- Акмеологический ресурс как общее личностное явление характеризуется респонсивно-регулятивным, ценностно-смысловым, эмоционально-чувственным, самореализующе-саморазвивающим, субъектно-деятельностным аспектами с одной стороны. Акмеологический ресурс психологического здоровья как личностно-социальное явление с интерактивно-диалогическим, культурно-преемственным, безоценочно-толерантным, корпоративно-кооперирующимся и самоорганизующимся-самоуправляющим аспектами, с другой.
- Инвариантные свойства акмеологического ресурса психологического здоровья личности включают продуктивность, социальность и самоактуализацию (самодостаточность) личностного бытия. Вариативные свойства этого психологического конструкта подразумевают личностные притязания, масштабность целей, достижения в деятельности, самооценку в поступках и поведении, развитие в продуктивном преобразовании своей социальной среды.
- К группам психологических условий развития акмеологического ресурса развития психологического здоровья личности относятся: адаптационные (непредвиденные явления, темп жизненных событий, стресогенные обстоятельства, острота ситуационных воздействий на индивида, множественность событий), антропоцентрические (востребованность в окружающей среде, высокий статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства), феноменологические (адаптация, самореализация и ценностная ориентация личности).
- Факторами развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи являются деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный, влияющие на развитие акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи.
- Механизм развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности включает личностные свойства (самоограничение потребностей, эмоционально-волевую регуляцию, направленность ценностей, нравственные нормы, смысловую ориентацию); личностные состояния (удовлетворенность актуальных потребностей, осознание достижимости целей и задач, ощущение собственной адекватности жизненным «вызовам», активации в условиях осложненных жизненных обстоятельств, понимание собственной личностной готовности к жизненным испытаниям); личностные функции (интеграцию внутренних резервов деятельностного бытия, выстраивание иерархии целей и задач по их личностной значимости, прогнозирование собственной жизненной перспективы, создание системы межличностных отношений, построение собственной среды своего «социального обитания»).
- Критерии оценки сформированности психологического механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности являются ее свойства по потребностному, эмоциональному, ценностному, нравственному и смысловому признакам, состояния личности по признакам общей удовлетворенности, достигнутых целей и решенных задач, адекватности в решении жизненных проблем, активности в преодолении препятствий, готовности к трудностям), функций личности, обеспечивающих внутреннюю цельность личностных качеств, избирательность в приоритетах, антиципацию будущего, социальный статус, создание своего жизненного пространства.
- Этапы формирующего проекта развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи включают концептуализирующий, аналитический, интерактивный, конструктивный, рефлексивный фазы.
1. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Личностные, индивидные и средовые детерминанты развития студентов: Монография. Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им.Г.Р.Державина. Тамбов, 2007. 185 с.
2. Хватова М.В Акмеологические ресурсы психологического здоровья: история и теория проблемы: Монография. М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2010. 164 с.
3. Хватова М.В. Онтология акмеологических ресурсов психологического здоровья: Монография. М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 179 с.
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований, проведенных при подготовке докторских диссертаций
4. Хватова М.В., Юрьева Т.В.Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов // Валеология. 2003. №2. С. 39-43.
5. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения//Психологическая наука и образование 2006. №3, С. 74-78.
6. Хватова М.В. Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен//Акмеология.2010. №3(35). С.86-95.
7. Хватова М.В., Трунов А.Ю. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатель психологического здоровья // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.1 (93). С. 156 - 163.
8. Хватова М.В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.8 (100). С. 131 - 137.
9. Хватова М.В. Принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи// Перспективы науки. 2011. №5 (20). С. 285-289.
10. Хватова М.В. Условия развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи //Акмеология.2011. №3 (спец. выпуск). С.225-228.
11. Хватова М.В. Философские предпосылки изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья личности //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. №3. С.58-66.
12. Хватова М.В. Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья. Часть I. Подходы к изучению акмеологических ресурсов психологического здоровья //Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2011. Вып.10 (102). С. 82 - 93.
13. Хватова М.В. Аксиологический подход к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. Известия Смоленского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 468 – 478.
14. Хватова М.В., Глушкова И.М. Детерминанты и уровни развития ресурсов психологического здоровья студентов//Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. С. 372-380.
15. Селиванова Е.А., Хватова М.В. Рефлексивность в структуре личности педагогов как показатель их психологического здоровья //Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарн. науки. Тамбов, 2011. Вып.11 (103). С. 211 - 216.
16. Хватова М.В. Методологические основы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья. Часть II. Принципы изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.11 (103). С. 122 - 129.
17. Хватова М.В. Инварианты акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи// Социально-экономические явления и процессы. 2011. №9. С. 323 -334.
18. Хватова М.В. Вариативный состав акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи// Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 10. С.289- 301.
19. Хватова М.В. Критерии инвариантно-вариативного состава акмеологических ресурсов психологического здоровья личности// Известия Самарского научного центра РАН. 2011.№ 2(6). Т.13. С.1422-1426.
Статьи в других научных сборниках и журналах
20. Хватова М.В., Яковлев В.И. Роль личностных особенностей в формировании адаптации с позиции комплексного подхода // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2002. С. 63-66.
21. Хватова М.В. Психологический аспект формирования адаптационных реакций //Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград: ВолГУ, 2002. С. 23-24.
22. Хватова М.В., Андреева Е.С., Юрьева Т.В. и др. Психическое здоровье студентов в динамике обучения //VIII Всероссийская научно-практическая конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» материалы конференции. Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2003. С.311-312.
23. Хватова М.В. Влияние образа жизни на психологические особенности и функциональное состояние студентов разных профилей обучения /Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Отв. ред. Н.Н.Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2003. С.128-133.
24. Хватова М.В. Потенциал личности и индивидуальное здоровье человека// Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы третьей Всероссийской Internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2004. С. 28-30.
25. Хватова М.В., Дьячкова Е.С., Яркина О.С. Влияние профиля обучения на образ жизни и психологическое здоровье студентов разных специальностей// Вiсник Чернiгiвського державного педагогичного унiверситету. Випуск 31. Серiя: Психологигiчнi науки. Том I. 2005. С. 149-150.
26. Хватова М.В. Психологический аспект сохранения здоровья обучающихся в вузе//Ежегодник Института психологии: К 10-летию Института: Сб.научн.тр./Гл.ред. В.М.Юрьев. Тамбов: Першина, 2005. №1. С.206-212.
27. Хватова М.В., Дьячкова Е.С., Яркина О.С. Мониторинг психического здоровья и особенностей образа жизни первокурсников разных профилей обучения// Х Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект»: материалы конференции. В 2-х томах. Том 1. Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2005. С.193-195.
28. Хватова М.В., Андреева М.С., Дьячкова Е.С. Механизмы психологической защиты у студентов разных профилей обучения и их влияние на адаптацию к обучению в вузе //Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Мат-лы всерос. научн.-практ. конф. 25 ноября 2005 г. /Отв. ред. Е.А.Уваров; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2005. С.243-244.
29. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Роль личностных особенностей в сохранении здоровья обучающихся //Ежегодник Российского психологического общества: Спец. выпуск. М., 2005. Том 2. С.81-83.
30. Хватова М.В., Кузнецова О.М. Влияние факторов внешней среды на психологические особенности студентов//Ежегодник Российского психологического общества: Специальный выпуск. М., 2005. Том 3. С.83-84.
31. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Дифференциально-психофизиологический подход в оценке развития личности студентов// Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия Бориса Михайловича Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)». Научн. сб.- М.: БФ «Твердислов», 2006. С. 104-107.
32. Хватова М.В., Трунов А.Ю. «Субъект» как многоуровневая психологическая и акмеологическая категория //Ежегодник Института психологии: Сб.науч.тр./Гл.ред. Е.А.Уваров. Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008. №4. С.64-74.
33. Дьячкова Е.С., Хватова М.В., Яркина О.С. Влияние профиля обучения на психологическое здоровье студентов//Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. 10 октября 2008г./Отв.ред.: Н.В.Вязовова, И.В.Смолярчук. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008. С.298-303.
34. Хватова М.В. Системный подход к проблеме психологического здоровья. Фундаментальная наука – ресурс сохранения здоровья здоровых людей: мат-лы Всерос. научного конгресса. 4-5 декабря 2008г. / Отв. ред. В.М.Юрьев. Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2008. С.356-361.
35. Хватова М.В. Личностный адаптационный потенциал как условие личностно-профессионального развития человека//Вестник Тамбовского университета. Кафедра общей психологии. 1994-2009. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 88-104.
36. Хватова М.В., Селиванова Е.А. Психологические условия реализации личностного потенциала человека//Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы Восьмой Междунар. конф. (заочной). 5 июня 2009г./Отв.ред. В.Н.Косырев; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им.Г.Р.Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2009. С.188-195.
37. Хватова М.В., Власова О.И.Атрибутивный стиль поведения как ресурс психологического здоровья человека //Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы Девятой Междунар. конф. (заочной). 5 июня 2010 г. /Отв.ред. Е.А.Уваров, В.Н.Косырев; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2010. С.256- 259.
38. Хватова М.В. Психологические подходы к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи// Психология человека в условиях здоровья и болезни: мат-лы Первой Международной конф. 8 июня 2011 г./Отв.ред. В.Б.Лифшиц; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т имени Г.Р.Державина». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 39-45.
39. Хватова М.В.Теоретические основы исследования акмеологических ресурсов психологического здоровья личности// Проблемы и инновации современного общества. Мат-лы 3 Международной научно-практической конф. Астрахань: Изд-во АФ МОСА. 2011. С. 208-214.