Научная тема: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе анализа отношений, связей и процессов в образовательной сфере выявлена институциональная база применения компетентностного подхода в современном образовании, базирующаяся на взаимодействии терминальных и инструментальных предписаний, которые являются частью профессиональных ролей акторов и выражаются в их повседневных практиках. Получение определенной суммы знаний как основная цель образования является терминальным предписанием и соответствует социокультурному контексту индустриального общества, а развитие компетентной личности - это новая цель образования и новые предписания, когда в содержании компетенций отражаются ожидания современного общества.
  2. Дана социологическая трактовка понятия «компетентностный подход», рассматриваемого в качестве парадигмы образования, предлагающей совокупность способов взаимодействия участников на основе субъект-субъектных отношений во всех разновидностях образовательной деятельности, что предполагает кардинальное изменение функций, институциональных характеристик, структурных и функциональных компонентов содержания образования, нормативных предписаний и повседневных практик, а не только способов измерения результата образования.
  3. На основе авторской концепции предметной фильтрации целей образования определены причины устойчивости норм-предписаний, тормозящих реализацию компетентностного подхода, несмотря на изменения социокультурного контекста. Доказано, что цели школьного образования, сформулированные посредством ино-референции системы и включающие в себя развитие целого комплекса качеств личности, проходят процесс фильтрации через «воронку» предметного обучения с целью сбережения ресурсов, что ограничивает возможности реформирования существующей образовательной системы и делает ее неспособной к радикальным изменениям, поскольку знания становятся целью, а не средством развития социальной и образовательной компетентности обучающихся, что соответствует старым терминальным предписаниям.
  4. Обосновано, что создание нового социального опыта реализации компетентностного подхода происходит в образовательном пространстве, которое рассматривается как совокупность межгрупповых и межличностных взаимодействий индивидов и групп, предполагающих различные способы дистанцирования и организации. Отсюда реализация компетентностного подхода часто осуществляется спонтанно, интуитивно в практиках субъектов на основе «естественной» динамики образовательного пространства в силу изменений современного общества.
  5. Выявлено, что процессы индивидуализации приводят к возрастанию зависимости жизни индивида от совершаемых им выборов, что обусловливает необходимость развития его социальной и образовательной компетентности, которые определяются автором как способность индивида понимать сущность происходящего в социальной реальности путем проникновения в ее различные смысловые контексты, что предполагает наличие опыта анализа, критического переосмысления поступающей информации.
  6. Выявлены особенности проявления субъектности в условиях трансформации предписаний, которая рассматривается как социологическая категория, предполагающая способность индивида действовать с учетом актуальной ситуации, создавать и интерпретировать смыслы социальной реальности. Различия между нормативным и реальным определением ситуации, составляющие поле проявлений субъектности, увеличиваются в условиях современного общества на основе локализации и разнообразия существующих нормативных порядков, что может способствовать либо сохранению и реализации  терминальных предписаний, либо их изменению (деформации и переформулированию) в ходе повседневных практик. Доказано, что пути повышения субъектности педагогов как основы реализации компетентностного подхода и утверждения новых форм взаимодействий заключаются в изменении процесса коммуникации в рамках системы, определяющего дифференциацию и взаимодействие акторов.
  7. Раскрыто противоречие между позицией педагога как объекта в рамках системы и как субъекта - организатора образовательного пространства, когда позиция учителя - исполнителя, а не инициатора принимаемых решений является не только следствием системной дифференциации, но и результатом давления старых предписаний, которое только усиливается в условиях изменения социокультурного контекста образования. Обосновано, что компетентностная модель становится одним из способов его разрешения, поскольку предполагает в качестве одного из основных условий ее реализации довольно высокую степень творчества и свободы выбора вариантов деятельности всех субъектов.
  8. Выявлены противоречивые последствия принимаемых управленческих решений по внедрению компетентностного подхода, которые по своему содержанию направлены на расширение целей образования и не предполагают значительной трансформации его структуры, содержания и функций, в результате чего модификация повседневных образовательных практик происходит большей частью спонтанно путем вынужденной индивидуализации и поиска прикладных аспектов предметного обучения.
  9. Установлена высокая степень  инерционности  повседневных образовательных практик педагогов, связанная со смысловой неопределенностью представлений учителей о своей собственной работе, где переплетаются базовые значения как «знаниевой», так и компетентностной образовательных парадигм, что, с одной стороны, поддерживает («скрепляет») систему образования, а с другой - становится препятствием реализации компетентностного подхода.
  10. Разработана и апробирована на практике авторская модель организации образовательной деятельности по циклу социально-гуманитарных, обществоведческих дисциплин в школе и вузе, направленной на формирование универсальных компетенций, социально компетентной личности обучающихся. Основными характеристиками предлагаемой модели являются проблематизация реальности (содержание курса выстраивается на основе определения проблемного поля), открытость (сочетание формального, неформального и информального аспектов образования), практичность (включение изучаемой информации в профессиональный, субкультурный или личностный контекст).
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:

1.Прямикова, Е.В. Позиция учителя в процессе трансформации системы образования / Е.В. Прямикова // Дискуссия. 2011. №7. С. 130-137.

2.Прямикова, Е.В. Инертность системы образования: миф или реальность / Е.В. Прямикова // Образование и наука. 2011. №2 (81). С.56-66.

3.Прямикова, Е.В. Компетентностный подход при изучении обществознания: возможности и ограничения / Е.В. Прямикова // Преподавание истории в школе. 2010. №8. C. 9-15.

4.Прямикова, Е.В. Компетентностный подход: управленческие решения и практики учителей / Е.В. Прямикова // Педагогическое образование в России. 2010. №4. С. 161-169.

5.Прямикова, Е.В. Профессиональная компетентность и гражданская ответственность вузовских студентов / Е.В. Прямикова // Педагогическое образование в России. 2010. №3. C.190-194.

6.Прямикова, Е.В. Социальные науки в современном образовании: проблемы и перспективы / Е.В. Прямикова // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 196-208.

7.Прямикова, Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики / Е.В. Прямикова // Социологические исследования. 2009. №7. С. 126-132.

8.Прямикова, Е.В. Компетентностный и деятельностный подходы к школьному образованию: проблемы и перспективы / Е.В. Прямикова // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. С. 192-206.

Монографии:

1.Прямикова, Е.В. Предпосылки и практики компетентностного подхода в образовании: Монография / Е.В. Прямикова. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2011. - 175 с.

2.Прямикова, Е.В. Социальная ценность образования: масштаб района крупного мегаполиса: монография по материалам социологического исследования / Л.Я. Рубина, Е.В. Прямикова, Е.В. Лобова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2008. - 206 с. (13,0 п.л./4,0 п.л.).

3.Прямикова, Е.В. Социальная компетентность взросления / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - 290 с. (18,0 п.л./9,0 п.л.).

Статьи и тезисы:

1.Прямикова, Е.В. Социология – образованию / Е.В. Прямикова, Л.Я. Рубина, И.В. Шапко. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 3(8). С. 30-36 (0,9 п.л./0,3 п.л.).

2.Pryamikova, E. Schaping Educational Expectations: The Role of the University (Russia-Israel) / N. Davidovitch, E. Lobova, E. Pryamikova. // Intercultural Ties in Higher Education and Academic Teaching. Conference at the Ariel University Center, Israel. September 19-21, 2011. P.136-143 (2,0 п.л./0,4 п.л.).

3.Pryamikova, E. Expectations, practices, and preferences of college students – a cross-cultural perspective: CIS-Israel / N. Davidovitch, E. Lobova, E. Pryamikova, T. Semenova, T. Phechenkina, M. Yachmeneva. // Intercultural Ties in Higher Education and Academic Teaching. Conference at the Ariel University Center, Israel. September 19-21, 2011. P.54-84 (0,6 п.л./0,4 п.л.).

4.Прямикова, Е.В. Возраст современного российского учителя: проблема или ресурс в условиях реформирования образования / Е.В. Прямикова. // Современный учитель – социально-профессиональный портрет и взгляд в будущее: материалы VII региональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 ноября 2010/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. С. 65-72.

5.Прямикова, Е.В. Исследования молодежи: методологические «ловушки» / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Социальные процессы: Сборник статей. Выпуск 6 / Отв. ред. Г.Б. Кораблева, И.Е. Левченко. Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2010. С. 53-61. (0,6 п.л./0,3 п.л.)

6.Прямикова, Е.В. Высшее образование в Израиле и Екатеринбурге: опыт международного исследования / Е.В. Лобова, Е.В. Прямикова // Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: материалы VII Международной научной конференции, Екатеринбург, 11-13 октября 2010г./ Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010. С. 37-43. (0,5 п.л./0,3 п.л.)

7.Прямикова, Е.В. Школьный курс обществознания. Новый подход / Н.В. Ершова, Е.В. Прямикова // Первое сентября. 2010. №7. http://ps.1september.ru/index.php?year=2010&num=07(0,2 п.л./0,1 п.л.)

8.Прямикова, Е.В. Социальная компетентность как результат школьного образования: оценки выпускников и учителей / Е.В. Прямикова // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тюмень, 25-26 марта 2010 г. / Тюменский гос. ун-т. Тюмень, 2010. С.45-55.

9.Прямикова, Е.В. Подготовка социальных работников: особенности изучения социальных наук / Е.В. Прямикова // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: материалы межрегиональной конференции, Екатеринбург, 17-19 ноября 2009 г. / Урал. гос. мед. академия. Екатеринбург, 2009. С. 308-314.

10.Прямикова, Е.В. Социальная компетентность как результат школьного образования: оценки выпускников и учителей / Е.В. Прямикова // Образование и общество: материалы Всероссийской социологической конференции, Москва, 20-22 октября 2009 г. / Институт социологии РАН. Москва, 2009. (тезисы, электронный вариант)

11.Pryamikova, E. Evaluation of school education quality under new entrance conditions: a sociological analysis / L.Y. Rubina, E.V. Pryamikova, E.V. Lobova // Assessment of Faculty Research, Teaching, and Community Service: Sixth International Conference on Excellence in Academia: Ariel, Israel, September 1-3, 2009/ Ariel University Center of Samaria. Ariel, 2009. P. 341-350. (0,6 п.л./0,2 п.л.).

12.Прямикова, Е.В. Дети-мигранты в школе: вызов системе образования / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Взаимодействие мигрантов и местного сообщества в условиях крупного российского города / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С.57-87. (1,9 п.л./0,9 п.л.).

13.Прямикова, Е.В. Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования / М.Н. Вандышев, Н.В. Веселкова, Л.Е. Петрова, Е.В. Прямикова // Взаимодействие мигрантов и местного сообщества в условиях крупного российского города/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С.28-45(1,2 п.л./0,3 п.л.).

14.Прямикова, Е.В. Успех зависит только от меня?/ Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмп. исследования: материалы XI междун. конф., Екатеринбург, февраль 2008 г. / Урал.гос. ун-т. Екатеринбург, 2008. С.144-147. (0,3 п.л./0,15 п.л)

15.Прямикова, Е.В. Мониторинг ситуации в сфере противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде: коллективная монография по материалам социологического исследования / Е.В. Лобова, Л.Е. Петрова, Д.С. Попов, И.А. Порядин, Е.В. Прямикова, С.Б. Ячменев. Екатеринбург.: Издательство Урал. гос. пед. ун-та, 2008. (5,5 п.л./0,6 п.л.).

16.Прямикова, Е.В. Факторы молодежного экстремизма / Е.В. Лобова, Л.Е. Петрова, Д.С. Попов, И.А. Порядин, Е.В. Прямикова, С.Б. Ячменев // Молодежный экстремизм как социально-политический феномен: материалы конф., Екатеринбург, ноябрь 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. (0,75 п.л./0,15 п.л.).

17.Прямикова, Е.В. Темпоральная субъектность как составляющая социальной компетентности / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия: материалы III Всероссийского социологического конгресса, Москва, 21-24 октября 2008 г./ Институт социологии РАН. Москва, 2008. (тезисы, электронный вариант, 0,2 п.л./0,1 п.л.).

18.Прямикова, Е.В. Учебно-методическое обеспечение преподавания социологии и обществознания в рамках компетентностного подхода / Е.В. Прямикова //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VI Всерос. научно-практ. конф.: в 9 ч. Ч.8/Академия пов. квал. и проф. перепод. раб. образ.; Челяб. ин-т перепод и пов. квал. раб. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2007. С.73-80.

19.Прямикова, Е.В. Преподавание социологии в школе и в вузе: проблемы учебно-методического обеспечения / Е.В. Прямикова // Социальные процессы: сборник статей. Выпуск 3 / Уральский институт социального образования. Екатеринбург, 2007. С.130-140.

20.Прямикова, Е.В. Цели преподавания обществознания/ Е.В. Прямикова // Социальная справедливость и межсекторное взаимодействие: материалы международной конф., Москва, декабрь 2005 г. М.: Моск. высш. школа соц.-эк. наук, Институт Кеннана Международного научного центра им. Вудро Вильсона, 2007. С.102-121.

21.Прямикова, Е.В. Требования к учебнику по обществознанию в рамках компетентностного подхода / Е.В. Прямикова // Развитие социальной компетентности личности в процессе гуманитарного образования: вуз и школа: материалы VIII межрегион. конф. Екатеринбург, 26 мая 2006 г./ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. C. 87-91.

22.Прямикова, Е.В. Работник в трудовой ситуации: возможности влияния / М.Н. Вандышев, Е.В. Прямикова // XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации – XXI век: материалы межд. конф., Челябинск, 7-8 апреля 2006 г./ Южно-Уральский гос. ун-т. Челябинск, 2006. Часть II. С.93-98. (0,4 п.л./0,2 п.л.).

23.Прямикова, Е.В. Жизненный опыт в современном обществе: ресурс или ограничение? / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Состояние и перспективы социально-медицинской работы с ветеранами и участниками вооруженных конфликтов: материалы V всерос. конф. Екатеринбург ,11-13 апреля 2005 г./ Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. С.221-225. (0,3 п.л./0,1 п.л.).

24.Прямикова, Е.В. Социальная компетентность взросления / Н.В. Веселкова, Е.В., Прямикова // Проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных науках: научный ежегодник Томского МИОН / Томский гос. ун-т. Томск, 2004. С.114-121. (0,5 п.л./0,2 п.л.).

25.Прямикова, Е.В. Формирование критического мышления учащихся в процессе преподавания общественных наук / Е.В. Прямикова // Проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных науках: научный ежегодник Томского МИОН / Томский гос. ун-т. Томск, 2004. С.122-134.

26.Прямикова, Е.В. Cоциология возраста и взросления / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность: сборник статей. Вып. 3./ Рос. гос проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. С. 29-45. (1,0 п.л./0,5 п.л.).

27.Прямикова, Е.В. Коллизии и парадоксы взросления (на примере исследования старшеклассников и студентов младших курсов вузов г.Екатеринбурга) / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Проблема толерантности в социально-гуманитарном образовании: материалы VII региональной конференции, Екатеринбург, 25 декабря 2003 г. / Урал. гос. пед ун-т. Екатеринбург, 2003. С. 50-62. (0,8 п.л./0,4 п.л.).

28.Pryamikova, E. Developing social competence of secondary school student / E. Pryamikova // Crossroads in Cultural Studies: IV International Conference, Tampere, June 29 – July 2, 2002/ University of Tampere. Tampere, Finland, 2002. P.117.

29.Прямикова, Е.В. Социальная компетентность учащихся старших классов / Е.В. Прямикова //Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации. Материалы VI межд. конф., Екатеринбург, 17 мая 2002 г./ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. С.56-64.

30.Прямикова, Е.В. Социальное познание в современном обществе: обращение к человеку/ Е.В. Прямикова // Философия и наука: материалы первой конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 23 апреля 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. С.71-72.

31.Прямикова, Е.В. Свобода как основная характеристика современного мира в представлениях старшеклассников / Е.В. Прямикова // Потенциал социально - гуманитарных наук и проблемы развития современного российского общества: материалы первой всероссийской конференции программы МИОН, Санкт-Петербург, 18-20 декабря 2002 г./ Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб, 2002. С.50-51.

32.Прямикова, Е.В. К вопросу о мотивации учащихся старших классов к социальному познанию/ Е.В. Прямикова //Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: методологические и методические аспекты: материалы пятой конф., Екатеринбург, 30 марта 2001 г./ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. С.52-55.

33.Pryamikova, E. Strategies of becoming adults and distructions / N. Vesselkova, E. Pryamikova / Youth cultures, ethnicity, violence – theoretical, methodological and ethical perspectives: winter school, Finland, Karjaa, 3-5 December 2001/ Raseborg course centre - Finland, 2001. http://www.alli.fi/nuorisotutkimus/ winterschool.htm (0,6 п.л./0,2 п.л.)

34.Прямикова, Е.В. Мастер-класс: интеллектуальные игры как способ развития организационно-управленческих навыков учащихся / Е.В. Прямикова // Екатеринбургская школа на рубеже XX – XXI веков: проблемы, приоритеты, ценности: тезисы V городских педагогических чтений, Екатеринбург, 13 октября – 5 ноября 1999 года / Управление образованием администрации г. Екатеринбурга - Екатеринбург, 1999. С.202.

35.Прямикова, Е.В. Социологические детерминанты критичности мышления старших школьников / Е.В. Прямикова // Третьи Уральские историко-педагогические чтения, Екатеринбург, 29-30 апреля 1999 г./ Урал гос. пед ун-т. Екатеринбург,1999. С.312-313.

36.Прямикова, Е.В. Инновации в образовании глазами социолога/коллективная монография под руководством А.В. Меренкова. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996. – 36 с. (2,5 п.л./0,2 п.л.).

37.Прямикова, Е.В. Полное среднее образование: проблемы совершенствования (на материалах школ Октябрьского р-на г. Екатеринбурга) /коллективная монография/под редакцией А.В. Меренкова. Екатеринбург.: Отдел образования администрации Октябрьского района,1994. 98 с. (4,5 п.л./0,3 п.л.).

38.Прямикова (Клюева), Е.В. Социальный стереотип сознания: сущность, функционирование, пути исследования/ Н.В. Веселкова, Е.В. Клюева, М.М. Терсинских // Перестройка: новые общественные явления, новые исследовательские подходы: тезисы докладов участников Всесоюзной школы-семинара, Ленинград, сентябрь-октябрь 1989г. / Институт социально-экономических проблем. Ленинград,1989. С.176-178 (0,2 п.л./0,07 п.л.).

39.Прямикова (Клюева), Е.В. Методологические проблемы исследования нетрадиционных форм выражения общественного мнения (на примере изучения деятельности Свердловской «Дискуссионной трибуны») / Н.В. Веселкова, Е.В. Клюева, М.М. Терсинских // Методология прикладных социологических исследований: тезисы докладов Всесоюзных социолог. чтений молодых ученых, Москва, февраль 1989 г. М.: ИС АН, 1989. С. 48-50 (0,2 п.л./0,07 п.л.).

40.Прямикова (Клюева), Е.В. Голос из зала / Н.В. Веселкова, Е.В. Клюева, М.М. Терсинских // Социологические исследования. 1989. №4. С. 91-92 (0,25 п.л./0,1 п.л.).