Научная тема: «ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ»
Специальность: 19.00.13
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Концептуальная модель ЛГПД отражает взаимосвязь структуры, критериев, уровней и типов, детерминант ЛГПД как системного личностного образования, интегрирующего различные (когнитивные, мотивационные, аффективные и поведенческие) структуры личности, обеспечивающие эффективную включенность личности в предпринимательскую деятельность. Инвариантные составляющие модели отражают сущностные характеристики предпринимательства, в числе которых специфическая самодетерминация его субъекта, осуществляющего посредством предпринимательства свое стремление к самодостаточному распоряжению своей жизнью, трудом и обстоятельствами самореализации, а также особая форма его ответственности как единство ответственности субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности, а также ответственности социальной.

2. В инвариантной структуре ЛГПД выделяются: ориентационная, операциональная и базовая подсистемы, последняя из которых определяет развитие и функционирование всей системы в целом:

  • базовая подсистема образована взаимосвязями компонентов, составляющих психологический фундамент осознанного выбора предпринимательства как способа самодостаточного, независимого и ответственного распоряжения собственной жизнью, своим трудом и его результатами, обеспечивающего возможность самореализации личности. В том числе: созидательно-мотивационный компонент (мотивация творческого вклада в деятельность, мотивация достижения, интернальный локус контроля, толерантность к неопределенности и толерантность фрустрационная как готовность к конструктивному реагированию на трудности), субъектно-жизненный (жизненные цели, жизненная позиция и жизненная перспектива личности) и рефлексивно-проективный компонент (рефлексивная и прогностическая способности).
  • ориентационная подсистема (предпринимательская направленность) образована взаимосвязями компонентов, интегрирующих личностные особенности, определяющие осознанное принятие/непринятие личностью предпринимательской деятельности и себя в ней. В том числе: компонент «самооценочный», стержень которого составляет Я-концепция личности как субъекта предпринимательской деятельности; «деятельностно-оценочный», включающий привлекательность для личности имманентных предпринимательской деятельности сторон и интерес к её содержанию; компонент «экономического самоопределения», основным содержанием которого выступают частные элементы самоопределения, отражающиеся в отношении личности к собственности, материальным благам и источникам их получения и т.п., «ценностно-регулятивный» компонент; «коммуникативно- мотивационный» и «созидательно-мотивационный» компоненты, последний из которых принадлежит одновременно двум подсистемам. Взаимосвязь «созидательно-мотивационного» компонента с другими компонентами ориентационной подсистемы является психологическим фундаментом принятия личностью предпринимательской деятельности как способа самоосуществления.
  • операциональная подсистема включает «компетентностные» компоненты, интегрирующие различные знания, умения, способности, необходимые для предпринимательской деятельности и развития её субъекта, а также «рефлексивно-проективный компонент», принадлежащий сразу двум подсистемам. Взаимосвязь «рефлексивно-проективного» компонента с другими компонентами операциональной подсистемы обеспечивает их развитие.

Системообразующим элементом ЛГПД выступает способ жизнедеятельности личности в сфере экономических отношений как активного творца и хозяина обстоятельств, ресурсов и результатов своего труда, профессионального развития и самореализации.

Интегральным критерием сформированности ЛГПД выступает сформированность основных её подсистем, отражаемая частными критериями (базовым, операциональным и ориентационным). На основе указанных критериев выделяются низкий, недостаточный, достаточный и высокий уровни ЛГПД и семь её типов, соответствующие разным уровням: «неприемлемый» (низкий уровень), «амбивалентный» и «некомпетентный» (недостаточный уровень), «ориентированный на самообеспечение» и «ориентированный на самореализацию» (достаточный уровень), «социально-ответственный» и «социально-продуктивный» (высокий уровень).

3. Интегральный механизм формирования ЛГПД реализуется через взаимосвязанные механизмы субъектно-экономической переориентации, самопринятия, самопроектирования и самоконструирования в предпринимательстве.

Механизм субъектно-экономической переориентации реализуется через рефлексию собственного способа жизнедеятельности в сфере экономических отношений как условия достижения жизненных целей и самореализации. Механизм самопринятия осуществляется через соотнесение рефлексируемых индивидуально-психологических особенностей со сформировавшимся образом предпринимательской деятельности и осознание возможности самоосуществления в ней. Механизм самопроектирования реализуется через личностно-смысловое встраивание предпринимательской деятельности в общий жизненный план студента. Механизм самоконструирования реализуется через осознанное формирование у себя качеств, необходимых для эффективного предпринимательства на основе соотнесения актуального состояния собственных возможностей и ограничений с требованиями со стороны предпринимательской деятельности.

4. Необходимыми психолого-педагогическими условиями формирования ЛГПД студентов выступают развивающая образовательная среда вуза, ориентированная на развитие субъектности участников образовательного процесса, наличие целевой программы психологического сопровождения, интегрирование в учебный процесс психологических технологий, основанных на описанных выше концептуальных положениях и учитывающих специфику «стартового» состояния формируемого личностного образования у конкретной категории студентов, индивидуально-психологические особенности студентов

5. В качестве эффективного психолого-педагогического средства формирования ЛГПД студента в учебном процессе выступает технология, основным содержанием которой являются процессы, направленные на последовательное осознание собственного способа жизнедеятельности и профессионализации как условия достижения жизненных целей, рефлексия новых возможностей самоосуществления в предпринимательской деятельности, своих психологических особенностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Представляя собой единство концептуальной, содержательной, критериально-оценочной и алгоритмической подсистем, психологическая технология обеспечивает позитивную динамику компонентов ЛГПД студентов в учебном процессе.

6. Разработанная и апробированная на материале аграрного образования технология базируется на эмпирическом подтверждении инвариантности концептуальной модели ЛГПД для аграрного предпринимательства: в констатирующем эксперименте выявлена связь эффективности хозяйственной деятельности предпринимателей-аграриев с констелляциями личностных особенностей, входящих в подсистемы ЛГПД, в том числе: толерантность к неопределенности, интернальность, мотивация достижения, мотивация творческого вклада (установки на инновации и креативность), ценностные ориентации, интерес к содержанию предпринимательской деятельности и самоэффективность в предпринимательстве, привлекательность имманентных предпринимательской деятельности сторон и отсутствие амбивалентности в отношении к ней, рефлексивность и прогностическая способность, готовность к риску. В процессе факторизации данных выделены факторы, различающиеся по своей структуре в группах неэффективных и эффективных аграрных предпринимателей, причем в последнем случае структура факторов соотносима со структурой подсистем ЛГПД в концептуальной модели. Факторы-предикторы привлекательности для аграрного предпринимателя его деятельности и его самоэффективности в ней отличаются в группах эффективных и неэффективных предпринимателей.

7. Специфические для предпринимателей-аграриев корреляции привлекательности и эффективности их предпринимательской деятельности с особенностями мотивации аффилиации и нравственной составляющей их экономического самоопределения (страх отвержения в мотивации аффилиации агрария и склонность объяснять благосостояние людей их способностью нарушать нормы закона и морали отрицательно коррелируют с привлекательностью предпринимательской деятельности, с самооценкой способности к ней, с личностными переменными, входящими в компоненты базовой подсистемы ЛГПД) обусловлены историко-культурными особенностями становления аграрного предпринимательства в России и психологическим «контекстом» формирования личности и её экономического поведения на селе, которые в целом неблагоприятны для формирования ЛГПД студентов из села, прежде всего, её базовой подсистемы.

8. Позитивные результаты апробации технологии формирования ЛГПД в многолетнем формирующем эксперименте соответствуют критериям закономерности (повторяемости) и устойчивости во времени. Разработанная технология успешно интегрирована в реальный учебный процесс и в целевую программу психологический службы вуза. Технология формирования ЛГПД, основанная на описанных выше концептуальных положениях, интегрирована в образовательную деятельность консультативного сопровождения АПК.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Хащенко Т.Г. Развитие предпринимательской активности в аграрном секторе России: акмеологический подход. Монография. – Ульяновск: УГСХА, 2005. 205 с.

2. Хащенко Т.Г. Система психолого-акмеологической поддержки формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании. Монография. Ульяновск: УГСХА, 2006. 160 с.

3. Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение проектов социально-экономического развития в аграрном секторе России. Т.1.Социально-психологические и психолого-акмеологические условия реализации проектов развития в АПК. Монография. Ульяновск: УГСХА, 2007. 142 с.

4. Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение проектов социально-экономического развития в аграрном секторе России. Т.2. Концепция психологического сопровождения социально-экономического развития аграрного сектора транзитивной экономики России. Монография. Ульяновск: УГСХА, 2008. 92 с.

5. Хащенко Т.Г. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе: структура, условия и факторы формирования. Монография. М: ИГ-СОЦИН, 2010. 152 с.

6. Хащенко Т.Г. Формирование личностной готовности студентов к предпринимательской деятельности в аграрном образовании. Монография. Ульяновск-Екатеринбург: УГСХА, 2011. 113 с.

Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований, проведенных при подготовке докторских диссертаций

7. Хащенко Т.Г. Прогностические способности в структуре мотивационной готовности к аграрному предпринимательству //Акмеология. М, 2007. № 3 доп.: «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». С. 97-100.

8. Хащенко Т.Г. Система психологической поддержки формирования готовности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2007. № 10. С. 353-366.

9. Хащенко Т.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение социально-экономических преобразований в аграрном секторе //Акмеология. М, 2008. №3. С.80-90

10. Хащенко Т.Г. Управленческая концепция руководителей аграрных предприятий как детерминанта эффективности их хозяйственной деятельности // Вестник университета управления. М, 2008. №3. С.155-159.

11. Хащенко Т.Г. Особенности экономического самоопределения студентов-аграриев как детерминанта выбора предпринимательской деятельности в качестве профессиональной// Вестник университета управления. М., 2008. № 4. С.107-110.

12. Хащенко Т.Г. Особенности образовательной поддержки социально экономических преобразований в аграрном секторе России на современном этапе // Высшее образование сегодня. М., 2008. №2. С. 26-29.

13. Хащенко Т.Г. Личностные детерминанты эффективности хозяйственной деятельности аграрных предпринимателей. Эмпирическое исследование // Вестник Тамбовского университета: серия «Гуманит. науки». Тамбов 2009. Вып. 9 (77). С. 376-384.

14. Хащенко Т.Г. Эмпирическое обоснование модели психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе// Российский научный журнал. М., 2010. № 4. С. 184-190.

15. Хащенко Т.Г. Формирование готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе //Вестник университета управления. М., 2010. № 11. С. 130-133.

16. Хащенко Т.Г. Технология формирования психологической готовности к предпринимательской деятельности в аграрном вузе. Эмпирическое обоснование. //Вестник Тамбовского университета: серия «Гуманит. науки». Тамбов, 2011. Вып. 4 (96). С. 111-117.

17. Хащенко Т.Г. Формирование предпринимательского потенциала личности в системе профессионального аграрного образования // Казанский педагогический журнал. Казань, 2011. № 4. С.39-47.

18. Хащенко Т.Г. Психотехнология формирования готовности личности к предпринимательской деятельности (на материале аграрного образования)// Психология и психотехника. М., 2011. №.7. С. 46-55.

19. Хащенко Т.Г. Готовность личности к предпринимательской деятельности: эмпирическое обоснование модели на материале аграрного предпринимательства// Вестник Костромского государственного университета. «Педагогика. Психология…». Кострома, 2011. № 2.С.166-171

20. Хащенко Т.Г. Психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к предпринимательской деятельности в профессиональном образовании// Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2011. № 4 (16) С.494-502

21. Хащенко Т.Г. Концептуальные основания формирования личностной готовности к предпринимательской деятельности в профессиональном образовании// Российский научный журнал. М., 2011. № 6. С.189-195

Статьи в сборниках международных и всероссийских конгрессов и конференций

22. Хащенко Т.Г. Личностный ресурс в преодолении антисоциальных последствий экономических реформ // Стабилизация социально-экономического развития России: Всероссийская научно-практическая конференция (25-26 апреля 2001 г.). Пенза, 2001. С. 72-74.

23. Хащенко Т.Г. Проблема конфликта в контексте организационного развития сельскохозяйственного предприятия // Проблемы повышения эффективности аграрного производства. Материалы международной научно-практической конференции РГАЗУ. М.: РГАЗУ, 2002. С.120-124.

24. Хащенко Т.Г. К проблеме организационного развития унитарного сельскохозяйственного предприятия // Вестник УГСХА. Ульяновск, 2002. С. 81-86

25. Хащенко Т.Г. Организационная культура аграрных предприятий как фактор организационного развития // Инновационные технологии в образовательной сфере России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2003. С.59-62.

26. Хащенко Т.Г. Процессуальные методы организационного развития как средство повышения эффективности предприятий аграрного сектора // Инновационные технологии в аграрном образовании, науке и АПК России. Всероссийская научно-практическая конференция (13-15 мая 2003). Ульяновск, 2003. С. 217-220.

27. Хащенко Т.Г. К проблеме внедрения личностно-ориентированных технологий в учебный процесс // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. 10-я Всероссийская научно практическая конференция. Екатеринбург, 2003. С. 142-143.

28. Хащенко Т.Г. Особенности организационных культур аграрных организаций как проблема психосоциальной экологии // Проблемы экологии и охраны природы, пути их решения // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2004). Ульяновск: УлГУ, 2004. С. 179-182.

29. Хащенко Т.Г. Творчество руководителя и профессиональная деятельность // Проблема творческого развития личности в XXI веке. М.- Ульяновск, 2004. С. 241-244.

30. Хащенко Т.Г. Исследование особенностей мотивационного компонента инновационной готовности управленческого персонала в аграрном секторе Ульяновской области // Проблема творческого развития личности в ХХ1 веке. М. -

Ульяновск, 2004. С.277-281.

31. Хащенко Т.Г. К проблеме психологического обеспечения инновационной деятельности в аграрном секторе // Стабилизация и экономический рост аграрного сектора экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2004. С.122-128.

32. Хащенко Т.Г. Ценностные регуляторы поведения управленческого персонала как фактор эффективности инновационных процессов в аграрном секторе//Экономика и финансы, М.: Тезарус, 2004. июнь.

33. Хащенко Т.Г. Личностные особенности руководителей АПК как фактор эффективности инновационных процессов в аграрном секторе экономики // Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.IV. Ульяновск: УГСХА. 2005. С.78-82.

34. Хащенко Т.Г. Образовательная составляющая деятельности информационно-консультационной службы УГСХА как фактор эффективности преобразований в аграрном секторе Ульяновской области // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. М.: Минсельхоз РФ, 2005. июль. С.37-41

35. Хащенко Т.Г. К проблеме ценностных регуляторов правомерного поведения аграрных предпринимателей (на примере Ульяновской области) // Вестник Самарской гуманитарной академии, 2005. № 2. С. 80-84.

36. Хащенко Т.Г. Образование как фактор предпринимательской активности в Российском аграрном секторе // Личностно развивающее профессиональное образование. Материалы V Международной научно-практической конференции Часть IV. Екатеринбург, 2005. С.55-57

37. Хащенко Т.Г. Фрустрационные особенности личности в структуре ее мотивационной готовности к предпринимательской деятельности в аграрном секторе // Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра. Всероссийская научно-практическая конференция. Часть 1. Москва – Чебоксары, 2005. С. 181-187.

38. Хащенко Т.Г. К проблеме личностного фактора эффективности организационной власти // Аграрная наука и образование в реализации национального проекта «Развитие АПК». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2006. С. 72-78.

39. Хащенко Т.Г. Психологическая поддержка социально-экономических преобразований в аграрном секторе России в контексте проблемы социальной релевантности психологической науки // Аграрная наука и образование в реализации национального проекта «Развитие АПК». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2006. С.243-248.

40. Хащенко Т.Г. Система психологического сопровождения приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // «Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества» (международный конгресс), Кострома, 2007. С.499-503.

41. Хащенко Т.Г. Социально-психологические особенности участия сельского населения Ульяновской области в национальном проекте «Развитие АПК» // Актуальные вопросы аграрной науки и образования. Международная научно-практическая конференция 20-22 мая. Ульяновск, 2008. С.330-334.

42. Хащенко Т.Г. Нравственная составляющая экономического самоопределения выпускников аграрных вузов как фактор их деловой активности // Актуальные вопросы аграрной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 мая. Ульяновск, 2008. С. 327-330

43. Хащенко Т.Г. Личностные особенности руководителей аграрных предприятий как фактор эффективности их хозяйственной деятельности // Актуальные вопросы аграрной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 мая. Ульяновск, 2008. С. 322-327.

44. Хащенко Т.Г. Личностные детерминанты участия фермеров в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» //Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. Международная научно-практическая конференция 26-28 мая, Ульяновск, 2009.С. 421-425.

45. Хащенко Т.Г. Мониторинг социально-психологических условий реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Ульяновской области в 2008 году // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. Международная научно-практическая конференция 26-28 мая, Ульяновск, 2009. С. 425-429.

46. Хащенко Т.Г. Личностный потенциал предпринимательской активности

выпускников аграрных вузов // Материалы международной научно-практической конференции (май 2010) Ульяновск, 2010. С. 233-237

47. Хащенко Т.Г. Модель психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе // Международная конференция, посвященная 125-летию Московского психологического общества (26-28 марта). М., 2010.

48. Хащенко Т.Г. Интегрирование психотехнологии формирования готовности личности к предпринимательской деятельности в образовательный процесс аграрных вузов // «Учитель. Преподаватель. Тренер»; VI Международная научно-практическая конференция (июль 2010). М.:ПИ РАО, 2010.С. 275-279

49. Хащенко Т.Г. Технология формирования прогностической компетентности аграрного предпринимателя в системе профессионального образования// Теоретические и методологические проблемы современного образования. III Международная научно-практическая конференция (Москва 29-30 ноября 2010). М.: Институт стратегических исследований. С.106-108

50. Хащенко Т.Г. Формирование прогностической компетентности предпринимателя (на материале аграрного образования)// «Актуальные вопросы теории и методики высшего и среднего профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции (15 декабря 2010). Оренбург: РГППУ, 2010. С. 60-63.

51. Хащенко Т.Г. Формирование готовности личности к предпринимательской деятельности в аграрном образовании // Теоретические и методологические проблемы современного образования. III Международная научно-практическая конференция (Москва 29-30 ноября 2010). М.: Институт стратегических исследований, 2010. С.172-174.

52. Хащенко Т.Г. Формирование предпринимательского потенциала у студентов аграрных вузов // Психолого-педагогические технологии развития потенциала личности. Всероссийская научно-практическая конференция (15-20 декабря 2010 года). Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2010. С. 33-36

Учебно-методические пособия и опубликованные проекты

53. Хащенко Т.Г. Этика и психология предпринимательства: учебное пособие для студентов аграрных вузов. Ульяновск: УГСХА, 2006. 179 с.

54. Хащенко Т.Г. Этика и психология товароведческой деятельности: учебное пособие. Гриф УМО Минсельхоза РФ. – Ульяновск: УГСХА, 2008. 161 с.

55. Формирование психологической готовности личности к предпринимательской деятельности в высшем аграрном образовании // Комплексная программа научно-исследовательских работ «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации (2011-2015 гг). Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 76.

56. Хащенко Т.Г. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе вуза: Методическое пособие для преподавателей вуза. Ульяновск: УГСХА, 2011. 46 с.