2. К началу реформ 1990-х гг. русские и татары Республики Татарстан пришли с различными объемами ресурсов. Урбанизационные и отраслевые позиции, уровень квалификации, материального благосостояния, социального самочувствия, языковое и этнокультурное неравенство - социальные показатели этого периода, имевшие конфликтную составляющую. В условиях перехода к рыночной экономике в регионе наблюдался процесс накопления капитала и конвертации ресурсов. Новый политический статус Татарстана обеспечил региону относительно высокую степень экономической свободы и расширил возможности для формирования внутренней этнокультурной политики паритетной поддержки русских и татар республики. В сумме все это на начальном этапе экономических реформ привело к двум последствиям:
- образованию локального сообщества, внутри которого сформировалось единство социально-экономических интересов русских и татар Татарстана. Сохраняющаяся в 2000-х гг. близкая идентификационная матрица этнических групп с разной этнокультурной составляющей, закрепляющаяся их одинаковой заинтересованностью в развитии страны, стала выступать основой интеграции российского общества. Татарстанская идентичность, рассматриваемая в республике как часть общероссийской, обеспечивает непротиворечивое совмещение локальной и российской идентичностей.
- подтягиванию социальных позиций татар к социальным позициям русских и сближению их в городской среде. В сельской местности между русскими и татарами Татарстана проявляются различия в социально-профессиональном и отраслевом составе, результативности мобильности, объективных и субъективных оценках социальных позиций, особенностях формирования трудовых ресурсов, социально-экономической мотивации. Социально-экономический разрыв между городом и селом, являющийся более существенным, чем между этническими группами, является фактором дезинтеграции общества.
3. Как показал анализ 1990-2000-х гг., экономические преобразования в Татарстане довольно активно прошли на институциональном уровне. Это выражается в приобретении республикой особых экономических взаимоотношений с федеральным центром и, как следствие, определенных, изменяющихся по содержанию межбюджетных взаимоотношений, экономических привилегий, а также в формировании внутрирегиональной политики. Значительно медленнее преобразования проходят в общественном сознании. За годы реформ выросла совпадающая у городских татар и русских поддержка рыночной экономики и частной собственности. Однако зафиксирован замедленный процесс инновационных преобразований социально-экономических практик, причем это проходит одинаково медленно и у татар, и у русских, особенно у сельчан. Пробуксовывание социетальных трансформаций несет деконсолидационный заряд. В то же время среди русских и татар наблюдаются преобладание доли людей, относящих себя к среднему классу, их близкий социально-профессиональный состав и основа идентификации, активистская позиция. Средние слои этнических групп могут сыграть ведущую роль в интеграции российского социума.
4. Этнические сети не доминирует среди социальных связей у русских и татар. Люди чаще обращаются за помощью к друзьям, соседям, коллегам, представителям своего поколения, чем к членам своей этнической группы. Среди компонентов социального капитала наибольшее число этнических различий обнаружено по показателям этнической сплоченности - этнической идентичности и позитивных этнических чувствах. Они в большей степени распространены среди татар. Растущая этническая сплоченность, фиксируемая как у татар, так и у русского населения, позволяет прогнозировать рост влияния этого показателя на адаптацию. Актуализированная этническая сплоченность, соединенная с толерантными установками и доверием друг к другу этнических групп, имеющих большой опыт совместного проживания, выступает основой интеграции общества.
5. В 1990-х гг. у татар произошло накопление культурного капитала, а в 2000-х гг. этот ресурс конвертировался в экономический. Это зафиксировано в двух заметных явлениях. Первое - в формировании и значительном росте у татар культурной элиты, для которой татарский язык стали лифтом социальной мобильности. Несмотря на то, что новый статус татарского языка способствовал формированию его восприятия жителями Татарстана как социального ресурса, на массовом уровне реальное проявление влияния татарского языка на социальные биографии населения не обнаружено. Русский язык сохранил свои лидирующие позиции в большинстве социальных сфер, однако в восприятии русских он не играет инструментальной роли, в отличие от татар, особенно сельских.
Вторым заметным проявлением коммодификации культуры стало формирование рынка этнических товаров, получившего у татар наибольшее развитие под термином халяль. Динамизм этому рынку придает более последовательные экономические стремления верующих татар. Причинами коммодификации этнической культуры у татар является проводимая Татарстаном этнокультурная политика, высокие ориентации на сельский образ жизни и, как следствие, лучшая сохранность позитивных этнических традиций.
Коммодификация этнической культуры является не только ресурсом адаптации, но и важной основой интеграции российского общества, поскольку в процессе производства и потребления задействованы разные этнические группы, объединенные большим опытом межэтнического и межрелигиозного взаимодействия.
1.Габдрахманова Г.Ф. Роль миграции в преобразовании этнической структуры Татарстана / Г.Ф. Габдрахманова // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 62–68. (0,4 п.л.).
2.Габдрахманова Г.Ф. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов в отечественной этносоциологии / Г.Ф. Габдрахманова // Социологические исследования. – 2007. – № 1. – С. 116–122. (0,4 п.л.).
3.Габдрахманова Г.Ф. Мы–они: отношение к мигрантам в Республике Татарстан / Г.Ф. Габдрахманова // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 66–75. (0,6 п.л.).
4.Габдрахманова Г.Ф. Российской этносоциологии 40 лет / Г.Ф. Габдрахманова, Р.Н. Мусина // Этнографическое обозрение Online. – 2008. – Июль. – URL – http://journal.iea.ras.ru/online/2008/EOO2008_3c.pdf (вклад автора – 0,3 п.л.).
5.Габдрахманова Г.Ф. Особенности социально-профессионального состава русских и татар Республики Татарстан / Г.Ф. Габдрахманова // Вестник экономики, права и социологии. – 2010. – № 2. – С. 112–114. (0,2 п. л.).
6.Габдрахманова Г.Ф. Этнические особенности межличностного и институционального доверия студенческой молодежи г.Казани / Г.Ф. Габдрахманова // Вестник экономики, права и социологии. – 2010. – № 4. – С. 150–153. (0,2 п.л.).
7.Габдрахманова Г.Ф. Особенности социально-экономических взглядов православных и мусульман и перспективы изучения (по материалам исследований в Республике Татарстан) / Г.Ф. Габдрахманова // Вопросы культурологи. – 2010. – № 11. – С. 49–54. (0,3 п.л.).
8.Габдрахманова Г.Ф. Современный рынок мясных халяль-продуктов у татар / Г.Ф. Габдрахманова // Этнографическое обозрение. – 2011. – № 1. – С. 37–47. (0,6 п.л.).
Монографии:
9.Габдрахманова Г.Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан / Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Институт истории АН РТ, 2003. – 148 с. (8,3 п.л.).
10.Габдрахманова Г.Ф. Этнокультурные ресурсы экономического развития / Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – 370 с. (21,5 п.л.).
11.Габдрахманова Г.Ф. Освоение пространства. Социально-экономические практики трудовых мигрантов в России / Э.А. Сагдиева, Г.Ф. Габдрахманова, Р.Н. Мусина. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 160 с. (вклад автора – 3,1 п.л.).
Разделы в коллективных трудах:
12.Габдрахманова Г.Ф. Языковое исключение: причины и формы проявления / Г.Ф. Габдрахманова // Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. – Казань: Магариф, 2002. – С. 110–147. (2,2 п.л.).
13.Габдрахманова Г.Ф. Учительский корпус и проблемы качества преподавания языков в средней школе / Г.Ф. Габдрахманова // Государственные языки в школьном образовании: информационно-аналитический материал по результатам этносоциологического исследования в г. Казани / Отв. ред. Р.Н.Мусина. – Казань: Институт истории АН РТ, 2006. – С. 50–61. (0,7 п.л.).
14.Габдрахманова Г.Ф. Демографический потенциал и социально-экономические ориентации народов Республики Татарстан / Г.Ф. Габдрахманова, Д.М. Исхаков // Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. – С. 22–45. (вклад автора – 1,2 п.л.).
15.Габдрахманова Г.Ф. Учительский корпус и учебно-методический комплекс по татарскому языку и литературе для средней школы: оценки участников образовательного процесса / Г.Ф. Габдрахманова // Языки в системе образования Республики Татарстан: по материалам этносоциологического исследования / ред. Р.Н. Мусина и др. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. – С. 78–103. (1,4 п.л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
16.Габдрахманова Г.Ф. Демографические процессы среди этнических групп Татарстана (вторая половина XX века) / Г.Ф. Габдрахманова, Т.А. Титова // Научный Татарстан. – 2004. – № 4. – С. 114–120. (вклад автора – 0,3 п.л.).
17.Габдрахманова Г.Ф. Система образования с этнокультурным компонентом в постсоветском Татарстане: проблемы и перспективы / Г.Ф. Габдрахманова // Казанский федералист. – 2006. – № 4 (20). – С. 45–59. (1,1 п.л.).
18.Габдрахманова Г.Ф. Имеет ли значение религия? / Г.Ф. Габдрахманова // Этнорегиональные модели адаптации (постсоветские практики) / под общ. ред. М.Н. Губогло. – М.: ООО Интер-принт, 2008. – С. 83–96. (0,7 п.л.).
19.Габдрахманова Г.Ф. Исторические предпосылки формирования современной социальной структуры поволжских татар / Г.Ф. Габдрахманова // Этнорегиональные модели адаптации (постсоветские практики) / под общ. ред. М.Н. Губогло. – М.: ООО Интер-принт, 2008. – С. 207–227. (1,2 п.л.).
20.Габдрахманова Г.Ф. Ислам как фактор социально-экономического развития локальных сообществ в условиях глобализации / Г.Ф. Габдрахманова, Р.К. Уразманова // Культура как духовный ресурс развития региона: матер. докл. междунар. науч. конф. (4 апреля 2008 г.). – М.: ВИНИТИ, 2008. – С. 41–50. (вклад автора – 0,3 п.л.).
21.Габдрахманова Г.Ф. Миграция в зеркале общественного мнения / Г.Ф. Габдрахманова // Гастарбайтерство. Факторы адаптации / сост. Н.А. Дубова; общ. ред. М.Н. Губогло. – М.: Старый сад, 2008. – С. 318–348. (1,7 п.л.).
22.Габдрахманова Г.Ф. Постсоветские миграции: трансформация и регионализация / Г.Ф. Габдрахманова // Гастарбайтерство. Факторы адаптации / сост. Н.А. Дубова; общ. ред. М.Н. Губогло. – М.: Старый сад, 2008. – С. 235–258. (1,3 п.л.).
23.Габдрахманова Г.Ф. Социальные аспекты современного халяль-хозяйства у татар / Г.Ф. Габдрахманова // Этнологические исследования в Татарстане.– Казань: Институт истории АН РТ, 2008. – Вып. II. – С. 162–170. (0,5 п.л.).
24.Габдрахманова Г.Ф. Халяль – как экономический ресурс российских татар в условиях глобализации / Г.Ф. Габдрахманова // Время длиною в жизнь. Памяти Р.Б. Тагирова / под ред. Н.М. Мухарямова, Р.Н. Мусиной, О.Б. Януш. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008. – С. 63–76. (0,7 п.л.).
25.Габдрахманова Г.Ф. Исламская экономическая модель в России: теоретико-методологические проблемы изучения / Г.Ф. Габдрахманова // Конфессиональный фактор в развитии татар: концептуальные исследования. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. – С. 101–124. (1,3 п.л.).
26.Габдрахманова Г.Ф. Проблемы трудовой мотивации учителей татарского языка средних школ Татарстана: этносоциологический аспект / Г.Ф. Габдрахманова // Научный Татарстан. – 2009. – № 1. – С. 138–143. (0,8 п.л.).
27.Габдрахманова Г.Ф. Роль религии в экономическом поведении народов (по материалам этносоциологических исследований) / Г.Ф. Габдрахманова, Р.Н. Мусина // Этнологические исследования в Татарстане / сост. и отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: ИИ АН РТ, 2009. – Вып. III. – С. 199–225. (вклад автора – 0,9 п.л.).
28.Габдрахманова Г.Ф. Этнические особенности доверия (на примере студенческой молодежи г.Казани) // Этнологические исследования в Татарстане / сост. и отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. – Вып. IV. – С. 225–231. (0,4 п.л.).