Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ»
Специальность: 08.00.05; 08.00.10
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
По специальности 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

1. Разработана методология управления экономикой регионов, основанная на формировании эффективной парадигмы финансово-бюджетного контроля, с учетом современных приоритетов и условий региональной экономической политики, таких как: переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и внедрению принципа программно-целевого планирования; тенденции изменения методов управления региональным развитием от традиционных, сфокусированных на государственной поддержке, к стратегии активного самообеспечения; создание инновационно-технологической матрицы региона, формирующей основу долгосрочной конкурентоспособности; условия неравномерности развития бюджетных механизмов в территориальном аспекте; сокращение источников доходов бюджетов во многих регионах и уменьшение бюджетных расходов, стагнации и увеличению расхождений в системе бюджетного планирования между целевыми показателями и результатами использования бюджетных средств, что позволило установить взаимосвязи, характеризующие возможности влияния финансово-бюджетного контроля на социально-экономическое развитие регионов; выявить особенности организации и направления активного воздействия на экономику регионов различных типов посредством применения адекватных форм и методов контроля для эффективного использования бюджетных ресурсов (п. 3.17).

2. Идентифицированы общие и специфические факторы, систематизированы и развиты принципы управления экономикой регионов, отличающиеся интеграцией принципов системного, ситуационного и компетентностного подходов, в комплексе определяющие тенденции организационно-институциональных преобразований процесса управления, заключающиеся в: 1) современных требованиях к разграничению полномочий и сфер компетенций между федеральной, региональной, муниципальной властью; 2) обеспечении роста экономического потенциала региона за счет интеграции и рационального использования внутренних конкурентных ресурсов на основе расширения внутрирегионального взаимодействия субъектов хозяйствования; 3) целевом регулировании в интересах достижения воспроизводственных пропорций ресурсных потоков в системе бюджетного финансирования; 4) модернизации модели финансово-бюджетного контроля в регионах и муниципальных образованиях; 4) появлении новых форм и инструментов, развитии технологии контроля; 5) смещении акцентов контроля на объекты с высокой степенью риска обнаружения финансовых нарушений и/или имеющие стратегическое значение для социально-экономического развития регионов (п. 3.10).

3. Разработана концепция совершенствования управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, основанная на взаимосвязи «общность целеполагания деятельности федеральной, региональной, муниципальной власти, субъектов управления и бюджетной системы» → «повышение системной эффективности контроля» → «устойчивое социально-экономическое развитие регионов и бюджетная эффективность», отличие которой заключается в преобразовании бюрократической модели управления финансовыми ресурсами территорий в органическую модель, основанную на координации деятельности, как преобладающей форме взаимодействия органов власти и контроля разных уровней и институционализации финансовых отношений агентов сектора государственного (муниципального) управления. Реализация предлагаемой концепции позволит обеспечить синергетический эффект системы управления экономикой регионов на основе рационализации и повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации межбюджетных потоков, снижения расходов на контрольную деятельность, повышения бюджетной эффективности, а также обосновать выбор направлений и методов повышения эффективности управления с учетом современных целей социально-экономического развития территорий (п. 3.17).

4. Разработана концептуальная модель системы управления экономикой региона, в качестве основного элемента которой выступает оптимальная структура субъектов системы финансово-бюджетного контроля, предусматривающая четкое разграничение функций, полномочий и сфер компетенции между федеральными, региональными и муниципальными контрольными органами, улучшение взаимодействия субъектов контроля. Внедрение предлагаемой модели позволит создать предпосылки для совершенствования управления экономикой регионов на основе целевого и эффективного использования ресурсов региона, повышения институциональной эффективности финансово-бюджетного контроля за счет снижения трансакционных издержек вследствие устранения дублирования контрольных действий (п. 3.17).

5. Разработана методика оценки эффективности деятельности субъектов государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, которая основана на анализе зависимости между контрольно-целевым результатом и издержками контрольного процесса. Обоснован алгоритм комплексной оценки контрольного органа; предложен алгоритм поиска решений по оптимизации ресурсов, затрат и повышению результативности контрольной деятельности; расширены методические подходы к оценке результатов контроля за счет уточнения сущности и методов оценки эффектов, проявляющихся вследствие проведенного контрольного мероприятия (экономического, социального, организационного); предложена матрица оценки эффективности деятельности контрольного органа, обоснована последовательность выбора наиболее приемлемой структуры затрат по уровням системы контрольных органов, что в комплексе позволяет производить достоверную оценку эффективности и принимать управленческие решения по повышению эффективности работы субъектов финансово-бюджетного контроля. Предлагаемая методика отличается от имеющихся рекомендаций этапами формирования оценочных показателей и критериев, расширением инструментария за счет введения прагматического критерия оценки субъектов контроля, системным подходом к оценке эффективности деятельности контрольных органов, включающим анализ деятельности по качественным и количественным критериям и показателям (п. 3.21).

6. Разработана методика сравнительной комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, основанная на применении инструментария методологии Data Envelopment Analysis (DEA), методов сумм, балльной оценки, метода расстояний, применение которой в системе государственного управления и контроля позволит ранжировать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования по уровню эффективности управленческих решений в бюджетной сфере, повысить качество регионального бюджетного планирования посредством повышения степени реалистичности целевых показателей, а также обеспечить достоверность прогнозируемых, непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств в регионах (п. 3.21).

7. Разработана краткосрочная стратегия совершенствования управления экономикой регионов на основе модернизации финансово-бюджетного контроля на региональном и муниципальном уровнях, включающая: программу повышения эффективности управления экономикой регионов посредством усиления влияния финансового контроля на региональные процессы; алгоритм оценки целесообразности создания самостоятельного органа финансового контроля в муниципальном образовании; мероприятия по предупреждению нецелевого использования средств, направляемых в регионы и муниципальные образования, с учетом особенностей контрольных мероприятий в дотационных регионах. Предлагаемая стратегия позволит создать предпосылки для повышения бюджетной эффективности в регионах и муниципальных образованиях, обеспечения субъектов управления достаточной и достоверной информацией об использовании финансовых ресурсов на территории субъектов Российской Федерации (п. 3.17).

По специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит:

8. Расширено теоретическое представление о сущности и роли финансово-бюджетного контроля на основе определения его как дуального процесса, выделения инструментов достижения целей, идентификации проблем и особенностей системной организации финансово-бюджетного контроля. Дополнено определение категории «финансово-бюджетный контроль» как функции обратной связи в системе управления посредством выявления специфики процессного характера и конкретизации объекта и предмета финансово-бюджетного контроля в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Методологически обоснован состав элементов системы финансово-бюджетного контроля, определена их сущность и конкретизировано содержание, отражающее процесс взаимодействия элементов в системе, применительно к функциональной деятельности контрольных органов в условиях перехода к парадигме «управления результатами», что позволило расширить понятийный аппарат финансово-бюджетного контроля и создать предпосылки для уточнения компетенций субъектов контроля. Предложена авторская классификация финансово-бюджетного контроля по типам, видам, формам и методам, уточнены функции финансово-бюджетного контроля при исследовании их отличия от контрольных функций управления, что в комплексе развивает теорию финансов в сфере бюджетного управления.

9. Развиты методологические положения системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля посредством уточнения критериев, задач, условий эффективности и оптимальности, обеспечивающих результативный контроль на всех этапах и уровнях бюджетного процесса. Уточнено содержание эффективной системы финансово-бюджетного контроля за счет обоснования авторского подхода к содержанию и критериям системной эффективности финансово-бюджетного контроля.

10. Уточнена и дополнена система принципов финансово-бюджетного контроля с выделением в ней универсальных (контрольность, целостность, независимость, гласность, верховенство, компетентность) и прикладных (плановость, системность, непрерывность, демократический централизм, всеобщность, эффективность, законность, гуманизм, профессиональная компетентность, созидательность, ответственность, адекватность), сформированных в рамках внедрения предлагаемой модели финансово-бюджетного контроля и позволяющих завершить формирование эффективной системы финансово-бюджетного контроля.

11. На основе обобщения и анализа мирового опыта организации финансово-бюджетного контроля, а также оценки эффективности деятельности отдельных отечественных и зарубежных контрольных органов выделены отличительные особенности и преимущества зарубежных моделей контроля в государственном и муниципальном секторе и доказана возможность реализации в отечественной практике: 1) функциональной и материальной независимости контрольных органов; 2) стандартизации контрольной деятельности; 3) ориентации контроля на результативность и экономичность; 4) законодательно установленных методик для измерения эффективности программ расходования государственных средств; 5) опыта эффективной организации контроля на региональном и муниципальном уровнях; 6) наделения контрольных органов правом законодательной инициативы. Внедрение вышеуказанных положений позволит создать предпосылки для эффективной модернизации системы финансово-бюджетного контроля.

12. Развиты методологические положения оценки эффективности системы финансово-бюджетного контроля за счет: 1) разработки в рамках системного подхода научно-обоснованных теоретических и методических рекомендаций оценки эффективности бюджетных расходов на основе критериев и показателей результатов деятельности бюджетополучателей, классифицированных по группам и направлениям использования бюджетных средств в условиях перехода на программные методы формирования бюджетов; 2) обоснования алгоритма системной оценки эффективности финансово-бюджетного контроля, основанной на взаимосвязи контрольно-целевого результата (социального, экономического, бюджетного, организационного), эффективности бюджетного менеджмента и эффективности финансово-бюджетного контроля, что позволит производить достоверную оценку системной эффективности финансово-бюджетного контроля и принимать на ее основе управленческие решения.

13. Разработан комплекс направлений развития системы финансово-бюджетного контроля, включающий: 1) предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы; 2) направления развития информационного обеспечения контрольных органов, позволяющие обеспечить предусмотренный законодательством уровень открытости и прозрачности ревизионных процедур и способствовать улучшению взаимодействия контрольных органов в процессе планирования контрольных мероприятий; 3) мероприятия по координации контрольных органов; 4) организационный механизм проведения стандартизации деятельности контрольных органов, предусматривающий оценку качества деятельности органа финансово-бюджетного контроля в целом или отдельных процедур контроля с целью признания их соответствия стандартам и критериям, гармонизированным с международной практикой финансово-бюджетного контроля, что позволит улучшить качественные характеристики и результативность контрольных мероприятий. Научно обосновано с использованием методики выбора приоритетов и подтверждено расчетами, что комплексная реализация предложенных мер способна обеспечить пролонгированный синергетический эффект (повышение эффективности деятельности контрольных органов, бюджетной эффективности за счет предупреждения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств).

Список опубликованных работ
1.Монографии и учебные пособия:

1.Васильева, М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля: методология, концепция, перспективы: монография /М.В. Васильева. –Волгоград: Изд. Волгоградского государственного университета, 2011. ― 550 с. – 35 п.л.

2.Васильева, М.В. Эффективная система государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля и мониторинга как фактор обеспечения экономической безопасности/ М.В. Васильева//Коллективная монография «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы». ― Краснодар: Изд. НИИ экономики ЮФО, 2011 г. – 21,0 п.л. (лично автора – 2,0 п.л.).

3.Васильева, М.В. Стратегия развития системы муниципального финансового контроля : монография /М.В. Васильева. – Волгоград: Изд. Волгоградского государственного университета, 2010. ― 352 с.– 18,6 п.л.

4.Васильева, М.В. Становление и особенности развития контрольно-счетных органов в Российской Федерации: монография/ М.В. Васильева. – Волгоград: Изд. Волгоградского государственного университета, 2009. ― 350 с.– 20,2 п.л.

5.Васильева, М.В. Развитие системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: методология, методика, концепция: монография / М.В. Васильева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. ― 499 с.– 31,2 п.л.

6.Васильева, М.В. Концепция развития государственного финансового контроля как условие обеспечения национальной финансовой безопасности/ М.В. Васильева//Коллективная монография «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» Т. 1.- Краснодар, 2009 г. – 27,4 п.л. (лично автора – 1,5 п.л.).

7.Васильева, М.В. Государственный аудит как инструмент обеспечения финансовой безопасности России/ М.В. Васильева//Коллективная монография «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» Т 1. -Краснодар, 2008 г. – 28,9 п.л. (лично автора – 2,0 п.л.).

8.Васильева, М.В. Государственный финансовый контроль и аудит эффективности государственных средств: учебное пособие для слушателей программы повышения квалификации работников финансовых органов и магистрантов/ М.В. Васильева.- Волгоград: Изд. ООО «ИРВИТ»,2008. ― 180 с.– 11 п.л.

9.Васильева, М.В. Финансовая политика: учебное пособие / М.В. Васильева, Н.А. Малий, Л.В. Перекрестова (Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, бухгалтерского учета и мировой экономики). – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 223 с.- Гл. 2, 3, 4, 5. − С. 46-210. ―13,8 п.л. (лично автора –10 п.л.).

10.Васильева, М.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие./ М.В Васильева. - Волгоград: изд. ООО «ИРВИТ», 2007. ― 90 с.– 5 п.л.

11.Васильева, М.В. Императивы бюджетной политики: региональный и муниципальный аспекты: монография / М.В. Васильева, А.В. Лукьянова. – Волгоград: Изд. ООО «Принт», 2005.– 499 с.- Гл. 2, 3, 5. − С. 4-6, 52-121, 122-198, 278-400.- 27,6 п.л. (лично автора – 18 п.л.).

12.Васильева, М.В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом: учебное пособие (Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, бухгалтерского учета и мировой экономики)/ М.В. Васильева, О.А. Ломовцева, С.А. Агапцов. – Волгоград: Изд. ООО «Принт», 2005. ― 352 с. – Гл. 1, 2, 3. − С. 4-173, 223-270.– 22 п.л. (лично автора – 11 п.л.)

2.Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

13.Васильева, М.В. Концептуальная модель управления экономикой регионов/М.В. Васильев// РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.-2011.– № 4.- 0,5 п.л.

14.Васильева, М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе применения методики сравнительной комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления/ М.В. Васильева// Управление экономическими системами: электронный научный журнал.- 2011. – № 12. Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru, № гос. рег. статьи: 0421100036– 1,0 п.л.

15.Васильева, М.В. Формирование региональной экономики инновационного типа на основе воздействия финансово-бюджетного контроля/М.В. Васильева//Terra Economicus.- 2011. – № 4.-1,0 п.л.

16.Васильева, М.В. Методология управления экономикой регионов на основе совершенствования системы финансово-бюджетного контроля: стратегические решения и оценка эффективности их реализации/М.В. Васильева, А.C. Нилова// Управление экономическими системами: электронный научный журнал.- 2011.- № 11.Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru, № гос. рег. статьи: 0421100035– 1,0 п.л. (вклад автора – 0,6 п.л.).

17.Васильева, М.В. Нецелевое использование бюджетных средств в регионах и муниципальных образованиях: причины, условия, предупреждение/М.В. Васильева//Финансы и кредит.- 2011. -№43.-С. 37-47. – 1,1 п.л.

18.Васильева, М.В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов/ М.В. Васильева, А.Р. Урбанович// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2011.- № 2.- С. 30-38. – 0,8 п.л. (вклад автора – 0,4 п.л.).

19.Васильева, М.В. Методика оценки эффективности деятельности контрольных органов финансово-бюджетной сферы/ М.В. Васильева//Финансы и кредит.- 2011.- № 31.- С. 38-52. – 1,4 п.л.

20.Васильева, М.В. Модель оптимальной системы органов финансово-бюджетного контроля: проблемы и решения структурно-институциональной неэффективности/М.В. Васильева, А.C. Нилова// Финансы и кредит.- 2011. – №45.- 1,1 п.л. (вклад автора – 0,6 п.л.)

21.Васильева, М.В. Институциональная аккредитация контрольных органов как инструмент повышения эффективности системы финансового контроля/М.В. Васильева//Управление экономическими системами: электронный научный журнал.- 2011.-№ 10. Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru, № гос. рег. статьи: 0421100034– 0, 7 п.л.

22.Васильева, М.В. Предпосылки и факторы институциональных преобразований государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля в условиях программного бюджета/М.В. Васильева, А.C. Нилова// Финансы и кредит.- 2011. -№ 39.- С. 25-38 – 1,2 п.л. (вклад автора – 0,7 п.л.).

23.Васильева, М.В. Эффективность государственного и муниципального финансового контроля: организационный, институциональный и системный ракурсы/М.В. Васильева//Финансы и кредит.- 2011.- № 33.- С. 35-45. – 1,0 п.л.

24.Васильева, М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля/М.В. Васильева//Финансы и кредит.- 2011. -№ 27.- С. 49-62. - 1,2 п.л.

25.Васильева, М.В. Мировой опыт организации государственного и муниципального финансового контроля и возможность его применения в России/М.В. Васильева// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2011. -№ 25.- С. 46-56. – 1,0 п.л.

26.Васильева, М.В. Комплекс принципов организации государственного и муниципального финансового контроля/ М.В. Васильева//Финансы и кредит.- 2011.-№16.- С. 54-63. – 1,2 п.л.

27.Васильева, М.В. Ключевые направления становления и развития муниципального финансового контроля в Российской Федерации/М.В. Васильева// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2011.- №16.- С. 2-12. – 1,0 п.л.

28.Васильева, М.В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля/М.В. Васильева// Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2011. -№ 13.- С. 24-35. – 1, 2 п.л.

29.Васильева, М.В. Решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований на основе повышения эффективности контрольно-счетных органов/ М.В. Васильева //Региональная экономика: теория и практика.- 2010.- №22.-С. 48-56. - 1,0 п.л.

30.Васильева, М.В. Бюджетно - налоговые проблемы Волгоградской области/ М.В.Васильева, Е.В. Надточий//Региональная экономика: теория и практика.-2010.-№ 20.- С. 44-47. – 0,4 п.л. (вклад автора – 0,2 п.л.).

31.Васильева, М.В. Проблемы и основные направления развития муниципального финансового контроля/ М.В. Васильева //Предпринимательство. Изд. Некоммерческое Партнерство по изучению взаимоотношений бизнеса и культуры НП "ИБК".- 2009.- № 8.- С. 104-111. – 0,7 п.л.

32.Васильева, М.В. О концепции государственного и муниципального финансового контроля/ М.В. Васильева // Финансы и кредит.- 2009.- № 44 .- С. 14-24. – 1,2 п.л.

33.Васильева, М.В. Роль органов государственного финансового контроля в обеспечении реализации единой системы антикризисных мероприятий/ М.В. Васильева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009.- № 21.- С. 4-15. – 1,2 п.л.

34.Васильева, М.В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально – экономического развития России/ М.В. Васильева// Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2009.- № 17.- С. 20-30. – 1,2 п.л.

35.Васильева, М.В. Критерии и показатели оценки эффективности государственного финансового контроля/ М.В. Васильева// Финансы и кредит.- 2009.- № 32.- С. 12-24. – 1,3 п.л.

36.Васильева, М.В. Методы оценки эффективности использования государственных средств при проведении аудита эффективности/ М.В. Васильева // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда.- 2009.- № 2.- С. 38-45. – 0,7 п.л.

37.Васильева, М.В. Финансовый контроль и аудит в государственном секторе/ М.В. Васильева // Финансы и кредит.- 2009.- № 18.- С. 5-15. – 1,1 п.л.

38.Васильева, М.В. Концептуальные подходы к организации контрольно-счетной деятельности в субъектах Российской Федерации/ М.В. Васильева // Финансы и кредит.-2009.- №11.- С. 67-74. – 1,0 п.л.

39.Васильева, М.В. Государственный (муниципальный) финансовый контроль как инструмент реализации Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации/ М.В. Васильева // Региональная экономика.- 2009.- № 8.-С. 14-23. – 0, 9 п.л.

40.Васильева, М.В. Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства/ М.В. Васильева //Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2009. -№ 5.-С. 31-39. – 0,9 п.л.

41.Васильева, М.В. Развитие контрольно-счетной деятельности в регионах/ М.В. Васильева // Финансы и кредит.- 2009. -№ 20.- С. 43-56. – 1,2 п.л.

42.Васильева, М.В. Особенности контрольно-счетных систем зарубежных стран и опыт их интеграции/ М.В. Васильева // Финансы и кредит.- 2009.- № 6.-С. 70-80. – 1,0 п.л.

43.Васильева, М.В. Муниципальный финансовый контроль: проблемы организации и тенденции совершенствования/ М.В. Васильева // Финансы и кредит.-2009.-№ 2.- С. 33-42. – 1,0 п.л.

44.Васильева, М.В. Тенденции развития внешнего муниципального финансового контроля в условиях укрепления местного самоуправления/ М.В. Васильева// Финансы и кредит.- 2009. -№ 1.- С. 31-38. – 0,8 п.л.

45.Васильева, М.В. Региональный аспект модернизации органов государственного финансового контроля/ М.В. Васильева, О.А. Ломовцева// Региональная экономика.- 2009.-№3.- С. 43-54. – 1,3 п.л. (вклад автора – 0,7 п.л.).

46.Васильева, М.В. Государственный аудит в интересах стратегии развития регионов Российской Федерации/ М.В. Васильева, Л.В. Перекрестова// Национальные интересы: приоритеты и безопасность .-2009.- № 2 .-С. 27-37. – 1,2 п.л. (вклад автора – 0,6 п.л.).

47.Васильева, М.В. Методы оценки качества деятельности органов государственного финансового контроля/ М.В. Васильева// Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. «Экономика». Вып.7 (26). – СПб., 2008. – 1,0 п.л.

48.Васильева, М.В. Институциональные преобразования государственного финансового контроля в условиях социально-экономических реформ в России/ М.В. Васильева //Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. «Экономика». Вып. 6 (25). – СПб., 2008. – 1,3 п.л.

49.Васильева, М.В. Концепция государственного финансового контроля: от идеи до внедрения/ М.В. Васильева// Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. «Экономика». Вып. 5 (24). – СПб., 2008. – 1,3 п.л.

50.Васильева, М.В. Стратегии развития системы государственного финансового контроля в России/ М.В. Васильева// Национальные интересы: приоритеты и безопасность .-2008.- № 10.- С. 8-14. – 0,8 п.л.

51.Васильева, М.В. Стратегический аудит в социально-экономическом развитии регионов: от внедрения до концепции/ М.В. Васильева //Российское предпринимательство.- 2008.- № 7.-С. 24-28. – 0,5 п.л.

3.Статьи в других научных сборниках, научно-практических журналах и периодических изданиях

52.Васильева, М.В. Стратегические направления развития муниципального финансового контроля/ М.В. Васильева// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 2. – 0,7 п.л.

53.Васильева, М.В. О необходимости усиления государственного финансового контроля за деятельностью государственных корпораций/М.В. Васильева// Вестник ИКИАТ. - 2010. – 0,7 п.л.

54.Васильева, М.В. Тенденции развития системы государственного финансового менеджмента в России/ М.В. Васильева// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 11. – 0,7 п.л.

55.Васильева, М.В. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат/ М.В. Васильева// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 9. – 0,6 п.л.

56.Васильева, М.В. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления /М.В. Васильева// Материалы Международной научно-практической конференции, г. Сочи, 6-10 октября 2010 г. – 0,6 п.л.

57.Васильева, М.В. О необходимости повышения эффективности системы государственного финансового контроля в условиях экономического кризиса/ М.В. Васильева//Материалы Международной научно-практической конференции «Российская экономика: от кризиса к модернизации», г. Cочи, 28-30 января 2010 г. – 0,2 п.л.

58.Васильева, М.В. Государственный (муниципальный) финансовый контроль как инструмент реализации антикризисных мероприятий/ М.В. Васильева// Материалы Международной научно-практической конференции «Воздействие глобального экономического кризиса на регионы Юга России», г. Волжский, 24-25 сентября 2009 г. – 0,2 п.л.

59.Васильева, М.В. Проблемы и направления использования муниципальными образованиями средств, полученных из областного фонда компенсаций/ Васильева М.В., Орлова И.В.// Ежегодник «Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы».- 10 выпуск. -Волгоград, 2009. –1,5 п.л. (вклад автора – 0,9 п.л.).

60.Васильева, М.В. Критерии эффективности финансовой политики в современных условиях/ М.В. Васильева // Приоритетные направления финансовой политики XX1 века: Сб. Ст.- Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 1,0 п.л.

61.Васильева, М.В. Проблемы и перспективы повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами/ М.В. Васильева, Л.В. Перекрестова// Методологическое, методическое и нормативно-правовое обеспечение совершенствования бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях в условиях реформирования бюджетной сферы в РФ: материалы круглого стола, г. Волжский, 13 декабря 2006 г. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 0,7 п.л. (вклад автора – 0,3 п.л.).

62.Васильева, М.В. Институционально-экономическая модель координации деятельности контрольных органов при осуществлении государственного финансового контроля в условиях бюджетной реформы/ М.В. Васильева// Методологическое, методическое и нормативно-правовое обеспечение совершенствования бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях в условиях реформирования бюджетной сферы в РФ: Материалы круглого стола, г. Волжский, 13 декабря 2006 г. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 1,0 п.л.

63.Васильева, М.В. Роль баланса финансовых ресурсов региона в реализации эффективной финансовой политики: Материалы 7 общероссийской научной конференции с международным участием «Успехи современного естествознания»/М.В. Васильева// Фундаментальные исследования. Научно – теоретический журнал.- 2006.-№ 7.- С. 54-56. – 0,4 п.л.

64.Васильева, М.В. Стандартизация государственного финансового контроля в России: проблемы и перспективы/М.В. Васильева// Социально-экономические проблемы развития территориально-производственных систем: Ежегодник. Вып.2.-Волжский: Волжский институт экономики и менеджмента - ВШК, 2005. – 0,7 п.л.

65.Васильева, М.В. Среднесрочное финансовое планирование в условиях бюджетной реформы/М.В. Васильева// Социально-экономические и правовые проблемы развития территориально-производственных систем: Ежегодник. Вып.4.-Волгоград, 2005. – 1,0 п.л.

66.Васильева, М.В. Методические основы оценки эффективности финансово-бюджетного контроля и деятельности региональных контрольных органов/ М.В. Васильева // Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей молодых ученых, аспирантов и докторантов.– Белгород: Крестьянское дело, 2003. – 0,75 п.л.

67.Васильева, М.В. Проблемы и актуальные направления совершенствования системы финансового контроля в регионах/ М.В. Васильева// Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей молодых ученых, аспирантов и докторантов.– Белгород: Крестьянское дело, 2003. – 0,3 п.л.

68.Васильева, М.В. Актуальные направления совершенствования механизма исполнения региональных бюджетов при предварительной системе контроля/ М.В. Васильева // Вестник Волжского института экономики и менеджмента – ВШК. Серия 1. Экономика и управление. Выпуск 1. – Волжский: Волжский институт экономики и менеджмента - ВШК, 2003. – 0,7 п.л.

69.Васильева, М.В. Созидательная система государственного контроля как основа повышения его эффективности на региональном уровне/ М.В. Васильева// Президентская программа подготовки управленческих кадров: вклад в развитие экономики региона (материалы круглого стола).- Волгоград: Изд. ВолГУ, 2003. – 0,3 п.л.

70.Васильева, М.В. Государственный финансовый контроль в системе управления финансами государства/ М.В. Васильева//Социально-экономические проблемы развития территориально-производственных систем: Ежегодник. Вып.1.-Волжский: Волжский институт экономики и менеджмента - ВШК, 2002. – 0,75 п.л.