2. Анализ становления идеи развития эмоциональной культуры социального педагога в структуре междисциплинарного научного знания показал, что профессиональная деятельность педагога всегда признавалась эмоционально напряженной, потенциально стрессогенной, поэтому формирование научного знания о данной стороне профессиональной культуры педагога осуществлялось путем исследования эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, преодоления эмоциональной напряженности, стресса, профилактики синдрома эмоционального выгорания специалиста. Эмоциональная культура педагога как целостное профессионально значимое личностное образование и ее развитие в системе высшего профессионального образования стали предметом научно-педагогических исследований с середины девяностых годов прошлого века. На сегодняшний день отсутствуют исследования, посвященные эмоциональной культуре социального педагога, а также ее развитию в процессе профессиональной подготовки специалиста социальной сферы.
3. Эмоциональная культура социального педагога является сложным системным профессионально значимым личностным образованием специалиста, объективирующим себя в развитых альтруистических переживаниях, способности к эмпатии, сформированности ценностных ориентаций, утверждающих значимость эмоций в жизни и социализации человека, представленности системы знаний об эмоциональных аспектах социально-педагогического процесса и деятельности, а также в развитости перцептивных, суггестивных, экспрессивных способностей, способности управлять своими эмоциями и чувствами. Эмоциональная культура социального педагога, как динамичное личностное образование, в своем развитии проходит уровень эмоциональной спонтанности (низкий), уровень социализированной эмоциональности (средний), уровень профессионально значимой эмоциональной культуры (высокий).
4. Структурно-уровневая модель эмоциональной культуры социального педагога включает:
- эмоционально-ценностную подсистему, характеризующую эмоциональную культуру с точки зрения развитости эмоциональной сферы, способности к эмпатии, а также через систему ценностей, интериоризованных личностью;
- познавательно-ориентационную подсистему, предполагающую наличие у студента концептуального знания о сущности гуманизации воспитания, ценностях межличностного взаимодействия, роли эмоций в развитии и социализации человека, фактологического знания о природе эмоций, возрастных особенностях эмоционального развития личности, норме и аномалиях в эмоциональной сфере школьников и процедурно-технологического знания об эмоциональных аспектах социально-педагогической деятельности;
- деятельностно-практическую подсистему, предполагающую развитые перцептивные, суггестивные, экспрессивные способности, способность управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями.
5. В результате осуществленного эмпирического исследования, анализа научных исследований и учебно-методических материалов было установлено, что в системе профессионального образования целенаправленная работа по развитию эмоциональной культуры будущего социального педагога как целостного профессионально значимого личностного образования не организована и не осмыслена на уровне постановки задач и общетеоретическом уровне. Образовательный процесс вуза в разной степени способствует спонтанному развитию всех подсистем эмоциональной культуры студента. Наиболее благоприятными являются условия для формирования познавательно-ориентационной подсистемы, в меньшей степени образовательный процесс стимулирует развитие эмоционально-ценностной и деятельностно-практической подсистем эмоциональной культуры.
6. Теоретические основы развития эмоциональной культуры будущего социального педагога включают закономерности, принципы, педагогические условия и предпосылки, внешние и внутренние факторы, обеспечивающие эффективное развитие эмоциональной сферы студента, становление его ценностных ориентаций, формирование системы знаний, составляющих сущность эмоциональной культуры, а также способности управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями. В прогностической модели, как системном отражении разработанной теории, обеспечено единство целевых, содержательных, организационных и результативных составляющих.
7. Основными педагогическими условиями развития эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе являются: организация эмоционально-личностного освоения студентом профессионально значимого знания; ориентация содержания профессионального образования социального педагога на развитие его эмоциональной культуры; педагогическое сопровождение развития у будущего специалиста способности к рефлексии своего эмоционального опыта во время практики.
Общими предпосылками развития эмоциональной культуры будущего социального педагога в процессе профессионального образования выступают гуманистическая ориентация преподавателей вуза, личностно-развивающее общение субъектов образовательного процесса, атмосфера доверия на занятиях и положительный эмоциональный фон образовательного процесса в вузе.
8. Эффективность развития эмоциональной культуры будущего социального педагога обеспечивается актуализацией внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы: эмоциональность личности студента, его способность управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями, сущностная потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Внешние факторы: высокий уровень развития эмоциональной культуры преподавателей, индивидуализация и персонификация образовательного процесса, научность учебного материала, его новизна, системная организованность, разнообразие подачи и практическая значимость, межпредметные связи, организация практики с учетом эмоциональной составляющей педагогического взаимодействия и моделирование студентами в течение практики эмоционально-ориентированного педагогического взаимодействия со школьниками.
9. Были выявлены причинно-следственные связи, проявляющиеся в виде закономерностей. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в образовательном процессе вуза происходит тем успешнее, чем глубже образовательный процесс затрагивает внутреннюю сферу личности студента, чем выше степень эмоционального принятия студента преподавателем, чем более открыт преподаватель в выражении своих мыслей и чувств, чем чаще студент на занятии вербализует свои переживания, чем полнее преподаватель осознает, что его поведение оказывает воспитывающее влияние на студента, чем явственнее в сознании студента возможность духовной опоры на преподавателя, чем яснее осознание преподавателем того, что человек имеет возможность впадать в заблуждения, допускать ошибки в познании, деятельности и общении.
10. Система принципов эффективного развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе включает: принцип заинтересованности преподавателя эмоциональным состоянием студента, принцип эмпатийного отношения к студенту, принцип взаимной эмоциональной открытости субъектов образовательного процесса, принцип активизации процессов самовыражения и самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности, диалогический характер обучения, принцип взаимного воспитывающего влияния преподавателя и студента, принцип безусловности и безоценочности принятия личности студента, принцип приоритета духовной поддержки студента, принцип права студента на ошибку в познании, обучении и деятельности.
1.Рачковская Н.А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе. Монография. - М.: Издательство МГОУ, 2011. - 201 с. - (12,75 п.л.).
2.Рачковская Н.А. Развития эмоциональной культуры социального педагога. Теория и практика. Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 203 с. - (10,15 п.л.).
3.Рачковская Н.А. Эмоциональная культура социального педагога: сущность и структура. Монография. - М.: Издательство МГОУ, 2009. - 195 с. - (12,19 п.л.).
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ:
4.Рачковская Н.А. Педагогическая теория становления эмоциональной культуры социального педагога в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - №5(84). - 2011. - С. 63 - 71. - (0,6 п.л.).
5.Рачковская Н.А. Модель как системное отражение педагогической концепции развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Выпуск 2. - 2011. - С. 134-143. - (0,5 п.л.).
6.Рачковская Н.А. Педагогические условия и предпосылки развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе // Педагогическое образование в России. - №2. - 2011. - С. 140-147. - (0,6 п.л.).
7.Рачковская Н.А. Факторы развития эмоциональной культуры социального педагога // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». - №4. - 2011. - С. 81-84. - (0,5 п.л.).
8.Становление понятия «эмоциональная культура социального педагога» в структуре педагогического знания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - №4. - 2011. - С. 82-87. - (0,6 п.л.).
9.Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры социального педагога в вузе: инновационная модель // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - №2. - 2011. - С. 177- 182. - (0,5 п.л.).
10.Рачковская Н.А. Методический аспект преподавания гуманитарных дисциплин в контексте требований Болонского процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - №2, том 2. - 2010. - М.: Издательство МГОУ. - С. 75-79. - (0,5 п.л.).
11. Рачковская Н.А. Теоретико-методологические основы становления эмоциональной культуры социального педагога в образовательном процессе вуза // Вестник университета (Государственный университет управления) – М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ». - №26. - 2009. - С. 93-96. - (0,5 п.л.).
12. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры социального педагога в процессе профессионального образования: результаты эмпирического исследования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - №3, том 1. - 2009. - М.: Издательство МГОУ. - C. 143-149. - (0,5 п.л.).
13. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - №4. - 2008. - М.: Издательство МГОУ. - C. 12-17. - (0,5 п.л.).
14. Рачковская Н.А. Чувство юмора как элемент эмоциональной культуры будущего социального педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - №2. - 2007. - М.: Издательство МГОУ. - С. 344-349. - (0,4 п.л.).
15. Рачковская Н.А. Вузовская лекция по социальной педагогике: резервы совершенствования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». - №1, том 2. - 2006. - М.: Издательство МГОУ. - С. 140-143. - (0,4 п.л.).
Научные статьи и тезисы докладов:
16. Рачковская Н.А. Становление идеи эмоциональной культуры социального педагога в структуре междисциплинарного научного знания // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – Выпуск 15. – 2011. – Магадан: Изд-во СВГУ. - С. 50-54. - (0,6 п.л).
17. Рачковская Н.А. Моделирование процесса развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе // Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов под ред. В.П. Симонова (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск второй. Международная педагогическая академия. - М.: Издательство МГОУ, 2011. - С. 40-48. - (0,5 п.л.).
18. Рачковская Н.А. Закономерности и принципы развития эмоциональной культуры социального педагога в образовательном процессе вуза // Материалы I Дистанционной Международной научно-практической конференции «Модернизация системы образования в глобальном образовательном пространстве». Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави 22-25 декабря 2010 г. Туркестан, 2010 г. - С. 432-238. - (0,5 п.л.).
19. Рачковская Н.А. Методическое обеспечение самостоятельной работы будущих социальных педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин // Самостоятельная работа студентов в современном образовательном учреждении: теория и практика: сборник научных трудов по итогам Международной конференции, 17-20 марта 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 3-х ч.: Ч. 2. - С. 232-239. - (0,3 п.л.).
20. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры социального педагога в вузе: обоснование проблемы // Модернизация образования: проблемы, подходы, решения: Сборник научных трудов / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Издательство МГОУ, 2010. - С. 64-70. - (0,3 п.л.).
21. Рачковская Н.А. Профессиональная подготовка социального педагога: резервы совершенствования // Психология личности и профессиональное развитие: проблемы, перспекти¬вы, технологии. Материалы международной научно-практической конфе¬ренции IV Левитовские чтения в Московском государственном областном университете. 1 апреля 2009 г. - М.: Издательство МГОУ, 2009. - С. 377-380. - (0,3 п.л.).
22. Рачковская Н.А. Принципы развития эмоциональной культуры социального педагога в образовательном процессе вуза // Педагогический вестник №3 (2009) «Актуальные вопросы обучения и воспитания в системе высшего профессионального образования» Филиала ГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» в г. Волоколамске Московской области / Под ред. В.В. Поладовой. - М.: Издательство МГОУ - 2009. - С. 206-212. - (0,4 п.л.).
23. Рачковская Н.А. Соотношение понятий «культура эмоций» и «эмоциональная культура социального педагога»: теоретический анализ // Педагогический вестник №2 (2008) «Перспектива развития педагогических инновационных процессов высшей школы социального профиля» НОУ «Международный независимый эколого-политологический университет» / Под ред. В.В. По-ладовой. - М.: Издательство «Спутник», 2008. - С. 46-50. - (0,3 п.л.).
24. Рачковская Н.А. Культура как фактор развития и саморазвития личности социального педагога // Педагогический вестник №2 (2008) «Перспектива развития педагогических инновационных процессов высшей школы социального профиля» НОУ «Международный независимый эколого-политологический университет» / Под ред. В.В. Поладовой. - М.: Издательство «Спутник», 2008. - С. 50-56. - (0,4 п.л.).
25. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура как социально ценное и профессионально значимое личностное образование социального педагога // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. В.П. Симонова (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск пятый. Международная педагогическая академия. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 44-50. - (0,4 п.л.).
26. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура социального педагога как фактор поддержки личности ребенка в процессе социализации // Материалы научно-практической конференции, Москва, 6 ноября 2008 года / Под ред. А.В. Иванова. - М.: АПК и ППРО, 2008. - С. 270-273. - (0,2 п.л.).
27. Рачковская Н.А. Понятие эмоциональной культуры социального педагога в понятийной системе социальной педагогики // Педагогический вестник №1 (2008) «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях высшей школы» НОУ «Международный независимый эколого-политологический университет» / Под ред. В.В. Поладовой. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 92-98. - (0,4 п.л.).
28. Рачковская Н.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса интеграции представителей этнических меньшинств в общество // Педагогический вестник №1 (2008) «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в условиях высшей школы» НОУ «Международный независимый эколого-политологический университет» / Под ред. В.В. Поладовой. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 98-106. - (0,5 п.л.).
29. Рачковская Н.А. Педагогическое сопровождение формирования толерантности будущего социального педагога в период практики в школе // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. В.П. Симонова (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск третий. Международная педагогическая академия. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 15-21. - (0,4 п.л.).
30. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура социального педагога и ее становление в процессе высшего профессионального образования // Материалы межвузовской научно-практической конференции НОУ «Международный независимый эколого-политологический университет». 19-22 мая 2008 года / Под ред. В.В. Поладовой. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 87-93. - (0,4 п.л.).
31. Рачковская Н.А. Профессиональная подготовка социального педагога к взаимодействию с представителями этнических групп // Материалы межвузовской научно-практической конференции НОУ «Международный независимый эколого-политологический университет». 19-22 мая 2008 года / Под ред. В.В. Поладовой. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 93-99. - (0,4 п.л.).
32. Рачковская Н.А. Толерантность как компонент эмоциональной культуры социального педагога // Проблемы взаимодействия в психологии и социальной практике. Материалы международной научно-практической конференции III Левитовские чтения в Московском государственном областном университете / Под ред. А.В. Булгакова - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - С. 295-302. - (0,5 п.л.).
33. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура социального педагога как динамичный феномен // Опыт, поиск, перспектива: Сборник научных трудов / Под ред. Л.П. Крившенко - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - С. 69-75. - (0,3 п.л.).
34. Рачковская Н.А. Подготовка социального педагога к работе в этнической среде // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. В 2 т. Том 2. / Отв. ред. В.В. Гриценко. – Смоленск: Универсум, 2008. - С. 108-115. -(0,4 п.л.).
35. Рачковская Н.А. Развитие способности социального педагога управлять своими эмоциями // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. В.П. Симонова (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск второй. Международная педагогическая академия. - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 15-21. - (0,4 п.л.).
36. Рачковская Н.А. Принципы и условия стимулирования познавательного интереса к педагогическому знанию // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. В.П. Симонова (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск первый. Международная педагогическая академия. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. - С. 19-24. - (0,4 п.л.).
37. Рачковская Н.А. Теоретическое осмысление понятий, выражающих эмоциональные аспекты педагогического процесса // Сб. науч. тр. Вып. 5. / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. - С. 235-242. - (0,4 п.л.).
38. Рачковская Н.А. Эмоциогенные формы и методы освоения будущим учителем профессионально-педагогического знания (на материале вузовской лекции) // Высшее образование как инновационная среда. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вузовская наука – региону» 4-11 февраля 2005 г. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КамГУ, 2005. - С. 185-193. - (0,5 п.л.).
39. Рачковская Н.А. Педагогическое сопровождение процесса эмоционально-личностного освоения будущим учителем профессионально значимого знания // Актуальные проблемы психологии и педагогики / Составитель и отв. редактор Г.М. Коджаспирова. - М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. - С. 406-414. - (0,5 п.л.).
40. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего учителя во время профессионально-педагогической практики // Школа молодых ученых. Сборник статей участников второй сессии. Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2004. - С. 84-91. - (0,4 п.л.).
41. Рачковская Н.А. Развитие чувства юмора будущего учителя как предпосылки его успешной профессиональной деятельности // Школа молодых ученых. Сборник статей участников третьей сессии. Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2004. - С. 84-91. - (0,4 п.л.).
42. Рачковская Н.А. Актуализация культуротворящей функции образования в процессе изучения будущими учителями педагогических дисциплин // Сборник статей «Школа Камчатки: психолого-педагогические проблемы становления и развития (15-31 марта 2004)» - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2004. - С. 248-257. - (0,5 п.л.).
43. Рачковская Н.А. Эмоциональная экспрессия учителя в педагогическом процессе // Этика и эстетика человеческих отношений: Сборник докладов Бушелевских чтений. 15-16 апреля 2002 г. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2002. - С. 107-111. - (0,3 п.л.).
44. Рачковская Н.А. Ориентация содержания педагогических дисциплин на развитие эмоциональной культуры будущего учителя // Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции «Культурно-образовательная среда вуза» (4-8 февраля 2002 г.). – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ. - С. 145-150. - (0,7 п.л.).
45. Рачковская Н.А. Влияние экстремальных условий жизни на развитие эмоциональной сферы камчатских школьников // Человек на Севере: проблемы качества жизни. Материалы межрегионального научного семинара 29-30 января 2002 года. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2002. - С. 175-177. -(0,2 п.л.).
46. Рачковская Н.А. Способы эмоционального обогащения изучения будущим учителем педагогических дисциплин // Сборник научных статей молодых ученых. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2001. – С. 5-14. -(0,6 п.л.).
47. Рачковская Н.А. Эмоциональное обогащение профессионально-педагогического образования (на материале изучения педагогики) // Сборник докладов межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования». 7-9 февраля 2001 г. В 2 ч. Ч. 2. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2001. - С. 275-277. (0,3 п.л.)
48. Рачковская Н.А. Юмористический компонент в профессиональном образовании будущего учителя // Сборник докладов межвузовской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования». 7-9 февраля 2001 г. В 2 ч. Ч. 2. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2001. - С. 278-288. - (0,7 п.л.).
49. Рачковская Н.А. Исследование эмоционального фона педагогического процесса // Сборник докладов научно-практической конференции «Теория и практика гуманизации образования». - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2000. - С. 59-61. - (0,3 п.л.).
50. Рачковская Н.А. Эмоциональный фон обучения в контексте гуманизации педагогического процесса // Теория и практика гуманизации образования. Сборник статей (по итогам научно-практической конференции «Теория и практика гуманизации образования»). - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2000. - С. 89-92. - (0,6 п.л.).
51. Рачковская Н.А. Этносоциокультурные аспекты эмоционального компонента педагогического процесса // Регионально-этнологические проблемы образования. Сборник статей. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПИ, 2000. - С. 67-76. - (0,6 п.л.).
52. Рачковская Н.А. Эмоции в педагогическом процессе: теоретико-методологический аспект // Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Сборник научных трудов в 2 ч. Ч. 2. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПИ, 2000. - С. 168-171. - (0,2 п.л.).
53. Рачковская Н.А. Этноспецифика эмоциональной экспрессии и педагогический процесс // Культурно-историческое развитие народов Камчатки. Сборник докладов. – Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПИ, 1999. - С. 131-133. - (0,2 п.л.).
54. Рачковская Н.А. Эмоционализация изучения курса психолого-педагогических дисциплин как условие становления личности гуманистически ориентированного учителя // Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Сборник научных трудов в 2 ч. Ч. 1. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПИ, 1999. - С. 178-183. - (0,2 п.л.).
Учебные пособия и учебно-методические материалы:
55. Рачковская Н.А. Эмоциональное обогащение курса педагогики. Учебно-методическое пособие. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2003. – 83 с. - (3,9 п.л.).
56. Рачковская Н.А. Педагогическое мастерство: общие основы. Учебно-методическое пособие. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2003. – 37 с. - (1,3 п.л.).
57. Рачковская Н.А. Технологии социальной работы в кризисных центрах для женщин. Учебно-методический комплекс. Специальность 040100.65 – «Социальная работа». - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - С. 210-261. - (2,1 п.л.).
58. Рачковская Н.А. Технологии опеки и попечительства // Сборник учебно-методических комплексов по специальностям 050711.65 - Социальная педагогика и 050700.62 - Социальная педагогика. Том 3. / Под ред. М.В. Фирсова, В.П. Сморчковой - М.: Издательство МГОУ, 2008. – С. 149-184. - (3,2 п.л.).
59. Рачковская Н.А. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии // Сборник учебно-методических комплексов по специальностям 050711.65 - Социальная педагогика и 050700.62 - Социальная педагогика. Том 2. / Под ред. М.В. Фирсова, В.П. Сморчковой - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 4-47. - (4,1 п.л.).
60. Рачковская Н.А. Психологические аспекты воспитательного процесса в школе // Сборник учебно-методических комплексов по специальностям 050711.65 - Социальная педагогика и 050700.62 - Социальная педагогика. Том 2. / Под ред. М.В. Фирсова, В.П. Сморчковой - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 48-117. - (6,2 п.л.).
61. Рачковская Н.А. Практическая педагогика // Сборник учебно-методических комплексов по специальностям 050711.65 - Социальная педагогика и 050700.62 - Социальная педагогика. Том 1. / Под ред. М.В. Фирсова, В.П. Сморчковой - М.: Издательство МГОУ, 2008. - С. 303-343. - (3,8 п.л.).
62. Рачковская Н.А. Эмоциональные аспекты социально-педагогического процесса. Учебная программа. - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 29 с. (2 п.л.)
63. Рачковская Н.А. Эмоциональная культура учителя // Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя в условиях вуза. Сборник программ. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ, 2002. - С. 46-53. - (0,6 п.л.).