Научная тема: «ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К ПРИНЯТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Применение интеграции реализуемых в педагогическом образовании научных подходов позволяет значительно повысить уровень подготовленности будущих учителей к принятию профессиональных решений. Сущность интеграции научных подходов состоит в объединении направленных на достижение общей цели различных подходов, установлении взаимосвязей между их ведущими идеями, принципами и направлениями реализации в соответствии с требованиями непротиворечивости, дополнительности и относительной независимости. Интеграция подходов, снимающая остроту проблемы ограничений в их реализации и позволяющая усилить преимущества каждого, расширив возможности и сняв существующие противоречия между ними, дает возможность учесть многоаспектность профессионального педагогического образования и обеспечить фундаментальность, комплексность и целостность подготовки учителя к принятию решений.

2. В качестве концептуальной основы подготовки учителя к принятию профессиональных решений в исследовании рассматривается интеграция научных подходов, позволяющая объединить взаимодополняющие, не противоречащие друг другу и относительно независимые важнейшие положения и принципы реализации ряда научных подходов: деятельностного, личностного, системного, ситуационного, когнитивного, междисциплинарного, технологического и эвристического. Основными направлениями осуществления профессиональной педагогической подготовки в рассматриваемом аспекте являются направления реализации названных научных подходов. Структура и содержание программы подготовки учителя к принятию профессиональных решений могут быть разработаны в соответствии с направлениями реализации указанных научных подходов.

3. Интегративные связи между научными подходами, направлениями их реализации в подготовке педагогов к принятию профессиональных решений могут быть осуществлены на четырех уровнях:

  • концептуальный уровень связей, определенных на основе сформулированной в исследовании идеи, основных положений и принципов интеграции научных подходов;
  • организационно-содержательный уровень связей, образуемых при построении программы подготовки учителя к принятию профессиональных решений;
  • технологически-процессуальный уровень связей, установленных в ходе разработки и применения технологической модели подготовки учителя к принятию профессиональных решений;
  • методический уровень связей, раскрывающихся при использовании интерактивных методов и форм профессиональной подготовки, в том числе кейс-технологии и интегрированных тренингов.

4. Основными тенденциями, характеризующими процесс профессиональной подготовки учителя на основе интеграции научных подходов, являются зависимости

  • между степенью интеграции различных направлений реализации научных подходов и уровнем эффективности профессиональной подготовки к принятию решений;
  • между степенью овладения студентами педагогических вузов технологией принятия решений в проблемных ситуациях педагогической деятельности и достигнутым ими уровнем профессионализма;
  • между широтой диапазона владения студентами процессуальными уровнями действий и достигнутым ими уровнем профессионализма в принятии решений;
  • между уровнем проблемности, информативности предлагаемых будущим учителям заданий по разрешению педагогических проблем, кейсов, степенью самостоятельности студентов в их разрешении и качеством профессиональной подготовки.

5. Психолого-педагогическими условиями подготовки будущего учителя к принятию профессиональных решений на основе интеграции научных подходов являются:

  • реализация различных подходов в профессиональной подготовке учителя базируется на принципах интегративности, системности, актуальности классических педагогических принципов, эффективности, мотивации, проблемности, обратной связи, многоаспектности, технологичности;
  • необходимо формирование у будущих учителей интегрированных психолого-педагогических знаний, обуславливающих принятие научно-обоснованных и эффективных решений в педагогической деятельности;
  • предвосхищение возможных проблемных ситуаций в педагогической деятельности, активное использование их комплексного анализа и научно-обоснованного поиска вариантов их разрешения;
  • формирование личностного профессионального опыта студентов в использовании технологии принятия профессиональных решений уже в процессе его подготовки, что обуславливает апробирование студентом соответствующих технологий в ходе практических занятий и педагогической практики.

6. Обобщенная технологическая модель подготовки учителя к принятию профессиональных решений может быть представлена на двух уровнях: на первом уровне в качестве модели принятия решений учителем и на втором уровне в виде модели подготовки учителя к принятию решений. Процесс функционирования модели первого уровня может быть отображен посредством разработанной в исследовании технологии принятия решений. Функционирование модели второго уровня обеспечивается указанием цели, задач, принципов и направлений подготовки учителя к принятию профессиональных решений на основе интеграции научных подходов, а также характеристикой ее программы и содержания.

7. Уровень профессионализма принимаемых в педагогической деятельности решений определяется степенью сформированности умений выявлять и идентифицировать проблемы, препятствия на пути достижения цели, определять причины их возникновения, осуществлять научно-обоснованный выбор действий из ряда альтернатив, определять риски, оценивать эффективность принимаемых решений, прогнозировать дальнейший ход развития ситуации, формулировать соответствующие выводы. В качестве критериев успешности принимаемых педагогом решений рассматриваются: результативность, научная обоснованность, оптимальность для данных условий деятельности, этичность, своевременность, принятие данного решения другими субъектами проблемной ситуации.

Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК

1.Темина, С.Ю. Перспективы развития и совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя на основе усиления роли ее интеллектуальной составляющей / И.П.Андриади, С.Ю.Темина // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №7. – С. 94-97. (0,4 п.л./0,3 п.л.).

2.Темина, С.Ю. Проблема влияния новых информационных технологий на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов / С.Ю.Темина // Известия ВГПУ, серия «Педагогические науки». – 2008. - № 6(30). – С. 134-137. (0,5 п.л.).

3.Темина, С.Ю. Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов / С.Ю.Темина //Педагогическое образование и наука. – 2008. - №8. – С. 43-47. (0,5 п.л.).

4.Темина, С.Ю. Сравнительный анализ решения профессиональных проблем российскими и американскими начинающими учителями / С.Ю.Темина, А.У.Чижик // Образование и общество. - 2009. - №1 – С. 78-83. (1 п.л./0,7 п.л.).

5.Темина, С.Ю. Идентификация педагогических проблем и способы их разрешения начинающими учителями / С.Ю.Темина // Высшее образование сегодня. - 2009. – №2. - С. 88 – 90. (0,5 п.л.).

6.Темина, С.Ю. Различные подходы к трактовке и разрешению педагогических ситуаций / С.Ю.Темина // Известия ВГПУ, серия «Педагогические науки». – 2009. - № 4(38). – С. 42-46. (0,5 п.л.).

7.Темина, С.Ю. Сущность процесса решения профессиональных задач в педагогической деятельности / С.Ю.Темина // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 10. – С. 57 – 59. (0,5 п.л.).

8.Темина, С.Ю. Интеграция системного и ситуационного подходов в процессе применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя / С.Ю.Темина // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. – 2009. - №3. – С.469-473. (0,5 п.л.).

9.Темина, С.Ю. Анализ содержания и организации подготовки будущих учителей к принятию решений в профессиональной деятельности/ С.Ю.Темина // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. – 2009. - №4. – С.481-485. (0,5 п.л.).

10.Темина, С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю.Темина // Среднее профессиональное образование. – 2010. - №1. – С. 44-46. (0,4 п.л.)

11.Темина, С.Ю. Профессионализм учителя в принятии решений и его толкование в определении уровня мастерства педагога / И.П.Андриади, С.Ю.Темина // Образование и общество. – 2010. - №1. – С. 14-18. (0,8/0,6 п.л.).

12.Темина С.Ю. Трактовка и способы достижения успеха в проблемных педагогических ситуациях/С.Ю.Темина// Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. – С. 51-56 (0.9 п.л.).

13.Темина, С.Ю. Подготовка педагогических кадров к принятию решений на основе интеграции различных научных подходов/ С.Ю.Темина// Высшее образование сегодня. – 2010. - №6. – С. 61-63 (0.5 п.л.).

14.Темина, С.Ю. Возможности и пределы реализации различных научных подходов в педагогическом образовании/ С.Ю.Темина// Высшее образование сегодня. – 2011. - №9. – С. 53-56 (0.6 п.л.).

Монографии

15. Темина, С.Ю. Творческое отношение педагога к своей деятельности как предпосылка ее успешности / С.Ю.Темина. - М.: Изд-во «Компания Спутник +», 2003. - 91 стр. (5,69 п.л.).

16. Темина, С.Ю. Основы педагогической деятельности / С.Ю.Темина. - М.: Изд-во «Компания Спутник +», 2007. - 175 с. (10, 94 п.л.).

17. Темина, С.Ю. интеграция научных подходов в подготовке учителя к принятию профессиональных решений / С.Ю.Темина. – М.: Издательство «Спутник +», 2009. - 205 с. (12,81 п.л.).

18.Темина, С.Ю. Стратегия и тактика принятия профессиональных решений в педагогической деятельности / С.Ю.Темина. – М.: НИПКЦ Восход-А, 2010. – 128 с. (8 п.л.).

Учебные, методические пособия

19. Темина, С.Ю. «По пути развития школьника» / С.Ю.Темина. - М.: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 171 стр. (9,24 п.л.).

20. Темина, С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции / С.Ю.Темина. - М.: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 112 с. (5,88 п.л.).

21. Темина, С.Ю. Основы подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству/ С.Ю.Темина. - М.: Изд-во «Компания Спутник +», 2001. - 42 стр. (2,63 п.л.).

22. Темина, С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов? Введение в конфликтологию образования/ С.Ю.Темина. - М.: Психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 144 стр. (7,56 п.л.).

Статьи в журналах, сборниках научных трудов, материалы конференций

23. Темина, С.Ю. «Вопросы нестандартного подхода к решению педагогических ситуаций в советской психолого-педагогической науке 20-30 годов" / С.Ю.Темина // Проблемы истории педагогики и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4-6 июня 1991 г.). - Горно-Алтайск: Г-АПИ, 1991. – С. 173-179. (0,6 п.л.).

24. Темина, С.Ю. «Использование различных типов педагогических ситуаций в профессиональной подготовке будущего учителя» / С.Ю.Темина // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И. Ленина за 1991 год, посвященной 120-летию основания университета. Серия: психолого-педагогические науки. Апрель 1992 г.- М.: Прометей, 1992. - С. 147-149 (0,3 п.л.).

25. Темина, С.Ю. Подготовка студентов к анализу и нестандартному решению педагогических ситуаций в опыте педвузов 70-80-х гг. / С.Ю.Темина // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на ХП сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И.Равкина. – М.: Ин-т ТП и МИО РАО, 1992. - С. 254-257. (0,3 п.л.).

26. Темина, С.Ю. «Классификация педагогических ситуаций как одно из условий диагностики профессионально-педагогической подготовки студентов педвузов» / С.Ю.Темина // Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. – Тула: Изд-во Тульского пединститута, 1992. – С. 83-84. (0,2 п.л.).

27. Темина, С.Ю. «Проблема поиска нестандартного решения педагогической ситуации» / С.Ю.Темина // Решение педагогических задач в системе непрерывного педагогического образования: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. - Москва-Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1992. – С. 23-25. (0,3 п.л.).

28. Темина, С.Ю. «Решение педагогических ситуаций учителем как существенное условие нравственного развития личности учащихся» / С.Ю.Темина // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции». - Часть 3, Чебоксары: ЧГПИ им. И.Я.Яковлева, 1993. – С.273-274. (0,2 п.л.).

29. Темина, С.Ю. «Актуальность педагогического наследия Л.Н. Толстого в анализе причин конфликтных педагогических ситуаций в школе» / С.Ю.Темина // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: Тезисы докладов ХХI Толстовских чтений «Философско-этические и социологические идеи Л.Н. Толстого». – Тула: Изд-во Тульского пединститута, 1993. – С. 116-118. (0.3 п.л.).

30. Темина, С.Ю. «Разработка подходов к обучению студентов решению педагогических ситуаций в педагогике высшей школы 70-80 гг. ХХ в» / С.Ю.Темина // История образования и просвещения в России Х1Х-ХХ вв.: Научно-практическая конференция. - Тезисы докладов и сообщений. - М.: МПГУ, 1994. – С. 83-84. (0,2 п.л.).

31. Темина, С.Ю. «Эвристические методы разрешения педагогических ситуаций» / С.Ю.Темина. - Наука и школа. – 1997. - №6. – С. 15-20. (0,9 п.л.).

32. Темина, С.Ю. Психолого-педагогические подходы к содействию развитию школьника в обучении в России и Германии / С.Ю.Темина. - Наука и школа. – 1998. - №4. – С.25-28. (0,7 п.л.).

33. Темина, С.Ю. Методы разрешения проблемных ситуаций во взаимоотношениях учителя и учащихся/ С.Ю.Темина. - Наука и школа. – 1999. - №5. – С. 39-44. (0,8 п.л.).

34.Темина, С.Ю. Вести или сопровождать? Разные пути решения многовековой дилеммы / С.Ю.Темина. – Директор школы. – 1999. - №6. – С. 49-57. (0,8 п.л.).

35.Темина, С.Ю. В поисках альтернативных путей воспитания / С.Ю.Темина. – Народное образование. - 1999. - №9. – С.193-197. (0,8 п.л.).

36. Темина, С.Ю. Подготовка учителя к осознанному выбору и реализации различных способов организации обучения, содействующих развитию школьников / С.Ю.Темина // Проблемы и перспективы педагогического образования в ХХI веке. Труды научно-практической конференции. – М.: Прометей, 2000. - С.379-380. (0,2 п.л.).

37. Темина, С.Ю. Различные подходы к организации воспитания и развития личности учащихся: философский и психолого-педагогический аспект / С.Ю.Темина // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (26-28 сентября 2000 г.). Ч. 2. – Тула: Изд-во ТГПУ, 2000. - С. 45-47. (0,3 п.л.).

38. Темина, С.Ю. Проблема подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству в мировоззренческом и психолого-педагогическом аспектах / С.Ю.Темина // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Прометей, 2002. - С.543-551. (0,7 п.л.).

39. Темина, С.Ю. Творческое отношение учителя к своему труду: личностный и профессиональный аспекты / С.Ю.Темина // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Прометей, 2003. - С. 813-819. (0,5 п.л.).

40. Темина, С.Ю. Мотивы и стимулы к развитию творческого отношения к педагогической деятельности / С.Ю.Темина. - Педагогические науки. – 2003. - № 4. – С. 36-39. (0,5 п.л.).

41. Темина, С.Ю. Основные направления интеграции знаний о человеке в профессиональной подготовке будущего учителя / С.Ю.Темина. - Вестник Московского городского педагогического университета. - 2007. - №1. – С. 37-46. (1 п.л.).

42. Темина, С.Ю. Актуальные проблемы интерактивного обучения будущих учителей / С.Ю.Темина // XXI век: проблема подготовки специалистов в системе педагогического образования (по материалам международной конференции, проходившей в г. Москве 26 – 28 апреля 2007 г.) – М.: МГПУ, 2007. – С. 430-433. (0,4 п.л.).

43. Темина, С.Ю. Подготовка учителя к решению профессиональных проблем как приоритет высшего педагогического образования / С.Ю.Темина // Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научной конференции. - М.: МАНПО, Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 150-153. (0,3 п.л.).

44.Темина, С.Ю. Системный характер профессиональной педагогической деятельности / С.Ю.Темина // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование как интеллектуальный и инновационный ресурс Казахстана». Т.1 – Семей: СГПИ, 2009. – С. 246-248. (0.4 п.л.).

45.Темина, С.Ю. Трактовка профессионализма в принятии педагогических решений / И.П.Андриади, С.Ю.Темина // Материалы VI Международной научно-методической конференции «Духовно-нравственное воспитание и профессионализм личности в современных условиях». – Киев-Винница: ИИТ и СО Мин. обр. и науки Украины, 2009. – С. 177-181. (0.5/0.3 п.л.).

46.Темина С.Ю. Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя/ И.П.Андриади, С.Ю.Темина. - Эксперимент и инновации в школе. – 2010. - №3. - С. - 2-4. (0.8/0.6).

47.Темина С.Ю. Проблемы интеграции в профессиональном педагогическом образовании/ С.Ю.Темина // Материалы Дистанционной Международной научно-практической конференции «Модернизация системы образования в глобальном образовательном пространстве». – Туркестан: Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави, 2010. – С. 223-228. (0.4 п.л.).

48.Темина С.Ю. Кейс-технология в инновационных процессах педагогического образования/ И.П.Андриади, С.Ю.Темина// Инновационные технологии в образовании: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Университет РАО, 2011. – С. 36-41 (0.5/03 п.л.)