Научная тема: «ПОЭТИКА ДИАЛОГА И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ПРОЗЕ А.С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В русской литературе 1820-1830-х годов намечается аналитический подход к осмыслению проблем общения, идет поиск форм достоверного изображения речевого поведения человека. Наиболее значимыми проблемами, связанными со сферой коммуникации, стали проблема невыразимого, отзыва (отклика), воздействия слова (в том числе и поэтического) на человека и общество и др. Мысль о невозможности полностью выразить свой внутренний мир в слове становится центральной в произведениях разных жанров. Естественность, жизнеподобие речевого поведения героев начинают осознаваться как художественное достоинство произведения, формируется принцип «речевой жизненности» (Ю.Н. Тынянов) персонажей. В романтической прозе сохранялась формульность, условность речевых действий героев, их принципиальный монологизм, но вместе с тем воспроизводились разнообразные диалогические ситуации, формировались новые подходы к изображению массовых сцен, в которых было показано взаимодействие оратора и толпы и даны образцы народного красноречия. Диалог стал основной формой выражения идей в философской прозе.

2. В произведениях Пушкина и Лермонтова коммуникативная ситуация часто становится толчком к развитию действия, а потому общение становится предметом изображения. Так как человек показан в сложных отношениях с другим человеком, обществом, то и его речевое поведение, при наличии доминирующих свойств, обусловленных индивидуальным складом личности, становится вариативным, неформульным. Писатели воспроизводят разнообразные коммуникативные ситуации, вскрывают механизм манипуляции поведением человека, осуществляют поиск форм передачи процесса общения, разрабатывают оригинальную технику диалога. В произведениях Пушкина общение характеризуется открытостью, отсутствием преград, барьеров. Собеседники слышат друг друга, воспринимают позицию другого, даже если не принимают ее для себя. В произведениях Лермонтова общение перестает быть средством связи между людьми, утрачивает свою прямую функцию.

3. Диалогические отношения, изображаемые в произведениях Пушкина и Лермонтова, вырастают из жизни, обусловлены теми процессами, которые происходят в обществе, во внутреннем мире человека. Главным принципом становится естественность, психологическая достоверность, жизнеподобие.

В прозе Пушкина и Лермонтова не столько воспроизводятся разговоры героев в форме диалогов, сколько воссоздаются коммуникативные ситуации. При этом писатели опираются на типичные, узнаваемые коммуникативные модели (путевой диалог, светский разговор, любовное объяснение, дружескую беседу и др.). А так как из диалога выпускаются лишние детали, которые читатель способен легко досоздать в своем воображении, он становится лаконичным, динамичным.

4. Для диалога характерна многоплановость. Однако у Пушкина и Лермонтова многоплановость имеет разную природу.

У Пушкина многоплановость диалога - это множество смыслов, каждый из которых проясняется по мере развития действия, когда появляется «ключ», позволяющий пересмотреть возможный смысл диалога. При этом новый смысл не отвергает предыдущий, а углубляет его. Так даже бытовой, случайный, проходящий разговор становится многомерным, стереоскопичным.

У Лермонтова многоплановость состоит в том, что возникает скрытый (подтекстовый) диалог. В нем можно вычленить произносимое и подразумеваемое. Он часто строится как словесная игра, психологический поединок. Скрытый диалог не прекращается с окончанием реального разговора героев.

5. В произведениях Пушкина и Лермонтова усложняется структура диалога. Теперь диалог воссоздается не только в форме обмена репликами, но и как чередование прямой и косвенной речи, реплики одного героя - с переданным повествователем содержанием ответной реплики. Часто писатель только намечает общее направление разговора, который должен додумать (восстановить) читатель. Нередко дается аналитическое описание диалога, однако сцена воспринимается как диалогическая, потому что речь повествователя «вбирает» в себя голоса героев, передает их интонации, характерные для них словесные обороты.

6. Границы диалога не совпадают с диалогической ситуацией. Общение не заканчивается с окончанием разговора, поэтому между диалогами возникает внутренняя взаимосвязь. Особое значение приобретают диалогические отношения, которые возникают «поверх» разговоров героев.

7. Анализ образов героев в свете коммуникации позволяет осознать их не только как социальные, но и как психологические типы. Речевое поведение - это прежде всего реализуемые героями стратегии общения, выбор которых обусловлен их ценностными ориентациями, внутренним складом, положением в обществе, принятыми нормами. У Пушкина значимую роль играет ситуация выбора между «речью правдивой» и «речью лукавой». Диалогические сцены часто строятся на разрушении ожидаемого героем сценария разговора. Герои Лермонтова, испытывают потребность в подлинном общении, но в реальности лишены его: они ведут словесные поединки, интеллектуальные дуэли, в такой ситуации даже дружеское общение утрачивает идею равноправия.

8. Наиболее продуктивными в прозе Пушкина и Лермонтова стали следующие ситуации общения: застольной беседы, первой встречи, любовного объяснения, дружеской беседы, путевого диалога, разговора за карточным столом, «мазурочной болтовни», светского разговора. Они обусловлены местом, где происходит диалог (игорная, бальная зала, светская гостиная, дорога и т.д.), имеют свою логику развития. Однако и Пушкин, и Лермонтов редко используют их в «чистом» виде. Они получают новое наполнение, развиваются вопреки ожиданиям героев и читателя.

Список опубликованных работ
I. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Юхнова И.С. Особенности светского общения в «Княгине Лиговской» Лермонтова // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия «Филология». Вып. 1 (2). Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. С. 28-33.

2. Юхнова И.С. Поэтика философской прозы В.Ф. Одоевского // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Вып. 1 (3). Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 2001. С. 86-89.

3. Юхнова И.С. Рефлексия в романе Лермонтова "Герой нашего времени" // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Вып. 4. Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 2003. С. 11-14.

4. Юхнова И.С. Исповедь в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Вып. 1 (5). Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 2004. С.12-16.

5. Юхнова И.С. Диалог в структуре повестей А.А. Бестужева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Вып. 1 (6). Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 2005. С. 28-33.

6. Юхнова И.С. Принципы речевого портретирования в повести Н.Ф. Павлова «Ятаган» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Вып. 1 (7). Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. С. 78-82.

7. Юхнова И.С. Диалог с читателем в «Княгине Лиговской» М.Ю. Лермонтова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008, № 4. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С. 214-216.

8. Юхнова И.С. Функция фоновых деталей в ситуациях общения в «Княгине Лиговской» М.Ю. Лермонтова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008, №5. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С. 296–298.

9. Юхнова И.С. Образ странствующего офицера в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009, №1. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С. 282–287.

10. Юхнова И.С. Общение и диалог в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, №4 (1). С. С. 320-325.

11. Юхнова И.С. Процесс общения как литературоведческая проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, №4 (1). С. 1000-1002.

12. Юхнова И.С. Князь Верейский как речевой тип (роман А.С. Пушкина «Дубровский») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, №2 (1). С. 329-332.

13. Юхнова И.С. Роман А.С. Пушкина «Дубровский»: любовная интрига в свете проблемы общения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, №3 (1). С. 321-324.

14. Юхнова И.С. Образ Швабрина: особенности речевого поведения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011, №2 (2). С. 114-117.

II. Монография

15. Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. 219 с.

III. Статьи, опубликованные в других изданиях

16. Юхнова И.С. Эффект «болтовни» в диалоге «Пиковой дамы» Пушкина // Русское слово в языке и речи. Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. С. 367-370.

17. Юхнова И.С. Мир семьи в творчестве Лермонтова // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001. С. 257-258.

18. Юхнова И.С. Баллада «Лесной царь» в контексте повести Лермонтова «Штосс» // Грехнёвские чтения. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. С.72-77.

19. Юхнова И.С. Двоемирие в «Штоссе» М.Ю. Лермонтова // Дергачевские чтения-2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Ч.1. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. С.261-264.

20. Юхнова И.С. К вопросу о полемике А.С. Пушкина с А.А. Бестужевым-Марлинским (Поэтика диалога) // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Серия «Образование». Вып. 2 (6). Актуальные проблемы образования. Наука и просвещение. Ульяновск: УлГУ, 2001. С.157-160.

21. Юхнова И.С. Способы изображения события в «Герое нашего времени» // Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. С.262-264.

22. Юхнова И.С. Особенности речевого самовыражения персонажей в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века. Ульяновск, 2002. С. 170-173.

23. Юхнова И.С. Композиционное своеобразие прозы В.Ф. Одоевского // Эстетические и лингвистические аспекты анализа текста и речи. В 3-х т. Т.1. Соликамск: Изд-во СПГИ, 2002. С. 225-229.

24. Юхнова И.С. Лирическое в «Герое нашего времени» Лермонтова // Поэтика художественного произведения. Курган: Изд-во КГУ, 2002. С. 70-75.

25. Юхнова И.С. Словесные игры в "Герое нашего времени" Лермонтова // Русский язык и региональная языковая культура: история и современность. Ставрополь: СГУ, 2003. С.213-215.

26. Юхнова И.С. Рассказ В.Ф. Одоевского «Новый год»: художественное осмысление судьбы любомудров // Северо-Кавказские чтения. История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. Вып. 4. Актуальные проблемы литературоведения. Ростов-на-Дону, 2003. С.116-118.

27. Юхнова И.С. «Память сердца» и «память рассудка» в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. Киров, 2003. С. 17-21.

28. Юхнова И.С. Принципы повествования в романе А.Ф. Вельтмана «Странник» // Художественный текст и культура. Владимир: ВГПУ, 2004. С.110-116.

29. Юхнова И.С. Культура общения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Художественный текст: варианты интерпретации. Вып.9. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. С.394-398.

30. Юхнова И.С. Семантика молчания в прозе Лермонтова // Лермонтовский выпуск. №7. Пенза, 2004. С.125-132.

31.Юхнова И.С. О некоторых принципах речевого портретирования в прозе А.С. Пушкина // Болдинские чтения. Нижний Новгород: изд-во «Вектор-ТиС», 2005. С. 108-113.

32. Юхнова И.С. Народно-патриархальное сознание в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Литература в движении эпох. Элиста: Изд-во КГУ, 2006. С. 44-48.

33. Юхнова И.С. Разговор авгуров в романе "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова // Experimenta lucifera. Вып. 3. Нижний Новгород, 2006. С. 92-95.

34. Юхнова И.С. Татьяна Ларина в контексте проблемы общения // Грехнёвские чтения. Вып. 4. Нижний Новгород, 2007. С. 10-14.

35. Юхнова И.С. «Чужое: мое сокровище» Батюшкова как художественное явление // Пушкинские чтения – 2007. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. С. 26-31.

36. Юхнова И.С. Античный контекст в романе «Герой нашего времени» // Проблемы утраты и возрождения традиционной и классической культуры на фоне развития цивилизации. Вклад Н.А. Добролюбова и современников в видение этой темы. Нижний Новгород, 2007. С. 96-100.

37. Юхнова И.С. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в свете проблемы общения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008, №1. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С. 206-210.

38. Юхнова И.С. Принципы общения и поэтика диалога в "Герое нашего времени" // Грехнёвские чтения. Вып. 5. Нижний Новгород: Изд. Ю.А. Николаев, 2008. С. 52-59.

39. Юхнова И.С. Провинциальный мир в контексте проблемы общения // Болдинские чтения. Нижний Новгород: Изд-во «Вектор ТиС», 2008. С. 328-341.

40. Юхнова И.С. Козьма Минин в романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский» // Нижегородский текст русской словесности. Нижний Новгород: НГПУ, 2009. С. 139-143.

41. Юхнова И.С. О некоторых функциях диалога в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Грехнёвские чтения: Словесный образ и литературное произведение. Вып. 6. Нижний Новгород: «Книги», 2010. С. 29-34.

42. Юхнова И.С. Характерологическая функция диалога в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Болдинские чтения – 2010. Саранск, 2010. С. 119-123.

43. Юхнова И.С. Коммуникативная проблематика в прозе М.Ю. Лермонтова // Лермонтовские чтения – 2010. СПб.: «Лики России», 2011. С. 32-38.