Научная тема: «СОЗДАНИЕ СОБЫТИЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • Событийные коммуникации являются способом бытия социального, символическим «продуктом» и технологией воспроизводства культуры. Являются фундаментальным способом создания социокультурной связи внутри и между сообществами. Значение событийных коммуникаций как созидательного основания социального сохраняется в масштабах как глобального международного сообщества, так и сообществ локальных, организованных на основании этнической, конфессиональной, национальной, корпоративной, гендерной и других форм идентичности.
  • Событийные коммуникации являются универсалией культуры, обладают характеристиками онтологичности и историчности, в ходе культурно-исторического развития трансформируются и модифицируются в зависимости от картины мира эпохи.
  • Создание событий является способом порождения, означивания и «запуска» смысла в публичное медийное пространство. Управление трансляцией смысла и результаты его интерпретаций субъектами в информационном обществе приобретают особое значение, поскольку именно эти процессы регулируют культурное и социальное равновесия современного глобального человеческого социума и локальных сообществ.
  • Глобальное медиапространство современной культуры состоит из сложного переплетения дискурсов, эстетических (образов, имиджей) и психологических (стереотипов, ассоциаций, коннотаций) образований, что требует внимательного отношения к использованию символического материала культуры, актуализирует вопрос необходимости проведения культурологической экспертизы коммуникационных проектов и специальных событий в рамках событийных коммуникаций.
  • Событийные коммуникации имеют эстетическую природу. Сообщение кодируется посредством использования знаковых систем, транслируется через образ, символ, ритуал. Эстетические законы создания ритуального события сегодня используются как осознанный инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям той или иной корпорации, сообщества. Коммуникационная сила специального события скрыта в эстетическом воздействии «образом», в порождении эмоции, вовлечении в переживание.
  • Специальное событие становится подлинным событием и со-бытием, когда коммуникация происходит как общение и свершается как диалог. Сила событийных коммуникаций - в способности создать атмосферу диалога, тепла человеческого присутствия. Диалоговая форма общения, являясь частной формой коммуникации, имеет основополагающее значение в событийных коммуникациях.
  • Современные событийные коммуникации и специальное событие являются инверсией искусства. Специальные события выстраиваются на основании эстетики перфомансной, интерактивной и игровой коммуникаций. В различных своих формах они являются образцами концептуального искусства и развиваются, заимствуя и пополняя обширные художественные практики и опыты искусства новейшего.
  • В современном мире сложилась ситуация мировоззренческого полицентризма, в контексте которой корпоративная культура, формирующая убеждения и ценности, имеющая свои ритуалы и традиции, становится альтернативой культурам, построенным на основании конфессиональной, национальной, этнической, гендерной идентичностей.
  • В современную эпоху использование специальных событий как коммуникационной технологии может быть направлено на совершенно разные цели. Специальные события могут иметь как положительные, так и отрицательные «заряды»; могут «запускать» в общественное и индивидуальное сознание как конструктивные, так и деструктивные идеи; способны консолидировать как созидательные, так и разрушительные силы; перечисленные аспекты актуализируют социальную ответственность при использовании данной коммуникационной технологии.
  • Событийные коммуникации являются профессиональной сферой, в связи с чем возрастает актуальность подготовки специалистов, имеющих серьезную подготовку в области гуманитарных знаний, а не только владеющих прикладными технологиями. Гуманистическое мировоззрение является необходимым основанием профессиональной деятельности специалистов по корпоративным коммуникациям.
  • Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций удастся воплотить, если данное направление деятельности понимать как гуманитарную технологию и опираться на следующие принципы: принцип экологичности (компетентное, ответственное и уважительное отношение к работе с символическим материалом культуры, исторической памятью, национальным своеобразием культур; проведение гуманитарной экспертизы при разработке концепции и символики события); принцип экзистенциального измерения коммуникации (понимание степени агрессивного, разрушающего влияния публичного информационного поля на психику, душу и сознание людей, необходимость бережного и ответственного отношения к человеку, особенно к детским и молодежным аудиториям; содействие развитию личности, поскольку будущее возможно как взаимодействие ответственных личностей); принцип социальной ответственности (ответственность за коммуникационное действие в социуме, деятельность на перспективу развития гражданского общества); принцип созидательности (наполнение событий конструктивными, социально значимыми смыслами, обращение и актуализация универсальных человеческих ценностей); принцип творчества (способность создавать новые идеи и находить формы их воплощения. Создание событий становится формой творчества как отдельной личности, так и корпорации, сообщества; становится творчеством социального).
  • Событийные коммуникации для вузов являются важнейшей коммуникационной технологией построения долгосрочных партнерских отношений с общественными и целевыми аудиториями, основанных на доверии, уважении и интересе к деятельности вуза; являются основной технологией формирования репутации и имиджа вуза в современных социокультурных условиях; компетентное использование и применение данной технологии как гуманитарной будет способствовать выполнению высокой социальной миссии вуза - сохранению интеллектуального и личностного потенциалов страны.
Список опубликованных работ
Монография:

1. Каверина Е. А. Событийные коммуникации в культуре: философская пропедевтика и маркетинговая практика. СПб: Изд-во РГПУ, 2011.187 с. 11,75 п. л.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах:

2. Каверина Е. А. Создание специальных событий как креативная технология продвижения вуза / Е.А. Каверина // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 110−116. 0,5 п. л.

3. Каверина Е. А. Праздник как социальный и эстетический феномен / Е.А. Каверина // Вестник Томского государственного университета. 2009 (июль). № 324. С. 110−116.

0,5 п. л.

4. Каверина Е. А. Celebration as a Socio-Cultural Phenomenon and a Communicative Technology / Е. А. Каверина // Журнал Сибирского федерального университета. 2009 (ноябрь). № 4. С. 455−463. 0,5 п.л.

5. Каверина Е. А. Коммуникационные проекты и специальные события как технологии развития корпоративной культуры вуза / Е.А. Каверина // Вестник Нижегородского университета им. А. И. Лобачевского. 2009. № 5. С. 31−37. 0,5 п.л.

6. Каверина Е. А. Феномен креатива и приемы создания креативных идей для специальных событий / Е. А. Каверина // Вопросы культурологии. 2009. № 12. С. 18−22. 0,5 п. л.

7. Каверина Е. А. Creative technologies in corporative communication / Е. А. Каверина // Журнал Сибирского федерального университета. 2010. № 3. С. 187−193. 0,5 п. л.

8. Каверина Е. А. Креативные идеи в коммуникационных технологиях / Е.А. Каверина // Вестник РГГУ. 2010. № 15. С. 76−86. 0,5 п. л.

9. Каверина Е. А. «Специальное событие»: опыт философско-эстетического прочтения / Е.А. Каверина // Вестник РГГУ. 2010. № 13/10. С. 71−79. 0,5 п. л.

10. Каверина Е. А. Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций / Е. А. Каверина // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11). С. 54−60. 0,5 п. л.

11. Каверина Е. А. Феномен креатива: игры с целью / Е.А. Каверина // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 1. С. 148−152. 0,5 п. л.

Статьи в научных сборниках:

12. Каверина Е. А. Каникулярное время как универсальная возможность решения образовательных проблем на пути демократизации // Диалоги об образовании. Российский и шведский опыт. Серия «Учебники для вузов». СПб.: «Лань» 1999. С. 428−446. 0,8 п. л.

13. Каверина Е. А. Праздник: технологии создания мифа. // Культурологические исследования 04: Сб. научных трудов. СПб.: Астерион, 2004. С. 69−73. 0,3 п. л.

14. Каверина Е. А. Эстетика подарка // Философия человека и современное образование. Сборник статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006.С.517−523. 0,3 п. л.

15. Каверина Е. А. Технологии брендинга современного медиапродукта (на примере развития бренда газеты «Мой район») // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 4: Сборник статей. СПб., 2006. С. 107−113. 0,2 п. л.

16. Каверина Е. А. Стиль корпоративной жизни коммуникационных агентств (на материале стажировки в США по программе «Связи с общественностью») // Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. С. 310−314. 0,2 п. л.

17. Каверина Е. А. Связи с общественностью: сюжеты из американской практики. // GRATIAS AGIMUS: Философско-эстетические штудии: Сборник научных трудов в честь 70-летия профессора А. П. Валицкой. СПб., 2007. С. 346−351. 0,3 п. л.

18. Каверина Е. А. Креатив как творчество стратегического назначения // Эстетика и этика в изменяющемся мире: Сборник статей. СПб.: Астерион, 2009. С. 298−303, 0,3 п. л.

19. Каверина Е. А. Управление событийными коммуникациями вуза // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 7. Сборник статей. СПб., 2009. С. 87−97. 0,5 п. л.

20. Каверина Е. А. Создание событий в вузе: теория и практика эффективных решений // Философия человека: современные коммуникативные практики и образование: Сборник научных трудов. СПб. 2010. С. 349−359. 0,5 п. л.

Материалы научных конференций:

21. Каверина Е. А. Журналы «Мир искусства» и «Аполлон»: в поисках новой эстетики // Эстетика. Культура. Образование. Научное издание. Материалы IV международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 8−10 октября 1997. СПБ.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 219−227, 0,7 п. л.

22. Каверина Е. А. Художественные журналы начала и конца XX столетия: к вопросу актуальности культурного диалога // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции 20−21 октября 1999. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С. 37−40, 0,2 п. л.

23. Каверина Е. А. Феномен меценатства: русский ракурс // Профессиональная этика в PR и рекламе: Материалы второй всероссийской научно-практической конференции. СПб., 28-29 июня 2002, СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. С. 55−58. 0,2 п. л.

24. Каверина Е. А. PR-менеджер: образ и образец // Менеджер XXI века: проблемы подготовки и социальной ответственности. Материалы межвузовской научно-практической конференции 10-11 февраля 2003. СПб.: «Книжный дом», 2003. С. 179−182. 0,2 п. л.

25. Каверина Е. А. Диалог традиций и современности: опыт коммуникационной работы РГПУ им. А. И. Герцена // Связи с общественностью в сфере высшего образования. Материалы международной конференции. Познань. 2003. С. 82−90, 0, 3 п. л.

26. Каверина Е. А. Организация и проведение коммуникативных кампаний вуза. Опыт и технологии коммуникативной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена. // Связи с общественностью высшего учебного заведения. Материалы первой межрегиональной научно-практической конференции. СПб., 16-17 марта 2005. СПб.: Астерион, 2005. С. 23−34, 0,4 п. л.

27. Каверина Е. А. Штрих-код PR-профессии: студенческая идентификация // Процессы модернизации отечественного образования. Материалы XIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2007. С. 24−30, 0,3 п. л.

28. Каверина Е. А. Событийная коммуникация как часть социокультурной практики и гуманитарная технология // Инновационные аспекты культурной политики в России. Материалы всероссийской научно-практической конференции (СПб РГПУ им. А. И. Герцена, 19 мая 2008). СПб. 2008. С. 125−130, 0, 3 п. л.

29. Каверина Е. А. Коммуникационные особенности и стили проведения презентаций // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции, 13 февраля 2009. СПб. С. 139−141. 0, 2 п. л.

30. Каверина Е. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: культурологическое измерение. Материалы ежегодного выборгского культурологического семинара «Школа и учитель в культуре региона» 24-25 сентября 2010, г. Выборг. Вып. 2. СПб.: Астерион, 2011. С. 3−38. 0, 4 п. л.

Учебно-методические пособия:

31. Общественные коммуникации и современное образование: Учебно-методическое пособие / Каверина Е. А., Чечулин А. В., Дорский А. Ю., Ульяновский А. В. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 314 с. 19, 75 п. л. / 3 п. л.

32. Теория и практика общественных коммуникаций. Учебно-методическое пособие по специальности «Связи с общественностью» и «Реклама» / Каверина Е. А., Громова Л. А., Чечулин А. В. СПб., «Aстерион», 2006. 11 п. л./ 2 п. л.

33. Организация рекламной деятельности вуза. Учебное пособие. Допущено УМО по направлениям педагогического образования / Каверина Е. А. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 184 с. 11 п. л.

34. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок. Учебно-методический комплекс. Допущено УМО по направлениям педагогического образования / Каверина Е. А., Чечулин А. В., Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю., Чебыкина Л. В. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 13 п. л./ 3 п. л.

35. Создание событий: гуманитарные технологии в корпоративных коммуникациях. Научно-методические материалы. Допущено УМО по направлениям педагогического образования / Каверина Е. А. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 168 с., 10,5 п. л.