Научная тема: «ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Философская антропология может и должна выступить в качестве метатеории гуманитаризации системы образования, в качестве новой эписте-мы конструктивных трансформаций в эдукативной сфере. При этом саму антропологию следует трактовать достаточно широко, акцентируя онтологическую проблематику, поскольку именно такой подход позволяет наиболее полно и последовательно выявить антропологическое содержание педагогических категорий.
  2. В современных условиях гуманитаризация образования приобретает новое, онто-антропологическое содержание и, соответственно, новое значение: она становится средством стабилизации человеческого существования, средством сохранения человеческой сущности в быстроменяющемся мире, залогом выживания в глобально-исторической (и, возможно, в глобально-эволюционной) перспективе.
  3. Процесс гуманитаризации образования разворачивается на нескольких взаимосвязанных уровнях. В широком смысле слова он представляет собой поиск человеком своего места в мире, обретение человеком себя самого, что и составляет подлинный смысл образования. Такой подход открывает путь к корректному определению философии образования как методологии педагогики и к принципиальному уточнению места философии образования в системе философских знаний.
  4. В более узком смысле слова гуманитаризация системы образования представляет собой антропо-лингво-культурологическую проблему и в этой связи система образования может быть переопределена как культурно-лингвистический, онто-антропологический метатекст. Человек в процессе образования учится понимать, толковать и интерпретировать бытие как текст, находить себя и свое место в мире через адекватный этому миру язык.
  5. Специфический уровень гуманитаризации образования составляет воспитание языковой личности. Категория «языковая личность» определяет ся как личность, понимающая онтологически-значимые языки. Такой подход позволяет конкретизировать известное высказывание М. Хайдеггера о языке как доме бытия применительно к ситуации в системе образования.
  6. Предположение о возможности плодотворного сочетания антропологического, онтологического, герменевтического подходов при изучении эду-кативной сферы полностью подтверждается в ходе реконструкции иерархии принципов построения системы образования (антропоцентризм, лингвосооб-разность, смыслосообразность, культуросообразность).
  7. В философско-антропологическом ключе осуществлена реконструкция образовательной ситуации как единицы системы образования. В структуре образовательной ситуации выделено не менее четырех онтологически-значимых элементов: собственно сознание субъекта; личность, отраженная в языке и сознании; содержание образования, представленное в аутентичных культурных текстах, прочтение которых приводит к распредмечиванию закодированных смыслов; референтный фон диалога. Выделенные составляющие интегрируются и соподчиняются друг другу в семантическом поле текста образовательной ситуации, которое являет собой единство дискретности и континуальности, определяющее вектор развертывания человеческого бытия.
  8. Сущность кризисных явлений в системе образования, связанных с дегуманизацией и социально-прагматическим поворотом, может быть адекватно понята только в философско-антропологической перспективе, при условии преодоления экономического, социально-политического и прочего редукционизма (данное утверждение отнюдь не равносильно отрицанию роли социально-политических, экономических факторов в истории общества, культуры, образования).
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых журналах, включенных в список ВАК РФ (философия):

1.Елизова Е.А. Инновационная образовательная программа: региональный опыт внедрения // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во СО РАН. –№ 4(29). – 2009. – С. 144-150 (0,5 п.л.);

2.Елизова Е.А. Антропология как наука о человеке: генезис и современность //Альманах современной науки и образования// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2009. – №3 (4).– С. 62-66 (0,3 п.л.);

3.Елизова Е.А. Коммуникативно-смысловая стратегия гуманитарного образования // Чита: Вестник Читинского государственного университета. – 2010. – № 5 (62). – С. 70-75 (0,7 п.л.);

4.Елизова Е.А. Герменевтический метод декодирования семантики культурного текста в пространстве воспитания // Вестник Бурятского Государственного Университета. – Улан-Удэ. – 2011. – №1. – С. 93-97 (0,7 п.л.);

5.Авдеева Е.А. Философско-антропологические основания гуманитаризации системы образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Том 2. Гуманитарные и естественные науки. – 2011. – №3 (17). – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – С. 9-14 (0,5 п.л.);

6.Авдеева Е.А. Категория гуманитаризации образования в контексте философского дискурса // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.– 2011. – №4 (18). – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – С. 20-26 (0,5 п.л.);

7.Авдеева Е.А. Философские основы гуманитаризации образования //Альманах современной науки и образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2011. № 8 (14): в 4-х ч. Ч. III.– С. 10-14 (0,6 п.л.);

8.Авдеева Е.А. Онтологическая роль герменевтики в воспитании человека // Альманах современной науки и образования// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2011. – № 8 (14): в 4-х ч. Ч. IV.– С. 14-20 (0,6 п.л.);

9.Авдеева Е.А. Антропо-онтологический аспект современного образования // Научно-практическая журнал «Гуманизация образования». – Сочи: Учреждение Российской академии образования «Институт образовательных технологий». – 2011. – № 5. – С. 8-14 (0,5 п.л.).

Статьи по философии образования в ведущих рецензируемых журналах, включенных в список ВАК РФ (педагогика, психология):

10.Елизова Е.А. Образование в эпоху кризиса: смена программы развития// Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: НГПУ. – 2009. – № 12. – С. 87-94 (0,5 п.л.);

11.Елизова Е.А. Единство дискретности и континуальности как принцип гуманитарного образования // Психология обучения. – Москва: Современная гуманитарная академия. №1. – 2010.– С.82-87. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mags_psych.htm) (0,5 п.л.);

12.Елизова Е.А. Антропологические аспекты философии гуманитарного образования // Психология обучения. – Москва: Современная гуманитарная академия. – №3. – 2010. – С. 4-9.– [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mags_psych.htm) (0,4 п.л.);

13.Елизова Е.А. Семантика урока как педагогического текста //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования //Человек и образование. – № 2 (23) 2010. – С.82-86 (0,5 п.л.);

14.Елизова Е.А. Культуротворческая миссия образования. /Н.Е. Булан-кина, Е.А. Елизова //Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Серия «Педагогические науки». – 2010. – №1(45). – С. 4-7 (в соавторстве) (авторский вклад: 0,4 п.л.);

15. Елизова Е.А. Урок как педагогический текст: проблема понимания // Мир науки, культуры, образования. Международный журнал. – Горно- Алтайск: Изд-во РМНКО. – 2010. – № 2. – С. 157-159 (0,5 п.л.);

16.Елизова Е.А. Формирование многомерного сознания или педагогическое прочтение теории В. Налимова глазами гуманитария // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». М.: Изд-во МГОУ, 2010.– № 1. – С. 114-117 (0,4 п.л.);

17.Елизова Е.А. Континуальность в гуманитарном образовании //Горно-Алтайск. Мир науки, культуры, образования. Международный журнал. – Горно-Алтайск: Изд-во РМНКО. – 2010. – № 8. – С. 139-142 (0,6 п.л.).

Монографии:

18. Елизова Е.А. Гуманитарное образование: опыт философского ос мысления: Монография: Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева/Е.А. Елизова. – Красноярск, 2009. – 224 с. (14 п.л.)

19. Елизова, Е.А. Гуманитарное образование: приоритеты и перспекти вы: Монография / Н. Е. Буланкина Е. А. Елизова. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. – 223 с. (авторский вклад: 11,5 п.л.)

20. Елизова Е.А. Гуманитарные смыслы воспитания: язык, дискурс, текст: Монография: Краснояр. гос.пед ун-т им. В.П. Астафьева /Е.А. Елизо- ва., Н.Г. Фролова. – Красноярск, 2010. – 206 с. (авторский вклад: 13,75 п.л.)

21. Елизова Е.А. Гуманитаризация педагогической системы: методоло гия, теория, концепция, практика. Монография: Краснояр. гос.пед ун-т им. В.П. Астафьева /Е.А. Елизова. – Красноярск, 2010. – 298 с. (18, 75 п.л.)

Материалы конференций:

22. Елизова Е.А. Дискретность-континуальность в системе современно го образования/ Е.А. Елизова// Наука. Философия. Общество. Материалы Y Российского философского конгресса. Том III. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 387 – 388 (0,1 п.л.);

23. Елизова Е.А. Человек как цель гуманитарного образования /Н.Е.Буланкина, Е.А. Елизова. //Тенденции развития Российской системы профессионального образования в условиях глобализации //Сб. научных тру дов по материалам международной научно-практической конференции, 9-10 декабря, 2009. //Под науч. ред. М.А.Петровой, Н.Н.Савиной. Часть 2. Ново сибирск: Изд-во НИПКИПРО, 2009. – С.36-43. (авторский вклад: 1 п.л.);

24. Елизова Е.А. Концепт «гуманитарность»: современная интерпрета ция //Сб.: Ежегодная научно-практическая конференция «Современные про блемы гуманитарных и естественных наук». – Москва, 2010. – С. 186-188 (0,2 п.л.);

25.Елизова Е.А. Инновационные смыслы гуманитарного образования // Е.А. Елизова. – Региональная научно-практическая конференция «Инновации в образовательном пространстве». – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 15-16 апреля 2010. – С. 38-41 (0,4 п.л.);

26.Елизова Е.А. Герменевтика в пространстве современного воспитания //Е.А. Елизова, Н.Г. Фролова. Международная научно-практическая конференция «Воспитание: традиции и перспективы». – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 17-19 марта 2010 г. – С.53-56 (0,25 п.л.);

27.Елизова Е.А. Философское осмысление гуманитарного образования// Заочная научно-практическая конференция «Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии». – Пенза, февраль 2010. – С. 41-43 (0,2 п.л.);

28.Елизова Е.А. Понимание гуманитарности в контексте диалога философии и педагогики // Е.А. Елизова. II Всероссийская научная конференция «Научное творчество XXI века» с международным участием (март 2010 г.). – Красноярск. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nkras.ru/-articles/2010/82/index.html (0,2 п.л.);

29.Елизова Е.А. Языковая полифоничность гуманитарного образования //Е.А. Елизова. – Международная научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов «Образование и культура в развитии современного общества». Том 2. Новосибирск, 2009. – С. 619-625 (0,5 п.л.);

30.Елизова Е.А. Профессионализм педагога: от квалификации – к мастерству // Научно-практическая Международная конференция «Компетент-ностно-деятельностный подход в современной системе образования»/ Горно-Алтайск: Горно-Алтайского госуниверситет, 18-23 августа, 2010. – С. 345-347 (0,3 п.л.);

31.Елизова Е.А. Новые смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики. //Современное терминоведение в Сибири. Язык. Право. Образование. Сборник научных статей. Пятая Региональная научно-практическая конференция «Современное терминоведение в Сибири. Язык. Право. Образование». – Новосибирск. – 23-24 сентября, 2010. – С. 78-84 (0,7 п.л.).

Публикации в других научных изданиях:

32. Elizova E.A. Humanitarian research on human personality (гуманитар ное осмысление личности человека)// International journal of applied and fun damental research (ISSN 1996-3955). Москва. – № 2– 2010. –– С. 42-47 (ISSN 1996-3955) (в соавторстве) (0,38 п.л.);

33.Elizova E.A. Unity of continuity and discontinuity in the humanitarian education (континуальность и дискретность в гуманитарном образовании) // International journal of Аcademic research > Vol 2 january № 3 part 2, pp/899-903 (0,8 п.л. );

34.Елизова Е.А. Программа повышения квалификации «Пайдейя» как основание сетевого взаимодействия //Пути реформирования краевой системы повышения квалификации. Материалы Российского методического симпозиума //Под общ. ред. Г.А. Гуртовенко, Л.Д. Курочкиной. – Красноярск, 2002 – С.80-83 (0,2 п.л.);

35. Елизова Е.А. Пайдейя ХХI в.: расширение гуманитарного образова тельного пространства (управленческий аспект) //Е.А. Елизова, Н.Г. Фроло- ва//Школа и город. Научно-методический журнал. – Красноярск, 2002.– №1.– С. 108-113 (0,4 п.л.);

36. Елизова Е.А. Воспитание. Новая реальность – новые подходы /Елизова Е.А., Фролова Н.Г.//PAIDEIA. Ежеквартальный вестник образова ния. – Красноярск, 2003. – №2. – С. 43-50 (0,5 п.л.);

37.Елизова Е.А. Гуманитаризация – инновация, изменяющая педагогическую реальность //Педагогика и педагогия: история, теория, опыт. Выпуск 8/ Под ред. Л.Н. Горбуновой, М.А.Христенко. – Красноярск: КК ИПКиПП РО, 2004. – С. 6-9 (0,4 п.л.);

38.Елизова Е.А. Гуманитарный универсум в пространстве педагогической реальности //Классика и современность в образовании. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции: «Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур». – Красноярск, 16-17 мая, 2006 г. – С. 30-36 (0,4 п.л.);

39.Елизова Е.А. Воспитательная система в эпоху кризиса: необходимость смены программы развития (взгляд с позиции методологии) //Классика и современность в образовании. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции: «Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур». – Красноярск, 16-17 мая, 2006 г. – С. 37-40 (0,3 п.л.);

40.Елизова Е.А. Гуманитаризация как концепция современного воспитания // Классика и современность в образовании. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции: «Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур». – Красноярск, 16-17 мая, 2006 г.– С. 72-74 (0,25 п.л.);

41.Елизова Е.А. Три типа воспитания в пространстве современной школы // Классика и современность в образовании. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции: «Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур». – Красноярск, 16-17 мая, 2006 г.– С. 74-77 (0, 25 п.л.);

42.Елизова Е.А. Интеграция – мировоззрение целостного образования // Интегрированный урок: диалог со временем. Сборник научно-методических материалов для учителя / Под ред. Е.А. Елизовой, Ю.В. Степанченко, Н.Г. Фроловой. – Красноярск, КК ИПКиПП РО, 2008. – С. 4-8. (0,2 п.л.);

43. Елизова Е.А. Герменевтические основы текстуального анализа современного урока /Буланкина Н.Е., Елизова Е.А. //Сибирский учитель. Научно-методический журнал. Новосибирск. №4 (64) июль-август 2009 г.– С. 30-36 (0,4 п.л.);

44.Елизова Е.А. Новые смыслы гуманитарности в контексте современного образования // Философия в ХХI веке. Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 20. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – С. 194-201 (0,5 п.л.);

45.Елизова Е.А. О гуманитарном знании и адекватных технологиях его передачи // Е.А. Елизова. Современный урок в контексте гуманитарной стратегии обучения: сборник научно-методических материалов для учителя [Текст] / Под ред. Е.А. Елизовой, Ю.В. Степанченко, Н.Г. Фроловой. – Красноярск: КК ИПКиПП РО, 2010. – С. 3-8. (0,4 п.л.);

46.Елизова Е.А. Дискурс как смысловая детерминанта гуманитарного образования / Е.А. Елизова //В мире научных открытий. – Красноярск. – 2010, №2 (08), Часть 1. – С. 164-168. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nkras.ru/issues.html (0,3 п.л.);

47.Елизова Е.А. Педагогика в поисках многомерного человека //Наука и эпоха: монография / [Е.Н.Алдашева, А.В.Антонова, И.А.Винтина и др.]; под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 1. Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 27-40 (1 п.л.);

48.Елизова Е.А. О многомерном гуманитарном знании и одномерной информации// Научно-методический вестник ИППУО. – Выпуск 11. – Красноярск. – Изд-во Красноярского гос. пед. университета, 2010. – С. 237-245 (0,5 п.л.);

49.Елизова Е.А. Гуманитаризация как системная педагогическая инновация /Елизова Е.А.// Сибирский учитель. – Научно-методический журнал. – Новосибирск. №2 (66). 2010 г. – С. 25-27 (0,3 п.л.);

50.Елизова Е.А. Смысловое поле педагогики и ее категорий в гуманитарном контексте// Педагогика и жизнь. /Под общей ред. проф. О.И. Кирико-ва. – XII Выпуск. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 5-13 (0,5 п.л.);

51.Елизова Е.А. Смыслы гуманитарного образования в условиях инно-ватики// Молодой ученый. – Чита. № 4(15), апрель. – 2010 г. – С. 326-329 (0,25 п.л.);

52.Елизова Е.А. Гуманизация современной школы: проблемы и перспективы // Альманах современной науки и образования. Вопросы теории и практики педагогики, социологии и психологии. – Тамбов: Грамота, 2010. №3 (4).– С. 150-151 (0,2 п.л.);

53.Елизова Е.А. Гуманитарное образование и становление личности /Буланкина Н.Е., Елизова Е.А.// Гуманитарные науки и образование в Сиби-ри.– 2010.– №5. – С.14-17 (0,4 п.л.);

54.Елизова Е.А. Лингвистическая природа смысла //Тамбов: Грамота. №4 (35). – 2010. – С. 101-105 (0,5 п.л.);

55.Елизова Е.А. Воспитание как знаково-символическая лингвистическая система //Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов /Под ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 13. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С. 20-35 (1,5 п.л.);

56.Елизова Е.А. Понимание текста в процессе экзистенциального дискурса //Актуальные проблемы образования: история и современность: сб. научных работ / А.И. Шилов (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – С. 18-28 (0, 5 п.л.);

57.Елизова Е.А. Воспитание на основе герменевтики смысла сказки //Актуальные проблемы образования: история и современность: сб. научных работ / А.И. Шилов (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – С. 35-41 (авторский вклад: 0,4 п.л.) (в соавторстве);

58.Елизова Е.А. Системно-антропологический подход в исследовании педагогической системы: генезис и современность //Актуальные проблемы образования: история и современность: сб. научных работ / А.И. Шилов (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – С. 45-66 (авторский вклад: 1 п.л.) (в соавторстве);

59.Елизова Е.А. Онтологические смыслы гуманитаризации в контексте диалога культур // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Философские науки». – Иркутск, 2011. – № 2. – С. 44-50 (0,5 п.л.);

60.Елизова Е.А. Эволюция онтологического аспекта гуманитаризации в контексте философского исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Философские науки». – Иркутск, 2012. – № 1. – С. 56-62 (0,6 п.л.);

61.Авдеева Е.А. Проблема человека в современной философской науке // Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Achievement of high school», 2011. – Т. 15. Философия. Политика. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – С. 44-48. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.ukrnauka.ru/DWS/21-11-2011-A4_tom-15.pdf (0,4 п.л.).