Научная тема: «ПОЭЗИЯ ФРАНЦУЗСКОГО СЮРРЕАЛИЗМА: ПРОБЛЕМА ЖАНРА»
Специальность: 10.01.03
Год: 2009
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Поэзия французского сюрреализма, вопреки декларациям самих сюрреалистов и мнению значительного числа исследователей,  является литературным образованием, хотя изначально течение не ставило перед собой эстетических целей, будучи направлено на пересмотр картины мира и ценностей «позитивистской» (А. Бретон) культуры, на создание некоей новой, внерелигиозной духовности.
  2. Установка сюрреализма на отрицание традиционных ценностей, на постижение скрытых сторон реальности тремя взаимодополняющими способами - мистическим,  рационалистическим, профанирующим - определила характер ведущих сюрреалистических жанров, которые исходно предназначались  для осуществления практических целей в качестве своеобразных инструментов, «устройств» (А. Бретон). Принципиальная невозможность достижения поставленных целей выдвинула на первый план эстетическую составляющую сюрреалистических произведений, которая из вспомогательной превратилась в самодовлеющую, что окончательно замкнуло сюрреалистические тексты в границах литературы.
  3. Прозаическая форма поэтических произведений сюрреализма является не только знаком отказа от традиционной просодии, но и важным условием формирования сюрреалистических жанров. Возможность существования поэзии в прозаической форме обеспечивается соблюдением главного принципа поэтических текстов: «общее» в поэзии обозначается в основном через типическое «частное». В прозе, соответственно, нетипическое «частное» количественно превышает типическое (в прозе по сути, а не по форме).  В отсутствие ясно определимого «общего», что характерно для многих произведений поэзии сюрреализма, сохраняется модель поэтических текстов, нечто вроде поэтической «грамматики»: образы, воплощающие предполагаемое типическое «частное», создают прерывистую структуру, будучи связаны не друг с другом цепочками образов нетипического «частного», а с неким «общим».   
  4. Под «стихотворением в прозе» следует понимать не жанр, а большую группу как  прозаических жанров малого объёма, так и поэтических в прозаической форме.
  5.  «Словесная игра» в сюрреалистической поэзии не только и не столько явление стиля, сколько жанрообразующий фактор (в тех текстах, где «автором» является сам язык).
  6. Системность сюрреалистической поэзии обеспечивается не только общим типом философского и художественного мышления участников течения, его общими задачами, но в значительной степени и формально: крупные жанры соотносятся с малыми, как целое и его части.
  7. Сюрреалистические жанры связаны (генетически и типологически) с жанрами различных эпох французской поэзии и с фольклором.
  8. Прекращение бытования сюрреалистических жанров объясняется не до конца преодоленной инерцией традиционной поэзии (жанровые «отклонения»), а также внутренней исчерпанностью самого течения, не достигшего цели «полного раскрепощения духа» (А. Бретон).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Пинковский В. И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра. – Магадан: Кордис, 2007. – 343 с. (22,5 п. л.).

2. Пинковский В. И. Poème en prose: поэтика жанра. – Магадан: Кордис, 2004. – 98 с. (6,4 п. л.).

Научные статьи и материалы докладов

3. Пинковский В. И. Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. – С. 167–171. ( 0,3 п.л.).

4. Пинковский В. И. Сюрреализм // Знание. Понимание. Умение.–2008.– № 1. – С. 248–250 (0,25 п. л.)

5. Пинковский В. И. Сюрреалистическая метафора: когнитивные возможности // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – № 3. – С. 114–116 (0,25 п. л.).

6. Пинковский В. И. Жанровые воплощения образа человека в поэзии французского сюрреализма // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 4.– С. 131–148 (0,8 п. л.).

7. Пинковский В. И. Репрезентативный жанр поэзии сюрреализма // Филологические науки. – 2007. – № 1. – С. 33–39. (0,4 п. л.).

8. Пинковский В. И. Проблемы жанра в поэзии сюрреализма // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 4. – С. 194–197. (0,4 п. л.).

9. Пинковский В. И. Религиозные формы французской сюрреалистической поэзии // Религиоведение. – 2008. - № 4. – С. 136–143. (0,65 п. л.).

10. Пинковский В. И. Понятие музыкальность во французской поэзии последней трети XIX – первой трети ХХ веков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. - № 4 (2). – С. 176–179. (0,4 п. л.).

11. Пинковский В. И. Поэтическое слово и изображение // Искусство и образование. – 2009. – № 1. С. 5–11. (0,4 п. л.).

12. Пинковский В. И. Литания как жанр в сюрреалистической поэзии // Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста: материалы международной научной конференции. – Соликамск: СГПИ, 1997. – С. 210–212. (0,2 п. л.).

13. Пинковский В. И. Жанр стихотворения в прозе у романтиков и сюрреалистов // Мир романтизма: материалы международной научной конференции Х Гуляевские чтения. – Тверь: ТвГУ, 2002. – С. 99–102. (0,3 п. л.).

14. Пинковский В. И. Жанровая природа книги Р.Десноса «Траур за траур» // Русское литературоведение в новом тысячелетии: материалы I-й Международной конференции: в 2 т. Т. 2. – М.: Изд. дом «Таганка» МГОПУ, 2003. – С. 255–258. (0,3 п. л.).

15. Пинковский В. И. Обоснование жанрового подхода к поэзии сюрреализма // Русское литературоведение в новом тысячелетии: материалы III-й Международной конференции: в 2 т. Т. 2. – М.: Изд. дом «Таганка» МГОПУ, 2004. – С. 275–277. (0,3 п. л.).

16. Пинковский В. И. Сюрреалистические «хайку» // Русское литературоведение в новом тысячелетии: материалы IV-й Международной конференции: в 2 т. Т. 2. – М.: «Таганка», 2005. – С. 168–169. (0,2 п. л.).

17. Пинковский В. И. Жанровые особенности текста Р.Десноса «Свобода, или любовь!» // XVII Пуришевские чтения: сб. материалов международной конференции. – М.: МПГУ, 2005. – С. 174–175. (0,1 п. л.).

18. Пинковский В. И. Портрет во французской сюрреалистической поэзии // XVIII Пуришевские чтения: сб. материалов международной конференции. – М.: МПГУ, 2006. – С. 95–96. (0,1 п. л.).

19. Пинковский В. И. Сонет в сюрреалистической поэзии // XIX Пуришевские чтения: сб. мате¬риалов международной конференции. – М.: МПГУ, 2007. – С. 161–162. (0,1 п. л.).

20. Пинковский В. И. Сюрреалистический текст и «бытовое понимание». К вопросу об одном компоненте профессионализма филолога // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция, МосГУ, 18–20 окт. 2006 г.: доклады и материалы. Вып. 6. – М.: Изд-во Моск. гума¬нит. ун-та, 2006. – С. 75–80. (0,3 п. л.).

21. Пинковский В. И. «Гимн Востоку» А. Бретона // ХХ Пуришевские чтения: сб. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2008. – С. 110-111 (0,1 п. л.).

22. Пинковский В. И. Сюрреализм в поисках формы: А. Бретон цитирует Достоевского // Ф. М. Достоевский и мировой литературный процесс: материалы Международной научной конференции. – Брест: БрГУ, 2007. – С. 69–74. (0,4 п. л.).

23. Пинковский В. И. Жанровый барьер в изучении поэзии французского сюрреализма // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 4. – С. 40–42. (0,4 п. л.).

24. Пинковский В. И. О жанровых поисках в поэзии французского сюрреализма // Х Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сб. ста¬тей и материалов. – М.: МПГУ, 1998. – С. 193–196. (0,2 п. л.). (Соавтор – Вл. А. Луков, авт. – 0,1 п. л.).

25. Пинковский В. И. Пародирование метафоры как жанрообразующий принцип в по¬эзии французского сюрреализма и трудности перевода // Проблемы приклад¬ной лингвистики: материалы семинара: в 2 ч. Ч. 2. – Пенза: ПГПУ, 1999. – С. 41–43. (0,2 п. л.).

26. Пинковский В. И. Жанровое слово в «Эпитафии» Р. Десноса // Проблемы приклад¬ной лингвистики: сб. материалов Всероссийского семинара: в 2 ч. Ч. 2. – Пенза: ПГПУ, 2000. – С. 43–45. (0,2 п. л.).

27. Пинковский В. И. Сюрреалистический цикл как жанровое целое и проблемы пере¬вода // Проблемы прикладной лингвистики: сб. материалов Всероссийского семинара: в 2 ч. Ч. 2. – Пенза: ПГПУ, 2001. – С. 45–46. (0,1 п. л.).

28. Пинковский В. И. Формирование новых единиц художественной речи в практике авангардизма // Проблемы прикладной лингвистики: сб. материалов Всерос¬сийского семинара. – Пенза: ПГПУ, 2002. – С. 180–182. (0,2 п. л.).

29. Пинковский В. И. Пьеса А. Жарри «Ubu roi» в аспекте предшествования дадаизму и сюрреализму // XII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сб. статей и материалов. М: МПГУ, 2000. – С. 88–89. (0,1 п. л.).

30. Пинковский В. И. «Suicide» Л. Арагона как текст идеографического типа // XIII Пу¬ришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сб. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2001. – С. 188–189. (0,1 п. л.).

31. Пинковский В. И. «Антологии сравнений» в сюрреалистической поэзии // XIV Пу¬ришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сб. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2002. – С. 270–271. (0,1 п. л.).

32. Пинковский В. И. Мотивы металлов и минералов в поэзии А.Рембо и сюрреалистов // XV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: сб. статей и материалов. – М.: МПГУ, 2003. – С. 203–205. (0,1 п. л.).

33. Пинковский В. И. Категория «общего» как жанрообразующая основа стихотворения в прозе // Синтез в русской и мировой художественной культуре: сб. мате¬риалов Четвёртой научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева. – М.: МПГУ, 2004. – С. 72. (0,1 п. л.).

34. Пинковский В. И. Использование образных, языковых и жанровых архаических мо¬делей в раннем (модернистском) творчестве Р. Десноса // Идеи, гипотезы, поиск: сб. материалов I научной конференции аспирантов МПУ. – Магадан: Изд. МПУ, 1995. – С. 50–52. (0,2 п. л.).

35. Пинковский В. И. Робер Деснос – поэт французского Сопротивления // Тема Вели¬кой Отечественной и второй мировой войн в литературе. – Магадан: ИПК ПК, 1996. – С. 61–76. (1 п. л.).

36. Пинковский В. И. Проблема жанрового подхода к исследованию сюрреалистиче¬ской поэзии // Литература в целостном контексте культуры: доклады Всерос¬сийской межвузовской конференции. – Биробиджан: БГПИ, 1996. – С. 30–33. (0,3 п. л.).

37. Пинковский В. И. Жанры «словесной игры» в поэзии сюрреализма // Из заветных папок: сб. эссе. Вып. II.– Магадан: Изд-во МПУ, 1997.– С. 9–30. (1,2 п. л.). (Соавтор – Вл. А. Луков, авт. – 0,6 п. л.).

38. Пинковский В. И. Жанр «экспромта» в творчестве Б.Пастернака и французских сюрреалистов // Литература в контексте времени: межвузовский сб. на¬учных статей. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1997. – С. 59–64. (0,4 п. л.).

39. Пинковский В. И. Тютчев в контексте европейской поэзии от иенских романтиков до французских сюрреалистов (в аспекте жанра «видения») // Тютчевский сборник: межвузовский сб. научных трудов. – Биробиджан: БГПИ, 1998. – С. 13–19. (0,4 п. л.).

40. Пинковский В. И. О границах мифологической интерпретации сюрреалистических текстов // Идеи, гипотезы, поиск: сб. эссе VII научн. конф. аспиран¬тов и молодых исследователей СМУ. – Магадан: Изд. СМУ, 2000. – С. 41– 44. (0,3 п. л.).

41. Пинковский В. И. Приёмы создания лиризма в сборнике А. Бертрана «Гаспар из Тьмы» // Литература: история и современность: материалы научно-практ. конф. преподавателей каф. литературы СМУ. Вып. 2. – Мага¬дан: Изд. СМУ, 2003. – С. 62–65. (0,3 п. л.).

42. Пинковский В. И. Жанр сказки в сюрреалистической поэзии // Литература: история и современность. – Вып. 3. Магадан: Изд. СМУ, 2006.– С. 21–28. (0,5 п. л.).

43. Пинковский В. И. К вопросу о композиции реалистического и сюрреалистического текста // Материалы научно-практ. конф., посв. 40-ле¬тию СМУ. – Магадан: Изд. СМУ, 2002. – С. 157–158. (0,1 п. л.).

44. Пинковский В. И. Жанровое новаторство Марселя Дюшана // Вестник Северного международного университета. – 2006. – Вып. 5. – С. 50–52. (0,3 п. л.).

45. Пинковский В. И. Сюрреалистическая диатриба // Вестник Северного международ¬ного университета. – 2006. – Вып. 7.– С. 37–40. (0,4 п. л.).

46. Пинковский В. И. Сюрреализм и картезианство // Северо-Восточный научный журнал. – 2007. – № 1. – C. 5–7. (0,2 п. л.).

47. Пинковский В. И. Рекламные мини-жанры в поэзии авангардизма // Северо-Восточный научный журнал. – 2008. - № 1. – С. 14–15. (0,2 п.л.).

48. Пинковский В. И. Литературная мистификация и перевод // Из заветных папок. – Вып. III. Магадан: СМУ, 2000. – С. 19–25. (0,3 п.л.). (Соавт. – А. Е. Крашенинников, авт. – 0,15).

49. Пинковский В. И. «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде»: особенности жанра и стиля // В начале было «Слово...»: материалы научной конференции, посв. 200-летию первого издания «Слова о полку Игореве». – Магадан: СМУ, 2001. – С. 32–35. ( 0,2 п. л.).

50. Пинковский В. И. Читатель выберет свое // На Севере Дальнем. –2002. № 1 С. 257–258.

51. Пинковский В. И. Поэзия Варлама Шаламова // В. Шаламов. Колымские тетради. – Магадан: «МАОБТИ», 2004. – С. 3–16. (1 п. л.).