2. Основой творчества является образ и подобие Лика в человеке, личности. Художественное творчество специфически преломляет родственные ему духовно-мистические и аскетические озарения. Методология науки должна учитывать религиозно-творческий исток мировосприятия, поэтики, творческого метода автора. Мы работаем с базовыми терминами богословия: сотериология, апокатастасис, обожение, христоцентризм, теогносис, теофания, теодицея и пр. Без них полноценное исследование невозможно.
3. Нами разрабатывается прием parodia sacra (вариант принципа снижения, предложенного А. Кунильским), обнаруживаемый на всех уровнях поэтики Достоевского и Пушкина. Мы рассматриваем действие данного принципа на тематическом и мотивно-сюжетном, жанровом, стилистико-речевом уровнях. Мы изучаем подступы к философии творчества на основе наследия отцов Церкви, аккумулирования их опыта воцерковления культуры научными приемами, сращения Credo c методами науки. Речь идет о выработке подходов с учетом самых разных позиций: от Шеллинга, Шлейермахера, романтиков, любомудров, почвенников... - до пост-структурализма. И здесь опыт оппонента едва ли не ценней опыта единомышленника. Наконец, на системный кризис методологии надо отвечать системным его преодолением, на вызов времени - интеллектуально-духовным напряжением, а не мастерскими приемами, что проблему не решают.
Говоря о христианском универсуме (пребывании мира в Творце), не обойти тему универсалий (идей, общих понятий), ставшую предметом спора схоластов - номиналистов и реалистов. Перенеся спор в сферу познания, увидим, что вопрос о примате идеи или материи крайне узок; признав реальность идеи, эмпиризм и идеализм в способе мыслить совпали, разойдясь в истоке идеи, генезисе. Номинализм 19 в., позитивизм, экспроприируя термин реализм, перенес его в социум, против чего Анненков и не возражал, отметив лишь грубость приема.
Суть разницы (идея - уникально личностна или она - плод развития материи) не задела даже идеалистов, сблизившихся с эмпириками в гносисе. Прагматике близка профанация. То же, сведение к аллегории, технэ произошло с символом; он был обескровлен до худосочия. Волю к дисциплине мысли, рефлексии метода подменили начетничеством. Бурса вместо иерархии ценностей и смыслов насадила культ кнута и чина.2.Сузи В.Н. Пушкинский контекст в русской литературе. Монография. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2010 (7,5 п.л.).
3.Сузи В.Н. И.А. Есаулов «Пасхальность русской словесности» [Рецензия] // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 184-186 (0,5 п.л.)
4.Сузи В.Н. Поэтика контекста и метатекста у Тютчева и Достоевского // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Сер. Филология. Науч. журн. С.-Пбг., 2008. № 4. С. 27-34 (0,6 п.л.).
5.Сузи В.Н. Контекст молчания у Тютчева и Достоевского // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. Вып. 5-6 (44-45). С. 476-482 (0,6 п.л.).
6.Сузи В.Н. Мотив безмолвия у Тютчева и Достоевского // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Рус. Филология. 2009. № 2. С. 171-176 (0,5 п.л.).
7.Сузи В.Н. Взыскание художника: Гоголь и Достоевский // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 2. (Т. 1). Сер. Филология. Науч. журн. С.-Пбг., 2010. С. 36-44 (0,6 п.л.).
8.Сузи В.Н. К «духовной проблеме» Гоголя // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Обществ. и гуманит. науки. 2010. № 1 (106). С. 52-59 (1,0 п.л.).
9.Сузи В.Н. Гоголь и Достоевский: искушение образом // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Рус. филология. 2010. № 3. С. 158-165 (0,6 п.л.).
10.Сузи В.Н. О жанре «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Обществ. и гуманит. науки. 2011. № 5. С. 71-74. (1,0 п.л.)
11.Сузи В.Н. Достоевский и преп. Максим Исповедник // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Обществ. и гуманит. науки. 2011. № 7. С. 109-111. – 0,6 п.л.
12.Сузи В.Н. Принцип «двойного бытия» в поэзии Ф.И. Тютчева // Проблемы исторической поэтики. Сб. науч. тр. Вып. 2. Петрозаводск, 1992. С. 102-112 (0,7 п.л.).
13.Сузи В.Н. Богородичные мотивы в пейзажной лирике Ф. Тютчева // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1994. С. 170-178 (0,4 п.л. ).
14.Сузи В.Н. Тютчевское в поэме Ивана Карамазова «Великий Инквизитор» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1994. С. 171-192 (1,3 п.л.).
15.Сузи В.Н. Мотив Суда Господня в поэзии Ф.И. Тютчева // Сергий Радонежский и современность. Материалы межвуз. конфер. к 600-летию памяти преп. Сергия. Сб. ст. Петрозаводск, 1994. С. 112-117 (0,4 п.л.).
16.Сузи В.Н. «Христовой службы ради!» (Уроки Ф.И. Тютчева в современной школе) // Традиции образования в Карелии. Материалы респ. науч.-практ. конф., посв. 165-летию Олонецкой дух. семинарии. Петрозаводск, 1995. С. 122-124 (0,2 п.л.)
17.Сузи В.Н. Принцип «двойного бытия» в лирике Ф.И. Тютчева (к проблеме античной и христианской традиций). Автореф. Дис ... канд. фил. наук. Петрозаводск, 1996 (1,0 п.л.)
18.Сузи В.Н. О природе пушкинской гармонии // «Поэт действительности». Материалы межвуз. конф., посв. 200-летию Пушкина. Петрозаводск, 1999. С. 10-14 (0,3 п. л.)
19.Сузи В.Н. Христос «Двенадцати» А. Блока и пушкинские «двух бесов изображенья» // «Поэт действительности». Материалы межвуз. конф., посв. 200-летию Пушкина. Петрозаводск, 1999. С. 39-45 (0,4 п.л.).
20.Сузи В.Н. Христос в поэзии Ф. И. Тютчева // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. тр. Вып. 3. Петрозаводск, 2001. С. 309-327 (1,1 п.л.).
21.Сузи В.Н. К проблеме художественного метода литературы и его изучения в школе (статья) // Русская историческая филология: Проблемы и перспективы. Докл. Всеросс. науч. конф. памяти Мещерского. Петрозаводск, КГПУ. 2001. С. 400-406 (0,4 п.л.).
22.Сузи В.Н. «Пленник» Великого Инквизитора // Достоевский и мировая культура. Альманах. № 16. С.-Пбг., Музей-квартира Достоевского. 2001. С. 73-88 (1,0 п.л.).
23.Сузи В.Н. Черты расколо-учителя Капитона в облике Великого Инквизитора // Достоевский и современность. Материалы XV международных чтений. Старая Русса, Дом-музей Достоевского. 2001. С. 146-157 (0,7 п.л.).
24.Сузи В.Н. К жанровым истокам поэмы Блока «Двенадцать» // Проблемы литературных жанров. Материалы Х Междунар. науч. конф., посв. 400-летию г. Томска. Русская литература ХХ в. Ч.2. Томск, 2002. С. 63-68 (0,5 п.л.).
25.Сузи В.Н. Пасхальное слово Ф. Достоевского в «Братьях Карамазовых» // Вера и разум: Религия и гуманитарное знание. Межвузовский сборник научных трудов. Петрозаводск: ПетрГУ. 2002. С. 47-62 (1,0 п.л.).
26.Сузи В.Н. Мотив хвалы из ада и милости в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и современность. Материалы XVI международных чтений. Старая Русса, Музей Достоевского. 2002. С. 182-196 (0,9 п.л.).
27.Сузи В.Н. Пушкин и Достоевский – сегодня и всегда… // Соц.-экон., духовное и культурное возрождение России. Материалы III международных Арсеньевских чтений. Петрозаводск, КНЦ РАН. 2003. С. 344-354 (0,7 п.л.).
28.Сузи В.Н. «Так испытывал ее Бог» (Культурно-исторический и художественный хронотоп в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник») // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. М.-Иркутск, Лит.ин-т–ИГПУ. 2003. С. 84-106 (1,4 п.л.).
29.Сузи В.Н. Пиршественное веселье, рождающая смерть и убийственно смешное ремесло в «Моцарте и Сальери» А.С. Пушкина // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. М.-Иркутск, Лит.ин-т–ИГПУ. 2003. С. 61-81 (1,3 п.л.).
30.Сузи В.Н. Осип Мандельштам: от «своего» – к «чужому» (из опыта духовной идентификации через смену культурной парадигмы) // «Свое» и «чужое» в культуре народов европ. Севера. Материалы 4-й международной научной конференции. Петрозаводск: Петр. ГУ. 2003. С. 108-112 (0,3 п.л.).
31.Сузи В.Н. Россия в письмах Тютчева // Славяне в Карелии. Межвуз. сб. ст. (к 300-летию Петрозаводска). Петрозаводск, ГОУ ИПК РО. 2003. С. 60-63 (0,3 п.л.).
32.Сузи В.Н. О месте библейских нравственных ценностей в культуре // Социально-экономическое, духовное и культурное возрождение России. Материалы III международных Арсеньевских чтений. Петрозаводск, КНЦ РАН. 2003. С. 371-379 (0,5 п.л.).
33.Сузи В.Н. Свобода в любви и проблема «свое/чужое»: христианская этика в русской культуре // Православие в Карелии. Материалы 2-й международной научной конференции. Петрозаводск, 2003. С. 339-350 (0,8 п.л.).
34.Сузи В.Н. Ф.И. Тютчев – православный мыслитель и поэт // Православие в Карелии. Материалы 2-й международной научной конференции. Петрозаводск, 2003. С. 300-308 (0,6 п.л.).
35.Сузи В.Н. Мотив сокровища в «Братьях Карамазовых» Достоевского и у Пушкина // Достоевский и современность. Материалы XVII международных чтений. Вел. Новгород, Музей Достоевского. 2003. С. 161-173 (0,8 п.л.).
36.Сузи В.Н. «Воскрешающее» слово в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. Материалы XVIII международных чтений. Вел. Новгород, Музей Достоевского. 2004. С. 221-236 (0,8 п.л.).
37.Сузи В.Н. Мотив жизнь-сон в лирике Ф.И. Тютчева (о природе поэтического образа). Статьи 1-2 // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. М.-Иркутск, Лит.ин-т–ИГПУ. 2004. С. 84-100; 101-118 (1,4; 1,3 п.л.).
38.Сузи В.Н. Современная методология: поиски и размышления // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. М.-Иркутск, Лит.ин-т–ИГПУ. 2004. С. 50-62 (1,0 п.л.).
39.Сузи В.Н. Антиномии Тютчева и русский Христос // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 8. М.-Иркутск, Лит. ин-т – ИГПУ. 2004. С. 30-40 (0, 9 п.л.).
40.Сузи В.Н. К проблеме художественного метода // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9. М.-Иркутск, Лит. ин-т – ИГПУ. 2004. С. 137-151 (1,1 п.л.).
41.Сузи В.Н. О провиденциальной природе поэтических снов Ф.И. Тютчева // Пушкин и сны. Сны в фольклоре, искусстве и жизни человека. Сб. ст. С.-Пбг., Пушкинский проект. 2004. С. 136-152 (1,0 п.л.).
42.Сузи В.Н. «Рыцари чести» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. Материалы XIX международных чтений. В.-Новгород, Музей Достоевского. 2005. С.24-32 (0,9 п.л.).
43.Сузи В.Н. «Исус» А. Блока в пушкинской перспективе // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Сб. науч. тр. Вып. 4. Петрозаводск, 2005. С. 470-490 (1,3 п.л.).
44.Сузи В.Н. Imitatio Christi как образ и прием // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. М.-Иркутск, Лит.ин-т–ИГПУ. 2005. С. 129-139 (0,7 п.л.).
45.Сузи В.Н. Сюжет о влюбленном бесе // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. М.-Иркутск, Лит.ин-т–ИГПУ. 2005. С. 31-41 (0,7 п.л.).
46.Сузи В.Н. Пушкинский сюжет о влюбленном бесе в «Братьях Карамазовых» Достоевского (2 статья) // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Вып. 11. М.-Иркутск, 2005. С. 42-50 (0,6 п.л.).
47.Сузи В.Н. Стихотворцы с направлением: влюбленность и вдохновение как беснование и кумиротворение // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Вып. 12. М.-Иркутск, 2005. С. 31-38 (0,5 п.л.).
48.Сузи В.Н. К истокам и трансформации календарного сюжета в русской литературе // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Выg. 13. М.-Иркутск, 2006. С. 117-122 (0,5 п.л.).
49.Сузи В.Н. «Тайна сия…») // Достоевский и современность. Материалы XXI чтений. В.-Новг. Ст. Русса, 2006. С. 224-234 (0,7 п.л.).
50.Сузи В.Н. Миростроение романов Достоевского // Духовные начала русской словесности. Сб. материалов конф. В.Новгород, 2006. С. 82-92 (0,8 п.л. ).
51.Сузи В.Н. О способах подражания и природе образа // Феномен русской духовности: словесность, история, культура. Материалы конференции. Калининград, 2006. С. 20-29 (0,7 п.л.).
52.Сузи В.Н. Тютчевская живая жизнь и «вот-бытие» Хайдеггера: энергийность и витальность (статья) // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Вып. 14. М.-Иркутск, 2007. С. 44-58 (1,2 п.л.).
53.Сузи В.Н. Образ поэтического сна в лирике Ф.И. Тютчева // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. М.-Иркутск, 2007. С. 46-59 (1,1 п.л.).
54.Сузи В.Н. Образ слова у Тютчева: от метафоры к символу // Россия и Греция: диалоги культур. Материалы I международной конференции: В 2-х ч. Ч. 2. Петрозаводск, 2007. С. 278-285 (0,5 п.л.).
55.Сузи В.Н. «Путь» А.С. Хомякова // А.С. Хомяков – поэт, мыслитель, публицист. Сб. ст.: В 2-х томах. М., 2007. Т. 1. С. 422-432 (0,7 п.л.).
56.Сузи В.Н. Культурно-исторические «параллели» и русский Христос Тютчева // Современное прочтение русской классической литературы XIX в. В 2-х т. М., 2007. С. 259-278 (0,6 п.л.).
57.Сузи В.Н. Образ Слова у Тютчева: от поэтической метафоры к религиозному символу // Духовный потенциал русской классической литературы. М., 2007. С. 438-446 (0,8 п.л.).
58.Сузи В.Н. «Нестройная семейка» и церковь-семья: образы отцов и образ Богородицы у Достоевского (статья) // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 18. М.-Иркутск, 2008. С. 177-187 (0,7 п.л.).
59.Сузи В.Н. Русский Христос в нашей жизни // Православие в Карелии. Материалы 3-й науч. конф. Петрозаводск, 2008. С. 40-48 (0,6 п.л.).
60.Сузи В.Н. Иночество в миру у Достоевского // Наследие России и духовный выбор русской интеллигенции. Сб. матер. 3-го Оптинского форума. М.-Калуга. 2008. С. 310-316 (0,5 п.л.).
61.Сузи В.Н. Parodia sacra в романной поэтике Достоевского // Русская словесность в мировом культурном контексте. Доклады и тезисы II-го Междунар. симпозиума. Москва-Покровское. 2008. С. 164 (0,1 п.л.).
62.Сузи В.Н. О русском Христе у Достоевского // Достоевский и современность. Материалы XXII чтений. В.-Новг. Ст. Русса, 2008. С. 219-229 (0,7 п.л.).
63.Сузи В.Н. Призвание художника и пути его реализации Гоголем // Анализ литературного произведения: Гоголь: диалог с будущим: Межвуз. сб. науч. тр. Иркутск, 2009. С. 3-17 (1,0 п.л.).
64.Сузи В.Н. Тема апокатастасиса у Достоевского и св. отцов // Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Шуя. 2010. С. 173-176 (0,5 п.л.).
65.Сузи В.Н. Достоевский и Гоголь в святоотеческой проекции // Достоевский и мировая культура. Альманах. Пбг., 2010. № 27. С. 127-141 (1,0 п.л.).
66.Сузи В.Н. «Жизнь есть небес мгновенный дар…» // Державин и диалектика культур. Материалы международной научной конференции. Казанский гос. ун-т. 2010. С. 70-73 (0,25 п.л.).
67.Сузи В.Н. Гоголь и Достоевский: искушение образом // Достоевский и современность. Материалы 24 Международных Старорусских чтений. Вел. Новгород. 2010. С. 355-362 (0,6 п.л.).
68.Сузи В.Н. Н.В. Гоголь: задача художника и пути ее решения // Русская литература и философия: постижение человека. Материалы 3-й Всероссийской научной конференции. Липецк, 2011. Т.1. С. 28-38 (1,0 п.л.).
69.Сузи В.Н. О жанре «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина // Русская литература и философия: постижение человека. Материалы 3-й Всероссийской научной конференции. Липецк, 2011. Т. 1. С. 145-150 (0,5 п.л.).
70.Сузи В.Н. «Глагол времен, металла звон…»: хронотоп вечности и тема творчества у Державина и Тютчева // Вестник Карельского филиала РАНХ и ГС. Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2011. С. 400-417 (1,0 п.л.).
71.Сузи В.Н. Из русской литературы XX века (возвращение к истокам). Учебное пособие. Курс лекций. Петрозаводск, 2004 (1,3 п.л.).
72.Сузи В.Н. Герменевтика: история и концепции. Учебное пособие. Петрозаводск, изд-во ПетрГУ. 2005 (5,5 п.л.).
73.Сузи В.Н. В поэтическом мире Тютчева. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ. 2009 (3,5 п.л.).