- Совокупность методологических и теоретических оснований историко-педагогического исследования профессионального образования:
- авторская концепция историко-педагогического исследования профессионального образования, основанная на логике современного подхода к целостному педагогическому процессу, где выделяются такие его компоненты, как цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, собственно процесс целереализации, результаты и оценка результатов деятельности. Названная концепция позволит системно структурировать историко-педагогические исследования;
- обоснование определения «система профессионального образования», а также конкретизация содержания понятия «система педагогического образования». Система профессионального образования представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений (учебные, научные организации и органы их управления), деятельность которых основана на регулируемой материальной и нормативно-правовой базе и направлена на подготовку и переподготовку профессиональных кадров для всех сфер социальной жизнедеятельности. В понятие «система профессионального образования» также включается совокупность педагогически адаптированных общетеоретических и специальных знаний и профессиональных навыков, способствующих развитию профессионального и творческого мышления, позволяющих тем, кто получил профессиональное образование, самостоятельно организовывать работу в определенной области деятельности;
- уровни формирования знания (философский, теоретический, методический, технологический и рефлексивный), в рамках которых возможно познание и осмысление в целом историко-педагогической теории и практики и, в частности, профессионального образования.
- Совокупность существенных признаков профессионального образования: социальный, исторический, классовый, сознательный, процессуально-деятельностный, целенаправленный, планомерный, вариативный, открытый, адаптивный, мобильный, способный к саморганизации, динамичный, дифференцированный, стохастический, противоречивый, целостный, полиэтничный, поликонфессиональный и поликультурный.
- В становлении и развитии системы профессионального образования в Башкирии выделены следующие этапы:
- первый - доинституциональный этап (с X-XI вв.- до конца ХVI в.), возникновение мусульманских общеобразовательных учебных заведений, начало зарождения теоретического и практического опыта в области профессионального образования;
- второй - этап становления институтов профессионального мусульманского образования (с начала XVII в. до 1786 г.);
- третий - начало становления государственного русскоязычного профессионального образования (с 1782-1786 гг. - до начала 60-х годов XIX в.);
- четвертый - государственно-общественный (60-70-е годы XIX в.), время, когда управление профессиональным образованием приобрело государственно-общественный характер;
- пятый (с середины 80-х годов XIX в.- до 1905 г.) - этап оформления системы отдельных направлений профессионального образования;
- шестой (с 1905 г. до конца 1917 г.) - высший этап развития образования рассматриваемого периода, оформление целостной системы профессионального образования в Башкирии.
- Совокупность социально-педагогических предпосылок (культурно-исторических, политических, экономических и этнокультурных), обусловивших становление и развитие системы профессионального образования Башкирии. Развитие капиталистических отношений в пореформенный и последующий периоды обусловило резкое возрастание потребности общества в профессиональном образовании. Названное, в свою очередь, послужило причиной ускорения темпов развития этой сферы и оформление в итоге целостной системы профессионального образования в Башкирии. Исследуемый период - самостоятельный этап развития названной системы, характеризовавшийся полисубьектностью формирования и постепенным движением к централизации школьного дела Министерством народного просвещения и стремлением к созданию единого образовательного пространства страны. Через различные местные органы управления (земства и др.) общественность региона принимала активное участие в организации профессиональной сферы образования. Поэтому управление профессиональным образованием носило государственно-общественный характер. Этноконфессиональные особенности Башкирии рассматриваемого периода отразились и на развитии профессионального образования. Существовали учебные заведения, предназначенные для населения: а) исповедующего ислам, православие, языческие верования, а также смешанные школы; б) представляющие разные этнические группы. В целом, названная система носила многоуровневый, вариативный, практикоориентированный характер.
- В исследуемый период в Башкирии были сформированы следующие направления профессионального образования: религиозное, педагогическое, медицинское, коммерческое, юридическое, горнозаводское, техническое, ремесленное, сельскохозяйственное и др. По уровню образования в следующих отраслях: религиозное, педагогическое, коммерческое и сельскохозяйственное было сформировано начальное и среднее профессиональное образование, остальные отрасли были представлены только начальным или только средним уровнем образования. Кроме того, в каждой из отраслей было сформировано много разновидностей учебных заведений.
- Особенности организации профессионального образования, его принципы, цели, содержание, формы, методы и средства. В Башкирии сложилась разноуровневая, полиморфная, вариативная система профессионального образования. В ней были разработаны и активно применялись множество принципов, форм, методов, средств педагогического процесса, имеющих место в современной системе образования.
- Сформулированные ведущие тенденции развития профессионального образования: система профессионального образования проходит такие стадии собственной эволюции, как становление, стабилизация, функционирование, затем упадок или развитие; в периодизации профессионального образования выделяются пять основных этапов: доинституциональный, общеобразовательный, политехнический, специальный и послевузовский; политехническое образование является обязательным элементом, а также этапом в становлении профессионального образования; система профессионального образования в своем развитии имеет тенденцию к большому разнообразию, разнотипности и разноуровневости; детерминантами содержания профессионального образования являются этато-, социо- и антропоцентристские парадигмы, с постепенным возрастанием роли последней.
- Становление и развитие системы профессионального образования представляло сложный, противоречивый, не всегда последовательный процесс. Однако в целом процесс характеризовался неуклонным поступательным движением. Эволюция системы происходила в сторону повышения качественных и количественных показателей теоретической и практической подготовки специалистов профессиональной сферы. Накопленный сферой профессионального образования дореволюционного периода опыт, целевой, содержательный, технологический, организационный аспекты при объективном анализе и критически-творческом отношении представляет научную ценность как в плане изучения истории образования и педагогической мысли, так и в плане современной педагогической теории и практики.
1.Аминов, Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века – до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов. – М.: Наука, 2006. – 346 с. (21,7 п. л.)
2.Аминов, Т.М. Система педагогического образования в Башкирии. Конец XVIII-начало XX века [Текст] / Т.М.Аминов; под научной редакцией Е.Г.Осовского. – Уфа: Башгоспединститут, 1999. – 184 с. (11,5 п. л.).
3.Аминов, Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования [Текст] / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2004. – 218 с. (12,5 п. л.).
4.Аминов, Т.М. Дореволюционная Уфа как центр профессионального образования. 2-е изд., перераб. [Текст] / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2006. – 216 с. (12,55 п. л.).
5.Аминов Т.М. Профессионально-педагогические учебные заведения Башкирии в конце XIX – начале XX века [Текст] / Т.М.Аминов // Развитие школьного образования Республики Башкортостан в XX веке: Коллективная монография. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2001. – С. 6-26 (1,3 п.л.).
6.Аминов, Т.М. Педагогическое образование в Башкортостане и на Южном Урале в дореволюционный период [Текст] / Т.М.Аминов // История образования в южно-уральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. – Уфа: Изд-во БИПКРО, 1996. – С. 44-54 (0,7 п. л.).
7.Аминов, Т.М. Развитие коммерческого образования в Башкирии (1908 – 1967): от Торговой школы до Уфимского профессионального торгового училища [Текст] / Т.М.Аминов, Р.М.Хусаинов. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2009. – 128 с. (16,9 п. л.). (Авторский вклад – 50% или 8,45 п. л.).
II. Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МО и Н РФ для докторских диссертаций по педагогике
8.Аминов, Т.М. Мусульманское педагогическое образование в дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М. Аминов, Л.Я.Аминова // Педагогика. – 2002. – № 1.- С. 89-93 (авторский вклад – 50% или 0,2 п. л.).
9.Аминов, Т.М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX - начале XX века [Текст] / Т.М.Аминов // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО – 2004. – № 2. – С. 57-75 (1,2 п. л.).
10.Аминов, Т.М. Физическое воспитание в учебных заведениях Башкирии в конце XIX – начале XX века [Текст] / Т.М.Аминов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 6. – С. 40-43 (0,3 п.л.).
11. Аминов, Т.М. Мусульманское образование в дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов, В.Л.Бенин // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2006. – № 3. – С. 118-125 (авторский вклад – 50% или 0,3 п. л.).
12. Аминов, Т.М. Новая концепция историко-педагогического исследования [Текст] / Т.М.Аминов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 11. – С. 445-449 (0,4 п.л.).
13. Аминов, Т.М. Признаки профессионального образования [Текст] / Т.М.Аминов // Искусство и образование. – 2008. - № 9. – С. 44-48 (0,4 п.л.).
14. Аминов, Т.М. Историко-педагогические основы становления технического образования в Уфимской губернии до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - № 15. – С.348-354 (0,45 п.л.).
15. Аминов, Т.М. Физкультурное образование в учебных заведениях Башкортостана: историко-педагогический аспект [Текст] / Т.М.Аминов, Л.Я.Аминова // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 4. – С. 3-7 (авторский вклад – 50% или 0,2 п. л.).
16. Аминов, Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования [Текст] / Т.М.Аминов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. - № 8. – С. 31-44 (0,9 п.л.).
17. Аминов, Т.М. Библиотеки дореволюционного Башкортостана: историко-культурологический аспект [Текст] / Т.М.Аминов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. - № 5. – С. 168-169 (0,2 п.л.).
18. Аминов Т.М. У истоков высшего образования в Башкирской АССР: Уфимский политехникум [Текст] / Т.М.Аминов, А.И.Ерёмина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. - № 4. – С. 203-214 (авторский вклад – 75% или 0,6 п. л.).
III. Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МО и Н РФ для кандидатских диссертаций по педагогике и другим специальностям
19. Аминов, Т.М. Историко-педагогический очерк деятельности низших ремесленных школ дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Вестник Башкирского университета. – 2005. - № 2. – С. 82-85 (0,3 п. л.).
20. Аминов, Т.М. Горнозаводские школы дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Нефтегазовое дело. Научно-технический журнал. – 2005. – № 3. – С. 297-300 (0,3 п. л.).
21. Аминов, Т.М. Первое уфимское ремесленное училище [Текст] / Т.М.Аминов // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение: гуманитарные науки. – 2005. – № 4. – С.93-97 (0,4 п. л.).
22. Аминов, Т.М. Становление и развитие медицинского образования в Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2006. – № 1. – С. 57-58 (0,2 п. л.).
23. Аминов, Т.М. Система среднего профессионального образования в Башкирии в конце XIX – начале XX веков [Текст] / Т.М. Аминов // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2006. – № 6. – С. 43-54 (0,75 п. л.).
24. Аминов, Т.М. Юридическое образование в дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Право и образование. – 2007. - № 1. – С. 158-161 (0,3 п.л.).
IV. Учебные пособия, программы, хрестоматии и брошюры
25. Аминов, Т.М. Содержание начального, гимназического и педагогического образования в дореволюционном Башкортостане [Текст]: учеб. пособие / Т.М.Аминов, Х.Х.Лукманова, И.П.Малютин. – Уфа: Башгоспединститут, 1997. – 41 с. (авторскиий вклад – 33% или 1 п. л.).
26. Аминов, Т.М. История педагогического образования в Башкирии [Текст]: рек. библиогр. указ. / Т.М.Аминов. – Уфа: Башгоспединститут, 1998. – 30 с. (1,9 п. л.).
27. Аминов, Т.М. Комплексная программа «Кадры системы образования Республики Башкортостан» на 2000-2003 годы [Текст] / Р.М.Асадуллин, Т.М.Аминов, Р.Р.Габдулхаков, Е.В.Трофимова // Развитие системы народного образования. Сборник республиканских программ. – Уфа, 2000. – С. 109-131. Утв. МНО РБ 18. 06.1998 г. № 5 и Каб. Министров РБ 29. 06. 2000 г. № 185 (авторский вклад – 25% или 0,4 п. л.).
28. Аминов, Т.М. История образования и педагогической мысли [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. – 56 с. (3,7 п. л.).
29. Аминов, Т.М. Социальная педагогика [Текст]: Учеб.-метод. пособие к занятиям / Т.М.Аминов, Л.Я.Аминова. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2002. – 40 с. (авторский вклад – 50% или 1,25 п. л.).
30. Аминов, Т.М. Педагогика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2003. – 84 с. (4,9 п. л.).
31. Аминов, Т.М. История образования и педагогической мысли [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2003. – 60 с. (3,5 п. л.).
32. Аминов, Т.М. История образования и педагогической мысли в Республике Башкортостан [Текст]: программа и метод. рекомендации к спецкурсу / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 32 с. (2,2 п. л.).
33. Аминов, Т.М. История педагогического образования в Оренбургском учебном округе (1875-1918 гг.) [Текст]: учеб. пособие / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – 156 с. (Гриф УМО Министерства образования Республики Башкортостан) (10,0 п. л.).
34. Аминов, Т.М. Образование в культуре Башкортостана [Текст] / Т.М.Аминов, Р.З.Алмаев // Очерки культуры народов Башкортостана: Учеб. пос. 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 178-193 (авторский вклад – 50% или 0,5 п. л.).
35. Аминов, Т.М. Генезис коммерческого образования в Башкирии (1908-1930) [Текст] / Т.М.Аминов, Р.М.Хусаинов. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2007. – 72 с. (Авторский вклад – 50% или 2,4 п. л.).
36. Аминов, Т.М. Педагогика и психология [Текст]: учеб.-мет. коплекс для студентов Российского исламского университета / Т.М.Аминов, Г.Ф.Янгирова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 128 с. (Авторский вклад – 50% или 3,75 п. л.).
37. Аминов, Т.М. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан [Текст] / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 410 с. (25,8 п.л.)
38. Аминов, Т.М. Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия [Текст] / Т.М.Аминов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 429 с. (26,8 п.л.)
V. Статьи в энциклопедиях
39. Аминов, Т.М. Педагогическое образование [Текст] / Т.М.Аминов, Р.М.Асадуллин // Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. – С. 461 (авторский вклад – 50% или 0,1 п. л.).
40. Аминов, Т.М. Бирская инородческая учительская школа [Текст] / Т.М.Аминов // Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2005. – Т.1. – С. 486 (0,1 п. л.).
41. Аминов, Т.М. Благовещенская учительская семинария [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 501 (0,1 п. л.).
42. Аминов, Т.М. Воскресные школы [Текст] / Т.М.Аминов // Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2006. – Т.2. – С. 132-133 (0,3 п. л.).
43. Аминов, Т.М. Горнозаводские школы и училища [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 331 (0,3 п. л.).
44. Аминов, Т.М. Дарлмугаллимат [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 414 (0,2 п. л.).
45. Аминов, Т.М. Духовное образование [Текст] / Т.М.Аминов, М.Г.Валеева, Ю.Н.Сергеев // Там же. – С. 530-532 (авторский вклад – 33% или 0,3 п. л.).
46. Аминов, Т.М. Коммерческое училище [Текст] / Т.М.Аминов, В.Н.Буравцов // Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2007. – Т.3. – С. 463-464 (авторский вклад – 50% или 0,3 п. л.).
47. Аминов, Т.М. Лесная школа [Текст] / Т.М.Аминов // Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2008. – Т.4. – С. 37 (0,1 п. л.).
48. Аминов, Т.М. Начальное профессиональное образование [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 377-378 (0,3 п.л.).
49. Аминов, Т.М. Орско-Оренбургская казахская учительская школа [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 559 (0,2 п.л.).
50. Аминов, Т.М. Педагогика [Текст] / Т.М.Аминов, Р.М.Асадуллин // Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2009. – Т.5. – С. 41-42 (авторский вклад – 50% или 0,15 п. л.).
51. Аминов, Т.М. Педагогическое образование [Текст] / Т.М.Аминов, Р.М.Асадуллин // Там же. – С. 44 (авторский вклад – 50% или 0,15 п. л.).
52. Аминов, Т.М. Пинкевич Альберт Петрович [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 81 (0,2 п.л.).
53. Аминов, Т.М. Приходские училища [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 187 (0,2 п.л.).
54. Аминов, Т.М. Прогимназии [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 190-191 (0,2 п.л.).
55. Аминов, Т.М. Ремесленные училища, школы и классы [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 292-293 (0,3 п.л.).
56. Аминов, Т.М. Русско-башкирские училища [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 343-344 (0,3 п.л.).
57. Аминов, Т.М. Сельскохозяйственные школы и училища [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 469 (0,3 п.л.).
58. Аминов, Т.М. Среднее профессиональное образование [Текст] / Т.М.Аминов // Башкирская энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2010. – Т.6. – С. 54-55 (0,2 п. л.).
59. Аминов, Т.М. Торговая школа [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 309 (0,2 п.л.).
60. Аминов, Т.М. Уездные училища [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С. 400 (0,2 п.л.).
61. Аминов, Т.М. Уфимская татарская учительская школа / Т.М.Аминов // Там же. – С. 483 (0,2 п.л.).
62. Аминов, Т.М. Уфимский институт иностранных языков / Т.М.Аминов // Там же. – С. 492 (0,2 п.л.).
63. Аминов, Т.М. Учебные округа / Т.М.Аминов // Там же. – С. 514 (0,2 п.л.).
64. Аминов, Т.М. Училище глухонемых / Т.М.Аминов // Там же. – С. 514-515 (0,2 п.л.).
65. Аминов, Т.М. Учительские семинарии / Т.М.Аминов // Там же. – С. 516 (0,2 п.л.).
VI. Статьи в сборниках научных трудов и журналах
66. Аминов, Т.М. Педагогическая культура Уфимской татарской учительской школы [Текст] / Т.М.Аминов // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб. статей. – Вып.2. – Уфа: Башгоспединститут, 1996, - С.98-104 (0,45 п. л.).
67. Аминов, Т.М. Содержание общего и педагогического образования в повышенных мусульманских учебных заведениях дореволюционного Башкортостана [Текст] / Т.М.Аминов // Вестник Башкирского государственного педагогического института. Серия гуманитарных наук. – Уфа, 1996. – С.43-49 (0,45 п. л.).
68. Аминов, Т.М. Этапы становления и развития системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов // Педагогический альманах: Сб. трудов преп. каф. педагогики БГПИ. –Уфа: Башгоспединститут, 1998. – С.13-18 (0,45 п. л.).
69. Аминов, Т.М. Национальные учительские школы [Текст] / Т.М.Аминов // Ватандаш. – 1999. – № 12. – С.169-173 (0,3 п. л.).
70. Аминов, Т.М. Деятельность учительских институтов на территории Южного Урала до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов // Проблемы профессионального образования: Сб. науч. статей. – Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2001. – Вып. 3. – С. 37-44 (0,5 п. л.).
71. Аминов, Т.М. Место внешкольного образования в просвещении народов дореволюционного Башкортостана [Текст] / Т.М.Аминов // Просветительство в Башкортостане: традиции, современность, перспективы. – Уфа: Общество «Знание» РБ, 2004. – С.14-18 (0,3 п. л.).
72. Аминов, Т.М. Историко-педагогический очерк деятельности дореволюционной Уфимской торговой школы [Текст] / Т.М.Аминов // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. – 2004. – № 2. – С.48-57 (0,6 п. л.).
73. Аминов, Т.М. Становление коммерческого образования в дореволюционном Башкортостане [Текст] / Т.М.Аминов // Ватандаш. – 2005. – № 12. – С. 9-20 (0,75 п. л.).
74. Aminov, T.M. Madrasah as professional religious and pedagogical institutions in pre-revolutionary Bashkortostan [Текст] / T.M. Aminov // Ватандаш. – 2006. – № 12. – С. 140-142 (0,3 п. л.). На английском языке.
75. Аминов, Т.М. В начале века. Краткий очерк становления и развития системы образования в Башкирии до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов // Бельские просторы. – 2007. - № 8. – С. 154-168 (0,9 п.л.).
76. Аминов, Т.М. Педагогические основы периодизации ремесленного образования в дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. – № 6. – С. 124-131 (0,5 п.л.).
77. Аминов, Т.М. Становление системы профессионального образования в Уфимской губернии до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов // Инновационные модели в интеграции учебного процесса и внеучебной воспитательной деятельности: в преподавании Всемирной истории: сб. статей. – Уфа: Вагант, 2008. – С. 18-32 (1,0 п.л.).
78. Аминов, Т.М. Очерк истории профессионального образования в Бирском уезде до 1918 года [Текст] / Т.М.Аминов // Бирская старина: Историко-краеведческий альманах. – Вып. 2. – Бирск: Изд-во БирГСПА, 2009. – С. 21-78 (3,75 п.л.).
VIII. Статьи и материалы выступлений на конференциях (международных, всероссийских) и IX съезде учителей РБ
79. Аминов, Т.М. Медресе дореволюционной Башкирии как профессиональные (духовные и педагогические) учебные заведения [Текст] / Т.М.Аминов // Исмаил Гаспринский – просветитель народов Востока: Мат-лы Междунар. науч. конф. – М.: НИИ ист. и теор. изобр. искусств Рос. Акад. художеств, 2001. – С.26-32 (0,45 п. л.).
80. Аминов, Т.М. Основные этапы и тенденции развития системы педагогического образования Республики Башкортостан [Текст] / Т.М.Аминов // IX съезд учителей Республики Башкортостан. Стенографич. отчет. – Уфа: РА «Информреклама», 2001. – С. 104-107 (0,3 п. л.).
81. Аминов, Т.М. Православное профессиональное (духовное и педагогическое) образование дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Мат-лы междунар. НПК. – Уфа, 2007. – С.10-14 (0,4 п.л.).
82. Аминов, Т.М. Равиль Утябай-Карими – исламовед и педагог-просветитель последней четверти XX века [Текст] / Т.М.Аминов // Выдающийся педагог XX столетия В.А.Сухомлинский и современная школа: Мат-лы II междунар. НПК (2-3 окт. 2008, Уфа). – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. С. 26-32 (0,4 п.л.).
83. Аминов, Т.М. А.П.Пинкевич – теоретик и практик советской педагогики и системы образования [Текст] / Т.М.Аминов // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: Мат-лы междунар. НПК (12 дек. 2008, Уфа). – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – Т. 2. – С.7-11 (0,4 п.л.).
84. Аминов, Т.М. Поиск и возрождение истин ислама в творчестве Р.М.Утябая-Карими [Текст] / Т.М.Аминов // Идеалы и ценности ислама: Мат-лы междунар. НК (11-12 дек. 2008, Уфа). – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. С. 8-14 (0,55 п.л.).
85. Аминов, Т.М. Педагогические кадры Башкортостана: тенденции и перспективы [Текст] / Т.М.Аминов // Негосударственное образование в России: результаты, проблемы, перспективы. Мат-лы межвуз. НПК. – Уфа, 2001. – Ч.1. – С. 23-29 (0,45 п.л.).
86. Аминов, Т.М. Становление медицинского образования в дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Роль кафедр педагогики и психологии в реализации программы модернизации педагогического образования: Мат-лы Всерос. совещания-семинара зав. кафедрами педагогики и психологии пед. вузов РФ. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – С.187-193 (0,4 п. л.).
87. Аминов, Т.М. Технологические основания педагогического мастерства [Текст] / Т.М.Аминов // Трансформация общества: наука, педагогика, производство: Мат-лы Всерос. конф. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. – С.9-14 (0,37 п. л.).
88.Аминов, Т.М. Сельскохозяйственное образование в дореволюционной Уфе [Текст] / Т.М.Аминов // Там же. – С.94-99 (0,37 п. л.).
89.Аминов, Т.М. Деятельность землемерного училища в дореволюционной Башкирии [Текст] / Т.М.Аминов // Сельские территории: проблемы и перспективы развития: Сб. ст. рег. НПК. – Екатеринбург, 2006. – С. 309-314 (0,45 п.л.).
90.Аминов, Т.М. Низшие сельскохозяйственные школы и училища дореволюционной Башкирии [Текст] / Аминов Т.М. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций: Мат-лы IV рег. НПК. – Екатеринбург, 2006. – С. 21-24 (0,35 п.л.).
91. Аминов, Т.М. Формирование теоретических основ профессионального образования в дореволюционной России [Текст] / Т.М.Аминов // Образование на рубеже веков: Мат-лы Всерос. НПК.– Уфа, 2007. – С.23-27 (0,4 п.л.).
92.Аминов, Т.М. Ризаэтдин Фахретдинов – ученый-богослов, педагог и просветитель [Текст] / Т.М.Аминов // Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: Первые Фахретдиновские чтения: Сб. мат. всеросс. НПК. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2009. – С. 87-90. (0,4 п.л.).