Научная тема: «ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Инновационно ориентированное образование представляет собой содержательно специфическое направление подготовки специалистов, обеспечивающее их профессиональную готовность к разработке и внедрению инноваций, управлению инновационными процессами в сфере своей деятельности, которое необходимо рассматривать как переходную стадию в движении к инновационной системе образования, к инновационному обществу.

2. Педагогические инновации представляют собой нововведения, выражающие парадигмальные изменения в развитии образования, обусловленные существенными социокультурными трансформациями, изменяющими саму социальную функцию образования, в отличие от педагогических новшеств, которые обусловлены эволюционным изменением общественных потребностей и, соответственно, образовательных целей, непрерывным развитием образовательных средств и технологий.

3. Целенаправленная систематическая ориентация управляющей системы школы на инновационную деятельность обеспечивается инновационно ориентированным педагогическим менеджментом, представляющим собой систему внутришкольного управления, обеспечивающую переход образовательного учреждения в режим развития на основе скоординированной перестройки всех основных ее компонентов в соответствии со стратегическими целями становления инновационного образования и инновационного общества.

4. Способность и готовность управляющей системы осуществлять инновационные процессы в образовательном учреждении определяют следующие качественные изменения основных ее компонентов - блоков системы внутришкольного управления:

а) концептуальный - его инновационная направленность выражена концепцией внутришкольного управления, в основу которой положена определенная идея развития школы;

б) организационно-структурный - предполагает создание организационной структуры управления, обеспечивающей оперативное внедрение управленческих нововведений и педагогических инноваций в деятельность школы, гибкое реагирование всех структурных подразделений и персонала на вводимые изменения;

в) функционально-управленческий - организация управленческой деятельности на всех ее уровнях на основе методов ситуационного управления и управления по результатам;

г) технологический - применение инновационных образовательных технологий, адекватных целям развития школы;

д) личностно-профессиональный - обеспечивается профессионально-личностной готовностью руководителей образовательного учреждения и педагогов к управлению инновационными процессами на основе самоменеджмента. Данный блок является определяющим, поскольку именно личностно-профессиональная готовность руководителей и педагогов школы к инновационной деятельности становится ключевым, главным условием готовности системы внутришкольного управления к обеспечению непрерывности и воспроизводимости инновационных процессов в образовательном учреждении.

5. Концептуально-организующим началом при разработке модели подготовки в непрерывном профессиональном образовании педагогических кадров к инновационной деятельности выступают следующие принципы:

  • обеспечение системной интеграции знаний, включая весь спектр многообразных видов знаний в их взаимообусловленности: теоретических, эмпирических, личностных, межличностных, интуитивных, специальных, текущих и др.;
  • обеспечение деятельностно-практической направленности знаний путем максимального использования всего деятельностного потенциала знаний для обеспечения его практического применения в образовательной деятельности в интересах каждого педагога, каждого образовательного учреждения, а также развития образовательной системы в целом;
  • направленность на формирование инновационной культуры как усвоение профессиональных норм и ценностей, ориентирующих всех работников образования на развитие образовательной системы, ее инновационное преобразование и объединяющих их в единое педагогическое сообщество;
  • групповое обучение, обеспечивающее экстраординарные возможности для скоординированных действий, а также индивидуального развития на основе диалога и «совместного мышления» и выступающее в формах конференций, семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, круглых столов и др.;
  • развитие педагогического потенциала обучающихся как условия развития педагогического потенциала образовательной системы (городской, муниципальной, региональной и др.) в целом.

6. Структурная модель инновационно ориентированной подготовки кадров к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании обусловливает специфику ее компонентов, в качестве которых выделены:

а) целевой компонент: выражает цель подготовки - формирование практической готовности руководителей образовательных учреждений и педагогов к управлению инновационными процессами;

б) субъектный компонент: в традиционной системе повышения квалификации обучающие субъекты и обучаемые субъекты по своим позициям в педагогическом процессе четко разделены; в инновационной модели, построенной на взаимообмене инновационным опытом, позиция субъекта может меняться - в одном случае он выступает как обучающийся, в другом, как имеющий опыт инновационной деятельности, может сам стать обучающим;

в) содержательный компонент: специфика содержания подготовки состоит в том, что оно охватывает практически все проблемы современного образования, поскольку они так или иначе связаны с инновациями, а тематическая последовательность непрерывной подготовки определяется потребностями обучающихся, выявленными в процессе обучения;

г) организационно-структурный компонент: отражает формы подготовки, которые в инновационной модели наряду с традиционными курсовыми формами включают: научно-практические конференции и семинары, обеспечивающие условия для научного анализа собственной инновационной деятельности, обобщения ее результатов в виде доклада, общественного представления их в виде выступления, взаимообмена научно осмысленным инновационным опытом и его коллективного обсуждения, публикации результатов;  формы группового обучения (мастер-классы, педагогические мастерские и др.), обеспечивающие активное вовлечение всех участников в процесс обучения, обмен знаниями и опытом; консультации специалистов как формы индивидуального обучения.

д) технологический компонент: обеспечивает применение образовательных средств, способов и технологий подготовки, отвечающих специфике целей и содержания инновационной модели.

е) результативный компонент: инновационная модель, направленная на получение личностного результата, обеспечивает и социальный эффект, поскольку результатом подготовки фактически становятся:  готовность личности к управлению инновационными процессами; готовность образовательного учреждения к инновационной деятельности; готовность образовательной системы к инновационному развитию.

7. Наиболее оптимальным методологическим инструментарием построения инновационной модели подготовки педагогических кадров к управлению инновационными процессами в образовании является проектно-координационный подход, представляющий собой метод организационной деятельности, направленный на преобразование действительности посредством скоординированной разработки и внедрения ряда проектов, объединенных общей целью.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Симонова, А. А. Самоменеджмент педагога: сущность, содержание и технология формирования : моногр. [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2008. – 136 с. – (7,90 п. л.).

2.Симонова, А. А. Готовность управляющей системы к осуществлению инновационных процессов в образовательном учреждении : моногр. [Текст] / А. А. Симонова, И. О. Антипина. – Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2009. – 144 с. – (8,37 п. л. / 6,0 п. л.).

3.Симонова, А. А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : моногр. [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург : ИД «Ажур», 2011. – 184 с. – (11,65 п. л.).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

4.Симонова, А. А. Сравнительное исследование качества внутришкольного управления как основы инновационной деятельности [Текст] / А. А. Симонова, И. О. Антипина // Новые технологии. – Вып. 4. – 2010. – С. 157-161. – (0,5 п. л. / 0,25 п. л.).

5.Симонова, А. А. Готовность внутришкольного управления к инновационным преобразованиям [Текст] / А. А. Симонова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 12. – С. 146-148. – (0,7 п. л.)

6.Симонова, А. А. Разработка модели региональной инновационной образовательной системы [Текст] / Б. М. Игошев, А. А. Симонова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 7. – С. 38-43. – (0,4 п. л. / 0,2 п. л.).

7.Симонова, А. А. Подготовка и проведение педагогических чтений как фактора развития образовательной системы крупного города [Текст] / А. А. Симонова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. – № 7. – С. 63–72 (0,79 п. л.).

8.Симонова, А. А. Самоорганизация – эффективный инструмент самосовершенствования педагога [Текст] / М. А. Галагузова, А. А. Симонова // Народное образование. – 2011. – № 1. – С. 262-269. – (0,7 п. л. / 0,35 п. л.).

9.Симонова, А. А. Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 14-19. – (0,5 п. л.).

10.Симонова, А. А. Научно-методические подходы к организации профессионального просвещения субъектов образовательной системы [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 5. – С. 45-52. – (0,7 п. л.).

11.Симонова, А. А. Компетентностный поход: аспект внедрения в практику учреждения социальной сферы [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 45-46. – (0,7 п. л.).

12.Симонова, А. А. Культурологический подход к управлению образовательным учреждением [Текст] / А. А. Симонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – 2011. – № 2 (26). – С. 112–116. – (0,7 п. л.).

13.Симонова, А. А. Развитие педагогического потенциала муниципальной образовательной системы [Текст] / А. А. Симонова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 69-73. – (0,7 п. л.).

14.Симонова, А. А. Инновационная направленность подготовки педагогов к обучению и социализации детей с проблемами здоровья и детей, находящихся в сложных условиях жизни [Текст] / А. А. Симонова // Специальное образование. – 2011. – № .3 (23) – С. 119 – 126 (0,7 п. л.).

15.Симонова, А. А. Проблемный анализ как технология инновационно ориентированной подготовки педагогов. [Текст] / А. А. Симонова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 4. – С. 74-79 – (0,7 п. л.).

Учебные пособия, методические рекомендации

16.Симонова А. А. Организация самостоятельной работы слушателей ФППК ОНО : метод. рекомендации [Текст] / А. А. Симонова, Г. Г. Корзникова, Н. Г. Санникова и др. – Свердловск : изд-во Свердл. пед. ин-та, 1989. – 45 с. – (2,8 п. л. / 0,56 п. л.).

17.Симонова, А. А. Интегрированный урок : теория и технология : метод. рекомендации для учителей и руководителей школ [Текст] / И. А. Протасова, А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1992. – 35 с. – (2,2 п. л. / 1,1 п. л.).

18.Симонова, А. А. Инновационная направленность педагогического процесса в общеобразовательной школе : метод. рекомендации для руководителей и учителей школ и студентов [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994. – 32 с. – (2,0 п. л.).

19.Симонова, А. А. Деятельность педагога по управлению формированием творческой индивидуальности подростков : учеб.-метод. пособие [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. – 164 с. – (9,53 п. л.).

20.Симонова, А. А. Самоменеджмент педагога : рекомендации по управлению профессиональным развитием педагогов (для руководителей образовательных учреждений) [Электронный ресурс] / А. А. Симонова // Карьера : основы профессионального самоопределения учащихся : электрон. учеб.-справ. пособие / науч. ред. А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Дома учителя, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

21.Симонова, А. А. Качество как проблема образовательной практики : информационные материалы к курсу «Управление качеством» (для курсов повышения квалификации) [Текст] / А. А. Симонова // Мониторинг качества образования : метод. материалы. – Екатеринбург, 2000. – С. 4-13. – (0,9 п. л.).

22.Симонова, А. А. Программа развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2003 гг.: метод. рекомендации [Текст] / Н. Н. Давыдова, А. О. Ивонин, Т. А. Непомнящая, А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Дома учителя, 2000. – 102 с. – (6,4 п. л. / 1,92 п. л.).

23.Симонова, А. А. Управление персоналом : рабочая программа учебной дисциплины [Текст] / А. А. Симонова // Программно-методическое обеспечение образовательной программы высшего профессионального образования «Менеджмент организации» / под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. И. Чураковой. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2005. – С. 45-54. – (0,7 п. л. / 0,35 п. л.).

24.Симонова, А. А. Качество образования : Инновационная образовательная программа «Образование – путь в будущее» [Текст] / А. А. Симонова; сост. А. А. Симонова, Н. Л. Шевелева; под общ. ред. Н. Л. Шевелевой. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2007. – 29 с. – (1,8 п. л. / 0,9 п. л.).

25.Симонова, А. А. Непрерывное образование : Инновационная образовательная программа «Образование – путь в будущее» [Текст] / А. А. Симонова, Н. И. Чуракова; сост. А. А. Симонова, Н. И. Чуракова; под общ. ред. А. А. Симоновой. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2007. – 40 с. – (2,5 п. л. / 1,25 п. л.).

26.Симонова, А. А. Самоменеджмент как технология управления и саморазвития менеджера и персонала : учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. А. Симонова // Технологии педагогического самоменеджмента : программно-информационный комплекс для системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогов, библиотекарей, психологов и руководителей образовательных учреждений. – Екатеринбург : Образование Урала, 2007. – Режим доступа: http://www. uraledu. ru/node/16054-16060, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

27.Симонова, А. А. Инновационный менеджмент в образовании : учеб. пособие [Текст] / А. А. Симонова. – Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. – 252 с. – (14,64 п. л.).

Научные статьи

28.Симонова, А. А. Управление качеством образования : проблема определения понятия [Текст] / А. А. Симонова // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии : материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Симонова. – Екатеринбург : изд-во Дома учителя, 2000. – С. 9-22. – (1,0 п. л.).

29.Симонова, А. А. Формирование профессиональной культуры менеджера образования [Текст] / А. А. Симонова // Культурологический подход в образовании : материалы науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2000. – С. 14–17. – (0,6 п. л.).

30.Симонова, А. А. Приоритеты развития общего образования [Текст] / Н. Н. Давыдова, Т. А. Непомнящая, А. А. Симонова // Российские города на пороге ХХI века: теория и практика стратегического управления : Система образования, повышения квалификации и подготовки кадров : науч. доклады Международной науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Л. Назаров. – Екатеринбург : Сократ, 2000. – С. 235-336. – (3,0 п. л. / 1,2 п. л.).

31.Симонова, А. А. Образовательное пространство Екатеринбурга : состояние, тенденции и стратегии развития. Системообразующая роль образования в развитии человеческого потенциала города [Текст] / В. А. Антропов, В. Л. Назаров, А. А. Симонова [и др.] // Перспективы развития российских городов : Опыт Екатеринбурга : сб. статей. – Екатеринбург : АМБ, 2001. – Ч. 2. – С. 397-406. (6 п. л. / 0,6 п. л.).

32.Симонова, А. А. Этические основания профессиональной культуры менеджера образования [Текст] / А. А. Симонова // Культурологический подход в образовании : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2001. – С. 41-44. – (0,6 п. л.).

33.Симонова, А. А. Определение качества управленческой деятельности руководителя [Текст] / А. А. Симонова // Управление качеством образования : аспект качества деятельности руководителя и педагога : материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. / сост. , общ. ред. А. А. Симоновой. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та; Управление образования администрации Екатеринбурга; Уникум, 2002. – С. 230-239. – (1,0 п. л.).

34.Симонова, А. А. Пути повышения качества муниципальной системы образования [Текст] / А. А. Симонова // Качество управления образовательным пространством в регионе : материалы Международной науч.-практ. конф. – Новосибирск : изд-во НГПУ, 2003. – Ч. 1. – С. 263-267. – (0,5 п. л.).

35.Симонова, А. А. Оценка эффективности в контексте управления качеством образования [Текст] / О. О. Зюзина, А. А. Симонова // Управление качеством образования : проблемы эффективности : материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. – Екатеринбург : Дом Учителя, 2004. – С. 177-179. – (0,5 п. л. / 0,25 п. л.).

36.Симонова, А. А. Основные подходы руководителя в управлении знаниями организации [Текст] / А. А. Симонова // Культурологический подход в образовании : материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. – Екатеринбург : Гриф, 2005. – С. 152-155. – (0,25 п. л.).

37.Симонова, А. А. Содержание и организация деятельности кафедры теории и практики управления в образовании [Текст] / А. А. Симонова // Каррикулум переподготовки менеджеров образования : сб. науч. ст. / науч. ред. А. А. Симонова, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2005. – С. 36-44 . – (0,4 п. л.).

38.Симонова, А. А. Определение подходов к управлению качеством непрерывного образования [Текст] / А. А. Симонова // Управление качеством образования : проблемы непрерывного образования : сб. науч. ст. V Международной науч.-практ. конф. / науч. ред. А. А. Симонова, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2006. – С. 26-29. – (0,3 п. л.).

39.Симонова, А. А. К проблеме разработки и внедрения типовой модели системы качества вуза [Текст] / А. А. Симонова // Управление качеством образования в Уральском государственном педагогическом университете. сб. науч. ст. / науч. ред. Б. М. Игошев. А. А. Симонова, Б. Е. Стариченко – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 13-17. – (0,4 п. л.).

40.Симонова, А. А. Современные тенденции развития системы непрерывного образования в УрГПУ [Текст] / Б. М. Игошев, А. А. Симонова // Управление непрерывным образованием : структура, содержание, качество : сб. науч. ст. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2008. – С. 134-138. – (0,5 п. л. / 0,25 п. л.).

41.Симонова, А. А. Опыт и проблемы создания систем качества в вузе [Текст] / А. А. Симонова // Системы качества в учреждениях высшего и среднего профессионального образования : материалы региональной науч.-практ. конф. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина, 2009. – С. 156-158. – (0,2 п. л.).

42.Симонова, А. А. О модели региональной инновационной образовательной системы [Текст] / Б. М. Игошев, А. А. Симонова // Проектирование модели менеджмента организации : научные и прикладные аспекты : сб. науч. ст. VII Международной науч.-практ. конф. / науч. ред. А. А. Симонова / под общ. ред. Л. Ю. Шемятихиной. – Екатеринбург, 2010. – С. 164-166. – (0,2 п. л. / 0,1 п. л.).

43.Симонова, А. А. Создание системы менеджмента качества в вузе как инновационный процесс [Текст] / А. А. Симонова // Современное образование : содержание, технологии, качество : материалы Международного форума. – СПб., 2010. – Т. 1. – С. 96-97. – (0,1 п. л.).

44.Симонова, А. А. Опыт разработки, анализа и актуализация политики и стратегии для обеспечения качества подготовки выпускников в УрГПУ// «Менеджмент качества в образовании»: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2011 г. – СПб.: изд-во ЛЭТИ, 2011. – С. 96-97. – (0,1 п. л.).

45.Симонова, А. А. Менеджмент качества управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения [Текст] / А. А. Симонова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – Сер. «Гуманитарные науки и образование». – Волжский университет им. В. Н. Татищева. – 2011. – Вып. 7. – С. 115–119. – (0. 7п. л.).