Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Аналитическая характеристика текущего состояния проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов-математиков позволила выдвинуть в качестве главной тенденции разработку согласованных вертикальных стандартов педагогического образования. В современных условиях перехода на новые стандарты ФГОС ВПО и направленности математического образования в школе на реализацию проблемно-исследовательских методов обучения основным направлением совершенствования профессиональной подготовки педагогов будет формирование группы специальных компетенций - предметных и методических.

2. Методологическую основу концепции становления и развития профессиональной компетентности педагогов-математиков в системе непрерывного педагогического образования составляет система уточненных принципов двух уровней.

Первый уровень - принципы стратегические, определяющие главные направления и движущие силы становления и развития профессиональных компетенций: непрерывность, уровневость, открытость.

Второй уровень - принципы тактические, обеспечивающие внутренние условия, механизмы развития профессиональных компетенций педагогов: модульность, мобильность, индивидуализация.

3. Концепция и модель становления и развития профессиональной компетентности педагогов-математиков в системе непрерывного педагогического образования позволили на теоретическом уровне решить проблему создания методической системы формирования профессиональных компетенций педагогов в системе непрерывного образования как научно управляемый многоэтапный процесс, который имеет целью достижение уровня готовности выпускников педагогического университета к выполнению функций обучения, развития и воспитания учащихся средствами математики; готовности к профессиональному развитию, к принятию компетентных решений в изменяющейся педагогической ситуации.

Методическая система формирования профессиональной компетентности педагогов математиков охватывает три этапа. Основные цели на каждом из них:

I этап (довузовский) - Познавательные, ориентировочно-мотивационные.

II этап (вузовский) - Профессионально-ориентированные, поисково-исследовательские, рефлексивно-оценочные.

III этап (послевузовский) - Практические, творческие, аналетико-рефлексивные.

Содержание формируется на основе государственных образовательных стандартов для каждого из этапов профессионального образования (довузовского, вузовского, послевузовского) учебных планов и модульных программ, разработанных с участием автора исследования, на основе преемственности, вариативности, дифференциации и индивидуализации. В учебных программах выделены основные содержательные модули и блоки формируемых компетенций. Для каждого профиля предусмотрены дополнительные содержательные модули дисциплин специализации, представленные системой элективных и профильных теоретических и практико-ориентированных курсов. Непрерывность процесса формирования профессиональных компетенций обеспечивается согласованностью целей, содержания, способов деятельности, системой диагностики и контроля результатов на всех уровнях формирования профессиональной компетентности.

4. Деятельностный компонент (методы, формы, средства) методической системы формирования специальных компетенций педагогов математиков реализуется посредством активных технологий обучения и, в частности, с использованием различных технологий обучения математике, которые позволяют эффективно формировать предметные (математические) компетенции:

  • технологии модульного обучения;
  • проектные технологии;
  • исследовательские технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология фундирования (Е.И. Смирнов).

Методы, формы и средства формирования методических компетенций в совокупности являются авторскими методиками, которые позволяют эффективно формировать специальные компетенции:

  • методика формирования коммуникативных компетенций;
  • методика формирования информационных компетенций;
  • методика формирования деятельностных компетенций;
  • методика формирования рефлексивно-аналитических компетенций.

Основу авторских методик составляют идеи решения ситуативных, профессиональных задач, тренинга, сотрудничества, тьюторства.

5. Условия эффективной реализации процесса становления и развития профессиональной компетентности педагогов-математиков в системе непрерывного педагогического образования на основе параллельного формирования математических знаний и умений и профессиональных компетенций.

Условия включают в себя:

  • модульное построение содержания учебных дисциплин на всех этапах системы непрерывного профессионального образования педагогов;
  • организация модульно-компетентностного учебного процесса;
  • поэтапное обучение студентов современным технологиям обучения математике;
  • поэтапную подготовку педагогов к использованию активных технологий обучения;
  • обучение будущих и работающих педагогов многоаспектному и многофункциональному использованию компьютера в своей профессиональной деятельности;
  • создание креативной среды обучения на всех этапах системы непрерывного педагогического образования;
  • создание системы оценивания динамики формирования отдельных профессиональных компетенций и профессиональной компетентности в целом для каждого этапа формирования профессиональной компетентности педагогов-математиков.

6. Система поэтапного освоения педагогами современными технологиями обучения математике в школе и образовательных технологий в системе повышения квалификации на основе последовательного формирования профессиональных компетенций: программы, содержание учебных модулей, особенности организации процесса обучения, системы оценки и контроля (рейтинг, портфолио), диагностических процедур, ресурсное обеспечение.

7. Информационно-методическое обеспечение как совокупность компонентов (объектов), оказывающих влияние на процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-математиков. Структура, содержание, технология использования, хранения, пополнения, совершенствование содержательного наполнения. Принцип открытости проявляется в свободном доступе всех участников педагогического процесса к любому компоненту информационно-методического обеспечения.

Предусмотрена возможность дополнить систему информационно-методического обеспечения любым участником педагогического процесса своими материалами и разработками, исходя из своих склонностей и интересов. Оперативные материалы вывешиваются на сайте соответствующей кафедры или локальной сети университета. Обеспечен свободный доступ к сети Интернет и электронным библиотекам.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Гаврилова М.А. Теория и практика методической подготовки учителей математики / М.А. Гаврилова // Монография. – Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2005. — 200 с.

2.Гаврилова М.А. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: проблемы, суждения, опыт работы / М.А. Гаврилова // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Коллективная монография / П.Ф.Кравчук, В.В. Попов, Н.И.Лыгина и др.; Под общей ред. Проф. О.И.Кирикова. — Книга 1. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. — С.93-102.

3.Гаврилова М.А. Формирование профессиональной компетентности учителей математики / М.А. Гаврилова // Монография. – Пенза: Изд-во ПГПУ, 2008.- 132 с.

Учебные и учебно-методические пособия

4.Гаврилова М.А. Теория и методика обучения математике (Проблемы развития учащихся в процессе обучения математике) / М.А. Гаврилова // Учебное пособие. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования – Пенза: ПГПУ, 2004 – 104 с.

5.Гаврилова М.А. Тестирование: теория, технология, примеры / М.А. Гаврилова, Е.В. Кондратьева // Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 1999. — 52 с.

6.Гаврилова М.А. Традиционное и компьютерное тестирование по геометрии. / М.А. Гаврилова, С.Ю. Петропавловская // Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 2001. — 30 с.

7.Гаврилова М.А. Тестирование как проблема теоретического и прикладного исследования / М.А. Гаврилова, Н.Н. Яремко // Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 2001. — 85 с.

8.Гаврилова М.А. Преемственность и развитие (на материале заданий по математике). / М.А. Гаврилова, В.Н. Шишурина, Л.Н. Клечина // Учебно-методическое пособие.– Пенза: ПГПУ, 2002. — 85 с.

9.Гаврилова М.А Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и внеклассной работы во время педагогической практики на 1-3 курсах / М.А. Гаврилова, Н.В. Садовников, Г.Н. Шалаева // Методические рекомендации. – Пенза: ПГПИ, 1990. — 13с.

10.Гаврилова М.А. Педагогическая практика (предметно-методический аспект) / М.А. Гаврилова, М.А.Родионов, И.С.Финогеева, Н.В.Садовников // Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 2003. — 83с.

11.Гаврилова М.А. Урок математики как форма повышения педагогического мастерства. / М.А. Гаврилова // Учебно-методическое пособие – Пенза: ПГПУ, 2004 — 103с.

12.Гаврилова М.А. Метод проектов в теории и практике современного обучения / М.А.Гаврилова, Е.А.Павкина // Учебно-методическое пособие.- Пенза: ПГПУ, 2005. — 64с.

13.Гаврилова М.А. Лабораторные работы по методике преподавания математики (общая методика) / М.А. Гаврилова, Т.Х.Пономарева, М.А. Родионов, Н.В. Садовников // – Пенза: ПГПУ, 1997. — 75с.

14.Гаврилова М.А Использование традиционной и компьютерной технологии обучения математике в школе / М.А. Гаврилова // Методические рекомендации. – Пенза: ПГПИ, 1996. — 42с.

15.Гаврилова М.А. Обучение решению задач, содержащих знак модуля / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Учебно-методическое пособие. Рекомендовано УМО по математике пед.вузов Волго-Вятского региона. – Пенза: ПГПУ, 2004. — 68 с.

16.Гаврилова М.А Методические рекомендации для студентов 4-5 курсов по методике преподавания математики: из опыта работы учителей г. Пензы и области / М.А. Гаврилова, И.С.Финогеева // Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПИ, 1995. — 31с.

17.Гаврилова М.А. Технологические особенности зачетов по математике в средних общеобразовательных учреждениях / М.А. Гаврилова, А.А. Антонов // Учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 1998. — 36с.

18.Гаврилова М.А. Задачи на смеси, сплавы и проценты (практико-методический аспект). / М.А. Гаврилова, И.Н.Литвинова, Е.Н.Ткаченко // Учебно-методическое пособие.– Пенза: ПГПУ, 2004 — 32с.

19.Гаврилова М.А. Сборник программ элективных курсов по математике /М.А. Родионов, М.А. Гаврилова, Н.Н. Сутягина, Е.А. Чупрунова // Учебное издание — Пенза, изд-во ИПКиПРО, 2005. — С.24-28.

20.Гаврилова М.А. Подготовка будущих учителей математики к использованию современных технологий обучения /М.А. Гаврилова// Учебно-методическое пособие - Пенза, ПГПУ, 2007. —88с.

21.Гаврилова М.А. Профильное обучение математике: теория, практика, примеры /М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова// – Пенза: ПГПУ, 2008. — 130с.

22.Гаврилова М.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием ИКТ / М.А. Гаврилова// Учебно-методическое пособие - Пенза, ПГПУ, 2008. —98 с.

23.Гаврилова М.А. Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности аспирантов/ М.А. Гаврилова, С.В. Рындина, Н.Б. Тихонова// Учебно-методическое пособие - Пенза, ПГПУ, 2009. —32 с.

24.Гаврилова М.А. Программа государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методики обучения математике (специальность 050201-математика)/Сост. М.А. Гаврилова, В.В. Сохранов, М.А. Родионов и др. – Пенза: ПГПУ, 2010. – 40 с.

25.Гаврилова М.А. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогических вузов /М.А. Гаврилова.- Пенза, ПГПУ, 2010.- 156 с.

26.Гаврилова М.А. Методическая подготовка студентов математических специальностей педвузов к организации проектной деятельности школьников /М.А. Гаврилова, О.А. Кочеткова// Учебно-методическое пособие – Пенза: ПГПУ, 2011. —72 с.

Научные работы, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК.

27.Гаврилова М.А Критический взгляд на оценку результатов педагогического исследования / М.А. Гаврилова // Обозрение прикладной и промышленной математики. — 2004. — Т. 11, вып.3. — С.534.

28.Гаврилова М.А. Прикладные аспекты обработки результатов тестирования по математике / М.А. Гаврилова // Обозрение прикладной и промышленной математики. — 2005. — Т. 12, вып.3. — С.716-717.

29.Гаврилова М.А. Математические методы в сравнительном педагогическом эксперименте / М.А. Гаврилова // Обозрение прикладной и промышленной математики. — 2006. — Т. 13, вып. 3. — С.431.

30.Гаврилова М.А. Проблема использования математических тестов в профессиональной подготовке / М.А. Гаврилова // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник 2006, № 1(43). — С.164-169.

31.Гаврилова М.А. Математика на экономическом факультете / Н.Н. Яремко //Обозрение прикладной и промышленной математики. – Том 14. Вып. 2. – 2006. –С.276.

32.Гаврилова М.А. Метод проектов как основа организации исследовательского обучения. / М.А. Гаврилова // Интеграция образования, 2006 - № 2. — С. 61-67. - 0,7 п.л.

33.Гаврилова М.А. Модель подготовки специалиста в условиях непрерывного образования / М.А. Гаврилова // Вестник Московского государственного ун-та леса. Лесной вестник. – 2007, №1(50). – С.162-164

34.Гаврилова М.А. Некоторые технологические особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов – будущих учителей математики/ М.А. Гаврилова // Известия высших учебных заведений Поволжский регион, 2006 №3(24).– С.320-325.

35.Гаврилова М.А. Механизмы и условия реализации личностно-деятельностного подхода в многоуровневой профессиональной подготовке специалиста в условиях университетского образовательного комплекса / М.А. Гаврилова // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. Научно-информационный журнал: Препринт. 2006 №122. – 15 с.

36.Гаврилова М.А. Особенности формирования профессиональной компетенции учителей математики в педагогическом вузе / М.А. Гаврилова // Высшее образование сегодня – 2008, №5, С.31-33

37.Гаврилова М.А. О развитии коммуникативной компетенции будущих учителей / М.А. Гаврилова //Высшее образование в России, 2008.- №7, С.167-169

38.Гаврилова М.А. Эффективные технологии обучения математике в системе непрерывного профессионального образования / М.А. Гаврилова // Среднее профессиональное образование.- 2008.- №9, С.36-37

39.Гаврилова М.А. Личностная ориентация информационно-методического обеспечения в профессиональном образовании / М.А. Гаврилова // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании – 2008.-№7, С.14-17

40.Гаврилова М.А. Перспективная схема учебной дисциплины как основа организации познавательной деятельности студентов/ М.А. Гаврилова //Среднее профессиональное образование.- 2008.- №11, С.48-50

41.Гаврилова М.А. Формирование модели профессиональной компетентности учителей математики на базе университетского образовательного комплекса /Вестник Московского государственного областного университета. Серия педагогика - 2009. - №2, С. 107-112.

42.Гаврилова М.А. Формирование дивергентных умений на уроках алгебры и начал анализа/ Юткина О.В // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Серия Физико-математические науки. №18(22), 2010г.-С.240-244.

43.Гаврилова М.А. Математические методы в оценке компетентности специалиста /М.А. Гаврилова //Обозрение прикладной и промышленной математике..- 2010 - т.17, вып. 1.-С.102-103.

44.Гаврилова М.А. Система формирования методической компетентности учителей математики/М.А. Гаврилова //Наука и школа.№5, 2010 - С.35-38.

45.Гаврилова М.А. Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов – будущих учителей математики/ М.А. Гаврилова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Серия Общественные науки. №24, 2011.-С.598-602.

Статьи в сборниках и тезисы выступлений в ведущих пед.вузах

46.Гаврилова М.А. Подготовка студентов педвузов к работе в условиях профильного обучения / М.А. Гаврилова // Особенности обучения математике в профильной школе и подготовка учителя к работе в ней. — СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1996. — С. 46-47.

47.Гаврилова М.А. Один из путей творческого обучения в процессе освоения методики математики / М.А. Гаврилова // Модернизация школьного математического образования и проблема подготовки учителя математики. — СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. — С. 76.

48.Гаврилова М.А. Место тестов в учебном процессе / М.А. Гаврилова // Труды школы-семинара по проблемам фундирования профессиональной подготовки учителя математики. — Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2003. — С. 239-247.

49.Гаврилова М.А. Непрерывное образование: направления развития / М.А. Гаврилова // Труды международного форума по проблемам науки, техники, образования. — М.: Академия наук о Земле, 2001 — Том 1 - С. 105-107.

50.Гаврилова М.А. Система непрерывной профессиональной педагогической подготовки и пути ее обеспечения / М.А. Гаврилова, А.Ю.Казаков // Труды международного форума по проблемам науки, техники, образования. — М.: Академия наук о Земле, 2002. — Том 2 - С. 66-68.

51.Гаврилова М.А. Университетский образовательный комплекс как фактор реализации непрерывного образования / М.А. Гаврилова // Труды международного форума по проблемам науки, техники, образования — М.: Академия наук о Земле, 2003. — Том 1 - С.91-92.

52.Гаврилова М.А. Реализация компьютерной технологии обучения на лекциях по методике преподавания математики / М.А. Гаврилова // Проблемы подготовки студентов педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности. — Кострома: КГПИ, ПГПИ, 1994 — С. 33-36.

53.Гаврилова М.А. Некоторые аспекты подготовки учителей математики в условиях компьютеризации обучения / М.А. Гаврилова, Г.Л.Луканкин // Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы. — Москва: МПГУ, 1994. — С. 164-167.

54.Гаврилова М.А. Некоторые аспекты подготовки учителей математики для сельской школы в условиях компьютеризации обучения / М.А. Гаврилова, Г.Л.Луканкин // Проблемы многоуровневой подготовки сельского учителя - Орел: ОГПИ, 1994. — С. 63-65.

55.Гаврилова М.А. Реализация развивающей составляющей математического образования через задачи / М.А. Гаврилова // Современные проблемы психолого-педагогических наук. —Саранск: Рузаевский печатник, 1998 — Вып. 10— С. 56-58.

56.Гаврилова М.А. Технологические аспекты организации зачетов / М.А. Гаврилова // Случаснi проблеми математики. — Чериiвцi: Рута, 1998 - Частина 4. — С. 131-135.

57.Гаврилова М.А. Один из аспектов взаимодействия традиционной и развивающей технологий обучения / М.А. Гаврилова // Развитие личности в процессе обучения и воспитания. — Пенза, 1999. — вып.2. - С. 218-225.

58.Гаврилова М.А. Усиление развивающего компонента стандартных математических задач / М.А. Гаврилова // Совершенствование образовательного процесса и управление им. — М., 1999. — вып.3 - С. 136-140.

59.Гаврилова М.А. Тестирование в процессе обучения математике / М.А. Гаврилова // Актуальные проблемы математики и методики ее преподавания. – Пенза: Изд-во ПГПУ, 2001. — С. 152-157.

60.Гаврилова М.А. Зачеты по математике: технологический аспект / М.А. Гаврилова // Просвещение: проблемы и перспективы - 2000. — № 2-3. - С.83-86.

61.Гаврилова М.А. Теоретические основы образовательных технологий / М.А. Гаврилова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. – Пенза: Изд-во ПТИ, 2001. — С. 206-211.

62.Гаврилова М.А. Преемственность как гуманитарная составляющая обучения математике / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Гуманитаризация математического образования в школе и вузе. — Саранск, 2002. — вып.2 - С. 52-58.

63.Гаврилова М.А. Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи. — Пенза, 2002. — вып.8 - С. 103-106.

64.Гаврилова М.А. Методологические основы подготовки учителей математики / М.А. Гаврилова // Человек и общество на рубеже тысячелетий. — Воронеж: ВГПУ, 2003. — вып.19 - С. 345-348.

65.Гаврилова М.А. Спецсеминар и его роль в подготовке будущих учителей математики / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2003. — вып.5 - С. 70-74.

66.Гаврилова М.А. Некоторые аспекты работы над математическими понятиями / М.А. Гаврилова // Формирование математических понятий в контексте гуманитаризации образования. – Саранск: Поволжское отделение РАО, 2003. — С.25-30.

67.Гаврилова М.А. Лекционный подход в школе как один из факторов гуманитаризации образования / М.А. Гаврилова, О.С. Арбузова // Формирование математических понятий в контексте гуманитаризации образования. — Саранск: Поволжское отделение РАО, 2003. — С.176-180.

68.Гаврилова М.А. Содержание и структура методического компонента педагогической практики в профессиональной подготовке учителя математики / М.А. Гаврилова, Д.С. Мишин // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2004. — вып.6 - С.58-61.

69.Гаврилова М.А. Некоторые аспекты непрерывного образования / М.А. Гаврилова // Информационные технологии в образовании.. — М: МИФИ, 1999. — С. 31-33.

70.Гаврилова М.А. Послевузовское образование: пути совершенствования / М.А. Гаврилова // Университетское образование. — Пенза, 2002, — С.337-338.

71.Гаврилова М.А. Методические основы совершенствования и технология подготовки современного учителя математики / М.А. Гаврилова // Новые технологии в обучении математике и информатике в вузе и школе. — Орехово-Зуево, МГПИ, 2002. — С.111-112.

72.Гаврилова М.А. Роль университетов в системе непрерывного образования / М.А. Гаврилова, Г.Л. Луканкин // Математическое образование: современное состояние и перспективы. — Могилев, МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. — С.15-21.

73.Гаврилова М.А. Создание компьютерной среды обучения в педагогическом вузе / М.А. Гаврилова, А.Ю.Казаков // Информатизация образования – 2005. – Елец,2005. — С.286-288.

74.Гаврилова М.А. Проектный метод в школе: проблемные аспекты / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова, И.В. Акимова // Информатизация образования – 2005 – Елец, 2005. — С. 407-410.

75.Гаврилова М.А. Компьютерные технологии обучения – необходимое условие подготовки современных учителей математики / М.А. Гаврилова // Болонский процесс в математическом и естественно-научном педагогическом образовании: тенденции, перспективы, проблемы. – Петрозаводск: Изд.-во КГПУ, 2005. – С.294 – 300.

76.Гаврилова М.А. Использование информационных технологий в процессе повышения квалификации сельских учителей / М.А. Гаврилова // Информатизация сельской школы (Инфосельш – 2005). — Анапа, 2005. — С.526-527.

77.Гаврилова М.А. Развитие личности студента через систему методической подготовки / М.А. Гаврилова // Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и вузе. — Саранск:, 1998. — С. 193-194.

78.Гаврилова М.А. Диагностические методы в обучении математике / М.А. Гаврилова // Оценка качества образования: проблемы, поиски, перспективы. — Пенза: ИПК и ПРО, 1999. — С. 122-124.

79.Гаврилова М.А. К вопросу о методической системе подготовки учителей математики в условиях гуманитаризации образования / М.А. Гаврилова // Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика — Саранск, 2002. — С. 47-50.

80.Гаврилова М.А. Подготовка студентов педвузов к использованию инновационных обучающих технологий в современной школе (спецкурс) / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования. — Рязань, 2002. —С. 44-46.

81.Гаврилова М.А. Компьютер как основа внедрения инноваций / М.А. Гаврилова // Инновационные процессы в высшей школе. – Краснодар: Кубанский государственный технический университет, 2003. — С. 125-126.

82.Гаврилова М.А. Университетский образовательный комплекс: пути развития / М.А. Гаврилова, А.Ю.Казаков // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. — Пенза, 2005. — С.8-11.

83.Гаврилова М.А. Развитие познавательных способностей студентов/М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова//Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы - Пенза, 2005. - С. 140-142.

84.Гаврилова М.А. Некоторые вопросы управления самостоятельной работой учащихся / М.А. Гаврилова, Е.Н. Бурмистрова // Профессиональная подготовка учительства: история, современность и перспективы — Пенза, 2005. — С.247-250.

85.Гаврилова М.А. Использование элементов технологии личностно ориентированного обучения на уроках математики / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Актуальные проблемы совершенствования непрерывного образования: традиции и современность — Пенза, 2001. — С.26-30.

86.Гаврилова М.А Дифференцированное обучение математике – важная составляющая регионального компонента / М.А. Гаврилова, Е.П Щепилло // Новые знания – источник человеческого развития — Пенза, 2004. — С.34-37.

87.Гаврилова М.А. Спецкурс - спецсеминар – одна из форм организации учебного процесса студентов / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Проблемы профессионального образования молодежи. — Пенза, 2002. — Выпуск № 9,Часть 1. — С. 153-156.

88.Гаврилова М.А. Модифицированная программа по алгебре и началам анализа для 10-11 классов / М.А. Гаврилова, Е.П.Щепилло, Е.В.Мухаметова // Актуальные проблемы профилизации математического образования в школе и вузе. — Арзамас, АГПИ, 2004. — С.80-84.

89.Гаврилова М.А. Элективный курс «Решение задач на проценты, смеси и сплавы» / М.А. Гаврилова, И.Н.Литвинова // Актуальные проблемы профилизации математического образования в школе и вузе. — Арзамас, АГПИ, 2004. — С.230-233.

90.Гаврилова М.А. Проблема творчества в методической подготовке педагога / М.А. Гаврилова, Н.В. Печникова // Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. — С.34-36.

91.Gavrilova M.A. About independent activity of students / M.A. Gavrilova, N.V.Pechnikova // Mathematics and Science Education in the North-East of Europe: History, Traditions &Contemporary Issues. — Joensuu Universiti Press, 2003. — C. 131-133.

92.Gavrilova M.A. About professional development / M.A. Gavrilova // Mathematics and Science Education in the North-East of Europe: History, Traditions &Contemporary Issues. - Joensuu Universiti Press, 2003. — C.102-106.

93.Гаврилова М.А. Активные методы обучения студентов математических факультетов педвузов, как основное условие формирования профессиональных компетенций/ М.А. Гаврилова // Учитель XXI века: Новая образовательная стратегия «Наша будущая школа».- Пенза: ПГПУ, 2010.- ч.1.- С 195-200.

94.Гаврилова М.А. Эффективные технологии обучения математике: от теории к практике/ М.А. Гаврилова // Математика, информатика и методика их преподавания: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 110-летию математичес-кого факультета МПГУ (Москва, 2011). – Москва: МПГУ, 2011. – С. 127-129.

95.Гаврилова М.А. Мониторинг учебного процесса – основа качественного образования / М.А. Гаврилова // Актуальные проблемы обучения математике, физике и информатике в школе и вузе: Материалы II межрегио-нальной научно-практической конференции учителей (Пенза, 2011). – Пенза: ПГПУ, 2011. – Ч.1. – С. 33 - 39.