Научная тема: «ИСТОРИОСОФСКИЙ ТЕКСТ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ ХХ ВЕКА»
Специальность: 10.01.01; 10.01.10
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Историософский текст (ИТ) - это коммуникативная система, знаками в которой предстают исторические события. Эта система складывается или выстраивается на основе исторических событий, которые наделяются (сами по себе или в сочетании с другими) особыми значениями, понятными тем, кто осуществляет коммуникацию.

Историософский текст - это тропологическое выражение возвышенного исторического опыта. Поэтому художественные и публицистические жанры - наиболее органичная форма для историософского содержания. Эпитет «художественная» по отношении к понятию «историософия» представляется избыточным: историософский текст художественен - тропологичен - по определению. Художественность ИТ может получать различное эмоционально-эстетическое завершение - героико-патетическое, трагическое, сатирическое, ироническое и т.д. Поэтому правомерно говорить о различной художественной модальности (В.И. Тюпа), в которой предстаёт «экспрессия Откровения» (Р.Ф. Юсуфов), или, точнее сказать, сверхчувственный опыт исторического.

2. Русская культура у самых истоков своих обнаруживает историософскую мысль, историософский текст - задолго до возникновения истории как науки и построения «больших» историософских систем. Русская литература XI-ХХ вв. историософична. В качестве временных измерений русского ИТ автором заявлены эсхатологизм и утопизм. Эсхатологизм и утопизм в различные исторические эпохи задают коммуникативные стратегии ИТ и тем самым, фактически, формируют его сюжеты, т.е. являются сюжетообразующими. Эсхатологизм в данном контексте - различные стратегии представления истории как радикального изменения, преображения человека, народов, мира и вселенной в целом, «конца истории», всеобщей смерти и воскресения. Эсхатологизм отнюдь не тождественен апокалиптике - дискурсу «конца истории». Эсхатологическая стратегия в русском ИТ обязательно включает в себя семантику спасения, воскресения. ИТ в данном отношении соотносим с тем, что в последние годы принято называть Пасхальным текстом.

Начиная с Нового времени в рамках ИТ получает развитие другая стратегия: утопизм. Утопизм как измерение и стратегия ИТ отличается от утопии и «антиутопии» как жанров, в которых далеко не обязательно проявляется ИТ.

3. В русской культуре возникновение ИТ происходит одновременно с образованием государственности. «Русское влияние в южнославянских странах касалось исторической литературы <...> Ни одна страна восточноевропейской литературной общности XI-XVI вв. не имела такой развитой исторической литературы, как Россия» (Д.С. Лихачев). Киевская Русь - это государство, имеющее историософское обоснование, таким оно осознаётся с самого начала в письменной традиции («Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати»). Историософское обоснование в литературе и публицистике своего времени получают и Московское царство, и Российская империя, а после Октябрьской революции - Советское государство. Поэтому следует говорить об историософизме всей национальной письменной традиции.

4. Идея Русских как «новых людей» и Руси как царства «последних времен» есть основополагающая и фундаментальная предпосылка возникновения и развития историософского текста русской революции. Историософское осмысление феномена Революции начинается задолго до революционных событий в России ХХ века - прежде всего, в работах русских мыслителей Ф.И. Тютчева и А.И. Герцена. К моменту начала этих событий Революция стала одним из ключевых топосов русского ИТ. Историософское прочтение социально-политических событий наделяет Революцию религиозными и метафизическими смыслами.

Русская Революция имела глубокие национальные корни, тянущиеся от церковного раскола XVII в. через историософские утопии XIX в. к апокалиптическому сознанию интеллигенции начала ХХ в., к идеологии «радикального историзма» - «скифству», а позднее «сменовеховству» и евразийству.

5. Анализ революционной и эсхатологической литературы XIX века выявляет глубокую взаимообусловленность идеи Революции и Откровения (Апокалипсиса). Революционное мироощущение прямо вытекает из эсхатологических переживаний конечности мира и неизбежности его преображения. Революцией движет пафос возвращения к изначальному, поэтому она всегда нуждается в образе, который, будучи реконструктивным, и дает образец этого изначального. Для немецких реформаторов таким идеальным образцом стали первые христиане, для художников Возрождения - античное искусство, для французских революционеров - политические формы Древнего Рима. Для русской культуры образом, задающим революционную реконструкцию действительности, стали скифы.

6. Скифский сюжет зарождается в XI веке («Повесть временных лет»), эволюционирует от героического мифа о «воинственном», «диком» северном «варваре» - скифе, формирующем концепт «русский характер» (русская поэзия конца XVIII - начала XIX века), к представлению о «духовном скифе» - «постороннем», «лишнем» человеке, скитальце (дворянская культура середины XIX века). Две линии скифства (дворянская культура и революционное народничество) соединяются и рождают «скифство» ХХ века.

7. В поэзии А.А. Блока и М.А. Волошина снимается противоречие между «миром-космосом» и «миром-историей» (Н.А. Бердяев). Специфика русской Революции, какой ее увидели Волошин и Блок, - это соединение «карнавальности» с мессианско-эсхатологическим историзмом. Судьба для символистов почти синонимична истории, которая понимается ими (а перед ними - европейскими романтиками) как осуществление провиденциальных целей, замысла Творца. Ветер - это время, дыхание или дух истории, понимаемой в эсхатологической перспективе. Историософское понимание Революции у Волошина, Блока и Есенина - это принесение России в жертву во имя преображения мира.

8. В творчестве С.А. Есенина наиболее яркими признаками истории, её ключевыми метафорами являются разбой, бунт, мятеж. История у Есенина как природосообразна, так и противоположна природе: человек отличен от мира природы своей вовлеченностью в историю, способностью иметь некие замыслы, притом это зачастую замыслы обмана, мести, бунта, мятежа. Если история народа естественна и природосообразна, то история личности противоестественна, она вступает в конфликт с теплой «звериной» природой человека.

9. Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» является одним из завершающих произведений ИТ в русской литературе ХХ века и создана при взаимодействии двух модусов ИТ - трагического, связанного с эсхатологией, и идиллического модуса крестьянской утопии, ярко проявившийся в творчестве поэтов-новокрестьян 10-20-х гг. ХХ века. Можно сказать, что эсхатология и утопия, трагедия и идиллия, история и миф, конечность и «вековечность» ведут своего рода «спор» на страницах распутинской повести. Исход этого спора, несмотря на трагическую предопределенность финала - исполнение «сроков», - неочевиден.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Бражников И.Л. Мифопоэтика поступка: ситуация ответа в художественном тексте. – М.: ООО «Аванглион», 2010. – 252 с.

2.Бражников И.Л. Русская литература XIX-XX веков: историософский текст. М.: Прометей-МПГУ, 2011. – 240 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ

3.Бражников И.Л. Живые и мёртвые. Эсхатологические мотивы и мифопоэтика повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» // Преподаватель XXI век. – 2009. – №4. – С. 317 – 322.

4.Бражников И.Л. Время, история и вековечность в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» // Литература в школе. – 2010. – № 3. – С. 21 – 23.

5.Бражников И.Л. История одного села как возвращение домой: смешное «Горохино» и печальное «Горюхино» // Вестник РГГУ. – 2010. – №15 (58)/10. – С. 55 – 63.

6.Бражников И.Л. Чувство России. «Родина» М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 2010. – №6. – С. 20 – 21.

7.Бражников И.Л. «Скифский сюжет» в русской культуре // Вестник Нижегородского государственного университета. – 2011. – №4 (1). – С. 332 – 337.

8.Бражников И.Л. Ветер истории («стихийные» метафоры в поэме А. Блока «Двенадцать») // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – №3 (14). – С. 178 – 183.

9.Бражников И.Л. Эсхатологическое измерение историософского текста // Религиоведение. – Благовещенск, 2011. – №4. – С. 98 – 108.

Статьи, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских, международных конференций

10.Бражников И.Л. Славянофильская община и консервативная Империя // Христианская мысль: научный, религиозный журнал Киевского Религиозно-философского общества. – Киев, 2005. – №2. – С. 107 – 117.

11.Бражников И.Л. Вселенская Церковь и глобализация антихриста // Эсхатологический сборник. – СПб., 2006. – С. 454 – 458.

12.Бражников И.Л. Преображение как сюжетный архетип русской прозы (от волшебной сказки до Михаила Булгакова) // Христианская мысль: научный, религиозный журнал Киевского Религиозно-философского общества. – Киев, 2007 – 2008. – № IV. – С. 135 – 139.

13.Бражников И.Л. Православная геополитика на постсоветском пространстве // Информационные войны. Научно-практический междисциплинарный журнал Российской Академии Наук. – М., 2008. – № 4(8). – С. 46 – 54.

14.Бражников И.Л. Эсхатологический комментарий к тексту антиутопии (роман «Мы» как «Апокалипсис нашего времени») // Литературоведение на современном этапе. Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. Материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е.И.Замятина. 5-8 октября 2009 г. – Тамбов, 2009. – С. 565 – 570.

15.Бражников И.Л. Революция как историософский текст (к вопросу о генезисе образа Исуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать») // Писатель и время: формы диалога. Материалы XV Шешуковских чтений. – М., 2010. – С. 77 – 88.

Электронные публикации

16.Бражников И.Л. Революция тыкв / Агентство Политических Новостей. URL: http://www.apn.ru/publications/article1236.htm

17.Бражников И.Л. «Обмирщенный» консерватизм / Агентство Политических Новостей. URL: http://www.apn.ru/opinions/article10100.htm

18.Бражников И.Л. Достоевский Фёдор Михайлович (1821 – 1881) / Фёдор Михайлович Достоевский. URL: http://dostoevskiy.niv.ru/review/dostoevskiy/006/569.htm

19.Бражников И.Л. Утопия и Апокалипсис / Интелрос: Интеллектуальная Россия. URL: http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/8733-utopiya-i-apokalipsis.html

20.Бражников И.Л. Скифский сюжет. Возникновение / Правая.ру. URL: http://pravaya.ru/look/17693

21.Бражников И.Л. Ветер истории. Революция как историософский текст (часть I) / Правая.ру. URL: http://www.pravaya.ru/look/17750

22.Бражников И.Л. Сюжет "Двенадцати". Революция как историософский текст (часть II) / Правая.ру. URL: http://pravaya.ru/look/17814

23.Бражников И.Л. «Впереди – Исус Христос». Революция как историософский текст (часть III) / Правая.ру. URL: http://www.pravaya.ru/look/17842

24.Бражников И.Л. Эсхатологическое измерение историософского текста / Правая.ру. URL: http://pravaya.ru/look/19929

25.Бражников И.Л. Скифский сюжет. Узнавание / Правая.ру. URL: http://www.pravaya.ru/look/19958

26.Бражников И.Л. Скифство и почвенничество: "Родина" Лермонтова / Правая.ру. URL: http://www.pravaya.ru/gst/20080

27.Бражников И.Л. Царство и Ад. (Эсхатология Третьего Рима) / Правая.ру. URL: http://pravaya.ru/look/21027

28.Бражников И.Л. Царский страж вековечности (Эсхатологический хронотоп повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой») / Правая.ру. URL: http://pravaya.ru/look/21385

29.Бражников И.Л. Великая Скуфь и дикие скифы / Центр Льва Гумилёва. URL: http://www.gumilev-center.ru/?p=3816

30.Бражников И.Л. Скифская война / Центр Льва Гумилёва. URL: http://www.gumilev-center.ru/?p=4304

31.Бражников И.Л., Бражникова Я.Г. Дисциплина и предание / Правая.ру. URL: http://pravaya.ru/look/21779

Другие публикации

32.Бражников И.Л. Внутри и снаружи. Истинный миропорядок в романе «Преступление и наказание» // Достоевский и мировая культура/Альманах. – М., 2003. – №17. –С. 17 – 43.

33.Бражников И.Л. Историософия как литературная традиция (От «Третьего Рима» Георгия Иванова к православной Империи Павла Крусанова) // Волшебная Гора: Традиция. Религия. Культура. – М., 2006. – № XII. – С. 455 – 477.

34.Бражников И.Л. Конец красного сна // Трибуна русской мысли. – 2007. – №7. – С. 179 – 185.

35.Бражников И.Л. Февральский рубеж // Политический журнал. – 2007. – № 7 – 8 (150 – 151). – С. 4 – 7.

36.Бражников И.Л. Удержание идентичности // Политический журнал. – 2007. –№ 13 – 14 (156 – 157). – С. 85 – 88.

37.Бражников И.Л., Бражникова Я.Г. Шанс завершения русского Модерна // Политический журнал. – 2007. – № 29 (172). – С. 90 – 93.

38.Бражников И.Л. Братство Кремля // Политический журнал. – 2007. – №31 (174). – С. 78 – 81.

39.Бражников И.Л. Исчерпанность острова и града (Реализованная утопия и открытый Апокалипсис) // Политический журнал. 2008. – №3 (180). – С. 72 – 75.

40.Бражников И.Л., Чесноков А.И. Храм и хлам. Византийские уроки архимандрита Тихона // Политический журнал. – 2008. – №3 (180). – С. 122 – 125.

41.Бражников И.Л. Чудо в перьях // Россия. – 2008. – №1 (600). – 8 мая. – С. 22.

42.Бражников И.Л. История одного мифа // Политический журнал. – 2008. – №10 (187). – С. 70 – 73.

43.Бражников И.Л. Демократическая риторика с имперской начинкой // Политический журнал. – 2008. – №10 (187). – С. 18 – 20.

44.Бражников И.Л. Каменная летопись невидимого града (Рустам Рахматуллин. Две Москвы, или Метафизика столицы) // Новый мир. – 2009. – №2. – С.190 – 193.