Научная тема: «ВСЕОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ, ЕДИНИЧНОЕ В СТРУКТУРЕ КАРТИНЫ МИРА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • всеобщее представляет собой такое исходное основание, которое обусловливает единство в многообразии различных явлений действительности. То есть всеобщее фактом своего бытия полагает к существованию многие другие факты реальности, которые реализуются в виде тенденции, объединяющей богатство и многообразие явлений действительности в систему, в единое целое; 
  • особенное есть такой способ, через который всеобщее реализует себя в объективной действительности. Особенное представляет собой способ существования всеобщего, средство саморепрезентации данного всеобщего;
  • единичное есть уникальная форма существования всеобщего, то есть всеобщее реализует себя через совокупность тех или иных единичных фактов действительности;
  • картина мира представляет собой такого рода реальность, которая выражается, прежде всего, посредством «понятия понятия». Картина мира как «понятие понятия» реализует себя в трех базовых компонентах: в онтологическом, в гносеологическом и в мировоззренческом;
  • базовые структурные «элементы» онтологии Н. Гартмана соответствуют выявленным в данном исследовании структурным аспектам картины мира. В частности бытие в онтологии Н. Гартмана относится к всеобщему уровню онтологического аспекта картины мира; физически-материальный, органически-живой, душевный и исторически-духовный слои бытия относятся к особенному уровню онтологического аспекта картины мира. Закон возвращения, закон нового и закон дистанции относятся к всеобщему уровню гносеологического аспекта картины мира, принцип детерминизма и принцип «экстракаузальных детерминант» относятся к особенному уровню гносеологического аспекта картины мира;
  • в учении Э. Гуссерля феноменология как наука о «чистых феноменах» соответствует единичному уровню онтологического аспекта картины мира; в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера всеобщим уровнем онтологического аспекта картины мира выступает бытие, особенным уровнем онтологического аспекта выступает Dasein, единичный уровень онтологического аспекта картины мира представлен самими феноменами; в экзистенциализме «экзистенциалы» человеческого существования представляют собой суть индивидуальное, уникальное, отдельное, личностное, но вместе с тем жизненно важное и фундаментальное, поэтому относятся к единичному уровню онтологического аспекта картины мира;
  • представители классического позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма и постпозитивизма в качестве основных объектов философского анализа выделяют «элементы», соответствующие выявленной в данном исследовании структуре картины мира. Факты, явления и феномены действительности относятся к единичному уровню онтологического аспекта картины мира, устойчивые связи между данными фактами и явлениями действительности относятся к единичному уровню гносеологического аспекта картины мира, общие законы развития природы относятся к особенному уровню гносеологического аспекта картины мира, наука как форма общественного сознания, ее различные отрасли, специфические частнонаучные образования соответствуют особенному уровню мировоззренческого аспекта картины мира;
  • представители структурализма в качестве основных объектов философского анализа выделяют «элементы», соответствующие структурным аспектам картины мира: сами структуры как формы объективной реальности соответствуют уровню особенного онтологического аспекта картины мира, различные многообразные и специфические составляющие данных структур соответствуют уровню единичного онтологического аспекта картины мира, всеобщие и необходимые связи, выражающие сущность структуры как таковой относятся к уровню особенного гносеологического аспекта картины мира, устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между отдельного рода элементами той или иной индивидуальной структуры определяют единичный уровень гносеологического аспекта картины мира;
  • ряд виднейших представителей постмодернизма в качестве базовых объектов своего философского анализа вводят «элементы», соответствующие структурным аспектам картины мира: М. Фуко выделяет «полифонию» и многообразие различных артефактов человеческой культуры, которые мы относим к уровню единичного онтологического аспекта картины мира, исторические эпистемы мы относим к уровню особенного онтологического аспекта картины мира, единое, языковое, смыслообразующее поле дискурса - к уровню всеобщего онтологического аспекта картины мира. Ж. Деррида в основу своей философской системы кладет метод деконструкции, фундирующий уникальность в многообразии различных индивидуальных форм культуры определяемых нами как единичное онтологического аспекта картины мира. Ж. Делез в своих философских воззрениях возвращается к анализу бытия (уровень всеобщего онтологического компонента картины мира), которое реализуется посредством действия симулякров (особенное онтологического компонента картины мира), приводящих к разного рода «различенностям» в многообразных формах человеческой культуры (единичное онтологического аспекта картины мира);
Список опубликованных работ
1.Иванов С. Ю. Категории единичного, особенного, всеобщего: опыт логико-философского анализа: монография. – Магнитогорск, 2008. – 229 с.

2.Иванов С. Ю. Всеобщее, особенное, единичное в структуре картины мира: философский анализ: монография. – Магнитогорск, 2011. – 297 с.

3.Иванов С. Ю. Системность научного познания // Вестник Поморского государственного университета, 2007. – № 7. – С. 34-38. (Перечень ВАК).

4.Иванов С. Ю. Проявление основных законов диалектики в научном познании // Вестник Оренбургского государственного университета, 2008. – № 7. – С. 75-79. (Перечень ВАК).

5.Иванов С. Ю. Всеобщее как категория диалектической логики // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. – Вып. 14. – С. 122-125. (Перечень ВАК).

6.Иванов С. Ю. Всеобщее, особенное и единичное как категории диалектической логики // Вестник Оренбургского государственного университета, 2009. – № 10. – С. 19-22. (Перечень ВАК).

7.Иванов С. Ю. Категория особенного как антиномия всеобщего и единичного // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. – Вып. 16. – С. 148-151. (Перечень ВАК).

8.Громадская О. С., Иванов С. Ю. Категории всеобщего, особенного и единичного в философии Г. В. Ф. Гегеля // Социально-гуманитарные знания, 2010. – № 9. – С. 96-101. (Перечень ВАК).

9.Иванов С. Ю. Категория особенного как диалектическая связь категорий всеобщего и единичного // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010. – № 1. – С. 12-15. (Перечень ВАК).

10.Иванов С. Ю. Роль категории всеобщего в «Капитале» К. Маркса // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010. – № 7. – С. 24-27. (Перечень ВАК).

11.Иванов С. Ю. Категории всеобщего, особенного и единичного в «Капитале» К. Маркса // Социально-гуманитарные знания, 2010. – № 9. – С. 235-242. (Перечень ВАК).

12.Иванов С. Ю. Категории всеобщего, особенного и единичного в философии И. Канта // Социально-гуманитарные знания, 2010. – № 10. – С. 69-75. (Перечень ВАК).

13.Иванов С. Ю. Структурные компоненты картины мира // Философия и культура, 2011. – № 3. – С. 86-98. (Перечень ВАК).

14.Иванов С. Ю. Концепты всеобщего, особенного и единичного в контексте структурной модели картины мира // Философия и культура, 2011. – № 5. – С. 43-49. (Перечень ВАК).

15.Иванов С. Ю. Сущностные аспекты картины мира // Социально-гуманитарные знания, 2011. – № 9. – С. 210-215. (Перечень ВАК).

16.Батеженко В. В., Иванов С. Ю. Концепты свободы и необходимости в картине мира: философско-методологический анализ // Социально-гуманитарные знания, 2011. – № 9. – С. 122-128. (Перечень ВАК).

17.Иванов С. Ю. Роль и возможности картины мира в предметном самоопределении философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2011. – № 5. – С. 79-82. (Перечень ВАК).

18.Иванов С. Ю. Всеобщее, особенное, единичное в современных философских течениях: роль и значение картины мира // Философия и культура, 2011. – № 8. – С. 7-16. (Перечень ВАК).

19.Иванов С. Ю. Всеобщее, особенное, единичное в структуре картины мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2011. – № 5. – С. 73-78. (Перечень ВАК).

20.Иванов С. Ю. Философский дискурс как базовый концепт возможных структурных моделей картины мира // Философия и культура, 2011. – № 9. – С. 8-14. (Перечень ВАК).

21.Иванов С. Ю. Постмодернизм и картина мира // Философия и культура, 2012, в печати № 2 (Перечень ВАК).

22.Иванов С. Ю. Картина мира: опыт логико-философского анализа // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 2 т. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – Т. 1. – С. 86-89.

23.Иванов С. Ю. Роль категорий философии в научном познании // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей IV Международной научной конференции: в 5 т. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – Т. 1. – С. 44-48.

24.Батеженко В. В., Иванов С. Ю. Атеизм, как форма экспликации решения «Основного вопроса философии» (онтологические, гносеологические, аксиологические, творческие аспекты) // Исторические судьбы атеизма: сборник статей Международной научно-теоретической конференции. – Магнитогорск: УрАГС, 2011. – С. 30-34.

25.Иванов С. Ю. Философский анализ понятия: картины мира // Философия ценностей. Материалы Российской конференции. – Курган: КГУ, 2004. – С. 168-171.

26.Иванов С. Ю. Категории субъекта и объекта в контексте практики // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Всероссийской научной конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 10-14.

27.Иванов С. Ю. Исторические предпосылки формирования понятия «модель» и их роль в научном познании // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Всероссийской научной конференции: в 2 т. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Т. 1. – С. 18-22.

28.Иванов С. Ю. Роль практики в методологии науки // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Всероссийской научной конференции: в 2 т. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Т. 1. – С. 79-84.

29.Иванов С. Ю. Проблема творческой интуиции в диалектической методологии и логике // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей V Всероссийской научной конференции. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – С. 23-26.

30.Батеженко В. В., Иванов С. Ю. Проблематика научного познания и творчества в контексте мировоззренческой функции философии // Вопросы экономики, управления и права в контексте философско-антропологической парадигмы: сборник статей Всероссийской научно-теоретической конференции. – Екатеринбург - Магнитогорск: УрАГС, 2010. – С. 91-96.

31.Батеженко В. В., Иванов С. Ю. Адепты творчества как факторы взаимосвязи научного знания и художественной культуры // Личность, общество, право: проблема ценностей и приоритетов: материалы Межвузовской заочной научно-практической конференции. – Магнитогорск: УрАГС, 2010. – С. 21-23.

32.Иванов С. Ю. Ценностные ориентации научного познания: методологический анализ // Современные проблемы науки и образования: материалы XLVII внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 185-186.

33.Иванов С. Ю. Взаимосвязь философских и естественно-научных категорий // Вестник развития науки и образования. – М.: «Наука», 2007, № 4. – С. 53-55.

34.Иванов С. Ю. Роль формализации знания в контексте научного познания // Вестник развития науки и образования. – М.: «Наука», 2007, № 6. – С. 35-37.

35.Иванов С. Ю. Взаимосвязь научного познания и практики в условиях современной научной революции // Научная жизнь. – М.: «Наука», 2007, № 6. – С. 52-53.

36.Иванов С. Ю. Анализ гегелевского решения проблемы начала и его роль в познании // Вопросы гуманитарных наук, 2007. – № 4. – С. 38-40.

37.Иванов С. Ю. Практическая основа научного предвидения // Современные гуманитарные исследования, 2007. – № 6. – С. 80-83.

38.Иванов С. Ю. Практическая природа абстрагирования // Вопросы гуманитарных наук, 2007. – № 6. – С. 51-54.

39.Иванов С. Ю. Научный факт, его познавательная ценность и роль в познании // Альманах современной науки и образования, 2007. – № 7. – 61-62 с.

40.Иванов С. Ю. Наука как формопроявление духа, ее роль в становлении теоретического мышления // Научная жизнь. – М.: «Наука», 2008, № 1. – С. 21-24.

41.Иванов С. Ю. Классификации понятия модели и их роль в формировании научного мышления // Вестник развития науки и образования. – М.: «Наука», 2008, № 1. – С. 37-39.

42.Иванов С. Ю. Ролевой статус стиля мышления как фактора социальной детерминации научного познания // Вестник развития науки и образования. – М.: «Наука», 2008, № 1. – С. 39-42.

43.Иванов С. Ю. Анализ методологических направлений в развитии науки и их роль в теоретическом мышлении // Современные гуманитарные исследования, 2008. – № 1. – С. 128-131.

44.Иванов С. Ю. Предмет и статус методологии научного познания в контексте формирования теоретического мышления // Актуальные проблемы современной науки, 2008. – № 2. – С. 48-52.

45.Иванов С. Ю. Современные тенденции в развитии методологии научного познания и мышления // Научная жизнь. – М.: «Наука», 2008, № 2. – С. 45-48.

46.Иванов С. Ю. Методология научного познания и мышления в контексте мировоззренческой функции философии // Вопросы гуманитарных наук, 2008. – № 2. – С. 69-72.

47.Иванов С. Ю. Философские категории как этапы становления и формирования теоретического мышления // Альманах современной науки и образования, 2008. – Ч. 1. – № 4. – 77-78 с.

48.Иванов С. Ю. Научный метод как способ перехода логики познания в логику объекта // Альманах современной науки и образования, 2008. – Ч. 1. – № 6. – 88-89 с.

49.Иванов С. Ю. Категориальный анализ проблемы в научном познании и педагогическом мышлении // Альманах современной науки и образования, 2008. – Ч. 2. – № 6. – 79-82 с.