2. Процесс становления самореализации как особого типа деятельности имеет сложную структуру, которая представлена 4 этапами, связанными с освоением определенных видов деятельности: самоидентификация, саморазвитие, самоактуализация и собственно самореализация.
3. Каждый вид деятельности несет свою функциональную нагрузку:
- самоидентификация - специально организованная субъектом деятельность, целью которой является самопонимание, самотождественность, самопринятие, осознание собственной целостности, уникальности, значимости, «обнаружение» себя в мире при сформированном ценностном отношении к нему;
- саморазвитие - специально организованная субъектом деятельность, целью которой являются положительные самоизменения личности в направлении своего «идеального Я»;
- самоактуализация - специально организованная субъектом деятельность, целью которой является выявление потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире;
- самореализация - специально организованная субъектом деятельность, целью которой является воплощение им своего субъективно ощущаемого предназначения.
4. Генезис самореализации, обусловленный постепенным накоплением, повышением значимости, усилением роли всех самоконструктов, представляет поэтапное становление указанных видов деятельности, являющихся взаимосвязанными и взаимообусловленными, каждый из которых обладает сложной организацией и четкими структурно-содержательными характеристиками.
5. Детерминанты самореализации имеют системный характер. Каждый этап становления самореализации связан с решением специфических задач и знаменуется приобретением определенных личностных и субъектных свойств, которые становятся детерминантами на последующих этапах; освоенный вид самореализационной деятельности переходит в разряд средств (механизмов), становясь деятельностной детерминантой.
6. Значимость личностных и субъектных свойств, видов осваиваемой деятельности как детерминант самореализации определяется последовательностью, порядком их появления, кумулятивностью и интегративностью их развития. На этом основании выделены базовые детерминанты самореализации.
Базовой личностной детерминантой самореализации является направленность, базовой субъектной детерминантой - рефлексия; базовым видом деятельности - самоидентификация.
7. Каждый вид самореализационной деятельности наиболее интенсивно развивается на этапах онтогенеза, сензитивных для ее освоения.
Впервые в онтогенезе потребность растущего человека стать подлинным субъектом деятельности, направленной на самого себя - самодеятельности, реально проявляется на подростковом этапе развития, характеризующимся определенным уровнем личностной и социальной зрелости, изменением характера возрастных задач в направлении собственной личности, что оптимизирует освоение генетически первичного вида самореализационной деятельности - самоидентификации.
Следующий возрастной период - ранний юношеский возраст - сензитивен освоению деятельности саморазвития, поздняя юность - освоению самоактуализации, взрослость сензитивна осуществлению самореализации как особого типа деятельности, в структурно-содержательных компонентах которого в кумулированном и интегрированном виде представлены итоги предшествующих видов деятельности.
8. Особую значимость в становлении самореализации как особого типа деятельности, приобретает 1 этап, связанный с освоением деятельности самоидентификации.
Решению задач самоидентификации на подростковом этапе развития оптимально способствуют в качестве базовой личностной детерминанты гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией, в качестве базовой субъектной детерминанты - зрелый тип рефлексии.
9. Включение в деятельность самоидентификации обеспечивается объективными возможностями и потребностями возраста и осуществляется как естественный процесс взросления, вместе с тем, требуется создание специальных условий, направленных на оптимизацию этого процесса. Отсутствие таких условий ведет к редукции самоидентификации, последствия чего носят пролонгированный характер - затруднение в освоение последующих видов самореализационной деятельности.
10. Особым образом организованная деятельность, направленная на инициирование, оптимизацию и реализацию потребностей подростка в занятии им относительно самого себя подлинно субъектной позиции, предметом которой является отношение подростка к самому себе и личностная рефлексия, интенсифицирует становление деятельности самоидентификации.
1.Мы с тобой одной крови. Теория и практика организации внеучебной деятельности подростков.- М.: АПК и ПРО.- 2003.- 176 с. (11 п.л.).
2.Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности.- М.: АПК и ПРО.- 2007.- 188 с. (11,75 п.л.).
3.Стили управления: личностный подход. Методика диагностики доминирующего стиля управления.- М.: НОУ ВПО МПСИ.- 2008.- 64 с. (4 п.л.).
4.Коммуникативная компетентность /Учебно-методический комплекс / М.: МПСИ, 2008 (1,1 п.л.).
5.Психология управления. Учебно-методический комплекс / М.: МПСИ, 2009 (2,1 п.л.).
6.Работа психолога на Телефоне Доверия / Учебно-методический комплекс / М.: МПСИ, 2011 (1 п.л.).
7.Самореализации личности во времени/пространстве онтогенеза.- М.: НОУ ВПО МПСИ.- 2012.- 178 с. (14 п.л.).
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1.Центр социально-психологической помощи подросткам как образовательное учреждение. Цели, задачи, особенности организации, некоторые итоги работы // Мир психологии.- 1998.- №1. -С. 260-277 (1,5 п.л.).
2.Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии.- 1999.- №1. - С. 264-278 (1,5 п.л.).
3.Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии.- 2005.- №3.- С. 11-33 (2 п.л.).
4.Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии.- 2007.- №4.- С. 37-49 (1,1 п.л.).
5.Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития) // Мир психологии.- 2008.- №1.- С. 189-202 (1,2 п.л.).
6.Специфика структурно-содержательных характеристик развития современных подростков // Мир образования – образование в мире.- 2008.- № 4(32). – С. 145 -157 (1 п.л.).
7.Ценностные ориентации как отношение подростков к миру и методика их диагностики // Мир психологии.- 2011.- №4 (1,2 п.л.).
8.Учителя и самореализация: «две вещи несовместные»? // Актуальные проблемы психологического знания.- 2011.- № 4 (0,3 п.л.).
9.Стиль педагогической деятельности: личностный аспект // Актуальные проблемы психологического знания.- 2011.- № 4 (0,9 п.л.).
10.Субъективное благополучие: критерий или детерминанта самореализации? // Актуальные проблемы психологического знания.- 2011.- № 4 (0,4 п.л.).
11.К вопросу о роли рефлексии в самореализации и ее типах // Актуальные проблемы психологического знания.- 2011.- № 4 (0,3 п.л.).
12.Подросток: нигилист или слепок общества? (по материалам исследований 1992 и 2011 г.г.) // Новое в психолого-педагогических исследованиях.- 2012.- № 1 (принята к печати)
13.Психологические особенности современного подростка и школьные пространства его жизнедеятельности: специфика взаимосвязи// Известия Российской Академии образования.- 2012.- № 1
14.Некоторые особенности личностной идентификации современных подростков// Мир психологии.- 2012.- №1. (0,9 п.л.).
Научные статьи и тезисы
1.Роль социального педагога в интеграции воспитательного процесса в ПТУ // Научн.-практ. семинар по интеграции педагогического процесса. Тез. докл.– Екатеринбург, 1993. – (0,1 п.л.).
2.Социальный педагог как центральное звено учебно-воспитательного процесса// Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. Материалы VII сессии Международной школы-семинара.- Екатеринбург, 1993.- С. 134-136 (0,1 п.л.).
3.Индивидуализм? Индивидуализм... Индивидуализм!// Магистр.- 1994.- № 5.- С.47-55 (1 п.л.).
4.Некоторые подходы к оценке качества образовательного процесса ИРО // Методико-технологическое обеспечение инновационных процессов в ВПУ №2.- Екатеринбург.- 1995.- С.13-18 (0,7 п.л.).
5.Личностная направленность подростка как критерий оценки эффективности личностно ориентированного образовательного процесса // Образование для человека: к будущему от прошлого. - Нижний Тагил. - 1998. - С. 50-52 (0,2 п.л.).
6.Концепция центра социально-психологической помощи подросткам «Грань» // Опыт реализации молодежной политики в городе Нижнем Тагиле.- Н. Тагил.- 1999.- С. 14-45 (2 п.л.).
7.Дети трудной жизненной ситуации: концептуальные основания организации образовательного процесса // Образование и образованность в культуре современного общества.- Нижний Тагил.- 2000.- С. 68-71 (0,1 п. л.).
8.Концептуальные основания организации личностно ориентированного образовательного процесса // Университетское образование специалистов – потребность современного производства / Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием).- Часть1.- Екатеринбург.- 2000. - С.48-51 (0,15 п.л.).
9.Самоидентификация, саморазвитие, самоактуализация, самореализация как этапы становления самореализационной деятельности // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 частях. Часть 1.- Киров.- 2002.- С. 55-56 (0,2 п.л.).
10.Толерантность и саморазвитие растущего человека: к постановке проблемы // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 частях. Часть 1.- Киров.- 2002.-. С. 55-56 (0,2 п.л.).
11.Ценности общества как основания для постановки целей образования и рассмотрения содержания процесса социализации // Система образования: проблемы социализации личности. – Н.Тагил.- 2002.– С.4-6 (0,2 п.л.).
12.Самореализация как особый вид деятельности и основание для организации образовательного процесса в современной школе // Психология образования: проблемы и перспективы / Материалы Первой международной научно-практической конференции.- 2004.- (0,2 п.л.).
13.Обучение специалистов по работе с населением приемам бесконфликтного взаимодействия // Управление в современном контексте. Стратегии, механизмы и технологии / Научные труды кафедры теории и практики управления факультета ГМУ МГППУ. Т.1.- М.- Обнинск.- 2008.- С. 215-241 (1,5 п.л.).
14.Подросток и взрослый: проблемы взаимодействия в виртуальном пространстве // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.- 2009.- №1.- С. 78-88 (1 п.л.).