2. Усиление значимости журналистики как инновационной в общественно-политических процессах в стране, так как СМИ способны оказывать существенное влияние на формирование «повестки дня». Наличие новых технологических возможностей позволяет интернет-ресурсам общественно-политической направленности более активно привлекать аудиторию к решению жизненно важных вопросов. Эта журналистика самоопределяется в таких терминах как «гражданская», «коммунитарная», «гуманитарная», журналистика соучастия и т.п. » и «основной функцией/ролью так понимаемой журналистики становится «модератор диалога». При этом общественно-политическая тематика рассматривается как отражение определенной части социальной реальности, прошедшей через призму рефлексии журналистов и материализованная в жанровой палитре общественно-политической журналистики, где воплощается в виде масс-медийного комментария, в результате чего одни и те же коммуникации получают одновременно и медийную, и политическую релевантность. Активно внедряясь в сферу политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения и модели взаимоотношений между рассматриваемыми социальными институтами.
3. Появившиеся новые социальные институты, такие как реклама и PR, и параллельно с ними интернет-медиа, свидетельствующие о расширении медийной сферы, диктуют необходимость проследить трансформацию не только терминологического ряда от средств массовой информации и массовой коммуникации к медиа, но и слияния информационно-коммуникативных практик в контексте конвергентных процессов. Следовательно, можно говорить об интернет-ресурсах общественно-политической направленности как конвергентных продуктах журналистики и связей с общественностью. В этом случае медиатизация ассоциируется с необходимостью того, чтобы политическая элита «обеспечила одобрение» масс и коммуникативно их «регулировала» .
В традиционном для научной мысли понимании мы рассматриваем массовые информационные процессы как процессы общения, поскольку именно социальной потребностью в обмене информацией объясняется формирование и становление различных форм общения и соответствующих им информационных потоков. Императив интерактивности, присущий современным информационно-коммуникативным технологиям (в частности, Интернету), безоговорочно сделал синхронность общения симультанной (единомоментной). Коммуникативный эффект новых технологий обеспечивает возможность установления контура надежной обратной связи от субъекта к объекту и наоборот в едином временном интервале. Информационная и коммуникативная практики, соприкасаясь между собой, становятся единым целым. Это, в конечном счете, является основной целью распространения общественно-политической информации, направление движения которой может быть горизонтальным - между структурами одного социального уровня, либо вертикальным - между структурами разных социальных уровней, что характерно для массовой социальной информации.
4. Общественно-политический дискурс, переместившийся в альтернативное медийное пространство, имеет сетевую структуру, позволяющую обеспечить участие массовой аудитории в обсуждении проблем, свободного комментирования установленной повестки дня. Уже первые заходы политиков в сеть продемонстрировали информационно-коммуникативный подход, заложив тенденцию конвергенции на уровне медиа, реализуя информационно-коммуникативную парадигму. Общественно-политическая тематика во многом способствовала расширению медийного пространства и слиянию коммуникативных практик журналистики, PR, рекламы. Эта тенденция становится определяющей в данный момент развития средств массовой информации. Причем коммуникативные процессы вполне ощутимо уже оказывают влияние на формирование информационных потоков. Тем самым они трансформируют систему СМИ, включают новые медийные сегменты в реализацию стратегических задач политической сферы.
5. В развитии конвергенции СМИ в начале нынешнего века происходят новые сдвиги. Очередным шагом после создания интернет-сайтов традиционной печатной прессы, телевизионных каналов, радиовещательных программ, появления корпоративных политических интернет-ресурсов становится новая ступень конвергентных процессов, изменяющая форматы передачи информации, в том числе и общественно-политической тематики. На сайтах стали появляться различные слои контента. Так рядом с текстом речи возникает звучащий подкаст или видео с изображением говорящего, делая содержание более объемным, двух- или трехмерным. Общественно-политическая тематика теперь попадает в более разнообразный, более богатый контекст медийного пространства, придавая информации новый динамизм, и в то же время, обогащая ее комментариями. Общественно-политическая тематика, благодаря размещению на интернет-ресурсах различных СМИ становится многоцелевой, доступной и зрителю, и читателю, и слушателю. Особенность развития масс-медиа заключается в том, что прогресс в информационных технологиях позволяет развить это качество до такой степени, что диалог журналиста с читателем, зрителем, радиослушателем может проходить в режиме реального времени, причем на более высоком уровне интерактивности. Разделенные до конвергенции и оцифровки различные медийные эпизоды теперь объединяются и создают новый журналистский продукт, который позволяет более всесторонне охватить развитие событий. В результате общественно-политическая тематика приобретает многоликость, многоформатность, многомерность своего содержательного контента. И все это происходит в одной и той же медийной среде, в рамках одного сетевого ресурса.
6. При всем разнообразии мнений сервисы веб-2.0, без сомнения, представляют собой часть глобального процесса, который изменяет традиционную структуру медийного пространства - пользовательский контент завоевывает тематическое информационное пространство, становясь частью средств массовой информации. Современный масс-медийный продукт - не только форма восприятия, но и форма участия, подкрепленная технологическим развитием электронных ресурсов, сформировавшихся в Интернете, позволяющим потребителям коммуникации быть ее производителями. В целом это относится и к общественно-политической тематике, присутствующей во всех разновидностях средств массовой информации, как продукта реальной политики, политических процессов в обществе, так как главный вектор коммуникации между политической системой и медийной обусловлен в большей своей степени темами общественно-политической жизни. Остается только признать, что интернет-сервисы социальных сетей представляют собой новый тип СМИ, образовавшийся не только как результат технологической инновации веб-2.0, а как новая идеология восприятия и взращивания на этой широко и быстро осваиваемой коммуникативной почве новых форм социальной и политической тематики. Новый этап в развитии Интернета с его высокими скоростями доставки многообразной информации в интерактивном режиме с возможностями гипертекстовой композиции и мультемедийном преобразовании уже сегодня способен в значительной степени повышать общественное значение и расширять публичную сферу общественно-политической тематики медийного пространства, обеспечивая ее теми диалогическими формами интерактивной информативности и коммуникабельности, с помощью которых открываются дискурсивные возможности многих общественно-политических проблем.
7. За несколько лет политические структуры прошли путь от использования электронной почты и статичных «доморощенных» сайтов-визиток, до интегрированных веб-систем. Изучение содержательного пространства политических веб-ресурсов показало, что появился специфический тип медийного продукта, способствующий продвижению общественно-политической тематики. Он отражает современный тип коммуникации в динамично изменяющейся информационной среде, где политические акторы выстраивают новые взаимоотношения, вступают в непривычные до сего времени контакты, формируя новый стиль общения, создают виртуальные пространства и общности, предлагают оппонентам новые способы и методы взаимодействия. По сути, являясь журналистским информационным продуктом, она одновременно представляет собой действенную составляющую PR. Освоение журналистикой Интернета не могло пройти незаметно для самой журналистики, которая подверглась трансформации в связи с изменением технологических условий подготовки и трансляции своего контента. Поэтому единицей контент-анализа становится жанр. Характерной особенностью, например, сайта политика является внутренняя ритмика разделов. Сложное по составу многожанровое, но вместе с тем и единичное, неповторимое произведение, обладающее собственной внутренней логикой, устойчивой структурой, определенной завершенностью.
Методологический подход, определяемый в системе жанров как макрожанр, имеет смысл, если считать, что сайт, выполняющий единую общественно-политическую задачу, существует как единое целое.
8. Констатация результатов проведенных опросов аудитории подтверждает, что интернет становится той площадкой, которая сегодня активно осваивается политическими силами, журналистским сообществом, в результате чего правомерно говорить о новом этапе общественно-политической журналистики, тесно связанной с новыми технологиями.
1. Кравцов В.В. Жанровое своеобразие журналистских материалов в избирательных процессах (статья). Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия журналистика. СПб., Вып. 4. 2008. – С.157-169. – 0,5 п.л.
2. Кравцов В.В. Интернет – новые возможности политических коммуникаций (статья). Вестник Воронежского государственного университета. Серия журналистика, филология. Воронеж, Вып. 2. 2009. – С.159-164. – 0,25 п.л.
3. Кравцов В.В. Политическая коммуникация в Интернете (статья). Вестник Чувашского университета. Серия гуманитарные науки. Чебоксары, Вып.4.2009. – С.305-311. – 0,25 п.л.
4. Кравцов В.В.Требование времени: от традиционной журналистики к инновационной (статья). Вестник Поморского университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, Вып.11.2009. – С.165-168. – 0,25 п.л.
5. Кравцов В.В. Овладение политической грамотностью – настоятельная потребность каждого журналиста (статья). Вестник Челябинского государственного университета. Серия филология. Челябинск, Вып.35. 2009. – С. 113-117. – 0,25 п.л.
6. Кравцов В.В. Жанр веб-ресурса как макрожанр (статья). Журналист. Социальные коммуникации. Серия теория и практика современных СМИ. Москва, Вып.1. 2011. – С.69-77. – 0,25 п.л.
7. Кравцов В.В. От стратегической модели медиатизированной политики к интерактивной (статья). Молодой ученый. Москва. Вып.1. 2011. С. 116-128. 0,5 п.л.
8. Кравцов В.В. Политические Интернет-ресурсы как особый вид корпоративного массового медиа-продукта. Молодой ученый. Москва. Вып.2. 2011. С.58 – 70. 0,5 п.л.
Монографии, учебники и учебные пособия:
1.Кравцов В.В. Журналист в избирательном процессе: монография. – Москва: Издательство РИП-холдинг, 2005, - 311 с. 13 п.л.
2.Кравцов В.В. Политическая журналистика в Интернете: монография. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2011, - 250 с. 10,5 п.л.
3.Кравцов В.В. Интернет-коммуникации в политической жизни России: Учебное пособие. Москва: типография ИПК РТ и РВ, 2011. – 24 с. 1 п.л.
4.Кравцов В.В., Харченко У.П. «Викиликс»: Интернет-вызов общественно-политическому строю: Учебное пособие. Москва: типография ИПК работников ТВ и РВ, 2011. – 24 с. 1 п.л.
5.Кравцов В.В., Харченко У.П. Этапы взаимоотношений медиа и власти: Учебное пособие. Москва: типография ИПК работников ТВ и РВ, 2011. – 24 с. 1 п.л.
6.Кравцов В.В., Харченко У.П. Общественно-политическая тематика в Интернете: партийные ресурсы: Учебное пособие. Москва: типография ИПК работников ТВ и РВ, 2011. – 24 с. 1 п.л.
7.Кравцов В.В., Харченко У.П. Краткий путеводитель по сайтам общественно-политических организаций. Учебное пособие. Москва: типография ИПК работников ТВ и РВ, 2011. – 24 с. 1 п.л.
Статьи в периодических изданиях и сборниках:
1. Кравцов В.В. Чубайс в России больше, чем PR//Советник, 2002, №10. С – 14-15; 0,3 п.л.
2. Кравцов В.В. Сказки для взрослых// Советник, 2003, №10. С – 20-21; 0.3 п.л.
3. Кравцов В.В. Политическая исповедь (черные пиарщики рассказали всю правду)// Версия, 2003,№45; 0.2 п.л.
4.Кравцов В.В. В чем секрет авторитета? // Элитный персонал, №45, 2003; 0.2 п.л.
5.Кравцов В.В. Выборы как форма общественной жизни//Акценты, 2004, №5-6. С.12-18. 0.25 п.л.
6. Кравцов В.В. Специфика работы журналиста на выборах. Особенности личности и деятельности журналиста на выборах (социально-психологический аспект)// Акценты, 2004, №3-4. С.45-58. 0.5 п.л.
7. Кравцов В.В. Коммуникация в политической сфере// Акценты, 2005, №1-2; С. 21-34. 0,5 п.л.
8. Кравцов В.В. Лагерная правда// Профиль, 2005, №28. С-32.0,2 п.л.
9.Vladimir Kravtsov. From one Moscow to the other Moscow, with love! (Из Москвы в Москву с любовью!)// Daily news. Moscow-Pullman. USA., 27.02.2010. 0,25 п.л.
10.Кравцов В.В. Государевы люди// СЕО, 2010, №11.С-72-76. 0,2 п.л.
11.Кравцов В.В. Государство и СМИ// Журналист, 2010, №12. 0,2 п.л.
12. Представитель Госдумы России провел семинары для ростовских журналистов. Сайт ЮГА.ru, 31.03.2011; 0,2 п.л.
13. Кравцов В.В. Курс на разгосударствление//Журналист, 2011, №4. С -10-11; 0,2 п.л.
14. Кравцов В.В. Щука нужна, чтобы караси не дремали//Аргументы недели.Юг, 2011, №13; 0,2 п.л.
15. Кравцов В.В. Слово или дело?// Наше время. 07.04.2011; 0,2 п.л.
16. Кравцов В.В. Интересно о скучном//Новочеркасские ведомости, 06-12.04.2011. 0,2 п.л.
17. Кравцов В.В. Модный GR// Cоветник. 11.2011; 0,25 п.л.