- Базисной структурой отечественной культуры и словесности является феномен религиозного преображения личности. Это категория самосознания личности, которая позволяет человеку выстроить личностную иерархию ценностей в соответствии с ценностями христианскими и которая определяет православную модель мира литературных произведений. Категория религиозного преображения личности получает выражение в идее, теме, композиции, в образах литературного произведения, а также в связанных с ними мотивах и символах.
- Феномен преображения личности определяет своеобразие жанровой природы произведений (традиции жития, хождения, видения, проповеди, летописания), хронотопа (соединение вечного и временного плана), мотивов повествования (покаяние, страдание и смирение), диалоговой формы повествования (высшим проявлением которой становится молитва) и доминантной основы образов героев (образ раненого или горящего сердца). Символика образов, связанных с Царствием Небесным, восходит к синоптическим Евангелиям и Псалтири.
- Наиболее ярко феномен преображения личности воплощается в тех произведениях русской литературы, которые продолжают традиции древнерусской словесности, в частности, в творчестве Ф.М. Достоевского. Традиции жития можно обнаружить в романах Ф.М. Достоевского «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», традиции хождения - в романе «Подросток», видения - в романе «Братья Карамазовы» («Кана Галилейская»), летописания - в романе «Бесы», исповеди - в романе «Бедные люди».
- Хронотоп произведений, в основе которых лежит православная модель мира, связан с богородичными праздниками, а также с Рождеством и Пасхой (в эти православные праздники происходит соединение вечного и временного плана произведений Достоевского, Шмелева, Зайцева). Символизация хронотопа и художественных образов происходит по прообразовательному принципу.
- Выявление роли православной культуры Великого Новгорода в творчестве Ф.М.Достоевского позволяет доказать, что в основе его произведений лежит православная модель мира. Наиболее ярко православные традиции Великого Новгорода прослеживаются в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы»: идея Третьего Рима, симфонии духовной и светской власти, идея заступничества Божией Матери, а также исихастская практика делания «умной молитвы» и принцип нестяжания.
- В «Дневнике писателя» в текущей русской действительности Достоевский обнаруживает следующие типы: «безобразник» («Влас»), «смешной человек» («Бобок»), ребенок-жертва («Мальчик у Христа на елке»), русская женщина («Кроткая»), парадоксалист («Кроткая»), мечтатель пророческого типа («Сон смешного человека») и, наконец, поэт-пророк (речь о Пушкине). В них можно увидеть общее: невинного патриархального человека (ребенка) и испорченного цивилизацией (подпольного человека). Объединяет эти типы «раненое сердце», страдальческое начало, которое, по мысли писателя, является началом преображения личности. Рассматривая эти типы в развитии, писатель ищет точки соприкосновения их друг с другом и с высшим нададресатом. Эти же типы можно обнаружить в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы».
- Во временной протяженности категория религиозного преображения раскрывается в жанре кризисного жития. Автор при этом останавливает внимание на ключевых, переломных событиях в жизни героя. Традиции этого жанра можно обнаружить в романах Ф.М. Достоевского - «Преступление и наказание», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В этих произведениях даны два образа героев - грешного и очистившего свое сердце страданием и состраданием (или переживающего кризис и переоценку ценностей), в их судьбе угадывается притча о блудном сыне.
- В произведениях «Повести от Жития Петра и Февронии» и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина прослеживаются традиции кризисного жития: возрождение образа Божьего в Петре Муромском и Савве Грудцыне называется обретением Ума, по святоотеческой традиции. Началом духовного восхождения Петра Гринева становится покаяние и мысль-молитва о других. Петр Гринев - это соборная личность, в которой соединяются статическое и динамическое начало.
- Традиции кризисного жития можно обнаружить в романах Н.С. Лескова «Соборяне» (два образа Ахиллы - до и после смерти его духовного наставника) и «На ножах» (генерал Синтянин в начале и в конце романа, его жена - в своем письме-исповеди), в повести «Очарованный странник». Вместе с тем, смерть Подозерова, перерождение о. Савелия у источника и Ахиллы у гроба духовного наставника не являются религиозным преображением.
- В произведениях символистов начала XX века Д. Мережковского («Петр и Алексей»), А. Белого («Петербург») не выражается идея религиозного преображения личности: главные герои не испытывают покаяния и не пребывают в смирении, их выбор определяется эгоистическими страстями, символика этих произведений отрывается от традиционной христианской.
- Традиции древнерусской словесности и Достоевского продолжают писатели русского зарубежья, которые также тяготеют к жанру жития: «Неупиваемая чаша» и «Солнце мертвых» И.С. Шмелева, «Аграфена», «Голубая звезда», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева.
- В произведениях писателей эстетического направления второй половины XIX века (А. Фета, А. Майкова, Я. Полонского, А.К. Толстого), а также в творчестве И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, А.П. Платонова встречаются православная традиция и наследие романтиков. Общей является тема преображения личности и мира, которая получает выражение в поэтике произведений: хронотопе, притчевом характере, христианской символике.
1. Гаричева, Е.А. ”Мир станет Красота Христова”. Категория преображения в русской словесности XVI-XX веков: монография / Е.А. Гаричева. - Великий Новгород: МОУ ПКС «Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2008. – 298 с.
Учебные пособия:
2. Гаричева, Е.А. Образ человека в литературе и искусстве Древнего Новгорода: Учебное пособие / Е.А. Гаричева; Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова. Великий Новгород, 2007. – 89 с.
3. Гаричева, Е.А. История и культура Древнего Новгорода / Е.А. Гаричева; Филиал РГГУ в г. Великий Новгород. Великий Новгород, 2006. – 92 с.
Публикации в ведущих научных изданиях, определенных ВАК:
4. Гаричева, Е.А. Путь к литературному герою // Литература в школе. 1996. № 5. С. 111-114 (0,2 п. л.).
5. Гаричева, Е.А. «Каждый перед всеми за всех и за все виноват» // Литература в школе. 1997. № 5. С. 117-128 (0,7 п. л.).
6. Гаричева, Е.А. Пушкинские традиции в произведениях Достоевского и Чехова // Литература в школе. 1997. № 6. С. 102-107 (0,3 п. л.).
7. Гаричева, Е.А. Изучение романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Литература в школе. 1998. № 6. С. 110-121 (0,7 п. л.).
8. Гаричева, Е.А. Слово героя в романе Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 5. С. 30-35 (0,6 п. л.).
9. Гаричева, Е.А. Обзорный урок по поэзии Серебряного века // Литература в школе. 2002, № 3. С. 30-32 (0,3 п. л.).
10. Гаричева, Е.А. Обломов и Ольга // Литература в школе. 2003, № 5. С. 23-25 (0,3 п.л.).
11. Гаричева, Е.А. Ф.М. Достоевский о преображении личности в романе «Бесы» // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 150-155 (0,4 п. л.).
12. Гаричева, Е.А. Ф.М. Достоевский и А. Белый о преображении личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. № 2(12). Серия Филология. СПб., 2008. С. 12-19 (0,6 п. л.).
13. Гаричева, Е.А. Категория преображения личности в романах Ф.М. Достоевского // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Выпуск 8: Серия Филологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 72-76 (0,3 п. л.).
Статьи в сборниках и периодических изданиях:
14. Гаричева, Е.А. Достоевский и Мусоргский: К характеристике речевой и музыкальной интонаций // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2001. № 16. С. 199-221 (1,4 п. л.).
15. Гаричева, Е.А. Голоса героев в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Христианство и русская литература. СПб: Наука, 2002. Сб. 4. С. 364-382 (1,1 п. л.).
16. Гаричева, Е.А. Достоевский и Полонский о судьбе России // София. Патриотизм в православной культуре России. Великий Новгород, 2004. С. 116-125 (0,6 п. л.).
17. Гаричева, Е.А. Лиловый цвет в романе И.А. Гончарова «Обломов» и в искусстве Серебряного века // Свет и цвет в славянских языках. Edited by Karoly Gadanyi. Melbourne, Akademia Press, 2004. С. 14-22 (0,6 п. л.).
18. Гаричева, Е.А. Тема безумия в творчестве Достоевского и Полонского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2007. № 18. С. 359-374 (1,3 п. л.).
19. Гаричева, Е.А. Движение к покою в лирике Я.П. Полонского // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. Вып. 5. Петрозаводск, 2008. С. 374-384 (0,7 п. л.).
20. Гаричева, Е.А. Преображение личности в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007. № 2. С. 120-130 (0,7 п. л.).
21. Гаричева, Е.А. Символы в творчестве Якова Полонского и Александра Блока // Literatura rosyjska. Poszukiwania, eksperymenty, re-wizje. Gdansk, 2008. S. 43-51 (0,6 п. л.).
22. Гаричева, Е.А. Тема «преображения личности» в русской словесности первой половины XIX века // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2008. № 1. С. 45-65 (0,8 п. л.)
Материалы научных конференций и семинаров:
23. Гаричева, Е.А. О голосовом поведении героев Ф.М. Достоевского // Материалы XV Международных Старорусских чтений 2000 года. Старая Русса, 2001. С. 51-56 (0,3 п. л.).
24. Гаричева, Е.А. Трагедия князя Мышкина // Материалы Всероссийской научной конференции «Духовные основы русского искусства». Великий Новгород, 2001. С. 71-72 (0,1 п. л.).
25. Гаричева, Е.А. Звучащее слово у Ф.М. Достоевского и музыка // Материалы Всероссийской научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования». Великий Новгород, 2002. С. 158-163 (0,3 п. л.).
26. Гаричева, Е.А. «Резонерская» речь князя Мышкина // Материалы XVI Международных Старорусских чтений. Старая Русса, 2002. С. 55-61 (0,4 п. л.).
27. Гаричева, Е.А. О диалоге у Достоевского // Материалы Международного симпозиума. Литературоведческий журнал. 2002, № 16. С 37-43 (0,4 п. л.).
28. Гаричева, Е.А. Диалогическая модель мира в рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» // Материалы XVII Международных Старорусских чтений. Великий Новгород, 2003. С. 28-33 (0,3 п. л.).
29. Гаричева, Е.А. Икона Божией Матери в творчестве Ф.М. Достоевского // Материалы III Всероссийской научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования». Великий Новгород, 2003. С. 125-131 (0,4 п. л.).
30. Гаричева, Е.А. Мечтатели Достоевского и Полонского // Материалы XVIII Международных Старорусских чтений. Великий Новгород, 2004. С. 50-61 (0,7 п. л.).
31. Гаричева, Е.А. Поэтические символы камня и огня у Полонского // Материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием «Духовные начала русского искусства и образования». Великий Новгород, 2004. С. 177-181 (0,3 п. л.).
32. Гаричева, Е.А. Эсхатологическая символика у Ф.М. Достоевского и Я.П. Полонского // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием. В. Новгород, 2005. С. 222-227 (0,4 п. л.).
33. Гаричева, Е.А. Роль паузы в речи князя Мышкина // Достоевский и современность: Материалы XX Международных Старорусских чтений 2005 года. В. Новгород, 2006. С. 91-102 (0,7 п. л.).
34. Гаричева, Е.А. Тихон Задонский как прообраз Макара Долгорукого в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Историческая связь времен: Девятые Иннокентьевские чтения. Часть 1. Чита, 2006. С. 156-160 (0,3 п. л.).
35. Гаричева, Е.А. Христианская символика в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди» // Духовные начала русской словесности: Материалы VI международной конференции «Духовные начала русского искусства и образования». Выпуск 2. В. Новгород, 2006. С. 100-108 (0,6 п. л.).
36. Гаричева, Е.А. Религиозно-эстетические взгляды Я.П. Полонского и младших символистов // Духовные начала русской словесности: Материалы VI международной конференции «Духовные начала русского искусства и образования». Выпуск 1. В. Новгород, 2006.С. 174-180 (0,5 п. л.).
37. Гаричева, Е.А., Приймак, В.В. Музыкальное творчество героев Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Томаса Манна // Достоевский и современность: Материалы XXI Международных Старорусских чтений 2006 года. В. Новгород, 2007. С. 78-86 (0,6 п. л.).
38. Гаричева, Е.А. Христианская символика в «Повести от жития святых Петра и Февронии» // Образы России в отечественной и мировой словесности, истории и культуре: Материалы Международной научной конференции. Калининград, 2006. С. 33-42 (0,8 п. л.).
39. Гаричева, Е.А. Диалог в вечности (тема любви и брака в прозе Я. Полонского и А. Фета) // Феномен русской духовности: словесность, история, культура: Материалы Международной науч. конф. Калининград, 2007. С. 62-69 (0,6 п. л.).
40. Гаричева, Е.А. Градозащитная символика в романах Ф.М. Достоевского // Достоевский и современность: Материалы XXII Международных Старорусских чтений 2007 года. Великий Новгород, 2008. С. 60-67 (0,6 п. л.).
41. Гаричева, Е.А. Пушкин и Достоевский о преображении русского человека // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы VII Международной науч. конф. «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»). Великий Новгород, 2007. С. 201-206 (0,4 п. л.).
42. Гаричева, Е.А. И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и Ф.М. Достоевский в поисках положительного героя // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы VIII Международной науч. конф. «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»). Великий Новгород, 2008. С. 219-225 (0,5 п. л.).
43. Гаричева, Е.А. Категория религиозного преображения личности в русской словесности второй половины XIX века // Аксиологические категории национальной культурной традиции в русской словесности: Материалы Международного научного семинара. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 48-55 (0,6 п.л).
44. Гаричева, Е.А. Традиции Антония Римлянина и Нила Сорского в творчестве Ф.М. Достоевского // Достоевский и современность. Материалы XXIII Международных Старорусских чтений 2008 года. В. Новгород, 2009. С. 145-156 (0,9 п.л.)