- Качество жизни является комплексным понятием, состоящим из целого ряда компонентов. Помимо различных политических, экономических и социальных аспектов - это духовная сторона проблемы. Различные ученые сходятся во мнении, что гармоничное сочетание образа жизни и духовности, рассматриваемой как субъективная составляющая, представляет собой качество жизни. Очевидно, что в современных социально-культурных условиях культурный потенциал молодежи того или иного региона становится одним из критериев качества жизни его населения, а развитие и актуализация этого культурного потенциала - фактором, предопределяющим возможности общества к восхождению на новый уровень социального бытия.
- Структура качества культурного потенциала включает в себя качества субпотенциалов личности молодого человека: экзистенциально-ценностного (доминирующего в идеале), социально-нормативного, инновационно-творческого, интеллектуального или образовательно-профессионального, но не сводится к их сумме, так как устойчивый структурный порядок дополняется личностными психофизиологическими особенностями индивидов.
- Выбор междисциплинарного эклектизма и интеграционалистского подхода к изучению культурного потенциала молодого человека является результатом удовлетворения потребности в методологическом синтезе при исследовании вопросов культурного становления личности в трансформирующемся обществе. В рамках этого подхода автор определяет качество культурного потенциала личности как квинтэссенцию его сущностных свойств, то есть это интегральная характеристика человеческой деятельности, выражающая ступень развития и степень реализации в этой деятельности культурных (онтологических), социальных, биологических, психических потенций человека, не противоречащих процессам развития окружающей его социально-культурной среды. Идеальной моделью качества культурного потенциала личности является обладание и тотальное проявление человеком таких свойств, как гуманистичность (экзистенциально-ориентированная ценностная иерархия), креативность (онтологическая способность человека к творению), рефлексивность (способность к осознанной деятельности) и интенции к социальным интеракциям.
- Эффективность функционирования кластеров может отслеживаться с помощью методов индикативного управления. Для проведения адекватной молодежной политики необходимы индексы, отражающие качественное становление культурного потенциала молодого человека и наличие внешних условий актуализации данного потенциала в регионе. Предлагаемое индикативно - кластерное планирование осуществляется с учетом результатов мониторинга социального самочувствия молодежи, ее культурных и социальных потребностей. В этом контексте, количественные и качественные показатели становятся не административно, а личностно-ориентированными.
- В исследовании определено, что существуют универсальные социокультурные механизмы, которые способствуют формированию культурного потенциала молодежи, как в моноэтничных, так и полиэтничных регионах. Их универсальность обоснована векторной направленностью на формирование качества центрального экзистенциально-ценностного субпотенциала. Центральным их свойством является сочетание инновативных образовательных, воспитательных и иных социализирующих методик и аутентичных этно-культурных форм деятельности. При таком подходе актуализируется интегративная функция этих практик, становясь первостепенной по отношению к сепаративной.
- Предложена модель качества культурного потенциала молодежи региона - многокомпонентное образование, включающая духовные, социальные, психофизиологические, интеллектуальные ресурсы, интенции и проявления молодежи. Ее динамика детерминирована трансформацией социально-экономического, политического и духовно-нравственного контекста обществ, которые выступают внешними факторами социализации молодежи и соответственно качества культурного потенциала. Выделяются "идеальная", "прикладная" и "реальная" модель качества культурного потенциала личности.
- Повышение качества культурного потенциала молодежи - социально управляемый процесс. Одним из инновационных видов организации и координирования деятельности современных институтов социализации и культурации является кластерное формирование. Главное достоинство кластеров - преодоление структурной разрозненности социализирующих элементов. Подобные хозяйственно-отраслевым, но выполняющие функции духовно-нравственного и интеллектуально-творческого совершенствования личности, образовательный, профессиональный, социально-нормативный и творческий кластеры влияют на развитие конкретного качества субпотенциалов молодежи. Объединяющим принципом работы такого рода кластеров является не профессионально-отраслевая специфика, а креативно-гуманистическая концепция и ее инновационное воплощение.
- Построение прогностической модели повышения качества культурного потенциала молодежи региона основывается на: современных методиках организации и координирования процессов культурной социализации, реальных качественных характеристиках культурного потенциала молодежи региона и экспертных оценках перспектив его развития. Модель характеризуется противоречивостью стремлений к модернизации общественного устройства и общих мировоззренческих позиций со стороны молодежи, ресурсом их активности и инновативности; рефлексией экспертов по поводу традиционной стагнации социально-экономических процессов, консервативности и конформности мышления населения и власти, и действительно низкими темпами внедрения инновационных социально-культурных, технологических, экологических и иных разработок.
- Разработана прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи Республики Татарстан, в соответствии с которой в перспективе социокультурная динамика региона может соответствовать оптимальным показателям, относящимся как к качеству личностного культурного потенциала молодежи, так и к культурному потенциалу республики. Однако это может произойти только при условии дальнейшего развития демократии, поиска новых форм сотрудничества членов общества и официальных структур, поощрении и мотивировании социальных инициатив, удовлетворения имеющихся социальных потребностей к инновациям, увеличении темпов социально-культурной модернизации.
1. Давлетшина Д.М. Роль культурного потенциала личности в социокультурной динамике общества (теоретико-методологический анализ) / Д.М. Давлетшина // Вестник экономики, права и социологии. – 2010. – № 2. – С.115-118 (0,75 п.л.).
2. Давлетшина Д.М. Социальные факторы качества культурного потенциала городской молодежи в РТ / Д.М. Давлетшина // Вестник экономики, права и социологии. – 2010. – №4. – С.160-164 (0,75 п.л.).
3. Давлетшина Д.М. Формирование социально-политических факторов современной городской молодежи в поликультурном пространстве / Д.М. Давлетшина // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. – №1. – С.203-207 (0,73 п.л.).
4. Давлетшина Д.М. Прогностическая модель повышения качества культурного потенциала молодежи города Казань Республики Татарстан / Д.М. Давлетшина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – №2(24). – С.76-82 (0,8 п.л.).
5. Давлетшина Д.М. Актуальные проблемы развития духовно-нравственных ценностей современной молодежи в поликультурном городе / Д.М. Давлетшина // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. – № 2. – С.196-200 (0,75 п.л.).
6. Давлетшина Д.М. Молодежь в пространстве ценностей этнических культур: интеграция и сепаратизм (на примере РТ) / Д.М. Давлетшина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – №3. – С.57-60 (0,75 п.л.).
7. Давлетшина Д.М. Теоретические основы изучения качества жизни и культурного потенциала молодежи в современном полиэтническом регионе / Д.М. Давлетшина // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. – №3. – С.123-127 (0,75 п.л.).
8. Давлетшина Д.М. Теоретико-методологические основания исследования качества жизни и культурного потенциала молодежи / Д.М. Давлетшина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2011. – Т.11. – Вып.3. – С.5-11. (0,75 п.л.).
9. Давлетшина Д.М. Социологические аспекты реализации этнометодологической стратегии в образовательном пространстве / Д.М. Давлетшина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 2. – С.34 - 38 (0,75 п.л.).
10. Давлетшина Д.М. Образовательный кластер и его влияние на формирование качества культурного потенциала молодежи в полиэтническом регионе / Д.М. Давлетшина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С.63 - 68 (0,75 п.л.).
Монографии:
11. Давлетшина Д.М. Теория и методология исследования качества жизни и культурного потенциала молодежи (на материалах Республики Татарстан) / Д.М. Давлетшина. – Казань: ООО "Астория и К", 2011. – 203 с. (12,75 п.л.).
12. Давлетшина Д.М. Качественные характеристики культурного потенциала молодежи как элемент культурной карты региона (на материалах Республики Татарстан) / Д.М. Давлетшина. – Казань: ООО "Астория и К", 2011. – 170 с. (10,75 п.л.).
Публикации в других изданиях:
13. Давлетшина Д.М. Роль национальной культуры в формировании духовных ценностей студенческой молодежи / Д.М. Давлетшина // Развитие воспитательной системы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: КГПИ, 1994. – С. 32-34 (0,2 п.л.).
14. Давлетшина Д.М. Духовная культура как фактор формирования образа жизни молодежи / Д.М. Давлетшина // Современные проблемы образования: Материалы научно-практической конференции. – Казань: КГПИ, 1995. – С. 37-39 (0,2 п.л.).
15. Давлетшина Д.М. К вопросу о духовной культуре молодежи / Д.М. Давлетшина // Культурно-нравственные ценности народов Татарстана: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Казань: КГАКИ, 1996. – С. 56-57 (0,2 п.л.).
16. Давлетшина Д.М. К вопросу о духовной культуре молодежи / Д.М. Давлетшина // История и теория педагогического образования: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. – Казань: КГПИ, 1997. – С.6-7 (0,15 п.л.).
17. Давлетшина Д.М. Проблемы духовной культуры и социального развития молодежи в условиях перехода к рыночной экономике / Д.М. Давлетшина // Приоритеты социально-экономического развития: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Казань: ИСЭПН, 1996. – С. 129-131 (0,15 п.л.).
18. Давлетшина Д.М. Искусство в становлении личности молодого человека / Д.М. Давлетшина // Нравственно-этические аспекты развития социально-культурной сферы: Материалы региональной научно-практи-ческой конференции. – Казань: КГАКИ, 1998. – С. 46-47 (0,2 п.л.).
19. Давлетшина Д.М. Полиэтническая культура в становлении духовных ценностей студенческой молодежи / Д.М. Давлетшина // Проблемы профессиональной подготовки педагога: научно-практическая конференция молодых ученых. – Казань: КГПУ, 1999. – С.91-92 (0,15п.л.).
20. Давлетшина Д.М. Ювенология как наука / Д.М. Давлетшина // Этно-педагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: Материалы VII Межд. научно-практическая конференция – Казань, 2000. – С.191-193 (0,4 п.л.).
21. Давлетшина Д.М. Этнокультурные ценности в трансформирующемся обществе / Д.М. Давлетшина // Социально-экономическая, правовая и политическая модель Республики Татарстан: Научные труды –Казань: ИСЭПН, 2001. Том ХV – С.43-52 (0,5 п.л.).
22. Давлетшина Д.М. Некоторые вопросы социального функционирования духовной культуры молодежи / Д.М. Давлетшина // Культура и педагогика. Проблемы профессиональной подготовки педагога: Материалы II Межд. научно-практической конференции. – Казань: КГПУ, 2002. –Вып. 2. – С. 67-71 (0,4 п.л.).
23. Давлетшина Д.М. Некоторые проблемы эстети¬ческого воспитания / Д.М. Давлетшина // Технологии внедрения гуманистических традиций в учебно-воспитательный процесс: Научные труды и материалы IX Межд. научно-практической конференции. – Казань, 2002. – С.161-162 (0,5 п. л.).
24. Давлетшина Д.М. Духовный потенциал учебных дисциплин / Д.М. Давлетшина // Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя: Материалы Всероссийского совещания-семинара научно-педагогических работников и руководителей высших и средних педагогических учебных заведений. – Казань: КГПУ, 2004. – С. 180-183 (0,3 п.л.).
25. Давлетшина Д.М. Успех не приходит сам / Д.М. Давлетшина // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2005. – № 1(19) – С.21-22 (0,2 п.л.).
26. Давлетшина Д.М. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи / Д.М. Давлетшина // Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: ТГГПУ, 2005. – С. 97-101 (0,4 п.л.).
27. Давлетшина Д.М. Культурный потенциал и духовные ценности современной молодежи / Д.М. Давлетшина // Социальные процессы и институты в трансформирующемся обществе: Сборник научных работ. – Казань: ИСЭПН, 2005. – Вып.7 – С.85-89 (0,5 п.л.).
28. Давлетшина Д.М. Общетеоретические аспекты изучения культурного достояния в образовании / Д.М. Давлетшина // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: Международная научно-практическая конференция. – Казань: ТГГПУ, 2006. – С.151-153 (0,4 п.л.).
29. Давлетшина Д.М. Концептуальные основы исследования культурного потенциала студенческой молодежи: множественность парадигм / Д.М. Давлетшина // Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию: Международная научно-практ. конференция. – 2006. – С.145-148 (0,4 п.л.).
30. Давлетшина Д.М. Межэтническое взаимодействие и толерантность как фактор социализации личности / Д.М. Давлетшина // Казань и алтайская цивилизация: Труды и материалы 50-й ежегодной международной научной алтаистической конференции PIAC. – Казань: ТГГПУ, 2007. – С.50 (0,2 п.л.).
31. Давлетшина Д.М. К вопросу о процедурах и методах исследования качества жизни молодежи: кластерный подход / Д.М. Давлетшина // Кластерный принцип развития Республики Татарстан: Стратегия, опыт развития, перспективы: Тезисы научно-практической конференции: Казань: ИСЭПН, 2007. – С.90-92 (0,5 п.л.).
32. Давлетшина Д.М. Базовые этнокультурные ценности как основа идеологии межнационального татарстанского общества / Д.М. Давлетшина // Сопоставительная филология и межкультурная коммуникация на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань: ТГГПУ, 2008. – С.174-175 (0,5 п.л.).
33. Давлетшина Д.М. Условия развития культурного потенциала молодежи в многонациональной среде / Д. М. Давлетшина // Музейный вестник ТГГПУ. – Казань: ТГГПУ, 2008. – Вып.5. – С.182-184 (0,5 п.л.).
34. Давлетшина Д.М. Синтез культурных традиций в полиэтническом обществе / Д.М. Давлетшина // Восток-Запад: диалог культур в полилингвальной среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: ТГГПУ, 2008. – С.345-349 (0,5 п.л.).
35. Давлетшина Д.М. Духовный потенциал учебных дисциплин / Д.М Давлетшина // Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя: Материалы совещания-семинара научно-педагогических работников и руководителей высших и средних педагогических учебных заведений. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С.213-214. (0,1 п.л.).
36. Давлетшина Д.М. Ценностно-смысловой потенциал этно-художественной культуры / Д.М. Давлетшина // Тюркско-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: Материалы Международного конгресса, посвященного 40-летию КГУКИ. – Казань: КГУКИ, 2009. – С.86-88 (0,4 п.л.).
37. Давлетшина Д.М. Условия развития культурного потенциала в многонациональной среде / Д.М. Давлетшина // Формирование конкурентоспособной личности средствами дополнительного образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Казань, 2009. – С.333-336 (0,5 п.л.).
38. Давлетшина Д.М. Качество культурного потенциала – важнейший фактор развития общества / Д. М. Давлетшина // Искусство и педагогика: проблемы художественного образования: Материалы V Международной научно-практической конференции. – Казань: ТГГПУ, 2009. – Вып.5. – С.85-88 (0,5 п.л.).
39. Давлетшина Д.М. Качество культурного потенциала как социальный феномен и объект исследования / Д. М. Давлетшина // Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования: проблемы, поиски, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Казань: ТГГПУ, 2009. – С.133-136 (0,5 п.л.).
40. Давлетшина Д.М. Качество культурного потенциала как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи / Д.М. Давлетшина // Проблемы стратегического управления и экономического регулирования деятельности учреждений системы образования и социально-культурной сферы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: КГУКИ. 2010. – С.204-207 (0,8 п.л.).
41. Давлетшина Д.М. Качество культурного потенциала современ¬ной городской молодежи – социально-управляемый процесс / Д. М. Давлетшина // Педагогика художественного образования: история, методология и практика: Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием), посвященной 50-летию факультета художественного образования. – Казань: ТГГПУ, 2010. – С.103-110 (0,7 п.л.).
42. Давлетшина Д.М. Социально-экономические факторы качества культурного потенциала современной молодежи в многонациональной среде / Д. М. Давлетшина // Образование. Наука. Бизнес. Власть: Сборник научных статей. – Казань: ИСГЗ, 2011. – С.64-73 (0,7 п. л.).