2. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности является психическим состоянием личности, которое характеризуется социально-экономической направленностью, ценностно-целевыми ориентациями, субъектно-деятельностными смысловыми структурами и степенью осознанности отношений к предпринимательской деятельности. Психологическая готовность к данной деятельности складывается под воздействием социально-экономических факторов и механизмов в условиях индивидуального и коллективного опыта экономической жизнедеятельности и оказывает побуждающее, направляющее, поддерживающее, контролирующее, корректирующее влияние (оперативное и стратегическое) на ее протекание.
3. Диагностику специфических психологических особенностей разноуровневой совокупности характеристик студентов, характеризующих структуру и уровень психологической готовности к предпринимательской деятельности, можно проводить посредством авторского методического комплекса, который ориентирован на выявление представлений студентов об экономических, социальных, культурных особенностях предпринимательской деятельности как социально-экономического явления, о специфических особенностях развития предпринимательства в обществе переходного типа, способности к прикладному анализу развития форм и методов предпринимательства на современном этапе развития общества. Данный комплекс позволяет выявить реалистичность и согласованность (рассогласованность) внутренних позиций субъекта на личностном, субъект-объектном и субъект-субъектном уровнях, которые достоверно отражают структурные, содержательные и процессуальные паттерны готовности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, способствуют выявлению индивидуальных и типовых характеристик психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности.
4. Эмпирический анализ совокупности паттернов психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности позволил выделить и описать необходимые для анализа структурно-содержательные компоненты:
- типы базовых видов экономической направленности личности студентов: иждивенческие; субъект-центрированные, или эгоистические; рациональные; коллективистские; социальные; альтруистичные; демонстративные; имиджевые;
- особенности ценностно-целевых ориентаций: размытость целевых ориентаций и ожидаемых результатов предпринимательской деятельности; доминирование личных интересов над коллективными и общественными; преобладание краткосрочных, оперативных целей над среднесрочными и стратегическими; низкая значимость социальных и правовых ценностей;
- субъектно-деятельностные смысловые структуры: нарушение структурной логики предпринимательской деятельности; искаженность представлений о способах, средствах и временном континууме предпринимательства; выпадение из поля сознания студентов принципа единства внутренней и внешней деятельности, а также специфики деятельностного опосредования межличностных отношений; низкая способность к предвидению и (или) преодолению нестандартных ситуаций;
- степень осознанности отношений к предпринимательской деятельности: наличие неосознанного негативного отношения к предпринимательской успешности, которая проявляется при оценке личности, деятельности и социальной значимости успешных предпринимателей;
5. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности представляет собой комплексный психолого-педагогический процесс, организованный в соответствии с логикой системного, сетевого, субъектного и ресурсного подходов, посредством структурного и содержательного развития целостной, многоуровневой системы адекватных представлений о внутренних и внешних детерминантах успешной предпринимательской деятельности в условиях трансформации современного общества. При этом развитие готовности зависит от гендерных особенностей студентов, специальности, курса обучения, удовлетворенности материальным положением, социального статуса родителей и проходит пять последовательных этапов: пассивный, при котором предпринимательская потребность не проявляется, далее последовательно активируются агрессивный, интернальный и традиционный уровни. На последнем этапе формируется предпринимательский уровень, представляющий собой высший уровень развития готовности.
Технологически процесс формирования психологической готовности нацелен на поэтапное преобразование низших уровней представлений студентов о предпринимательской деятельности в предпринимательские (высший уровень), посредством конструирования нового адекватного образа предпринимательской деятельности. Опыт успешного конструирования предпринимательской деятельности усваивается, субъективируется и становится реальной формой экономического сознания личности, формирует способность к предпринимательскому самоуправлению и саморазвитию посредством механизма согласования/рассогласования.
6. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения в вузе требует соблюдения следующих психологических условий: осознания студентами значимости учебной ситуации и ее связи с реальной предпринимательской деятельностью; уверенности студентов в безопасности частной информации об их жизненных планах и намерениях; доверительного отношения к преподавателю и уверенности в адекватной оценке авторского проекта, связанного с прогнозируемым включением в предпринимательскую деятельность; понимания студентами необходимости развития представлений о смысле и основных целях своей жизнедеятельности, отражающих общую траекторию оперативного и стратегического развития жизненного пути и соответствие задачам, связанным с предпринимательской деятельностью.
7. Психолого-педагогические технологии формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности структурно интегрируют развитие совокупности целевых, мотивационных, когнитивных и эмоциональных личностных свойств, ориентированных не на конкретную предпринимательскую проблему, а на общие стратегии предпринимательской деятельности, которые представлены в теоретической модели. Модель развития общих стратегий предпринимательской деятельности включает личностные, социальные и деятельностные структурные компоненты, отражающие целостное психологическое содержание концепции, направленной на формирование устремлений к предпринимательской деятельности, на развитие способности включаться, регулировать и поддерживать мобилизационное состояние ресурсов личности на уровне, достаточном для реализации успешной предпринимательской деятельности.
8. Программа формирования психологической готовности должна подчиняться закономерной логике психолого-педагогического воздействия: первоначально у студентов формируется представление о сущности и психологических особенностях предпринимательской деятельности; вырабатывается позитивное отношение к предпринимательской деятельности как социально и личностно значимой; осваиваются адекватные способы успешного предпринимательства в реально заданных социально-экономических условиях, что способствует зарождению и развития психологической готовности. Программа предусматривает проведение диагностики индивидуальных особенностей развития, определение субъективного вектора развития психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности, разработку перспектив ближайшего социально-экономического развития студентов. Программа включает следующие компоненты, отражающие психологические особенности успешной предпринимательской деятельности:
- когнитивный (адекватная оценка и понимание сущности предпринимательства; глубина понимания предпринимательских обязанностей и задач; позитивная оценка ее личностной и общественной значимости; понимание средств и способов достижения предпринимательских целей; осознание исторической обусловленности социально-экономических процессов);
- мотивационно-ценностный (наличие интереса к предпринимательской деятельности; потребность успешно решить предпринимательские задачи; стремление добиться предпринимательского успеха; внутренняя согласованность личностных позиций, готовность сохранять и развивать предпринимательскую деятельность, действуя в когнитивно сложных и эмоционально насыщенных ситуациях);
- операционально-деятельностный (проективное видение социально одобряемых способов и технологий достижения предпринимательских целей; умение формулировать индивидуальные цели и задачи предпринимательской деятельности).
Программа предусматривает использование образовательных технологий, основанных на теоретических, практических, консультативных и тренинговых формах воздействия на студентов, представленных в диссертационной работе.
1.Ханова З.Г. Основные направления исследования личности и деятельности предпринимателя в психологии. [Текст] / З.Г.Ханова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: ТРТУ, 2006, № 14 (69). (0,4 п.л.)
2.Ханова З.Г. Представления студентов о способах достижения материального благополучия. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник университета (Государственный университет управления). – М., 2010, № 21. (0,8 п.л.)
3.Ханова З.Г. Успешность менеджеров как фактор профессионализма. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник ДГУ. – Махачкала, 2011, № 4. (0,6 п.л.)
4.Ханова З.Г., Гаджиева С.Н. Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований. [Текст] / З.Г.Ханова, С.Н. Гаджиева // Гуманизация образования. - Сочи, 2011, № 3. (0,9 п.л.)
5.Ханова З.Г. Личность и деятельность предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Психология и психотехника. - М., 2011, №8. (0,75 п.л.)
6.Ханова З.Г. Эмпирическое изучение психологических детерминант личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности. [Текст] / З.Г.Ханова // Психология и психотехника. - М., 2011, №11. (0,85 п.л.)
7.Ханова З.Г. Акмеологические характеристики успешного предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник Донского государственного технического университета. – Ростов н/ Д., 2011, №8. (0,8 п.л.)
8.Ханова З.Г. Диагностика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник университета (Государственный университет управления). – М., 2011. (0,9 п.л.)
9.Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова // Гуманизация образования. – Сочи, 2011. (0,8 п.л.)
10.Ханова З.Г., Китова Д.А. Психологическая готовность к экономической самореализации как предмет психологического исследования. [Текст] / З.Г.Ханова, Д.А. Китова // Вестник ДГУ. – Махачкала, 2011, № 6. (0,7 п.л.)
11.Ханова З.Г. Определение успешности предпринимательской деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник Университета РАО. – М., 2011, №4 (0,4 п.л.)
Монографии:
12.Ханова З.Г. Психология личности успешного предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова Монография. М.: Спутник+, 2009. - 236с. (14,75 п.л.)
13.Ханова З.Г. От внутриличностной конфликтности к внутриличностной устойчивости: коллективная монография. [Текст] / З.Г.Ханова, Э.Г.Исаева, А.Р.Мусалаева. М.: Спутник+, 2010. – 232с. (14,5 п.л.)
14.Ханова З.Г. Диагностика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: коллективная монография. [Текст] / З.Г.Ханова, Д.А.Китова, А.К.Кубанова, П.И.Гочияева, А.М.Шаков, Т.М.Узденов. Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2011. – 245 (15,3 п.л.)
15.Ханова З.Г. Формирование психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: предикторы и технологии. [Текст] / З.Г.Ханова Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2011. – 260с. (16,3 п.л.)
Статьи
16.Ханова З.Г. Работа с субличностями как фактор профилактики социальной напряженности. [Текст] / З.Г.Ханова // Психологические проблемы профилактики экстремизма в Российском обществе: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2002. (0,3 п.л.)
17.Ханова З.Г. Влияние внутриличностной устойчивости на стратегии поведения предпринимателей в кризисных ситуациях. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник ДНЦ РАО. Вып. 4. - Махачкала: Юпитер, 2002. (0,4 п.л.)
18.Ханова З.Г. Коммуникативная компетентность предпринимателя как фактор карьерной успешности предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Психология общения: социокультурный анализ: материалы международной конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2003. (0,25 п.л.)
19.Ханова З.Г. Отношение к материальному самообеспечению предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Личностная парадигма образования и проблемы развивающего обучения: материалы международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2003. (0,5 п.л.)
20.Ханова З.Г. Детерминанты успешности личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник ДНЦ РАО. Вып. 3.- Махачкала: Юпитер, 2003.(0,4 п.л.)
21.Ханова З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях как предмет научной рефлексии. [Текст] / З.Г.Ханова // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона: тезисы докладов Х1 Годичного собрания Южного отделения РАО. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004.- Часть 3. (0,2 п.л.)
22.Ханова З.Г. Методы исследования стратегий совладания успешных предпринимателей с кризисными ситуациями. [Текст] / З.Г.Ханова // Личность и бытие: субъективный подход: материалы второй всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2004. (0,3 п.л.)
23.Ханова З.Г. Особенности совладания успешных предпринимателей с кризисными ситуациями, обусловленные спецификой их деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова // Личность и бытие: субъективный подход: материалы второй всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2004. (0,6 п.л.)
24.Ханова З.Г. Совладания с кризисными ситуациями как фактор успешности предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования в России: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Сочи, 2004. (0,2 п.л.)
25.Ханова З.Г. Личностные характеристики успешных предпринимателей. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник ДНЦ РАО. Вып. 3.- Махачкала: Юпитер, 2004. (0,3 п.л.)
26.Ханова З.Г. Психологическая готовность личности к материальному самообеспечению. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник ДНЦ РАО. Вып. 2.- Махачкала: Юпитер, 2005. (0,4 п.л.)
27.Ханова З.Г. Психические особенности высоко успешных предпринимателей. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник молодых ученых Дагестана. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005, №3 (0,35 п.л.)
28.Ханова З.Г. Сравнительная характеристика психических особенностей предпринимателей с разным уровнем успешности. [Текст] / З.Г.Ханова // Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы IX региональной научно-практической конференции. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. (0,4 п.л.)
29.Ханова З.Г. Психологические особенности поведения человека в кризисных ситуациях: методическое пособие [Текст] / З.Г.Ханова.- Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. (3,2 п.л.)
30.Ханова З.Г. Стратегии успешных предпринимателей в кризисных ситуациях. [Текст] / З.Г.Ханова // Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы XI региональной научно-практической конференции. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. (0,35 п.л.)
31.Ханова З.Г. Формирование мировоззрения личности молодого предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. (0,3 п.л.)
32.Ханова З.Г. Психологические особенности толерантного поведения человека в кризисных ситуациях. [Текст] / З.Г.Ханова // Воспитание толерантного поведения в поликультурной молодежной среде: материалы докладов и сообщений участников межвузовской студенческой научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. (0,3 п.л.)
33.Ханова З.Г. Взаимосвязь личностного самоопределения и профессиональной успешности предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Региональный вестник молодых ученых. – М.:ИЦ СМУР «Academy» №2, 2006. (0,4)
34.Ханова З.Г. Отношение предпринимателя к деятельности как значимая детерминанта ее успешности. [Текст] / З.Г.Ханова // Актуальные проблемы науки и образования: материалы IV международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 4-6 октября 2007. (0,6 п.л.)
35.Ханова З.Г. Психология предпринимательства как развивающаяся область психологического знания. [Текст] / З.Г.Ханова // Опыт и проблемы современной практической психологии: Дагестан – Россия: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. - 230с. (0,25 п.л.)
36.Ханова З.Г. Характеристики эмоциональных состояний предпринимателей в экстремальных условиях экономической деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова // Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007. – 224с. (0,3 п.л.)
37.Ханова З.Г. Этико-психологические основы мастерства предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Вестник молодых ученых. – Махачкала, Наука+, 2007. (0,35)
38.Ханова З.Г. Психологические факторы предпринимательского успеха. [Текст] / З.Г.Ханова // Региональный вестник молодых ученых. – М.:ИЦ СМУР «Academy» 2007, №1. (0,4 п.л.)
39.Ханова З.Г. Психология нравственности экономического поведения личности. [Текст] / З.Г.Ханова // Психологическая служба в системе образования: материалы международной научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. (0,35 п.л.)
40.Ханова З.Г. Становление предпринимательства в России: методическое пособие. [Текст] / З.Г.Ханова . - Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2008.(5,2 п.л.)
41.Ханова З.Г., Гасанов К.З., Меджидова К.О. Защитные механизмы личности: методические рекомендации. [Текст] / З.Г.Ханова, К.З.Гасанов, К.О. Меджидова -. Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2008.(3 п.л.)
42.Ханова З.Г. Становление предпринимательства в России: методическое пособие. [Текст] / З.Г.Ханова // Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2008. (5,2 п.л.)
43.Ханова З.Г. Социально-психологический анализ становления предпринимательства. [Текст] / З.Г.Ханова // Региональный вестник молодых ученых. – М.:ИЦ СМУР «Academy» №4, 2008. (0,4 п.л.)
44.Ханова З.Г. Исследование личности предпринимателя в психологии. [Текст] / З.Г.Ханова // Проблемы гуманитарного образования. Вып. XV. - Издательство ДГУ, 2009. – 68с. (0,35 п.л.)
45.Ханова З.Г., Идрисова М.М. Многоуровневая система в образовании в свете реализации болонского соглашения: проблемы и пути решения. [Текст] / З.Г.Ханова, М.М.Идрисова // Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы XIV региональной научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009. – 232с.(0,6 п.л.)
46.Ханова З.Г. Исторические предпосылки возникновения и развития экономической психологии в России. [Текст] / З.Г.Ханова // Современные гуманитарные исследования. - М.: Спутник+ , 2009. №3(28). (0,45 п.л.)
47.Ханова З.Г. Психологическая диагностика готовности студентов к предпринимательской деятельности: учебное пособие. [Текст] / З.Г.Ханова. -Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2009. (3 п.л.)
48.Ханова З.Г. Психологическая диагностика готовности студентов к предпринимательской деятельности: методическое пособие [Текст] / З.Г.Ханова. Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2009. (3 п.л.)
49.Ханова З.Г., Гасанов К.З. Организационная психология: методическое пособие [Текст] / З.Г.Ханова, К.З.Гасанов. - Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2009. (4,25 п.л.)
50.Ханова З.Г. Формирование предпринимательской культуры студентов. [Текст] / З.Г.Ханова // Региональный вестник молодых ученых. – М.:ИЦ СМУР «Academy» 2009, №2. (0,5 п.л.)
51.Ханова З.Г., Казиева Н.Н. Изучение поведения человека в кризисных ситуациях и стратегии совладания с ними. [Текст] / З.Г.Ханова, Н.Н.Казиева // Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы XV региональной научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010. – 332с.(0,65п.л.)
52.Ханова З.Г. Взаимосвязь социальной адаптации и эмоциональной устойчивости. [Текст] / З.Г.Ханова // Обеспечение психологической безопасности в экстремальных ситуациях: материалы международной научно-практической конференции. - Махачкала: ДГУ, 2010. – 520с. (0,3 п.л.)
53.Ханова З.Г., Казиева Н.Н. Конфликтология: учебное пособие. [Текст] / З.Г.Ханова, Н.Н.Казиева. - М.: Спутник+, 2010. – 87с. (5.5 п.л.)
54.Ханова З.Г. Влияние внутриличностной устойчивости на стратегии поведения предпринимателей в кризисных ситуациях. [Текст] / З.Г.Ханова // Вопросы гуманитарных наук. – М., 2010. (0,45п.л.)
55.Ханова З.Г. Психологические аспекты поведения предпринимателя в кризисных ситуациях. [Текст] / З.Г.Ханова // Современные гуманитарные исследования. – М., 2010. (0,4 п.л.)
56.Ханова З.Г., Муртузалиева А.М. Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России. [Текст] / З.Г.Ханова, А.М.Муртузалиева // Психология в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ДГУ,2010. (0,6 п.л.)
57.Ханова З.Г. Психолого-педагогическая характеристика формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: учебно- методическое пособие. [Текст] / З.Г.Ханова // Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2010. (3 п.л.)
58.Ханова З.Г. Управление психологическим стрессом. [Текст] / З.Г.Ханова // Современные информационные технологии работы с молодежью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация: материалы международной научно-практической конференции. Том 2– М.: Парнас, 2010. – 428с.(0,6 п.л.)
59.Ханова З.Г., Меджидова К.О. Связь активности человека с его личностью. [Текст] / З.Г.Ханова, К.О.Меджидова // Проблемы гуманитарного образования: материалы XVII региональной научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. – 69с. (0,6 п.л.)
60.Ханова З.Г. Психолого-педагогическая характеристика формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности: методическое пособие [Текст] / З.Г.Ханова. - Махачкала: ИВЦ ДГУ, 2010. (3 п.л.)
61.Ханова З.Г., А.У.Каниев. Психологические основы формирования безопасной личности в процессе обучения в вузе. [Текст] / З.Г.Ханова, А.У.Каниев. // Модернизация науки и образования: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ИП Очинников, 2011. – 470с. (0,6 п.л.)
62.Ханова З.Г. Стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков. [Текст] / З.Г.Ханова // Модернизация науки и образования: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ИП Очинников, 2011. – 470с. (0,35 п.л.)
63.Ханова З.Г. Формирование личностных качеств предпринимателя. [Текст] / З.Г.Ханова // Гуманитарные науки: новые технологии образования: материалы XVI региональной научно-практической конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011. – 358с. (0,4 п.л.)
64.Ханова З.Г., Дышеков Б.Н. Анализ психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова, Б.Н. Дышеков // Полиэтническое образовательное пространство в условиях глобализации: материалы I научного симпозиума АРНЦ ЮО РАО (ДГТУ). – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2011. - 300с. (0,56 п.л.)
65.Ханова З.Г., Токов Р.Х. Предикторы психологической готовности студентов вуза к предпринимательской деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова, Р.Х. Токов. // Известия СКГГТА. Вып. 2. -Черкесск: Издательство Сев-КавГГТА, 2011. (0,5 п.л.)
66.Ханова З.Г., Китова Д.А. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности как проблема социальной практики. [Текст] / З.Г.Ханова, Д.А. Китова // Полиэтническое образовательное пространство в условиях глобализации: материалы I научного симпозиума АРНЦ ЮО РАО (ДГТУ). – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2011. 300с. (0,56 п.л.)
67.Ханова З.Г., Дышеков Б.Н. Психологическая готовность студентов к предпринимательской деятельности как проблема современной науки и практики. [Текст] / З.Г.Ханова, Б.Н. Дышеков // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. Вып. 4. - Черкесск: КЧГУ, 2011. (0,5 п.л.)
68.Ханова З.Г. Гуманистическая парадигма развития предпринимательства. [Текст] / З.Г.Ханова // Личность как субъект инноваций. Вып. 2. – Чебоксары: НИИ, 2011. (0,37 п.л.)
69.Ханова З.Г., Казиева Н.Н. Психологические детерминанты развития представлений о безопасности у старших школьников. [Текст] / З.Г.Ханова, Н.Н. Казиева // Личность как субъект инноваций. Вып. 2. – Чебоксары: НИИ, 2011. (0,6 п.л.)
70.Ханова З.Г. Модель индивидуального консультирования предпринимателя по вопросам выбора кадровых стратегий. [Текст] / З.Г.Ханова // Полиэтническое образовательное пространство в условиях глобализации: материалы II научного симпозиума АРНЦ ЮО РАО (ДГТУ). – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2011. - 200с. (0,68 п.л.)
71.Ханова З.Г. Рефлексия личной безопасности в экстремальных ситуациях. [Текст] / З.Г.Ханова // Полиэтническое образовательное пространство в условиях глобализации: материалы II научного симпозиума АРНЦ ЮО РАО (ДГТУ). – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2011.- 200с. (0,37 п.л.)
72.Ханова З.Г. Психологические особенности подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. [Текст] / З.Г.Ханова // Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность: материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.: УРАО, 2011. (0,5 п.л.)
73.Ханова З.Г. Диагностика психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности. [Текст] / З.Г.Ханова // Вопросы гуманитарных наук. – М., 2011. (0,37 п.л.)
74.Ханова З.Г. Психология предпринимательства: история зарождения и развития предпринимательской деятельности в России. [Текст] / З.Г.Ханова // Современные гуманитарные исследования. – М., 2011. (0,5п.л.)
75.Ханова З.Г. Предприимчивость личности: экономические, психологические и педагогические аспекты. [Текст] / З.Г.Ханова // Региональный вестник молодых ученых. – М.:ИЦ СМУР «Academy» . – 2011, №2 (22). (0,3п.л.)
76.Ханова З.Г. Предпринимательская деятельность в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия. [Текст] / З.Г.Ханова // Региональный вестник молодых ученых. – М.:ИЦ СМУР «Academy». – 2011, №4 (22) (0,6 п.л.)