- Башкирский эпос (эпический кубаир) «Урал-батыр» складывался в определенный исторический период как реакция на социальную ситуацию, как речевые действия - высказывания, имеющие конкретную коммуникативную цель. Текст кубаира послужил ответом на эту ситуацию и предназначался для сопровождения обряда - мифо-религиозных действ коллектива. Обряд был нацелен на достижение определенного результата, то есть для воздействия на действительность. Эпический кубаир как фольклорный текст имел сугубо прагматическую направленность. Изначально исполнение кубаира было связано с культом души предков и заупокойными действами. Сказание могло предназначаться для прославления деяний народного героя и умилостивления его души после смерти. Люди верили, что после смерти героя душа его отделяется от тела и выполняет все функции героев-тотемов. Душа являлась метафорическим дубликатом бога, былого тотема, героя. Возможно, поэтому после смерти героя сакрализировались все его жизненные этапы: рождение, брак, зрелость, смерть. Следовательно, кубаир - это священносказание, исполнявшееся после смерти героя и повествующее об этапах его жизненного пути; песня, посвященная душе героя - 7оба для ее умилостивления, успокоения. Память об умерших передавалась из поколения в поколение в форме священносказаний - кубаиров (башк.7обайыр). Потомки стремились к близости с предками, к поддержанию отношений, в которых, как считалось, были заинтересованы и умершие, и живые. Эпический кубаир имеет обрядовое происхождение. С вырождением обряда, кубаир постепенно отделялся от него и начинал жить самостоятельной жизнью - как фольклорное произведение.
- Фольклорно-речевой дискурс «Урал-батыр» есть социокультурно-коммуникативный продукт речемыслительной деятельности коллективной языковой личности. Он представляет собой текст, сформированный из языковых единиц. Однако функционирование этих единиц в тексте обусловлено совокупностью экстралингвистических факторов, носящих ярко выраженный этнокультурный характер. Способ организации высказывания определяется той целью, наличие которой и вызвало это высказывание к жизни. Для эффективного воздействия на окружающий мир, текст эпического кубаира должен был обладать особым характером произношения и особым лексико-семантическим наполнением.
- Речевая организация текста эпоса «Урал-батыр» связана со спецификой жанра кубаира, прагматикой обрядового текста и имеет явный знаковый характер. Существуя в рамках ритуала и являясь манифестацией одного из множества кодов культуры, актуализируемых в обряде для достижения желаемой цели, он опирался, прежде всего, на ритмику текста, которая усиливала уровень его восприятия, оказывала эффективное воздействие не только на людей, но и на окружающую человека действительность. В ритмо-фонетической организации текста эпоса «Урал-батыр» повтор играет особую роль, выступая в нем в первую очередь как структурно-семантический элемент, и осуществляется этот прием на всех языковых уровнях: фонетическом (также и на интонационном), лексическом, морфологическом и синтаксическом.
- Текст как знак, как магический перформативный акт представлял собой семиотическую процедуру. В эпосе «Урал-батыр», в котором описывается время «первотворения» современного состояния физического и духовного мира - ландшафта, рельефа и всей природы и культуры (ритуал, обряд, этические параметры), т.е. весь процесс творения мира, речитативное произнесение самого текста непосредственно могло отождествляться с процессом сотворения мира: сам акт произнесения должен был совпадать с актом творения. В рамках обрядового текста этот прием должен был эффективно воздействовать на окружающий мир. Эпический кубаир можно рассматривать как магический речевой акт с единством мысли, слова и действия.
- Слово в эпосе «Урал-батыр», как и в любом другом тексте, является ключевым знаком и выступает в качестве главного выразителя народной культуры. При помощи слов в тексте моделируются реальный и ирреальный миры, формируется особая картина мира, слова выступают символами национальной культуры и служат для изображения сложнейшего мира эмоций, мыслей и чувств, этических и эстетических ценностей народа. В фольклорном слове содержатся смыслы, зависящие от отношений и свойств традиции - структур сознания, породивших тексты.
- Кубаирский стиль характеризуется большой образностью: при помощи специальных фигур речи, тропов и др. стилистических средств в тексте образно отражается реальный и ирреальный миры, и у читателя создается различное представление о нем, некий «образ мира». В этом образе мира воплощено народное осознание мира (психологическое, эстетическое, нравственное, философское) с позиций определенного идеала; эмоциональностью: насыщением его речи эмоционально-оценочной лексикой, словами и выражениями с ярко выраженной эмоциональной коннотацией. В тексте эпоса художественно-эстетическое отображение мира развивается до уровня искусства слова, и фольклорный текст гармонично вписывается в общую художественную картину мира народа: он становится способным вызывать эстетический эффект, предусмотренной интенцией коллективной языковой личности (народа), их коммуникативной стратегией и эстетическим отношением к действительности. В эпосе «Урал-батыр», который относится к наилучшим образцам поэтического творчества в башкирском фольклоре, реальная и ирреальная действительность, мифологические образы, как положительные, так и отрицательные, описаны на уровне искусства слова, и в силу этого текст эпоса несет огромный эстетический заряд, оказывает воздействие на ум и сердце читателя, т.е. на его интеллектуальную и эмоциональную деятельность. В эпосе представлены яркие, впечатляющие образы Хумай и Айхылу, Урал-батыра и боевого небесного коня Акбузата и т. д. Божественная красота девушек, красота боевого коня, душевная красота этического героя Урал-батыра, также уродливость царя Катила, несущего людям смерть, безобразность старушки и вечно старого и в то же время вечно живого старика, испившего воду из Живого родника - Йэншишмэ и познавшего трагедию бессмертия и в результате этого осознавшего смысл жизни, описаны мастерски. Эстетический уровень текста эпоса создается при помощи экспрессивных, эмоционально-оценочных, стилистически-окрашенных языковых средств. Эстетическое воздействие текста эпоса также связано с его образностью и эмотивностью. Образность достигается способностью текста создавать различные представления о реалиях ирреального (мифологического) и реального миров с позиций определенного эстетического идеала, а эмотивность создается путем описания чувств героев, показа их внутреннего мира, эмоционального состояния. Благодаря вышеописанным лингвистическим и экстралингвистическим средствам текст эпоса «Урал-батыр» оказывает сильное эстетическое воздействие на адресата, вызывая его ответную лирическую эмоцию. Однако основная функция текста не эстетическая, а мифо-ритуальная.
- Эпос «Урал-батыр», порожденный как вербальная и знаково зафиксированная реакция на ситуацию, на фрагмент объективно существующей реальности, как особый способ коммуникации с душой предков, представлял собой, в первую очередь, обрядово-фольклорный дискурс. Ныне текст эпоса не выполняет обрядовую функцию, поэтому воспринимается лишь как собственно устное фольклорное произведение, бытующее когда-то в устной народной традиции, зафиксированное на письме и, таким образом, получившее полноправный статус текста. Текст эпоса обладает всеми свойствами архаических фольклорных текстов: прагматической заданностью - текст есть выражение внеязыковой потребности человека - реакция на ситуацию;перформативностью: текст есть поступок - магический перформативный акт; специфической адресацией: текст ориентирован на восприятие, прежде всего не человеком, а миром, высшими сакральными силами; цельнооформленностью: все уровни текста едины в выражении коммуникативного задания; сакральностью: текст есть предмет магического воздействия; вариативностью.
- В эпосе «Урал-батыр» хранятся знания и представления о мире, мировоззренческие установки, нравственно-этические ориентации и эстетические ценности народа, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир. Особо актуальными для мифологического сознания башкир являются такие базовые концепты архетипического характера, как время и пространство,жизнь и смерть, добро и зло, душа, сердце, кровь. Наиболее ярко характеризует национальный менталитет концепт я7шылы7. Концепт я7шылы7 - добро коррелирует с такими чертами национального характера башкир как батырлы7, ирлек«мужественность», жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение блага во имя народа, честь, честность, скромность, долг, сыновья почтительность, гуманность.
- Текст эпоса «Урал-батыр» можно рассматривать как гипертекст. В нем можно выделить следующие признаки интертекстуальной открытости: содержательно-смысловую незамкнутость текста по отношению к иным текстовым системам, коммуникативно-прагматическую открытость, идейную и тематическую, функционально-стилистическую открытость текста. Несмотря на то, что эпос «Урал-батыр» содержит в своем составе различные жанры башкирской устной словесности - элементы сказки (2ки2т), песню (йыр), благопожелание (ал4ыш), проклятие (7ар4ыш), обрядовый плач (3ы7тау), пословицы и поговорки (м272л 32м 2йтем), его текст воспринимается как нечто целое благодаря различным видам текстовой когезии. Интертекстуальные связи в нем выступают как необходимый элемент или как особый способ смысло- и текстопостроения. Невозможно свести единую жанровую структуру текста эпоса «Урал-батыр» к совокупности составляющих его формальных элементов. Они функционально обусловлены и участвуют в формировании концепта текста.
Бухарова Г.Х. «Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ» Уфа, 2008. – 352 с. (Настоящее исследование выполнено при содействии научно-исследовательского инновационного проекта 08.01 (Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук) Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
1.Бухарова Г.Х. Роль ритмофонетической организации текста эпоса «Урал-батыр» в реализации его прагматической функции// Вестник Томского государственного университета. Филология. Выпуск № 300 (1) июль 2007. – С. 7-12.
2.Бухарова Г.Х. Концептуальные поля «Человек» – «Природа» в башкирском мифологическом эпосе «Урал-батыр» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 16. № 20 (98) 2007. – С. 17-30.
3.Бухарова Г.Х. Этические параметры «Добро» – «Зло» в мифопоэтической модели мира // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 20. 12/2008. – С. 17-29.
4. Бухарова Г.Х. Роль языкового, речевого и социокультурного контекста в реализации жанра эпического кубаира// Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 23. 21/2008. – С. 37-55.
5.Бухарова Г.Х. Текст башкирского эпоса «Урал-батыр» как гипертекст //Журнал «Искусство и образование» № 7, 2008.– С. 5-12.
6.Бухарова Г.Х. Сравнения в эпосе «Урал-батыр» как один из способов познания мира // Журнал «Искусство и образование» № 8, 2008. – С. 81-85.
7.Бухарова Г.Х. Концепт фольклорно-речевого дискурса «Урал-батыр» и его концептосфера//Вопросы когнитивной лингвистики, 2008. №4. – С. 50-63.
8.Бухарова Г.Х. «Человек» и «Природа» в эпосе «Урал-батыр»: области пересечения концептуальных полей // Вопросы филологии, 2008. №4. – С. 51-58.
9.Бухарова Г.Х. Реконструкция кодов культуры эпоса «Урал-батыр» //Вопросы филологии, 2008. № 4. – С. 58-60.
10. Бухарова Г.Х. Концептуализация пространства и времени в мифопоэтической модели мира (на материале башкирского эпоса «Урал-батыр»)// Вопросы когнитивной лингвистики, 2009. №1. – С. 21-34.
Проблемы, связанные с темой исследования, отражены в следующих публикациях автора:
11. Бухарова Г.Х. Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. Монография. – 156 с.
12.Бухарова Г.Х. Башкирская ономастика в контексте духовной культуры: Словарь мифотопонимов. Научное издание. – Уфа: Гилем, 2006. – 116 с.
В статьях в научных изданиях:
13.Бухарова Г.Х. Семантическое пространство текста и подходы к его изучению// Языковая политика и языковое строительство в Республике Башкортостан: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. – С.63-67.
14.Бухарова Г.Х. Мифоним и ороним «Урал» как культурный символ: миф и реальность//Межрегиональная научно-практическая конференция «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации»// Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2005. – С.134-138.
15.Бухарова Г.Х. Эпический хронотоп и его языковое выражение в мифопоэтической модели мира (по эпосу «Урал-батыр») // Уфа: «Ядкяр» (Научно-гуманитарный и общественно-политический журнал) 2005. №3. – С.55-65.
16.Бухарова Г.Х. Символика цветообозначений в эпосе «Урал-батыр» // Актуальные проблемы башкирского, тюркского и сопоставительного языкознания. Сборник научных статей. К 70 – летию со дня рождения члена-корреспондента АН РБ М. В. Зайнуллина. Уфа, РИО БашГУ, 2005. – С.258-263.
17.Бухарова Г.Х. Концепт «Душа» в эпосе «Урал-батыр» // Уфа: «Вестник АН РБ». №4. 2005. – С. 25 -34.
18.Бухарова Г.Х. Символизм мифопоэтического мышления башкир и его отражение в эпосе «Урал-батыр» (на примере историко-этимологического и лингвокультурологического анализа мифонима и оронима Урал) // Ученые записки факультета башкирской филологии 2005: Актуальные проблемы теории и методики филологических дисциплин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – С. 32-39.
19.Бухарова Г.Х. Синтагматика и семантика чисел в эпосе «Урал-батыр» //Республиканские Киекбаевские чтения // Материалы Киекбаевских чтений. – Стерлитамак: Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2006. – С. 116-119.
20.Бухарова Г.Х. Этические концепты в мифопоэтическом тексте «Урал-батыр»//Язык. Культура. Коммуникация [Текст]: материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 18-20 апреля 2006 г.: в 3 ч. Ч.1/ – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С. 75-81.
21.Бухарова Г.Х. Текст в когнитивно-дискурсивной парадигме описания языка //Материалы III Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах». 27-28 апреля 2006 г. – Челябинск, Изд-во ЧелГУ, 2006. – С. 95-98.
22.Бухарова Г.Х. «Человек» – «Вода» в мифопоэтической модели мира: области пересечения концептуальных полей (на материале эпоса «Урал-батыр»// Цивилизации народов Поволжья и Приуралья (проблемы археологии, этнографии, истории, этнопедагогики, культуры и туризма): Сборник научных трудов Международной научной конферен¬ции 19-20 мая 2006): - Чебоксары, Филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары, 2006. – С. 191-203.
23.Бухарова Г.Х. Жизнь и смерть в концептуальном пространстве эпоса «Урал-батыр»//Новое в когнитивной лингвистике: Материалы I Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 29-31 августа 2006 г.) /Отв. ред. М.В.Пименова. – Кемерово, КемГУ (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 8). – C. 332-340.
24.Бухарова Г.Х. Имена-архетипы эпоса «Урал-батыр» как «молчаливое знание» о мире //Ономастика Поволжья: Материалы Х международной конференции. Уфа, 12-14 сент. 2006 г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 221-226.
25.Бухарова Г.Х. Концепт «Сердце» в фольклорной картине мира (на материале эпоса «Урал-батыр»)//Восток в исторических судьбах России. Книга 2. Тезисы докладов Y Всероссийского съезда востоковедов 26-27 сентября 2006 года.– Уфа, Вили Окслер, 2006. – С.169-174.
26.Бухарова Г.Х. Текстообразующая функция мифонимов в эпосе «Урал-батыр»// Уфа: «Вестник ВЭГУ»: Специальный выпуск. Мир Востока: В 2 ч. – Уфа: Восточный университет, 2006. – С. 86-92.
27.Бухарова Г.Х. Зооморфные образы в эпосе «Урал-батыр» и их символика//Актуальные проблемы башкирской филологии: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию башкирского отделения БирГСПА. – Бирск: Бирск. Гос. соц-пед. акад., 2006.– С. 34-38.
28.Бухарова Г.Х. О проекте словаря башкирского народного эпоса//Народное слово в науке о языке: Материалы Всероссийской научной конференции. – Уфа: РИО БашГУ, 2006.– С. 66-68.
29.Бухарова Г.Х. Сравнения в эпосе «Урал-батыр» как один из способов познания мира //Тюркологический сборник. Выпуск III. Материалы Всероссийской тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов: история и современность». – Елабуга, 2006. – С. 194-199.
30.Бухарова Г.Х. Метафора в фольклорном тексте: когнитивно-дискурсивный подход к изучению (на материале эпоса «Урал-батыр») //Профессор Дж. Киекбаев и проблемы современной тюркологии: Материалы Всероссийской научной конференции.– Уфа: РИО БашГУ, 2006. – С. 271-277.
31.Бухарова Г.Х. История в башкирском народном эпосе: Когнитивно-исторический подход к изучению мифопоэтического текста «Урал-батыр»)// Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. – С. 215-220.
32.Бухарова Г.Х. Мифоконцепт «кровь» и его реализация в эпосе «Урал-батыр»//Роль учебно-методических комплектов по русскому языку в реализации межъязыковых и межкультурных связей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 46-49.
33.Бухарова Г.Х. Этические ценности башкирского народа в мифопоэтической модели мира и их актуализация в эпосе «Урал-батыр»//Наследие М. Акмуллы: взгляд через века: Материалы Международной научно-практической конференции 14-15 декабря 2006г. – Уфа: Издательство БГПУ, 2006. – C. 156-163.
34.Бухарова Г.Х. Язык – Текст – Культура: Проблемы взаимодействия//Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Филологические науки. Вып. II. – Уфа: Гилем, 2006.– С. 171-176.
35.Бухарова Г.Х. Базовые оппозиции культуры и их репрезентация в эпосе «Урал-батыр» //Литературное наследие. Фольклор. Текстология. Межвузовский сборник научных статей. – Уфа, РИО БашГУ, 2007. – С. 114-126.
36.Бухарова Г.Х. Невербальные (авербальные) текстовые актуализаторы семантики эмоционального состояния в фольклорно-речевом дискурсе «Урал-батыр» //Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения: Материалы Всероссийской научной конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С. 191-197.
37.Бухарова Г.Х. О когнитивно-дискурсивном подходе к анализу текста// Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. — Уфа: Гилем, 2007. – C. 59-62.
38.Бухарова Г.Х. Анализ функционирования фонетических единиц в эпосе «Урал-батыр»// «Подвижники Сибирской филологии: В.А.Аврорин, Е.И.Убрятова, В.М.Наделяев»: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (Новосибирск, 27-29 сентября 2007 г.) Новосибирск, 2007. – С. 71-73.
39.Бухарова Г.Х. Имена-архетипы эпоса «Урал-батыр» как отражение знаний о мире// Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2007. Том 12, №1. – С.31-42.
40.Бухарова Г.Х. Роль повторов в ритмофонетической организации и выражении концепта текста эпоса «Урал-батыр»//Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Материалы Международной научно-практической конференции 13 декабря 2007 г. Уфа: Изд-во БГПУ. – С. 277- 282.
41.Бухарова Г.Х. Концепт «Душа» и его вербализация в башкирском
народном эпосе «Урал-Батыр» // Ethnohermeneutik und kognitive Linguistik / Hrsg. von R.D. Kerimov. – Landau: Verlag Empirische Paedagogik, 2007. – 800 S. – S. 231-245. – (Reihe «Ethnohermeneutik und Ethnorhetorik»; Bd.
42.Бухарова Г.Х. Методика изучения эпоса «Урал-батыр» в лингвокультурологическом аспекте// Преподавание родных языков в Башкортостане (в рамках Государственной программы «Народы Башкортостана») Материалы круглого стола – Уфа: Издательство БГПУ, 2007. – С. 62-64.
43.Бухарова Г.Х. Слово в эпосе «Урал-батыр» как выразитель народный культуры// Преподавание родных языков в Башкортостане (в рамках Государственной программы «Народы Башкортостана») Материалы круглого стола – Уфа: Издательство БГПУ, 2007. – С. 65-68.
44.Бухарова Г.Х. Отражение следов тюрко-монгольской теонимии в башкирской топонимии // Международная научная конференция «Живой язык: Теоретические и социокультурные аспекты функционирования и развития современных монгольских языков». – Элиста: Изд-во КГУ, 2007. – С. 74-76.
45.Бухарова Г.Х. Мифологическая основа концептуализации действительности в башкирской топонимии//Актуальные проблемы региональной фольклористики, литературоведения и лингвистики: Материалы Всероссийской научной конференции. – Уфа: РИЦ Баш-ГУ, 2008. – С. 53-59.
46.Бухарова Г.Х. Использование текста эпоса «Урал-батыр» в вузовской практике обучения башкирскому языку// Лингвометодические аспекты подготовки педагогических кадром для башкирской школы./Под редакцией проф. Р.В. Альмухаметова. Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования кафедры методики преподавания лингвистиче¬ских дисциплин БГПУ им. М.Акмуллы. В 2-х частях. ч. 2. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – С. 46-49.
47.Бухарова Г.Х. Функционально-прагматический подход к анализу фольклорного текста (на материале эпоса «Урал-батыр»// Материалы 4-ой Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах». Т.3. г. Челябинск, 2008. – С. 71-74.
48.Бухарова Г.Х. О концепте текста и концепте как лингвоментальной единице (На материале фольклорно-речевого дискурса «Урал-батыр»)//Концепт и культура: материалы III Международной научной конференции «Концепт и культура: посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Н.В. Феоктистовой (Кемерово, 2-28 марта 2008 г.) – С. 207-216.
49.Бухарова Г.Х. Диалектная лексика в эпосе «Урал-батыр» как отражение народной культуры// «Урал-Алтай: через века в будущее». Материалы III Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Н.К. Дмитриева. Уфа, 2008. – С. 60-62.
50.Бухарова Г.Х. Теоним Хумай в ономастическом пространстве эпоса «Урал-батыр» и его роль в текстообразовании и выражении концепта//Имя. Социум. Культура: материалы II Байкальской международной ономастической конференции (4-6 сентября 2008 г.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – С. 179-181.
51.Бухарова Г.Х. Эмотивное пространство текста эпоса «Урал-батыр» //Труды по когнитивной лингвистике: сборник научных статей, посвященных 30-летнему юбилею кафедры общего языкознания и славянских языков Кемеровского государственного университета/ отв. Ред. М.В. Пименова. – Кемерово: КемГу, 2008. – 719 с. – С.147-156. Серия «Концептуальные исследования» 10-й выпуск.
52.Бухарова Г.Х. Мифоним и гидроним Яик: миф и реальность в эпосе «Урал-батыр»// Международные Акмуллинские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, посвященные М. Акмулле.(22-23 мая 2008 г.) Отв. Ред. Н.М. Жанпеисова. – Актобе: МЦ АУ им. С.Баишева, 2008. – С. 223-226.
53.Бухарова Г.Х. Текст как единица дискурса // Лингвистический семинар – 2008: Материалы Международной интернет-конференции 14-16 октября 2008 г. Отв. Ред.В.А. Шаймиев. – Уфа, УГНТУ, 2008. – С.26-31.
54.Бухарова Г.Х. Дискурс-анализ текста. // Актуальные проблемы изучения и преподавания башкирского языка и литературы в образовательных учреждениях Республики Башкортостан: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (30-31 октября 2008 г.) – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – С. 135-140.
55.Бухарова Г.Х. Текст как объект исследования лингвистики и смежных с нею дисциплин // Профессор Н.К.Дмитриев и актуальные проблемы современной тюркологии: Материалы Международной научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – С. 227-235 .
56.Бухарова Г.Х. Этиологизм и генетизм мифологического мышления как основа концептуализации действительности в башкирском эпосе «Урал-батыр» // «Вс. Ф. Миллер и актуальные проблемы кавказоведения». (I Всероссийские Миллеровские чтения) Тезисы докладов; Сев.-Осет. Ин-т гум. и соц. исслед. им. В.И. Абаева. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. – С. 146-147.
57.Бухарова Г.Х. Методологическая основа и методы анализа текста в когнитивно-дискурсивной парадигме описания языка//Межкультурная коммуникация и аспекты преподавания языков и культур: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Калуга, 2008. – С. 99-121.
58. О происхождении эпического кубаира в лингвистическом и социокультурном контексте// Актуальные проблемы общего и регионального языкознания: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 28 - 30 октября 2008 года. Уфа: Издательство БГПУ, 2008. – С. 63-70.
59.Бухарова Г.Х. Мифоконцепт «Батыр» как единица ментальности (на материале эпоса «Урал-батыр»)// Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Международной научно-практической конференции 12 декабря 2008 г. Уфа: Издательство БГПУ, 2008. – С. 131- 141.
60.Когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ эпического текста// II Международная научная конференция «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения», 16-18 октября 2008 года. Пятигорский государственный лингвистический университет (принята к печати).