Методологическое обоснование религиозной (православной) педагогической культуры определяют следующие исходные положения:
- историко-педагогические положения о развитии мирового образовательного пространства в контексте культуры; о возникновении и оформлении разнообразных видов педагогической культуры в связи с взаимодействием образования с различными типами культуры;
- культурологические положения о существовании религиозного типа культуры, характеризуемого наличием священной (сакральной) составляющей; о порождении каждой религиозной культурой специфических образовательных традиций, передающих опыт социокультурной практики и духовной жизни.
2. Структурными компонентами православной педагогической культуры, обеспечивающими целостность ее концептуально-теоретического представления и научного анализа, являются: мировоззренческий, категориально-понятийный, функциональный, организационно-педагогический, включающий описание принципов организации педагогической деятельности, ее содержания, методов и средств.
3. Православная антропология выступает в роли мировоззренческого компонента православной педагогической культуры, детерминирует интерпретацию основных педагогических категорий и особенности организации педагогической деятельности. Представления православной антропологии о человеке как образе и подобии Божием, его телесной, душевной и духовной жизни, о первичности опыта богообщения личности, ее экзистенциальной вовлеченности и сотериологической устремленности обусловливают:
- нацеленность педагогической деятельности на спасение и нравственное назидание личности, трехсторонний характер воспитания (воспитание человека Богом, самовоспитание, воздействие на человека других людей) и другодоминантность его ориентации (служение Богу и человеку), приоритетность религиозно-нравственного воспитания, уровни и соответствующие им средства его организации: сакральный, передающийся «невербализуемым» знанием путем предоставления воспитаннику возможности приобретать личный опыт христианской жизни в семье или в церковной общине, участвовать в богослужениях и церковных таинствах; знаниевый, допускающий вербализованное педагогическое воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности путем религиозного просвещения воспитанника; нравственно-ориентированный, предполагающий развитие эмоциональной сферы воспитанника и включающий его в социально-милосердную деятельность;
- направленность организации педагогической деятельности принципами: христоцентричности; воцерковления; воспитания к свободе; принятия ребенка как образа и подобия Божьего; воспитания индивидуальности; сочетания иерархичного и всестороннего развития личности; личного примера и согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы; послушания; раскрытия православия как радостной полноты жизни во Христе; культуросообразности.
4. Специфика теоретического знания в области православной педагогической культуры заключается в одновременном существовании двух взаимодополняющих и взаимовлияющих направлений педагогической мысли - церковно-педагогического, представленного святоотеческими трудами, и научно-педагогического знания, общей теоретико-методологической основой которых выступает теологическое учение, включающее православную антропологию.
Динамика теоретической мысли в области православной педагогической культуры в России связана с последовательным появлением предпосылок ее институирования в современное научно-педагогическое знание: древнерусской учительной литературы, содержащей библейские элементы и заимствования из сочинений святых отцов Восточной церкви (сборники поучений, летописи, жития святых); святоотеческих трудов лиц духовного звания, опирающихся на Священное Писание и опыт, в том числе личный, организации духовной жизни; антропологических и культурологических концепций русских религиозных философов, сформировавшихся на основе святоотеческой мысли; педагогических идей и теорий архиеп. Евсевия (Орлинского), Н.И. Ильминского, К.П. Победоносцева, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, сщмч. Фаддея (Успенского) и др., вобравших новозаветные идеалы, святоотеческие идеи и религиозно-философское знание; православно-педагогической парадигмы теории воспитания в среде русского зарубежья.
5. В результате исторического взаимодействия Русской православной церкви, семьи и отечественной системы образования сложились следующие инвариантные характеристики православной педагогической культуры как сферы профессиональной деятельности в России: нацеленность обучения на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности; синтез «веры и знания» в содержании обучения; организация воспитания и обучения как целенаправленного способа интериоризации ценностей православного вероучения и культуры; взаимосвязанность и взаимодополняемость воспитательного воздействия педагога и священника (духовно-педагогическое наставничество); ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.
6. Современный ренессанс православной педагогической культуры в России характеризуется духовно-просветительским, социально-культурным и научно-методическим направлениями интеграции в социокультурное пространство России. Значение для общественной жизни современной России православной педагогической культуры определяется ее функциями:
- теоретическими: изучение, описание и объяснение имеющегося педагогического опыта взаимодействия Церкви, семьи и образовательных учреждений; исследование, диагностика состояния и прогнозирование педагогических явлений в области православной культуры, эффективности деятельности педагога, действующего в рамках данной культуры;
- практическими: обеспечение трансляции ценностей православного вероучения и культуры в социально-педагогическую сферу; проектирование и разработка учебно-методических материалов для педагогической деятельности в контексте православной педагогической культуры; преобразование образовательной практики путем интеграции достижений научных исследований и традиций православной педагогической культуры; оценка и коррекция практики.
1. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2007. — 237 с. — (15 п.л.).
2. Дивногорцева, С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2010. — 261 с. — (16,5 п.л.).
3. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культура в России: историко-теоретический анализ / С.Ю. Дивногорцева. — Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. — 394 с. — (17,3 п.л.).
Статьи в журналах, рекомендованных экспертным советом ВАК России
4. Дивногорцева, С.Ю. Культуросообразность православного воспитания / С.Ю. Дивногорцева // Педагогика. — 2009. — № 1. — С. 30–37 (0,7 п.л.).
5. Дивногорцева, С.Ю. Философско-историческое обоснование идеалов воспитания в трудах славянофилов / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — № 4. — С. 11–15 (0,45 п.л.).
6. Дивногорцева, С.Ю. Взаимодействие культуры и религии в системе современного высшего образования / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — № 5. — С. 6–11 (0,7 п.л.).
7. Дивногорцева, С.Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2010. № 1 (16). — С. 31–40 (0,7 п.л.).
8. Дивногорцева, С.Ю. Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2010. — № 2 (17). — С. 42–49 (0,45 п.л.).
9. Дивногорцева, С.Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX–XX веков / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2010. — № 4 (19). — С. 70–81 (0,75 п.л.).
10. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культура русских монастырей / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 7. — С. 7–11 (0,55 п.л.).
11. Дивногорцева, С.Ю. Педагогическая культура современной православной семьи / С.Ю. Дивногорцева // Образование. Наука. Научные кадры. — 2010. — № 4. — С. 163–167 (0,3 п.л.).
12. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской Православной Церкви / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 11. — С. 7–11 (0,55 п.л.).
13. Дивногорцева, С.Ю. Отеческое поучение как фактор семейного воспитания в православной педагогической культуре / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2011. — № 1. — С. 96–105 (0,75 п.л.).
14. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культура России / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2011. — № 1 (20). — С. 71–80 (0,7 п.л.).
15. Дивногорцева, С.Ю. Проблемы воспитания, дисциплины и свободы личности в свете православной педагогики / С.Ю. Дивногорцева // Образование. Наука. Научные кадры. — 2011. — № 2. — С. 141–145 (0,5 п.л.).
16. Дивногорцева, С.Ю. Наследие русского зарубежья: религиозная педагогика протоиерея В. Зеньковского и педагогика культуры С.И. Гессена / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Педагогика. Психология. — 2011. — № 2 (21). — С. 68–75 (0,55 п.л.).
17. Дивногорцева, С.Ю. Развитие православной педагогической культуры в современной России / С.Ю. Дивногорцева // Педагогика. — 2011. — № 4. — С. 50–59 (0,8 п.л.).
18. Дивногорцева, С.Ю. Проблемы современной школы в контексте истории ее развития / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 2. — С. 10–14 (0,65 п.л.).
Учебные и методические пособия
19. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 1. Введение в педагогическую специальность. Теория и методика воспитания / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2004. — 193 с. (12,25 п.л.).
20. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2009. — 262 с. (16,5 п.л.).
21. Дивногорцева, С.Ю. Методические материалы к проведению летней педагогической практики / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2006. — 72 с. (3 п.л.).
22. Дивногорцева, С.Ю. Дневник проведения летней педагогической практики / С.Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2006. — 53 с. (1 п.л.).
Научные статьи
23. Дивногорцева, С.Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2006. — № 3. — С. 68–87 (1 п.л.).
24. Дивногорцева, С.Ю. Принципы воспитания в православно ориентированной педагогической концепции / С.Ю. Дивногорцева // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. — 2007. — № 1. — С. 70–90 (1 п.л.).
25. Дивногорцева, С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2007. — № 3 (6). — С. 21–39 (1 п.л.).
26. Дивногорцева, С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования (окончание) / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2007. — № 4 (7). — С. 41–63 (1,1 п.л.).
27. Дивногорцева, С.Ю. Влияние христианского вероучения на становление идеалов духовно-нравственного воспитания в русской педагогике / С.Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. — 2009. — № 4 (15). — С. 42–49 (0,6 п.л.).
28. Дивногорцева, С.Ю. Религиозно-мировоззренческий компонент в системе подготовки магистров педагогики к преподаванию православной культуры в школе / С.Ю. Дивногорцева // Актуальные проблемы современного обучения и воспитания. Вып. 1. Православные традиции в системе духовно-нравственного воспитания современных школьников. — Арзамас: АГПИ, 2010. — С. 79–89 (0,45 п.л.).
29. Дивногорцева, С.Ю. Православная культура в школе: интеграция педагогических и религиозных аспектов / С.Ю. Дивногорцева // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. — М.: Издательский дом «Этносфера», 2010. — № 3 (33). — С. 181–187 (0,3 п.л.).
30. Дивногорцева, С.Ю. Педагогические воззрения С.А. Рачинского на устроение сельской школы в контексте сегодняшнего дня/ С.Ю. Дивногорцева // Директор сельской школы. — 2011. — № 3. — С. 122–126 (0,3 п.л.).
Материалы конференций
31. Дивногорцева, С.Ю. Педагогические условия духовно-нравственного развития личности школьника в процессе математического образования / С.Ю. Дивногорцева // Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении: сб. науч. и методич. работ региональной науч.-практич. конферен. — Арзамас: АГПИ, 2002. — С. 33–37 (0, 3 п.л.).
32. Дивногорцева, С.Ю. Взаимосвязь духовно-нравственного и эстетического воспитания на уроках математики в начальных классах / С.Ю. Дивногорцева // Актуальные проблемы обучения математике: сб. матер. Всероссийской науч.-практич. конферен. Т. 2. — Орел: ОГУ, 2002. — С. 178–183 (0,4 п.л.).
33. Дивногорцева, С.Ю. О некоторых формах духовного воспитания детей в современных условиях / С.Ю. Дивногорцева // Духовный мир молодого человека и будущее России: сб. науч. и методич. работ региональной науч.-практич. конферен. — Арзамас: АГПИ, 2003. — С. 54–59 (0,4 п.л.).
34. Дивногорцева, С.Ю. О некоторых особенностях процесса воспитания в свете православного педагогического мышления / С.Ю. Дивногорцева // Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения: сб. статей и материалов Всерос. науч.-практич. конферен. — Арзамас: АГПИ, 2003. — С. 250–254 (0,3 п.л.).
35. Дивногорцева, С.Ю. Проблемы осмысления педагогики с позиций православного мировоззрения / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. ежегодной богословской конферен. ПСТБИ. — М.: ПСТБИ, 2004. — С. 672–676 (0,35 п.л.).
36. Дивногорцева, С.Ю. Начальная школа как институт духовно-нравственного воспитания / С.Ю. Дивногорцева // Сб. статей седьмых образовательных Богородично-Рождественских Чтений. — Обнинск, 2004. — С. 85–89 (0,3 п.л.).
37. Дивногорцева, С.Ю. Духовное образование в контексте православной культурной традиции / С.Ю. Дивногорцева // Фестиваль духовной культуры: сб. докладов, выступлений, итоговые материалы конференций и семинаров. — М.: Сергиев Посад, 2005. — С. 88–95 (0,45 п.л.).
38. Дивногорцева, С.Ю. О некоторых принципах воспитания в свете православной культурной традиции / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. ежегодной богословской конферен. ПСТГУ. — М.: ПСТГУ, 2005. — С. 374–378 (0,4 п.л.).
39. Дивногорцева, С.Ю. Патриотическое воспитание в свете христианства / С.Ю. Дивногорцева // Проблеми освiти. Науково-методичний збiрник. Матерiали Мiжнародної науково-практичної конференцiї «Формування духовно-моральних цiнностей та професиiного становлення молодi в сучасних соцiокультурних умовах» 19–21 жовтня 2005 р. — Київ — Вiнниця, 2005. — С. 271–276 (0,4 п.л.).
40. Дивногорцева, С.Ю. Взаимосвязь духовно-нравственного и патриотического воспитания в современной системе дополнительного образования / С.Ю. Дивногорцева // Сб. докладов Восьмых епархиальных Богородично-Рождественских образоват. чтений. — Обнинск, 2006. — С. 48–52 (0,4 п.л.).
41. Дивногорцева, С.Ю. Стяжание Духа Святаго как цель жизни и воспитания человека / С.Ю. Дивногорцева // Россия в духовных поисках современного мира: сб. матер. Второй Всерос. науч.-богословской конферен. «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». — Н. Новгород, 2006. — С. 247–256 (0,5 п.л.).
42. Дивногорцева, С.Ю. Иерархическая целостность категории воспитания в теории и практике православной педагогики / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. ежегодной богословской конферен. ПСТГУ. — М.: ПСТГУ, 2006. — С. 300–303 (0,4 п.л.).
43. Дивногорцева, С.Ю. Значение теоретико-педагогических знаний при изучении основ православия в процессе постдипломного образования учителей/ С.Ю. Дивногорцева // Постдипломное образование: вызовы времени: сб. матер. VII международной науч.-практич. конферен. СПб.: СПбАППО, 2007. — С. 51–53 (0,3 п.л.).
44. Дивногорцева, С.Ю. Использование наследия русской православной педагогики в образовательном процессе современного вуза / С.Ю. Дивногорцева // Гуманитарное знание в современном информационном обществе: сб. матер. науч.-практ. конф. — Саров: СарФТИ, 2007. — С. 48–50 (0,4 п.л.).
45. Дивногорцева, С.Ю. Монастырь как школа духовного возрастания / С.Ю. Дивногорцева // Возрождение православных монастырей и будущее России: сб. матер. Третьей Всерос. науч.-богословской конферен. «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». — Н. Новгород, 2007. — С. 193–198 (0,3 п.л.).
46. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования / С.Ю. Дивногорцева // Новi технологii навчання. Збiрник наукових праць. Шляхи розвитку духовнстi та професiоналiзму за умов глобалiзацii ринку послуг. // Спец. випуск № 48. Частина 1.: Iнститут iнновацiйних технологiй i змiсту освiти Мiнiстерства освiти I науки Украiни, Вiнницький соцiально-економiчний iнститут Унiверситету «Украiна». — Киiв-Вiнниця, 2007. — С. 129–133 (0,5 п.л.).
47. Дивногорцева, С.Ю. Духовность, нравственность, религия и культура в историко-педагогическом контексте / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. ежегодной богословской конферен. ПСТГУ. Т. 2. — М.: ПСТГУ, 2007. — С. 215–220 (0,6 п.л.).
48. Дивногорцева, С.Ю. Православно-педагогические традиции как интегративный фактор в образовательной деятельности на селе / С.Ю. Дивногорцева // Сельская школа в контексте интеграционных процессов в образовании: сб. статей и практич. матер. Международной науч. конферен./ Под ред. М.И. Зайкина. — Арзамас: АГПИ, 2008. — С. 32–36 (0,3 п.л.).
49. Дивногорцева, С.Ю. Основные направления и задачи воспитания в свете развития духовности личности / С.Ю. Дивногорцева // Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: сб. матер. Шестых Международных Покровских образоват. чтений / Под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. — Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2008. — С. 31–35 (0,3 п.л.).
50. Дивногорцева, С.Ю. Религиозно-нравственное воспитание как внутренняя потребность личности / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. ежегодной богословской конферен. ПСТГУ. Т. 2. — М.: ПСТГУ, 2008. — С. 145–149 (0,4 п.л.).
51. Дивногорцева, С.Ю. Священномученик Фаддей (Успенский) — покровитель начального образования / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. Четвертой Всерос. науч.-богословской конферен. «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». — Н. Новгород, 2008. — С. 189–195 (0,35 п.л.).
52. Дивногорцева, С.Ю. Модель многоуровневой подготовки будущих учителей к преподаванию курса православной культуры в школе / С.Ю. Дивногорцева // Новi технологii навчання. Збiрник наукових праць. Розвиток духовнстi та професiоналiзму в умовах глобалiзацii. // Спец. випуск № 55. Частина 1.: Iнститут iнновацiйних технологiй i змiсту освiти Мiнiстерства освiти I науки Украiни, Вiнницький соцiально-економiчний iнститут Унiверситету «Украiна». — Киiв-Вiнниця, 2008. — С. 16–20 (0,35 п.л.).
53. Дивногорцева, С.Ю. Антропологическая безупречность православной системы воспитания / С.Ю. Дивногорцева // Сб. матер. ежегодной богословской конферен. ПСТГУ. Т. 2. М.: ПСТГУ, 2009. — C. 196–199 (0,4 п.л.).
54. Дивногорцева, С.Ю. О некоторых аспектах подготовки студентов к инновационной деятельности в образовании / С.Ю. Дивногорцева // Информационное пространство ЕГЭ: опыт, проблемы, перспективы: сб. матер. Всерос. науч.-практич. конферен. / отв. ред. Т.Т. Щелина. — Арзамас, 2009. — С. 68–72 (0,26 п.л.).
55. Дивногорцева, С.Ю. Роль идеала в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи / С.Ю. Дивногорцева// Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве: сб. матер. Международного научно-общественного конгресса/ Российская академия образования, ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет». — Петрозаводск, 2009. — С. 46–51 (0,35 п.л.).
56. Дивногорцева, С.Ю. Религиозно-нравственное образование студентов православного вуза в контексте компетентностного подхода / С.Ю. Дивногорцева // Новi технологii навчання. Збiрник наукових праць. Духовно-моральне виховання I професiоналiзм особистостi в соучасних умовах// Спец. випуск № 58. Частина 2.: Iнститут iнновацiйних технологiй i змiсту освiти Мiнiстерства освiти I науки Украiни, Академiя мiжнародного спiвробiтництва з креативноi педагогiки. — Киiв-Вiнниця, 2009. — С. 343–346 (0,3 п.л.).
57. Дивногорцева, С.Ю. Воспитательный аспект методической подготовки студентов педвузов / С.Ю. Дивногорцева // Методическая подготовка студентов математических специальностей педвуза в условиях фундаментализации образования: сб. матер. Всерос. науч. конф. Часть I. / под ред. Г.И. Саранцева. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2009. — С. 54–58 (0,3 п.л.).
58. Дивногорцева, С.Ю. Традиции православной педагогической культуры в профессиональной деятельности учителя России / С.Ю. Дивногорцева // Современный учитель сельской школы России: сб. статей Всерос. научно-практич. конферен. с международным участием/ Науч. ред. М.И. Зайкин. — Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2010. — С. 114–120 (0,4 п.л.).
59. Дивногорцева, С.Ю. Духовные ценности православной культуры в истории становления русской школы / С.Ю. Дивногорцева // Воспитание: традиции и перспективы (к 40-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО): сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием в рамках V Сибирского педагогического семинара: в 2 т. — Т. 2. — Новосибирск: НГПУ, 2010. — С. 47–52 (0,45 п.л.).
60. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культура: проблемы теоретического осмысления / С.Ю. Дивногорцева // Новые технологии обучения: сб. матер. международной конференции «Духовно-нравственное воспитание и профессионализация: вызовы XXI века». Ч. I. — Киев-Винница: Институт инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины, Академия международного сотрудничества по креативной педагогике, 2010. — С. 71–77 (0,8 п.л.).