В результате диссертационного исследования данное предположение подтвердилось. Вывод о наличии такой концепции является новым в литературе, посвящённой философским идеям И.Т. Фролова, и получен благодаря ретроспективному взгляду на весь его творческий путь. Сам И.Т. Фролов специально не вычленял основные философско-методологические принципы своих исследований в виде концептуальной схемы, будучи сосредоточен, прежде всего, на их применении к решению целого ряда философских и научных проблем. Поэтому, чтобы эксплицировать его философско-методологическую концепцию и выявить категориальную структуру его идей в их последовательном развитии, потребовалось специальное исследование. Диссертант установил, что основные категории комплексного подхода работали уже тогда, когда у И.Т. Фролова ещё не было формулировки о «комплексном подходе», то есть, уже на начальных этапах его творчества, что позволило ему получить нетривиальные результаты в ряде специальных исследований. В работах же по комплексному изучению человека, И.Т. Фролов не столько разрабатывал заново методологический инструментарий, сколько применял ту систему принципов-категорий, которая им была сформирована ранее, но, разумеется, совершенствовал её.
2) Дана логическая, содержательно-смысловая периодизация творческого пути И.Т. Фролова.
Определены основные этапы творческого пути И.Т. Фролова в соответствии с эволюцией предметов его исследовательских интересов: 1) философские проблемы биологии и генетики, прежде всего - биологии и генетики человека, 2) научно-технический прогресс и глобальные проблемы человеческой цивилизации, 3) комплексное постижение человека при регулятивной роли научного (реального) гуманизма. Нужно отметить, что вывод об этих трёх этапах творчества И.Т. Фролова делался, независимо от диссертанта и одновременно с ним, и другими исследователями. Однако принципиально новым в литературе является вывод диссертанта о том, что весь творческий путь И.Т. Фролова в философии был не переходом от изучения одной проблематики к изучению другой с получением тех или иных результатов, имеющих специальное значение. Его путь был последовательным развитием стройной философско-методологической концепции, в центр которой, по мере углубления исследований и всё более широкого охвата полей проблематики, закономерно выдвигалась проблема человека. Выявлена внутренняя логика философского развития И.Т. Фролова, в соответствии с которой разрешение исследовательских задач, поставленных на предыдущем этапе его творческого пути, необходимо влекло за собой выход на новое, более широкое проблемное поле с резким возрастанием в каждом случае степени полноты междисциплинарного синтеза.
3) Определены основные структурные компоненты, которые, по мнению диссертанта, составляют структуру философско-методологической концепции комплексного исследования человека И.Т. Фролова
К ним относятся: 1) комплексное человековедение (общая антропология), 2) методология комплексного подхода, 3) научный (реальный) гуманизм. Основанием деления послужила идея И.Т. Фролова о триединой задаче философии, раскрывающейся в постановочно-интегративной, критико-методологической и ценностно-регулятивной её функциях. Рассмотрены связи и взаимодействия между структурными компонентами (блоками концепции) в их развитии в ходе творческого пути И.Т. Фролова. Выяснена роль философии по обеспечению междисциплинарного синтеза в ходе комплексного исследования человека.
4) На основе изучения работ И.Т. Фролова, выстроена категориальная сетка комплексного подхода в его применении к проблеме человека.
Примером для диссертанта были труды передовых отечественных специалистов по теории диалектики, которые изучали принципы и категории диалектики не в ходе «общих рассуждений о том, как соотносятся диалектика с логикой и теорией познания», но реконструировали закономерности мышления, извлекая их при изучении «Капитала» Маркса, который рассматривали как «предмет, готовый для реального категориального изучения мышления». В подобном же качестве выступают для дальнейшего развития методологии комплексного подхода труды И.Т. Фролова. На основе детальнейшего сравнительно-исторического исследования текстов И.Т. Фролова, эксплицированы основные категории комплексного подхода к исследованию человека для каждого из блоков концепции, не присутствующие в текстах И.Т. Фролова в явном виде. Для методологии комплексного подхода это категории: комплекс, регулятив, корреляция. Для выдвинутого И.Т. Фроловым философского проекта «общей антропологии» это, по мнению диссертанта, принципы: разум, гуманность, коммунизм. Для формулировавшегося И.Т. Фроловым нового научного гуманизма - основные принципы и идеалы: идея абсолютного движения становления человечества, альтернативная категория утопий/перспектив и новое мышление, исходящее из идеала единства человечества. Показано, как углублялось и обогащалось содержание указанных категорий на каждом из этапов философского пути И.Т. Фролова.
5) Предпринята попытка дать решение такой недостаточно разработанной проблемы, как соотношение комплексного и системного подходов.
Выдвинуто предположение о том, как соотносятся в познании комплексный и системный подходы. В рамках диалектической методологии познания они функционально дополняют друг друга. Первый нацелен на всесторонность при воспроизведении объекта (в перспективе - как органической целостности), второй обеспечивает его структурно-функциональную реконструкцию. В особенности это существенно при изучении столь сложного объекта, как человек.
6) Сделан вывод о том, что комплексный подход есть одна из основных современных форм существования метода материалистической диалектики, взятого во взаимодействии с общенаучными и специальными методами, обогащённого контекстом развития науки в целом.
Изучение творчества И.Т. Фролова привело автора к выводу, что работы И.Т. Фролова не были просто специальными исследованиями тех или иных философских вопросов. Диссертант установил, что И.Т. Фролов в специальных исследованиях - по философии биологии, глобалистике и пр., прежде всего, развивал диалектический метод в той его традиции, которая может быть обозначена именами Гегеля, Маркса, Ленина. Это было главным в его творчестве. Поэтому его труды диссертант квалифицирует как важную составляющую той прогрессивной советской философской мысли, которая активно разрабатывала вопросы методологии «Капитала» К. Маркса и диалектики процесса познания (М.М. Розенталь, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков, В.А. Вазюлин и др.). Ранее в литературе на это обстоятельство совершенно не обращалось внимания, и труды И.Т. Фролова рассматривались «по ведомству» философских вопросов естествознания, а не общефилософской теории диалектики. История биологии и генетики, глобальные проблемы современности и человек изучались И.Т. Фроловым с применением методов восхождения от абстрактного к конкретному и единства логического и исторического, причём этот философ, благодаря владению диалектикой общего (философия) и особенного (наука), тонкой разработке системы методов, сумел обеспечить не просто «применение» философской методологии к изучению естественных и гуманитарных наук, но подлинный синтез философского и частнонаучного исследования.
7) Выдвинуто и обосновано положение о перспективном значении нового типа наук - комплексных синтетических наук о человеке.
Эти науки представляют собой следующий за междисциплинарными, стыковыми науками, более высокий уровень комплексирования в познании. Они формируются не по объектным, а по проблемно-методологическим основаниям, берут его сразу как целостность в том или ином аспекте. Сформулированы основные характеристики специфики научной рациональности в комплексных науках о человеке. Эти характеристики спорадически указывались в литературе, прежде всего в работах И.Т. Фролова. Новизна состоит здесь в том, что они сведены вместе в виде чётких формулировок.
8) Исследован практический аспект антропологической концепции И.Т. Фролова, включающий философские основы политики перестройки. Концепция перестройки квалифицирована как советский вариант неомарксизма и еврокоммунизма.
Концепция перестройки и нового мышления, одним из ведущих авторов которой был И.Т. Фролов, изучена, в том числе, на основе вновь введённых в научный оборот документов. Вопрос о том, как можно квалифицировать концепцию перестройки в философском плане не ставился ещё в нашей научной литературе. Сопоставив результаты этого своего исследования с ранее полученными выводами относительно трудов И.Т. Фролова по гносеологии, методологии, философии науки и философской антропологии, диссертант смог дать общую философско-мировоззренческую оценку всей концепции И.Т. Фролова. По мнению диссертанта, она представляет собой советский вариант неомарксизма, иначе говоря - гуманистический, творческий марксизм, исходящий из принципа приоритета человека. Что же касается непосредственно концепции перестройки и нового мышления, то в политическом плане это - советский вариант еврокоммунизма. Для И.Т. Фролова, как философа и политика, перестройка была борьбой за преодоление всех форм социального отчуждения, и тех, которые сохранялись от капитализма, и тех, которые произросли в период «раннего социализма». До сих пор в литературе понятия неомарксизма и еврокоммунизма применялись лишь при изучении воззрений западных авторов. Применительно к отечественным философам не ставился даже сам вопрос о возможном наличии отечественных аналогов этих направлений мысли.
9) Дана оценка гуманистических идей И.Т. Фролова и сделаны выводы о том значении, которое имеет философская концепция комплексного исследования человека И.Т. Фролова для развития отечественной философии.
Вполне понять логику, последовательность, направленность, узловые моменты, перипетии и повороты творческого пути И.Т. Фролова можно, лишь учитывая, что И.Т. Фролов на протяжении тридцати лет, несмотря на изменения в предметах исследований, находился на передовом участке той борьбы, которая шла в советской философии между догматизированной, обкорнанной по мерке «Краткого курса» вульгарной идеологической версией марксизма и гуманистическим творческим марксизмом, восходящим к ранним работам Маркса об отчуждении и освобождении человека. Более того, сама смена проблематики работ И.Т. Фролова (от изучения философских проблем генетики, к осмыслению глобальных проблем и нового мышления, и, наконец, к комплексной постановке вопросов человека и гуманизма), была в известной степени обусловлена не только эволюцией мирового и отечественного научно-философского знания, но потребностями названной идейной борьбы, задачами углубления философской теории гуманистического марксизма.
Констатирована актуальность основных идей И.Т. Фролова в связи с процессами глобализации, универсальной эволюции, интеграции наук и систематизации знаний о человеке. Заслуга И.Т. Фролова как одного из лидеров гуманистического направления отечественной философии в том, это направление не только сумело отстоять свои принципы, но и дать ответы на новейшие вопросы современности, которых не мог предвидеть классический марксизм - о перспективах человека в эпоху биологической стадии научно-технической революции и глобализации.
10) Источниковедческий аспект новизны.
Философское творчество И.Т. Фролова подвергнуто диссертантом всестороннему комплексному анализу на основе всех имеющихся источников, как опубликованных, так и неопубликованных. В научный оборот автором введено (полностью или в извлечениях) значительное количество первоисточников по истории отечественной философии второй половины XX века (рукописи, служебные документы, переписка), связанных с деятельностью академика И.Т. Фролова. В период работы над диссертацией, автор в качестве одного из составителей принимал участие в издании «Избранных трудов» И.Т. Фролова, в состав которых были включены как ранее известные, так и обнаруженные диссертантом произведения. Проводилась целенаправленная работа в государственных и академических архивах. Со стороны привлечённых источников исследование носит исчерпывающий характер.
Корсаков С.Н. К десятилетию Института человека Российской академии наук // Человек. 2001. № 6. С. 5-14. (0,6 п.л.)
Корсаков С.Н. В центре философского знания - человек. К 75-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова // Вестник Российской академии наук. Том. 74. 2004. № 9. С. 843-846. (0,2 п.л.)
Корсаков С.Н. Об основаниях энциклопедистики как науки // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 102-106. (0,3 п.л.)
Корсаков С.Н. Идеи комплексного подхода, единой науки о человеке и научного гуманизма в трудах И.Т. Фролова // Вопросы философии. 2007. № 8. С. 23-33. (0,7 п.л.)
Корсаков С.Н. «Философские беседы» // Человек. 2007. № 6. С. 5-7. (0,2 п.л.)
Корсаков С.Н. Феномен Фроловских чтений // Философские науки. 2008. № 1. С. 149-156. (0,5 п.л.)
Корсаков С.Н. Академик И.Т. Фролов и развитие биоэтики в России // Человек. 2008. № 3. С. 27-37. (0,7 п.л.)
Корсаков С.Н. XVIII Всемирный философский конгресс (Брайтон, 1988 г.) в истории отечественной философии // Философские науки. 2009. № 5. С. 146-158; № 6. С. 139-151. (1,5 п.л.)
Корсаков С.Н. XIX Всемирный философский конгресс (Москва, 1993 г.) в истории отечественной философии // Философские науки. 2009. № 7. С. 125-134; № 8. 127-140. (1,5 п.л.)
Борзенков В.Г., Корсаков С.Н. Гуманистический проект И.Т. Фролова // Человек. 2009. № 4. С. 5-17. (0,8 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Корсаков С.Н. Как это было: К 20-летию создания журнала «Человек» // Человек. 2010. № 1. С. 7-14. (0,48 п.л.)
Монографии:
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. Иван Тимофеевич Фролов. 1929 – 1999. М.: Наука, 2004. 168 с. (6,8 п.л., вклад диссертанта 6 п.л.)
Корсаков С.Н. Иван Тимофеевич Фролов. М.: Наука, 2006. 576 с. (36 п.л.)
Корсаков С.Н. Комплексная концепция человека в философии И.Т. Фролова. Тверь: СФК-офис, 2009. 172 с. (10,75 п.л.)
Другие работы по теме диссертации:
Корсаков С.Н. Предметность как сущностная характеристика человека // Проблема человека: мультидисциплинарный подход. Материалы научной конференции (Москва, 22 - 23 октября 1998 года). М.: Олита, 1998. С. 38-40. (0,18 п.л.)
Корсаков С.Н. Судьба гуманистических идеалов // Свободная мысль  XXI. 2000. № 11. С. 79-88. (0,62 п.л.)
Корсаков С.Н. Дата нашей памяти // Вестник Российского философского общества. 2000. № 4. С. 155-160. (0,3 п.л.)
Корсаков С.Н. Гуманистическая философия И.Т. Фролова и становление Института человека в России // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М.: Наука, 2001. С. 221-254. (2 п.л.)
Корсаков С.Н. Методологические проблемы постижения человеческой индивидуальности // Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001. С. 36-56. (1,3 п.л.)
Корсаков С.Н. Вопросы методологии биографической реконструкции личности учёного в работах И.Т. Фролова // Теория и методология творчества: итоги и перспективы. Материалы Международной научной конференции (Москва, Российское философское общество, Институт философии РАН, 10-11 декабря 2001 г.). М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 2001. С. 82-86. (0, 26 п.л.)
Корсаков С.Н. Идеи гуманистической философии И.Т. Фролова // Философский век: Альманах. Выпуск 21. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 19-21 декабря 2002 года). Часть 1. СПб.: Центр истории идей, 2002. С. 38-45. (0,43 п.л.)
Корсаков С.Н. Марксистский подход к глобальным проблемам и перспективы антиглобализма // Марксизм: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции «Марксизм, обществоведческая мысль современности и социалистические тенденции развития человечества в XXI веке» (Москва, Институт философии РАН, 24-26 апреля 2002 года). М.: МАКС Пресс, 2003. С. 543-547. (0,25 п.л.)
Белкина Г.Л., Игнатьев В.Н., Корсаков С.Н. Предисловие // Фролов И.Т. Избранные труды в 3-х томах. Том 3: О человеке и гуманизме / Составители Г.Л. Белкина, В.Н. Игнатьев, С.Н. Корсаков. М.: Наука, 2003. С. 3-10. (0,5 п.л., вклад диссертанта 0,4 п.л.)
Корсаков С.Н. Глобализация и перспективы человека // Человек. 2003. № 4. С. 76. (0,06 п.л.)
Корсаков С.Н. Диссертационное исследование творчества И.Т. Фролова // Человек. 2004. № 3. С. 192. (0,06 п.л.)
Корсаков С.Н. Краеведение как комплексное воспитание человека // Воспитать исследователя: Научно-педагогический сборник. Тверь: Золотая буква, 2004. С. 83-92. (0,5 п.л.)
Корсаков С.Н. Самостановление человека как преодолевание отчуждения // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты. Доклады и выступления на международной научной конференции в Российской государственной библиотеке (Москва, 3-4 июня 2004 года). М.: РОХОС, 2004. 432 с. С. 70-71. (0,09 п.л.)
Корсаков С.Н. Глобализация и перспективы человечества // Наука. Общество. Человек. К 75-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2004. С. 154-161. (0,43 п.л.)
Корсаков С.Н. Философско-методологическая концепция академика И.Т. Фролова (структура и развитие) // Наука. Общество. Человек. К 75-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2004. С. 270-296. (1, 61 п.л.)
Корсаков С.Н. Перестройка как неомарксистский проект. Истоки и эволюция концепции // Человек. Общество. История. Тверь: Научная книга, 2006. С. 107-133. (1,63 п.л.)
Игнатьев В.Н., Корсаков С.Н. VI Фроловские чтения «О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека // Вестник Российского философского общества. 2007. № 1. С. 26-27. (0, 1 п.л., вклад диссертанта 0, 07 п.л.)
Козенко А.В., Корсаков С.Н. Об эпистемологических основаниях биографики // Архив истории науки и техники. Выпуск III. М.: Наука, 2007. С. 247-267. (1,25 п.л., вклад диссертанта 1 п.л.)
Корсаков С.Н. Идеи И.Т. Фролова о комплексном подходе к проблеме человека в контексте философско-антропологической мысли // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2007. № 83. С. 39-62. (1,5 п.л.)
Корсаков С.Н. Очередные Фроловские чтения // Вестник Российского философского общества. 2008. № 2. С. 13-14. (0, 06 п.л.)
Корсаков С.Н. О Бруно Адлере и Институте человека // Человек. 2008. № 4. С. 5-10. (0, 37 п.л.)
Корсаков С.Н. Журналы «Человек» в России // Человек. 2008. № 6. С. 5-20. (0,7 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. Идеи комплексного подхода и единой науки о человеке в трудах И.Т. Фролова // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. М.: Институт философии РАН, 2008. С. 4-18. (0,9 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. Развитие И.Т. Фроловым диалектики комплексного познания человека // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 2. М.: Институт философии РАН, 2008. 264 с. С. 3-18. (1 п.л., вклад диссертанта 0,7 п.л.).
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов и становление отечественной биоэтики // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2. М.: Институт философии РАН, 2009. 232 с. С. 18-54. (2,3 п.л., вклад диссертанта 1,3 п.л.)
Борзенков В.Г., Корсаков С.Н. Из наследия И.Т. Фролова // Человек. 2009. № 3. С. 186-192. (0,3 п.л., вклад диссертанта 0,2 п.л.)
Корсаков С.Н. О соотношении комплексного и системного подходов // Человек – наука – гуманизм. К 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2009. С. 378-390. (0,8 п.л.)
Корсаков С.Н. Концепция комплексного исследования человека И.Т. Фролова в контексте развития философско-антропологической мысли // Человек – наука – гуманизм. К 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2009. С. 426-451. (1,7 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов о философских основаниях гуманитарной экспертизы // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 3. М.: Институт философии РАН, 2009. 240 с. С. 86-108. (1,4 п.л., вклад диссертанта 1 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. «Хай-тек» как высокое соприкосновение // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 3. М.: Институт философии РАН, 2009. С. 6-18. (0,8 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Корсаков С.Н. Творческий путь И.Т. Фролова // Иван Тимофеевич Фролов. М.: РОССПЭН, 2010. С. 13-50. (2,4 п.л.)
Корсаков С.Н. Развитие концепции комплексного исследования человека в трудах И.Т. Фролова // Иван Тимофеевич Фролов. М.: РОССПЭН, 2010. С. 270-352. (5,2 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. По поводу выхода в свет 8-го издания «Философского словаря» под ред. И.Т. Фролова // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 177-182. (0,8 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов о роли гуманистических ценностей в научном познании // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 4. М.: Институт философии РАН, 2010. С. 90-101. (0,8 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Корсаков С.Н. Философские идеи Ивана Фролова // Философия в диалоге культур. Всемирный день философии (Москва – Санкт-Петербург, 16 – 19 ноября 2009 года). Материалы. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 610-618. (0,6 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. И.Т. Фролов о проблемах философского образования // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4. М.: Институт философии РАН. 2010. С. 103-121. (1,18 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. «Вопросы философии»: из истории философской борьбы в 1970-е гг. // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 412-430. (1,18 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Белкина Г.Л., Корсаков С.Н. Возможности и границы общенаучных и философско-антропологических подходов в изучении человека // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 5. М.: Институт философии РАН, 2011. С. 67-86. (1,18 п.л., вклад диссертанта 0,6 п.л.)
Корсаков С.Н. Значение книги И.Т. Фролова «Генетика и диалектика» для истории науки // Человек в единстве социальных и биологических качеств. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. С. 163-176. (0,9 п.л.)
Корсаков С.Н. Об универсальности и уникальности человека // Человек в единстве социальных и биологических качеств. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. С. 275-289. (0,96 п.л.)