора – 0,2 п.л.)
6. Рвачев А.Л. Сфера услуг в условиях рыночной экономики // Экономические науки. – 2007. - № 05(30). – С. 254-258. - 0,5 п.л.
7. Рвачев А.Л. Особенности управления предприятиями в сфере услуг в условиях экономического кризиса //Сегодня и завтра Российской экономики, 2009. - № 26 – С.139-146. - 0,5 п.л.
8. Рвачев А.Л. Основы государственного регулирования экономической деятельности // Сегодня и завтра Российской экономики, 2010. - № 39. – С. 19-25. - 0,5 п.л.
9. Рвачев А.Л. Предпринимательская деятельность в условиях новой экономики // Сегодня и завтра Российской экономики, 2010. - № 39 – С. 29-35.- 0,5 п.л.
10. Рвачев А.Л. Иностранные инвестиции в экономике Российской Федерации // Сегодня и завтра Российской экономики, 2010 - № 47. - С.24-32 – 0,5 п.л.
11.Рвачев А.Л. Государственное регулирование формирования инвестиционного климата в субъектах РФ // Сегодня и завтра Российской экономики, 2010. - № 48. – С. 15-20. – 0,5 п.л.
12. Рвачев А.Л.Государственное регулирование инновационной активности в субъектах Российской Федерации // Экономические науки. - № 06 (79). - 2011. – С. 41-45. - 0,5 п.л.
13. Рвачев А.Л. Анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в регионах РФ // Экономические науки. - № 05 (78). - 2011. – С. 73-77. - 0,5 п.л.
14. Рвачев А.Л. Концептуальные основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях модернизации экономики РФ // Вопросы экономики и права, 2011. - № 08 (38). С. . - 0,5 п.л.
15. Рвачев А.Л. Государственное регулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику российских регионов // Вопросы экономики и права, 2011. - № 05 (35). - С. 104-107. - 0,5 п.л.
16. Рвачев А.Л., Ахинов Г.А. Функция государства по регулированию предпринимательской деятельности в условиях модернизации Российской экономики // Вопросы экономики и права, 2011. - № 07 (37).- С.59-62. - 0,5 п.л. (лично автора 0,4 п.л.).
17. Рвачев А.Л. Основные подходы к организации работы Экспертного Совета по предпринимательской и инвестиционной деятельности в субъекте РФ // Вопросы экономики и права, 2011. - № 06(36). – С. 48-52. - 0,5 п.л.
18. Рвачев А.Л. Рекомендации по формированию региональных промышленных кластеров // Ученные записки Российской Академии предпринимательства, вып. ХХVIII – М.: Российская Академия предпринимательства, Агентство Печати «Наука и образования», 2011, С. 102-108- 0,5 п.л.
19. Рвачев А.Л. Предпринимательская и инвестиционная деятельность в экономике РФ // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание: СБ. науч. трудов Вып. ХII - М.: Российская Академия предпринимательства, Агентство Печати «Наука и образования»,2011, С. 217-227. - 0,5 п.л.
Статьи в прочих журналах и сборниках:
20. Рвачев А.Л. Механизмы антикризисного управления на предприятиях сферы услуг // - М.: МАКС Пресс, 2006. - 24 с.- 1,5 п.л.
21. Рвачев А.Л. Основы антикризисного управления предприятиями в сфере услуг. // сб. научных трудов №22 Социальная сфера. Проблемы развития в современных условиях. – М.: ГОУВПО МГУС, 2006. С. 118-123. - 0,3 п.л.
22. Рвачев А.Л. Планирование деятельности предприятий сферы услуг в кризисной и предкризисной ситуации // сб. научных трудов № 23 «Социальная сфера. Проблемы развития в современных условиях» - М.: ГОУВПО МГУС, 2006. С. 128-133. - 0,5 п.л.
23. Рвачев А.Л. Организации управления финансовым оздоровлением предприятия // Экономика, управление и предпринимательство в сфере сервиса: XI международной научно-практической конференции МГУС. Сборник статей. – М.: ГОУВПО МГУС, 2006. С. 58-61. - 0,2 п.л.
24. Рвачев А.Л. Организационные экономические механизмы антикризисного управления предприятиями в сфере услуг. Автореферат, диссертация на соискание ученой степени к.э.н. - М., 2006. - 1,2 п.л.
25. Рвачев А.Л. Управление сетевыми организациями в бюджетном секторе, сферы социальных услуг // Общественный сектор в экономике: теория и практика реформ. Теория, практика, выступление: Материалы конференции. г. Москва, Экономический факультет им. М.В. Ломоносова 26 ноября 2008 г. - М.: МАКС Пресс, 2008. – С. 480-488. - 0,5п.л.
26. Рвачев А.Л., Романова Н.В. Основные тенденции в развитии социальной сферы в условиях инновационного развития в экономике // «Социальная функция государства в условиях инновационного развития экономики в России / Под ред. Г.А.Ахинова, И.Н.Мысляевой. - М.: МАКС Пресс, 2008. С. 212-220. - 0,5п.л. (лично автора - 0,4 п.л.)
27. Рвачев А.Л. Платный сектор сферы услуг в современных условиях новой экономики // Социально-экономические приоритеты развития России: Международная научно-практическая конференция 2 июня 2008. – М.: МЭФИ, 2009. – 0,5 п.л.
28. Рвачев А.Л. Организация планирования деятельности предприятий в сфере услуг // Экономика России в условиях кризиса: III Международная научно-практическая конференция 4 июня 2009. – М.: МЭФИ, 2009. С. 127-132. – 0,5 п.л.
29. Рвачев А.Л., Ахинов Г.А.Управление предприятиями и организациями в сфере услуг в условиях экономического кризиса // Инновационное развитие сферы услуг: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009. С. 121-133. – 0,5 п.л. (лично автора – 0,4 п.л.).