- Культура технической творческой деятельности личности есть безусловный абсолют, объединяющий в себе знания/творчество/инновации и создающий посредством деятельности личности условия для рождения материальных и духовных ценностей. Авторская концепция взаимодействия инновационной и научной деятельности включает в себя такие компоненты, как: знание - инновации/творчество - материальные ресурсы - творчество/инновации - знание. При этом материальные ресурсы и знание представляют собой компоненты системы, принадлежащие одновременно к двум пространствам деятельности личности - научной и инновационной, в то время как компоненты «инновации» и «творчество», хотя и взаимодействуют между собой, четко принадлежат каждый к своему деятельностному пространству: инновации - в пространстве инновационной деятельности, творчество - деятельности научной. Данная система замкнута, циклична и раскрывает алгоритм взаимодействия каждого компонента научной и инновационной деятельности на основе творческой деятельности. Согласно концепции, под инновационной деятельностью необходимо понимать деятельность, направленную на превращение знаний через инновации в материальные ресурсы, а под научной деятельностью - наоборот, превращение материальных ресурсов через творческую деятельность в знания.
- Специфика диверсификационного и интегративного подходов в условиях модернизации в российском обществе заключается в том, что их применение происходит в виде многоуровневости, многоступенчатости подготовки к творческой деятельности, вариантности и гибкости образовательных программ благодаря грамотно выстроенной технологии обучения творчеству через исследовательскую деятельность, что является одним из основных условий формирования культуры технической творческой деятельности личности. Применение диверсификационного и интегративного подходов обусловливает наличие двух составляющих, которые необходимо учесть при создании модели формирования культуры технической творческой деятельности личности. Первая составляющая предполагает создание благоприятных условий, вторая - применение эффективных методов развития исследовательской и творческой деятельности личности.
- Значение культуры технической творческой деятельности личности в контексте регионализации определяется тем, что формирование культуры технической творческой деятельности личности происходит в процессе получения образования, которое, исходя из совокупного общественного интереса, выступает в качестве суперинструментальной системы, обеспечивающей достижение целей не специфично образовательных, а именно целей, связанных с развитием региональных комплексов в целом. Учитывая особенности и принципы регионализации как приоритетного направления реформирования современного российского общества, значение культуры технической творческой деятельности личности в данном контексте дуалистично, поскольку включает в себя и личностный, и общественный аспекты.
- Социокультурный контекст, определяющий формирование культуры технической творческой деятельности личности, зависит как от специфики государства в целом, так и региона, от микро- до макроуровня. Для того чтобы формирование культуры технической творческой деятельности личности могло осуществляться полноценно, социокультурный контекст должен отвечать трем основным требованиям: формировать общественно и личностно значимые духовные потребности и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами; создавать условия для самореализации духовных сил личности и социальных общностей; обеспечивать воспроизводство культурного потенциала. Собственно механизм формирования культуры технической творческой деятельности личности представляет собой систему мер по организации и осуществлению непрерывного профессионального образования, исходя из потребностей региона, центральной идеей которой является категория целостного развития личности как субъекта на всем протяжении его профессиональной подготовки.
- Региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности представляют собой один из эффективных способов приращения человеческого капитала в современном российском обществе. Исходя из уровня региона, можно выделить микро-, мезо- и макроуровень региональных моделей формирования культуры технической творческой деятельности личности, а на основе типа региона - микромодель, малую модель, внутрирайонную, административно-территориальную, внтуриобластную / внтуриреспубликанскую, административно-управляемую, территориально-экономическую региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности.
- Социальное партнерство как способ формирования культуры технической творческой деятельности личности, выступая в роли мировоззренческой парадигмы, выполняет следующие функции: адаптивную, ресурсную, интегративную, стабилизирующую, управленческую, качественную. Исходя из функционального поля, сущность социального партнерства в современном российском обществе заключается в том, что в центре внимания находится не просто деятельность, а совместная деятельность образовательных учреждений и работодателей по реализации вместе выработанных целей и задач, направленных на формирование новых профессиональных отношений. Успешное осуществление этих процессов создает предпосылки для результативности социального партнерства в формировании культуры технической творческой личности в процессе модернизации профессиональной подготовки.
- Социально-философский анализ стандартов, регламентирующих формирование культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе, показал, что в научных исследованиях, посвященных данному вопросу, имеются недостатки, наличие которых сдерживает технический прогресс в современном российском обществе. К основным недостаткам могут быть отнесены: дублирование в отдельных моментах содержания регламентов и содержащихся в них информационных данных; практически полное отсутствие связи форм и правил оформления, частичное несоответствие их требованиям рациональных способов и методов познания; неучет требований, обусловленных приложением современной социокультурной реальности; отсутствие упорядоченности применяемых видов регламентов; отсутствие во всех видах и формах работ такого компонента, как культура технической творческой деятельности личности.
- Для того чтобы система формирования культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе была эффективно действующей, она должна отвечать принципам разнообразия и сложности и иметь внутренний потенциал, состоящий из финансовых, информационных и технологических ресурсов. Основные задачи данной системы: развитие системы взаимодействия, корректировка государственных образовательных стандартов технических специальностей, пропаганда достижений научно-технического творчества, поддержка развития самодеятельного технического творчества, содействие массовому участию в решении вопросов, направленных на ускорение экономического и социального развития страны. Теоретический конструкт системы формирования культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе состоит из следующих элементов: культура технической творческой деятельности, являющаяся одновременно и целью и результатом; личностно-ориентированное обучение (лекции); индивидуальное определение проектных задач (предприятие).
- Социально-философский анализ результатов диагностики культуры технической творческой деятельности личности в современном российском обществе показал ее недостаточную сформированность. Сущностные характеристики работы по развитию культуры технической творческой деятельности личности заключаются в опоре на такие личностные качества, как самостоятельность, активность, инициатива. Наиболее эффективными формами развития культуры технической творческой деятельности личности являются массовые формы, направленные прежде всего на развитие интереса и увлечения, поскольку именно данные качества являются необходимым условием для воспитания творческой инициативы.
- Социально-философская модель формирования культуры технической творческой деятельности личности опирается на три основных типа развития личности: поэтапное, векторное, спиральное. Модель представлена в трехмерном пространстве и скоординирована «кругозором» личности, культурой производства и временем. При этом априорной является установка на соответствие каждому из отмеченных этапов социализации личности определенной ступени в ее развитии. Модель вписана в систему непрерывного технического образования, согласуясь с внутренне присущим ей стремлением к «универсальному» образцу, с мобилизацией свойственного системе потенциала и предполагает многоуровневое взаимодействие как внутри системы непрерывного технического образования, так и данной системы с производством, что способствует созданию неповторимой, самобытной, самодостаточной, саморазвивающейся личности. Этот достигается при условии совпадения управляющего воздействия на личность с внутренними свойствами модели, т.е. вектор развития творческой деятельности согласуется с потребностью личности в самореализации, которая является движущей силой вектора развития творчества.
- Реализация социально-философской модели формирования культуры технической творческой деятельности личности в процессе обучения осуществляется в рамках комплексной экспериментальной программы. Фундаментом формирования культуры технической творческой деятельности личности выступают личностные характеристики: мотивация, целенаправленность, творческое мышление. При этом мотивация и целенаправленность в процессе формирования культуры технической творческой деятельности инициируют творческое мышление личности, а в процессе целенаправленно осуществляемого действия/действий происходит «переплавление» мотива в результат.
- Существуют три основных условия эффективности социально-философской модели формирования культуры технической творческой деятельности личности в процессе обучения. Первое: учебно-исследовательская деятельность. Будущие специалисты только в процессе освоения навыков учебно-исследовательской деятельности могут развивать умение проникать в сущность физических явлений и процессов, самостоятельно решать технологические и технические задачи. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность предстает как основная составляющая творческой деятельности, тесно связанная с отечественной культурой производства. Второе: самостоятельная деятельность, которая, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью, направленной на развитие творческих способностей личности. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование тематики и объема самостоятельной работы в контексте формирования культуры производства. Третье условие: саморазвитие. Если первые два условия эффективности модели во многом зависят от профессионализма педагога, то третье условие - саморазвитие - остается целиком во власти самой личности. Задача педагога - создание благоприятных ситуаций для ее реализации. Но именно саморазвитие и является основным условием, поскольку без стремления личности к самосовершенствованию, самоосуществлению, самотворчеству нет и не может быть осознанной, активной исполненной самоотдачи целенаправленной деятельности.
1.Загутин Д.С. Развитие культуры творческой деятельности личности в региональной системе среднего профессионального образования: интегративный подход. Ростов н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2010. 6 п.л.
2.Загутин Д.С. Модернизация региональной модели социального партнерства в средних профессиональных образовательных учреждениях. Ростов н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2010. 5,8 п.л.
3.Загутин Д.С. Культура технической творческой деятельности личности: модель формирования. Ростов н/Д.: ЗАО «Ростиздат», 2011. 9,2 п.л.
В изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России
4.Загутин Д.С. СПО как звено в цепи формирования современной культуры производства // Среднее профессиональное образование. М.: Среднее профессиональное образование, 2007. Вып. 8. 0,25 п.л.
5.Загутин Д.С. Особенности учебно-воспитательной ра¬боты, направленной на развитие культуры творческой деятельности студентов в технических ССУЗах // Среднее профессиональное образование. М.: Среднее профессиональное образование, 2007. Вып. 11. 0,2 п.л.
6.Загутин Д.С. Организационно-педагогические меры по созданию индивидуализированной развивающей среды, направленной на формирование творческого мышления // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. № 3. 0,4 п.л.
7.Загутин Д.С. Модель развития культуры творческой деятельности студентов технических учебных заведений // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 1. 0,4 п.л.
8.Захараш Т.Б., Загутин Д.С. Теоретические основы формирования индивидуального и коллективного опыта у студентов // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 5. 0,45 п.л.
9.Загутин Д.С. Математическое описание модели развития и измерения культуры технического творчества // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 6. 0,3 п.л.
10.Загутин Д.С. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели становления культуры технического творчества в системе профессионального образования // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 7. 0,45 п.л.
11.Загутин Д.С. Становление технического творчества и система непрерывного профессионально-технического образования // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2009. № 5 (34). 0,2 п.л.
12.Загутин Д.С. Практический опыт реализации процесса интеграции дополнительного образования и вуза // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2010. № 1 (35). 0,2 п.л.
13.Загутин Д.С. Актуальные аспекты непрерывного профессионально-технического образования // Культурная жизнь юга России. Региональный научный журнал. Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2010. № 2 (36). 0,2 п.л.
14.Загутин Д.С. Значение культуры технической творческой деятельности личности: региональный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. 0,45 п.л.
15.Загутин Д.С. Региональные модели формирования культуры технической творческой деятельности личности // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. 0,45 п.л.
В других изданиях
16.Загутин Д.С. Обучение студентов в технических учебных заведениях культуре производства как условия создания безопасной и устойчивой экономики России // Развитие личности и образовательных систем Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. III. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,4 п.л.
17.Загутин Д.С. Создание конкурентоспособной экономики России в результате модернизации образования // Развитие личности и образовательных систем Южно-Российского региона: Материалы докладов XXVII психолого-педагогических чтений Юга России. Ч. III. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,35 п.л.
18.Загутин Д.С. Формирование творческих способностей у студентов СПО с целью их профессионального самоопределения на производстве // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: современное состояние и перспективы». Славянск-на-Кубани, 2007. 0,25 п.л.
19.Загутин Д.С. Воспитание творческой личности в семье // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции памяти П.И. Петренко «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». Пятигорск, 2006. 0,35 п.л.
20.Загутин Д.С. Роль государственных образовательных стандартов в становлении культуры производства при подготовке конкурентоспособного специалиста // Труды региональной научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогических колледжей «Образование в течение всей жизни как ключевой элемент социальной мобильности и интеграции». Ростов н/Д., 2008. 0,45 п.л.
21.Загутин Д.С. Перспективы государственной политики развития культуры производства в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Труды региональной научно-практической конференции студентов и преподавателей педагогических колледжей «Образование в течение всей жизни как ключевой элемент социальной мобильности и интеграции». Ростов н/Д., 2008. 0,3 п.л.
22.Загутин Д.С. Освоение культуры производства в процессе социализации личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологии активности личности». Краснодар, 2008. 0,25 п.л.
23.Загутин Д.С. Воспитание творческой активности среди студентов Ростовского государственного строительного университета // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модернизации Российского образования». М., 2008. 0,15 п.л.
24.Загутин Д.С. Творческая деятельность как основополагающий компонент культуры производства // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модернизации Российского образования». М., 2008. 0,3 п.л.
25.Загутин Д.С. Освоение культуры производства в процессе социализации личности // Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения». Ч. 2. Ростов н/Д., 2008. 0,25 п.л.
26.Загутин Д.С., Коц А.А. Проблемы современного состояния детского технического творчества как фактора роста культуры производства // Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения»: труды участников. Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,35 п.л.
27.Загутин Д.С. Современные подходы к формированию культуры производства // Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения»: труды участников. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 0,3 п.л.
28.Загутин Д.С. Проблема творческой деятельности в психологии и педагогике // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 1: Многообразие подходов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. 0,25 п.л.
29.Загутин Д.С. Воспитательная деятельность педагога на пути самоактуализации учащихся // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 2: Праксиологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2008. 0,15 п.л.
30.Загутин Д.С. Роль государственных образовательных стандартов в формировании компетенции специалистов // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.
31.Загутин Д.С. Условия формирования специальных компетенций будущего специалиста // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.
32.Загутин Д.С. Современные требования производства к компетенциям специалиста // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.
33.Загутин Д.С. Исследовательская деятельность как фактор становления основных компетенций будущего специалиста // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. С. 0,2 п.л.
34.Загутин Д.С. Формирование специальных компетенций будущего специалиста с учетом основных элементов культуры производства // Актуальные проблемы современного профессионального образования: Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008 г.). Астрахань: АСПК, 2008. 0,15 п.л.
35.Загутин Д.С. Внеклассная работа в техническом ССУЗе, направленная на развитие у студентов культуры творческой деятельности // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической Интернет-конференции (14 – 29 февраля 2008 г.) / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 0,25 п.л.
36.Загутин Д.С. Система воспитательной работы в высшей школе как фактор развития культуры производства // Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: Материалы I Международной научно-практической Интернет-конференции (14 – 29 февраля 2008 г.) / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.Ф. Гребенщиков. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 0,15 п.л.
37.Загутин Д.С. Воспитание творческой активности студентов Ростовского государственного строительного университета // Актуальные вопросы модернизации современного образования: Сборник научных трудов / Под научн. ред. профессора Г.Ф. Гребенщикова. М.: Компания Спутник+, 2008. 0,15 п.л.
38.Загутин Д.С. Творческая деятельность как основополагающий компонент культуры производства // Актуальные вопросы модернизации современного образования: Сборник научных трудов / Под научн. ред. профессора Г.Ф. Гребенщикова. М.: Компания Спутник+, 2008. 0,3 п.л.
39.Загутин Д.С. Компетентностный подход // Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 22 – 24 апреля 2008 г.: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: СПК, 2008. 0,3 п.л.
40.Загутин Д.С. Формы управления качеством профессионального образования // Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 22 – 24 апреля 2008 г.: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: СПК, 2008. 0,15 п.л.
41.Загутин Д.С. Формирование основных компетенций выпускников технических специальностей // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.
42.Загутин Д.С. Развитие культуры творческой деятельности как условие формирования личностного потенциала студента // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.
43.Загутин Д.С. Дифференциация творческой деятельности как условие формирования личностного потенциала студента // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.
44.Загутин Д.С. Взаимодействие образовательных учреждений и предприятий как условие формирования основных компетенций выпускников // Компетентностный подход в подготовке специалиста в условиях многоуровневого субрегионального учебного комплекса: Материалы V региональной научно-практической конференции. Азов, 2008. 0,15 п.л.
45.Загутин Д.С. Схема модели, направленной на многоуровневое взаимодействие отношений между дополнительным образованием, школой, средним профессиональным образованием и производством // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов / Материалы II Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10 – 11 ноября 2008 г.). М.: Издательство «Спутник+», 2008. 0,15 п.л.
46.Загутин Д.С. Применение схемы-модели, направленной на многоуровневое взаимодействие отношений между дополнительным образованием, школой, средним профессиональным образованием и производством // Актуальные вопросы современной науки: Материалы II Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10 – 11 ноября 2008 г.). М.: Издательство «Спутник+», 2008. 0,15 п.л.
47.Загутин Д.С. Интеграция дополнительного образования и вуза // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов / Материалы II Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10 – 11 ноября 2008 г.). М.: Издательство «Спутник+», 2008. 0,15 п.л.
48.Загутин Д.С., Коц А.А. Система непрерывного приобщения учащихся к творчеству // Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (28 – 29 ноября 2008 г., г. Таганрог) / Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. 0,15 п.л.
49.Загутин Д.С. Диагностика творческой деятельности студентов технических учебных заведений опубликована // Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (28 – 29 ноября 2008 г., г. Таганрог) / Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. 0,15 п.л.
50.Загутин Д.С. Формирование культуры производства у студентов в процессе изучения дисциплины «Технология технического обслуживания и ремонта»: Учебно-метод. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Росиздат, 2008. 0,1 п.л.