- Учет позиции и специфики поведения среднестатусных учащихся является необходимым условием построения достоверной картины социально-психологических феноменов контактной группы. При этом психологический анализ научной литературы показывает низкую степень разработанности данного подхода, а также приоритетную направленность исследователей на анализ системы взаимоотношений только между «полярными» статусными категориями, что не дает в достаточной степени концептуализировать проблему среднестатусности. В связи с малой степенью изученности психологической сути и природы феномена имеющиеся дефиниции «среднего статуса» носят несистемный характер. Определяя понятие «среднестатусного члена группы», мы исходим из утверждения, что им является такой член группы, который занимает промежуточное положение в интрагрупповом статусном ряду и имеет своеобразные черты и особенности ролевого поведения, качественно отличающиеся от характеристик лидерской и аутсайдерской категорий контактного сообщества.
- Промежуточное положение и преобладающий количественный состав среднестатусного слоя позволяют проявлять определенное воздействие на всю систему неформальных взаимоотношений учащихся. Особое влияние среднестатусные учащиеся оказывают на психологическое благополучие, уровень эмоционального принятия членов группы, стабильность группы, что, прежде всего, сказывается на интеграционных процессах социальных систем. Именно среднестатусные члены группы обеспечивают большинство выборов всем статусным категориям, а также чаще отвечают взаимностью на социометрический и референтный выбор сверстника. Данная закономерность наблюдается в различных типах образовательных групп и в малой степени детерминирована возрастом участников или уровнем социально-психологического развития контактного сообщества.
- Среднестатусные школьники и студенты занимают благоприятную позицию во всех трех системах интрагруппового структурирования по критерию «межличностной значимости». При этом они достаточно адекватно осознают неформальную систему взаимоотношений. В целом, уровень адекватности их несколько ниже, либо на уровне с высокостатусными одногруппниками, а также существенно выше, чем у аутсайдеров групп. Данный уровень осознанности аттракционной, референтной и властной систем отношений дает им возможность постоянно быть включенными в жизнедеятельность группы.
- Предсказуемость поведения среднестатусных членов группы для всех категорий учащихся положительно сказывается на системе значимых отношений. Разностатусные члены ученических групп надеются на оказание им психологической поддержки, прежде всего, от своих среднестатусных сверстников, и данные ожидания чаще всего оправдываются, что задает общий положительный психологический настрой и повышает удовлетворенность учащихся от нахождения в ученической группе. При этом данная закономерность прослеживается в группах на разных возрастных этапах и имеет тенденцию к увеличению в соответствии с переходом на каждый новый этап онтогенетического развития.
- Среднестатусные ученики и студенты часто выступают в качестве «значимых других» для своих ровесников. С ними легко объединяют себя в рамках группы обе «полярные» статусные категории - лидеры и аутсайдеры. Кроме того, высокостатусные и низкостатусные члены группы скорее находят черты своего сходства именно со среднестатусными одногруппниками, нежели с представителями противоположных страт. Данный феномен напрямую связан с процессом интеграции, сплачивания членов группы вокруг среднестатусных ее участников. Сами среднестатусные школьники и студенты хотят быть наиболее привлекательными для высокостатусных членов группы, а также в рамках ученических систем они в большей степени ориентированы на поведение и личностные особенности лидеров, что обусловлено их стремлением повысить свой статус в группе членства.
- Качественные отличия в ролевом поведении среднестатусных членов группы связаны со спецификой образовательных учреждений разного типа (по уровню социально-психологического развития, степени открытости учебных заведений). На начальных этапах становления учебных сообществ средних специальных и высших учебных заведений среднестатусные учащиеся в большей степени начинают поддерживать свою статусную категорию и максимально отделяют себя от низкостатусных членов группы. То же самое наблюдается в сообществах закрытого типа - среднестатусные представляют в них наиболее «консервативный» слой, более других статусных категорий сопротивляющийся подъему низкостатусных одногруппников вверх по иерархической интрагрупповой «лестнице». Таким образом, в подобных ситуациях фиксируется стратегия поведения среднестатусных членов группы, направленная не на развитие группы, а на сохранение своего положения в ней и личностную адаптацию.
- Педагоги в своей деятельности и при определении системы межличностных отношений с учениками наиболее значимыми для себя видят высокостатусных членов группы. Ученики со «средним» статусом обычно попадают в категорию «значимых других» для учителя в ситуации нахождения в прослойке среднестатусных, приближенных к лидерам. Это отражается в оценках, которые педагоги дают среднестатусным учащимся, - они делятся практически в равной степени на позитивные и негативные. Кроме того, наименее полно и дифференцированно педагоги видят категорию среднестатусных учащихся. В данную прослойку попадают все, кто не проявляет черт и особенностей поведения, свойственных лидеру или аутсайдеру. Сама среднестатусная категория для учителя является малоразличимой, в связи с чем у педагога возникает сложность при определении точного положения среднестатусного ученика в системе неформальных взаимосвязей одноклассников. Несмотря на то, что педагоги ориентированы на лидеров групп, для них является необходимой информация о значимости среднестатусных учеников для их сверстников и о специфических функциях, которые исполняют эти школьники и студенты в своих группах членства.
1.Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. Учебное пособие / М.Е. Сачкова. – М. –Воронеж: изд-во МПСИ–НПО «Модэк», 2002. – 128 с. (6,72 п.л.).
2.Сачкова, М.Е. Статусно-ролевые отношения и интрагрупповое структурирование в ученических группах. Учебно-методическое пособие / М.Е. Сачкова. – М.: изд-во «Компания Спутник+», 2005. – 60 с. (3,8 п.л.).
3.Сачкова, М.Е. Психология малых групп. Учебно-методическое пособие / М.Е. Сачкова – М.: изд-во «Компания Спутник+», 2005. – 40 с. (2,5 п.л.).
4.Сачкова, М.Е. Методы социальной психологии. Учебно-методическое пособие / М.Е. Сачкова – М.: изд-во МГППУ, 2007 – 56 с. (3,5 п.л.).
5.Сачкова, М.Е. Социальная психология малой группы: теория и практика. Учебно-методическое пособие / М.Е. Сачкова – М.: НПФ «Смысл», 2007 – 80 с. (5 п.л.).
6.Сачкова, М.Е. Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для современных российских интернатных учреждений. Учебно-методическое пособие / М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев, М.Е. Сачкова [и др.]. – М.: МГППУ, 2010. – 72 с. (4,5 / 0,9 п.л.).
7.Сачкова, М.Е. Среднестатусный учащийся: онтогенетический аспект анализа / М.Е. Сачкова. – М.: Янус-К, 2011. – 160 с. (10 п.л.).
8.Сачкова, М.Е. Среднестатусный учащийся в образовательном пространстве / М.Е. Сачкова. – М.: издательство СГУ, 2011. – 348 с. (21,75 п.л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:
9.Сачкова, М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах / М.Е. Сачкова // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 58–63. (0,6 п.л.).
10.Сачкова, М.Е. Неформальная структура отношений студентов ссуз / М.Е. Сачкова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – C. 95–102. (0,7 п.л.).
11.Сачкова, М.Е. Особенности интрагруппового структурирования в современной детско-юношеской организации / М.Е. Сачкова, Н.И. Новожилова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. – 2009. Том 15. – № 3. – С.385–388. (0,5/0,25 п.л.).
12.Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в школьном классе и детско-юношеской организации / М.Е. Сачкова, Н.И. Новожилова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. Том 16. – 2010. – № 3. – С.243–246. (0,5/0,25 п.л.).
13.Сачкова, М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса / С.А. Никулин, М.Е. Сачкова // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 5. – С. 60–67. (0,6/0,3 п.л.).
14.Сачкова, М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа / М.Е. Сачкова //Психологическая наука и образование (электронный журнал). www.psyedu.ru – 2010. – № 5. http://www.psyedu.ru/journal/2010/5/ Sachkova.phtml (0,7 п.л.).
15.Сачкова, М.Е. Позиция среднестатусных детей в старшей группе детского сада / М.Е. Сачкова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – № 4. – С.316–319. (0,5 п.л.).
16.Сачкова, М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения / Ю.М. Кондратьев, М.Е. Сачкова // Психологическая наука и образование (электронный журнал). www.psyedu.ru – 2011. – № 1. http://www.psyedu.ru/journal/2011/1/2061.phtml (0,9/ 0,45 п.л.).
17.Сачкова, М.Е. Значимость среднестатусного школьника в системе отношений «учитель — ученик» / М.Е. Сачкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. Серия психологические науки "Акмеология образования". Том 17. – 2011. – № 1. – C. 234-237. (0,5 п.л.).
18.Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – C. 252–256. (0,5 п.л.).
Научные статьи и тезисы докладов:
19.Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений одноклассников / М.Е. Сачкова // Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» 12–14 апреля 2001 г. – СПб.: изд-во С.-Петербургского университета, 2001. – С. 165–166. (0,1 п.л.).
20.Сачкова, М.Е. Межличностные отношения подростков с разным статусом в ученических группах. / М.Е. Сачкова // Материалы Второй Всероссийской научной internet–конференции «Социально-психологические проблемы развития личности». Вып. 9. – Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – С. 25–28. (0, 3 п.л.)
21.Сачкова, М.Е. Роль средних членов ученической группы в сфере аттракционных взаимоотношений одноклассников / М.Е. Сачкова // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов / Под ред. М.Ю. Кондратьева, М.Е. Сачковой. – М.: изд-во МГППИ, 2001. – С. 49–56. (0,6 п.л.).
22.Сачкова, М.Е. Межличностные отношения среднестатусных подростков как стабилизационный фактор интрагрупповой жизнедеятельности / М.Е. Сачкова // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов / Под ред. М.Ю. Кондратьева, М.Е. Сачковой. – М: изд-во МГППИ., 2001. – С. 84–94. (0,8 п.л.)
23.Сачкова, М.Е. Ориентация на статус в открытых и закрытых группах / М.Е. Сачкова // Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» 18–20 апреля 2002г. – СПб.: изд-во С.-Петербургского университета, 2002. – С. 331–333. (0,1 п.л.).
24.Сачкова, М.Е. Особенности изучения статусно-ролевых отношений в ученических группах / М.Е. Сачкова // Материалы ІІІ городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые – московскому образованию». – М.: изд-во ООО НПЦ «Диалог», 2004 – С. 192–193. (0,1 п.л.).
25.Сачкова, М.Е. Особенности референтометрической структуры в старших школьных классах. / М.Е. Сачкова // Вопросы гуманитарных наук. – 2005. – № 1. – С. 342–343. (0,25 п.л.).
26.Сачкова, М.Е. Эмоциональные внутригрупповые отношения в старшем подростковом возрасте / М.Е. Сачкова // Вопросы гуманитарных наук. – 2005. – № 1. – С. 344–345. (0,25 п.л.)
27.Сачкова, М.Е. Адекватность восприятия межличностных отношений в ученической группе / М.Е. Сачкова // Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые – московскому образованию». – М.: изд-во Научная книга, 2005. – С. 170–171 (0,1 п.л.).
28.Sachkova, M.E. Middle status and interpersonal relations in students group / M.E. Sachkova // Abstracts of 14–th International Meeting of EAESP, Wurzburg, 19–23 July 2005. – P. 276 (0,1 п.л.).
29.Сачкова, М.Е. Социально-психологический портрет ученической группы: особенности исследования / М.Е. Сачкова // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики / Под ред. М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой. – М., МГППУ, 2005. – С. 49–53. (0,5 п.л.).
30.Сачкова, М.Е. Неформальная властная структура подростковой группы / М.Е. Сачкова // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые – московскому образованию». – М.: изд-во МГППУ, 2006. – С. 226–227. (0,1 п.л.).
31.Сачкова, М.Е. Роль среднестатусных учащихся в формировании социально-психологического климата школьного класса / М.Е. Сачкова // Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века. 18–20 апреля 2007 г.» –Кисловодск: изд-во «Тьютор», 2007. – С. 382–384. (0,2 п.л.).
32.Сачкова, М.Е. Исследование взаимоотношений студентов первого курса профессиональных технических училищ / М.Е. Сачкова // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции: «Психология образования: современное состояние и перспективы» 26–27 апреля 2007 года. – Славянск н/К: ИЦ СГПИ, 2007. – С. 119–123. (0,3 п.л.).
33.Сачкова, М.Е. Особенности статусных отношений в школьном классе и студенческой группе / М.Е. Сачкова // Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» 15 июня 2007. –СПб., 2007. – С. 119–120. (0,15 п.л.).
34.Сачкова, М.Е. Подходы к исследованию статусных отношений в малой группе / М.Е. Сачкова // Тезисы IV съезда Российского психологического общества. 19–21 сентября 2007. – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 149. (0,1 п.л.).
35.Сачкова, М.Е. К проблеме изучения ученических групп в системе высшего профессионального образования / М.Е. Сачкова // Личность и группа в образовательном пространстве. Вып. 1. Сборник научных трудов / Под ред. О.Б. Крушельницкой. – М., МГППУ, 2007. – С. 60–65. (0,5 п.л.).
36.Сачкова, М.Е. Изучение взаимоотношений в младшем школьном возрасте / М.Е. Сачкова // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч. конференции. Ч.2. г. – Саратов: «Научная книга», 2007. – С.168–170. (0,2 п.л.).
37.Сачкова, М.Е. Интрагрупповое структурирование и личностное развитие в закрытых образовательных учреждениях / М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев, М.Е. Сачкова [и др.] // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып.5 / Под ред. М.Ю. Кондратьева. – М., МГППУ, 2007. – С. 85–108. (1,8/ 0,36 п.л.).
38.Sachkova, M.E. Relations of status in adolescent student groups / M.E. Sachkova // Russian Education and Society, vol. 50, no. 1, January 2008. – P. 65–74. (0,8 п.л.).
39.Сачкова, М.Е. Маленький принц / М.Е. Сачкова // Школьный психолог – 2008. – № 4. 16–29 февраля. – С. 46–47. (0,1 п.л.).
40.Сачкова, М.Е. Эмоционально-оценочный компонент взаимоотношений в студенческой группе / М.Е. Сачкова // Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» 18 марта 2008. – СПб.: изд-во СПбГУП, 2008. – С. 79–81. (0,2 п.л.).
41.Sachkova, M.E. Small group research: a new view on investigation of status relations / M.E. Sachkova // Abstracts of 15–th International Meeting of EAESP, Opatia, 10–14 June 2008. – P. 369. (0,1 п.л.).
42.Сачкова, М.Е. Интерпретационно-коррекционный алгоритм профессиональной деятельности психолога-практика интернатного учреждения / М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев, М.Е. Сачкова [и др.] // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 6 / Под ред. М.Ю. Кондратьева. – М., МГППУ, 2008. – С. 101–126. (2/ 0,4 п.л.).
43.Сачкова, М.Е. Инновационные подходы к разработке учебной дисциплины в рамках магистерской программы / М.Е. Сачкова // Личность и группа в образовательном пространстве. Вып. 2. Сборник научных трудов / Под ред. О.Б. Крушельницкой. – М., МГППУ, 2008. – С. 22–29. (0,5 п.л.).
44.Сачкова, М.Е. Особенности идентификации в старших школьных классах / М.Е. Сачкова // Социальная психология сегодня: наука и практика: Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции 18 марта 2009. – СПб.: изд-во СПбГУП, 2009. – С. 151–152. (0,15 п.л.).
45.Сачкова, М.Е. Среднестатусный учащийся в системе значимых отношений / М.Е. Сачкова // Социальная психология малых групп: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского / Под ред. М.Ю. Кондратьева – М.: МГППУ, 2009. – С. 164–167. (0,4 п.л.).
46.Сачкова, М.Е. Исследование системы межличностных отношений в студенческой группе / М.Е. Сачкова // Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция. Москва, 19–21 ноября 2009 г.: Доклады и материалы. Секция 4. Психологические проблемы высшего образования / отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. – С. 19–23. (0,32 п.л.).
47.Сачкова, М.Е. Методы оценивания знаний студентов при переходе к двухуровневой системе образования / М.Е. Сачкова // Личность и группа в образовательном пространстве. Вып. 3. Сборник научных трудов / Под ред. О.Б. Крушельницкой. – М., МГППУ, 2009. – С.6–12. (0,5 п.л.).
48.Сачкова, М.Е. О понятии «среднего статуса» в социологии и социальной психологии / М.Е. Сачкова // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 8 / Под ред. М.Ю. Кондратьева. – М., МГППУ, 2010. – С 127–133. (0,6 п.л.).
49.Сачкова, М.Е. Специфика и содержание понятия «средний статус» / М.Е. Сачкова // Социальная психология сегодня: наука и практика: Материалы V Межвузовской научно-практической конференции 17 июня 2010. – СПб.: изд-во СПбГУП, 2010. – С. 112–114. (0,2 п.л.).
50.Сачкова, М.Е. Исследование позиции среднестатусного студента в учебной группе / М.Е. Сачкова // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18–20 ноября 2010 г.: Доклады и материалы. Секция 4. Психологические проблемы высшего образования. Вып.2 / отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. – С. 62–69. (0,5 п.л.).
51.Сачкова, М.Е. Исследование функций референтных подростково-юношеских объединений / М.Е, Сачкова, Н.И. Новожилова // Личность и группа в образовательном пространстве. Вып. 4. Сборник научных трудов. / Под ред. О.Б. Крушельницкой. – М.: МГППУ, 2011. – С.53–61. (0,7 / 0,35 п.л.).
52.Сачкова, М.Е. Инновационные методы обучения в психолого-педагогическом вузе / М.Е. Сачкова // Магистерская программа: инновационный подход. Сборник научных трудов. / Под ред. О.Б. Крушельницкой. – М.: МГППУ, 2011. – С. 19–24. (0,4 п.л.).
53.Сачкова, М.Е. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений / М.Е. Сачкова, Н.И. Новожилова // Социальная психология и общество. – 2011. – №2. – C. 52–62. (0,8 п.л./0,4 п.л.).
54.Сачкова, М.Е. Детерминанты положения среднестатусной личности в учебной группе / М.Е. Сачкова // Социальная психология малых групп: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского / Отв. ред. М.Ю. Кондратьев – М.: МГППУ, 2011. С. 129-132. (0,4 п.л.).
55.Сачкова, М.Е. О положении среднестатусного ученика в школьном классе / М.Е. Сачкова // Образование для XXI века: VIII международная научная конференция. Доклады и материалы. Секция 4. Психологические проблемы образования в XXI веке / отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – С. 68-71. (0,3 п.л.).