Научная тема: «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Раскрыта сущность трансформации содержания профессионального социально-гуманитарного образования как его перехода от линейной, однозначной и институционально-ориентированной модели к модели нелинейной, многозначной и субъектно-ориентированной, что влияет на всю структуру профессиональной социально-гуманитарной подготовки.

2. Дана социологическая трактовка категории «содержание профессионального образования» как социальной характеристики индивида, которая формируется в институционализированных условиях и является его собственным достоянием, открывающим перспективы принадлежности к определенной профессионально-образовательной группе.

3. Представлена авторская трактовка содержания социогуманитарного профессионального образования, которое понимается как результат индивидуально-ценностных отношений к социогуманитарному знанию, вариативность которых соответствует многообразию представлений субъекта о динамике общества, назначении социогуманитарного образования и возможности своего участия в его изменении.

4. Выявлен состав и определены характеристики субъектов трансформации содержания профессионального социально-гуманитарного образования, которыми становятся студенты и преподаватели социально-гуманитарного профиля, способные к определяющему участию в изменении этого содержания образования, к его использованию согласно вариантам профессионального будущего, к ответственности за последствия своей преобразующей активности.

5. На основе методологического синтеза конструктивистского, синергетического и феноменологического подходов раскрыт конструктивно - управленческий характер трансформационной активности субъектов, формирующих свою пригодность к эффективной профессиональной самореализации в нелинейной социальной среде посредством конструирования междисциплинарного и профессионально осмысленного содержания социально-гуманитарного образования.

6. Выявлено институциональное условие трансформации содержания профессионального социально-гуманитарного образования, связанное с институционализацией конвенциальных норм, регламентирующих предназначение отечественного профессионального социально-гуманитарного образования, полномочия университетов и работодателей по определению профессиональных компетенций в рамках его профилей и полномочия государства по контролю над освоением его содержания.

7. Трансформация содержания социально-гуманитарного образования определена как условие преодоления противоречия между возможностями системы образования и потребностями рынка труда через переход к транспрофессиональной подготовке специалиста, способного действовать на границах различных профессиональных областей и адаптироваться к разнообразным формам организации профессиональной деятельности.

8. Выявлен фактор трансформации содержания профессионального социально-гуманитарного образования, связанный с изменением социогуманитарной составляющей высшего образования негуманитарных профилей в направлении междисциплинарной проблематизации индивидуального и профессионального будущего для формирования компетентного и ответственного специалиста.

9. Раскрыта сущность и разработана двухуровневая структура механизма трансформации содержания профессионального социально-гуманитарного образования, превращающего внешние институциональные и социоструктурные условия в активность субъекта, конструирующего содержание образования на основе легитимизации неопределенности социально-гуманитарного знания.

Институциональный уровень этого механизма представлен как взаимодействие преподавателей и студентов социально-гуманитарных направлений, осуществляемое в институционализированных условиях образовательного процесса. Индивидуальный уровень представлен условиями для выбора индивидуальной стратегии трансформации содержания профессионального социогуманитарного образования.

10. Определены и эмпирически обоснованы особенности образовательного взаимодействия преподавателей и студентов, необходимые для трансформации содержания образования и связанные с формированием трансформационной активности субъектов, открытостью и нелинейностью этого процесса и многовариантностью его результатов.

11. Выявлен и эмпирически обоснован спектр субъектных стратегий трансформации содержания профессионального социогуманитарного образования, определяемых ценностными установками по отношению к социогуманитарному знанию и вариантами профессиональной самореализации будущего специалиста в социогуманитарной сфере.

Имитативная стратегия определена как трансляция существующего содержания образования для воспроизведения готового образа специалиста, заданного институциональными требованиями. Прагматическая стратегия  определена как самостоятельное приобретение практически направленных профессиональных знаний и выработка способов их эффективного применения в конкретных ситуациях. Коммуникативная стратегия определена как превращение содержания образования в условие деятельности в коммуникативной креативной профессиональной среде для освоения многообразных видов и направлений коммуникации.

12. Предложены изменения в организации и управлении отечественным профессиональным социально-гуманитарным образованием, направленные на решение комплексной проблемы реализации механизма трансформации его содержания, вызванной недостаточной открытостью этого содержания общественным изменениям, потребностям индивидов и профессиональных групп.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК.

1.Санникова, О. В. Проектирование содержания образования: феноменологическая рефлексия / О. В. Санникова // Вопросы культурологии. 2007. № 5. С. 47–51.

2.Санникова, О. В. «Две культуры» в содержании гуманитарного образования / О. В. Санникова // Вопросы культурологии. 2007. № 3. С. 40-43.

3.Санникова, О. В. Конструктивизм в гуманитарном образовании: методологическая перспектива / О. В. Санникова // Вопросы культурологии. 2007. № 7. С. 42-46.

4.Санникова, О. В. Содержание образования с позиций социальной феноменологии: между наукой и повседневностью / О. В. Санникова // Социология образования. 2008. № 9. С. 25-34.

5.Санникова, О. В. Междисциплинарность содержания социально-гуманитарного образования: социокультурные основания / О. В. Санникова // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 98-103.

6.Санникова, О. В. Категория «содержание образования» и возможности ее социологической интерпретации / О. В. Санникова // Социология образования. 2009. № 5. С. 92-106.

7.Санникова, О. В. Социально-гуманитарное образование: от профессионализма к трансфессионализму / О. В. Санникова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 10 (1). С. 121-128.

8.Санникова, О. В. Социально-гуманитарная подготовка студентов негуманитарных профилей: проблематика изменения содержания / О. В. Санникова // Дискуссия. 2011. № 7 (15). С. 145-149.

Монографии

1. Санникова, О. В. Междисциплинарность в содержании образования: основания, принципы, подходы / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2007. 206 с.

2. Санникова, О. В. Трансформация содержания профессионального социально-гуманитарного образования: социологический подход / О. В. Санникова. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2009. 449 с.

Другие публикации:

1. Санникова, О. В. Перспективы обновления социально-гуманитарной составляющей содержания профессионального образования / О. В. Санникова // Социальные науки в трансформирующемся обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 20–21 окт. 2011 г. Ижевск, 2011. С. 207-210.

2. Санникова, О. В. Перспективы социогуманитарного образования в современном обществе / О. В. Санникова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XIV междунар. конф., 17–18 марта 2011 г. Екатеринбург, 2011. С. 36-39.

3. Санникова, О. В. Профессиональное социально-гуманитарное образование в динамике российского образовательного пространства / О. В. Санникова // Вестник Удмуртского университета. Сер. 3. 2011. Вып. 2. С. 45-55.

4. Санникова, О. В. Субъект содержания образования: проблематика и ресурсы становления / О. В. Санникова // Сорокинские чтения : материалы VI Всерос. науч. конф., 1-2 дек. 2010 г. М., 2010. С. 56-59.

5. Санникова, О. В. Междисциплинарные аспекты содержания социально-гуманитарного образования / О. В. Санникова //Современные социальные и гуманитарные знания: традиции, новации, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 29–30 янв. 2010 г. Казань, 2010. С. 148-154.

6. Санникова, О. В. Постнеклассические тенденции в социологии образования / О. В. Санникова // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования : материалы междунар. конф., 25–26 февр. 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 89-93.

7. Санникова, О. В. Проектирование развития образовательных программ / О. В. Санникова, В. А. Харитонова // Перемены. 2008. № 5. С. 85-90.

8. Санникова, О. В. Трансформация содержания социогуманитарного образования: глобализационные предпосылки / О. В. Санникова // Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов : материалы Междунар. науч. конф., 2–4 окт. 2008 г. М., 2008. С. 160-164.

9. Санникова, О. В. Содержание образования как образовательное знание: феноменологический аспект / О. В. Санникова //Образование и общество. 2007. № 1. С. 15-19.

10. Санникова, О. В. Экспертная компетентность в социологическом образовании / О. В. Санникова, М. Н. Макарова // Вторые Ковалевские чтения : материалы Рос. науч.-практ. конф. СПб., 2007. С. 218-224.

11. Санникова, О. В. Социокультурные типы рефлексии содержания образования: субъектно-ориентированный подход / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VI Междунар. симп., 10–12 окт. 2007 г. М., 2007. С. 54-60.

12. Санникова, О. В. Субъектные основания конструирования содержания образования / О. В. Санникова // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VI Междунар. симп., 10–12 окт. 2007 г. М., 2007. С. 75-79.

13. Санникова, О. В. Междисциплинарность содержания образования как основание профессиональной деятельности специалиста / О. В. Санникова // Модель деятельности специалиста как научно-методологическая проблема : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 29–30 марта 2007 г. Ижевск, 2007. С. 127-131.

14. Санникова, О. В. Прогнозы будущего в системе социального распределения знания: феноменологический аспект / О. В. Санникова // Проблемы субъектов российского развития: материалы междунар. форума «Проекты будущего – междисциплинарный подход», 16–19 окт. 2006 г. Звенигород. М., 2006. С. 189-192.

15. Санникова, О. В. Содержание образования: самоорганизация междисциплинарности и проблема управления / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Проблемы субъектов российского развития: материалы междунар. форума «Проекты будущего – междисциплинарный подход», 16–19 окт. 2006, г. Звенигород. М., 2006. С. 324-336.

16. Санникова, О. В. Синергетика в содержании и организации образования / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Вестник Удмуртского университета. Сер. Психология и педагогика. 2006. № 9. С. 45-52 .

17. Санникова, О. В. Образование в феноменологическом дискурсе: коммуникативный аспект / О. В. Санникова // Коммуникативная природа человека (Первые Петраковские чтения) : материалы Рос. науч.-теорет. конф. Ижевск, 2006. С. 189-191.

18. Санникова, О. В. Проектирование содержания гуманитарного образования: концептуальный и методологический аспект/ О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Вестник Удмуртского государственного университета. Сер. Социология и философия. 2006. № 2. С. 68-76 .

19. Санникова, О. В. Синергетика и образование: парадигма и принципы / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Наука Удмуртии. 2006. №3. С. 67-72 .

20. Санникова, О. В. Междисциплинарность, оппозиции, реформы в содержании образования / О. В. Санникова // Парадигмы образования : материалы науч. сессии в рамках Рос. конф. «Парадигмы образования», 26 апр. 2006. Ижевск, 2006. Т. 1. С. 30-33.

21. Санникова, О. В. Образование: стратегии развития и синергетика / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков, В. А. Харитонова // Синергетика и образование : хрестоматия. Ижевск, 2003. С. 366-384.

22. Санникова, О. В. Синергетическая модель развития регионального образовательного пространства / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Философский век : альманах. СПб., 2005. Вып. 30. История университетского образования в России и международные традиции просвещения, т. 3. С. 276-282.

23. Санникова, О. В. Программа развития школы: методический и содержательный аспекты/ О.В. Санникова, Е.В. Мухачева //PR в образовании. 2004. № 5. С. 101-105.

24. Санникова О.В. Междисциплинарность как средство гуманитаризации профессионального образования / О. В. Санникова // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов : сб. материалов междунар. науч.-метод. конф., 30–31 марта 2005 г. Ижевск, 2005. С. 115-124.

25. Санникова, О. В. PR в образовании: синергетический подход / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // PR в образовании. 2004. № 2. С. 40-48.

26. Санникова, О. В. Синергетика и методологические основания развития гуманитарного образования / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Гуманитарное образование в информационном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 17–18 дек. 2003. Екатеринбург, 2003. С. 180-186.

27. Санникова, О. В. Процессы глобализации и модернизация содержания образования / О. В. Санникова // Международная политэкономия и политические науки в аспекте глобализации (Российский и американский подходы) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 13–14 мая 2003 г. Ижевск, 2003. С. 50-52.

28. Санникова, О. В. Содержание образования: проблематика проектирования / О. В. Санникова // Математика. Компьютер. Образование : материалы междунар. конф., Пущино, 20–25 янв. 2003 г. М. ; Ижевск, 2003. Вып. 10. С. 348-350.

29. Санникова, О. В. Методология синергетики в моделировании развития образования / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков, В. А. Харитонова // Синергетика как парадигма образования: материалы межрегион. конф. Ижевск, 2001. С. 5-27.

30. Санникова, О. В. Сетевые взаимодействия как принцип создания и освоения социокультурной среды регионов /О. В. Санникова, И. В. Меньшиков, В. А. Журавлев // Образование в Уральском регионе в ХХI веке: научные основы развития : материалы междунар. конф. Екатеринбург, 2000. С. 150-152.

31. Санникова, О. В. Образовательное пространство школы: управление развитием многообразия / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Образование в Уральском регионе в ХХI веке: научные основы развития. Екатеринбург, 2000. С. 38-40.

32. Образование: стратегия развития и синергетика / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков, В. А. Журавлев [и др.] // Перемены. 2000. №2. С. 56-69.

33. Санникова, О. В. Синергетика и образование: перспективы взаимодействия / О. В. Санникова, И. В. Меньшиков // Антропологический подход в современном образовании. Новокузнецк, 1999. С. 148-152

34. Санникова, О. В. Перспективы методологии синергетики в образовании / О. В. Санникова, Е. В. Мухачева, В. А. Харитонова // Обновление школы: проблемы и перспективы. Ижевск, 1998. С. 45-53.