Научная тема: «ИДЕЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • стержневые универсалии культуры, проецируемые на историю образования как способа целенаправленного социального наследования, позволяют выявить глубинные взаимосвязи культуры и образования. Образование есть особого рода культура, специфический феномен жизни социума, предназначенный для передачи опыта поколений, воспроизводства и преумножения всей полноты человеческого бытия. Эволюция идеи образования неразрывно связана с процессом развития культуры, задающей границы поля, в котором осуществляется образовательная деятельность. Изменение конкретной культурной ситуации - это, прежде всего, изменение доминирующей в тот или иной исторический период системы ценностей (идеала, вокруг которого формируется культурная система), что, в свою очередь, предопределяет радикальные трансформации образовательной парадигмы;
  • важнейшей проблемой образования представляется соотношение между содержанием педагогической деятельности и его «чистой идеей». Идея образования в своей изначальной направленности не принадлежит целиком его опыту. Речь идет о столкновении двух принципиально разнонаправленных векторов: с одной стороны, тех идеальных, абсолютных представлений и образов, которые обусловлены глубинными духовными интенциями культуры, а с другой, тех реалий, которые составляют «тело» жизни и нередко вступают в непримиримые противоречия с этими идеальными представлениями. Противостояние этих сторон, в то же время, порождает импульсы, движущие силы развития всей системы просвещения. Поэтому реальная судьба образования может быть воспроизведена через оппозиции «должного» и «сущего», в пространстве противоречия между духовно-культурной обусловленностью педагогической теории и оживляющей, но и ограничивающей ее социальной детерминированностью педагогической практики;
  • современная культурная ситуация актуализует необходимость модернизированного прочтения и культурологического постижения философской системы Гегеля. Обращение к его философии, прозревающей глубинные структуры духа, раскрывающей логику движения «абсолютной идеи», призвано сыграть свою роль в преодолении масштабных духовных кризисов современности. Реконструкция классической парадигмы знания, на которой основано гегелевское понимание, позволит восстановить целостность истолкования образования как сферы органического слияния сущего и должного, заново выявить абсолютные критерии культуры, что должно способствовать преодолению идеального вакуума, заполнению духовных лакун современного социума возрожденными смыслами;
  • в расшифровке генезиса идеи образования существенное значение играет понимание феномена рациональности как уникального упорядочивающего принципа культуры и рефлексивно-понятийного способа отношения к реальности. Расширение культурного статуса понятия «рациональность» обеспечивает его конвергенцию с гуманитарными феноменами, в том числе (и может быть, в первую очередь) с системой образования;
  • идея образования как динамичное, исторически изменяемое, рационально постигаемое представление об идеале образования и педагогической деятельности и одновременно совершенном образе человека - образованном (т.е. созданном, построенном) человеке, носит принципиально гуманитарный характер и должно базироваться на неизменных концептуальных основаниях. Она выражается в разных ипостасях и выступает как гуманитарно-культурный, гетерогенный феномен, «трансцендентный прообраз» по отношению к эмпирическим образам педагогики. Идея - это центр самого феномена под названием «образование», условие его целостности, которая представляется новым качеством в сравнении с отдельными частями. Полнота реализации идеи образования в том или ином типе культуры обеспечивает выполнимость «педагогической программы» эпохи как совокупности императивов и долженствований образовательной практики. В свою очередь, данные императивы порождаются идеей образования, типом культуры, степенью зрелости социума;
  • генезис идеи образования тесным образом связан с реализацией в рамках конкретного типа культуры ключевых концептов, имманентно присущих идее образования. Сущность этих концептов раскрывается в трех основных аспектах: а) представлении о «человекотворчестве», становлении человека посредством образования; б) представлении о рационализации феноменов культуры в системе образования; в) воспроизводстве культуры посредством творческой интерпретации всего массива духовного наследия в ходе педагогического взаимодействия и общения. С опорой на этот концепт выстраивается культурообразующая (культуроформирующая) функция образования как фактор и результат образовательного взаимодействия. Посредством феномена образования выполняется как воспроизводство культуры из поколения в поколение, так и творение самой культуры, развертывание всей суммы духовных потенций в будущее, осуществляемое на основе определенной культурной традиции;
  • совокупность основных черт современной реальности в своей целостности формируют новый тип культуры - постнеклассический. В постнеклассической культуре формируется иной тип рациональности, противостоящий рационализму просветительского типа. Если классическая рациональность вела мысль как гармоническую, закономерную структуру, этапов, суждений и т.п., мыслила мир вне человеческого присутствия, то мысль в современной культуре движется по «случайным» траекториям, доминирующей чертой становится ассоциативность. Логика движения мысли определяется отнесением не к некоему исходному и фундаментальному определению или понятию (например, «сущность»), а к ценности, из которой исходит мыслящий субъект и которые он утверждает;
  • в классической и неклассической культурах степень полноты реализации концепта образования коррелирует с доминирующими ценностями и типом рациональности соответствующей культуры, что обеспечивает целостность и адекватность их практической реализации. Интрига постнеклассической ситуации заключается в неопределенности, неясности форм артикулированности идеи образования. Становление как один из ведущих признаков данного типа культуры, оказывает непосредственное влияние и на такой культурный феномен как образование. Следовательно, философское и культурологическое постижение опыта осуществления идеи образования в классической и неклассической культуре, а также оценка развертывания постнеклассического типа культуры с присущими ей ценностями способствует артикуляции принципиальных моментов в отношении идеи образования в рамках современной постнеклассической культуры;
  • выражением стремления постнеклассики к пониманию и удержанию смыслов выступает герменевтическая составляющая. Современный человек оказывается в ситуации одновременного существования множества смыслов, в полисмысловом пространстве, поэтому проблема обнаружения собственных смыслов, их проверки на прочность, отделения истинных смыслов от ложных становится насущной личностной проблемой. Соответственно, система образования должна выступать своего рода «транслятором», выполнять функцию проводника в мир негарантированных смыслов, по существу, вновь обратиться к сократовскому методу майевтики, активно участвуя в построении человеком пространства индивидуальных смыслов. Это обуславливает формирование нового пайдеевтического пространства образования, сообразного постнеклассическим реалиям;
  • отечественной культуре в высшей степени свойственна традиция, объединяющая векторы направленности образования и культуры. Ее можно трактовать как присутствие «единого поля отечественного культурно-образовательного пространства». Для российской культуры органичны именно ценности гуманитарного типа, вследствие чего полноценное возрождение гуманитарных ценностей нашей культуры, их заботливое взращивание и сбережение становится задачей современного образования;
  • в рамках гуманитарно-ценностного подхода к образованию осуществляется живой опыт культуротворческих школ, методологическая платформа и практическая деятельность которых основывается на культуроформирующих феноменах (например, Культуротворческая школа, Научная школа человекосообразного образования А.В. Хуторского и др.). Попыткой преодоления противоречий современной системы формального образования является деятельность «NEoAкадемии». Сущность данной модели раскрывается в парадигмальном поле «Культура как образование», отвечающей гуманитарным, экзистенциально-ориентированным смыслам современной культуры и основывается на гуманитарно-ценностном подходе к процессу обучения и воспитания.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Архипова О.В. Модель университетского образования как феномен культуры: монография / О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – 132 с. (8,0 п.л.).

2. Архипова О.В., Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Профессиональное становление студентов в условиях образовательного пространства университета: коллективная монография/отв. ред. О.В. Архипова/ О.В. Архипова, Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 187 с. (11/5,0 п.л.).

3. Архипова О.В. Идея образования в контексте постнеклассической культуры: монография / О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 268с. (16 п.л.).

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в Перечень ВАК МО и науки РФ:

4. Архипова О.В. Российское образование в контексте глобализации: к проблеме сохранения самобытности образовательных систем/О.В. Архипова //Гуманизация образования. Научно-практический журнал. №7. Сочи. 2010. С. 8-14. (0,5 п.л).

5. Архипова О.В. Гуманитарное образование и универсалии культуры /О.В. Архипова // Человек и образование. Научный журнал. 2011. №1 (26). С. 9-14. (0,4 п.л.).

6. Архипова О.В. Экзистенциальные аспекты гуманитарного образования /О.В. Архипова // Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. 2011. № 6. С. 57-61. (0,4 п.л.).

7. Архипова О.В. Гуманитарное образование и культура: постижение взаимосвязи сквозь призму культурной традиции/О.В. Архипова // Обсерватория культуры. 2011. №2. С. 104-108. (0,6 п.л.).

8. Архипова О.В., Шарова Ю.О. Образование в сфере туризма: тенденции и перспективы развития/О.В. Архипова, Ю.О. Шарова // Вестник Национальной Академии туризма. 2011. №1 (17). С. 72-75. (0,6/0,4 п.л.).

9. Архипова О.В., Боголюбов В.С. Высшее экономическое образование в туризме в условиях глобализации/О.В. Архипова, В.С. Боголюбов// Вестник ИНЖЭКОНа. Научный журнал. 2011. №2 (45). С. 160-165. (0,6/0,4 п.л.).

10. Архипова О.В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели/О.В. Архипова //Общество. Среда. Развитие. 2011. №2 (19). С. 192-195. (0,5 п.л).

11. Архипова О.В. VII Международная научно-практическая конференция гостиничного и туристского бизнеса: диалог о ключевых проблемах подготовки кадров туристской индустрии. Обзор/О.В. Архипова// Вестник ИНЖЭКОНа. Научный журнал. 2011. №2 (45). С. 468-470. (0,2 п.л.).

12. Архипова О.В. Проблемы развития гуманитарного образования в современных условиях/О.В. Архипова// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Научный журнал. 2011. №1 (16). С. 3-10. (0,8 п.л.).

13. Архипова О.В., Рудинова Ю.И. Совершенствование менеджмента предоставляемых образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования /О.В. Архипова, Ю.И. Рудинова// Вестник ИНЖЭКОНа. Научный журнал. 2011. №3 (46). С. 153-161. (0,9/0,5 п.л.).

14. Архипова О.В. Сущность и смыслы гуманитарного образования в современной культуре/О.В. Архипова // Вестник ИНЖЭКОНа. Научный журнал. 2011. №4 (47). С. 17-22.(0,5 п.л.).

15. Архипова О.В., Рудинова Ю.И. Парадигмы образования в культуре XX века/О.В. Архипова, Ю.И. Рудинова// Вестник ИНЖЭКОНа. Научный журнал. 2011. №4 (47). С. 355-358. (0,4/0,2 п.л.).

16. Архипова О.В. Российское образование в контексте постнеклассической культуры и глобализации/О.В. Архипова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов. 2011. №5 (11). Часть I. С. 16-19. (0,4 п.л.).

17. Архипова О.В. Идея образования и неклассическая культура /О.В. Архипова // European Social Science Journal. Европейский журнал социальных наук. Рига-Москва. 2011. №2. С. 113-121. (0,6 п.л.).

18. Архипова О.В. Влияние типа рациональности и ценностей культуры на систему образования /О.В. Архипова// European Social Science Journal. Европейский журнал социальных наук. Рига-Москва. 2011. № 3. С. 124-131.(0,6 п.л.).

19. Архипова О.В., Матолыгина Н.В., Руглова Л.В. Профессиональное становление студентов в высшем учебном заведении /О.В. Архипова, Н.В. Матолыгина, Л.В. Руглова//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: «Проблемы высшего образования». Воронеж. 2011 (ноябрь). №2. (0,5/0,3п.л.).

Учебные и учебно-методические пособия:

20. Архипова О.В. Музейный менеджмент: Учебно-методическое пособие/О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 46 с. (3,0 п.л.).

21. Архипова О.В. Музееведение: Учебное пособие/О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2011 (март) – 103 с. (6,0 п.л.).

22. Архипова О.В. Организация конгрессно-выставочной деятельности: Учебное пособие /О.В. Архипова; с грифом УМО в области производственного менеджмента. СПб.: СПбГИЭУ, 2011(октябрь) – 124 с. (8,0 п.л.).

23. Архипова О.В. Мировая культура и искусство: Учебное пособие/О.В. Архипова, Е.А. Кайсаров. СПб.: СПбГИЭУ, 2011 (июнь) – 182 с. (10,7 п.л./8,0 п.л.).

24. Архипова О.В. Культурология: учебное пособие/ О.В. Архипова, Е.А. Кайсаров. СПб.: СПбГИЭУ, 2011 (август) – 140 с. (8,0 п.л./4,0 п.л.).

Научные статьи, материалы и тезисы научных конференций:

25. Архипова О.В. Создание и апробация новой философии образования как задача высшей школы/О.В. Архипова // Гуманитарное образование: традиции и новации: Тезисы докладов ежегодной межвузовской научно-методической конференции Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов 25 мая 2000 г. СПб., СПбГУП, 2000. – С. 333-335. (0,3 п.л.).

26. Архипова О.В. Соответствие модели образования конкретно-историческому типу культуры как культурологическая проблема /О.В. Архипова// Проблемы культуры и искусства: Российская аспирантская конференция 23-26 апреля 2000 года. Ч 1. СПб., СПбГУКИ, 2000. – С. 139-141. (0,3 п.л.).

27. Архипова О.В. Аксиология образования и развитие современного университета/О.В. Архипова// Гуманитарное образование: традиции и новации: Тезисы докладов ежегодной межвузовской научно-методической конференции 23 мая 2001 года. СПб., СПбГУП, 2001. – С. 216-218. (0,3. п.л.).

28. Архипова О.В. Высшая школа Петербурга: поиск и обоснование новой парадигмы воспитания /О.В. Архипова // Ученые записки факультета культуры. Выпуск 2. Культурное пространство Петербурга: история и современность. Сборник научных трудов факультета культуры. СПб., СПбГУП, 2001. – С. 46-48. (0,5 п.л.).

29. Архипова О.В. Идея культуросообразности образования как аспект новой педагогической парадигмы /О.В. Архипова // Человек и Вселенная - № 36. СПб., 2004. – С. 15-23. (0,85 п.л.).

30. Архипова О.В. Роль самостоятельной работы студентов в процессе формирования системы ключевых компетенций/О.В. Архипова // Опыт и проблемы учебно-методической работы университета в условиях интеграции российских вузов в общеевропейскую систему высшего образования: Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава СПбГИЭУ 01-02 февраля 2005 г. СПб., СПбГИЭУ, 2005. – С. 118-120. (0,2 п.л.).

31. Архипова О.В. «Слово есть заклятие вещей…»: язык как феномен культуры /О.В. Архипова // Язык как источник взаимопонимания между культурами: материалы межрегиональных очно-заочных лингвострановедческих чтений. 17 января 2006 г. Кемерово: ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж, 2006. – С. 7-8. (0,2 п.л.).

32. Архипова О.В. Поиск идеального соотношения образования и воспитания в современной высшей школе /О.В. Архипова // Формирование педагогического творчества: современные подходы, приемы, условия: Материалы научно-практической конференции преподавателей 08 мая 2006 г. Кемерово: ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж, 2006. – С. 55-58. (0,5 п.л.).

33. Архипова О.В. Роль самостоятельной работы студентов в процессе формирования системы ключевых понятий/О.В. Архипова // Пути совершенствования содержания научного и учебно-методического обеспечения цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в целях формирования и развития профессиональной компетентности будущих офицеров: Материалы научно-практической конференции Михайловской военной артиллерийской академии 25 февраля 2006 г. СПб, МВАА, 2006. – С. 101-105. (0,3 п.л.).

34. Архипова О.В. Современный музей в инфраструктуре туризма /О.В. Архипова // Форум по въездному и внутреннему туризму «Новый взгляд на Россию»: материалы форума. 4 октября 2007 г. СПб., СПбГИЭУ, 2007. – С. 106-108. (0,2 п.л.).

35. Архипова О.В. Значение и смысл культурологического компонента в современной парадигме гуманитарного знания /О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: Материалы научно-практических конференций факультета туризма и гостиничного хозяйства: I научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 22 апреля 2005, II научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 16-17 марта 2006 г. СПб., СПбГИЭУ, 2007. – С. 24-30. (0,4 п.л.).

36. Архипова О.В., Кайсаров Е.А. Реализация принципа культуросообразности образования в современной высшей школе /О.В. Архипова, Е.А. Кайсаров// Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: Материалы научно-практических конференций факультета туризма и гостиничного хозяйства: I научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 22 апреля 2005, II научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 16-17 марта 2006 г. СПб., СПбГИЭУ, 2007. – С. 36-48. (0,6/0,5 п.л.).

37. Архипова О.В. К вопросу о единстве культурно-образовательного пространства в современном университете /О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: Материалы научно-практических конференций факультета туризма и гостиничного хозяйства: I научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 22 апреля 2005, II научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства 16-17 марта 2006 г. СПб., СПбГИЭУ, 2007.- С.112-118.(0,4 п.л.).

38. Архипова О.В. Язык как феномен культуры: закономерности и парадоксы /О.В. Архипова // Человек. Язык. Культура: сборник научных трудов /редкол.: О.Н. Гронская (отв. ред.). СПб.: СПбГИЭУ, 2007.– С. 22-23. (0,2 п.л.).

39. Архипова О.В. Новые требования к организации образовательного процесса в современной высшей школе /О.В. Архипова // Методическое обеспечение учебного процесса в связи с современными тенденциями развития образования: Материалы учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава СПбГИЭУ 1,2 февраля 2006 г. СПб., СПбГИЭУ, 2007. – С. 67-69. (0,3 п.л.).

40. Архипова О.В. Оптимизация методики и организации самостоятельной работы студентов в высшей школе /О.В. Архипова // Материалы научно-практической конференции Михайловской военной артиллерийской академии 15 мая 2008 г. СПб, МВАА, 2008. – С. 119-129. (0,6 п.л.).

41. Архипова О.В. Человекотворческий потенциал культуры как объект культурологического анализа /О.В. Архипова // Психолого-педагогические проблемы военного образования: Сборник научно-педагогических трудов. Выпуск 5. под научной редакцией профессора В.Ф. Самохина. СПб.: ВАС, 2008. – С. 275-281. (0,8 п.л.).

42. Архипова О.В. Опыт использования междисциплинарных связей в процессе организации самостоятельной работы студентов /О.В. Архипова // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях перехода на двухуровневую подготовку: Материалы учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава СПбГИЭУ 6-7 февраля 2008 г. СПб., СПбГИЭУ, 2008. – С. 42-45. (0,5 п.л.).

43. Архипова О.В. Образование как безусловная инвестиция в развитие личности /О.В. Архипова // Инвестиции в туризм: мифы и реальность: материалы научно-практической конференции 18 октября 2007 г. / ред. колл.: Т.В. Гаврилова (отв.ред.). СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – С. 70-74. (0,3 п.л.).

44. Архипова О.В. Ценностные ориентиры современной отечественной культуры и тенденции развития высшего образования /О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. III научно-практической конференции 16 февраля 2007г., IV научно-практической конференции 29 февраля 2008 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – С. 111-118. (0,7 п.л.).

45. Архипова О.В. Гуманитарная культура как фактор и результат духовного производства общества /О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. III научно-практической конференции 16 февраля 2007г., IV научно-практической конференции 29 февраля 2008 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – С. 28-30. (0,3 п.л.).

46. Архипова О.В., Тюкова С.Ю. Эволюция парадигм образования в истории западноевропейской и отечественной культуры /О.В. Архипова, С.Ю. Тюкова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. III научно-практической конференции 16 февраля 2007г., IV научно-практической конференции 29 февраля 2008 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – С. 58-65. (1,5/1,0 п.л.).

47. Архипова О.В. Практика дистанционного обучения на факультете туризма и гостиничного хозяйства: опыт, проблемы, решения /О.В. Архипова//Модель формирования и развития учебно-методического обеспечения в условиях двухуровневой подготовки: материалы учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, 28-29 января, 2009 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С. 293-299.(0,7 п.л.).

48. Архипова О.В. Образование в контексте культуры: концепции, подходы, теоретические обоснования /О.В. Архипова// Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы V научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 27 февраля 2009 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С. 53-54.(0,1 п.л.).

49. Архипова О.В. Условия формирования культурно-образовательного пространства в современной высшей школе /О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы V научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 27 февраля 2009 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С. 284-288.(0,4 п.л.).

50. Архипова О.В. Сущность, специфика и потенциал культуротворческих образовательных моделей/О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы V научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 27 февраля 2009 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. – С. 181-186.(0,6 п.л.).

51. Архипова О.В. Образование в сфере туризма: актуальные требования к определению и формированию базовых компетенций /О.В. Архипова// Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сб. научных трудов. Выпуск 2/ рекол.: В.С. Боголюбов (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.- С.141-145. (0,4 п.л.).

52. Архипова О.В. Концептуальное осмысление ценностной природы образования в отечественной и западной философской традиции /О.В. Архипова// «Россия-Запад-Восток»: политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность: материалы международной научно-практической конференции. 4-6 июня 2009 г. Тольятти, 2009. – С. 112-122.(0,6 п.л.).

53. Архипова О.В. Гуманитарное основание инноваций в образовательном процессе /О.В. Архипова// Совершенствование образовательного процесса в рамках концепции системы менеджмента качества: материалы учебно-методической конференции проф.-преп. состава Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. 26 января 2010 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 190-191. (0,2 п.л.).

54. Архипова О.В. Современные подходы к оценке качества в системе европейского высшего образования/О.В. Архипова// Совершенствование образовательного процесса в рамках концепции системы менеджмента качества: материалы учебно-методической конференции проф.-преп. состава Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. 26 января 2010 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 106-108. (0,4 п.л.).

55. Архипова О.В. Гуманитарные пути совершенствования образовательного процесса/О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VI научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 26 февраля 2010 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 50-59. (0,7 п.л.).

56. Архипова О.В. Актуализация преподавания дисциплин гуманитарного цикла для современного студенчества/О.В. Архипова// Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VI научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 26 февраля 2010 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С.232-240. (0,5 п.л.).

57. Архипова О.В. Феномен гуманитарности в современной культуре /О.В. Архипова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VI научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 26 февраля 2010 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 315-318. (0,6 п.л.).

58. Архипова О.В. Гуманитарное образование как интенция современной культуры: сущность, смыслы, идеи/О.В. Архипова// Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и новации»: Тезисы докладов и сообщений. СПб: ЭЙДОС, 2010. – 556 с. – С.123. (0,1 п.л.).

59. Архипова О.В., Шарова Ю.О. Образование в пространстве музея: роль специальных программ/О.В. Архипова, Ю.О. Шарова// Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VI научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 26 февраля 2010 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – С. 406-409. (0,4/0,2 п.л.).

60. Архипова О.В. Проблема сохранения самобытности образования в контексте глобализации/О.В. Архипова// Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов III Международной научно-практической конференции/Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010 г. – С. 9-13. (0,4 п.л.).

61. Архипова О.В. Традиции российского гуманитарного образования: осмысление сквозь призму современности/О.В. Архипова // Система ценностей современного общества: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск, Издательство НГТУ, 2010 г. – С. 232-237. (0,5 п.л.).

62. Архипова О.В Гуманитарное образование в постнеклассической культуре: сущность, смыслы, условия реализации/О.В. Архипова// Общественные науки. – 2011. – С. 58-64. (0,5 п.л.).

63. Архипова О.В., Хохлова Ю.И. Проблемы реализации Болонского соглашения в реальной педагогической практике/О.В. Архипова, Ю.И. Хохлова // Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VII научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 25 февраля 2011 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – С. 181-182. (0,2/0,1 п.л.).

64. Архипова О.В. Идея образования и опыт педагогики/О.В. Архипова// Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VII научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 25 февраля 2011 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – С. 414-418.(0,4 п.л.).

65. Архипова О.В. Статус образования в постнеклассической культуре /О.В. Архипова// Пути улучшения качества подготовки кадров сферы гостиничного и туристского бизнеса: материалы VII научно-практической конференции факультета туризма и гостиничного хозяйства. 25 февраля 2011 г./отв. ред.: М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – С. 56-63.(0,4 п.л.).

66. Архипова О.В. Концептосферы русского языка как фактор формирования культурно-образовательного пространства личности /О.В. Архипова // Человек. Язык. Культура: сборник научных трудов. Вып. 2/редкол.: О.Н. Гронская (отв. ред.). СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – С. 167-173.(0,8 п.л.).