Научная тема: «КУЛЬТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Культура технической творческой деятельности  личности есть безусловный абсолют, объединяющий в себе знания/творчество/инновации и создающий посредством деятельности личности условия для рождения материальных и духовных ценностей. Авторская концепция взаимодействия инновационной и научной деятельности включает в себя такие компоненты, как: знание - инновации/творчество - материальные ресурсы - творчество/инновации - знание. При этом материальные ресурсы и знание представляют собой компоненты системы, принадлежащие одновременно к двум пространствам деятельности личности - научной и инновационной, в то время как компоненты «инновации» и «творчество», хотя и взаимодействуют между собой, четко принадлежат каждый к своему деятельностному пространству: инновации - в пространстве инновационной деятельности, творчество - деятельности научной. Данная система замкнута, циклична и раскрывает алгоритм взаимодействия каждого компонента научной и инновационной деятельности на основе творческой деятельности. Согласно концепции, под инновационной деятельностью необходимо понимать деятельность, направленную на превращение знаний через инновации в материальные ресурсы, а под научной деятельностью - наоборот, превращение материальных ресурсов через творческую деятельность в знания.
  2. Специфика диверсификационного и интегративного подходов в условиях модернизации в российском обществе заключается в том, что их применение происходит в виде многоуровневости, многоступенчатости подготовки к творческой деятельности, вариантности и гибкости образовательных программ благодаря грамотно выстроенной технологии обучения творчеству через исследовательскую деятельность, что является одним из основных условий формирования культуры технической творческой деятельности личности. Применение диверсификационного и интегративного подходов обусловливает наличие двух составляющих, которые необходимо учесть при создании  модели формирования культуры технической творческой деятельности личности. Первая составляющая предполагает создание благоприятных условий, вторая - применение эффективных методов развития исследовательской и творческой деятельности личности.
  3. Значение культуры технической творческой деятельности личности в контексте регионализации определяется тем, что формирование культуры технической творческой деятельности личности происходит в процессе получения образования, которое, исходя из совокупного общественного интереса, выступает в качестве суперинструментальной системы, обеспечивающей достижение целей не специфично образовательных, а именно целей, связанных с развитием региональных комплексов в целом. Учитывая особенности и принципы регионализации как приоритетного направления реформирования современного российского общества, значение культуры технической творческой деятельности личности в данном контексте дуалистично, поскольку включает в себя и  личностный, и общественный аспекты.
  4. Социокультурный контекст, определяющий формирование культуры технической творческой деятельности личности, зависит как от специфики государства в целом, так и региона, от микро- до макроуровня. Для того чтобы формирование культуры технической творческой деятельности личности могло осуществляться полноценно, социокультурный контекст должен отвечать трем основным требованиям: формировать общественно и личностно значимые духовные потребности и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами; создавать условия для самореализации духовных сил личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурного потенциала. Собственно механизм формирования культуры технической творческой деятельности личности представляет собой систему мер по организации и осуществлению непрерывного профессионального образования, исходя из потребностей региона, центральной идеей которой является категория целостного развития личности как субъекта на всем протяжении его профессиональной подготовки.
  5. Региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности представляют собой один из эффективных способов приращения человеческого капитала в современном российском обществе. Исходя из уровня региона, можно выделить микро-, мезо- и макроуровень региональных моделей формирования культуры технической творческой деятельности личности, а на основе типа региона - микромодель, малую модель, внутрирайонную, административно-территориальную, внтуриобластную / внтуриреспубликанскую, административно-управляемую, территориально-экономическую региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности.
  6. Социальное партнерство как способ формирования культуры технической творческой деятельности личности, выступая в роли мировоззренческой парадигмы, выполняет следующие функции: адаптивную, ресурсную, интегративную, стабилизирующую, управленческую, качественную. Исходя из функционального поля, сущность социального партнерства в современном российском обществе заключается в том, что в центре внимания находится не просто деятельность, а совместная деятельность образовательных учреждений и работодателей по реализации вместе выработанных целей и задач, направленных на формирование новых профессиональных отношений. Успешное осуществление этих процессов создает предпосылки для результативности социального партнерства в формировании культуры технической творческой личности в процессе модернизации профессиональной подготовки.
  7. Социально-философский анализ стандартов, регламентирующих формирование культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе, показал, что в научных исследованиях, посвященных данному вопросу, имеются недостатки, наличие которых сдерживает технический прогресс в современном российском обществе. К основным недостаткам могут быть отнесены: дублирование в отдельных моментах содержания регламентов и содержащихся в них информационных данных; практически полное отсутствие связи форм и правил оформления, частичное несоответствие их требованиям рациональных способов и методов познания; неучет требований, обусловленных приложением современной социокультурной реальности; отсутствие упорядоченности применяемых видов регламентов; отсутствие во всех видах и формах работ такого компонента, как культура технической творческой деятельности личности.
  8. Для того чтобы система формирования культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе  была эффективно действующей, она должна отвечать принципам разнообразия и сложности и иметь внутренний потенциал, состоящий из финансовых, информационных и технологических ресурсов. Основные задачи данной системы: развитие системы взаимодействия, корректировка государственных образовательных стандартов технических специальностей, пропаганда достижений научно-технического творчества, поддержка развития самодеятельного технического творчества, содействие массовому участию в решении вопросов, направленных на ускорение экономического и социального развития страны. Теоретический конструкт системы формирования культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе состоит из следующих элементов: культура технической творческой деятельности, являющаяся одновременно и целью и результатом; личностно-ориентированное обучение (лекции); индивидуальное определение проектных задач (предприятие).
  9. Социально-философский анализ результатов диагностики культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе показал ее недостаточную сформированность. Сущностные характеристики работы по развитию культуры технической творческой деятельности личности заключаются в опоре на такие личностные качества, как самостоя­тельность, активность, инициатива. Наиболее эффективными формами развития культуры технической творческой деятельности личности являются массовые формы, направленные прежде всего на развитие интереса и увлечения, поскольку именно данные качества являются необходимым условием для воспита­ния творческой инициативы.
  10. Социально-философская модель формирования культуры технической творческой деятельности личности опирается на три основных типа развития личности: поэтапное, векторное, спиральное. Модель представлена в трехмерном пространстве и скоординирована «кругозором» личности, культурой производства и временем. При этом априорной является установка на соответствие каждому из отмеченных этапов социализации личности определенной ступени в ее развитии.  Модель вписана в систему непрерывного технического образования,  согласуясь с внутренне присущим ей стремлением к «универсальному» образцу, с мобилизацией свойственного системе потенциала и предполагает многоуровневое взаимодействие как внутри системы непрерывного технического образования, так и данной системы с производством, что способствует созданию неповторимой, самобытной, самодостаточной, саморазвивающейся личности. Этот достигается при условии совпадения управляющего воздействия на личность с внутренними свойствами модели, т.е.  вектор развития творческой деятельности согласуется с потребностью личности в самореализации, которая является движущей силой вектора развития творчества.
  11. Реализация социально-философской модели формирования культуры технической творческой деятельности личности в процессе обучения осуществляется в рамках комплексной экспериментальной программы. Фундаментом формирования культуры технической творческой деятельности личности выступают личностные характеристики: мотивация, целенаправленность, творческое мышление. При этом мотивация и целенаправленность в процессе формирования культуры технической творческой деятельности инициируют творческое мышление личности, а в процессе целенаправленно осуществляемого действия/действий  происходит  «переплавление» мотива в результат.
  12. Существуют три основных условия эффективности социально-философской модели формирования  культуры  технической творческой деятельности личности в процессе обучения. Первое: учебно-исследовательская деятельность. Будущие специалисты только в процессе освоения навыков учебно-исследовательской деятельности могут развивать умение проникать в сущность физических явлений и процессов, самостоятельно решать технологические и технические задачи. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность предстает как основная составляющая творческой деятельности, тесно связанная с отечественной культурой производства. Второе: самостоятельная деятельность, которая, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью, направленной на развитие творческих способностей личности. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование тематики и объема самостоятельной работы в контексте формирования культуры производства. Третье условие: саморазвитие. Если первые два условия эффективности модели во многом зависят от профессионализма педагога, то третье условие - саморазвитие - остается целиком во власти самой личности. Задача педагога - создание благоприятных ситуаций для ее реализации. Но именно саморазвитие и является основным условием, поскольку без стремления личности к самосовершенствованию, самоосуществлению, самотворчеству нет и не может быть осознанной, активной исполненной самоотдачи  целенаправленной деятельности.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Загутин Д.С. Развитие культуры творческой деятельности личности в региональной системе среднего профессионального образования: интегративный подход. Ростов н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2010. 6 п.л.

2.Загутин Д.С. Модернизация региональной модели социального партнерства в средних профессиональных образовательных учреждениях. Ростов н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2010. 5,8 п.л.

3.Загутин Д.С. Культура технической творческой деятельности личности: модель формирования. Ростов н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2011. 9,2 п.л.

В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России

4.Загутин Д.С. СПО как звено в цепи формирования современной культуры производства // Среднее профессиональное образование. М.: Среднее профессиональное образование, 2007. Вып. 8. 0,25 п.л.

5.Загутин Д.С. Особенности учебно-воспитательной ра¬боты, направленной на развитие культуры творческой деятельности студентов в технических ССУЗах // Среднее профессиональное образование. М.: Среднее профессиональное образование, 2007. Вып. 11. 0,2 п.л.

6.Загутин Д.С. Организационно-педагогические меры по созданию индивидуализированной развивающей среды, направленной на формирование творческого мышления // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. № 3. 0,4 п.л.

7.Загутин Д.С. Модель развития культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 1. 0,4 п.л.

8.Захараш Т.Б., Загутин Д.С. Теоретические основы формирования индивидуального и коллективного опыта у студентов // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 5. 0,45 п.л.

9.Загутин Д.С. Математическое описание модели развития и измерения культуры технического творчества // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 6. 0,3 п.л.

10.Загутин Д.С. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели становления культуры технического творчества в системе профессионального образования // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 7. 0,45 п.л.

11.Загутин Д.С. Становление технического творчества и система непрерывного профессионально-технического образования // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2009. № 5 (34). 0,2 п.л.

12.Загутин Д.С. Практический опыт реализации процесса интеграции дополнительного образования и вуза // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2010. № 1 (35). 0,2 п.л.

13.Загутин Д.С. Актуальные аспекты непрерывного профессионально-технического образования // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2010. № 2 (36). 0,2 п.л.

14.Загутин Д.С. Значение культуры технической творческой деятельности личности: региональный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. 0,45 п.л.

15.Загутин Д.С. Региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. 0,45 п.л.

В других изданиях

16.Загутин Д.С. Обучение студентов в технических учебных заведениях культуре производства как условия создания безопасной и устойчивой экономики России // Развитие личности и образовательных систем Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. III. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,4 п.л.

17.Загутин Д.С. Создание конкурентоспособной экономики России в результате модернизации образования // Развитие личности и образовательных систем Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. III. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,35 п.л.

18.Загутин Д.С. Формирование творческих способностей у студентов СПО с целью их профессионального самоопределения на производстве // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: современное состояние и перспективы». Славянск-на-Кубани, 2007. 0,25 п.л.

19.Загутин Д.С. Воспитание творческой личности в семье // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции памяти П.И. Петренко «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». Пятигорск, 2006. 0,35 п.л.

20.Загутин Д.С. Роль государственных образовательных стандартов в становлении культуры производства при подготовке конкурентоспособного специалиста // Труды региональной научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогических колледжей «Образование в течение всей жизни как ключевой элемент социальной мобильности и интеграции». Ростов н/Д., 2008. 0,45 п.л.

21.Загутин Д.С. Перспективы государственной политики развития культуры производства в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Труды региональной научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогических колледжей «Образование в течение всей жизни как ключевой элемент социальной мобильности и интеграции». Ростов н/Д., 2008. 0,3 п.л.

22.Загутин Д.С. Освоение культуры производства в процессе социализации личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии активности личности». Краснодар, 2008. 0,25 п.л.

23.Загутин Д.С. Воспитание творческой активности среди студентов Ростовского государственного строительного университета // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модернизации Российского образования». М., 2008. 0,15 п.л.

24.Загутин Д.С. Творческая деятельность как основополагающий компонент культуры производства // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модернизации Российского образования». М., 2008. 0,3 п.л.

25.Загутин Д.С. Освоение культуры производства в процессе социализации личности // Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения». Ч. 2. Ростов н/Д., 2008. 0,25 п.л.

26.Загутин Д.С., Коц А.А. Проблемы современного состояния детского технического творчества как фактора роста культуры производства // Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения»: труды участников. Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,35 п.л.

27.Загутин Д.С. Современные подходы к формированию культуры производства // Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения»: труды участников. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,3 п.л.

28.Загутин Д.С. Проблема творческой деятельности в психологии и педагогике // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 1: Многообразие подходов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. 0,25 п.л.

29.Загутин Д.С. Воспитательная деятельность педагога на пути самоактуализации учащихся // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 2: Праксиологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. 0,15 п.л.

30.Загутин Д.С. Роль государственных образовательных стандартов в формировании компетенции специалистов // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.

31.Загутин Д.С. Условия формирования специальных компетенций будущего специалиста // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.

32.Загутин Д.С. Современные требования производства к компетенциям специалиста // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.

33.Загутин Д.С. Исследовательская деятельность как фактор становления основных компетенций будущего специалиста // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. С. 0,2 п.л.

34.Загутин Д.С. Формирование специальных компетенций будущего специалиста с учетом основных элементов культуры производства // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.

35.Загутин Д.С. Внеклассная работа в техническом ССУЗе, направленная на развитие у студентов культуры творческой деятельности // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической Интернет-конференции (14 – 29 февраля 2008 г.) / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 0,25 п.л.

36.Загутин Д.С. Система воспитательной работы в высшей школе как фактор развития культуры производства // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической Интернет-конференции (14 – 29 февраля 2008 г.) / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщиков. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 0,15 п.л.

37.Загутин Д.С. Воспитание творческой активности студентов Ростовского государственного строительного университета // Актуальные вопросы модернизации современного образования: Сборник научных трудов / Под научн. ред. профессора Г.Ф. Гребенщикова. М.: Компания Спутник+, 2008. 0,15 п.л.

38.Загутин Д.С. Творческая деятельность как основополагающий компонент культуры производства // Актуальные вопросы модернизации современного образования: Сборник научных трудов / Под научн. ред. профессора Г.Ф. Гребенщикова. М.: Компания Спутник+, 2008. 0,3 п.л.

39.Загутин Д.С. Компетентностный подход // Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 22 – 24 апреля 2008 г.: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: СПК, 2008. 0,3 п.л.

40.Загутин Д.С. Формы управления качеством профессионального образования // Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 22 – 24 апреля 2008 г.: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: СПК, 2008. 0,15 п.л.

41.Загутин Д.С. Формирование основных компетенций выпускников технических специальностей // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.

42.Загутин Д.С. Развитие культуры творческой деятельности как условие формирования личностного потенциала студента // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.

43.Загутин Д.С. Дифференциация творческой деятельности как условие формирования личностного потенциала студента // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.

44.Загутин Д.С. Взаимодействие образовательных учреждений и предприятий как условие формирования основных компетенций выпускников // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.

45.Загутин Д.С. Схема модели, направленной на многоуровневое взаимодействие отношений между дополнительным образованием, школой, средним профессиональным образованием и производством // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов / Материалы II Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10 – 11 ноября 2008 г.). М.: Издательство «Спутник+», 2008. 0,15 п.л.

46.Загутин Д.С. Применение схемы-модели, направленной на многоуровневое взаимодействие отношений между дополнительным образованием, школой, средним профессиональным образованием и производством // Актуальные вопросы современной науки: Материалы II Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10 – 11 ноября 2008 г.). М.: Издательство «Спутник+», 2008. 0,15 п.л.

47.Загутин Д.С. Интеграция дополнительного образования и вуза // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов / Материалы II Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10 – 11 ноября 2008 г.). М.: Издательство «Спутник+», 2008. 0,15 п.л.

48.Загутин Д.С., Коц А.А. Система непрерывного приобщения учащихся к творчеству // Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (28 – 29 ноября 2008 г., г. Таганрог) / Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. 0,15 п.л.

49.Загутин Д.С. Диагностика творческой деятельности студентов технических учебных заведений опубликована // Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (28 – 29 ноября 2008 г., г. Таганрог) / Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. 0,15 п.л.

50.Загутин Д.С. Формирование культуры производства у студентов в процессе изучения дисциплины «Технология технического обслуживания и ремонта»: Учебно-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Росиздат, 2008. 0,1 п.л.